Польская фантастика


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Польская фантастика» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Польская фантастика


Тематическая колонка, как это следует из названия, посвящена польской фантастике. Здесь будут появляться обзоры новинок, выходящих в Польше -- и переводов этих книг на русский и украинский; интервью, рецензии, новости, репортажи с польских конвентов. Будем рады авторам, которым есть что сказать о Леме и Сапковском, Зайделе и Дукае... Присоединяйтесь -- и сделаем мир чуточку разноцветнее. ;)

Модераторы рубрики: Vladimir Puziy, Ny

Авторы рубрики: ergostasio, Vladimir Puziy, Pouce, lekud, milgunv, Странник Ыых, Green_Bear, Славич, Wladdimir, Siroga, bvi, sham, ovawiss, Aleks_MacLeod, Phelan, Zangezi, creator



Статья написана 25 сентября 2021 г. 13:17

      

   Мацей Гловацкий (Maciej Głowacki) "Песни Холов (Pieśni Chołów)"

Издательская аннотация на этот раз необычайно короткая, похоже аннотатор не осилил весь текст:

цитата
      В 1980 году женщина в полдляшской деревне сожгла своего единственного ребёнка в хлебной печи. Доктор Ежи Дрозд приезжает, чтобы изучать верования местного населения, живущего на границе двух миров.

      Роман в женре фольксфэнтези.

Собственно в аннотации изложено содержание пролога и легенда главного героя — доктора психологии Ежи Дрозда. Он, таки, приезжает в Холы, деревушку затерянную в глуши близ границы с Белоруссией, якобы для изучения местного фольклора, но в отличие от Шурика из "Кавказской пленницы" фольклор для Дрозда лишь прикрытие. На самом деле он должен разобраться в обстоятельствах загадочного убийства младенца, сожжённого матерью в хлебной печи. Ибо есть основания подозревать, что в деле замешаны многие жители деревни, а не только мать, взявшая всю вину на себя (читатель знает, что, таки да). В деревне заезжего варшавянина встречают прохладно, поскольку визиты начальства из города (ведь все горожане — начальство, да) ничем хорошим обычно не заканчиваются, но Дрозд не сдаётся и пытается добыть информацию, сталкиваясь при этом с весьма загадочными явлениями, отдающими мистикой...

Поначалу роман развивается как вполне нормальный ужастик, а потом автора начинает нести и заносит в дебри т.н. гуманитарной НФ, или сюрреализма, или ещё чего-нибудь трудноопределимого, поскольку главгер заметную часть времени пребывает в изменённых состояниях сознания. О подробностях умолчу, кому интересно читайте роман. Причём похоже, автор намерен развивать тему и дальше.

В прочитанных мною откликах на роман откликающиеся жалуются, что не могут продраться дальше нескольких десятков страниц. И на малопонятный язык повествования. За язык не скажу, мне лично всё было понятно. Возможно автор использует какой-нибудь диалект, который мне понятен, как близкий к украинскому языку. И сквозь текст я продрался, хотя после первой трети стало скучновато. Пара претензий, таки, есть. Во-первых, автор слишком подробно описывает всякие ужасы, что для ужастиков не полезно. Во-вторых, всячески подчёркивает, что действие происходит во времена ПНР, но с реальностью того времени знаком, похоже, только понаслышке.

Есть, однако и положительный отклик, который я нашёл на сайте goodreads:

цитата
      За "Песнями Холов" я наблюдал с самого начала — с того момента, когда оплодотворённая зигота идеи угнездилась в бесспорно больном, аспергеровско-аутичном разуме Автора, и до того, когда произведение под аккомпанемент криков боли в брызгах физиологических жидкостей появилось на свет. И должен признать, что не могу дождаться, когда оно сделает свои первые шаги в большом мире литературы. (Михал Голковский)

Как видим, популярный писатель отнёсся к роману вполне положительно. Как и множество рядовых читателей, поскольку "Песни Холов" номинированы на премию Зайделя за 2020 год. В общем, Гловацкий набирает популярности, то ли потому, что нащупал чувствительную психопатологическую точку массового читателя, то ли мальчики научились у девочек коллективным действиям по проталкиванию своих.

Можно рекомендовать любителям странных произведений молодых авторов, владеющим польским языком.


Статья написана 24 сентября 2021 г. 14:44

      

   Агнешка Халас (Agnieszka Hałas) "Чернь не забывает (Czerń nie zapomina)"

Пятый роман из цикла "Театр змеев" (Teatr węży). Издательская аннотация:

цитата
      Вы вновь погружаетесь в мир Вуали — насыщенный магией, мрачный и захватывающий.

      После событий на Песенных Островах Кричащий Во Мраке словно в воду канул. Его ищут все — демоны Долины Патины, серебряная магичка Акхания ар Витанаре, молодая провидица Лоррейн. А также змей Ферен Берилт, имеющий свои скрытые причины.

      Долина Патины делает всё, чтобы отомстить Кричащему и Акхании за срыв планов на архипелаге. Тем временем в Бел Ингре, столице Лоссора, назревает новая интрига Бездны. Долина Ржи готовится устроить там эпидемию, чтобы заполучить десятки тысяч душ.

      Когда положение в Бел Ингре начинает ухудшаться, последствия оказываются ужаснее, чем кто-либо мог предположить. Станет ли возможным сотрудничество между серебром и чернью в ситуации ужасной угрозы?

Действие происходит в некоем модельном мире, оставленном богами. Уходя, боги накрыли мир Вуалью (в книге Zmrocz — точного перевода нет, но означает нечто затемняющее), которая должна защищать мир людей от демонов из астральных планов. В мире существуют две магические школы, отличающиеся по базовому первоэлементу и отношению к магии — школа серебра и школа черни (слово "чернь" в названии наводит на мысли о плебсе, но нет — это один из элементов местной магии). Серебро символизирует порядок и организацию, чернь — хаос и индивидуализм. Школы конкурируют между собой, но долгое время ограничивались добросовестной конкуренцией, поскольку иначе можно нарушить Равновесие, что может привести к разрыву Вуали и массированному вторжению демонов. Однако потом случилось Заражение/загрязнение/искажение в результате которого чёрные маги стали массово сходить с ума и серебрянным ради общего блага пришлось взять их под жёсткий контроль. Действие романа происходит через пару десятков лет после Заражения, когда демоны, пользуясь ослаблением Вуали вследствие нарушения баланса сил, решили предпринять вторжение, для чего организовывают в одном из городов эпидемию неизвестной болезни. Серебрянные маги пытаются противодействовать демонам, но им нужна помощь чёрных, которые не спешат её оказывать...

Вполне добротный фэнтезийный роман с заботливо продуманным писательницей миром и системой магии. Чувствуется влияние классиков и нынешних лидеров жанра, но странно было бы, если бы его не было. Заботливой продуманности порой даже многовато — некоторые описания магии и действий героев избыточны, словно это не роман, а описание фильма. В остальном же, как я уже написал — добротный роман, ориентированный на подростковую, пардон, янгэдалотвую аудиторию. Очевидно я не вхожу в целевую аудиторию, поэтому некоторые поступки персонажей, которые автор явно одобряет, мне представляются не оправданными и, скажем так, нехорошими. Возможно, если бы я читал предыдущие четыре романа, моё мнение бы изменилось (название романа явно намекает на то, что раньше серебрянные сильно обижали чёрных), но в данный момент представляется, что писательница явно ассоциирует себя с чернью и играет на её стороне.

Можно рекомендовать целевой аудитории, владеющей польским языком. Но, наверно, после прочтения предыдущих книг. Я лично попробую раздобыть и почитать первый роман цикла.

P.S. Роман номинирован на премию им. Зайделя за 2020 год.


Статья написана 23 сентября 2021 г. 19:25

      

   Кшиштоф Матковский (Krzysztof Matkowski) "Третья часть человека (Trzecia część człowieka)"

Традиционно начну с аннотации:

цитата
      Вот современный человек. Дамиан Кот. Нерешительный, потерянный, неудовлетворённый. У него нет времени ни на что, хотя он хотел бы иметь время на всё. Он вечно спешит, хоть и не знает куда.

      В новогоднюю ночь автомобильная авария меняет жизнь Кота, наводя его на след семейной тайны. На первый взгляд ничего не меняется: у Дамиана по прежнему есть невеста, работа, страстное увлечение. Сделанное им открытие представляется чудесным способом осуществить свои мечты — с этого момента он сможет идти всеми путями, о которых мечтал. Однако уникальный дар Кота может оакзаться проклятием, а с избранного пути будет трудно свернуть.

Начав читать эту книгу я подумал, что если придумать какое-нибудь фантдопущение и достаточно долго сидеть на берегу реки, то рано или поздно, ты обнаружишь это допущение в чьей-нибудь книге. Впрочем, дальше автор свернул на тропу, о которой я и не помышлял, так что обида на мироздание прошла. Однако раскрывать, каким образом герой осуществляет свои мечты не буду. Скажу только, что сбыча мечт впрок ему не пошла и большая часть книги посвящена психологическим проблемам и терзаниям упомянутого Кота. Думаю, что понимаю замысел автора, но реализация, на мой взгляд несколько подкачала — слишком много лишних деталей, что, впрочем, характерно для очень многих молодых авторов. В прошлом году я читал рассказ Кшиштофа Матковского "Сей цветы, собирай огонь (Siej kwiaty, zbieraj ogień)" и хочу заметить, что он пошёл лучше (я даже отдал за него голос при голосовании за премию Зайделя). Возможно, автору стоит ещё потренироваться на рассказах. Но, как для первого романа, вышло вполне неплохо — дальше должно быть лучше.

Нормальный дебютный роман молодого автора. Думаю будет интересен многим молодым и менее привередливым, чем я, читателям. Во всяком случае мне попадались восторженные отзывы и не случайно же роман попал в четвёрку романов 2020 года, выдвинутых на премию Зайделя. За автором буду следить.


Статья написана 21 сентября 2021 г. 11:09

На русском языке вышел роман "Тень", третья часть цикла Адама Пшехшты Materia Prima, который написан на стыке альтернативной истории и фэнтези. События разворачиваются на фоне Первой мировой войны, и от действий главных героев, польского алхимика и русского офицера — друзей, оказавшихся по разные стороны баррикад — зависят судьбы их родных государств.

Книга уже продается в Book24, а вскоре появится и в других магазинах.

Завершив трилогию, мы не прощаемся с Адамом Пшехштой и его миром. Этой весной автор начал трилогию Materia Secunda, и мы уже переводим, открывающий ее роман "Слуга крови".

Аннотация:

Варшавская республика пытается сохранить нейтралитет, балансируя между двумя державами: Германией и Россией. Однако у молодой республики все больше проблем. В анклавах появляются прямые посланники Проклятых, и Слово силы, давшее полякам победу, уже известно всем сторонам конфликта.

Граф Самарин и барон Рудницкий втянуты в водоворот политических и светских интриг, и это не единственная и даже не самая большая опасность. Кто-то поклялся убить их. И всех таких, как они. К тому же и в Берлине, и в Санкт-Петербурге крепнет убеждение, что пора атаковать. Польская армия готовится к финальному противостоянию, однако командование понимает, что никакая стратегия не позволит победить противника, имеющего двадцатикратное численное превосходство. Только время покажет, кто умрет, а кто выживет...


Статья написана 20 сентября 2021 г. 13:49

В ноябре в серии "Польская фантастика" выйдет роман Аркадия Саульского "Красный Лотос". Он открывает фэнтезийную трилогию "Стальные Хроники", навеянную историей и мифологией Японии.

Подробнее об авторе и романе можно прочесть в авторской колонке Владимира Пузия.

Аннотация:

«Сказано, что старшие Духи похищают детей и делают из них безжалостных воинов. В них вселяются демоны, а тела необратимо изменяются заклинаниями…»

У Кентаро в жизни была одна задача: защитить свою Бессмертную госпожу. Он потерпел неудачу, но ему дали второй шанс. Шанс защитить свою новую семью. Шанс отомстить предателю. В конце концов, в противостоянии нашествию варваров, разрушающим страну, один Дух стоит больше сотни самураев.

К сожалению, легенды молчат о том, что Духи остаются людьми. И они могут любить и ненавидеть. Как и все, только намного сильнее.

Из отзывов на роман:

Владимир Пузий: «Роман яркий, динамичный, с запоминающими персонажами и экзотическим сеттингом».

taniaksiazka.pl: «Читая, я почувствовал боль, сопровождавшую героев, этот страх и усилия, направленные на то, чтобы победить врага и защитить Ниппон. Климат, вонь гниющих тел, хаос, царящий на поле битвы, звон ударов мечей — все это как наяву. Что ощущает Кентаро? Помогут ли ему годы изучения боевых искусств? Может ли человек, с детства обученный одной цели — убивать — стремиться к большему?»

lubimyczytac.pl: «И действие, и юмор, и мир, и сильный, но загадочный главный герой — все это напоминает «Ведьмака». Так что если вам нравится такая смесь, я очень рекомендую эту книгу!»

granice.pl: «Знатоки истории Японии и увлеченные ее культурой люди найдут в романе множество аллюзий и отсылок, которые автор вплел в сюжет своей книги — от нашествия монголов, до имен некоторых героев и видеоигры «Призрак Цусимы».

Об авторе:

Польский писатель-фантаст. Родился в 1987 году в Гдыне. Окончил факультет международных отношений Военно-морской академии. Работал журналистом в финансовой прессе, руководил интернет-порталом. Как писатель дебютировал в 2010 году. Рассказы публиковались в журналах фантастики и в тематических антологиях. В 2016 году вышел первый роман в жанре космической оперы. В 2020 году начал фэнтезийную трилогию о войне в стране Ниппон, похожей на средневековую Японию.





  Подписка

Количество подписчиков: 232

⇑ Наверх