FantLab ru

Карлос Руис Сафон «Тень ветра»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Голосов:
727
Моя оценка:
-

подробнее

Тень ветра

La Sombra del Viento

Роман, год; цикл «Кладбище забытых книг»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 68
Аннотация:

1945 год. Барселона. В руки десятилетнего Даниеля попадает таинственная книга, которая совершенно меняет его жизнь. Рискуя своей жизнью, он ищет автора этой книги. Пытаясь разгадать тайны, связанные с этой книгой, он погружается в лабиринт интриг и секретов, скрытых в темной душе города.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия за лучшую иностранную книгу / Prix du Meilleur livre étranger, 2004 // Роман или книга стихов (Испания; роман)

лауреат
Премия Барри / Barry Award, 2005 // Лучший дебютный роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2005 // Дебютный роман

номинант
Премия Дилис / Dilys Award, 2005

Похожие произведения:

 

 


Тень ветра
2006 г.
Тень ветра
2008 г.
Тень ветра
2010 г.
Тень ветра
2014 г.
Тень ветра
2015 г.

Аудиокниги:

Тень ветра
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Shadow of the Wind
2005 г.
(английский)
La Sombra del Viento
2006 г.
(испанский)
Тінь вітру
2007 г.
(украинский)
La Sombra del Viento
2008 г.
(испанский)
La Sombra del Viento
2010 г.
(испанский)
The Shadow of the Wind
2014 г.
(английский)
Тінь вітру
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вещь хорошая, качественная. Этот роман я прочитал после «Игры ангела», так что в некоторых местах не удержусь от сравнений...

Действие присходит в Барселоне и начинается в 1945 году. Паренек 11 лет по имени Даниель, сын букиниста, обнаруживает на Кладбище Забытых Книг (есть такое специфическое заведение) роман «Тень ветра» неизвестного автора Хулиана Каракса. Книга ему очень понравилась и Даниель пытается найти какие-либо сведения о Караксе. Задача оказалась очень непростой. Тем временем Даниель влюбляется в слепую красавицу Клару, дочь миллионера, это будет его первая, но не самая сильная любовь... А на улицах Барселоны уже появился загадочный незнакомец, который ищет и сжигает все немногие оставшиеся экземпляры книг Каракса.

Судьба Даниеля, мальчика и затем юноши мистическим образом повторяет историю Каракса, происходившую в 20-е и 30-е годы. Признаться, меня заворожила эта незримая связь. Чем дальше, тем больше обнаруживается сходства. Сумеет ли Даниель преодолеть множество препятствий, сохранить любовь своей жизни, сохранить своих друзей? Действие происходит во времена режима Франко. Что мне не понравилось, авторитарный гнет как-то в романе совсем не чувствуется. Я не знаток истории Испании тех лет, но Сафон практически оставляет за кадром социальные катаклизмы, которые, несомненно, тогда имели место. Герои живут практически в обособленном мире — ну что ж, такой подход тоже может быть, сохраняется некая волшебная аура происходящего. Автор не акцентирует на мерзких элементах жизни, совершенно отсутствует физиология — Сафон никого не хочет шокировать, все свои силы направляет на создание своего сильно закрученного сюжета. В романе такое множество персонажей, просто кошмар. Я опять спотыкался на испанских фамилиях, и, признаюсь, в некоторые моменты терялся — кто есть кто и что вообще происходит.

По большому счету, в романе не заложено каких-либо заметных философских и метафизических идей (а вот в «Игре ангела» это было, хотя и не в самой выдающейся форме). «Тень ветра» в значительно большей степени детектив. Ну и поскольку я не люблю детективы, то ближе к середине книги серьезно заскучал, но чтение продолжил и в результате все оказалось довольно интересно и драматично. И под детективом я здесь понимаю не просто банальное расследование убийства, автор соорудил целую многоэтажную конструкцию с кучей загадок. Роман очень увлекательный, с определенного момента я уже просто не мог оторваться и срочно пришлось отложить все другие дела — ставлю в заслугу Сафону такое умение захватить читателя. Текст я бы не назвал интеллектуальным, он скорее именно интеллигентный, не лишенный особого очарования, с крепко сбитой композицией. Характеры не поражают глубиной проработки, персонажи сильно положительные, сильно такие честные кабальеро. Но этих героев можно по-настоящему полюбить. Не каждому судьба уготовила столько испытаний...

Что касается часто упоминаемой выдающейся атмосферы романа. Я ее опять не смог основательно прочувствовать. Может дело во мне? Я никогда не был в Барселоне, я ее не очень-то хорошо представляю... Просто некоторые города распиарены очень широко — такие как Венеция, Париж и т.д. Даже не бывая там, уже имеешь в арсенале впечатления от множества фотографий и прочего. Так что Барселона для меня город более загадочный и непонятный. Вот в небольшом романе Х.Марсе «Чары Шанхая» образ Барселоны показался мне даже более выпуклым. Просто Марсе не считает нужным опускать описания грязи на улицах, смог заводов, ну и прочие вроде бы не совсем изящные моменты — но в результате я буквально почувствовал жизнь города. А вот Сафон скорее сосредоточился на ничем не замутненной поэтике, поэтому образ столицы Каталонии получился несколько игрушечным.

«Тень ветра» в значительно большей степени лавстори, нежели «Игра ангела». То есть, метафизика как бы спущена на землю и автор все серьезные вопросы рассматривает в контексте возвышенной любви. Для меня это скорее является минусом, но данная лавстори очень непроста, такую лавстори можно и зауважать...

Пищу для ума роман дает небогатую. Но вот эмоции — это да, это удалось замечательно. Да и вообще, мне нравится такой вот сложный закрученный сюжет. Это ж надо — столько всего напридумывать...Очень плотная насыщенность событиями.

Если кто интересуется наличием мистики. Явной мистики тут нет. Есть именно мистическая атмосфера. А это тоже надо уметь — призраки буквально рядом, но оглянулся — их уже вроде и нет.

Уверен, без раздумий буду читать и следующие книги Сафона. Из двух романов видно, что он не стоит на месте — пытается экспериментировать с разными элементами, да и узнаваемый стиль есть — ни о какой серости тут говорить не приходится.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это была удивительная история: сильная, трагичная, эмоциональная, полная невообразимых поворотов судьбы и сюжетных кульбитов, наполненная жизнью, так и сочащейся с ее страниц. Это удивительное путешествие в мир Барселоны, пленяющей и загадочной, соединяющей события и судьбы самым причудливым образом. Люди, их жизни, поступки и мечты — лишь отголосок прежних воплощений на новом витке истории. И на все это с высоты прожитых лет безмолвно взирает город, на улицах и в старинных особняках которого разворачивается история юного Даниэля, судьба которого, волею ли случая или по вине провидения, тесно сплетается с судьбой человека, некогда жившего здесь, ходившего по тем же улицам, пытающегося обрести счастье, но которому так и не удалось воплотить свои мечты в реальность. Их истории настолько тесно переплелись, что уже сложно отделить одну от другой.

Даниэль, плененный книгой таинственного и неуловимого Хулиана Каракса, идет по его пути, пытаясь разгадать загадку его жизни и узнать о его судьбе. Он, сам того не ведая, повторяет судьбу своего кумира, но финал отдан на откуп герою: только он — кузнец своего счастья. Куда бы ни вела судьба человека, именно он принимает окончательное решение. На пути у Даниэля много тайн, испытаний, передряг, любовное разочарование, смерть, встречи с новыми людьми, многие из которых станут ему близкими. На протяжении всей истории мы наблюдаем за ним, видим его взросление, его ошибки, взлеты и падения, по крупицам собираем информацию о Хулиане, открываем вместе с Даниэлем его душу.

Перед нами проходит вереница героев, каждый из которых связан с остальными теми или иными узами. И это настолько гармонично и логично, что история вовсе не кажется выдумкой. Герои живые, яркие, их характеры динамичны, образы прописаны четко и скрупулезно. Автор не скупится на детали, разбросав их по тексту, и из них и складываются колоритные образы персонажей. Писателю удалось удалось наделить своих героев не просто живыми характерами, но буквально вдохнуть в них жизнь, и порой кажется, что они вот-вот сойдут с книжных страниц. Каждый из них — яркая индивидуальность, обладающая только ей свойственными чертами. Глубина и проработка образов — одно из достоинств романа.

Эту книгу нужно прочесть, вдохнуть атмосферу старого города, проникнуться любовью к нему, ибо достоинство книги не только в перепетиях сюжета, столь изящно описанных автором, но и в той безграничной любви к Барселоне и книгам, которую редко когда встретишь. Безусловно, роман не лишен недостатков, но это с лихвой окупается стилем, легким слогом, богатым языком, мерно струящимся ритмом, метафоричностью, проработанностью персонажей и вниманием к деталям. Простая и предсказуемая любовная интрига? Что ж, может, и так, но не в ней дело. Прямолинейность детективной линии? Не спорю, но не это главное. Это даже не роман о книге, изменившей жизнь героя, как может показаться на первый взгляд, ибо это лишь фон, толчок к последующим событиям. Это не роман о высоких чувствах и безграничной любви, пронесенной Хулианом сквозь годы, а сам он — не рыцарь на белом коне. Это роман о семейственности, о дружбе, любви, о мести и прощении и умении видеть хорошее даже в самые темные времена. Это роман о доброте и взаимопонимании, о взрослении, о потерях и обретениях, об умении находить в себе силы жить дальше, даже когда мир вокруг кажется враждебным, а ситуация безвыходной. Это роман об удивительном стечении обстоятельств, сведших воедино истории столь разных и вместе с тем столь схожих людей. Это роман о жизни, полной удивительных поворотов судьбы.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До прочтения я слышал множество лестных отзывов о романе «Тень ветра». Прочитав книгу, я согласился с ними. Единственное, что настораживало, так это сравнение критиками произведения с творениями Дэна Брауна и Умберто Эко. Как по мне, не самый лучший ход — ставить с ними в один ряд Карлоса Сафона. Почитатели Дэна Брауна врядли заинтересуются произведением в духе Умберто Эко, и наоборот.

Название романа само по себе красивое, поэтичное. Столь же красив и легок стиль писателя. Автор, понимает, что массового читателя не стоит сильно напрягать. Поэтому балансирует на тонкой грани между бульварным детективом и мистическим произведением с привкусом готики. А если брать по большому счету, – это роман о любви, судьбе, жизненных трагедиях и о Барселоне первой половины XX века. Перед читателем город предстает во всей своей красе, со своим неповторимым обаянием и характером.

Начало романа имеет размеренный ритм, но в дальнейшем события все больше захватывают читателя; сюжетное напряжение все растет и растет, к финалу приводя к мощной кульминации. Захватывающий темп событий, великолепно выписанные персонажи, хитросплетение сюжетных линий... Ну что же, Сафон – сильный рассказчик. Повествование добротное, с подтекстом, но, в то же время, немного наивное, видимо автор так и не «вырос» из своих подростковых романов.

Достоинств у романа немало. И одно из них — сюжет, о котором скажу несколько слов. Отец приводит своего десятилетнего сына в тайное книгохранилище — «Кладбище забытых книг», где тот выбирает из тысяч книг одну, чтобы взять над ней опеку. Приглянувшийся мальчику роман принадлежит перу загадочного автора. Содержание книги потрясло его настолько, что он начинает расследование в надежде узнать об этом авторе как можно больше. Выяснилось, что тот написал несколько романов, но они не пользовались спросом и большинство из них так и не были проданы. Кроме того, появился загадочный незнакомец, который сжигает книги писателя. Так главный герой впутывается в коспирологическую интригу. И читателю вместе с ним предстоит найти ответы на многие загадки, идти по следу загадочного писателя, изучать старые письма, рассматривать потускневшие фотоснимки, расспрашивать очевидцев. За все эти старания читателя ждет обычный, но от этого не менее желанный, приз – ответы на все вопросы.

Достойны отдельного внимания персонажи романа. Образы яркие, детальные. Перед читателем предстают не просто красочные персонажи, а люди: со своими характерами, переживаниями, страхами. Особенно автору удался образ бездомного проныры. Наблюдать за ними интересно, ведь они вызывают четкую эмоциональную реакцию.

Что еще бы хотелось отметить отдельно, так это некую старомодность книги. Если бы не встречались в тексте слова: «автомобиль», «трамвай» и прочие, то роман воспринимается как написанный на век-два раньше.

На суд читателю выносится добротное произведение, вобравшее в себя множество жанров, изобилующее цитатами. Произведение, населенное множеством интересных и ярких персонажей. Его сюжет интригует и увлекает читателя в водоворот событий и загадок, в нем показано как может тесно переплетаться прошлое, настоящее и будущее.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обмануло меня предисловие... Вот это: книга-головоломка... мистический мир Барселоны, раскрыть тайну книги.. И еще сравнение автора с Эко и Дэном Брауном.

Оказалось, что это простенький любовный роман, немного приправленный детективной историей. Хотя детективной историю тоже назвать можно с трудом, так как нет никакого убийтсва, а есть только еще одна любовная история, которую и расследуют в этом так сказать «мистическом детективе».

Чтение не захватило. Интерес появился только на последних 100 страницах. Опять же в сюжете грандиозные ляпы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обе девушки беременнеют при первом же сексе, а врачи обнаруживают у них беременность уже через пару дней после постельной сцены! Без тестов и прочего... В 1950-х годах...

Описание Барселоны тоже не впечатлило, фактически был описан только особняк, а все остальное- перечисление кучи незнакомых улиц и районов Барселоны. Может для испанских читателей это и захватывающе, но мне тяжело воспринимать город в котором не был по одним названиям.

Я готов простить пару любовных сцен, но включение в роман и гомосексуализма — это уже перебор.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Просто потрясающая и необычная книга.

Захватывающий сюжет не даст вам прерваться ни на минуту.

Автор погружает читателя в мистическую атмосферу готической Барселоны 30х годов, преплетая судьбы, время и события. Сюжет развивается не спеша, повествуя о маленьком мальчике Даниеле, в руки которого попадает мистическая книга «Тень ветра» полная тайн и головоломик. Захваченый сюжетом книги, Даниель пытается разыскать другие работы автора, незаметно для себя втягиваясь в лабиринт невероятных приключений.

Помимо ярких персонажей Сафон раскидал по книге столько цитат, что можно читать с блокнотом, постоянно выписывая что нибудь новенькое.

Некоторые особо понравившиеся:

А вам, Даниель, какие женщины нравятся?

- По правде говоря, я плохо в них разбираюсь.

- Да в них никто не разбирается: ни Фрейд, ни даже они сами. Это как электричество. Не обязательно в нем разбираться, чтобы ударило током.

Всякая тайна стоит ровно столько, сколько тот, от кого мы её скрываем.

В тот момент, когда ты задумываешься о том, любишь ли ты кого-то, ты уже навсегда перестал его любить.

Определенно советую всем.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В отличии от большинства авторов, пишущих фантастику, Карлос Руис Сафон, безусловно, настоящий Писатель. А его роман относится к подлинной литературе. Лаконичные образные описания. Точные, меткие сравнения. Хорошо выписанные главные персонажи. Плюс замечательный юмор, который неоднократно вызывает если не смех, то улыбку. Все фантастическое в романе можно отнести к фантастическим совпадениям, а можно и к тонким связям, лежащим за пределами человеческого понимания, но не за пределами чувств и предчувствий.

Мистический флер наброшен на судьбы жителей Барселоны. При этом их жизнь остается более чем реальной в разнообразных своих проявлениях.

Роман мне, безусловно, понравился. Я его с удовольствием слушал в исполнении Кирсанова. Единственное, что меня удивило — отсутствие нетерпеливого желания продолжать и продолжать, ни на что не отвлекаясь. Не знаю, возможно, это связано с многочисленными историческими, географическими и прочими комментариями, которые сбивали ритм восприятия, возможно, с обстоятельностью описания или чем-то еще, но я легко отрывался от книги и занимался своими делами, не возвращаясь мыслями в мир Тени Ветра. Впрочем, это качество романа показалось мне очень удобным, хотя и не захватывающим. Возможно, у других все окажется иначе, если персонаж Сафона прав и «книги — это зеркала», отражающие читателя.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшие, золотые годы готического романа уже в прошлом. За давностью лет таинственный рецепт безвозвратно затерялся, и магия улетучилась. И потому сейчас по-настоящему атмосферные, сильные вещи на вес золота. Сонмы молодых и не очень авторов ищут загадочную тинктуру подобно философскому камню. А вот Сафону, похоже, ничего искать не нужно, ему и так всё прекрасно известно. Так как же написать настоящий мистический роман? Ответ Карлоса Руиса прост: возьмите за основу старый город, пыльные истёртые мириадами шагов улицы, которые видели и смерть, и любовь. Затем добавьте тайну, скрывающуюся в самых тёмных уголках нашего города. Заброшенные особняки с дурной славой, кладбища и мрачные освещенные луной парки подойдут прекрасно. И наконец поместите в эти мрачные декорации пару чистых неиспорченных душ, ведь только любовь спасёт этот полуистлевший мир.

Итак, мистика, детектив и драма, взболтать и хорошенько перемешать. Потому как именно драма в романе играет главенствующую роль, будучи неким растворителем, вобравшим в себя всё остальное. Да, здесь есть и кладбище забытых книг, и погоня за жуткими тайнами прошлого, и мрачное очарование ночной Барселоны. Но именно история несчастной любви и есть тот стержень, что сплачивает повествование и собирает воедино его отдельные фрагменты. Трагедия, преодолевшая время и пространство, эхом откликающаяся спустя полвека, врывающаяся в жизни совсем посторонних людей, внезапно ставших полноправными её участниками. Великолепны и образы героев. Хулиан, писатель, возненавидевший свои книги, ставший своим же Фаустом и Немезидой. Фермин, неунывающий шутник и выдумщик с сердцем героя. Даниель, не по годам смышлённый и честный парень. Паук-Фумеро, убийца в белых одеждах слуги закона. Микель, младенец с глазами мудреца. Пенелопа и Беатрис, вынужденные дуэтом играть роль несчастной возлюбленной.

Именно глубина образов и делает повествование столь искренним. «Тень ветра» — это книга в книге, обречённая на бесконечное повторение череда ошибок и жертв. Найденный Даниелем томик постепенно пускает корни в его жизнь, и вот персонажи забытой истории сходят с истлевших страниц, чтобы в сотый раз повторить свой крестный путь. Они, каждый из них, так долго жили кем-то другим, дышали ради кого-то другого, что уже потеряли сами себя. Стали dramatis personae этой летописи сгоревшей любви. Слишком много чувств. Страсть, вожделение, ненависть, преданность, слишком сильные для хрупкой человечьей души. Столь сокрушительные эмоции оставляют по себе лишь выжженную пустыню, в которую превратилась жизнь Хулиана, или ледяной ад души Фумеро. И ничего уже не изменить. Всё, что им остаётся — сорвать бурю оваций, тронуть сердце зрителей. И самое главное — уберечь их от своих ошибок. Бесконечно прав Фермин, оставивший позади кошмар пыточных застенков Монтжуик. И только в отказе от прошлого единственный шанс Хулиана уйти со сцены и отпустить прошлое. Высказать Даниелю то, что не сумел сказать Пенелопе. И наконец выдохнуть и снова вдохнуть. Только уже для себя.

Возможно, и у этого романа есть недостатки. Основные сюжетные сюрпризы читаются заранее, детективная интрига слегка прямолинейна, а некоторые невероятные совпадения так и не получили логического объяснения. Но кристалльная чистота характеров искупает всё. Это великолепие трудно передать словами. Устами Даниеля Сафон даёт как нельзя более точную характеристику своего шедевра: «Это история о книгах. О проклятых книгах, о человеке, написавшем их, об одном персонаже, сошедшем со страниц романа, чтобы предавать эти книги огню, о предательстве и об утраченной дружбе. Это история о любви, о ненависти и о мечтах, живущих в тени ветра.» Возможно, это и вправду отдаёт дешёвой патетикой и бульварными романами. Но убедиться, что это не так, очень легко. Достаточно просто открыть книгу и начать читать.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы я рисовала эту книгу, то синим.

Глубоким сапфировым синим – цветом ночи и тайн

Холодным, цветом синей стали – цветом дыма, дождя и слёз

Сизым – утреннего тумана, что стелется над водной гладью

И лазурно-голубым – цветом утреннего неба, которое обнаруживаешь за плотной стеной облаков, стоит лишь подуть ветру…

Тень ветра – как глоток свежего воздуха. Зимой. Ночью. В горах. 

Немного обжигает, немного холодно, немного не хватает кислорода и именно потому никак не можешь надышаться… местами вполне себе банально и предсказуемо, местами мрачно и загадочно…

Но вкусно невероятно.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надежды юношей питают

Сложно понять многочисленные ахи и охи читателей, впечатленных данным чтивом, потому что назвать это Романом или Книгой рука не повернётся. Скорее данное собрание букв ближе к жанру мыльной оперы, причём в её худшем значении, чем к литературе. Ладно, миллионные тиражи по всему миру показывают, что сюжеты с элементами мистики, детектива, сдобренные долей историзма да ещё под ванильным сиропом мелодрамы заходят в самый раз. Попытаюсь объяснить, чем он не понравился.

Во-первых, это смешение жанров, которое в итоге сводится к дешевой мелодраме, поскольку в любовную лирику главного героя не верится абсолютно. Второстепенные линии так же как и мотивация большинства персонажей завязана именно на любовных переживаниях и трагедиях.

Второе — атмосфера города и построение сюжета на фоне Гражданской войны в Испании и Второй мировой войны. Поскольку я был в Барселоне, хоть и сильно изменившейся за 60 лет, пытался сравнить реальный город и Барселону книжную. У Сафона ни яркости города, ни его кипящей жизни я не почувствовал, кроме названия районов, улиц и достопримечательностей, сплошная серая масса. Смутное время также показано слабенько, нет ощущения страха, напряжения, ощущения,что он следующий, главная война столетия вообще как то за кадром осталась. В общем ещё один минус.

Третье — если пишешь детектив, будь добр завершить его точкой в расследовании, а не помощью Бога из машины. Да и само расследование здесь скорее напоминает задачу «пойди туда не знаю куда» и приставание с расспросами к людям. Странно в этом и то, что взрослые персонажи, которые встречают ГГ впервые, с легкостью делятся с ним чуть ли не самыми сокровенными тайнами.

Ну и наконец, главное, герои. Они здесь — именно тени ветра, набор функций, необходимых для движения сюжета, если это девушка или женщина, то как правило красивая и загадочная, если мужчина, пусть ему 15-18 лет, то мудр, остроумен, зрел. Выделяется Фермин, но он получает немного экранного времени. Также не совсем понятно, что есть Кладбище забытых книг, здесь оно скорее напоминает Выручай комнату из Хогвартса.

Ну и в довершение картины угнетает абсолютно шаблонным язык, который автор пытается оживить однообразными, да и ненужными в таком количестве, метафорами и описаниями. В сравнении с такими образчиками жанра как «Имя розы», «Клуб Дюма«и иже с ними, «Тень ветра» выглядит скорее как попытка начинающего писателя замахнуться на кумира, но вместо нового слова в жанре и литературе, на выходе имеем очередную мыльную оперу.

В общем, на мой взгляд, заслуженный неуд.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я случайно приобрел этот роман в 2007 году. Книга в одном экземпляре лежала на какой-то дальней полке. Аннотация меня не впечатлила, но, поддавшись непонятной интуиции, я купил ее. (это было бело-красно-черное росмэновское издание 2006 года, других на тот момент на русском языке просто не было)

Я люблю дарить хорошие книги друзьям. Как же был я удивлен (и напуган?), когда обнаружил, что в книжных магазинах Екатеринбурга невозможно найти «Тень ветра». Еще более удивительным оказалось, что продавцы как один ни разу не слышали о таком писателе (который если верить аннотации стал самым читаемым испаноязычным автором) и о такой книге. Мне удалось разыскать еще 2 экземпляра в самых неожиданных местах, где я обычно не бываю, и тем более не покупаю книги. В тот момент я почувствовал себя сопричастным к той истории, что описана в книге.

Магия разрушилась, когда в 2008 году «Росмэн» переиздал «Тень ветра» большим тиражом, обозвав автора Зафоном (NB: в испанском языке Z читается как «С») И книга появилась во всех магазинах с сопутствующей рекламой.

Книга стала для меня открытием. Очень немногие книги достойны того, чтобы читать их вслух, наслаждаясь языком. Мне хотелось перечитывать и переписывать «Тень ветра», проникаясь почти каждой строкой. Я не буду отстаивать оригинальность сюжета, прорисовку характеров персонажей и прочее... Потому что по-настоящему хорошие книги в этом не нуждаются!

Во многом благодаря этой книге я посетил Барселону и начал изучать испанский язык.

Оценивая творчество Карлоса Руиса Сафона, можно сказать, что это довольно посредственный писатель, которому удалось сотворить чудо. И это чудо — «Тень ветра».

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О, это было потрясающе, великолепно, восхитительно! Я всегда стараюсь ответственно подходить к выбору книг для чтения, чтобы не приходилось разочаровываться и бросать их, не дочитав. Но не припоминаю, чтобы за последний год мне попалось произведение, которое так сильно зацепило бы меня, заставило погрузиться в книгу и не отрываться от нее, пока не будет перевернута последняя страница, как это было с «Тенью ветра».

Этот роман, кажется, живет жизнью своих персонажей на улицах Барселоны середины XX века. И читатель, сам того не замечая, постепенно погружается в текст, все больше отдаляясь от реального мира, и вот он уже следует по узким улочкам и широким проспектам, минуя роскошные особняки и жалкие лачуги, и все это предстает не менее ярким, чем мир за окном. Мы идем по следам Даниеля Семпере, который, в свою очередь, преследует писателя Хулиана Каракса в попытке разгадать его сложную и таинственную судьбу. Здесь есть все: и зловещая тайна, которая с каждой главой обрастает все большими подробностями и становится все более мрачной и трагичной; есть любовь – несчастная, но в то же время чистая и всепоглощающая; есть ненависть, которую персонажи несут с собой сквозь года, потому что это единственное средство от одиночества, которое гнетет и точит их изнутри.

Персонажи удивительно живы – и наивный юнец Даниель, который считает, что все ему по плечу, пока жизнь раз за разом доказывает ему обратное, и удивительный нищий Фермин, который вовсе не тот, кем кажется, и друзья детства из далекого прошлого, каждый из которых несет в своем сердце неизбывную печаль о когда-то утерянном времени и о том, что все могло сложиться совсем иначе…

Отдельно нужно отметить композицию романа. Несмотря на то, что истории прошлого выделены в отдельные главы, сюжет перетекает из прошлого в будущее и обратно настолько плавно, что эти переходы совершенно не нарушают динамику повествования. Обилие событий, которое сделало бы честь любому экшену, никак не влияет на атмосферность романа.

После прочтения «Тени ветра» появляется непреодолимое желание пройтись по местам, описанным автором, и найти то самое кладбище Забытых Книг, которое окутано атмосферой тайны и полно удивительных секретов, как и это замечательное произведение!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, не впечатлен романом.

Прервался на двух третях и почему-то не жалею об остатке. Ни жизни настоящей в романе, ни тайны настоящей, даже Барселона, и та кажется картонной. Пресная кашица.

Увы мне, увы.

Хотя вроде и слова красиво складываются...

Оценка 6.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классическая готичная история про призраков в заброшенном замке, пересказанная средствами многострадального двадцатого века. Или можно сделать другое сравнение — мексиканская мыльная опера, написанная Уилки Коллинзом. Но даже латиноамериканские мелодрамы надо уметь писать так, чтоб за душу брало и хотелось бы узнать, что там случится в следующей серии с Марией и Хуаном. У Сафона так не получилось.

Очень часто текст представляет собой доску с гвоздями. То кто-то идет навстречу героям, сложив руки на груди (автор вообще когда-нибудь пытался так делать?), то герой отходит от объекта воздыхания, не сводя с нее глаз (в смысле — спиной вперед?), то он напоминает собеседнику, на чем тот остановился, хотя остановился тот буквально секунду назад и, конечно же, отлично помнит свои слова; а то персонаж стоит посреди комнаты, шмаляя из пистолета, а секунду спустя он уже прячется за дверью. Это можно было списать на отдельные корявости, если б такое не случалось буквально каждые десяток страниц. Очевидно, что это не вина переводчика — это у Карлоса Луиса Сафона такой стиль, добавляющий театральности событиям, прозрачности персонажам и работы нормальному редактору, если б таковой у книги был.

Раздражает выспренность авторского слога, не способного без излишней образности и ненужной пафосности написать даже один абзац. За малым исключением герои смахивают на марионеток из кукольного театрика — их характеры отпечатаны у них на лице, по отношению к ним автора сразу становится понятным, злые они или добрые, эпизодические персонажи окарикатурены как в еврейских анекдотах. Реально радовал меня только главзлодей, который через равномерные промежутки времени вваливался в сюжет, развешивая люлей и давая всем по щщам, а потом сбегал, отдуваясь и потея. Не знаю, где он находился все остальное время — вероятно, развешивал люлей и давал по щщам кому-то другому, чтоб не забывались. Тяжелая работа у чувака, так и до выгорания недолго.

Повороты сюжета иногда ну реально болливудские, только что стрельбы через телефонные провода не хватает или там родинок на попе, по которым потерянного в детстве родственника опознают, но душераздирающих секретов и душещипательных баек здесь густо, как в венгерском гуляше — ложка стоять будет.

Роман атмосферный, этого не отнять, но атмосфера скорее скорбного дома, где у всех явно что-то не то с головой — гипертрофированные эмоции, зашкаливающий эгоизм, громкие крики, рассуждения о тщетности бытия и высокой философии, нелогичные поступки. Расхваливаемая Барселона не впечатлила вообще — видали мы города и поярче, не Барселона, а так — Барселонета. Про войну же здесь вообще ничего нет, кроме анекдотичного «неописуемый ужас», как будто Сафон писал по заветам Лавкрафта.

Полагаю, что здесь мы имеем отличный образчик той прозы, субъективное восприятие которой читателем не просто влияет на итоговую оценку (это везде такое), а просто-напростаки ее предопределяет. То бишь если вас зацепило, вы ставите десять в уверенности, что это шедевр, а если не зацепило, вы нудите, фукаете и кидаете роман в мусорку. Я тоже кинул, хоть и не попал.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько раз был в Барселоне, и она у меня ассоциируется с солнцем, жарой, кучей туристов, поэтому сложно сравнивать ту Барселону, которую я видел, и Барселону Сафона с его мрачной, тревожной и где-то даже гнетущей атмосферой с налетом мистики. Хотя как раз некая мистичность угадывается, как и оригинальность, необычность, воплощенная в творениях великих каталонцев — Гауди, Дали, Миро или Пикассо (пусть не каталонец, однако много времени провел именно в Барселоне).

Сложно конкретизировать жанр романа, здесь скорее смешение нескольких жанров. Линия Даниэля — детектив. Загадка, которую он начинает распутывать, чтобы узнать о судьбе писателя Каракса, раскрывает целую историю не только самого писателя, но и людей с ним связанных. Эта история полна драматических, трагических, а порой, как в случае с Пенелопой, даже жутковатых событий. Также в романе можно разглядеть и элементы плутовского романа, который когда-то зародился в Испании. Плутовской роман в основном проявляется в образе друга Даниэля — Фермина.

Роман довольно объемный, порой сюжет провисает и становится скучновато, и не факт, что я бы продолжал читать его, если бы не отличный, увлекательный стиль Сафона (благодарность переводчикам), который каждый раз создавал такие атмосферные моменты или неожиданные повороты, что я с каждым разом ловил себя на мысли, что мне хочется читать дальше, наслаждаясь своеобразной поэтикой, насыщенной атмосферой (чего стоят образы Кладбища забытых книг, Дома Алдайи, образ Лаина Кубера и многие другие) и остроумными диалогами. Для меня увлекательное повествование, атмосфера романа, а также глубина проработки героев — три наиболее главных достоинства романа.

При этом не могу сказать, что кто-то из героев мне по-настоящему понравился, которому я бы симпатизировал со всей полнотой. Увы, Даниэль так и остался для меня пацаном, Фермин же и вовсе иногда раздражал своими постоянными репликами о противоположном поле. (В этом он мне напомнил одного бывшего коллегу по работе. Как-то поехали на несколько дней на соревнования, и все эти дни его рассказы начинались примерно с одного: «как-то сидели с девочками...» или «была у меня одна девочка...» и пошло-поехало. Помню, всех это дико утомляло). Наиболее близким, пожалуй, стал для меня отец Даниэля.

Сюжет не хочется особо раскрывать, однако некоторые моменты привлекли мое внимание. Например, изображение любви. Какой-то любви особой я здесь не заметил. Есть влюбленность и есть страсть, которая переходит в одержимость. Отождествление страсти как силы разрушающей и любви как силы созидающей мне не совсем по душе. Даниэль так был влюблен в Клару, что не мешало ему «хотеть» Нурию или Беа, Каракс так любил Пенелопу, что спал тоже с другими, Фермин так любил Бернарду, что постоянно говорил о чьих-то прелестях и встречах на стороне при этом есть момент, когда он спокойно себе пощупывал проститутку. Любовь между мужчиной и женщиной как силу созидающую здесь можно увидеть только вооружившись микроскопом.

Кстати, насчет женщин легкого поведения есть некоторые моменты. Не знаю почему, но Сафон изображает владелец публичных домов чуть ли не сестрами милосердия и благодетелями (вспомнить хотя бы покровительницу Каракса), в то время, как священники и вообще прочие служители церкви практически всегда изображаются в негативном свете, особенно через уста Фермина. В принципе, даже Господь изображается как тот, который не увидел, не внял, не помог, не спас, хотя при этом ни один герой на протяжении романа ни разу хоть как-то не обратился к Богу за помощью, дабы найти выход. Божественная помощь как бы «по дефолту». А фраза «Боже, сколько еще потерянных душ тебе нужно, чтобы насытиться? — взывал шляпник к небесам. Господь в величии вселенского спокойствия взирал на него, не мигая» и вовсе изображает Бога как некоего монстра. Странно это, учитывая набожность испанцев.

Также Сафон решил оставаться в тренде и запилил моралите про защиту гомосексуалистов, изображая любителя переодеваться в женские платья Дона Федерико как саму доброту, а фашистов и сторонников Франко как непримиримых борцов с такими как «Дон Федерико». Хотя, исходя из истории, обвинения в «гомосексуализме» в то время было действительно чем-то наподобие клейма.

Так что, подводя итог, хочу сказать, что несмотря на то, что герои мне не особо симпатичны, а история жизни Каракса оставляет после себя привкус горечи, однако увлекательный, атмосферный стиль Сафона местами завораживал и вовлекал с головой в сюжет, поэтому львиная доля тех лестных отзывов о романе «Тень ветра» Сафон заслужил по праву.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иногда что-то нравится с первого взгляда, а просыпаешься на следующий день и думаешь «Это что за хрень была?».

Вот такой у меня осадок от этой книги. Нет, она, безусловно, хорошо написана, сюжет захватывает, тревожная атмосфера прекрасна. Но вот бывают книги с детективной линией, где по мере приближения к разгадке становится все интереснее. С «Тенью ветра» у меня была противоположная ситуация – чем больше я узнавала, тем меньше мне это нравилось.

В центре книги – довольно популярный тип персонажей, который я лично терпеть не могу. Таинственный и неубиваемый эгоист до мозга костей, эдакий демонический/романтический герой, за действия и ошибки которого вечно расплачиваются другие. Хулиан Каракс. Человек, подчиняющий своей безумной логике близких друзей, который принимает их помощь как должное и лишь в самую последнюю очередь может прийти к мысли, что во всем виноват он сам. Не бегать/скрываться надо было, не изливать душу в романах, не травиться, не книги жечь. Человеком надо было быть. Или хотя бы попытаться. И все это его потепление души в конце книги – тот же эгоизм. Сколько людей из-за него полегло, а он-таки альтернативно самореализовался за счет жизней других, расцвел и продолжает писать свои книжки.

Да, одновременно шикарно показана Барселона, до и после войны, показаны люди, которых война подминает по себя, и те, кто, как г..но, выплывает в любых условиях. Но вот как-то все кустарно: то появляется шикарный персонаж, которого мы дружно жалеем, то великолепный закат, то доза мрачности, то очередная драка, и т.д. Мне показалось, что автор слегка увлекся созданием мрачной атмосферы, что ему, безусловно, удается. Но чем дальше, тем больше книга распадается на части. А в центре несчастный Даниэль, который, похоже, уже и сам не рад, что выбрал именно эту книгу и вынужден тянуть свою сюжетную линию. Что-то я не впечатлилась и вряд ли буду читать этого автора еще.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх