fantlab ru

Все отзывы посетителя Red Destroyer

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Сергей Снегов «Диктатор»

Red Destroyer, 10 февраля 2018 г. 16:52

В наше время мы привыкли воспринимать слово «диктатор» в резко негативном смысле. Но если разобраться, откуда же пошло это слово, мы узнаем про то, что в Древнем Риме диктаторов выбирал сам сенат на сорк в 6 месяцев во время какого-либо кризиса, черезвычайного положения. И сами сенаторы оказывались в неограниченной власти того, кого выбирали на должность диктатора. Исключениями из данных правил о ограниченности срока стали только двое — Сулла и Цезарь, причем первый неожиданно для всех сложил с себя власть и даже решил дать отчёт об всех своих действиях на своем посту. Похоже, что этот факт и лёг в основу «Диктатора».

В масштабном романе Сергея Снегова описывается иной мир, раздираемый мировой войной. В водовороте событий в находящейся на грани поражения стране власть захватывают полковник Гамов и его ближайшие соратники. Предыдущая власть насквозь прогнила в коррупции и праздной жизни, её действия приводят к краху на фронтах военных и политических. Поддерживаемый армией, Гамов, уже прославившиеся героическими победами на проигрываемой войне и нестандартными действиями, от которых генералы и чиновники старой закалки приходят в шок, вводит жесткое меры для преступников, при этом так же декларируя о милосердии к отдельным из них, назначает денежные поощрения своим солдатам за убийства врагов в армии и преступникам вражеских стран за убийства собственных руководителей. Из уст Гамова одновременно раздаются слова о мире и войне, о мерзости жестоких преступлений и о благе не менее жестоких кар за них. Поначалу многие смеются над новым диктатором-чудаком. До тех пор, пока не происходит чудо — политика нового руководства даёт свои первые плоды, враг разбит, улицы очищенны от бандитов. Но до триумфа еще долгий путь...

Читатель книги заранее должен дать себе установку на то, чтобы не искать 146% реальности в книге. В конце концов, мир то другой, другие технологии и другое общество. Но и думать, что все придуманно — тоже нельзя. В чужом мире предстают знакомые образы, отраженные через призму художественного произведения. Но нет, не указывайте пальцем и не говоите «ага, в этой стране автор совершенно точно описал ****** страну нашего мира». Образы по большей части собирательные, в них можно угадать и одну страну, и другую. Другой мир и другие страны были описаны для того, чтобы дать полёт фантазиям и ассоциациям читателя. Но что интересно, все мировые правители предстают перед нами (не во всех моментах правда, именно в начале книги это подчёркивается) жадными и заботящимися о каких-то своих интересах и амбициях, а не об народе. Диктатор предстаёт перед нами их антиподом, но об своих амбициях Гамов тоже заботится, он предстаёт перед нами как локомотив, несущийся на полной скорости к своей цели. На пути появляются преграды и многие верят в то, что они остановят движение, но под общее ликование локомотив разбивает преграду и движется дальше.

Довольное занятно читать некоторых рецензистов, которые говорят «вот никогда не было бы такого, что народ послушает диктатора и начнет нести еду врагам, я не верю!». Скорее уж к счастью, что они в это не верят. Культ личности, таланты и качества самого этого объекта культа могут раскачать толпу до такой степени, что она будет ликовать в неистовстве от любой фразы, сказанной диктатором, даже если это будут чуть ли не оскорбления в адрес тех, кто стоит в толпе. Не верите? Достаточно просто вам будет включить запись талантливого оратора (да хотя бы того же Гитлера) и посмотреть на шум толпы, заглушающей самого говорящего. А потом мысленно подставить совершенно противоположные слова и представить реакцию толпы. Что, думаете, оратора сразу стащат со сцены и провут на куски? Нет уж, скорее так же так же будут под всеобщим гипонозом слушать, заслушиваться и ликовать.

Диктатор Гамов предстаёт перед нами как гениальный комбинатор, умело растравляющий приоритеты в желаниях своих граждан и в необоходимом для государства. Хоть в конце он и показывает, что и он не растворился в своей гордыне (а может и растворился, но уж слишком сильно?), в тексте видно, что он сам не меньше подчинённых верит в свою гениальность. Верил ли он в неё с самого начала? Стал ли он ослеплённым ею во время своих первых побед? Или может быть поверил в неё одновременно со всей страной? Это вопрос не даёт покоя расказчику и главному соратнику Гамова, генералу Семипалову, который настолько уже не верит в реальность планов диктатора, что одновременно считает его и гением, и сумасшедшим.

Думаю, несправедливо будет умолчать об недостатках романа. Во-первых, в начале книги раздражали вставки типа: «как потом оказалось, этот человек сыграл великую роль в нашей жизни». Ага, страниц через 200. Не критично, вскоре такие приёмы пропадают, а про них благополучно забываешь, так что никаких спойлерев все-таки не словишь (тем более эти все предложения относились к главным героям, ясно, что они и так сыграют роль главных героев). Но все же. Во-вторых, я хоть и призываю вас менее ревностно придираться к нереальности, ведь утопия же, отметил косяк про то, что Семипалов противится поставкам продовольствия в чужую страну потому, что «наша казна практически опустела» . Позднее про этот факт ни слова. Ладно, здесь можно предположить то, что на фоне победы деньги получилось отвоевать у других. Ну и главное, что не понравилось многим, это концовка и альтернативная реальность. Да, скорее это лишнее. Но в то же время мы получаем некую неизвестность, роман ставит не точку, а многоточие.

Как уже неоднократно отмечалось, роман полон аллюзий на наш мир. Философии в нём поменьше, поднимает она здесь вечные проблемы добра и зла, зла во имя добра и добра, оборачивающегося злом. У героев разные взгляды на этот мир, но гений Диктатора объедияет их ради одной общей цели — мира во всем мире, через войну и через мир. Нам бы таких гениальных диктаторов, а не тех, о которых мы думаем при произношении слова «диктатор». Хотя в то же время, кто хочет испытать на себе войну, пусть даже во благо? А ведь многие войны объявляются во благо. А ведь и диктаторы были гениальны, иначе не были бы диктаторами... Можно написать еще много «хотя», но по сути своей это не меняет сущности романа, рассказывающего о людях, которые тоже задумывались этими вопросами и попытались изменить мир к лучшему. Учтём и время написания Снеговым романа. И всё-таки роман смотрит не на то время, а в будущее. Но в его взгляде читаются и события тогдашнего настоящего, и прошлого, далёкого и недалёкого, времена диктаторов, тех, кто претворял в жизнь задуманное, и кому это сделать не дали. А сам роман дело свое делает — заставляет задуматься, согласиться с произведением или опровергнуть его. А уж соглашаться или опровергать, дело уже лично ваше.

От меня 10 баллов. Действительно очень сильно понравился роман. Не то чтобы он так сильно многогранен, но перечитывать буду, думаю, что что-то новое всё-таки для себя открою. Однозначно буду знакомиться с другими произведениями Сергея Снегова.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Филип Дик «Человек в Высоком замке»

Red Destroyer, 16 июня 2023 г. 23:11

У меня, как, думаю, и у многих, есть такое правило — не смотреть экранизацию до знакомства с литературным первоисточником. Впрочем, так уж получилось, что «Человека в высоком замке» я прочитал позже, чем глянул одноимённый сериал.

Добравшись до книги, я знал, что старина Филип Дик меня в очередной раз удивит, и вновь этот ожидаемый эффект оказался неожиданным. Здесь и в помине нет никакого экшена и боевика, герои здесь не занимаются спасением мира. Вернее, такая сюжетная линия есть, но она проходит лишь фоном, а одного из героев, Тагоми, это ужасно тяготит и он хочет поскорее сбросить с себя груз ответственности. Вообще, Дик не боится кое-где сделать своих персонажей даже глуповатыми (а, следовательно, и живыми). Взять даже просто тот момент, когда Чилден вожделеет жену своего клиента, а потом стыдливо ловит себя на мысли, что такие фантазии постыдны.

Складывается впечатление, что Дик в некоторых моментах даже подшучивает и легонько издевается над читателями. Взять даже тот гениальный момент, когда он святотатствует перед любителями фантастки, влагая в уста персонажей слова о том, что космические полёты и высадки на Луну и Марс это просто шоу и отвод глаз для населения, для которого всё это пользы никакой не несёт. А ведь это написано в 1962 году, в самый разгар скачка в космос! Что уж говорить, если даже тут на Фантлабе есть несколько возмущённых отзывов на эту тему.

Мир романа, мир победивших стран Оси, на самом деле второстепенен. Автор, ограничиваясь лишь краткими описаниями, делает его лишь одним из инструментов для поднятия других тем, что резко контрастирует с большинством других антиутопий, где выдуманная реальность зачастую является самоцелью. Причем Дик, разрабатывая тему взаимодействия разных культур с разными менталитетами и традициями, в том числе ставит перед читателем вопрос — а что есть антиутопия? Ведь что русскому хорошо, то немцу смерть. Мы приходим в ужас от мирового порядка «Человека в высоком замке», но тот же Тагоми, попав, очевидно, в Сан-Франциско в нашем мире, приходит в ужас от автострады и отравленного выхлопными газами воздуха.

Создатели сериала даже если и поняли замысел Дика, то почти не использовали его, создав масс-продукт о движении сопротивления и борьбе с оккупацией. Вовсе нельзя сказать, что это плохо, тем более первые сезоны действительно интересно смотреть, но это продукт совершенно иного рода. И не удивительно, что у авторов сериала нет нонконформизма Филипа Дика, поэтому в последних сериях мы видим очередную попытку вписаться в модную нынче повесточку, когда одного героя внезапно делают геем, а на волне очередного всплеска BLM-движения резко добавляется аналог «Черных пантер». В итоге — против нацистов борются меньшинства. У Дика этого нет, но можно ли назвать его роман антифашистским? Можно, и он является таковым в гораздо большей степени, чем сериал. Ведь одна из его идей — идея о разных ментальностях, разных культурах, разных, в конце концов, мирах. Поэтому и Роберт Чилден, в начале книги пытавшийся влиться в среду японцев, потом оставляет все младенческое, как гласит цитируемое Диком послание к Коринфянам.

Жаль, правда, что концовка романа оказалась несколько размытой, что позднее в интервью признавал сам Дик, сетуя на незаконченность книги из-за «И цзин», к которому обещал больше не прибегать, удостоив его эпитетами «malicious spirit» (злобный дух) и «evil book» (злая книга). Чего нельзя сказать о «Человеке в высоком замке».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Гордон Диксон «Иной путь»

Red Destroyer, 10 июня 2018 г. 15:16

Роман Гордона Диксона повествует о первом контакте человечества с инопланетной цивилизацией. Казалось бы, довольно тривиально, однако контакту предшествует вживление в голову главного героя романа Джейсона чипа, благодаря которому во сне он может видеть события из глаз другого существа, которым оказывается один из инопланетян. Постепенно Джейсон начинает понимать психологию иной расы, разделять эмоции своего «собрата», и в то же время отдаляться от людей.

Инопланетяне здесь действительно являются инопланетянами, а не просто теми же людьми, но с другой внешностью и языком. Различия в физическом развитии между чужаками и людьми привели и различиям в культурных ценностях, для инопланетян единственным моральным ориентиром становится Честь, а смыслом жизни — некая высшая цель, ради которой не зазорно убить весь остальной экипаж корабля, но вот самому совершить ошибку на пути к цели является тяжелейшим преступлением. Людям предстоит понять мышление чужой для нас расы и не допустить войну между двумя цивилизациями.

Несмотря на открывающиеся в романе проблемы, само произведение читается легко, текст не грузит читателя лишней информацией и небольшой по объему. Автор не стал акцентировать внимание на технологиях будущего, сконцентрировавшись на социальных, культурных и психологических проблемах, что можно назвать мудрым решением, ибо роман и сейчас читается с интересом и без фейспалмов.

Печально, что нынче роман подзабыт и ушел в тень своих конкурентов, имена авторов которых у всех на слуху. А ведь «Иной Путь» вполне способен встать с ними в один ряд, в первый эшелон фантастики 60х, да что уж там, фантастики XX века.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Брюс Стерлинг «Наш нейронный Чернобыль»

Red Destroyer, 21 августа 2015 г. 12:34

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — говорил всем известный поэт. И правда, данный рассказ очень походит на сказку, только на современный лад и для более взрослой аудитории, тут вам и злобные (ну или как злобные? Всё зависит от того, с какой точки зрения судить) колдуны-хакеры, выпустившие на свет злобные чары в виде СПИДоподобного наркотика, и сверх-разумные звери, которые разве только что говорить не могут, пораженные колдовством-эпидемией, и добрые молодцы-учёные, пытающеися спасти человечество.

А вообще, если говорить более серьёзно, то это очень хороший рассказ-предостережение, изложенный в очень оригинальной форме — рецензия на некую книгу, в которой изложенна суть проблемы. В итоге получилась своеобразная хроника всех сообытий, и того что было до эпидемии, и что скорее всего будет после. Что примечательно в рассказе — вирус вырвался не из сверхсекретной лаборатории, как любят показывать в современных боевиках и ширпотребных книжонках, а был создан группой хакеров-подростков буквально «на коленке», а сами эти юнные дарования достали образец для создания наркотика из свободного доступа (!), данный момент и является одним из главных предостережений в рссказе — если уже сегодня любой желающий может создать на 3D-принтере боевой пистолет, а инжненеры разрабатывают трёхмерный принтер, который может воспроизводить уже объекты на молекулярном уровне, то невольно задоёшься вопросом — что же будет завтра?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дмитрий Казаков «Чёрное знамя»

Red Destroyer, 11 мая 2018 г. 20:28

Довольно-таки занятная вещь. Главным героем «Чёрного знамени» выступает человек, ставший одним из тех, кто построил из разваливающейся и дышащей на ладан России новую империю. Но вместо привычных нам триколоров над этой империей разваваются чёрные знамёна с трезубцами, восходящими к самому Чингизхану, а главной задачей во внешней политике лидеры империи ставят возмездие «романо-германской культуре».

Повествование разбито на 2 части — первая происходит в 1938 году, вторая представлена в качестве флешбеков гг, которые и показывают нам становление новой партии и нового режима. Причём эти две линии могут немного перекликаться и играть на контрастах, так например, если во флешбеке герой вспоминает, как ехал на забитом людьми поезде с друзьями, полный сил и устремлений, то во время основного повествования он едет морально поддавленный в шикарном купе вместе с местным аналогом НКВДшника, которого ненавидит. К сожалению, сюжет действительно не блещет какой-то особой оригинальностью, однако данное обстоятельство позволит больше погрузится в мир произведения. Но в защиту произведения скажу — я не думаю, что антиутопии больше читаются из-за лихо закрученного сюжета, а не из-за описанного там мира.

Кому-то не понравится идея Евразии, знамя Чингизидов, разрыва с европейской цивилизацией, дескать это все чуждо для русского народа. Но я хочу задать вопрос — а являлась ли свастика исконно немецким символом? А были ли так родны немцам-христианам XX века древние языческие руны на пелицах SS, если их до этого не использовали уже много сотен лет? Да если хотите, вскинутая выпрямленная в качестве приветствия правая рука позаимствована у итальянских фашистов, которые использовали этот жест по аналогии с древними римлянами. Но, пардон, не секрет, как относились эти римляне к «германским варварам». В итоге то получается, что привычные нам теперь атрибуты нацистов не являлись немцам чем-то родным и близким. Вот так и происходит, когда по прихоти правителей коренным образом меняется облик нации, не случайно в романе плохим словом поминают Петра I, который сбизил страну с теми, кого так ненавидит пропоганда Евразийской империи.

Что получаем в итоге — крепенький и простенький роман о пошедшей «не тем путём» России глазами «винтика в системе». Не ждите от него чего-то сверхъестественного, и тогда получите удовольствия от прочтения. После участившихся в последнее время фраз из телевизора «у России особоый путь развития, отдельный от Запада» или «мировой гегемонии США настал конец, Россия вот-вот станет сверхдержавой» не можешь не провести параллели с этим самым несчастным описанным здесь евразийством.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Арну Галопен «Доктор Омега»

Red Destroyer, 4 октября 2015 г. 19:09

Да, роман очень неоднозначный, я бы даже сказал, что он разноплановый в плане эмоций при прочтении. Возможно моя оценка была бы и повыше, но к сожалению, я не могу его не сравнивать с творением, вышедшим на 5 лет раньше и носящим название «Первые люди на Луне» за авторством господина Уэллса.

Не буду пересказывать в деталях сюжет, скажу лишь, что он в духе Жюля Верна. Главный герой встречает ученого, который случайно открывает антигравитационный металл. Все это является чуть ли дословным пересказом «Первых людей на Луне», за что автору большой минус. Спасает положение лишь то, что аппарат, который сконструировали герои, может трансформироваться, за эту новаторскую для того времени идею однозначно плюс. После всех испытаний наши герои отправляются на Марс.

Что меня в дальнейшем не могло не порадовать, так это детальное описание марсианской местности, флоры и фауны. Галопен описал множество животных и растений, проскользнула в тексте и «красная трава», фактическая отсылка к «Войне миров» все того же Уэллса. Описание в тексе цивилизации марсиан какое-то унылое, фактическая калька с нашего общества, только по физиологии общество делится на «умных», которые обладают всеми правами, и «глупых», которых используют как рабов и чья жизь вообще не ценится. На землян марсиане смотрят примерно так же, как в Средние Века китайцы смотрели бы на послов из Европы, т.е. марсиане обучают инопланетян своему языку, разрешают им перемещаться по своей территории, делают по их просьбе приборы, при этом в другой главе показанно, как армия марсиан, численностью в 700 тысяч солдат, почти поголовно уничтожает, а скорее даже истребляет примерно равную ей по численности армию друой страны. Лично я нахожу очень странным, что воинственные масинане во всем стараются угодить чужакам, до этого хотя и по непониманию, но все же убивших нескольких марсиан. На этом освещение сюжета я подажалуй закончу.

Несмотря на некоторую наивность и копирование с Уэллса, а так же то, что некоторые выссказывания и фразы повотряются по 2-3 раза в одной главе, что раздражает, Галопен создал неплохой приключенческий и фантастический роман, который с интересом читается и сейчас.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ким Стэнли Робинсон «Красный Марс»

Red Destroyer, 29 апреля 2018 г. 20:33

Объёмный, многогранный роман. И при этом ужасно скучный.

Давненько я так тяжело не читал книги, иногда при прочтении 3-4 страниц уже надоедало и я откладывал книгу. Я даже не могу сказать в чем причина — вроде бы и динамично, но в то же время вроде и нет. Главные персонажей были вроде и раскрыты, но сопереживания к ним все равно практически не возникает, чего уж говорить о второстепенных. Вообще при прочтении возникает какая-то апатия, не спасают ни художественные описания пейзажей и техники, ни научные, которые я уже пробегал глазами, лишь бы побыстрее закончить.

Не совсем понятно свободолюбие «марсиан», хотя Земля в кризисе и умирает, но нет, гораздо легче отмежеваться от них, чем предложить некий симбиоз планет во благо обеих. Не особо раскрыты и мотивы религиозного культа, возникшего на Марсе. Следовало хоть как-то более менее показать, чего они из себя представляют, кроме того, что это закрытое обособленное от внешнего мира общество с очень крутыми технологиями, что уже вносит некое противоречие. А жаль, ведь потенциал был хорошим.

С русскими конечно беда, много трэша. НО, в 1992 году, в то время, автор даёт прогнозы насчет будущего развития России, и, глядя на это из наших дней, можно сказать, что некоторые предсказания все-таки к сожалению (или к счастью) сбылись. Жаль только, на Марс пока что так никто и не полетел.

Скорее всего я и немного завысил свою оценку для романа, ибо чтение было для меня пыткой. Но все-таки поставлю шестерку, во мне почему-то просыпается какая-то жалость, ведь тут все же пробиваются лучики света.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Гарри Гаррисон «Врач космического корабля»

Red Destroyer, 6 декабря 2015 г. 14:10

Если честно, то я был удивлён, прочитав большинство отзывов на данное произведение. На мой взгляд, это далеко не лучшее произведение Гаррисона, я бы рекомендовал его читать только «неискушённым» читаелям, в первую очередь подросткам. Я не могу сказать, что испытывал при прочтении негативные эмоции к роману, но и сказать, что я читал его с большим интересом, я тоже не могу. В произведения подобного рода важна интрига, безысходность, а тут этим и не пахнет, я бы сильно удивился, если бы в сюжете что-то пошло не по намеченному мною плану. Само же произведение по сюжету напоминает смесь компьютерной игры (на героев поэтапно обрушиваются новые неприятности, они эдак решают их и проходят на следующий «уровень» с различными потерями) и полицейского боевика (командира убивают, его похороны, заступление нового командира на должность при поддержке подчинённых с славами «мы с вами, командир» и т.п.). При этом все обитатели корабля делятся на экипаж, который мужественно выполняет долг, но при этом ничего не может самостоятельно придумать и подчиняется врачу, который и разруливает все проблемы, и на пассажиров, которые, как кстати это отмеченно и прямо в тексте, похожи по поведению на стадо овец. Вопреки здравому смыслу пассажиры противятся жертвовать удобствами ради спасения, идут против экипажа, но стоит им показать чуточку силы, они тут же утихомириваются.

Итак, подведу итог. Что мне понравилось: роман-катастрофа, лёгкое чтение. Что не понравилось: предсказуемость сюжета и всё вытекающее из этого, слишком резкое разделение на хороших, нейтральных и плохих персонажей по занимаемым ими ролями на корабле, «наслаиваемость» сюжета (решают одну проблему — появляется другая, решают и её — возникает следующая). Скажу честно, сидел и думал, как можно оправдать этот роман — не нашёл, к сожалению, ни один достаточно веский аргумент. Поэтому «Космический врач» и получает от меня оценку всего лишь в 6 баллов.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Пол Андерсон «Смерть и рыцарь»

Red Destroyer, 15 июля 2015 г. 20:49

Ни для кого не секрет, что практический каждый более или менее затянутый цикл начинает выдыхаться. Если первые призведения были хороши, то последующие наверняка будут хуже, и иногда автор, чтобы хоть как-то реабилитироваться, просто начинает делать новые произведения в духе старых, частично (а иногда и практический полностью) копируя сюжетные ходы из более удавшихся ранних произведений цикла. «Патруль времени» не стал исключением, в чем мы можем убедиться, прочитав данный рассказ.

Как понятно из названия, действие происходит в эпоху рыцарей, Средние Века, а именно в Париже октября 1307 года, и антагонистами произведения стали рыцари ордна Тамплиеров. Вот что забавно видеть, так это речь этих самых рыцарей, с кучей пафоса и различных архоизмов, такое ощущение, что перед тобой обычный банальный рыцарский роман с кучей штампов. Главный герой, как обычно, Мэнс Эверард, находится в XX веке и вводит в курс событий своего коллегу и заодно читателя сего произведения, далее наш бравый патрульный отправляется прямиком в Средние Века, чтобы разобраться, что же все-таки произошло. Как видите, это практический полная калька с нескольких других произведений «Патруля», развитие событий для того, кто уже читал хотя бы одно произведение из данного цикла, весьма и весьма предсказуемо. В придачу ко всему этому, в сюжет «вклинилась» любовная линия, которая вообще никак не развита и видно, что её добавили только «для галочки».

Мой вывод — ничем не выдающееся для «Патруля Времени» произведение, не самое плохое конечно, но как уже было написанно в отзыве до меня, заслуживает внимания только для любителей данного цикла Андерсона, да и те скорее всего разочаруются.

Оценка: 6
– [  25  ] +

Иван Ефремов «Туманность Андромеды»

Red Destroyer, 14 августа 2018 г. 20:57

Не знаю, насколько это действительно соответствует действительности, но несколько раз натыкался на статьи, в которых говорилось, что Ефремов написал этот роман как «наш ответ» Эдмонду Гамильтону и его «Звёздным королям». У Гамильтона вышел увлекательный приключенческий боевик, пусть и с галактическими войнами, королями и сверхоружием. А каким же получился наш ответ загнивающей капиталистической литературе?

«Туманность Андромеды» — судя по названию, роман будет о космических путешествиях, — наивно думал я. Да, такое там действительно присутствует, но буквально на нескольких десятках страниц. А большую часть романа герои гуляют по Земле и разговаривают друг с другом о устройстве мира. Нет, вы не ослышались — герои всерьёз вместо каких-то обыденных тем большую часть времени рассказывают якобы друг другу (но мы то понимаем, что это же сделано в качестве разьяснений для читателя, экскурс в новый мир устами жителей этого же мира) о коммунизме, как какая организация действует, что изменилось после времени издания романа, XX века. Да это то же самое, если, допустим, в XIX веке написать роман о нашем с вами времени, XXI веке, и вместо каких-то переживаний, отношений, актуальных событий герои в повседневных диалогах будут рассказывать большую часть времени о том, что «в Новое Время все люди ездили на лошадях, но, как ты сам знаешь, потом мы изобрели двигатель внутреннего сгорания. И сейчас мы все ездим на автомобилях, а на лошадях уже нет!», «этот поезд в метро работает от электричества, а раньше поезда были на паровой тяге». Ну или даже «В Средние Века наука не была развита и даже подвергалась гонениям, но в наш великий век наука на первом месте, спасибо всем корпорациям, которые активно спонсируют исследования!». И ладно бы это было один-два раза, но это встречается чуть ли не на каждой странице. А самое смешное, что главные герои это учёные. То есть, серьёзно, лучшие умы планеты рассказывают друг другу элементарные вещи, которые они в теории и так должны знать. Что это, регресс, или же всё-таки автор настолько обленился, что он в диалоги вставляет объяснения для читателей, чтобы им не так сложно было?

Персонажи в книге максимально идеализированы, абсолютно все обращаются друг с другом на «вы», никто не знает ругательств, никто не дерётся и вообще все любят друг друга. И даже герой, который влюблён в девушку, вместо этих объяснений ей в любви, начинает разговаривать с ней о науке. Ну не знаю, насколько это казалось возможным в то время, может это сейчас мы деградировали и трава уже не такая зелёная, но в таких персонажей абсолютно не верится. И если в одних книгах персонажи просто безжизненны, то тут они вообще практически не существуют, они не творят сюжет, они являются его дополнением, «для галочки».

«Туманность Андромеды» это идеальный мир победившего коммунизма, где автор из каждой щели показывает «как надо», а тех, кто делает «как не надо» даже не существует в природе. То, что книга писалась учёным, видно сразу — тонны текста о науке (не технарь, поэтому не берусь утверждать, правильно или нет), зато полная безэмоциональность, где неизвестный инопланетный корабль с другой галактики исследуют так, как будто это чуть ли не рутинная обыденность, и тяжёлый язык, иногда скатывающийся до «Эон Тал издал восклицание, отдавшееся во всех телефонах».

Не знаю, насколько круто читалось это в СССР, но я, как человек, выросший уже в XXI веке, в новом тысячелетии, беру смелость утверждать, что моё поколение эту книгу читать не будет, ибо банально ее очень тяжело воспринимать как художественное произведение. И дело вовсе не во времени выхода в свет — в том же году был издан прекрасный «Гражданин Галактики». Наоборот, сейчас мы можем читать не только угодное курсу партии, и можем сравнивать. И вот если сравнивать, то можно увидеть, что эта книга слаба с художественной стороны, ведь она просто рисует картинки, и никаких «людей» тут вообще не существует, только картинка грядущего, в которой как ясно, нет места современному человеку.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Роберт Шекли «Алтарь»

Red Destroyer, 1 июля 2018 г. 20:39

К сожалению, это проходной расказ Роберта Шекли. Ни закрученного и захватывающего сюжета, ни неожиданных поворотов, ни какой-то философии и морали, ни знаменитых шеклевских юмора и стиры, за которые мы так его любим. Расказ пислался в самом начале писательской карьеры (1953 год), и, хоть мы и можем увидеть кое-что из тех приёмов, которые впоследствии прославят писателя на весь мир, этого мало для хорошего произведения.

Если отбросить единственный фантастический элемент, то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это истрия, как мужчина просто встретился с другим мужчиной, тот его отвел в секту и принёс его в жертву. Всё.

Сюжет рассказа примитивен донельзя, а сам рассказ читается без интереса. В общем, можно было лучше (к примеру, показать на действиях главного героя, что он действительно хорошо знает свой город, а не просто потому, что «город маленький»).

Неубедительно.

Оценка: 5
⇑ Наверх