Школьное образование Как вы ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Школьное образование. Как вы считаете...»

Школьное образование. Как вы считаете...

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 13:29  
цитировать   |    [  ] 
После консультации с уважаемыми старожилами форума выяснилось, что до сих пор такой вопрос вроде как не поднимался. А ведь любопытно: что лично вы думаете о современном школьном образовании в части, касающейся литературы и русского языка. Не раз и не два слышала в том числе в свой адрес выпады: на фиг мне этот Лев Толстой, который жил два века назад, и его дурацкие регрессивные взгляды, кто, на фиг, такой, этот ваш Грибоедов, которого меня заставляют выборочно учить наизусть, и с какого перепугу я должна взрослеть под влиянием творчества алкоголика Есенина, когда у меня перед глазами столько выдающихся поэтов (о каком конкретно поэте шла речь, даже упомянуть неудобно — на мой взгляд, реально клиника).
Как вы считаете, не устарела ли отечественная школьная программа в части материальной базы? Не пора ли "вытряхнуть на фиг" эту старую перхоть и обратиться к более современным авторам?
Свое мнение, которое у меня, разумеется, имеется, обязательно выскажу по ходу.
Спасибо за внимание.
–––
Je suis la Muse du bourreau de Lille


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 15:02  
цитировать   |    [  ] 
Вопрос-то не так ставиться.
Во-первых здесь почему-то вопрос только о литературе.
Во-вторых есть у Пратчетта со товарищи книга, где он пытается разобраться кто такой человек. Из этого вырастают вопросы: Кто такой русский человек? Кто такой человек русской культуры в широком этническом диапазоне? В тему есть тема
В третьих зачем литература в школе и что она вообще должна давать?
Что должна давать школа?
На мой взгляд вся эта "перхоть" должна обеспечивать преемственность русской культуры на протяжении последнего тысячелетия и давать весьма общие представления (на уровне захочет — сам нароет) о мировой культуре и каким боком мы к ней крепимся.
Кстати, алкоголик Есенин весьма неплохо ложился на мою подростковую психику, потому как подозреваю у него самого психика до его 30 оставалась довольно инфантильной и подростковой. Тем не менее для меня это самый великий Поэт 20 века.
–––
Любовь никогда не перестает... ап. Павел
Не указывайте дорогу Любви. отец Олег


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 15:36  
цитировать   |    [  ] 
Дочь 5 класс. Давно не заглядывала в учебник по литературе.
Некоторые произведения которые они проходят — весьма странные на мой вкус.
Набор книг частично зависит от учителя. В том числе и современных авторов проходят. И сочинения пишут по понравившимся книгам.


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 15:43  
цитировать   |    [  ] 
Iron rains, смотря какие "более современные" авторы. Мои школьные годы — это в основном девяностые, когда программы по истории и литературе в угоду конъюнктуре перекраивались до неузнаваемости. Помню, что нам пытались впихивать в больших дозах Солженицына, Шаламова и прочих подобных бытописателей лагерной жизни. Вот таких "современных авторов", пожалуйста, не надо. Но и почтенные, освященные традицией классики в больших дозах вызывают в школе лишь острую аллергию. Что сейчас изучают на уроках литературы, я не знаю, но если там все так же разбирают по три-четыре романа Достоевского и Льва нашего Николаевича Толстого, то, значит, ничего не изменилось. Достоевского до сих пор вспоминаю с содроганием (со школы не открывал ни разу); помнится еще, как я продирался сквозь "Войну и мир", выписывая в тетрадочку имена действующих лиц и кто кем кому приходился, чтобы не запутаться окончательно.

В общем, куда ни кинь, везде клин. Хотя, впрочем, на что еще нужна школьная литература, как не на впихивание детям силком того, что в своем возрасте они по собственной воле читать явно не станут? Так что не столь важно, классики или современники, все равно приниматься они будут учениками в штыки. И даже если в программе попадется по-настоящему интересная книга, то одно осознание того, что читаешь ты ее не потому, что самому хочется, а из-под палки, лишает чтение всякого удовольствия.

Пришла в голову еще вот какая мысль. Знакомо ли вам имя Власа Дорошевича? Это был репортер и фельетонист начала прошлого века, и у него есть несколько совершенно блестящих фельетонов по поводу тогдашнего гимназического образования. В частности, он издевался над программами по литературе ("словесности", как ее тогда называли): мол, заставляют зубрить сочинения древних римлян и разбирать "Слово о полку Игореве", а "более современного" Пушкина проходят вскользь. Так что с поправкой на сотню лет разницы ваши мысли далеко не оригинальны 8-)
–––
Tegul nudvėsia plika beždžionė su savo gauja


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 16:18  
цитировать   |    [  ] 
Вот тот фельетон, где "Слово о полку Игореве" противопоставляется Пушкину: "Маленькие чиновники". И еще один, сходный по тематике: "Русский язык".
–––
Tegul nudvėsia plika beždžionė su savo gauja


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 16:30  
цитировать   |    [  ] 

цитата Iron rains

что лично вы думаете о современном школьном образовании в части, касающейся литературы и русского языка
На мой взгляд, главное в современной школе — научить человека мыслить, а также ощутить себя частью нашей цивилизации...

Посему главные предметы — математика, язык, история и литература...
–––
Helen M., VoS


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 16:57  
цитировать   |    [  ] 
программу по литературе давно пора перетряхивать. И если бы речь шла только о великих произведениях — Евгении Онегине или Переступлении и наказании. Люди, у которых нет детей-пятиклассников, просто не представляют себе, сколько дряни в программе.

вот тут кое-что есть в подробностях
–––
Список лонгселлеров всех нас рассудит...


магистр

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 17:06  
цитировать   |    [  ] 
Я в школе очень быстро читал, но даже мне так и не удалось осилить за один год Достоевского, Толстого и Шолохова. "Тихий Дон" так и остался не читанным. И я не слишком жалею, потому что там на каждой страницы одна Смерть. Зачем мне это было нужно в 1998-м году, когда она и так была вокруг, я не представляю. Но главная претензия — слишком большие объемы.
Вторая претензия — это все очень сложные произведения, и школьники не способны понять смысла и глубины. В итоге, я читал "Преступление и Наказание" как детектив. Особой мукой был "Обломов" и "Детство, Отрочество, Юность" Толстого.
Наверное, надо что-то менять. Только не стоит этого делать из-за конъюнктуры. Такие классические вещи, как "Герой нашего времени" нужны. Это абсолютно подростковое произведение, но "Детство. Отрочество. Юность."...я не знаю зачем оно.
–––
Жизнь изнашивает человека. Изнашивает до дыр.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 17:15  
цитировать   |    [  ] 
сейчас довольно много классики впихнуто из соображений "после школы мы не сможем заставить людей это прочитать, а значит, они не прочтут". Что много говорит как о уважении к собственным гражданам, так и о понимании возрастных особенностей.
–––
Список лонгселлеров всех нас рассудит...


философ

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 17:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата Shean

сколько дряни в программе.вот тут кое-что есть в подробностях

Довольно спорная статья. Если руководствоваться принципом "ребенок неправильно поймет", то в программе останутся только стерильные образцово-показательные сказочки. Да и то даже по "колобкам" и "курочкам рябам" куча извращенных и стебных трактовок уже набралась.
Но во-первых, на то и уроки с учителем, где разбираются ситуации из произведений, а не просто тупо зачитываются тексты. В иных предметах достаточно зубрежки, простой наработки базы данных, а в литературе — без квалифицированной подачи и разъяснений дела плохи.
Во-вторых, достойная литература как раз и анализирует людские неурядицы и конфликты "и что из всего этого вышло". Плюс — задача хорошей литературы в сопереживании, а не только в перемалывании сюжета.
Если буквально следовать рекомендациям из статьи, то получается замкнутый круг: без жизненного опыта "ребенок не поймет". А когда набьет вместе с шишками сей опыт, то предупреждения опоздали. Или альтернатива: про мораль и "Рабинович напоет", а книжки — да ну их, одно от них расстройство, оградить и запретить. :-)))
В общем, преподавание такого сложного предмета как литература на 90% зависит от мудрости и мастерства педагога. А с этим — как всегда.


авторитет

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 18:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата mist

здесь почему-то вопрос только о литературе

Именно потому, что это предмет-то очень специфичный. К примеру, возьмем математику. Как можно изменить и что добавить к поэтичной теореме косинусов? Она со времен Евклида и Аристотеля не изменилась, выдумывай — не выдумывай. Если говорить об истории, которая то пишется, то переписывается, то и здесь контраст разительный: все-таки "Новые" и "Новейшие" учебники появляются регулярно. За последние несколько десятилетий огромный скачок в развитии астрономии — и это находит свое отражение в корректировке школьной программы (например, если чуть поглумиться, моя мама училась по Воронцову-Вельяминову и до сих пор свято верит, что Большое Красное пятно на Юпитере — это озеро лавы... это "шутка зер гуд" если что, для полноты картины).
А вот с литературой все капельку сложнее. Какие-то авторы со своими взглядами сегодня в тренде, какие-то признаны заблудшими и устаревшими. А завтра, образно говоря, все изменится чуть ли не кардинально.
–––
Je suis la Muse du bourreau de Lille


философ

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 18:30  
цитировать   |    [  ] 

цитата Iron rains

После консультации с уважаемыми старожилами форума выяснилось, что до сих пор такой вопрос вроде как не поднимался.

Они вас обманули :-) Такая тема уже обсуждалась здесь https://fantlab.ru/forum/forum6page1/topi... и здесь https://fantlab.ru/forum/forum6page1/topi...
По поводу уместности произведений классической литературы в школьной программе Михаил Веллер https://www.youtube.com/watch?v=pdPoLu9ZnIc
с которым я в целом согласен.
Скоро все американские писатели объявятся мертвыми иноагентами, а так можно было включить Твена, Лондона, О Генри, Саймака для прививки оптимизма и жизнеутверждения. Но этому режиму это, конечно, не подходит.
Из соотечественников — побольше Грина. Из советских писателей есть, что выбрать — Каверин, Крапивин и т.д.


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 18:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата Anastasia

Набор книг частично зависит от учителя.

Нет, там весьма строгая программа, за нарушение которой можно словить по первое число. Если кто-то стуканет в Министерство, что где-то не так изучают школьную программу, проблем этот преподаватель не оберётся. Это в университете и институте, преподаватель во многом сам себе танцор — там и уже не дети — а школа, довольно строгое место по программе. Там не дадут вместо Лермонтова изучать Эдгара По, ещё и развращение детских умов американской литературой припишут.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


авторитет

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 18:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата brokenmen

вас обманули

Не так чтобы очень. Люди ответили в том плане, что точно не уверены, но вроде как не было такого раньше, и что они сами уж точно про такую тему не знают. Я не ревнивая: если такая тема уже есть, прошу модераторов эту снести или объединить, если это технически реализуемо.
–––
Je suis la Muse du bourreau de Lille


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 18:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

Если руководствоваться принципом "ребенок неправильно поймет", то в программе останутся только стерильные образцово-показательные сказочки.


там, вообще-то, ни слова насчет "ребенок неправильно поймет". Я не знаю, как можно неправильно понять "Грозу", она же линейна, как доска: "убей себя апстену, пусть все плачут"

И да, то, что в школьной программе очень мало иностранной классики, а та, что есть — порой странная — это правда. Ни Твена, ни Киплинга, ни Дефо, разве так можно?
–––
Список лонгселлеров всех нас рассудит...


философ

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 18:39  
цитировать   |    [  ] 
Iron rains я это только к тому, если вам будет интересно почитать, что уже писали по этому поводу. А так те темы заглохли, а вы вызвали новое оживление


философ

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 18:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

Там не дадут вместо Лермонтова изучать Эдгара По

"Золотой жук" однозначно лучше "Героя..." :-)


авторитет

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 18:50  
цитировать   |    [  ] 
brokenmen
Рада стараться :beer:
Школьная программа, если говорить о ее актуальности в свете современных воззрений, неповоротливая, но вообще перспективно достаточно гибкая штука, если не брать в расчет литературу. "Войну и мир" же, например, как проходили во времена дорогого Леонида Ильича, так и проходят. И это вызывает некоторые вопросы, в том числе и у школьников, и у их родителей.
(Приступ лени и наказание )))
–––
Je suis la Muse du bourreau de Lille


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 18:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата brokenmen

"Золотой жук" однозначно лучше "Героя..."

Это спорно, хоть я и не любитель Лермонтова. Но людям которые составляют школьные программы и утверждают, на это плевать, будь даже так.

Да и вообще: большинство нашей школьной программы — пережиток прошлого, она срочно требует реконструкции.
–––
Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
Анджела Картер


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2021 г. 18:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата brokenmen

"Золотой жук" однозначно лучше "Героя..."
Нет смысла сравнивать красное с солёным...

Моё мнение — список русской литературы имеет смысл существенно сократить...

Вот что я бы оставила обязательно:

- Слово о полку Игореве
- Радищев. Путешествие из Москвы в Петербург
- Пушкин. Лирика
- Пушкин. Капитанская дочка
- Лермонтов. Лирика
- Гоголь. Вечера на хуторе...
- Некрасов. Лирика
- Тургенев. Муму
- Достоевский. Преступление и наказание
- Лесков. Очарованный странник
- Салтыков. История одного города
- Чехов. Каштанка
- Блок. Лирика
- Маяковский. Лирика
- Ильф-Петров. Дилогия о Бендере
- Катаев. Белеет парус одинокий
- Каверин. Два капитана
- Булгаков. Собачье сердце


Остальное немногое — на вкус учителя...
–––
Helen M., VoS
Страницы: 123...678    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Школьное образование. Как вы считаете...»

 
  Новое сообщение по теме «Школьное образование. Как вы считаете...»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх