FantLab ru

Иван Ефремов «Звёздные корабли»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Оценок:
832
Моя оценка:
-

подробнее

Звёздные корабли

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 107
Аннотация:

А началось всё с работ китайского учёного, который обнаружил неуместный артефакт. Можно было отмахнуться, списать на мистификацию или неудачную попытку пошутить.

Но не такие они — настоящие советские палеонтологи, исповедующие истинно научный подход и жаждущие докопаться до истины.

Другая аннотация:

В руки двух советских палеонтологов попадают кости динозавров со странными отверстиями. Они могли быть проделаны только оружием большой мощности, созданным разумными существами. Ученые делают вывод, что ящеров убили инопланетяне, прилетавшие на Землю 70 миллионов лет назад. На раскопках удается найти череп пришельца, погибшего в стычке с тираннозавром, и обломки его снаряжения. На одном обломке оказывается портрет инопланетянина. Его лицо не похоже на человеческое, но глаза отражают высокий интеллект и жажду знаний.


С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Отрывок из повести размещен в статье Ю. М. Ралля «Разумные обитатели Вселенной» (Н и Ж №11 1960 г.), стр. 32.


Входит в:

— журнал «Знание-сила 1947'10», 1947 г.

— журнал «Знание-сила 1947'7», 1947 г.

— журнал «Знание-сила 1947'8», 1947 г.

— журнал «Знание-сила 1947'9», 1947 г.

— сборник «Звёздные корабли», 1953 г.

— сборник «На краю Ойкумены; Звёздные корабли», 1956 г.

— антологию «Lo mejor de la ciencia ficción Rusa», 1965 г.

— антологию «У светлого яра Вселенной», 1988 г.

— антологию «Фантастика и приключения. Том 1», 2002 г.

— антологию «Звёздные корабли», 2017 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 74

Активный словарный запас: средний (2912 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 76 знаков, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Звездные корабли
1948 г.
Звездные корабли
1953 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1956 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1959 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1961 г.
Библиотека современной фантастики. Том  1. Иван Ефремов
1965 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1975 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1982 г.
Звездные корабли. Сердце змеи
1984 г.
Звёздные корабли. Туманность Андромеды
1986 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1986 г.
Звездные Корабли. Туманность Андромеды
1987 г.
Собрание сочинений. Том 3
1987 г.
У светлого яра Вселенной
1988 г.
Звёздные корабли
1989 г.
Час Быка
1990 г.
Тень минувшего
1991 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1992 г.
Туманность Андромеды
1992 г.
За пределами Ойкумены
1993 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1994 г.
Собрание сочинений. Том 1. Туманность Андромеды, Звездные Корабли, Сердце Змеи
1997 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 1.
1999 г.
Туманность Андромеды
2000 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
2001 г.
Туманность Андромеды
2001 г.
Фантастика и приключения. Том 1
2002 г.
Звездные корабли
2003 г.
Туманность Андромеды
2004 г.
Туманность Андромеды. Звездные корабли
2004 г.
Звездные корабли. — На краю Ойкумены
2005 г.
Собрание сочинений. Звездные корабли
2006 г.
Звездные корабли
2007 г.
Час быка
2007 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 4.
2009 г.
Фантастика и приключения. В 2 томах. Том 1
2010 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Туманность Андромеды. Звездные корабли
2014 г.
Туманность Андромеды
2016 г.
Звёздные корабли
2017 г.
Астрономия
2018 г.
Сердце Змеи
2018 г.
Звездные корабли
2018 г.
Лезвие бритвы. Звездные корабли. Обсерватория Нур-и-Дешт. Озеро горных духов
2019 г.
Туманность Андромеды
2019 г.
Туманность Андромеды. Звёздные корабли
2020 г.

Периодика:

«Знание-сила» 1947'7
1947 г.
«Знание-сила» 1947'8
1947 г.
«Знание-сила» 1947'9
1947 г.
«Знание-сила» 1947'10
1947 г.

Самиздат и фэнзины:

Звездные корабли
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Gwiezdne okręty
1949 г.
(польский)
Звездни кораби
1950 г.
(болгарский)
Récits
1954 г.
(французский)
Звездни кораби
1955 г.
(болгарский)
7 podivuhoných příběhů
1956 г.
(чешский)
Зоряні кораблі
1965 г.
(украинский)
Lo mejor de la ciencia ficción Rusa
1972 г.
(испанский)
Rakontoj pri neordinaraĵoj
2011 г.
(эсперанто)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ефремов — философ. Ефремов — палеонтолог. Ефремов — космолог. И, в первую очередь, Ефремов — учёный.

В повести «Звёздные корабли» все эти ипостаси автора слились воедино и явили перед читателем всю глубину таланта Ивана Антоновича. Причём, эта повесть не так масштабна, как скажем, «Туманность Андромеды», но она не менее глубокая, как научно, так и философски.

Фабула произведения состоит в том, что один китайский учёный обнаружил при раскопках скелет динозавра, в костях которого были обнаружены отверстия, как от какого-то оружия. Над разгадкой этого сенсационного открытия продолжают биться двое советских учёных и появляются доказательства того, что во времена динозавров нашу планету посетили пришельцы и именно их оружие было использовано против древних ящеров. Но откуда пришельцы и каковы были их цели?

Традиционно у Ефремова подлинные научные факты перемежаются с философскими размышлениями о космосе и, самое главное, о том, какой должна быть наука и её жрецы — учёные. Мысль о палеоконтакте, как мне кажется, из произведений Ефремова перекочевала во многие околонаучные издания и стала одной из краеугольных в псевдонауке уфологии.

А ещё Ефремов большое внимание уделяет этике в науке и морально-нравственному облику учёных через диалоги двух друзей, работающих в смежных научных отраслях. Вместе с персонажами автор ищет способы сделать науку доступной для большинства, чтобы она стояла на службе у человечества и научные знания расширялись бы по экспоненте, захватывая всё новые отрасли знаний, увлекая всё большее количество последователей. Этим произведением Ефремов популяризирует науку и за это, наверное, его произведения находят так много почитателей по всему миру.

Очень знаковое произведение, с которого я начал своё знакомство с творчеством Ефремова. Поэтому если вы ещё не читали этого автора, а объëм «Туманности Андромеды» или «Часа быка» пока ещё смущает, то смело приступайте к чтению «Звёздных кораблей». Повесть относится к разряду тех произведений, которые обогатят каждого читателя и расширят представление об окружающем мире, как с точки зрения фантастики, так и с точки зрения науки.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне «Звездные корабли» видятся прежде всего продолжением и дальнейшим развитием «Рассказов о необыкновенном». Почти все «Рассказы...» построены по одной схеме: некое фантастическое или полуфантастическое явление в обыденной, повседневной жизни и исследователь, ищущий разгадку этого явления. Здесь таких фантастических допущений уже два: посещение Земли в далеком прошлом разумными существами из другой звездной системы и гипотеза о поднятии гор под действием энергии радиоактивного распада тяжелых элементов в земной коре. Исследователей, соответственно, тоже двое: биолог Шатров пытается умозрительно воссоздать облик пришельцев, геолог и палеонтолог Давыдов, опираясь на свои теории относительно механизмов горообразования, ищет следы их пребывания на Земле. Да и объем повести тоже приблизительно вдвое больше среднего ефремовского рассказа. В общем, всего вдвойне. Но количество переходит здесь уже в качество, «необыкновенное» впервые выходит за пределы Земли — таким образом, «Звездные корабли» можно считать своего рода мостиком между «Рассказами о необыкновенном» и «Туманностью Андромеды» как в пространстве, так и во времени. Особенно ясно это чувствуется в последних строках повести. И думается мне, что, попади Давыдов в Эру Великого Кольца, он легко освоился бы там и без труда нашел бы общий язык, к примеру, с Дар Ветром (с которым у него много общего в характере, разве что люди будущего не курили и не ругались «черными словами») или с Ведой Конг (благодаря общности интересов, направленных на системное изучение прошлого — неважно, в истории ли, в палеонтологии ли). А увлекающийся, импульсивный Шатров обнаружил бы подобных себе ученых в лице Рен Боза или Мвен Маса. Так не на страницах ли «Звездных кораблей» начали закладываться черты тех персонажей, которые предстанут в законченном виде перед читателями только десяток лет спустя?

Кстати, не соглашусь с теми, кто в своих отзывах написал, что герои повести неестественны и «деревянны». Мне, наоборот, они представляются совершенно живыми людьми — ведь очень много мелочей, характеризующих их, рассеяно в разных местах текста, надо просто собрать их воедино, и тогда живо проявятся в воображении и массивная фигура Давыдова с его папиросой и «излюбленным чертом», и худой, сутуловатый, с блестящими глазами, немного нервный Шатров...

Также в противоположность одному из предыдущих отзывов, мне все эпизоды кажутся четко выстроенными в логическую последовательность сюжета, обусловленными им, и ни один не вычеркнешь из действия. В самом деле, даже вроды бы совершенно лишний эпизод с цунами на Гавайских островах здесь необходим — ведь именно он дает Давыдову импульс к размышлениям о причинах землетрясений, а эти размышления в конце концов приводят его к пониманию, где и как следует искать следы «небесных бестий» Шатрова. Да и поездка Шатрова к Бельскому тоже хорошо укладывается в ход событий — как еще поглощенный рутинными заботами «кабинетный схимник», как он сам себя называет, может нагляднее представить себе миллионы лет и миллиарды километров, в которые уводит его открытие Тао Ли? Не зря же он на самой первой странице говорит себе: «Только не бояться!» Вот, чтобы не бояться смотреть в лицо Вселенной, и едет Шатров в обсерваторию.

Вообще говоря, умение Ефремова создавать безупречные логические построения и выстраивать на их основе сюжеты произведений неизменно восхищает меня. И даже заключительный эпизод с найденным изображением звездного пришельца при таком восприятии не кажется чрезмерно натянутым и искусственным, как здесь писали, а является совершенно логичным и даже необходимым. Если уж автор развивает перед читателем мысль о том, что разумное существо должно быть с неизбежностью подобно человеку, то надо в конце продемонстрировать доказательство этого — иначе все повиснет в воздухе, сюжет останется незавершенным. Пусть даже ради такого финала и придется вводить в действие «прозрачный, неизвестный нам, необычайно стойкий состав», который смог семьдесят миллионов лет противостоять разрушающему действию горных пород, но потом за пять минут поддался простому полировальному порошку в руках Шатрова. Небольшая плата за достойное, полное гордости и уверенности в торжестве разума завершение повести!

И все-таки есть в «Звездных кораблях» отдельные моменты, которые не то чтобы раздражают, но несколько коробят. Это, во-первых, отличительный признак ефремовских героев: вставать в любой обстановке в позу и с ученым видом разражаться ни с того ни с сего целой лекцией на ту или иную тему. Вот Давыдов читает Шатрову такую лекцию о планетах Солнечной системы, хотя при этом не сообщает в целом ничего нового, такие-то факты его ученый друг должен был и без того прекрасно знать. Вот опять-таки Давыдов пространно и запутанно повествует своим аспирантам о ценности палеонтологии в сравнении с ядерной физикой. Понимаю, что этот эпизод, как и гавайский, является одним из ключевых в ходе размышлений Давыдова, но все-таки можно было бы оформить его как-нибудь короче и живее, не столь занудливо. Во-вторых, вчитайтесь повнимательнее: везде в тексте идет речь только о вертикальных движениях земной коры и нигде — о горизонтальных. Понятно, что тогда, в сороковые годы, тектоника плит еще толком не оформилась, оставаясь в основном умозрительной гипотезой. Но с точки зрения современного читателя все эти бесконечные поднятия-опускания, о которых то и дело рассуждают Давыдов и его коллеги, выглядят как-то уж чересчур странно и даже назойливо. В-третьих, действие повести охватывает два с половиной года, но описаны события так, как будто все случилось очень быстро. Один эпизод сменяет другой мгновенно, без промежутков, а разбросанные в тексте кое-где явные указания на прошедшее с того или иного события время скорее сбивают с толку и заставляют недоумевать: неужели так много времени прошло и чем же занимались оба профессора все это время? — чем помогают читателю верно сориентироваться. Может, и прав автор того отзыва, где «Звездные корабли» названы заготовкой, не более чем набросками для ненаписанного романа...

Но в целом — замечательная книга, одна из тех, без которых я не мыслю себя как читателя. Это же я могу сказать и о подавляющем большинстве произведений Ивана Антоновича Ефремова.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом превосходном сочинении есть по крайней мере одна большая нестыковка. Почему пришелец подпустил тиранозавра вплотную, а не открыл огонь за километр? ТАКОЕ нельзя было не заметить. В общем и целом же типичное для Ефремова более чем удачное соединение полёта фантазии с научными фактами. Пожалуй, здесь он впервые высказал и строго научно обосновал свою точку зрения, что разумные должны быть более-менее гуманоидные. Настолько, чтобы мы и они опознали одни в других носителей Разума и захотели вступить в Контакт.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все мы космонавты, летящие на нашем космическом корабле под названием Земля...

В этой повести Ефремов слил воедино сразу две науки — палеонтологию и космологию. По палеонтологической части (в которой он дока) возник фантдоп об обнаружении костей и черепов динозавров с явными следами воздействия какого-то оружия. Поскольку давность костных останков составляла что-то около 70 млн лет, то говорить о человеческом происхождении этих огнестрельных (или лучевых) поражений пресмыкающихся гигантов не приходится (а крутить вариант с путешествиями во времени Ефремов просто не стал, ибо его цель была совсем иная). И соответственно возникает гипотеза о давнем прилёте на Землю каких-то ребят с другой планеты совсем другой звезды (версии Марса и Венеры в повести рассматриваются и отбрасываются). И далее следует уже космологическая гипотеза, в которой замешано движение звезды по имени Солнце (Цой, мы тебя помним) по галактической орбите и возможные сближения его с какими-то другими звёздами. Сближении, давшем возможность инопланетчикам слетать на нашу планетку в эпоху мезозоя и оставить здесь во славу науки следы своего пребывания.

Однако ум учёного-палеонтолога даёт Ефремову возможность сделать ещё одно научное предположение — о причинах массового и привязанного к определённым местам Земли вымирания динозавров. Насколько эта гипотеза соответствует истине, ничего сказать не могу, но тут важно, что писатель-учёный, даже будучи фантастом, весьма отличается от писателя-фантаста простого, не обременённого системным научным знанием. И именно этим книги писателей с учёными степенями весьма отличаются от просто фантастических и тем более фэнтезийных книг — наличием научно обоснованных подходов к формированию и фантдопов и всяких прочих обстоятельств. И именно такой подход присутствует и в любимой мной повести Ефремова «Сердце Змеи». К чтению которой немедленно приступаю.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами одна из ярких работ, можно сказать, не просто повесть начинающего автора, а оттиск — проекция его реального опыта, перенесенная на бумагу, переосмысление со множеством допущений и фантастических теорий. Как сам выражал свою позицию Иван Антонович, это та самая фантастическая теория, которой нет места в реальной жизни, но которая так удачно и живо может быть рассказана и доказана художественным языком.

В свою очередь в повести поднято довольно смелое, но весомое предположение, подкрепленное и выраженное в нескольких проблематиках:

1. Определенные условия и закономерности для возникновения жизни. В повести довольно остро и категорично описана данная проблема, которая определяется и подкрепляется теорией реальных ученых того времени, которые считали (а современные считают до сих пор), что жизнь во вселенной может зародиться только при определенных условиях, а именно: определенные условия удаления планеты от звезды, определенная скорость вращения планеты, определенная мощность излучения светила, а так же благоприятная среда области космоса, где есть время для развития планеты от безжизненной пустыни до зелёных лесов и океанов. Причем сама жизнь, это некий уникальный набор химический элементов, накопившихся в достаточном количестве при определенных условиях, который вспыхивает редким очагом химических реакций. И на самом деле это одна из здравых теорий, которая ломает в дребезги любую теологическую схему, а так же любую другую, так пестро показанную в современных и не очень фильмах о том, как жизнь возникает по чьей-либо воле. Данная теория — это некий трезвый подробный фатализм среди океана необъяснимого волюнтаризма.

2. Закономерности путей эволюции. Жизнь возникшая в особых условиях, хрупкая и уникальная в масштабах вселенной, не будет стоять на месте, а будет развиваться, но развитие это подчиняется одному определенному закону вселенной. И закон этот имеет одно название, которое, открывшееся в думах Чарльзу Дарвину, четко ставится Иваном Ефремовым, подкрепляясь идеологически, — ТРУД. Именно труд сделал из обезьяны человека, способствовал появлению очагов мысли и осознания окружающей действительности, и именно этот аспект будет определяющим для эволюции жизни во всей вселенной.

3. Закономерности анатомического строения живых организмов. Ефремов, как и многие другие ученые того времени, настаивал на своем предположении об единообразии структуры строения тела наших братьев по разуму. Существо, обладающее разумом и сознанием, — это гуманоид, который должен иметь схожие с человеческим строением тела анатомические черты. Причем это объясняется условиями образа жизни такого существа, а именно: голова, которая не отягощается рогами и прочим дополнительным функционалом, мешающим развитию мозга; органы чувств, которые расположены на голове для быстрой передачи информации в мозг, в частности сами глаза, которые прямо посажены для охвата большей площади зрительной информации; конечности, которые в условиях труда четко разделены на ноги для передвижения и руки для осуществления трудовой деятельности; позвоночный столб, который держит голову над поверхностью для большего восприятия и осмысления окружающей действительности, а так же условия самой среды, например, плоды растений, которые способствовали развитию челюстно-лицевой структуры, подавляя морду хищника и травоядного. Всё это довольно весомые аргументы не то чтобы для фантастического произведения, а даже для реальной полемики в научной среде.

4. Причинно-следственные связи между химическими реакциями(процессами) и смещениями литосферных плит и прочего возмущения земной коры, вызывающей катастрофы на поверхности планеты. Данная теория очень тесно связана с фабулой самой повести, которая раскрывает довольно серьезную часть сюжета, но основная её догадка в том, что химические процессы, вызывающие на поверхности Земли катастрофические последствия, — это ядерный распад изотопов Урана и Тория, единственных известных (на тот момент) науке нестабильных элементов, который вызывает значительный выброс энергии. Это энергия, если сослаться на закон сохранения энергии, не проходит бесследно для жителей Земли. Так же в рамках этого предположения раскрыта тема ценности самой энергии, как составляющей материи и приводящей ее в движение.

Ценность данного произведения содержится в идеях, которыми она переполнена, пусть не всегда точных и недоказанных. Эти идеи не были забыты в войне или в голоде (год написания — 1944), они назревали в человеческом сознании и все таки были донесены до общества пусть и в качестве около-фантастической повести, донесены для того, чтобы человек продолжал думать и высказывать свои догадки и предположения. Это как раз одна из многочисленных граней творчества Ефремова, способствующая созиданию и достижению бесценных знаний.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверно это моё первое столкновение с повестью о палеоконтакте, ведь кнгига находилась в семейной библиотеке с 1956года. Она также явилась одним из толчков к моему увлечению палеонтологией. Прекрасно описан научный поиск и увлеченность героев своей профессией. Выдвинута одна из причин гибели динозавров на нашей планете. Огранка художественного таланта таланта автора несомненна. Именно Ефремовым и Обручевым были приглашены в геологию молодые люди. Одним из стимулов явилась эта повесть.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот это совсем другое дело! А то у меня после «Великого кольца», и особенно — после «Часа быка», осталось столь мрачное, гнетущее впечатление, что Ефремова читать более не хотелось. Но всё же взялся за эту повесть, и не пожалел — великолепная классическая советская научная фантастика.

Живость и достоверность героев — качества, которых так не хватало в «Великом кольце», в этом произведении не вызывают сомнений — то, что нужно, не больше и не меньше. Вероятно, Иван Антонович списал двух главных и, вполне вероятно, некоторых второстепенных героев с реально существующих своих коллег, и получилось очень даже ярко.

А с какой любовью Автор, сам палеонтолог, описывает раскопки и связанные с ними научные изыскания! — зачитаешься.

Насчёт упомянутого в других отзывах пафоса — что-то я ничего подобного не заметил, есть лишь возвышенные слова, исполненные надежд на будущее человечества, но их тут в меру, и не вызывают отторжения или оскомины.

Впечатлил момент, когда девятьсот рабочих, занятых в непростом и даже изнурительном труде колоссальной индустриальной стройки, в выходной день в едином порыве выходят на работу — помочь учёным с раскопками. А что сегодня могло бы нас мотивировать к такому поступку? Сверхурочная оплата? Бонусы от работодателя?

И вообще — как здорово, когда индустрия огромной и могучей страны шагает вровень с интересами академической науки, считается с ней и всячески ей помогает.

Научно-фантастической составляющей коснусь тут, пожалуй, лишь вскользь (не хочется нарушать интригу), скажу лишь, что данная повесть — вероятно, одно из первых произведений на тему неуместных артефактов, хотя в контексте они оказываются вполне себе уместными, желанными и даже ожидаемыми.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть читается легко и состоит как будто из нескольких независимых сюжетов, которые непонятно зачем объединены: побег от цунами в море, рукопись из подбитого танка, наблюдение за звёздами, раскопки костей динозавров. Центральной темой оказываются раскопки. С этой темой немного связана тема рукописи из танка. Остальные темы достаточно удалены от основной. Складывается впечатление, что повесть должна была со временем превратиться в роман — тогда подобные отвлечённые столь подробно расписанные сюжеты не выглядели бы чужеродно. Но, видимо, на полноценный роман идей не набралось, поэтому имеющиеся наработки были скомпонованы в повесть и опубликованы в таком виде.

В этой повести автор опять касается своей излюбленной темы — всё живое развивается по единым законам, поэтому неизбежно инопланетные разумные существа в целом должны напоминать человека. Другая излюбленная тема автора — универсальность законов красоты, здесь не упоминается.

Финальная сцена показалась мне несколько натянутой. Очень уж автору хотелось показать читателю красочную картинку. Для этого опять была привлечена тема, однажды раскрытая в повести «Тень минувшего», о том как картины далёкого прошлого оказываются запечатлёнными на древних археологических объектах.

Если начинать знакомство с творчеством автора с этой повести, то повесть понравится. Но если, как я, прочитать до этого множество других произведений автора, то впечатления уже будут несколько другими. К сожалению, повторы одних и тех же тем, одно и то же самоотверженно-восторженное настроение произведений автора со временем начинают утомлять.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В бесконечной ночи Космоса, по выбранному когда-то случаем и законами мироздания маршруту, плывут по Галактике, как корабли в океане, звезды. Редкие из них несут пассажиров — планеты, и уж совсем единицы могут похвастаться драгоценными зернами Жизни. «Иногда звезды сближаются и снова расходятся на миллиарды лет, точно корабли одной галактики».

Небольшая повесть о торжестве Жизни и Разума. Рассказ о науке и ученых, ценности знаний и Жизни -скоротечной и настолько хрупкой, что может существовать только на небольшом числе Миров, разделенных непреодолимой бездной пространства и времени.

Мне всегда нравилась какая-то нарочитая будничность этой повести. Пыльные архивы и коллекции, ждущие своих исследователей, ученые, рассуждающие о сокровенных тайнах Вселенной за чашкой чая с бутербродами среди рутинных дел повседневности. И на этом фоне — загадка гибели динозавров, движения литосферных плит, древние кости и непонятные артефакты — последние свидетельства посещения Земли инопланетянами.

В повести два народа никогда не встретятся: их разделил не только Космос, но и безжалостное время. Но наука и знания позволяют ощутить родство, общность разума, «сознающего

беспощадные законы Вселенной, бьющегося в муках и радости познания». Единство всех пассажиров летящих в ночи кораблей, дарующая надежду, что прекрасная мечта о полетах к звездам будет осуществлена.

Будет, если исчезнет эта боль, проходящая через всю повесть: война, отбрасывающая человечество назад на пути познания. Она постоянно врывается в такое светлое повествование о разнообразии проявлений Жизни и Разума, Космосе и звездах: танками, ржавеющими на полях сражений, неразорвавшимися снарядами и памятью об ученых и мыслителях, которые погибли, так и не успев сформулировать идеи или сделать открытия, которые могли бы распахнуть звездную дорогу для корабля под названием «Земля».

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К этому произведению у меня особое отношение. Вероятно, это был первый рассказ (повесть) Ивана Ефремова, который я прочитал от начала до конца. Мне тогда было лет 12-13. В то время меня «страшно» интересовали темы космоса, пришельцев, невероятных чужих миров и проч. Мне казалось (хотя тогда я это отчетливо не формулировал), что разумные и неразумные существа этих миров могут быть какими угодно причудливыми, даже похожими «на блеск текущей воды», как пелось в одной песне (в ТВ-программе «Этот фантастический мир»). Мне и моим приятелям тогда (в эпоху отсутствия интернета :) нравилось фантазировать на эту тему. Поначалу эта повесть не казалась мне очень интересной, за исключением момента встречи кораблей с цунами. Но затем я дошел до авторской аргументации антропоморфности разумной жизни и, помню, был просто поражен (даже не подберу другого слова). Это, правда, было детское, во многом, впечатление – как будто кто-то объяснил (разоблачил) чудо, но так, что это объяснение оказалось намного интересней самого чуда. Думаю, именно со «Звездных кораблей» началась моя любовь к НФ. Тогда же, наверное, читая описание изображения человека иного мира, я начал улавливать и ефремовский эпический стиль и пафос его идей. И тогда же у меня возник определенный интерес к палеонтологии (и вообще к науке как методу познания мира), которая представлялась мне тоже чем-то вроде НФ-творчества.

Позже я оценил изящество и продуманность НФ-гипотезы, высказанной Ефремовым. Из разбитого танка времен второй мировой войны мысль писателя устремляется на десятки миллионов лет назад – в эпоху динозавров и одновременно воспаряет к звездам. Но воспаряет не просто, как говорят, на крыльях мечты, но и на основе правдоподобных (не мнимо научных) предположений. Органично соединяя «бытовые» детали и космические мотивы, Ефремов сумел таким образом великолепно передать радость присутствия и открытия неведомого. А ведь за это, прежде всего, мы и ценим НФ (по крайней мере, в её «классическом» варианте) . Как писал А.Ф. Бритиков: «Научно-фантастический вымысел удовлетворяет неуёмную жажду исследования неведомого, отвечает жизненно важному, врождённому поисковому инстинкту человека».

Несмотря на некоторую схематичность героев, «Звездные корабли» — пример выдающегося научно-фантастического и научно-философского творчества.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика есть классика.

Первый раз прочитал в далёком детстве – и навсегда запомнил доказательство того, что инопланетные разумные существа должны быть в значительной степени человекоподобны.

Повесть замечательна сочетанием увлекательной научно-фантастической гипотезы, познавательного содержания, попытки рассказать о трудном пути научного поиска. И это – при весьма простой фабуле.

Когда же всё-таки была написана повесть? В собрании сочинений она датирована 1944 годом; но в одном из интервью (http://iae.newmail.ru/Publicism/VL78-02-1.htm) – текст которого Ефремов вычитал и подписал – автор относил её написание к 1946 году.

Если это 1944 год, то автор, как и в некоторых своих рассказах того времени, мысленно переносится в недалёкое – но уже мирное – будущее. Действие повести охватывает два года – с 1946 года (видимо, с начала лета) до 1948. Чересчур оптимистично и неправдоподобно описание обсерватории, которая – всего через несколько месяцев после окончания войны – уже отстроена после разрушения и снабжена несколькими мощными телескопами.

Но даже если верна вторая дата, то упоминание в тексте водородной бомбы, видимо, представляет собой позднейшую вставку. Ну, а «атомные мирные машины» – это уже чисто фантастика :) .

Заметны автобиографические элементы в образе Давыдова (даже имена-отчества созвучны: Илья Андреевич – Иван Антонович; Давыдов, как и Ефремов, в молодости был моряком).

Лексическое наблюдение: в рассказе даётся яркая и запоминающаяся картина гигантских океанических волн, порождённых землетрясением, – но ни разу не используется слово «цунами»; видимо, в то время оно ещё не получило права гражданства в русском языке.

Что за «фашистские бандиты» в 1940 году в Сычуани? От зоны японской оккупации этот район был далёк. Наверно, так в СССР было принято называть гоминьдановцев?

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гуманитарная фантастика в самом точном смысле, чисто научная, и несущая в себе вполне конкретный идейный посыл. Что хочет сказать Ефремов, описывая найденные останки посещавших нас в древности инопланетян? Во первых — мы не одиноки во вселенной, на других планетах есть разумная жизнь (всё это описано сугубо научным языком). Во вторых, у человечества есть шанс вырваться за пределы своего нынешнего состояния, и стать существами более высокого порядка, морально и физически. Вся поесть пронизана уверенностью в том, что будущее несёт нам невиданные перспективы, и мы станем подобны этим неведомым пришельцам из космоса.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю как кому, а мне сочетание палеонтологии и астрономии очень нравится. Отбросив всякие идеологические моменты, коих не так уж и много, имеем отличную гуманистическую фантастику. пусть чрезмерно «советскую», чрезмерно «научную», тем не менее интересную и познавательную. последние абзацы — просто красиво и мудро.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это повесть входила в томик Ефремова в «детгизовском» двадцатитомнике «Библиотека приключений», вышедшем в 1961-м (если не ошибаюсь) и чуть ли не единственном тиражном издании беллетристики и фантастики того времени.

Двадцатитомник, весь, был зачитан до дыр, в буквальном смысле, в том числе «На краю Ойкумены», роман Ефремова в том же томе.

Наверное, каждый из двадцати томов я перечитывал в детстве по меньшей мере пять раз. Эта повесть — единственная из всех, которую попросту не смог прочитать. Даже в детстве, когда любая фантастика казалась откровением и читал её взахлёб и многократно. Со временем я пытался проделать это ещё несколько раз. Но не сумел продраться дальше первой трети ни в юности, ни уже в довольно зрелом возрасте. И лишь сейчас по прошествии более 30 лет усилием воли дочитал до конца.

При всём уважении к Ефремову, от этого его произведения меня попросту воротит. Видимо, в нём сошлось всё, что я так или иначе не приемлю в фантастике. Неинтересные, деревянные герои, прежде всего. У которых имён-то нет или надо их искать по тексту. А так — Шатров да Бельский. Поданная в лоб навязчивая мораль. Монотонные научные описания, неинтересные (мне) и неблизкие. Пафос, от которого как железом по стеклу. И всё это, вместе взятое, как по мне, попросту мешает думать о том, что написана повесть в 1944-м, что надо делать скидку на время, на цензуру, на войну, наконец. Да и на значимость произведения в русской фантастике как таковой.

В результате я попросту не знаю, как оценить эту повесть... Слишком уж её значимость расходится с личным восприятием — словно коса на камень дошла. Всё же умудриться не осилить в детстве фантастический текст что-то да значит... В общем, я не стану ставить оценку. Потому что не принадлежи текст перу Ефремова... боюсь, что оценил бы в ноль.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В «Звёздных кораблях» есть эпизод, где учёные пытаются классифицировать вид обнаруженного пришельца и не слишком удачно придумывают ему названия на мёртвых языках. Бестия астралис, терион целестис... — «Небесный зверь»... — Автор явно пытался провести своеобразную «игру в называние», — и тем самым доказать, что латынь и древнегреческий вполне применимы для научной систематизации в Галактике. Как и таблица Менделеева.

А в целом — весьма удачный приём сообщения реалистической достоверности выдумке. И — начало авторских размышлений о гипотетической эволюции инопланетных разумных. Тут впервые автор зримо представил образ негуманоидного (догуманоидного) пришельца, — вида, пришедшего к разуму гораздо более коротким эволюционным путём, — на десятки миллионов лет раньше человека разумного. «Визуализация» образа инозвёздного пришельца выполнена безукоризненно.

Автор выстроил повесть на сцеплении разных гипотез, реальных и вымышленных фактов: тут и необычное объяснение «кладбищ динозавров», и «вычисление» гипотетической орбиты Солнца относительно иных «звёздных архипелагов» Галактики... Соединяясь воедино, все эти идеи и создают уникальное и устойчивое сочетание, — то, что мы называем «твёрдой» НФ.

Удивительная подробность в том, что почти за семидесятилетнюю историю произведения эта «кинематографично» написанная повесть так и не оказалась искусно и убедительно проиллюстрирована. Впрочем, будем надеяться, — грядущим иллюстраторам это ещё удастся.

И ещё: если внимательно вчитаться в повесть, — можно обнаружить удивительное свойство её текста. — «Звёздные корабли» написаны как своеобразный сценарий обширной «ефремовской» темы. Впрочем, попыток экранизации не было.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх