fantlab ru

Стивен Кинг «Четыре после полуночи»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
526
Моя оценка:
-

подробнее

Четыре после полуночи

Four Past Midnight

Другие названия: Четверть после полуночи

Сборник, год

Аннотация:

Одиннадцать пассажиров авиалайнера понимают, что оказались в эпицентре ужаса — в мире, где нет ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни времени. Есть только ужасные твари — лангольеры...

Мальчику подарили дорогую игрушку — «Полароид», и на его фотографиях стал вновь и вновь появляться чудовищный монстр, все ближе подкрадывающийся к нашей реальности...

Писателя все сильнее опутывает липкая паутина страха — ведь шаг за шагом он обращается в того, кого считал лишь собственным кошмаром...

В библиотеке маленького городка откуда-то из темных глубин параллельного мира выходит безжалостный мститель-полицейский, готовый убивать...

Примечание:

В оригинале сборник снабжён общим предисловием автора, а также предисловиями к каждой из четырёх повестей. (с) Vladimir Puziy



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.72 (164)
-
2 отз.
7.64 (162)
-
8.30 (3616)
-
81 отз.
7.38 (173)
-
2 отз.
7.74 (1670)
-
31 отз.
7.48 (153)
-
1 отз.
7.18 (1547)
-
40 отз.
7.39 (142)
-
7.20 (1361)
-
40 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1990 // Авторский сборник

Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1991 // Антология/Сборник

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2002 // Хоррор в двух томах (США; сборник)

Похожие произведения:

 

 


Четверть после полуночи
1993 г.
Лангольеры
1997 г.
Несущий смерть
1997 г.
Четыре после полуночи
2004 г.
Четыре после полуночи
2010 г.
Четыре после полуночи
2010 г.
Четыре после полуночи
2013 г.
Четыре после полуночи
2014 г.
Четыре после полуночи
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Four Past Midnight
2004 г.
(английский)
Чотири після півночі
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

О сборнике повестей «Четыре после полуночи», тянущих по объёму и содержанию на романы, в целом и по отдельности достаточно отзывов (эти произведения из 90-х довольно популярные, плюс две истории удачно экранизировали), но я прочитал книгу до регистрации на Fantlab, а недавно вот решил переслушать и поделиться впечатлением.

«Потаённое окно, потаённый сад» – до знакомства с повестью посмотрел фильм с Джонни Деппом, где он блестяще воплотил Морта Рэйни, главного героя, поехавшего писателя. Кинг мастер беллетристики умеет плести интриги и держать читателя в напряжении, так и здесь: происходит что-то странное с самого начала, но только ближе к финалу становится известно, кто такой Шутер и с какой целью на самом деле начал преследовать известного писателя. Учитывая то, что большинство произведений гениального автора состоят из личного опыта, кроме тонко поданной психологии человека пересекающего черту безумия, он рассказывает о тёплых дружеских отношениях с агентом, попутно касаясь копирайта. Некий Шутер, спустя много лет после публикации, нашел Морта в глуши, а когда нашел – обвинил в плагиате. 10/10

«Солнечный пёс» не экранизированная, но крайне кинематографическая повесть, как обнаружилось после прослушивания, с множеством отсылок к другим творениям, например упоминается: машина-убийца (роман «Кристина»), мальчик бредущий на встречу шизику-бродяге с тележкой по Оукли (роман «Талисман»), жуткий бешенный сембернар («Куджо»), волшебный текстовый процессор (рассказ «Всемогущий текс-процессор»). Главному герою подарили Паралоид «Солнце-660», который не смотря на обстановку и освещение снимает только один и тот же кадр потустороннего мира, а затем, пока игрушка не начала по настоящему пугать, оказалось, что фото всё таки не совсем похожие, что-то в них двигалось, к фотографу приближался дикий пёс! Мальчик пробовал починить паралоид у старьёвщика, но тот имея среди знакомых дюжину «безумных шляпочников» решает сымитировать уничтожение сатанинского устройства и продать шизикам оригинал. И для демонстрации аномалии старьёвщику приходится делать снимки, приближая таким образом опасность, но не только приближался пёс, с каждым щелчком фотограф подвергал свой разум скольжению, словно с каждым фото вокруг стиралась грань между реальным и потусторонним. Снова психологизм, характеры всех персонажей – высший пилотаж, повесть достоверная и даже искренняя. Моменты про здоровые отношения главного героя с отцом и в целом про дружную семью, которая не пытается выгладить нормально, а реально – все эти люди между собою ладят. Здесь тоже мистер Кинг не фантазирует, он живёт с Табитой Кинг чуть ли не 60 лет и воспитал двух замечательных сынов: Оуэн не такой публичный, а Джо вот прямо по стопам отца пошел. Мне очень понравилось, когда он сказал в одном интервью про личный пример: Джо видел чем так увлечённо занимается его батя литературным ремеслом каждый день.

10/10

«Лангольеры» тоже сначала посмотрел с удовольствием (там ведь засветился Кинг), эта повесть в книге самая лёгкая, если так можно выразиться, более всего развлекательная. Сюжет просто восхитительный, касается концепции времени, а на фоне трагедии исчезающего небытия, где оказались пассажиры рокового «Боинга» (между мирами) разворачиваются человеческие страсти: не смотря на дикость ситуации большинство сплотилось вокруг решения проблемы, но время буквально сворачивается у них под ногами… — на твёрдую девятку.

«Библиотечная полиция» с натяжкой где-то шесть — совсем не понравилась. На фоне других повестей довольно блеклая и второсортная штука с неприятной темой вроде злых педофилов. Но в целом книга мощная — интеллектуальная хоррор беллетристика, безусловный бестселлер своего времени!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Четыре после полуночи» – сборник повестей, вышедший в 1990 году. Что символизирует название, ясно: повестей четыре, а «после полуночи», собственно, отсылает к их жанру – хоррора и триллера (ночь темна и полна ужасов и все такое). Правда, последовательность произведений в сборнике несколько странный. Логичнее было бы начать с «Секретное окно, секретный сад», как с наименее фантастичной, а закончить наиболее оптимистичными «Лангольерами» – как бы «перед рассветом».

Хотя, в общем-то, понятно, почему порядок именно такой: хитрый автор начал с наиболее сильных произведений, потому что первое впечатление – самое яркое.

«Лангольеры» – на мой взгляд, лучшая вещь в сборнике. Очень необычная, пугающая и философская концепция путешествий во времени, яркие персонажи (другие у Кинга редко бывают), как всегда, серьезный социально-психологический подтекст (опять о семейном насилии и детских травмах, сквозная для творчества автора тематика). Написано с замахом на НФ, хотя при ближайшем рассмотрении это скорее мистика. (Почему в безжизненном прошлом нет людей и животных, но есть растения? Ведь они тоже живые! Потому, что неподвижные? Так транспорт и другое «движимое имущество» тоже здесь! Без концепции «души» объяснить такое не получится.) Впрочем, какая разница, у Кинга всегда главное – психология, люди, а тут он, как всегда, на высоте.

«Секретное окно, секретный сад» почти не уступает «Лангольерам». Триллер с легким налетом мистики, история о нераскаянном грехе, разъедающем душу. Автор, как это уже было в «Сиянии», показывает безумие изнутри, постепенное превращение человека, потакающего своим порокам, в монстра.

«Библиотечная полиция» – своего рода упрощенный римейк «Оно»: в четыре раза короче и с одним главным героем. Хороший, но вполне стандартный мистический хоррор. С избытком жести и неприятных подробностей, так что впечатлительным читателям, скорее всего, категорически не понравится. Что до идеи, то Кинг снова исследует проблему преодоления детских травм, их разрушительное влияние на волю и личность человека. Касается он и темы различных зависимостей, но не так обстоятельно и серьезно, как в «Сиянии», алкоголизм одного из героев здесь скорее маркер социального и духовного падения в целом.

«Несущий смерть», он же «Солнечный пес» – еще один мистический хоррор. Самая слабая вещь в сборнике: никакого внятного «обоснуя», что именно творится и почему это происходит именно с главным героем, вдобавок финал в «лучших» традициях дешевого молодежного киноужастика. Хотя идея с проклятым «полароидом» поначалу была интересной. Мораль тут есть: как и в «Секретном окне…» вновь заходит речь о нежелании признаться в позорном поступке, которое на годы стало тяжким грузом на душе; но здешние герои находят в себе силы победить страх и научиться доверять близким. Впрочем, из-за финала мораль идет вразрез с сюжетом и это настораживает.

Итог: «Четыре после полуночи» – две отличные повести, одна хорошая и одна – «сойдет», но в целом, весь сборник достоин прочтения. Автор, как и всегда, показал себя мастером мрачной и причудливой фантастики и неутомимым бичевателем человеческих пороков. «Есть такая профессия» – вскрывать «нарывы» несчастных душ, и Кинг с ней прекрасно справляется, не чураясь болезненных и табуированных тем. Этакая «хоррор-терапия».

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Четыре после полуночи» являлся одним из моих любимых сборников у Стивена Кинга. В большей степени это благодаря тому, что с «Лангольерами» и «Солнечным псом» я познакомился еще в детстве, и они меня здорово впечатлили. Не так как «Оно», прочитанное примерно тогда же, однако приятные воспоминания остались надолго. Однако, перечитывая произведения сборника в дальнейшем, я свое мнение несколько изменил.

«Лангольеры» — история о 11-ти невольных путешественниках во времени. Местные бедолаги, сами того не желая, оказались в прошлом. В уже умирающем прошлом. Вокруг ни души, на улице ни ветерка, между персонажами разгораются конфликты, а извне что-то приближается… Повесть примечательна тем, насколько внимательно Кинг подошел к мелочам, в ней продуманно и выверено буквально все, начиная от диалогов и характеров персонажей, и заканчивая техническими подробностями строения самолета. Сами лангольеры, вынесенные в название, являются не более, чем фантастическим допущением и играют роль лишь катализатора событий. Главное место в романе занимают именно люди, их поступки, мысли, решения. На протяжении всего произведения я ни разу не был разочарован в сюжетных поворотах, даже с удовольствием поиграл с автором в игру: «Угадай, что будет дальше, раньше, чем это случится».

В итоге, хотелось бы сказать, что это действительно отличная повесть, который стоит прочесть каждому. В нем нет излишков крови и насилия, в нем просто очень много психологии, человечности и выбора. А вот времени в нем, увы, очень мало.

«Секретное окно, секретный сад». Перед нами вновь история известного писателя, который сталкивается с определенными проблемами. Мортон Рейни после развода переезжает в небольшой городок на окраине штата Мэн. Его бывшая жена остается в Дерри. Однажды к Мортону заявляется незнакомец и обвиняет его в плагиате. Главный герой обвинения отметает и утверждает, что легко может доказать обратное, вот только все доказательства находятся в Дерри. Незнакомец дает Мортону три дня. С этого момента жизнь писателя начинает напоминать ад: ночью кто-то прибивает отверткой к мусорному баку кота Мортона, а в Дерри некто бросает коктейль Молотова в окно бывшего кабинета главного героя и свидетельства невиновности писателя сгорают. А впереди еще три дня, за которые дело примет по-настоящему скверный оборот.

Повесть довольно типична для Кинга, вплоть до концовки. Искушенному читателю она вряд ли преподнесет что-то новое, т.к. параллелей с другими произведениями автора можно построить довольно много. Да, конечно, я понимаю, что это отнюдь не самоповтор, а скорее переосмысление уже реализованной однажды идеи. Однако повесть не пришлась мне по душе. Скорее всего, дело в том, что сама концепция мне не особо интересна, потому что к «Рите Хейуорт и спасению из Шоушенка» и к ее переосмыслению «Зеленой миле» я отнесся очень благосклонно. Так что, если вам нравятся триллеры про писателей, постепенно сходящих с ума, пропитанные жуткой атмосферой безумия и наполненные напряженным действием, беритесь за повесть смело.

«Библиотечная полиция». Первым впечатлением от книги в детстве был испуг. Причем не от содержимого, а от обложки. На издании карманного формата изображено на четверть женское лицо, на три четверти череп с неполным набором зубов, и вокруг все красное, будто в крови и лохмотьях плоти. Не дай Бог такое в реальной жизни увидеть из-за просроченных книг – не то что всегда все вовремя будешь отдавать, вообще больше в библиотеку не придешь и дорогу туда забудешь. Но я отвлекся.

Итак, сюжет знакомит нас с Сэмом Пиблзом, страховым агентом и симпатичным малым, которому не повезло однажды потерять пару взятых в библиотеке книг. Казалось бы, Библиотечный полицейский, который карает детей за преступления против содержимого библиотек, – всего лишь детская страшилка, помогающая привить основы правильного и безопасного поведения (в России, например, живет волчок, который ходит по домам, ищет детей, спящих на краю кровати, и в воспитательных целях кусает их за бок), однако не все так просто. Для Сэма Библиотечный полицейский – это его личный страх, страх детства, который он инстинктивно не может, а скорее даже не хочет помнить. Главный же враг – это... Хотя лучше прочтите сами. И помните про Темную башню

Книга не пугает, но временами вызывает отвращение, в ней есть несколько по-настоящему сильных сцен, но из-за невнятной концовки повесть не хочется перечитывать снова. Интересная ли она? Пожалуй, да, но не ждите слишком многого и будьте готовы к, как минимум, одной по-настоящему неприятной сцене.

«Солнечный пес». Для начала пара слов о переводе названия. Собственно «Солнечный пес» просто является дословным переводом оригинала. Вариант «Несущий смерть», под которым я впервые познакомился с повестью, смотрится слишком броско, особенно после прочтения, т.к. смерть пес принес только одному человеку. Сюжет начинается со дня рождения Кевина Дэлевена, который на свое пятнадцатилетие получает в подарок фотоаппарат модели Sun 660 (именно благодаря названию модели пес стал «солнечным»). Фотоаппарат, правда, оказывается с дефектом, и вместо запечатленных на память моментов из жизни, на его фотографиях можно увидеть только злую, чудовищную собаку, которая с каждым снимком все ближе и ближе, и ближе... И сюжет сам по себе неплохой, пусть и напоминает больше детскую страшилку из пионерских лагерей. К теме «одержимой» техники Кинг обращался и позднее. Но именно здесь все смотрится довольно блекло и в чем-то даже слишком гуманно. В повести нет ужаса (ну кроме финала да самой последней сцены), большую часть времени персонажи думают, как решить возникшую проблему и попутно налаживают контакт друг с другом. Все это смотрелось бы гораздо выгоднее при вдвое, а то и втрое меньшем объёме, а так из-за затянутости, временами просто устаешь от, по сути, довольно простой истории. Хотя я не могу отдать автору должное: лет в 11-12 повесть мне понравилась, и пес казался достаточно жутким, чтобы коситься на фотоаппараты с подозрением и опаской.

Стоит ли читать этот сборник? Однозначно, да. Четыре повести охватывают достаточно широкий диапазон жанров, преподнося читателю и научную фантастику, и триллер, и мистику, и бытовую драму с конфликтом отцов и детей, и т.д. Именно в этом сборнике содержится сцена, которые многие Постоянные Читатели Кинга считают одной из самых отвратительных в творчестве автора. И именно этот сборник будит во мне ностальгию и приятные воспоминания первых впечатлений от знакомства с Кингом.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший сборничек, каждая следующая повесть немного похуже предыдущей, но это как говорится на вкус и цвет... «Лангольеры» безусловно лучшая повесть сборника. Очень интересный и достаточно оригинальный взгляд на Время. Этой повестью Кинг махом задвинул все наработки фантастов в шкаф. И поставил перед этим шкафом знак «кирпич».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лангольеры» Оценка 10/10

Считаю,что по эмоциональности и накалу страстей это самая сильная повесть в сборнике. Эмоциональная, криминальная, мистическая. О чем мы чаще всего сожалеем, о том что что-то не успели, на что-то не хватило времени, но при этом можем часами страдать какой-нибудь фигней. Вот об этом я думаю и хотел предупредить нас автор. Пока не поздно займитесь полезными делами, не ленитесь. На примере группы людей , не по своей воле а по стечению обстоятельсвт, столкнувшихся с Лангольерами — пожирателями времени и пространства, мы видим к чему может привести нас лень. Кому-то автор даст второй шанс всё исправить, а кому-то нет.Персонжи как обычно у Кинга один колоритнее другого, у каждого своя история и своя правда. Сюжет развивается динамично, так что скучать не будуте. Экранизация, которую я смотрела, не плохая, но все же оригинал — есть оригинал, только наше вообжение может нарисовать нам самую страшную картинку, так как основывается на наших же страхах и подсознании, не без участия конечно отличного сюжета от Мастера!

«Секретное окно, секретный сад» Оценка 8/10

10 лет назад смотрела экранизацию этого произведения в кинотеатре, идея мне понравилась, да и Д.Депп неплохо отыграл, но тогда я еще не была ознакомлена с оригиналом. Сейчас восполняя пробелы в творчестве любимого автора прочла этот небольшой роман. Сюжет динамичный, интрига есть и не одна. Тема довольно щепетильная, когда автор пишет о себе или о коллегах по цеху и раскрывает секреты и тайны появления сюжета и прихода музы, а тут еще и тема плагиата, а дальше больше , криминал итд. вообщем интересно несомненно. После прочтения еще раз пересмотрела экранизацию... Мой вам совет — лучше читайте. ( Либо смотрите , если уж соберетесь, не привязываясь к книжному оригиналу)

«Полицейский из библиотеки» Оценка 8/10

Как утверждают многие психологи – «все страхи и комплексы родом из детства» и «страх можно победить, только взглянув ему в лицо». Думаю, именно это и пытался донести до нас автор. Видимо, в какой-то степени, через этот роман он в очередной раз боролся и со своими страхами,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
так как главный монстр выражен в итоге в виде паука, к которым С.Кинг как известно, не питает особой симпатии... На мой взгляд , сцена изнасилования была не очень уместна, можно было вызвать в ребенке страх и другими методами…

Но так видел это автор, ему виднее. Роман получился удачным, не затянутым, местами даже трагичным, а порой и сентиментальным.Огромного восторга он у меня не вызвал, но занял не последнее место в ряду прочитанных произведений.

«Солнечный пес» Оценка 6/10

Как-то противоречиво у меня с эмоциями после прочтения этого произведения. Вроде бы страшилка, но не пугает, вроде бы и психология отношений но не глубокая... Однос другим увязано неплохо, но увы ни то ни другое не раскрыто до конца. Откуда взялось зло и чего хотело? Я все думала чего же мне не хватило в этой повести — не хватило как оказалось — мотивации.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Единственный сильный момент — отсутствие хэппи-энда.
Но увы там тоже все в подвешенном состоянии и без объяснений и намеков.

Ну и по общим итогам за сборник оценка 8/10

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четыре прекрасных ужастика. «Лангольеры», «Секретное окно в секретный сад», «Библиотечная полиция» и «Солнечный пёс» вполне способны если и не испугать до дрожи, то хотя бы показать по-настоящему жуткие образы, что надолго врежутся в память. Во всех четырёх Кинг зарывается глубоко в мистику и психологию, смешивая необъяснимые и таинственные явления с бездной человеческой души, способной породить такие ужасы, что Ад обзавидуется. Пожалуй, эту родственность и можно назвать объединяющим принципом сборника. Конечно же, слабых вещей здесь нет, все четыре повести — строго обязательны к прочтению.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший сборник от мастера ужасов, который, в отличие от аналогичной книги из четырех повестей «четыре сезона» полностью состоит из фантастических повестей. Как секундная стрелка начинает отчет после полуночи до наступления утра, так и каждая история погружает нас в ужас повествования до наступления развязки, а какой она будет знает только автор. Но он только считает:

Раз. И пассажиры лайнера попадает во вневременье, которое уничтожается лангольерами. Они пытаются избежать страшной судьбы прекратить свое существование. Но самое страшное, что в этот момент в каждом просыпается свой зверь и смогут они загнать его в обратно, смогут остаться людьми или превратятся в маньяка, под действием бременем своего прошлого? Автором создается страшная картина людей борющихся за свою жизнь с обстоятельствами и с самими собой, пытающихся найти выход из сложившейся ситуации. Этакая робинзонада. Наверно это лучшее произведение сборника.

Два. И писатель медленно сходит с ума, проигрывая своим страхам. Хорошо быть творческим человеком с хорошим воображением, но плохо когда это приводит к безвозвратным изменениям, плохо, когда внутренний демон вырывается наружу.

Три. И наши детские страхи вырываются наружу. Еще одно произведение, в котором исследование главным героем самого себя занимает не последнее место. Автор показывает, что ничто из нашего прошлого не проходит безвозвратно, и порой надо чрезмерные усилия, чтобы избавится от своего «библиотечного полицейского».

Четыре. И в руки ребенка попадает фотокамера, который делает сначала странные, а потом уже страшные снимки. Как по мне самая слабая вещь сборника. Подростковый ужастик.

Все счет закончен. Однако привкус страха остается. Ведь это писал Стивен Кинг, а он мастер своего дела, мастер ужасных историй, которые не рекомендуется читать на ночь.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом сборник, состоящий из четырёх отдельных романов очень не плох. Четыре романа Короля ужасов удивительно сочетаются под одной обложкой. Романы не однородные: что-то лучще, что-то хуже. Но в целом сборник неплох. и заслуживает внимания! Прочитайте и сделайте выводы, в любом случае вы не останетесь равнодушными. Ничуть не жалею уделённого времени этой книге.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник состоящий из четырех отдельных историй. Секретное окон, секретный сад — наверное самое сильное и интересное произведние в сборнике. Далее наверное Лангольеры, Несущий смерть. И как мне показалось Библиотечный полицейский самое слабое произведние в сборнике. В целом сборник оставил приятное впечатление. Идеально подходит для первоначального ознакомления с творчеством Стивена Кинга.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильный, хорошо сбалансированный сборник. Лалангоньеры — поедатели вчерашнего дня- вообще находка. в целом добротное произведение.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой сборник, все произведения входящие в него заслуживают того чтобы их прочитать. Что-то лучше, что-то хуже, но в целом неплохо.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх