529 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 529. Иллюстрированные сказки: Три медведя (Худ. Н.Устинов).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

529. Иллюстрированные сказки: Три медведя (Худ. Н.Устинов).

Статья написана 28 декабря 2023 г. 12:01

Много рисовал "Трёх медведей" выдающийся художник Н.Устинов. Главный герой у него — русский светлый лес. В этом лесу совершенно естественно бродят люди и медведи. Обычные соседи.

Худ. Н.Устинов (1993)

Основная сюита была опубликована в пост-советское время (Можайский полиграфический комбинат, 1993). На фото эта книга слева. А справа — многочисленные издания, дублирующие (в лучшем качестве) и дополняющие основной вариант.

В поздних изданиях есть как совершенно новые картинки, так и варианты старых. Причём изменения точечные. Например:

а) Медведи возвращаются с прогулки (но, как и у Васнецова, хозяйственный Михаил Иванович тащит хворост). В позднем варианте персонажи крупнее — картинка обрезана (но это могло быть и редакционное вмешательство). А так — вся разница в повороте головы Михаила Ивановича.

б) Аналогично изменён поворот головы Настасьи Петровны (ну ещё Мишутке скамеечку в лапы добавили).

в) Чуть более серьёзные коррективы: поза девочки изменена, теперь она точно видит детскую кроватку на другой половине разворота.


Заставки

а) Яркое солнечное утро. Ничто не предвещает беды.


б) Медведи трудятся.


в) Медведи расслабляются.

Судя по рисунку на обложке и по разным заставкам/фронтисписам, Устинов точно решил сделать положительными героями медведей. Тогда, очевидно, девочка должна быть отрицательным персонажем? Посмотрим.


Дом в лесу

Крепкий дом. Устинов реалист: возле дома пчелиные улья, что должно служить объяснением проживания медведей в лесу (а не в деревне). Медведи явно не изгои.

Внутри не без претензий. Крепкая мебель — и вроде бы не самодельная. А ружьё и охотничьи трофеи на стене!


Жизнь медведей

В тексте речь идёт только о прогулках медведей.

Но дополнительно Устинов от себя показывает и работы по хозяйству — всё как у людей.


Погром

Девочка ест чужую кашу, сидит на чужом стуле...

...ползает по чужим кроватям. Вторжение состоялось — уже нарушение медвежьих прав.

А вот и собственно порча имущества. Само разрушение стула Устинов не показывает — покрывает девочку.


Медвежьи стенания

Медведи обижены, их жалко.

а) Кто ел из миски? Кто сидел на стуле?

В одном из вариантов Устинов это объединил в одной картинке.

б) А кто ложился в постельку?


Погоня

а) В первоначальном варианте этот эпизод касался только девочки, которая выскальзывает в окно. Медведей нет — нет и агрессии.

В одном из поздних вариантов агрессия появилась.


б) Обязательная для Устинова последняя страничная иллюстрация, перекликающаяся с первой. Девочка бежит по лесу (нельзя сказать, что скрывается — лес слишком светлый).

В позднем варианте — больше леса.

Нормально — русский лес за полчаса стрессы снимает, даже от встречи с домашними (живущим в домах) животными.





97
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 декабря 2023 г. 17:27
Всегда мне была непонятна мораль этой сказки ( в переработке Льва Толстого).
Хамка-гостья без спросу вторглась в чужой дом, напакостила там, принесла самое большое зло самому маленькому (сломала-разбила-съела), и благополучно смылась от наказания.
И все, конец. Тот, кто слушал, вроде бы, должен за героиню порадоваться, мол, ловко она от медведей-то, в окно... А те, дурни толстопятые, слышь, не догнали, хе-хе. Так им и надо!
Где здесь справедливость, или, хотя бы, попытка компенсации ущерба?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2023 г. 18:50
Вот и я всё думаю об этом. Не было в детстве мыслей об осуждении девочки.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2023 г. 19:11
В детстве-то понятно, все мы люди-человеки, а не медведи, и события сказки примеряем на людей. А медведи — это для маленького ребенка-слушателя, все же — хищники, что-то агрессивное. И поэтому хоть чем-то «ущемить» такого агрессора — уже какой-то психологический компенсатор.
Но чуть позже, когда первичный «сказочный» опыт наработан, ребенок уже анализирует события сказки с точки зрения совокупности деяний каждого из героев. И вот тут-то медведи (которые по сказке не людоеды, не разбойники, а мирные, трудолюбивые лесные обитатели-семья) и начинают выглядеть несправедливо наказанными.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2023 г. 20:05
Это так. Но, боюсь, взрослые сейчас начинают навязывать детям эту мораль (нам не навязывали). Не знаю, нужно ли это.
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2023 г. 01:10
Моя дочка в два года, когда ей эту сказку явили, тут же сказала, что ей Мишутку жалко...
То есть она поняла, что сказка «несправедливая».
А тут как раз нам подвернулось еще одно воплощение сказки «Три медведя» — не книжка, а игра-паззл: такая фанерная инсталляция, изображающая избу медведей, там были ниши для мебели, посуды, всего-такого, и фигурки медведей, девочки и само «окно», в котором эту фигурку девочки можно разместить...
И я стал с дочкой эту сказку разыгрывать «в продолжении»: после канонического сюжета, девочка просит у медведей прощения за устроенный беспорядок, они ее прощают, все мирятся и девочка дарит Мишутке грибов и ягод, которые она собрала до того в лесу, а медведи дарят ей меду и провожают из леса домой, чтобы волки не напали)))
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2023 г. 07:44
Интересно. Спасибо.


Ссылка на сообщение28 декабря 2023 г. 21:44
цитата Zivitas
Крепкий дом. Устинов реалист: возле дома пчелиные улья, что должно служить объяснением проживания медведей в лесу
Отсутствие забора вокруг дома и хозяйственных построек, достаточно красноречиво: эти медведи та публика, что приезжает на природу «погулять». Труд? так, дачные забавы. Каша слишком горячая? Боятся нюх заварить. Тарелки, у каждого своя доля...
цитата Zivitas
Девочка бежит по лесу (нельзя сказать, что скрывается — лес слишком светлый).
От медведя в лесу не убежишь, ни в темном, ни в светлом. Т.б., от таких, у которых ружье. За ней не гнались просто-напросто.
Поучение сказки представляю себе где-то в районе «не лезь со своим уставом в чужой монастырь», не изображай хозяина в гостях
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2023 г. 21:46
ОК
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2023 г. 07:14
Там есть и другая линия — как-никак, а «кто сидел на моем стуле, кто ел из моей миски» пошло в народ.
Но вот последовательная примерка на себя чужих ролей однозначно давит на какие-то кнопки в детской психике. Но не могу сформулировать, на какие. Что такого в том, чтобы поесть из большой посуды? Девочка одна в лесу, значит, достаточно взрослая.
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2023 г. 07:46
Очень интересно.


⇑ Наверх