Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 июля 2016 г. 14:17

Сколько же копий переломано на этом фильме по этой книге!

Что в моей жизни появилось раньше? Скорее всего фильм. Очень издавна сидят у меня в памяти эти сумасшедшие кульбиты на маленьком смешном квадратном джипе и бесконечная езда на дрезине под психоделическое позвякивание. Уж чего-чего, а "Солярис" и "Сталкера" в Советском союзе по телевидению показывали часто. Конечно, ни в шесть-семь-восемь лет, при первом просмотре я ничего не понял (да, скорее всего, терпения только до дрезины и хватило, раз уж сидит она в памяти), ни в десять-пятнадцать, при повторных. Понимать что-то начал много позже, уже много раз перечитав "Пикник на обочине", естественно, пройдя период отторжения фильма по расхожей причине — не по книге нифига! Стотыщпятьсотпервое "расследование" проводить никакого желания нет — давно ясно, что книга отдельно, фильм отдельно. Сценарий Стругацкие писали намного позже, и сами внесли то, чего в книге или не было, или показано не так сильно, как они хотели.

Ооо, сколько восторга было при первом прочтении "Пикника"! Возраст самый тот, героев подавай, "боевой" фантастики в СССР практически не издавали. Насколько я помню, ту истерзанную до прозрачности книжечку, прежде чем сдать в библиотеку я перечитал раза три. Понеслась, с ребятами во дворе мы много раз играли в "Зону", вытаскивая с враждебной территории детсада "хабар". Суть книги тоже постигалась постепенно (надо бы перечитать в n-ый раз, может, еще чего найду?) Редкая вещь, когда необъяснимое, чужое (а раз так — то враждебное) показано так обыденно. Вот жили обычные люди в неком провинциальном городишке и случилось Посещение. Жуть, суматоха! И дальше живут. Только некоторые стали в Зону ходить, зарабатывать этаким образом. Должен сказать, что прямо-таки боготворимый мною Станислав Лем неоднократно очень высоко отзывался о "Пикнике". И неоднократно же сетовал, что последняя часть, с Золотым шаром, все испортила, что неужто же такие замечательные авторы, как братья С., всерьез изобразили эту сказку с исполнением желаний?

И вот братья С., возможно, даже в пику уважаемому мэтру, пишут сценарий для фильма именно по этой последней части. Золотой шар превращен в Комнату желаний; сталкер Шухарт из Рэмбо докатился до жалкого запуганного человечка; яркий, так сильно поразивший меня образ "открывашки", "говорящей отмычки", нужной, чтоб пройти Мясорубку на пути к Шару (пардон, комнате) размыт и прямо не называется. Но, повторю — книга отдельно, фильм отдельно. И фильм получился отменный.

Сталкер, несколько раз сидевший именно за это, в очередной раз ведет в Зону двоих "желающих пожелать". Якобы есть где-то в Зоне некая "комната желаний", исполняющая самую сокровенную мечту того, кто туда зайдет. И если молчаливый Профессор серьезно и молчаливо преследует какую-то свою цель, то раздолбай-Писатель идет просто от скуки, всерьез ничего не воспринимает и болтает без умолку. Его-то Сталкер и планирует использовать как отмычку для прохождения мясорубки. Все-таки дойдя полным составом до комнаты, никто в нее так и не заходит. Писатель боится, что его сокровенное желание окажется какой-нибудь гадостью, а Профессор, и шедший-то затем, чтобы уничтожить эту комнату, "чтоб не воспользовался очередной фюрер", понимает, что сокровенное желание даже фюрера тоже будет какой-то мелкой пошлостью и никому не навредит. Ну, а Сталкеру "и так хорошо".

Разве это герой?
Разве это герой?
Ну куда ж без этого?
Ну куда ж без этого?

Помимо основной темы фильма все-таки открытым остался вопрос — а есть ли не только эта самая "комната желаний" на самом деле, но и сама Зона? И подтверждений тому, что вообще вся Зона, полная опасностей и ловушек, существует только в воображении Сталкера в фильме множество. И сам он говорит, что Зону творят люди, приходящие в нее; и Писатель с Профессором выясняют друг у друга, что все, связанное с Зоной, они узнали у самого Сталкера; и жена Сталкера в финальной речи говорит — ну, вы уже догадались, что он блаженный. Ведь ничего сверхъестественного с героями в Зоне так и не произошло. Ну, ветер, ну, звуки. Вы что, в лесу не бывали? По развалинам лазать и так опасно, без всяких пришельцев. Пропавшие войска? Брошенная техника? Не знаю, Тарковский специально подобрал именно такую технику или взял для съемок, что дали? А то на фоне машин и тепловоза это старье бронированное. Охрана с пулеметами? Ну, да, это посерьезней, но вообще смахивает на атомную электростанцию, а стрелять начали — ну, представьте, за платформой с оборудованием, рано утром, по рельсам летит армейский джип с тремя красавцами. И преследовать не стали, потому что не на территорию поехал, а к пустырю. Но все это я так, в шутку — теория заговора;-)

Т-34-85, ЗИС-3 и БТР-152
Т-34-85, ЗИС-3 и БТР-152
Дорогая Алиса Бруновна
Дорогая Алиса Бруновна

 Очень жаль, что Профессора дублировали и вместо бархатного голоса Николая Гринько мы слышим кого-то другого
Очень жаль, что Профессора дублировали и вместо бархатного голоса Николая Гринько мы слышим кого-то другого

Очень цельный и полный фильм. Фантастика без спецэффектов. По типу минимальности подачи приходит на память "Человек с Земли", но там вообще все только разговором и ограничивается, а тут все-таки гайки кидают в траву и лазят по дряхлым заброшенным коллекторам. Два часа нагнетается напряжение — и разговором, и действием, и музыкой, и видеорядом — и наконец герои приходят к полному взаимопониманию и молча сидят под дождем в полуразваленном бункере... Совсем невесело становится, когда рискуя жизнью (?;-)) через полосу препятствий и сомнений (а есть ли она?) добираешься до "комнаты желаний" и хочется чего-то огромного, "СЧАСТЬЯ ДЛЯ ВСЕХ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫМ!" (как в "Формуле любви", помните — А если кто-то не захочет жить счастливым? -- Тогда он умрет. Все желания должны исполняться) — а оказывается, что ты сам-то лишь маленький человечек, как все, и нет у тебя внутри этого самого огромного, и нечего тебе пожелать для всех, и страшно, что пусть и узнаешь-то об этом только ты сам, но выяснится, что сокровенная-то мечта твоя — только о себе самом, любимом, о своем благе — а это и правда страшно, узнать о себе такое. Так лучше сесть у дверей, посидеть, да и уйти восвояси, потому как, вдруг?

Ну, и напоследок, самое главное, ради чего и началась эта статья.

Страшную весть я принес в ваш дом, Надежда. Зови детей!

Канал WGN America объявил о запуске в производство сериала по роману Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Режиссер блокбастеров «Тор 2: Царство тьмы» и «Терминатор: Генезис» Алан Тейлор поставит экранизацию, а на главную роль на этой неделе был утвержден Мэттью Гуд. Книгу Стругацких адаптировал Джек Паглен, на счету которого сценарии фильмов «Превосходство» и «Чужой: Завет».

АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ААААААААААААААААААААААААААААААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Сериал — это минимум шесть серий. 150 страниц текста "Пикника" не растянуть даже на четыре, если делать дословную экранизацию. Вывод: глядя на суперзвездные фамилии взявшихся за это дело, будет что-то навроде:

стрельба-взрывы, хороший сталкер Рэдрик любит красавицу Гуту, ее же возжелает плохой русский сталкер Кирилл, стрельба-взрывы, плохие вояки хотят вывезти каку из Зоны, стрельба-взрывы, безумный профессор Нунан хочет вывезти каку из Зоны, стрельба-взрывы, кака лезет из Зоны, стрельба-стрельба-стрельба-бабаххх, плохой сталкер убивает хороших в каке, стрельба-взрывы, хороший сталкер убивает всех плохих сталкеров, всех плохих вояк, всех плохих профессоров, всю каку — сумасшедшая стрельба-взрывы, финальный бабах, они целуются

Абсолютно не надеюсь, что будет что-то иное, но, когда выйдет на экраны, смотреть буду. Кто, блин, им права продал?


Статья написана 11 июля 2016 г. 16:41

Старость — не радость.

Конечно, по просмотру "Молоха" стоило ожидать, что рано или поздно я продолжу пересматривать эту серию фильмов Сокурова. И, на будущее, естественно, далее последуют и "Солнце" и "Фауст".

"Телец" — продолжение "Молоха" во всех смыслах. Не важно, что другие герои, время и ситуация — ощущение, что фильм тот же самый, не отпускает с первых кадров. Вновь размытая картинка, глухой звук.

И вновь безоговорочно веришь, что "вот так именно и было" — хотя к "Тельцу" уже больше претензий по историческому несоответствию, навроде того, что, мол, показан будто не 23-й год, а 37-й, перед Сталиным все уже стелются, хотя тогда он еще был достаточно второстепенной фигурой и т.д.

Снова один день из жизни вождя (и снова в роли вождя Леонид Мозговой, сумевший блестяще исполнить после Гитлера и роль Ленина!). Но на этот раз все наоборот. Ленин очень болен. Он с трудом передвигается, говорит. Периодически накатывает слабость, то физическая, то умственная. Если Гитлера все слушали, затаив дыхание, то Ленина не слушает никто, с ним обращаются как с недоразвитым ребенком. Он крайне тяжело переносит насильственную изоляцию в Горках. Вообще, замечательно показан именно старый больной человек. Но если обычный старый больной человек со своими капризами, вспышками активности и внезапной беспомощностью вполне понятен (всем нам наверняка уже доводилось видеть угасание кого-то, чаще всего родственника и близкого человека), то великий человек в подобном положении вызывает противоречивые чувства. К Ленину в нашей стране, как и к Гитлеру, также две типичные крайние оценки. Еще тридцать лет назад это был просто Бог, потом, с приходом перестройки, на него вылили неимоверное количество грязи, а сейчас большинство людей моего поколения, успевшие побывать октябрятами и пионерами, откусившие "и с той, и с другой стороны гриба" (я помню, как в свое время, делая домашнее задание по истории, прочитав в учебнике сухие строчки: "21 января 1924 года Владимир Ильич Ленин скончался", просто зарыдал навзрыд,

а лет через 10-15 с интересом читал в какой-то паршивой газетенке про "сифилис мозга у Ленина-Бланка") — как я наблюдаю, просто не хотят больше ничего знать про этого человека, не хотят даже разговаривать о нем. Тяжело, когда ребенком тебе внушали, что дедушка Ленин был самый лучший на Земле, а чуть позже эти же люди по всей стране валили его памятники и исходили ядовитой слюной при одном упоминании ставшего ненавистным имени. И вот в фильме этот человек стар и болен. Он не хороший, не плохой. Это уже не тот Ленин, что "делал революцию" — как бы кто к этому ни относился — это просто человеческая развалина. В минуты просветления он понимает, что с ним случилась катастрофа и просит яду, раз пистолет отобрали, а ножи тупые. А в остальное время это просто старик, бесконечно повторяющий: "Сам, сам!", когда окружающие помогают ему сесть, встать, идти.

Трудный фильм. Со старым человеком, когда он становится беспомощен, вообще трудно. А когда этот старик еще недавно был так высоко, что просто увидеть его мельком почиталось за счастье, а сейчас приходится таскать его на руках из ванны — вдвойне трудней. Не знаю. Я не увидел в "Тельце" политики, как и в "Молохе". Старость бывает некрасива и неопрятна, от этого никуда не деться, и с дедушкой Лениным, к сожалению, случилась именно такая, к тому же преждевременная (ведь всего-то 53 года!)


Статья написана 24 июня 2016 г. 17:31

Пособие по психологии диктатора

К Гитлеру у нас в стране два типических отношения — полное неприятие либо чуть ли не благоговение. И то и другое крайне агрессивное. Второе зародилось с развалом СССР и появлением в "новой России" собственных националистов, из которых лишь единицы понимали, в чем суть данного учения. Доводилось общаться и с теми, и с другими, сам побывал и в том, и в другом лагере, а затем повзрослел и, надеюсь, теперь отношусь к фигуре Гитлера как должно — как к великой исторической личности. Хотя, положа руку на сердце, конечно, нет — ведь тот же Сталин все-таки наш, а это же... И "Мою борьбу" читал, с чувством некоторого превосходства поглядывая на окружающих — во-первых, все же она каким-то образом запрещена, по крайней мере, прямое цитирование, а во-вторых, стало понятно, что подавляющее большинство телеголов, писателей и режиссеров, рассуждающих, пишущих и снимающих даже не о самом Гитлере, а о нацизме как таковом, букварь-то и не читали.

И вот Александр Сокуров в 1999 году снимает (так и просится — "смело" или "провокационно", но нет — он тогда уже вовсе не ориентировался

на мнение отечественного зрителя и критика) первый фильм из своей "трилогии власти", все-таки с выходом "Фауста" ставшей тетралогией, — фильм о Гитлере "Молох". Показан один день в Бергхофе, где постоянно проживала Ева Браун и куда на выходной приезжают фюрер с четой Геббельсов и Борманом. Действие происходит либо в 1942, либо в 1943 году. Фильм снят в "фирменной" сокуровской манере — немного размыто, немного глухо. Очень досаждает невнятный перевод немецкой речи (да, герои, естественно, говорят по-немецки), к тому же явно неполный. Но это уже устоявшаяся практика — "нелегкий" фильм должен нелегко и смотреться. И такому фильму непроизвольно начинаешь верить. Вот натурально — будто замечательный сценарист Юрий Арабов где-то откопал засекреченные дневники с дословным описанием этого дня, а оператор с режиссером прямо из-за камней и снимали.

Что же получилось? А получился уставший, больной, запутавшийся человек. Человек, а не тиран, диктатор, отец нации, фюрер. И его жалко. Он не может, уже десять лет не может побыть один, побыть собой. Вы только представьте себе, каково это? Сорок лет идти к своей цели, достигнуть ее и понять, что власть — это гидра. Срубишь сто голов, чтоб победить и в итоге вместо своей вырастет такая же, сто первая. Вот ты на вершине, окруженный толпой прихлебателей, которые помогли тебе туда забраться и вдруг превратились из друзей в льстецов и паразитов. Друзей нет — единственный друг (по крайней мере, так принято считать) Рудольф Гесс давно уж пропал в Англии. Подругу — Еву — вынужден скрывать от народа, держа ее практически в заточении в Бергхофе, изредка посещая на выходных. Вот такой день и показан.

Гитлер отвык вести себя естественно. Он всегда на публике, ему всегда смотрят в рот сотни и тысячи людей, он разучился говорить — он ораторствует. Несколько раз за день он пытается поговорить с Евой и каждый раз срывается на "речь". А уж выходя к гостям, и подавно. Неважно, что это лишь три человека и прислуга — для Гитлера есть теперь только два типа разговора: выступление и приватная беседа, в которой хоть и допускаются какие-то вольности ("Кто-нибудь хочет трупного чаю?"), но все равно секретарь с блокнотиком стоит за плечом — "вождь говорит"! И оказавшись один на один с Евой, он теряется. То по-детски дурачится, то выдает очередной спич, то сворачивается в комочек с требованием чтоб пожалели.

Он понимает, что в ловушке, в которую сам себя загнал и из которой уже не выберется. Что эти люди вокруг только и ждут, чтоб захохотать на любые слова, потому что давно научились угадывать по его лицу, что вот сейчас он пошутит, или начать поддакивать с озабоченной физиономией, когда угадают, что он говорит серьезно. И Гитлер незатейливо развлекается, говоря то про войну с Италией, то про чехов, произошедших от монголов, ребячится, подбрасывая ежика на дремлющего Бормана и сваливая вину на Геббельса. И лишь один раз позволяет себе на секундочку стать человеком — в самом конце, уже уезжая, говоря Еве -- Самая хрупкая вещь на свете — красота. Пока вы живете, буду жив и я. -- а затем, подзывая Бормана, спрашивает: -А где эти... щенки? (в самом начале ему подносят показать щенков видимо от местной собаки, а он устало и раздраженно от них отмахивается) и тут же с тоской понимает, что их уже утопили из-за того, что он их отверг, и когда Борман лживо подтверждает, что, мол, чумка, привычно выдает новую глупость.

Кино не для всех. Не только потому, что для многих оно просто будет скучным. А потому, что в Гитлере — порождении ада и карикатурной фигуре с нервным тиком — можно попытаться увидеть человека. Человека в ситуации, в которой никому не пожелал бы оказаться — всегда один в толпе обожателей.


Статья написана 23 июня 2016 г. 10:48

Не самое лучшее издание, но именно эта книга стоит у меня на полке
Не самое лучшее издание, но именно эта книга стоит у меня на полке
Такой вот Нью-Йорк
Такой вот Нью-Йорк

Ну вот мы и дождались очередной экранизации Филипа нашего Кайнреда Дика. В смысле наконец-то дошли у меня глаза ее посмотреть.

Сериал полностью соответствует высказыванию какого-то шутника, что, мол, "в Голливуде научились снимать фильмы в полном объеме названия книги". Не помню, именно о книгах Дика ли шла речь, не важно. Книга перелопачена крупными вилами. Не остался нетронутым ни один персонаж и добавлено множество новых, в том числе и главных. При этом малейшие совпадения с текстом исчезают примерно к 3-4 серии. Так что сериал практически полностью самостоятельное произведение. И, на удивление, не скажу, что плохое.

К просмотру приступал с двояким чувством. Именно с "Человека в высоком замке" началось мое знакомство с этим восхитительным автором в год издания искомой зеленой книжки — в 1992. Тогда в СССР, уже почившем, бешеными темпами издавали западную фантастику, даже в моем маленьком городке появилась пара лотков с яркими обложками, где по приемлемой цене можно было приобрести какого угодно автора, ассортимент менялся полностью за неделю. Мне было всего шестнадцать, читал я запоями, в библиотеке от моих запросов уже шарахались — конечно, все заработанные за каникулы денюжки я оставил на тех лотках. В числе прочих куплена была и эта книга. И я был потрясен! Все так же следуя тогдашней моде, очень я увлекался всем японо-китайским, от единоборств до философии. "И-цзин" тогда купить было еще невозможно, издание Щуцкого 1960-го было академическим, всего 1400 экземпляров, переизданий пока еще не было, и я собирал сведения о "Книге перемен" по крупицам из разных источников. А тут фантастический роман, в котором "И-цзин" полноправный герой. Конечно, я был в восторге. За прошедшие двадцать лет пару раз перечитывал, конечно, уже без розовых очков — есть у Дика вещи намного сильнее, но детские впечатления продолжают действовать, и я боялся, что сериал выйдет навроде нашего ужасающего "Волкодава" — из отличной книги творение, цензурных слов для которого нет.

И с первой серии стало ясно, что сериал вовсе не по книге, а "по мотивам", и, кроме главной предпосылки — во Второй мировой побеждают страны Оси — и имен героев общего у них нет. Оно и понятно — растянуть небольшой по объему роман на десять почти часовых серий ну никак не получится. И сценаристы написали новую историю. Жаль, но из нее вовсе выпал один из главных героев — "И-цзин". В книге гадают все персонажи, кроме нацистов, в сериале же к гаданию несколько раз обращается только министр Тагоми (причем явно видно, что актер даже не знает, как гадать на стеблях тысячелистника и просто теребит их в руках, производя какие-то непонятные движения). Но, поскольку роль "Книги перемен" полностью вырезана — и книга "Из дыма вышла саранча", написанная "И-цзином", в сериале превращается в фильм "Когда наестся саранча", снятый неизвестно как и кем — то уже и не важно.

Главное отличие сериала от книги — добавлен непосредственно Третий Рейх, точнее, его американская часть. В книге все действие происходит в Сан-Франциско и центральных неокупированных районах, в сериале же еще и в Нью-Йорке, принадлежащем рейху. Также расширена японская составляющая — в книге японцы поголовно белые-пушистые, читающие свой "И-цзин", коллекционирующие вещички американской старины, а в сериале немалую часть занимает деятельность Кэмпентай, которые ловят и обрабатывают подпольщиков не менее лихо, чем их коллеги из СС по ту сторону континента.

Джулиана
Джулиана
Джо
Джо
Фрэнк с Эдом
Фрэнк с Эдом

В-общем, нет больше смысла сравнивать книгу и сериал. Вот несколько главных героев — Джулиана и Джо Блэк, превращенный из итальянца (Италия в сериале вообще ни разу нигде не упоминается) в нацистского агента, а также Фрэнк Фринк со своим лопоухим другом. К этим актерам достаточно много претензий — либо в сценарии плохо прописано, либо играли абы как... Джулиана взбалмошная, то туда, то сюда, "я это должна, я то должна" — без причин, без предыстории. Джо (точнее, Люк {не Скайуокер!!} — так актера зовут) не раскрыл своего персонажа. Непонятно, как он вообще попал на эту работу: агент под прикрытием — это высшая квалификация, в том числе идеологическая, а тут явный непрофессионализм со всех сторон.

министр Тагоми
министр Тагоми
обергруппенфюрер Джон Смит
обергруппенфюрер Джон Смит
инспектор Кидо
инспектор Кидо

Старшее поколение сыграло намного лучше. Особенно хорош обергруппенфюрер. Из фанатичного оловянного солдатика в первых сериях он замечательно раскрывается в семьянина и преданного делу человека. Инспектор Кидо тоже удивил в последних сериях.

Косяков и недоработок в сериале масса. Как, например, на должность обергруппенфюрера СС (следующая ступенька — оберстгруппенфюрер, и это уже никто иной, как Гейдрих) попадает "этнический" американец Джон Смит? Каким образом он в молодости ловил рыбу с берлинцем Рудольфом Вегенером, причем в Цинцинатти? Про "шпионскую" деятельность Джулианы в министерстве вообще промолчу, как и про выход из охраняемого эсэсовцами нацистского посольства через боковую дверцу на помойку.

Но есть и очень удачные находки. Гитлер, как говорится, "очень похощ". Явно постарались обработать на компьютере, как он выглядел бы в 70 с лишком лет, и актера загримировали от души. Очень красив Берлин, правда, мелькает он только в последней серии и очень ненадолго. Оружие у эсэсовцев — пистолеты-пулеметы Хеклер и Кох, созданные позже, чем время действия сериала, но именно на этом и акцент, что в рейхе такое оружие наверняка появилось бы раньше.

Короче говоря, сериал все же неплох. Особенно хороши последние серии, выправившие мое уже было сложившееся впечатление, и поднявшие итоговую оценку до девяти баллов. Ждем-с второй сезон, надеюсь, он даст адекватные ответы на возникшие вопросы — и самый главный: откуда появляются эти самые фильмы "Когда наестся саранча"?


Статья написана 22 мая 2016 г. 15:42

Посреди целого кладбища разбитой техники в пустыне — танков, орудий, грузовиков, даже фюзеляж самолета из земли торчит — под непрерывным артобстрелом стоит М3 Lee с американскими звездами и надписью LULUBELLE на борту. Радист пытается связаться хоть с кем-нибудь, командир и механик-водитель ковыряются в соседнем разбитом танке, снимая детали для своей забарахлившей "красавицы".

Так начинается замечательный фильм 1943 года "Сахара" с Хамфри Богартом в роли несгибаемого сержанта Джо Гана. Итак, этот танк с тремя (из шести положенных) членами экипажа — все, что осталось от англо-американских войск на этом участке боевых действий после разгорома под Тобруком. Кто-то из британского командования приказывает им отступать на юг, вглубь пустыни, так как все другие направления заняты немцами — точнее, приказ выглядит так: "Удачи, янки! На родном языке говорю — мотай отсюда!". И янки согласно приказу мотают. Вскоре им попадается разбомбленный госпиталь с капитаном медслужбы и пятью солдатами. После некоторой перепалки -- Я лучше останусь тут, чем побегу в этом жестяном гробу. — Одну минуту! Тут три ошибки. Во-первых, мы не бежим, мы выполняем приказ, во-вторых, танк не из жести и, в-третьих, это не гроб, это М3, для которого пройти двести миль по пустыне так же просто, как для вас перейти площадь Пикадилли! -- британцы и француз (да-да, среди них есть колоритнейший француз!) присоединяются к танкистам. Еще спустя некоторое время они встречают старшину Тамбула из суданского батальона, который после гибели всей своей части взял в плен итальянца, "чтобы он нес мои вещи". Бравый старшина, увидев танк, тут же идет на него в атаку! Сержант Ган выкидывает белый флаг. -- Я думал, что захватил вражеский танк! -- Теперь их стало десять и один пленный, которого после долгих сомнений все же берут с собой — ведь воды у них уже почти нет. Тамбул знает пустыню и ведет танк к ближайшему колодцу. По дороге на одинокий американский танк нападает одинокий немецкий истребитель. Позволив ему совершить несколько атак, чтобы осмелел и снизился, танкисты подбивают самолет. Летчик выпрыгивает с парашютом. Это истиный ариец, увешанный железными крестами, и он предлагает всей группе сдаться. В общем, теперь в танке два пленных. Но, пока самолет безнаказанно расстреливал танк, он серьезно ранил одного из англичан и чуть позже, у пересохшего колодца тот умирает. Теперь девять союзников и двое пленных, измученные жаждой, едут сквозь песчаную бурю к следующему колодцу в заброшенном селении. Добравшись и переждав бурю, они находят колодец, но и этот пересох.

Лишь на дне по стенке по капельке сочится вода. Очень яркий момент, как Тамбул собирает эти капельки в ладошки, пока ему не сбросят посуду, а потом бережно переливает с ладони в кружку и облизывает влажные пальцы — прямо "Дюна" Херберта! Вот так, по капельке, они набирают свои котелки. -- Можно это ускорить? — Воде нужно время. Родник не подоишь, как корову!

А тем временем у первого пересохшего колодца с могилой англичанина останавливается целый батальон немцев. И у них та же проблема, главная в пустыне — нет воды. Они и так отклонились от курса своего обходного маневра, но без воды просто погибнут, поэтому решают идти к следующему колодцу, не предполагая, что и тот почти высох, а жалкие остатки уже собирает интернациональная команда танка. Но нашего сержанта врасплох не возьмешь! Разведгруппа, высланная командиром батальона, перебита, плененный солдат за кружку воды рассказывает о идущем вслед за ними батальоне. И сержант решается на блеф: отправив назад разведчиков, предложить немцам обмен — воду (а колодец к этому времени уже иссяк) на еду, и не подпускать их к колодцу, чтобы максимально долго задержать этот батальон здесь, отправив тем временем связного за подмогой. У Гана есть пара козырей в рукаве: разведчики не видели танк и не знают, что воды нет — только несколько фляжек, сцеженных за ночь. Он не приказывает, а советуется со своими людьми ("только добровольцы, шаг вперед!" — на самом деле, без шуток, замечательный монолог сержанта, простыми словами передавшего суть победы в войне -- Мы можем быстро убраться отсюда. Если повезет, мы проскочим мимо немцев и доедем до наших. Если мы доберемся, нам скорее всего даже дадут медали. А если мы останемся — возможно, никто даже не узнает, что тут было.)- кто не хочет остаться, может уехать на немецкой бронемашине. Остались все, за своими поехал только мехвод Вако. Ну, и героический конец истории. Первая атака легко отбита шквальным огнем пулеметов и орудия танка, превращенного в ДОТ. "Херр майор" вызывает обороняющихся на переговоры. Снова отличный диалог между сержантом Ганом и майором фон Фалкен (все вражеские солдаты дружно удивляются присутствию здесь американцев). -- Вы проделали долгий путь, чтобы таскать британские каштаны из огня. — Нам не привыкать. Мы любим каштаны и не хотим, чтобы они сгорели. --

Майор предлагает группе уйти, взяв воды сколько смогут унести. Сержант в ответ предлагает батальону сдаться — воду в обмен на оружие. Начинается осада. Тем временем у Вако, поехавшего за помощью, ломается машина. Он идет через пустыню пешком. Снова сильный момент, как он постепенно бросает вещи, чтобы было легче идти, а когда, вконец обессилевший падает, ему кажется, что осыпающийся с барханов песок — это струящаяся река. Но, как положено — "Орлы летят!" — на уже полузасыпанного Вако натыкается патруль на джипе. А силы обороняющих пустой колодец не прибавляются. Они гибнут один за другим. Погибает Тамбул, погнавшись за сбежавшим летчиком — тот хочет сообщить своим, что воды нет и их атаки бессмысленны. Убивают француза, ходившего на вторые переговоры с майором — тот подло командует стрелять, пока француз не вернулся в свои окопы. Но и самому майору достается. И вот остается только двое — конечно, сержант Ган и один из британцев. Совершенно сумасшедшая речь Озмонда перед последней атакой -- Надеюсь, кто-нибудь найдет. — Что найдет? — Жетон — Зачем? — Если не найдут — я пропал, если найдут — погиб. Если я пропаду — никто не узнает, что я погиб, а если погибну — никто не решит, что я пропал. Так что по мне лучше погибнуть.-- Но немцы, после смерти своего майора, постреляв еще немного, все же идут сдаваться. Сержант, показывая на высохший колодец, кричит им: "Пейте, пока из ушей не польется! Вперед!" И немцы пьют! К неописуемому удивлению сержанта, колодец полон — одна из мин, попавшая прямо в него, каким-то чудесным образом открыла воду. Ошеломленные защитники понимают, что все-таки выполнили свое с издевкой поставленное условие — пинта воды за винтовку — и, пока толпа немцев окружила источник, собирают брошенное оружие. Все. Двое на танке ведут колонну пленных немцев навстречу союзным войскам, которые ведет Вако им на помощь.

Вот такое кино. Сказка? Ну почему... Даже почти комиксоидная "Ярость" основана на реальном событии, причем в жизни было еще ненатуральней, чем в фильме. Это же вечная "легенда о малом гарнизоне", и 300 спартанцев далеко не первая история о том, как несколько защитников сдерживают лавины нападающих. Фильм интересен не только этим. Очень хорошо показано, как незнакомые сначала люди узнают друг друга и становятся настоящими боевыми товарищами, как их сплачивает угроза смерти сначала от обезвоживания, а затем от немецких пуль. Интересна суть обороны того, что очень нужно противнику и чего на самом деле нет — защитники жертвуют своими жизнями, чтобы немцы не узнали, что колодец высох, ведь тогда они могут бросить осаду и уйти. Даже устраивают спектакль с якобы мытьем во время переговоров, переливая последний котелок из ведра в ведро, чтобы еще больше разьярить немцев. И сам момент, когда они решаются на эту оборону, именно в минуту, когда одновременно узнают, что сюда направляется целый батальон и что колодец окончательно иссяк. Фильм очень хорош. Тут еще даже близко нет выпячивания роли американцев во второй мировой (ну, помимо самого факта, что главный герой — американский сержант) и, когда Ган предлагает остаться оборонять колодец, он перечисляет весь борющийся с фашизмом мир -- Никто не против отдать свою жизнь, но выбросить ее? Зачем? — Зачем? Зачем ваш народ работает в Лондоне, когда немцы бомбят их день и ночь? Зачем ваши корабли вывозили людей из Дюнкерка, зачем русские стояли за Москву, зачем китайцы перетаскивали города на тысячи миль, когда на них нападали японцы? --И вся их команда — американцы, англичане, француз, негр-суданец, даже итальянец, мечущийся между двух огней, предающий снова и снова, чтобы выжить — разношерстная, встает плечо к плечу, чтобы остановить немцев, не дать этому злосчастному батальону зайти в тыл союзникам, проводящим перегруппировку. И последние слова Гана самые правильные слова о войне — он называет фамилии всех погибших товарищей и говорит: "они остановили их у Эль-Аламейн!"

Такой вовсе не приключенческий боевик снял в 1943 году венгерский эмигрант Золтан Корда. Это фильм о войне без войны. О человеке. О том человеке, который собирает воду в ладошки для всех и не смеет отпить даже глоточка. И о том, кто за кружку воды предает своих. И о том, кто давно уже умер вместе со всей своей деревней, где больше не делают сыра, потому что не из чего и некому. И о том, кто просто хочет вернутся домой. И, конечно, о том, кто решился ввосьмером противостоять пяти сотням врагов. И еще это фильм о пустыне. Это она главный враг всех этих людей. Это она забирает воду из колодцев и дает обратно, когда захочет. Это она убивает всех тех, кто к ней пришел. Она даже побеждает саму войну, которая пробралась было к ней — и солдаты бросают оружие на пути к воде.

Вдохновил же Золтана (а точнее, сценариста Джона Ховарда Лоусона, но не суть) советский фильм 1936 года "Тринадцать" — о чем даже говорится в начальных титрах. Это всего второй фильм молодого тогда режиссера Михаила Ромма. История очень похожа — через каракумские пески идет отряд к железной дороге. Десять демобилизованных красноармейцев возвращаются по домам, командир погранзаставы едет с женой в отпуск и старик геолог со всеми за компанию. Также наткнувшись на пустой колодец — правда, не пересохший, а засыпанный — они идут вглубь пустыни к заброшенному кишлаку. И в этом колодце они находят спрятанные пулеметы. Командир понимает, что это схрон банды басмачей Шермат-хана, которого они безуспешно ловят уже год.

В "Тринадцати" все проще — никто не стоит перед выбором, командир приказывает, и гонец едет за помощью, а остальные ждут банду, чтобы задержать ее у также почти пересохшего колодца. Много ярких эпизодов взяты Кордой отсюда — и сбор воды в ладошки, и путь связного через пустыню, и песок-вода, и переговоры со спектаклем "мытья". Но у Ромма они какие-то... Сыроватые, не так берущие за душу. Понятно, что на второй раз то же самое можно снять лучше и сильнее — ну, что ж, так и вышло. При особом желании в "Тринадцати" вполне можно усмотреть библейские мотивы, которых там конечно же в 36-м году в СССР быть не может — тринадцать "апостолов", из которых один предатель (роль немца-летчика в "Сахаре", пытающегося предупредить своих, что воды нет, здесь исполняет красноармеец, предавший товарищей и бегущий к басмачам); и жену командира зовут Мария; и сама пустыня исполняет роль дьявола, искушающего бойцов. Видимо, Корда все-таки усмотрел, так как сержанта Гана товарищи несколько раз именуют Моисеем и просят его о чуде. Конечно, "Тринадцать" больше похож на пропагандистскую агитку, но тем не менее, вполне заслуживает просмотра. Чтобы в очередной раз убедиться, что и люди, и желания их, и даже юмор нисколько не изменились за 80 лет. -- Ведь вот, господин хороший, как нехорошо получается, а? И чтобы вам вчера сказать? Мы бы согласились, ей-богу, согласились! А сегодня, понимаешь, у нас тоже цены изменились. Товар-то, понимаешь, вы не ходовой. Но мы дадим вам воды! Дадим ведро. Одно. За голову Шермат-хана. Ну, а с вами сменяемся так на так. Котелок (показывает на голову) на котелок --- Кстати, при просмотре обратите внимание на загадочного тринадцатого члена отряда, появляющегося лишь на самой первой перекличке и потом пару раз на секундочку — ведь это наш будущий танкист, тракторист, разведчик и летчик Николай Крючков! А его даже в титрах нет...

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ромм, по одной версии, сам впечатлившись, по другой — по указанию впечатленного Сталина, снял фильм "Тринадцать" по мотивам вестерна Джона Форда "Потерянный патруль" (1934). Убоявшись бесконечного выяснения, куда же заведет эта ниточка, фильм Форда я смотреть не стал:-) пока...

Ну и напоследок ложка... ммм... "Сахара" 1995 года выпуска с Джеймсом Белуши в роли понятно кого. Долго искал смысл появления этого фильма. Не нашел. Режиссер с труднопроизносимой фамилией что-то кому-то хотел доказать? Честно, до просмотра этого творения я думал, что переснять старое отличное кино с новыми "звездами" во сто крат хуже оригинала — это чисто российское изобретение. Сохранив большую часть диалогов неизменными, режиссер при огромной поддержке актеров умудрился потерять вообще все, что в этих диалогах содержалось. Фильм за мелкими переделками действительно снят один в один. Конечно, добавлено несколько фирменных тупых шуточек из боевиков. Конечно, над каждым убитым проводится обязательное священнодействие "любим-помним-скорбим" с закатыванием глазок, скрипом зубками и бешеным взглядом "яотомщу!". Конечно, все стараются поскорее оттарабанить речевку и взяться за главное — за автомат. Ну, и получился тупой боевик. Актерский состав не подкачал — все выложились максимально для тошнотворного результата. Что, Белуши хотел потягаться с Богартом в актерском мастерстве? Результат ясен на момент прочтения этих фамилий. Изображая супермена, Белуши доходит до маразма — пустыня, палящее солнце, раскаленная броня, а он весь фильм щеголяет своими бицепсами в красиво пропотевшей маечке, блистая красным лбом под тщательно зачесаными мокрыми волосиками. Француз меня просто потряс. Он так пытался походить на Ван-Дамма, что я думал, таки засветит майору с вертухи ногой в челюсть вопреки сценарию. Так испохабить шикарнейшую сценку про сыр! Ни один из актеров не то что не превзошел своего оригинального прототипа, они даже и не пытались хотя бы походить на них. Один-единственный плюс всей картины — визуальный ряд. Операторская техника за пятьдесят лет шагнула далеко вперед и некоторые кадры очень хороши. Но это и все.

Итак, если мои изыскания и сподвигнут кого-то на "посмотреть" — то рекомендации ясны (и претензии по поводу того, что я полностью пересказал сюжет не принимаются — именно "Сахара" из разряда кино не ПРО ЧТО, а КАК). Только "Сахара" 1943 года. Ну, или "Сахара" и "Тринадцать", но тогда сначала "Тринадцать", а не как получилось у меня8:-0 А "Сахара" 1995 года только для киномазохистов или перфекционистов, как я:-D


Тэги: кино



  Подписка

Количество подписчиков: 11

⇑ Наверх