fantlab ru

Кэтлин Э. Флинн «Проект «Джейн Остен»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.22
Оценок:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Проект «Джейн Остен»

The Jane Austen Project

Роман, год

Аннотация:

Сотрудники Королевского института Особой Физики Рэйчел и Лиам оказываются в 1815 году — им нужно подружиться с Джейн Остин, чтобы спасти роман, который она хочет уничтожить. Но тщательно подготовленная операция дает сбой, когда в дело вмешиваются чувства...

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Д. Ключарева (1)

Проект «Джейн Остен»
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принципе после прекрасного отзыва Shab13 добавить почти и нечего. Жаль, я прочитала его уже после книги (сэкономила бы время). Но тем не менее пару слов напишу.

Поначалу эта книга больше всего напоминает студенческую курсовую работу. Мол, надо написать короткое исследование о малоизвестных страницах жизни Джейн Остин, форму выбираете сами. Кэтрин Флинн выбрала полуфантастический жанр. Двое исследователей (Лиам и Рейчел) из альтернативного будущего принимают участие в культурном проекте, целью которого является неизданный роман Остин «Уотсоны» и несколько писем к сестре Кассандре. Они отправляются в прошлое, в 1815 год, чтобы несколько месяцев прожить в реалиях 19 века, по-возможности, свести знакомство с семейством Остин и вернуть в мир потерянных «Уотсонов».

Я не буду тут про логику. Посылать пару людей в Англию в надежде, что за несколько месяцев никому не известные люди («я ваша тетя из Бразилии, где много диких обезьян» — легенда примерно такого же уровня) завоюют симпатии и сердца довольно закрытого семейства, не кажется отличной идеей. Уж если так нужен был роман, то логичнее было послать какого-нибудь спецагента, который бы выкрал текст, переснял и вернул на место. Быстро и дешево. Но легкие пути в будущем явно не ценятся.

Первая треть книги – напоминает умиротворяющий викторианский роман, в неторопливой манере знакомящий читателя с деталями английского быта и родственниками Остин.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«После второй перемены принесли бутылку портвейна и блюдца с сухофруктами и орехами — застолье продолжалось. Посреди дискуссии о том, придется ли снова воевать с Соединенными Штатами — Генри и мистер Тилсон считали, что это неизбежно, Лиам с ними не соглашался, — миссис Тилсон украдкой бросила на меня взгляд и поднялась. Подошло время нам удалиться и оставить мужчин в компании спиртного.

— Не будем мешать джентльменам решать судьбу мира, — кивнув, сказала миссис Тилсон и выплыла из комнаты, а я последовала за ней, и мы вернулись в гостиную, с которой для меня начался этот вечер».

Если бы удалось выдержать этот стиль до конца, то это было может и несколько занудно, но довольно мило. Но то ли у автора иссякли идеи насчет того, о чем еще можно говорить за чаем, то ли сдержанность и пуританство 19 века ее изрядно утомили, но примерно к середине главную героиню резко переклинивает на плотских страстях. И с этого момента книга превращается в банальный любовный роман с пассажами типа: «прижавшись к нему посильнее, я ощутила его эрекцию». Эта тема постепенно, но уверенно подавляет линию Джейн Остин с многочисленной ее родней и окружением.

«Алчность в отношении всего, сколь угодно отдаленно связанного с Джейн Остен, была одной из черт привычного мне мира, которую прежде я воспринимала как нечто само собой разумеющееся, но теперь она казалась мне трогательной и в то же время ненормальной. Чего они все хотят от Джейн Остен? И, если уж на то пошло, чего от нее хочу я?»

По всему тексту рассыпаны сожаления о «нарушении поля вероятностей», смысл чего наши исследователи явно понимают слабо, однако риск изменении истории их не особо смущает. Это не советская фантастика, где страшно зацепить бабочку. Ближе к финалу читателю напоминают о том, что это как бы фантастический роман про попаданцев (или точнее отправленцев), ради чего в последних главах неумело обсуждается модель множественных миров и всякие штуки вроде «ряби перемен на полях вероятностей»:

«Прошлое — такой же коллективный вымысел, как и все остальное. Оно существует, потому что мы признаем, что оно существует. В объективной реальности его нет».

Читабельно, но вторично и довольно скучно.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давайте так: Джейн Остен я не читал, и о Джейн Остен я не читал. А вот «Проект «Джейн Остен» Кэтлин Флинн я прочитать решился. Скорее всего зря.

Сначала немного о жанре и сюжете. Внешне это чистейшая хронофантастика – двое сотрудников Королевского института узкоспециальной физики, Лиам и Рейчел, на волне своей фанатской любви к романам Джейн Остен отправляются в прошлое, дабы найти и принести в будущее считавшийся утерянным роман «Уотсоны». После чего начинается роман становится реалистичным, а читателя развлекают биографичными вставками из жизни семейства Остен и данными о георгианской эпохе.

Но стоит присмотреться, даже не очень тщательно, и «Проект «Джейн Остен» превращается в роман любовный, но очень плохой. Вся проблема кроется в главной героине, она же рассказчица, Рейчел Кацман. Рейчел просто хочет *вымарано цензурой* (тут может стоять ваш эвфемизм к словосочетанию «заниматься сексом», я же буду писать *вымарано цензурой*). Рейчел хочет *вымарано цензурой* со своим напарником Лиамом, ведь это неизбежно для людей, переживающих сложную ситуацию. Здесь, увы, сложности – Лиам и Рейчел изображают брата и сестру. Рейчел хочет *вымарано цензурой* с Генри Остеном, раз уж вариантов не особо много, так еще и Генри делает, мягко сказано, авансы. Рейчел просто любит *вымарано цензурой*. Она и в проект попала буквально через постель. А еще бесят все эти «…а мне открылся вид на небольшой участок его упругого бледного, слегка волосатого торса» и «прижавшись к нему посильнее, я ощутила его эрекцию».

В свою очередь Лиам ведет себя странно – его постоянно кидает из крайности в крайность, словно при биполярке. А еще он мастак создавать таинственный вид. И Лиам тоже хочет *вымарано цензурой* с Рейчел, но нам повезло, что в романе только один рассказчик.

Все что связано с Остенами, нечего грешить, выполнено хорошо. Все эти светские визиты, словесные пикировки, попытки разобраться в сказанном и не сболтнуть лишнего – замечательно передают дух эпохи. На атмосферу играет и очарование сельской Англии.

Теперь про фантастическую составляющую. В будущем, откуда пришли Лиам и Рейчел, на секундочку актер и врач, даже не ученый, и так хватает проблем. Ощущение, что мир живет если не во время апокалипсиса, но на его грани. Но мы потратим огромное количество ресурсов на утерянный роман Остен, ведь будущее нельзя менять. А то что будущее в итоге ого как изменилось – ну это уже проблемы другой, параллельной, вселенной (ага-ага, мультиверс присутствует). Дальше. План изначально паленый: можно было отправить двух домушников с умением читать книги и вуаля! «Уотсоны» в кармане, и не надо год втираться в доверие к семейству Остенов, параллельно меняя будущее, которое менять запрещено. Как говорится «Приключение на 20 минут, вошли и вышли.»

А еще очень обидно за саму Джейн Остен, которую бравые путешественники во времени случайно спасли от смерти, но которая, написав еще 17 романов, превратилась из гениального автора в хорошего автора средней лиги.

Есть вариант, что, не читав романы Остен я упустил какие-то штуки и\или параллели, не спорю. Но шел я за фантастикой, и получил её самую щепотку. В остальном «Проект «Джейн Остен» запомнился тем, что Рейчел любит и хочет *вымарано цензурой*. И в финальной части ей это удалось! И не раз и не два...

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие пишут про невозможность определить жанр книги, и я подписываюсь. У меня осталось ощущение, что автор читала биографию любимой писательницы и подумала: «А что, если отправить знакомиться к ней фанатов из будущего?». Не буду комментировать, что это почти всегда очень плохая идея – знакомиться с кумирами, которые в 99% случаев не оправдывают ожиданий просто за счет того, что они люди, а не боги, каковыми их считают поклонники. Тут двум сотрудниками института экспериментальной истории (а нет, простите, его лет пятнадцать назад уже придумал Свержин) невероятно повезло подружиться с Джейн Остен, несмотря на ее мягко говоря специфичный характер.

Но где-то в середине повествования автора занесло на ухабах, и роман резко свернул на этакий похабный физиологичный ромфант с фетишем на ложбинки грудей и эрекцию в штанах. Главная героиня меня бесила еще с начала, несмотря на благородную профессию врача, но с середины я просто зубами скрипела на ее озабоченные комментарии и совершеннейшее неуважение к себе как к женщине. Остен бы на такое в гробу перевернулась, мне кажется. Однако в Рейчел влюблены абсолютно все, не обращая внимания на ее вульгарность, грубость и прямолинейность.

Главный любовный интерес меня ужасно покоробил. По многим причинам. Во-первых, объективно коллега и чужой жених – просто моветон и неуважение к себе. Но мы выяснили, героиня озабоченная, ок. И всё же даже в отрыве от морали, я не увидела там никакой основы для любви, исключительно гормоны. Поэтому во-вторых, это ужасно прописанные характеры и мотивы. У Лиама там не просто биполярка судя по поведению, а вообще расчетверение личности.

Дополнительно соглашусь, что фантастикой тут и не пахнет, потому что логических ляпов и НФ составляющей здесь еще меньше, чем у того же Свержина, где так и заявлено: мы оперативники, как работает переход не знаем. Но тут смешали несколько теорий: и об изменчивости времени (соответственно, мультивселенные), и о детерминированности. Как ярый фанат темы путешествия во времени – очень зла! Ну и логика: если вам нужно всего лишь сфоткать письма – на кой городить огород и год! втираться в доверие, когда можно прокрасться тайком??? И отдельно: посылать за какими-то письмами из времени на грани катастрофы, где других проблем до фига надо исправить, даже главной директрисе института никто бы не разрешил. Ой, всё.

Но хочу похвалить за проработку исторической составляющей: очень достоверно описана эпоха со всеми приметами времени, пусть в чересчур реалистичном ключе, с вонью, смертями от вшей, полным невниманием к женщинам и прочими не слишком аппетитными подробностями. Пожалуй, помимо истинно исторических романов встречала только Эллисон Гудман с Клубом Темные времена настолько углубленно в бытописание тех лет и нравов. Ну а сюжет напоминает Невидимую библиотеку Женевьевы Когман. Обе книги довольно средние, но они на голову лучше этой.

Проект «Джейн Остен» — исключительно для бешеных фанаток упомянутой персоны Джейн Остен (а не только ее произведений!), хотя даже они, боюсь останутся слегка шокированы совершенно неостеновскими заворотами этой странной книжки.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сквозь время к Джейн Остен

«Все последующие века вас будут считать одной из величайших писательниц в мире. Не только среди писательниц, или среди английских писателей, или среди писателей девятнадцатого века, или еще кого-то. Вы обретете бессмертие.»

Любите ли вы Джейн Остен, как ее люблю я? Наверняка да. Наверняка нет. У каждого, влюбленного в книги мисс Остен, свои резоны и свой вид любви. Неизменно одно, все мы время от времени возвращаемся к шестерке ее романов. Всеобщий любимец «Гордость и предубеждение», но кому-то ближе «Разум и чувства»; «Доводы рассудка» были моим анти-фаворитом, пока фильм 2007 (да, мы смотрим всякую экранизацию и, как правило, перечитываем книгу после каждой), заново не очаровал этой простой историей. Ни с одним романом леди Джейн не смеялась, сколько с «Нортенгерским аббатством», а мой на все времена «Мэнсфилд Парк». У героини Кэтлин А.Флинн любимая «Эмма».

И нет, не поэтому из две тысячи какого-то, достаточно отдаленного от нас времени синтетических продуктов, доктор Рейчел Кацман отправится в 1815. О прорыве в исследованиях времени она узнала, работая волонтером на землетрясении в Монголии, подала резюме, была принята на работу, а спустя некоторое время, пройдя жесткий отбор, осталась единственной кандидаткой на участие в «Проекте «Джейн Остен» Вернее — одной из двух, вторым оказался актер и писатель по имени Лиам, рядом с которым миниатюрная Рейчел смотрится совсем крохой, но несмотря на это, в предстоящей миссии им придется играть роли брата и сестры.

Их цель скопировать, а по возможности выкрасть письма Джейн любимой сестре Кассандре, которые писались на протяжении всей жизни, сожженные той, во исполнение посмертной воли писательницы. А также отыскать «Уотсонов» — ранний роман Джейн Остен, который уничтожила она сама. В истории сестер, оставшихся без средств к существованию и крова после смерти отца, по словам Джейн, было «слишком много меня, чтобы позволить это опубликовать». Чтобы оправдать неизменные шероховатости при вхождении в строй жизни георгианской Англии, резиденты изображают Мэри и Уильяма Рейвенсвудов из Вест-Индских колоний, богатых наследников, решивших обосноваться в метрополии.

Обаятельные, состоятельные, обольстительные и куда более искушенные, в силу обстоятельств, известных читателю, но скрытых от героев, пришельцы невольно примеривают роли брата и сестры Кроуфорд и это придает роману дополнительного очарования параллелями и коннотациями. А взаимное притяжение, которому им все труднее противиться, находясь с одной стороны в тесной близости, с другой — постоянно на глазах, потому что держать меньше четверки слуг люди их статуса не могли себе позволить без ущерба для репутации — все это придает дополнительной остроты интриге, такого, несколько скандального оттенка. Не стоит думать, что та эпоха была много наивнее нашей, кроме леди Джейн у английской литературы были Байрон и Шелли, если вы понимаете, о чем я.

Хотя и сама по себе идея завоевать дружбу обожаемой писательницы, чтобы после злоупотребить ее доверием — тоже сильно с душком, как ни обзывай ее миссией или проектом. И, будьте уверены, этой моральной дилемме уделено в романе должное внимание. То есть, у Кэтлин Флинн получилась непростая постмодернистская романная конструкция со множеством переплетающихся интриг, пусть вас не обманет нарочитый примитивизм концепции попаданчества. Но главное здесь все-таки Джейн Остен, тот случай, когда видишь ее воочию, именно такой, какой всегда представляла: ироничной, порой даже язвительно саркастичной, но при этом способной на самоотречение ради тех, к кому искренне расположена. Женщиной недюжинного ума, невольной однако усвоить и принять поведенческие нормы, слишком далеко выходящие за рамки принятых в ее времени, месте, круге.

И ты, как в детстве: пусть-пусть у них все получится, пусть они сумеют ей помочь! Со мной было так, и эта подростковая острота переживаний за героев сделала «Проект Джейн Остен» одним из самых ярких книжных впечатлений уходящего года, при том, что читаю я очень много и выбрать есть из чего. Дополнительным бонусом здесь опоясывающая история взаимоотношений героев из будущего, упоительно непростая.

Вряд ли это станет вашей книгой, если вы не поклонник Джейн Остен. Но если да — вам сюда.

#американская литература, #мы_любим_Джейн_Остен, Кэтлин А Флинн, георгианская Англия, путешествие во времени, любовь и литература, авантюрный роман, перевод Дины Ключаревой, Литрес, Дом Историй

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх