Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Alisanna» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 октября 2015 г. 21:07

Уже более 15 лет хоррор является непременной и значительной частью моей литературной, да и киношной диеты. Естественно, не попробовать новых российских ужасов из серии «Самая страшная книга» я просто не могла. В отношении собственно «Самых страшных книг» мое мнение сдержанно-оптимистичное, причем антология-2015 года понравилась значительно больше антологии-2014. Останавливаться подробно на этих книгах не буду. Что произвело на меня действительно сильное впечатление, так это сборник «13 маньяков», вышедший в той же серии страшных книг. Да, сделано очень элегантно: и интересное предисловие, и цитаты из высказываний реальных серийных убийц, предваряющие каждый из чертовой дюжины историй, и сами рассказы – сильные, очень разнообразные, практически на любой вкус. Текст большинства рассказов образный и яркий, авторы определенно талантливы. Однако, эта не та книга, после которой лишний раз поверяешь, заперты ли двери, заглядываешь под кровать и засыпаешь только при включенном свете. Нет, от историй 13 маньяков не столь страшно, сколько противно – хочется несколько раз принять душ, поскорее стереть из памяти самые сочные подробности и больше никогда не есть мясо. Не хочу, чтоб меня сочли ретроградом или ханжой, но все равно считаю, что есть сюжеты, которые нельзя публиковать. Прежде всего, это касается детальных описаний каннибализма и иных изуверств по отношению к детям. Оценку книге поставить не могу, рекомендовать тоже не буду, скажу лишь, что «13 маньяков» — антология для узкого круга ценителей жанра, зрелого возраста и с непробиваемой психикой (либо с недостатком воображения). Если все же начнете читать, приготовьтесь к тому, что оторваться трудно – как трудно отвести взгляд, если случайно стал свидетелем аварии со смертельным исходом.

«Учитель года»

Сразу предупреждаю, ежели Вы не готовы раздвинуть практически до бесконечности свои этические рамки, не беритесь за этот рассказ. Сюжет вполне реалистичен, как это не печально сознавать: главный персонаж — учитель, испытывающий сексуальное влечение к своим юным ученицам. Возможно, в этой истории могла б быть романтика и красота, как в набоковской «Лолите», но запретная страсть «учителя года» замешана только на жажде насилия и полной власти над жертвой. В рассказе много шокирующее-тошнотворных подробностей. Одна сцена слизывания крови с пола как способа сокрытия улики чего стоит… Текст очень хорош, с нестандартными сравнениями и яркими образами. Повествование идет от первого лица, что усиливает впечатление, и это лицо — учитель химии, посему его мысли и фантазии разбавлены мнемоническими правилами о валентности элементов и другими химическими штучками. Так совпало, что я работаю в вузе, готовящем будущих учителей химии, так что профессиональный фольклор был узнаваем. Парадоксально, но я не столь ужасалась происходящему, сколь восхищалась мастерством автора, Виктории Колыхаловой. Убедительно. Сильно. Местами — иронично. Финал, последние слова рассказа – особенно удачная находка автора. Из всего сборника «Учитель года» наиболее запомнился..


Тэги: хоррор
Статья написана 13 августа 2015 г. 23:08

Театр «У Никитских ворот» — моя новая любовь, открыла его для себя совсем недавно. Расположен он в уютном особнячке на бульварах в центре Москвы, в шаговой доступности от станций метро Пушкинская и Арбатская. Театр небольшой, можно сказать, камерный, что дает не только ощущение уюта, но и особенной сопричастности ко всему, что происходит на сцене. «Старая сцена» — это совсем маленький зал, не думаю, что более 100 мест. «Новая сцена» — зал немного больше, но все равно весьма скромный по сравнению со многими московскими театрами. Бельэтажа и балкона нет. Я, конечно, предпочитаю сидеть в 1 ряду партера (чаще всего так и бывает), но это на любителя. Держать всю сцену в фокусе внимания лучше из серединки, тем более, что этот зал в театре «У Никитских ворот» на редкость удобный и со значительным подъемом, отовсюду хорошо видно и слышно.

Пара слов о труппе и репертуаре в общем. И то, и другое определяется, прежде всего, талантом и вкусом создателя и художественного руководителя театра, Марка Григорьевича Розовского. Марк Григорьевич также приложил руку к написанию пьес-сценических версий многих известных произведений, например, «Холстомера» Толстого. «Бедной Лизы» Карамзина или «Гамбринуса» Куприна. В плане критики театра «У Никитских ворот», я слышала немало фраз типа «самодеятельная эстетика Розовского» или «продвижение еврейской темы». Да, можно, с этим согласиться – но главное, это все талантливо! В театре «У Никитских ворот» не используют чрезмерно пышные декорации, костюмы или спецэффекты, но это и не нужно. Главный спецэффект театра Розовского – это его труппа. "Что может быть прекраснее, подвижнее, великолепнее и слаженнее, чем"...актерский ансамбль театра "У Никитских ворот"! Очень сильные и харизматичные актеры, много молодежи с широчайшими возможностями: не только замечательные драматические артисты, но и мастера вокала, пластики, танца. Мне удалось в День Театра побывать на актерском капустнике труппы, «только для своих» — очень приятная атмосфера, много юмора и самоиронии. Это еще больше укрепило мое впечатление, что между собой у артистов отношения дружеские, можно даже сказать, семейные, а Марк Григорьевич – отец этой большой семьи. Мне очень нравится этот театр. Перейду к спектаклям.

«Емеля» Премьера сезона, забавное, по-ярмарочному яркое и местами залихватски-веселое действо; чудесная история, рассказанная просто и от души. При этом, «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Пробежимся по основным персонажам. Главный герой, обаятельный мечтатель Емеля (Игорь Скрипко) феерически ленив, но под действием внезапно вспыхнувшей любви к царевне и сопутствующих приключений меняется, начинает самостоятельно бороться с трудностями, за что и будет награжден хэппи-эндом. Царевна Несмеяна (Мария Леонова) — поначалу совершенно истеричная и избалованная особа, позже раскрывается с неожиданной стороны, проявляя силу воли, смекалку, смелость и некоторые неожиданные таланты. Царь Горох (Юрий Шайхисламов) — правитель-самодур, ставящий во главу угла казну и казни; но в какие-то моменты – просто отец, уставший от капризов дочки. Восточный принц (Николай Захаров), за которого Горох пытается просватать Несмеяну – томный, по-павлиньи роскошный и самовлюбленный, сопровождается представительницами гарема. У старшего поколения его первое появление вызовет ассоциацию с одной всем известной комедией. Кощей (Петр Грезев) и Баба Яга (Маргарита Рассказова), при внешней готичности, в этой постановке выполняют педагогически-воспитательную функцию: помогают Емеле увидеть, что истинное зло – его беспечность и лень. Щука (Яна Прыжанкова) – по-настоящему волшебное существо, с необыкновенной пластикой, не верится, что внутри этой серебристой чешуи – девушка-актриса. Все артисты играют великолепно, заразительно, с юмором, и зал это ценит: дети сопереживают главным героям, подсказывают Емеле, активно реагируют на все происходящее. Взрослым тоже не будет скучно – есть вовсе не детские аллюзии и шутки, при этом никакой пошлости. Резюмирую: «Емеля» прекрасно подходит для семейного похода в театр.

«Кандид, или Оптимизм» — еще одна премьера сезона. «Мюзикл по Вольтеру»... Само словосочетание кажется неожиданным. Таков и спектакль, в котором каждая следующая сцена – маленькое открытие. Сюжет построен на путешествии главного героя в поисках любви, а заодно себя и своего отношения к жизни. Философские диалоги (это же Вольтер) гармонично переплетаются с зажигательными музыкальными номерами, романтическими или забавными сценами; поэтому наводят на определенные размышления, но не «грузят». Во втором действии убила наповал пародия на современный театр. В спектакле много юмора, а общее настроение – оптимистичное, что полностью соответствует второму названию произведения Вольтера. Кроме того, перестаешь думать о Вольтере как о материале университетских курсов философии и литературы, приходит восприятие его как человека. Все артисты играют замечательно, с полной отдачей. Большинство из них предстают сразу в нескольких мелких ролях. Мне особенно нравятся И.Скрипко (Кандид), В.Толков (Вольтер), К. Иванов (Какамбо) , Я.Прыжанкова (Пакета), Е.Попова (Екатерина II), О.Лебедева (Старуха). Может показаться, что я чрезмерно погрязла в похвалах. Добавим ложку дегтя: для этого спектакля нужен особый зритель, обладающий гибкостью ума и открытостью восприятия. Если Вы — сторонник строгих театральных канонов; настроены копаться в мельчайших огрехах стихотворного текста, рассуждать о несоответствии эпохе в диалогах и костюмах и возмущаться шутками на грани фола – наверное, Вам может не понравиться. Короче, если Вы – скептик, «Оптимизм» (или «Кандид») – просто не Ваша тема. Всем остальным рекомендую!

«Софья Петровна», по повести Лидии Чуковской. Мощный спектакль, который я, тем не менее, рекомендовать не решусь – слишком тяжелый, слишком горький. Сюжет строится на истории матери, теряющей единственного сына во время сталинских репрессий 1937 года. В заглавной роли – народная артистка Латвии Райна Праудина, отмечающая в этом году 80-летний юбилей; играет великолепно.

«Дорогая Елена Сергеевна», пьеса Л.Разумовской, которая многим из нас знакома по фильму Эльдара Рязанова, снятому в 1988 году, с Мариной Нееловой в роли учительницы. Ученики выпускного класса приходят поздравить свою учительницу с днём рождения. Но, как оказывается позже, вовсе не искренний порыв движет четверкой ребят; они знают: у Елены Сергеевны находится ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. У каждого из выпускников есть повод хотеть по-тихому исправить ошибки в еще не проверенных работах, и, кажется, что в этом стремлении они готовы на любую подлость. Елена Сергеевна, честная и свято верящая в идеалы, отказывается отдавать ребятам ключ, и стойко терпит издевательство подростков. Пьеса жестока в своей правдивости, все актеры выкладываются на 100%. Однако, лично меня спектакль «не зацепил» — возможно, потому, что я в силу профессии сама все время погружена в среду вуза и школы, и, как мне кажется, сейчас все немного по-другому.

«Бедная Лиза», музыкальный спектакль по произведению Н.М.Карамзина, лауреат Эдинбургского фестиваля. На мой взгляд, совершенно удивительная постановка, которая превратила сентиментальный роман в легкую и красивую историю, рассказанную и с юмором, и со светлой грустью. В спектакле сохранены большие куски текста Карамзина, которые вложены в уста рассказчика Леонида (Ю.Голубцов); помимо этого персонажа «от автора», есть всего лишь три действующих лица: блистательный молодой дворянин Эраст (И.Скрипко), нежная и чистая душой крестьянка Лиза (Д.Щербакова) и ее пожилая Мать (М.Рассказова). Спектакль идет полтора часа без антракта и смотрится на одном дыхании. Для школьников – вообще идеально: дети и с классикой познакомятся, и проникнутся этим трогательным сюжетом, и утомиться не успеют; но, на мой взгляд, этот спектакль подойдет для любого зрителя, каждый найдет в нем что-то для себя.

«Гамбринус», по рассказу А.И.Куприна. Действие происходит в одесской пивной во времена русско-японской войны, погромов и революции 1905 года. Главный герой «Гамбринуса» — еврейский музыкант-виртуоз по имени Сашка в исполнении Сергея Эрденко, руководителя цыганской музыкальной группы «Лойко». Помимо виртуозной живой игры на скрипке, звучат русские, украинские, молдавские, цыганские, еврейские, английские народные песни и мелодии — и грустные, ностальгические, и веселые, залихватски-плясовые – самые разные. Спектакль объективно очень достойный, но субъективно – «не мое». Советую посмотреть, чтобы составить собственное мнение.

«История лошади», по повести «Холстомер» Л.Н.Толстого. Спектакль существует с 1975 года, многие из нас знают постановку «Истории лошади» в БДТ, с Евгением Лебедевым в главной роли. В версии театра «У Никитских ворот» Холстомера играет Владимир Юматов, это очень сильная актерская работа. Среди остальных исполнителей отмечу И.Скрипко (Милый/ офицер), Д.Юченкова (Князь Серпуховской), Ю.Голубцова (Феофан/Фриц). Очень хороша массовка из артистов театра, обозначенная в программке, как «Хор-табун».

Старый пегий мерин доживает свои последние дни в табуне. Его старость, «и гадкая, и величественная», вызывает у остальных лошадей негодование и презрение, и табун гоняет старого мерина. Но его узнает старая кобыла Вязопуриха: «Да ведь это Холстомер, прозванный так толпою за длинный и размашистый ход, равного которому не было в России». И мерин начинает рассказ о своей жизни. Трагическая, щемяще-трогательная и искренняя история. Спектакль заслуживает самой высокой оценки. Обязательно смотреть!

В следующем сезоне очень надеюсь увидеть две готовящиеся премьеры – спектакль «Анна Каренина» и мюзикл «Милый друг» по Мопасссану.

Продолжение следует...


Статья написана 7 августа 2015 г. 17:26

Больно, больно,

Но все довольны,

Драмы, трагедии любит свет.

Надо, надо немного яда,

Чтобы наполнить сюжет…

Ария маркизы де Мертей

Итак, мюзикл по роману Ш.де Лакло «Опасные связи». У сценической версии романа оказалась сложная судьба – сначала постановка планировалась в Театре им.Моссовета, с другим актерским составом. Сейчас в Моссовете есть свои «Опасные связи», но как обычный драматический спектакль, с А.Яцко в роли Вальмона и О.Кабо в роли маркизы де Мертей. Долгожданную же музыкальную постановку можно теперь увидеть на сцене московского Театра Эстрады под интригующим названием «Территория страсти». Сюжет пересказывать не вижу смысла, скажу лишь следующее: действие романа де Лакло разворачивается при дворе во Франции XVIII века и изобилует жестокими пари, интригами и соблазнами (то есть однозначно 18+). При том, что сам роман написан в эпистолярном жанре и читается не так, чтоб легко, «Территория страсти» смотрится на одном дыхании. Конечно, для сцены сохранены лишь основные сюжетные линии и характеры героев, текст диалогов пришлось написать заново, в чем заслуга Валерия Яременко, замечательного артиста, который выступает в этом спектакле не только как либреттист, но и как исполнитель роли Азолана, слуги и «соратника» Вальмона по любовным фронтам. Яременко по-прежнему великолепен: не только голос, но и пластика, и его актерская «заразительность», юмор и легкость – явные плюсы для постановки. Музыка к спектаклю представляет собой оригинальную эклектику оперы, рока, романса и современной поп-музыки и принадлежит перу Глеба Матвейчука, которого также мы видим на сцене в роли юного шевалье Дансени. Глеб Матвейчук, несомненно, талантливый композитор – его музыку мы слышали во многих фильмах и сериалах; в последнее время Глеб также открылся широкой публике как многогранный исполнитель с филигранной вокальной техникой и роскошным голосом, в частности, благодаря программе 1 канала ТВ "Точь-в-точь". В «Территории страсти» можно еще раз услышать, как Глеб поет контр-тенором – чистейшее и красивейшее звучание, которое даст фору многим певицам. Есть и вокальные номера, которые Матвейчук исполняет «обычным» голосом, но от этого они не менее впечатляющи.

Женские партии я видела в исполнении Лидии Вележевой (маркиза де Мертей), Анастасии Макеевой (мадам де Турвель), Марии Иващенко (Сесиль де Воланж). Три женских типажа: женщина-вамп, плетущая интриги и наслаждающаяся местью; искренняя и прекрасная женщина-душа; и милая в своей неискушенности женщина-девочка. Мать Сесиль, госпожу де Воланж – персонаж в этой трактовке скорее гротескный — играет Э.Мухутдинова. Главную мужскую роль – виконта де Вальмона – исполняет Александр Балуев. Мне он не кажется убедительным: слишком серьезный и солидный. Для меня "соблазнитель" должен быть совершенно иным. Но это личное мнение.

В общем, постановку я считаю на редкость удачной, в чем большая заслуга Александра Балуева как режиссера и продюсера. Несколько мощных (по-иному не скажешь) мизансцен – в первую очередь, соблазнение Сесиль в конце 1 действия; сумасшествие де Турвель и финал – задают внутренний «нерв» спектакля. Очень умело расставлены акценты в начале 1 и 2 действия, когда диалог актеров начинается еще при опущенном занавесе. Если речь идет о воплощении такого неоднозначного материала, как роман де Лакло, легко скатиться в пошлость. В «Территории страсти», по моему мнению, этого более-менее удалось избежать, хотя многие сцены «на грани». Слаженная работа массовки, интересные костюмы, выполненные в основном в контрастной черно-серо-красной гамме, и тонко продуманная игра света создают яркое впечатление, несмотря на фактическое отсутствие декораций (особенно это ощущалось в сравнении с пышным оформлением сцены в моссоветовской постановке). Мне спектакль понравился, осталось ощущение праздника, несмотря на драматичность сюжета. Рекомендую посмотреть «Территорию страсти», причем желательно с актерским составом с участием Матвейчука и Яременко. Вечер Вам подарит удовольствие и запоминающиеся надолго впечатления.

Продолжение следует..."


Статья написана 6 августа 2015 г. 14:36

Мюзиклы — нежно любимый мной жанр уже лет 20, считаю себя знатоком. Естественно, не могла не познакомиться с Московским театром мюзикла под руководством М.Швыдкого. Тем более, что блогерские походы и ценные знакомства и тут позволили сэкономить на билетах. Итак, для начала о самом театре: расположен неудобно, достаточно далеко от центра — в 10-15 мин пешком от м.Багратионовская, в здании бывшего ДК им.Горбунова. Зал — светлый и красивый, но при этом для театра тоже не слишком удачный: подъем маленький, с задних рядов партера плохо видно; с флангов всего партера образуются "слепые зоны" на сцене, опять же что-то теряется. Удобные места — по центру 1-7 ряда партера либо 1 ряда бельэтажа. Большой плюс — живой оркестр с весьма харизматичным дирижером. Еще один плюс — молодые и приветливые капельдинеры (в противовес пожилым чопорным дамам в большинстве других театров) и бесплатные программки, которые можно получить на входе в зал.

Теперь о спектаклях.

"Растратчики". Яркие костюмы, хорошие голоса, но при этом — полное разочарование. Возможно, дело в материале: повесть Катаева о растрате советского имущества и по сюжету, и по персонажам, далека от сегодняшней жизни. Может, музыка подвела: с одной стороны, все мелодии будто уже были где-то, с другой — нет ни одной, которая бы запомнилась и могла стать хитом, как, например, "Belle" или "Memory". Да еще, очень затянуто: только первое действие идет почти полтора часа. Ушла в антракте, что со мной случилось всего лишь второй раз за многолетнюю карьеру активной театралки. И правильно сделала, как оказалось: начало второго действия по техническим причинам заметно задержалось. Итак, мой вердикт: категорически не советую.

"Все о Золушке" Вот это хит! За сезон была на спектакле трижды в разных компаниях, и с каждым разом он мне нравится все больше.

Итак, создатели спектакля: автор идеи — Дмитрий Быков, автор либретто — Сергей Плотов, музыка Раймонда Паулса в переложении группы "СЛОТ". Среди исполнителей многие хорошо известны московским любителям музыкального театра — Анна Гученкова, Максим Заусалин, Андрей и Евгений Вальцы и др. В этой постановке оригинально все: новое прочтение истории Золушки, интересная сценография, запоминающиеся арии, великолепные танцевальные номера, необычные красочные костюмы (у меня возникла ассоциация с фильмами Тима Бёртона, особенно его "Алисой"). Туфельки в спектакле нет, есть перчатка. В программке Вы не найдете и Принца. Мачеха — крутая бизнес-леди, сопровождается элегантным мужским кордебалетом. Дочки Мачехи — сиамские близнецы (да, вот это непросто:-)). Фея-крестная — что-то вроде криминального авторитета. В общем и целом, в спектакле много иронии и черного юмора.

По моему мнению, спектакль не детский, по крайней мере, 7+. Рекомендую, это 10 из 10!

Арию Лесничего из мюзикла с фото персонажей можно глянуть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=Dn5NAmbU_Pw .

Трейлер к спектаклю "Все о Золушке" — тут: http://www.youtube.com/watch?v=ZJjS9B4JWd... .


Статья написана 23 июля 2015 г. 19:24

РАМТ я открыла для себя в этом году благодаря молодым артистам, которых до этого в течение двух лет с большим удовольствием наблюдала на сцене ГИТИСа. На мой взгляд, курс, который набрал и воспитал в ГИТИСе главный режиссер РАМТа А.Бородин, был просто уникальным. Каждый из ребят – и яркая личность, и замечательный актерский талант; искренне желаю, чтоб все они состоялись в профессии, пусть им сопутствует удача. Так вот, целая плеяда «бородинцев» (Настя Прокофьева, Денис Фомин, Алексей Веселкин-младший, Иван Забелин, Александра Аронс, Изнаур Орцуев и др.) теперь работает на сцене РАМТа. Посему я пришла в РАМТ как зритель, и друзей привела.

«Мушкетеры» по А.Дюма. Интересная постановка, хотя смотреть надо, уже зная сюжет по книге, иначе можно слегка потеряться в веренице быстро сменяющихся сцен. Плюсы: оригинальные мизансцены; совершенно замечательная постановка дуэлей на шпагах, трюков и танцев; лаконичные декорации, которые неожиданным образом перестраиваются; необычная и красивая музыка. Однако, никто не поет, не ждите ассоциаций с фильмом. Глобальный минус один (сейчас я навлеку на себя недовольство со стороны мам и пап): три четверти зрительного зала — дети от 4 до 14 лет. Наверное, мушкетерская тема вполне годится для школьников, но надо как-то объяснять, что шуршать фантиками, чавкать, булькать напитками, шептаться, звонить телефонами и бегать по проходам во время действия не надо. В соседнем ряду заметила вообще абсурдную ситуацию: как только в зале стал гаснуть свет, и подняли занавес, две девочки вооружились планшетом, заткнули в уши по наушнику и занялись просмотром каких-то музыкальных клипов. Спектакль довольно долгий, сидела я далеко, и, к сожалению, из-за полного паноптикума среди публики прекрасная и трагическая история любви и дружбы потеряла значительная часть своего очарования.

«Подходцев и двое других» А.Аверченко в постановке С.Алдонина. Яркая премьера этого театрального сезона; очень атмосферная, точно передающая тонкий юмор и иронию Аверченко. Местами – гомерически смешно. Что удивительно, хотя спектакль в трех действиях, с двумя антрактами, совсем не устаешь, более того, деление на 3 части обусловлено самим сюжетом, в основе которого – дружба трех случайно встретившихся людей, развитие их отношений между собой и с окружающими. В главных ролях я видела П.Красилова, С.Морозова, И.Исаева. Все трое играли великолепно, как и все второстепенные исполнители. К глубочайшему сожалению, в мае этого года актер Степан Морозов погиб… Трудно сказать, как сложится дальше судьба спектакля, когда введут нового исполнителя на роль, и как изменится от этого общее впечатление. Если спектакль будет идти в следующем сезоне, рекомендую.

«Игры на крыше старой мельницы», автор Биймурза Мантаев. Спектакль дают в «Черной комнате» РАМТа, которая на самом деле вся черная, за исключением скромных декораций, и небольшая – думаю, вмещает менее сотни зрителей. Поэтому плохих или неудобных мест в зале нет, и ощущаешь себя внутри действия, рядом с персонажами. В постановке задействовано четверо молодых артистов (А.Прокофьева, Д.Фомин, Д.Бурукин, Д.Кривощапов); их работа в этом спектакле подкупает своей искренностью и тем, насколько они вживаются в свои роли. Итак, двое друзей всю жизнь были влюблены в свою очаровательную соседку, но так и не смогли между собой решить, кто на ней женится. Посему она вышла замуж за третьего (мельника). Теперь эти двое и мельник, дожив до седин, рассуждают о том, кто раньше умрет, кому достанется лучшее место на кладбище и – опять – очаровательная соседка, теперь уже немолодая вдова. Можно искать в этом глубокий смысл, как в какой-то кавказской притче, но главное впечатление от спектакля – не в размышлениях, а в положительных эмоциях, удивительно светлом и легком «послевкусии». При том, что сюжет не из тех, что мог бы меня заинтересовать, мы с подругой, выходя из театра, пребывали в состоянии приятной эйфории. Необъяснимо, но нам было подарено хорошее настроение.

Продолжение следует...


Тэги: театр



  Подписка

Количество подписчиков: 19

⇑ Наверх