Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 апреля 2017 г. 09:12

Позабытое кино

Странное дело: среди нередких и в общем-то неплохих ретро-показов по "зомбоящику" мне ни разу не попался этот фильм! Обычно как бывает — фоном идет по телику что-то, ходишь-ходишь мимо, заинтересуешься, присядешь на пять минут — о, не видел! а что за фильм? — и потом скачиваешь и спокойно смотришь понравившееся кино. Таким образом за последнее время я посмотрел добрый десяток отличных советских фильмов, по какой-то непонятной причине не виденных ранее. Но почему-то именно "Непридуманная история" не попалась — нашел ее в фильмографии обожаемой моей Татьяны Дорониной (постепенно и с большим сожалением приближаюсь к стопроцентному отсмотру всех фильмов (ох, как же их мало!) с участием этой великолепной актрисы).

Молодые монтажники Анатолий (Георгий Епифанцев, отец нынешнего Епифанцева) и Варя (Жанна Прохоренко) поженились.

Семейная жизнь такая трудная наука, ни в одном институте не научат

И начались бытовые и трудовые будни. И довольно быстро стало ясно, что, хоть они и любят друг друга и готовы многое друг другу простить ― но совсем разные.

Ну погляди на себя ― ни рук, ни головы ― ничего нет! Ты что, стиляга или плесень, или графская дочка?

Кино ― как жизнь, и смеешься и плачешь. Чего стоит один только эпизод с покупкой магнитофона!

Дома будешь выбирать, что варить ― щи или кашу, а здесь вари, что дают, ясно?

Актеры ― отдельная песня. У Прохоренко это несомненная удача. Великолепно сыграна и детская непосредственность, и взросление. И Епифанцев (жаль, я его раньше не встречал) очень хорош. Получился отличный работяга, который никак не может понять, а главное, принять открытость и дружелюбие своей супруги, которая вполне может вдруг привести в дом с улицы совершенно незнакомых людей и накормить их. А уж как уморительно он побежал «делать добрые дела»!

Множество и впоследствии и уже известных актеров тут засветились в эпизодах. Более-менее крупная роль только у Куравлева. И, конечно, фееричное двухминутное появление Дорониной!

Домой вместе пойдем, вам в какую сторону? – В другую!

Конечно, кому-то покажется, что это очередной советский «производственный» фильм, где самоотверженный труд с обязательным «Сдадим досрочно!» постоянно выпячивается на передний план, затмевая иногда героев. Ну и что? Во-первых, есть масса таких же фильмов, которые тем не менее навсегда заняли высшие строчки ― те же «Девчата» или «Карьера Димы Горина», а во-вторых, не так уж тут и много этого самого самоотверженного труда.

А если бы он вез патроны?!
А если бы он вез патроны?!
Я больше не буду
Я больше не буду
Просто красавица
Просто красавица

Вот так сразу — 10 баллов из 10 и галочка "любимые фильмы"8:-0


Тэги: кино
Статья написана 5 апреля 2017 г. 13:21

Война без войны

Наткнулся на этот фильм, "плавая" по Кинопоиску по перекрещивающимся ссылкам, как экранизацию повести Василя Быкова. Знаковый автор о Великой Отечественной, не так много фильмов по его книгам снято, вдобавок в главной роли — сама Нина Русланова, плюс год не совсем уж пропащий для кино о войне — решил посмотреть.

И не прогадал.

Хутор в нескольких километрах от белорусской деревни. Осень 1941. Живут тут пожилые муж с женой — Петрок да Степанида. Сын служит в танковых войсках, дочь учится в Минске, и с самого начала войны от них нет никакой весточки. Бои стремительно пролетели мимо, как-то разом поменялась власть и в хутор приходит хозяйничать сын когда-то раскулаченного здешнего жителя — уже полицай. А следом приезжает на постой десяток немецких солдат во главе с гауптманом — капитаном. Поквартировав несколько дней, уезжают — и снова возвращаются отогнанные на время полицаи. По ходу событий Степанида несколько раз вспоминает прошлое — когда в их деревню пришла коллективизация.

Не скажу со всей уверенностью, но по-моему, это один из первых фильмов о "перегибах на местах". Но последующее непременное и непрерывное поливание помоями этого тяжелого процесса данный фильм еще почти не затронуло — пожалуй, только персонаж Гостюхина, приезжий партработник, вышел немного картонным -- Как это у вас в деревне всего один раскулаченный? -- а так все показано вполне пристойно. И раскулачивание для галочки, и нежелание участвовать в этом более-менее понимающих людей, и на долгие года вбитая между соседями ненависть.

Фильм очень мрачный, вполне отвечая теме — два с половиной часа на экране низкое клубящееся тучами серое небо, липкая грязь, тоскливая музыка. Но это не вызывает раздражения, так и должно быть.

Актерская работа на высшем уровне. Для Руслановой это вообще (по моему личному мнению) — лучшая роль, несмотря на множество более известных фильмов. Настоящая крестьянка (ее и по имени-то почти не называют, все "тетка" да "баба"), коня на скаку остановит. Вот только что делать, когда в дом пришли враги? И она терпит, совершая "мелкие диверсии" против вермахта — сдаивает корову в поле, чтоб гарнизону не досталась столь желанная прибавка к рациону, топит в колодце винтовку, халатно брошенную во дворе расслабившимися на отдыхе солдатами, припрятывает неразорвавшуюся бомбу, которую ищут полицаи. И думает, что делать, попутно вытаскивая из передряг своего непутевого муженька, спасая по возможности хозяйство, пытаясь вразумить соседа, ставшего полицаем. Но понимает, что против войны она бессильна. Слишком много низового, отвратительного вылезло наружу и против такой махины не попрешь...

Геннадий Гарбук (совершенно неузнаваемый "Андрюха — дам по уху!" из "Белых рос") в роли Петрока великолепен. Тетеха, подкаблучник, на людях показушно командующий женой, а наедине прячущийся за нее от бед. Неподражаемо! Привычно услужливый, безропотно сносящий любые унижения, но все же набирающийся смелости пойти к немецкому офицеру просить вернуть забранную солдатами скрипку — в конце неожиданно, накопив своего терпения до краев, устраивающий свой бессмысленный (нет, еще как осмысленный!) бунт.

Полицай Гуж — тот самый сын раскулаченного — наслаждается новоприобретенной властью. При всем при этом режиссеру удалось показать его (а Владимиру Ильину замечательно сыграть) не однозначным гадом и мерзавцем. У него все же есть хоть какое-то оправдание — он мстит за свою безвинно сосланную семью. Правда, мстит вовсе не виноватой в том Степаниде (она наоборот была против) — ну что ж, месть слепа. И к немцам на службу он пошел лишь за этим, и создается впечатление, что, насладившись своей "мстёй", вполне может повернуть винтовку против новых хозяев. Но, конечно, такому герою при любой власти уже не жить.

Еще один замечательный персонаж — тоже полицай, сосед Степаниды. Пошел в полицаи, чтоб прокормить семью, в разговоре хорохорится — прикажут — расстреляю! — но при рассказе о расстреле евреев в деревне плачет, а на вопрос Степаниды — а если твоего брата, красного командира, приведут, повесишь его? — впадает в ступор. Война — она такая. Нельзя в сторонке отсидеться. Или ты за белых, или за красных. Или получай и от тех, и от других.

Удивительно для того времени, но немцы в фильме вполне себе нормальные люди (за исключением шаблонного пухлого дебила-фельдфебеля). Да, они вражеские солдаты, но не поголовно садисты-нелюди, мгновенно убивающие за любую провинность. Они радуются неожиданно выпавшим нескольким дням отдыха (вообще, кстати, непонятно, с какой целью они определялись на постой на этот хутор — видимо, действительно на отдых), радуются свежему молоку на ужин, радуются тишине, пусть и в мерзкую погоду. Конечно, при пропаже винтовки они взбесились, ну так их всех гауптман тоже вздрючил.

Очень тяжелый, очень хороший фильм. О людях в ужасной, невыносимой ситуации, когда все вокруг почему-то уверены, что нужно делать так, а ты видишь, что так делать нельзя, неправильно, и не хочешь так делать. И как жить?


Статья написана 20 марта 2017 г. 16:47

Герой Клинта Иствуда, Гас — «бейсбольный бойскаут» (так это называется, в-общем, человек, подбирающий для команд молодые таланты ― не тренер, а просто смотрящий на игру юного дарования и советующий хозяину взять «вот этого»). Старость ― не радость, вдобавок он начал понемногу слепнуть. Босс дает ему последний шанс перед истечением контракта нанять перспективного игрока.

Фильм предсказуем до последней запятой. Абсолютно все ружья со стен выстрелили ― проявившийся с первой секунды редиска (нехороший человек) погадит-погадит и неизбежно получит по заслугам; чуть мелькнувший в кадре продавец арахиса несомненно себя покажет и это тоже сразу понятно; молодые бранятся ― только тешатся, это уж вовсе на виду... Конечно, у Гаса давным-давно умерла любимая жена и с тех пор никого не было, конечно, с единственной любимой дочкой, уже выросшей и ставшей юристом у него сложные отношения, но все наладится, конечно, не зря им случайно встретится его бывший подопечный...

Но все вытаскивает актерская игра. Клинт Иствуд ― это давно уже не имя, это символ. Кому-то он может не нравится как актер, но когда он скривится в своей знаменитой ухмылочке ― меня оторопь берет. Пусть даже с годами, так вот ухмыляясь, он становится все больше похож на какого-то древнего оскаленного ящера, все равно ― это же Клинт Иствуд! Второй актерище в составе ― Джон Гудман. Этому товарищу вообще можно просто сидеть где-нибудь в углу кадра и надувать щеки ― все, полфильма сделано! Ну, и третий ― и это для меня было открытием ― Джастин Тимберлейк. Честно сказать, даже не знал (или успел забыть), что он не только поп-звезда, но и в кино снимается. На удивление хорошо сыграл, понравилось. И Эми Адамс (вовсе не считаю ее хорошей актрисой, но теперь она почему-то звезда, и нужно ее упоминать) ― вторая главная роль, дочка Гаса. В названном квартете она самое слабое звено.

Так, на актерах, все банальные повороты сюжета и избитые приемы немного сглаживаются и последний на данный момент фильм с участием Клинта Иствуда (дай бог ему здоровья!) получает 8 из 10 баллов в моем личном рейтинге.


Тэги: кино
Статья написана 16 марта 2017 г. 20:32

Хребет в форме ножовки

После восхитительного «Апокалипсиса» и десяти лет молчания Мэл Гибсон-режиссер наконец разродился пятым фильмом. И наконец я его посмотрел.

Сказать, что разочарован ― мало. Я в недоумении. Все предыдущие фильмы Гибсона могли нравится или нет, но они неоспоримо обладали некоей изюминкой, что «Храброе сердце», что «Страсти Христовы» и уж конечно «Апокалипсис». Новый фильм ― набор старых избитых штампов и очередная патриотическая агитка.

У папаши-алкаша, ветерана Первой мировой, двое детей. Старший записывается добровольцем и уходит воевать с немцами. Вскоре то же делает и младший Дэзмонд. Но! По религиозным убеждениям (и собственному обету, о чем он расскажет ближе к концу) он не может взять в руки оружие и хочет идти в армию санитаром. В «учебке» его «прессуют», доходит до трибунала, но он упорствует и только вмешательство отца-ветерана со знакомым бригадным генералом уберегает Дезмонда от расстрела. Часть едет на Окинаву и там наш безоружный герой спасает с поля боя около сотни раненых бойцов. «Основано на реальных событиях» — в конце фильма показан настоящий Дезмонд Досс.

Сразу отмечу плюсы, потому что их до слез мало. Актерская игра Эндрю Гарфилда (запомнившегося мне еще по «Воображариуму доктора Парнаса») — довоенная часть просто отлично! Но ― как-то плохо отражено религиозное воспитание Дезмонда и его «соображения совести» выскакивают как черт (пардон) из бутылки. Еще отметился дорогой наш Хьюго Уивинг (эх, постарел-таки Элронд!) — папаша-алкаш получился замечательный. Все.

История сама по себе примечательная, но, как мне кажется, время таких историй уже прошло. А уж воплощение с полным набором шаблонных ходов и поворотов ― брр! Нет, первые полчаса фильма, пока идет предистория ― взросление Дэзмонда, его ухаживания за будущей женой, отношения в семье ― неплохо. Не шедевр, но смотрибельно. А вот как только он приезжает в учебный лагерь ― все, туши свет. Любой фильм после 1987 года, показывающий военную подготовку новобранцев, неизбежно копирует «Цельнометаллическую оболочку». У кого-то получается ужасно, у кого-то получше , но Кубрик задал такую высоченную планку, что даже приблизится, не то что превзойти, не удалось до сих пор никому. Вот и Гибсон несколько раз напрямую процитировал, добавил парочку своих ляпов, затянул длиннющую бодягу с военным судом и оборвал ее пшиком, да и новобранцы у него ― толпа тридцатилетних мужиков, один Дэзмонд выглядит мальчишкой, как и положено (помните у Воннегута — «война детей»?). Спасибо хоть, негров нет. Но на фоне последующих боевых действий даже учебка смотрится. Там вообще тихий (громкий!) ужас. Все это снято и показано уже сотни раз. А допущенные ляпы вообще ни в какие ворота. Чего стоит одна только сеть, ведущая на высоту, которую надо занять! Объясню для тех, кто фильм не видел: американцы внизу, заняли какую-то часть побережья. Дальше приличный такой, метров пятьдесят, отвесный обрыв, и там наверху, на плато, японская линия обороны. И наверх ведет навязанная из канатов сеть, по которой по три-четыре человека в ряд забирается целая рота. А наверху никого! Ни плацдарма, обороняемого хоть кем-то из американцев, ни японского охранения. То есть, как было сказано, шесть раз брали высоту, и шесть раз их сбрасывали ― и японцы спокойно каждый раз оставляли нетронутой эту скалолазную конструкцию? Ее что, неведомые Древние вязали, трогать низзя? Из уважения, чтоб американцам легче было в седьмой раз на приступ идти? Целая рота, как муравьи, карабкается по этой сетке, скапливается наверху за камнями, разворачивает минометы-пулеметы, а японцы мирно сидят по бункерам, ждут-с, когда их изволят штурмовать. Ну не бред? И поверьте, это не единственный ляп, перечислять все страницы две займет.

Что в итоге? История сама по себе интересная, но устаревшая уже какая-то, лет сорок-пятьдесят назад такое снимать надо было ― а сейчас это чистая конъюктура для кинопремий. Вдобавок главное-то едва задето: как Дэзмонд стал отказником? Почему не показали, что он на момент призыва уже был дьяконом в церкви? В итоге, когда он отказывается даже прикасаться к винтовке, я, честно сказать, удивился. Предпосылок к такому не было. Есть лирическая история с медсестрой. Есть сложные отношения с отцом. Есть тридцатисекундные поучения матери про заповедь «не убий». И все! А ведь это, на секундочку, главная тема. Не пальба с разлетающимися горящими ошметками тел ― этим зритель уже перекормлен до отвала ― а то, как человек, даже прикасаться к оружию не могущий, тем не менее идет в армию, чтобы защищать родину. Да, он говорит: «Пусть другие забирают жизни, а я буду спасать» — но как-то... Не верю! Плохо, мало. Очень жаль, вообще не ожидал от Гибсона такой … лажи...


Тэги: кино
Статья написана 12 марта 2017 г. 13:15

Зачем же так страшиться смерти? Твоя душа давно ведь умерла

Как ясно уже из названия, это экранизация любимого нашего (ну, пусть моего) Эдгара Аллана По. А, поскольку титульный рассказ совсем коротенький, авторы фильма значительно расширили историю, добавив несколько сюжетных линий из других рассказов и собственной фантазии, но тоже вполне в духе По.

Средневековая Италия. Бабулька, собирая хворост в мрачном лесу, натыкается на фигуру в ярко-красном одеянии. Та дает ей белую розу, «мановением руки» превращая ее в красную и велит отнести в деревню, пообещав, что жители отныне избавятся от страданий. Так в деревню пришла Красная Смерть. Принц Просперо, хозяин близлежащего замка, проезжает через эту деревню, забирает двоих набросившихся было на него крестьян и приглянувшуюся ему Франческу (дочь одного и невеста второго из взбунтовавшихся) и попутно узнает о Красной Смерти. Далее по рассказу — «пир во время чумы», венчаемый маскарадом, на который заявляется и сама Красная Смерть. В общем, все умерли (нет).

По своему обыкновению, просмотрев фильм, полез в интернет почитать сопутствующую информацию и узнал, что это ― далеко не первая экранизация По Роджером Корманом, более того, именно с Винсентом Прайсом в главной роли. Что ж, предыдущие работы не видел (придется теперь наверстывать, ведь там и «Ворон», и «Дом Ашеров», и «Колодец и маятник»), а привычный сработавшийся дуэт выдал достойную картину. Готическая по сути, по исполнению ― яркая костюмная постановка. Малобюджетная, но качественная. Спецэффекты отсутствуют, а имеющиеся были в арсенале кинематографистов уже в двадцатые годы, но это даже скорее радует, придает атмосферности. Ляпов немного ― больше всего бросилось в глаза, как принц на маскарад запрещает надевать красное, бросается в погоню за Красной Смертью, увидев ее именной наряд, но за минуту до этого на общем плане зала несколько гостей спокойно танцуют в красных плащах, камзолах, масках...

Роль принца Винсенту Прайсу удалась. Пресытившийся господин, упивающийся своей безраздельной властью над подданными и гостями и в качестве очередной забавы выбравший служение Сатане. Любая жизнь (кроме собственной, разумеется) ничего не стоит и служит лишь развлечением. Друзей у него нет, а те, кто имеют неосторожность считать себя другом принца Просперо, довольно скоро убедятся в обратном. Принцу скучно, он ищет развлечений во всем. Сценка с пятью кинжалами очень хороша. Можно было бы ее чуть усилить, уточнив, что ни один кинжал (уверен, что так и было) не отравлен, заострить внимание, что кинжалов пять на двоих и последний опять-таки надо кому-то выбирать ― но и так получилось неплохо. Не припоминаю такого рассказа у По, видать, сценарист постарался. Также как и в финальной сцене ― встрече в лесу семи «смертей»: красной, желтой, синей, белой, еще каких-то...

Вывод. Качественная экранизация Эдгара Аллана По, отлично передающая дух произведений мастера, стоит считать эталонной и другие постановки сравнивать с этой (некто Стивен Кинг включил «Маску Красной Смерти» в сотню наиболее значимых произведений жанра).





  Подписка

Количество подписчиков: 11

⇑ Наверх