Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Absolute» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 августа 2011 г. 15:08

Иногда бывает такое, что после просмотра сериала в голове один большой знак вопроса вертится, а общее эмоциональное впечатление какое-то... неопределённое. Нет, не равнодушие, не приязнь или неприязнь, просто... непонятно. Подобные несуразицы со мной случаются не часто, даже редко, и самурай чамплу — одна из таких "диковин" в жанре аниме.

Начну с того, что я так и не смог причислить самурая к драме или комедии, к приключенческому боевику или романтике. Всё это в самурае есть, но ни к чему определённому он не склоняется. Всё время колеблясь между серьёзностью и стёбом самурай выдаёт серии про безумный бейсбол (оооочень сильно напомнило китайский треш про убойный футбол) и драмы с любовью и предательством. Здесь жестокие злодеи соседствуют с откровенно комичными персонажами, здесь напряжённые сцены (вроде сражения на подвесном мосту или финальной битвы с величайшим мечником) перемежаются эпизодами натуральной клоунады (современные гопники, перенесённые в почти средневековье, с их повадками в таком антураже выглядят на редкость смешно). Что интересно — никогда не знаешь, что в следующий момент выкинут авторы. Серьёзная битва мгновенно превращается в фарс (как в фильмах с Джэки Чаном), драма почти сразу предаётся забвению, людей крошат направо и налево, но никто не обращает на это особого внимание. При этом, я бы не сказал, что самурай — жестокое аниме. Жестокость здесь, безусловно, присутствует, но на ней, как и на крови или смертоубийстве, внимания не акцентируется. Если уж начистоту — то внимание не акцентируется вообще ни на чём. Только что звездой экрана был один из ГГ, выбивающий жуткими по силе бросками бейсбольного мяча игроков противника, как тотчас в центре кадра появляется, например, парень с косой не цепи, вырубающий заросли ни в чём неповинных подсолнухов.

Вот в чём сериалу не откажешь — персонажи здесь на редкость колоритные, запоминающиеся. У каждого есть личность, какие-то особенности, манера поведения, отличная от прочих. Даже мелкие бандиты не выглядят безликой серой массой, потому и следить за ними небезинтересно. Что уж говорить про главных героев! Прописаны они, надо отдать должное авторам, на все 100 процентов. Что муген — драчливый, вздорный, следующий инстинктам и эмоциям, что самурай в очках, выглядящий как современный ботан, но без тени сомнения отправляющий в лучший мир десятки людей, что девушка, из-за которой и завязался весь сыр-бор. Она, конечно, на фоне двух самураев выглядит бледновато, но стоит признать — особый колорит она в повествование привносила. И, в то же время, под ногами почти не путалось, что редкость в сериале, где двое бывалых рубак путешествуют с "девочкой-припевочкой".

Так, а теперь о минусах. Он, собственно, один — неопределённость. Авторы не вызвали у меня сочувствия к героям и к событиям в целом. Нет, я понимал, что там происходит нечто серьёзное (временами), что люди страдают (зачастую фигнёй) и умирают (о, этого здесь в избытке), но вот эмоций у меня картинка на экране не вызывала. В первую очередь потому, что я не понимал, когда смеяться, а когда плакать, когда сочувствовать героям, а когда иронизировать над их нескладностью (особенно это касается мугена). Как в анекдоте "я и умная, и красивая — не могу же я разорваться!". Так и я — не могу же разорваться и одновременно и смеяться, и плакать, и сочувстовать! Вот и приходилось держаться отстранённо, что, несомненно, снизило притягательность сериала. И сделало его почти скучным.

Из плюсов, кстати, отмечу ещё опенинг (лучшее представление главных героев, которое я видел в аниме, суть их характеров показана полностью) и некоторые любопытные режиссёрские приёмы ("время назад", например, и показ ситуации с разных точек зрения с добавлением подробностей, жаль, мало таких сцен в самурае).

В общем, посмотреть стоит, а пересматривать я бы не стал. Оценка — 65 баллов из 100.


Статья написана 21 августа 2011 г. 21:01

Спорт жесток и слепой рок, играющий первую скрипку, не знает жалости и лишён сострадания. Простая, но горькая до болезненности ситуация — игрок получает травму и не может играть несколько месяцев. Игрок не звезда, команда топчется у подножия горы под названием "УСПЕХ" — конечно же они не могут позволить себе ожидать, когда окончится лечение. Но игрок, хоть его и уволили, не сдаётся — он переквалифицируется, находит новое место на поле, усердно тренируется и вроде бы вот она — птица удачи. Он играет против лучших, он отбивает подачи заезжей звезды, которая от такого натурально "в шоке". Но... несчастный случай обрывает всё. Скажете, что авторы просто нагнетали драму? Отчасти так, а отчасти — жизнь такая. Особенно спортивная. То ты пан, то ты пропал. Одно мгновение и чемпион падает в пропасть безвестности. Травма, несчастный случай, просто чёрная полоса "плохой удачи". Тренировки важны, но сколько не тренируйся, одно лишь желание рока — и все труды насмарку. Талант нужен, но если ты не оказался в нужное время в нужном месте — он останется нераскрытым и никто не узнает о нём. Никогда.

Чем хорош спорт? Непредсказуемостью. Даже когда все карты раскрыты и лежат на столе, у кого-то из рукава может выпасть туз. Или целый флэш-ройяль. Обычная пешка может стать ферзём, а неприметный игрок — главным актёром в спектакле под названием "Игра". Впрочем, авторы спортивных аниме оригинальностью не блещут и полёт фантазии ограничивают рамками традиционного "превозмогания". Это когда из последних сил валящиеся с ног герои героически вырывают тяжелейшую победу. Причём, по превозмогательной схеме проходят почти все игры команды, на которую авторы обращают внимание зрителей. Другим позволительно громить противников с двух-трёхзначным счётом, но только не команде главных героев. Они даже у слабейших обязаны выигрывать на последних секундах, затрачивая жуткое количество сил, радуясь итогу (победе) так, словно они взяли кубок мира.

Но... В конце концов, с этим ничего не поделать. Шаблон есть шаблон и зритель довольствуется теми редкими шажками в сторону, которые авторы себе-таки позволяют. В Айшилде был Хирума, в "Один на вылет" делалась ставка на психологию и "игры разума", в "Хикару и Го" пытались привить любовь к сражением чёрных и белых фишек на клетчатой доске, а в мажоре, то есть мэйджоре, изюминкой являются неожиданные сюжетные повороты и непредсказуемость главного героя — Горо. Не знаешь, чего ожидать от сюжета. И не знаешь, чего ожидать от ГГ. В целом, это безусловный плюс. Несколько скрашивает однообразие спортивной тематики, знаете ли.

Но... этого недостаточно. Плюсы не перевешивают минусов, а главный минус (первого сезона) — рисовка. И дело не в том, что она примитивная, а в том, что художники выполнили свою работу небрежно. Эти лица, похожие на рожицы, которые школьники малюют на полях тетрадей. Эта схематичность движений. Бедные цвета, минимум деталей... Не обращать внимания, скажете вы, но как же не обращать, если приходится внимательно следить за действием? Это не мыльная опера, где всё построено на диалогах, не какая-нибудь повседневность, где достаточно слушать реплики персонажей для понимания происходящего. Это спорт, а спорт это действие, разворачивающееся на экране. Не смотреть же его с закрытыми глазами, верно?

Итак, рисовка, мягко говоря, не айс. Но не только она — и опенинг с эндингом, и музыка, и звуковое сопровождение так себе. На троечку с минусом.

Герои? Они, может, и неплохи, но слишком уж шаблонны. Сверхталантливый новичок, деффачка, которая хочет доказать, что она не хуже мальчиков, задира-забияка, увлёкшийся бейсболом и неожиданно "похорошевший" (перешедший на "сторону добра"), разного рода "кумиры молодёжи", тренеры деспоты, мудрые тренеры, тренеры-оболтусы (зато добрые). Прописаны они достаточно подобно, но их схематичность гасит весь интерес. Ведь как любопытно было следить за Хирумой из Айшилда! А всё почему? Да потому, что он был особенным, не таким, как большинство персонажей спортивных аниме-манг. А тут... Тут нет персонажей "звёзд". Увы и ах.

Как итог — вряд ли я буду смотреть 2-ой и последующие сезоны мажора. Может они и интересны в плане сюжета, но одним сюжетом сыт не будешь. Хочется, чтобы и картинка радовала глаз, и за персонажей хотелось переживать. Увы, не в этом сериале.

Оценка — 50 баллов из 100.


Статья написана 14 августа 2011 г. 23:42

Иногда, утомившись от ментальных изысканий, хочется расслабиться, не думать ни о чём, а просто наслаждаться картинкой. В такие моменты глубокосмысленные аниме вызывают лишь отторжение, похожее на сытую отрыжку переевшего снеди гурмана. В такие моменты не нужны ни аниме с намёками на глубокий смысл, ни аниме, набитые символами, как бочка — сельдями. В такие моменты нужно аниме, наподобие эпохи смут — безжалостный и бесшабашный массакр, бой-битва-бойня, мир сражений, где авторы не беспокоятся о реализме, отдавая события во власть безудержного экшена.

В Эпохе смут вы не найдёте замудрёного сюжета или особенно хитрых интриг.

Вы не отыщите здесь сокровищ в виде красивых фраз или оригинальных мыслей.

Какие-то изощрённые тактические ухищрения здесь отсутствуют, как класс — в большинстве случаев полководцы (которые по силе и манере поведения сильно смахивают на супергероев из комиксов) предпочитают идти напролом, бросаясь в гущу битвы с неистовостью берсерка.

Глупо? Может быть. Бессмысленно? Наверное. Но это не имеет значения. Шаблоны, штампы, неоригинальность, скоротечность. Главный плюс Эпохи смут, заставляющий забыть о всех минусах... Нет, превращающий минусы в плюсы — драйв. Это очень весёлый сериал, который сумел вместить в 12 коротких серий крупномасштабную войну с общим врагом и множество мелких междоусобных конфликтов. Не считая тучи небольших стычек и столкновений. Более того, авторы умудрились каждого героя (а их тут почти два десятка) сделать яркой индивидуальностью, запоминающейся личностью, не просто картинкой, а человеком со своими чувствами и мыслями. Пусть порою их устремления кажутся детскими, а цели банальными, пусть они ведут себя безответственно и опрометчиво, пусть ошибаются и набивают шишки. Пусть, ведь от этого лишь интереснее следить за их судьбами.

В Эпохе смут нет морали или какой-то философии. Сериал прямой и простой, как стрела, выпущенная из лука. Да, я мог предсказать каждый немудрёный сюжетный ход, но мне это нравилось, я чувствовал себя причастным к разворачивающемуся на экране действу. Армия на армию, полководец на полководца... И вот уже разлетаются во все стороны люди, как пыль, подхваченная ураганом, вот уже в небе сверкают молнии и пляшут языки пламени, вот скрещиваются клинки и дрожит земля от титанических ударов... А в итоге, несмотря на смерти и разрушения, всё заканчивается хорошо. Зло повержено, устоявшийся порядок вещей восстановлен, вновь идут азартные войнушки за территорию, где соседи, знающие друг друга, как облупленных, жаждут урвать клочок чужой земли.

Отдельно хочу отметить подачу сражений — они намерено сделаны нереалистичными, вычурными, дурашливыми. От одного удара полководца ломаются стены и люди отлетают на километр, а один из героев вообще едет одновременно на двух лошадях, словно на сухопутном катамаране. Здесь так же есть и шестиствольный пулемёт, и огромный боевой робот, и корабль-крепость с циклопической пушкой (родственница Большой Берты, не иначе), и многое-многое другое. И в другом аниме, я бы поставил такую мешанину авторам в упрёк. Но здесь я получил именно то, на что расчитывал — драйв, действие, ненапряжное развлечение. И это есть хорошо.

Оценка — 80 баллов из 100.


Статья написана 7 августа 2011 г. 17:09

Аниме-римейк знаменитого фильма поначалу казался мне банальной пародией, стёбом. В самом деле, вместо средневековой Японии зритель с удивлением обнаруживает футуристический мир, где гигантские роботы соседствуют с деревеньками, по-старинке выращивающими рис. Простая ситуация — крестьяне-бандиты-самураи разворачивается в неожиданном ракурсе, ведь бандиты это не бандиты, а целая профессиональная армия, прекрасно вооружённая и работающая на правительство. А самураи это не просто воины, а настоящие супермены, с лёгкостью разрезающие мечом метровые стальные защитные пластины металлических исполинов и разрубающие пополам пушечные снаряды. Полнейшая фантасмагория, сдобренная не очень доброй иронией и змеиными интригами среди власть имущих. Эти интриги, собственно, и превращают комедийный фантастический боевик в некое подобие драмы, но лишь подобие — настоящей трагичности в "7 самураях" нет. Вроде бы гибнут люди, но это выставляется чуть ли не как потеря пешек на шахматной доске. Ну, порыдают чуть-чуть, ну, повздыхают, ну, последние почести отдадут — да и всё. А бандиты и того не удостоиваются — убили их и забыли. С другой стороны, авторы не стремятся к натурализму и не смакуют сцены смертоубийства. Здесь и крови почти нет, и жестокость какая-то картонная, ненастоящая. И смотрелся бы сериал, как одноразовая игрушка для отдохновения и услады уставшего от тягостных мыслей мозга, если бы не два но:

1) сериал слишком зануден и затянут, слишком много разговоров, слишком мало битв, да и битвы однообразны и оставляют желать лучшего

2) драма и интриги, вылезшие во второй половине сериала — они совершенно лишние, это всё равно, что в бочку с мёдом налить уксуса и насыпать горчицы

В целом, один раз посмотреть можно. Музыка приятная, графика тоже более-менее. Сюжет... ну, с этим проблемы. Зато персонажи колоритные, запоминающиеся, что есть редкость. Оценка — 50 баллов из 100.


Статья написана 1 августа 2011 г. 23:40

Жизнь чудесна и удивительно, особенно если эта жизнь принадлежит бродячему торговцу. При слове бродячий сразу вспоминаются современные коробейники, втюхиватели супер-пупер-пылесосов и абсолютно ненужных электрических массажёров, гуру облапошивания и на уши лапши навешнивания, но герой "Волчицы" не похож на свидетелей Иеговы от торговли. Это сейчас весь рынок грузоперевозок занят крупными транспортными компаниями, а в средневековье (в котором и происходят события сериала) торговцам приходилось самим трястись по ухабам в нагруженных товаром повозках. Непогода, грабители, долгая утомительная дорога — всех этих прелестей бродячие торговцы в то время хватили сполна. Они были не такими, как нынешние, нет, и хотя обман, хитрости, интриги были им не чужды, товар они всё-таки старались продавать качественный. Как-никак каждый состоял в гильдии и репутация, имя значили очень много.

А ещё, жизнь средневекового торговца была похожа на весы. Как биржевой игрок он качался то в сторону полного краха, то срывал большой куш, то вновь чуть не прогорал подчистую, то опять ухватывал птицу удачи за пышный хвост. Приходилось хитрить, юлить, выгадывать даже копейку — ведь завтра именно этой монетки может не хватить для успешного завершения выгодной сделки. В торговле нет мелочей — и сущий пустяк, запах яблок, пропитавший меха, по мановению волшебной палочки поднимает на них цену. Здесь важно, не только ЧТО ты продаёшь, но и то КАК ты подашь свой товар. Презентация, к слову, возведённая современными детьмы орифлейма в ранг высшей истины, играла немаловажную роль. Что в "Волчице" демонстрируется неоднократно: и в истории с мехами, и в пиритовом безумии. Однако, о качестве товара торговцы тоже не забывают — и мех ГГ продаёт очень качественнный, и доспехи на продажу берёт хорошие, и специи у него высший сорт... В общем, поддерживает репутацию, старается. Жаль, что судьба к нему не очень благосклонно — постоянно в разные переделки попадает, постоянно с ним какие-то несуразицы случаются. С самого начала, причём, не заладилось — встретил он волчицу, да не простую, а богиню. Точнее, местные жители её считали божеством, а лесная хищница оказалась вполне симпатичным оборотнем, не более того. Да, по слухам данная симпатичная личность обладала кое-какими мистическими способностями, но... Особой удачи, как показало время, это ему не принесло. Нет, безусловно, Хоро (так звали волчицу) в целом оправдывала своё прозвище Мудрая — и советы давала дельные, и хитрые уловки раскусывала и сама пыль в глаза пускала с ловкостью матёрого фокусника. Но... не более того.

Более того, игривое создание с длинным пушистым хвостом постоянно пьёт, есть, пьёт и снова ест, пробивая этим нескончаемым потоком алкоголя и снеди внушительную брешь в бюджете ГГ. О чём, кстати, он ей постоянно напоминает. А она огрызается, затевая очередную игру в "обидь меня, если сможешь". Бесконечные подколки, игры слов, недоговорённости... Нет, оно, конечно, интересно, но только если в меру. А тут этого слишком много. Самое главное, видно же, что они друг другу не безразличны, однако с ослиным упрямством продолжая строить из себя невозмутимых и хладнокровных одиночек они выставляют себя нелепыми глупцами. Благо, что почти все их разговоры происходят тет-а-тет... Но зритель-то всё видит!

Зритель видит, как ГГ и Хоро гуляют по тонкому льду, постоянно намекают друг другу на чувства, но в последний момент отшатываются, как от огня. Они боятся, что этот огонь опалит их, сделает не такими, как они были прежде. Они оба боятся ответственности и последствий, поэтому всячески оттягивают момент признания, надеются, что всё само собой рассосётся, образуется как-нибудь... И это затягивание мне кажется неудачным ходом. Ещё к концу первого сезона мне хотелось стукнуть ГГ и Хоро чем-нибудь тяжёлым и в бессознательном состоянии потащить к алтарю. Ну сколько можно ходить вокруг да около? Сколько можно терпение зрителей испытывать? У зрителей нервы-то, чай, не казённые. И не рисованные. А свои, родные, не восстанавливающиеся... В общем, концовку 2 сезона я воспринял с неимоверным облегчением. "Ну наконец-то!", воскликнул я, будто на земле вдруг наступил мир и всеобщее благоденствие. А всего-то надо было помучать меня ожиданием неизбежного и напрашивающегося. Да уж, нехорошие люди, авторы сериала, очень нехорошие. А вот сам сериал — очень даже ничего. Больше плюсов, чем минусов. Да и рисовка приятная... Эдакая сказка для взрослых с лирическим уклоном.

Оценка — 75 баллов из 100.





  Подписка

Количество подписчиков: 21

⇑ Наверх