fantlab ru

Кен Фоллетт «Столпы земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Оценок:
363
Моя оценка:
-

подробнее

Столпы земли

The Pillars of the Earth

Роман, год; цикл «Кингсбридж»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Король Генрих умирает и начинается гражданская война между его дочерью Мод и племянником Стефаном. Молодой монах Филипп стремится стать приором в Кингсбридже и нарушает ради этого свои принципы. Дочь графа Бартоломео Алина разрывает помолвку с Уильямом Хамлеем, толкая юношу и его семью на дорогу мести. Том-строитель теряет работу, поросёнка и жену, умершую в родах. И никто из них не догадывается, как переплетутся нити судеб и какой узел из их путей свяжет рок во время строительства Кингсбриджского собора, сожжённого и воссозданного сыном повешенного.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Экранизации:

«Столпы Земли» / «The Pillars of the Earth» 2010, Германия, Канада, Великобритания, Венгрия, реж: Серджо Мимика-Геззан



Похожие произведения:

 

 


Столпы земли. Книга 1
1993 г.
Столпы земли. Книга 2
1993 г.
Столпы земли. Книга 1-2
2001 г.
Столпы Земли
2005 г.
Столпы земли
2010 г.
Столпы земли
2014 г.
Столпы земли
2015 г.
Столпы земли. Том 1
2017 г.
Столпы земли. Том 2
2017 г.
Столпы земли
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Pillars of the Earth
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы мне кто-нибудь порекомендовал этот роман, я бы скорее всего ограничилась вежливой благодарностью и читать бы не стала. Во-первых, он исторический, а моя любовь к историческим романам закончилась где-то классе в шестом. Во-вторых, аннотация обещает интриги, политику, жестокое средневековье (12 век) и все это на протяжении 50 лет. Иными словами, это фактически сага. Что привлекает меня еще меньше, чем исторические романы, то есть совсем никак. И, наконец, это примерно 1000 страниц текста, а чтение толстых книг со временем тоже как-то утеряло для меня свое обаяние.

И что?

И вот уже неделю я, практически не отрываясь, слушаю эту книгу! Почти 40 часов в прекрасной начитке Константина Королькова, которую очень рекомендую. Да, исторический роман, да интриги, да сага. Но, черт возьми! Это отлично, просто превосходно написанная книга! Я не знаю, как автору это удалось, но на протяжении всего повествования сюжет не провисает нигде, и интерес к происходящему не угасает вплоть до последних страниц.

О чем это все? В общем-то, пожалуй, про тех лягушек, которые взбивают лапами молоко, несмотря ни на что, и обретают свой кусок масла.

Но попробую по порядку. Начинается все с того, что семья каменщика (Том, его жена и двое детей) бредет по лесной дороге. Тому срочно нужна работа, потому что семье нечего есть. Да еще и жене вот-вот рожать очередного малыша.

Том хороший мастер, и мечтает о том, чтобы построить однажды собственный собор, но согласен на что угодно, лишь бы иметь кусок хлеба и крышу над головой. Дойти до ближайшего города они не успевают, жена рожает ребенка прямо у костра, и умирает почти сразу после родов. Том хоронит жену и оставляет младенца в лесу, потому что ему негде взять для него молока. Ну, нам же обещали ужасы средневековья. Через короткое время все там же в лесу Том встречает женщину, которая впоследствии становится его второй женой, а ее сын Джек – его приемным сыном, и затем подмастерьем. И оказывается в постоянном конфликте с сыном родным, что в будущем обеспечит немало душещипательных страниц повествованию.

Судьба приводит семейство в Кингсбридж, где обстоятельства складываются так (точнее, один из персонажей помогает им сложиться), что Том получает работу. Теперь вся история происходит на фоне строительства собора, а одним из главных (и наиболее интересных) персонажей становится приор Филипп – честный и порядочный служитель церкви, эдакое исключение из правил и в силу своих моральных качеств — вечная заноза в заднице у порядочного количества прочих действующих лиц.

Что еще? У Филиппа есть брат – витающий где-то в высших кругах и ели не втягивающий, то как минимум, регулярно знакомящий его с интригами королевской и околокоролевской знати и власть предержащих.

Недалеко от монастыря имеется пара графских замков, и в какой-то момент в действие включаются живущие там графы со своими рыцарями. Рыцари в данном случае далеки от образа закованного в латы романтического героя, поднимающего платочек прекрасной дамы. Это грубые, жестокие и прямолинейные мужланы воины, чье дело сражаться за своего графа. Попойки, лошади, насилие и время от времени отпущение грехов. Кстати, на боевого коня еще надо наскрести денег.

Наиболее комфортный образ жизни, пожалуй, ведут монахи в аббатстве. Молись, трудись, ни о чем не беспокойся. Еда и крыша над головой всегда есть. Ряса и стены собора надежно защищают от посягательств, крестьяне обеспечивают продовольствием, да и сам монастырь неплохо зарабатывает вот хоть на тех же овцах. Плюс библиотека, бесплатное обучение и вполне реальный шанс сделать неплохую карьеру вне зависимости от происхождения. То есть то, что в любом другом срезе общества практически невозможно.

Насколько все это исторически верно? Мне трудно судить, я не историк даже близко, и еще меньше любитель отыскивать ляпы и неточности. На мой взгляд, художественный роман обязан прежде всего быть увлекательным, не противоречить общему историческому контексту, а уж цвет пуговиц, длину рясы, породы овец, сорта сыра и прочие интригующие детали пусть оставят себе для развлечения историки. Тем не менее, мне показалось, что если сами декорации и отвечают заданным временным рамкам, то менталитет героев совершенно современный. Портит ли это книгу?

Наверное, обсуждая этот вопрос, стоит перейти к недостаткам. Которые, правда, мозг осознает только в финале. А до того, ты заглатываешь главу за главой, как удав, получая массу удовольствия.

На всякий случай, если вы не читали книгу, то дальше будьте осторожны. Спойлеров нет, но чужое мнение способно испортить половину удовольствия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я прочитала порядочное количество рецензий, и обнаружила, что чаще всего попадаются следующие 6 претензий. Проанализируем их.

1) Некоторая картонность персонажей.

Да, это не Достоевский. Автор использует ограниченную палитру характеров и эмоций, а порой очень хочется поглубже закопаться в психологию какого-нибудь персонажа. Особенно приор Филипп, Джек, Джонатан и Марта были мне интересны. Но нет. Фоллетт оставляет за сценой большую часть внутренних переживаний. В итоге где-то к середине стало немного не хватать глубины и замороченности.

2) Избыток сексуальных сцен, достаточно детально и плотски прописанных, а также жестокости.

Сцены есть. Меня не напрягало ни их количество, ни откровенная манера автора излагать детали. Единственное, наличие такой составляющей скорее всего насторожит родителей тинейджеров (в отличие от них самих), а книга в общем-то, это отличный подростковый роман. Примерно, как «Три мушкетера».

Насчет жестокости соображения примерно те же, кроме сцены с котом. Кота я автору простить не могу.

3) Отсутствие развития героев.

Здесь я скорее не соглашусь.

Во-первых, я не считаю, что герои обязаны развиваться. Типа, был холерик, поумнел и стал флегматик. Это современная фишка, которую пытаются нести в массы литературные критики. И она порочна. Вспомните, кто из ваших друзей существенно изменился с подросткового возраста? Да никто!

Во-вторых, персонажи вовсе не статичны во времени. Например, Алина из веселой, очаровательной и всеми любимой дочки графа превращается в сурового коммерсанта, затем любовь Джека смягчает ее, и женское начало с переменным успехом борется с менеджерским. Сам Джек из нежного домашнего интеллигентного мальчика превращается в отличного мастера со своим стилем и взглядом на работу, и находит в себе достаточно сил, чтобы в нужный момент совершать Поступки. Ну и т.д. Но тут каждый видит то, что ему удобнее.

Я бы скорее грешила на слишком современную ментальность, которая в 12 веке смотрится, как седло на корове. Но что я знаю про 12 век?

4) Сериальность.

Любая сага (и эта не исключение) страдает этим недостатком. Но в данном случае книгу это совершенно не портит.

5) Несоответствие аннотации.

Ну, это так типично для нашего времени, что неудивительно. Понравилась, кстати, попавшаяся где-то мысль о том, что неплохо бы указывать автора аннотации, дабы знать своих героев. Всецело поддерживаю :)

Что тут, кстати, забавно. На сайте литреса у аудиоверсии и у текстовой аннотации разные! Вариант к аудио вполне соответствует книге, а вот к тексту — обещает «магнетизм детектива и триллера». Нету тут ни триллера, ни детектива. И в целом, кстати, книга больше про жизнь, чем про политику, что не может не радовать.

6) Собор.

Одним было мало про собор, другим про него скучно. Я из первых. Мне было все интересно про строительство: планы, чертежи, окна, нефы, в общем, вся эта инженерная составляющая. Плюс сравнения с другими соборами, идеи, почерпнутые во Франции и Испании, их реализация. И все это на фоне завораживающих мыслей о том, что практически неграмотные (и весьма молодые по нынешним меркам) каменщики возводили прекрасные каменные сооружения, простоявшие века. Но, с одной стороны, без иллюстраций это все довольно сложно вообразить, с другой, уклон в искусствоведческую часть отпугнул бы значительную часть читателей. Но зато какой роман мог бы получиться… Эх. Но это был бы уже другой роман.

Что еще я могу добавить от себя. Книге присуща некоторая сказочность. Это нормально в целом для исторических романов, но элементы, типа «износи три пары железных башмаков, чтобы найти искомое» — немного чересчур. Также как и успешность 15-летней девочки в роли организатора торговли в мире 12 века, управляемом мужчинами. Вообще, если задуматься, практически все, связанное с Алиной, исполнено в несколько гротескном ключе.

И мне, пожалуй, немного не хватило финала. Справедливости ради, надо признать, что к концу начинаешь немного уставать от книги, тем более, что завершающие ее страницы наполнены политическими интригами, а это для меня всегда самое скучное. И тем не менее, какого-то восклицательного знака хотелось. А там просто поставлена точка.

В качестве резюме. Несмотря на указанные выше недостатки (а может и благодаря им, потому что я вообще о них задумалась, только дочитав последнюю страницу), книга читается/слушается просто взахлеб. Да, это не классика, не постмодернистская литература из унылых премиальных списков (которую не читает почти никто, кроме критиков), однако замечу, что по книге:

1) Снят сериал

2) Сделан квест

В общем, хотите толстый и увлекательный исторический роман — это он.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастерское описание злодеев! Их тут много, это настоящие твари, которых люто ненавидишь и желаешь им всего самого... Именно это чувство не даёт никакой возможности оторваться от чтения с первой и до последней страницы. Шедевр!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Средневековье люди жили весело. Но не всегда долго. Болезни при аховой медицине, неурожай, потуги очередного феодала урвать себе еще немного власти зачастую долгой и счастливой жизни способствовали не особо. Поэтому возблагодарим Господа нашего за то, что нынче существуют антибиотики, консервы и регулярная армия и перейдем непосредственно к книге.

Как я уже сказал, в двенадцатом веке могло быть весело, но недолго. Могло быть долго, но не особо весело. Живешь в своей деревне всю жизнь, поле пашешь, и помираешь в окружении детей и внуков, побывав за всю жизнь не далее соседнего поселка. В общем, длиннющую книгу с увлекательным сюжетом ни из одного варианта не выжмешь. Поэтому автор снабдил своих героев двумя противоположными чертами — «Темная судьба» и «Предсмертная удача». Что это значит? На героев вечно валится куча проблем, но на самом краю безысходности им явиться спасение. А потом опять неприятности. А потом опять спасение. И так по кругу. Вот пример. Героя выгоняют на мороз без работы с семьей, по дороге его грабят, тут и сказочке… Но внезапно посреди леса он встречает помощь. Потом приходит работать в замок, но на тот нападают. Тут и сказочке… Но герой успевает уйти и доковылять до монастыря. Где ему говорят: «Работы нет, иди отсюда дальше помирать с голода». Тут и… Но… В общем, вы поняли. И так до самого финала. В общем, автор попытался найти некий баланс между реализмом средневековых реалий и увлекательным повествования, но на мой взгляд, чересчур увлекся, раз за разом то роняя, то подымая своих героев. Так что реализм увлекательности в итоге проиграл. Но и с увлекательностью ближе к середине уже приключается беда, так как ты примерно знаешь, что герои так и будут кататься на горках судьбы то вверх, то вниз, хоть кого-то в итоге кривая все же не вывезет.

В итоге имеем увлекательный, пусть местами не слишком реалистичный и занимающийся самоповторами, исторический роман. У которого к тому же в кой-то веке есть неплохая экранизация в виде мини-сериала, что местами отходит от книги, но в целом снят весьма достойно.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ожидание: серьезный исторический роман, с достоверно описанным бытом, мировоззрением, обычаями, красивым литературным языком и полным погружением в эпоху высокого средневековья.

Реальность: очередная попытка переписать историю — в данном случае в угоду феминизму, толерантности и другим либеральным ценностям. Ценностям?. Или если угодно, роман этот — альтернативная история Англии ХII века, эта страна сплошь заселена атеистами, феминистками, люди здесь говорят на современном языке, ругаются современным русским матом, вовсю используют слова и понятия, появившиеся в 19 веке. Подростки 14 лет считаются детьми. Вообще то в 14 лет некоторые уже армиями командовали, и детьми уж точно не были, но этого автор не знает, а точнее ему удобнее так выстраивать свой сюжет. Абсолютно безнаказанно унижают и оскорбляют монахов. Девушки в этой чудной стране хотят чтобы молодые люди их выслушивали и понимали, женщины работают каменщицами . Да, крестьяне ещё там выращивают рис. Да! Было такое предложение в тексте. Не знаю , это вина переводчика или халтурность автора, но с учётом всего что есть в книге, рис этот смотрится в тексте весьма и весьма органично.

В второй половине романа у меня было отчётливое ощущение , что автор — женщина. Из альтернативной истории повествование становится похожим на дешёвые женские романы в мягких обложках. Эти надуманно-неправдоподобные обьяснения в любви, нелепые порнографические вставки, эти похождения одинокой женщины, ищущей любимого, и при том описание анатомических особенностей страниц занимает больше, чем путешествие по Испании. Все как в таких книжках.

Из плюсов только описание строительства. Эти арки, контрфорсы, галереи. Надеюсь, что оно правдоподобнее, чем все остальное здесь.

За историческую достоверность и погружение в эпоху 1 . За описание строительства добавляю 3 балла. Итог 4

Оценка: 4
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

На данный роман мной возлагались довольно большие надежды, ждал чего-то не менее захватывающего, чем «Проклятые короли» Дрюона, «Саксонские хроники» и книги о «Томасе из Хуктона» Корнуэла. Ожидания подкреплялись рекомендациями супруги, с которой у нас схожие вкусы на жанр Исторического романа. Тем неожиданнее было получить «пшик» на выходе и ощущение потерянной недели на чтение этой вирши.

Книга закрыта 30 минут назад, обдуманы и осознанны свои ощущения от прочтения романа. Не сделано только одно — не понят жанр книги. Одно могу сказать точно — это не «реализм» и не «Исторический роман». Больше похоже на сказку для отроков и юношества. Автор описанием интимных сцен пытается показать, что роман для взрослых , но у него ничего не вышло на мой взгляд. Итак, по порядку:

Историчности в книге нет от слова совсем. Пара статей в Википедии дадут больше понимания исторического момента (период первой гражданской войны в Англии между смертью Генриха 1 и восхождением на престол Плантагенетов), чем 880 страниц романа, настолько схематично показаны реальные исторические события. Кроме общей схемы в духе Смерть Генриха 1 — появление на горизонте Мод и Стефана — смерть Стефана — Явление Гериха II — убийство Томаса Бекета от историчности в романе больше нет ни-че-го, увы. Ни блистательных описаний битв в духе Корнуэлла, ни «скандалов, интриг, расследований» Проклятых Королей, ни атмосферности Томаса из Хуктона и Саксонских хроник, ни реалистичности жизни тогдашних Ылит Дрюона. Ничего этого Вы, уважаемый будущий читатель, не дождетесь и должны знать об этом. Вместо этого вы получите описание местечковых событий, крутящихся вокруг строительства хоть и имеющего исторический прототип, но все же несуществующего Кингсбриджского собора.

Прорисовка характеров героев: ее нет. Лично у меня не получилось выделить любимого героя в книге. Умерших не было жаль, на выживших было наплевать. Кое-какой интерес представлял выдуманный приор выдуманного собора, но и тут в концовке книги автор зачем-то определил его в сторонники ретроградности против прогресса.

Большая часть романа посвящена тому, как вымышленные мужчины и женщины занимаются своими бытовыми разборками местечкового значения. При этом подавляющее большинство героев обгоняют ментально свое время лет эдак на 700-800, особенно женщины, сплошь независимые и деловые. При этом и независимости и деловитость не мешают демонстрировать идиотизм в поступках всех без исключения персонажей книги.

Приключения: их опять же нет в моем понимании этого термина. 95 процентов объема книги посвящено происходящему на одной локации. Только однажды автор на 30 страниц вывел одного из ГГ за пределы этой Зоны-51 и закинул аж в Континентальную Европу. Но очень быстро вернул. Еще в двух-трех эпизодах произведения, события переносятся за пределы локации на 7-10 страниц. Как правило происходит это по причине изменяющихся в хронологическом порядке событий по ранее представленной схеме «Смерть Генриха 1 — появление на горизонте Мод и Стефана — смерть Стефана — Явление Гериха II — убийство Томаса Бекета» ибо перенести всю историческую хронологию к вымышленному собору автор уже никак не мог, потому приходилось героев изредка передвигать по Англии дальше соборной или замковой стены.

Итог: 5 из 10. Книга скорее «женская» нежели «мужская»

Рекомендации: незамужним девчушкам пойдет

Антирекомендации: знакомым с романами Корнуэлла и Дрюона, Дюма и Твена покажется детской глуповатой книжкой с картонными героями страдающими нелогичным поведением на 880 страниц — лекарство от бессонницы минимум на 7-10 дней.

ПС: немного попенял супруге за настоятельную рекомендацию, и вскрылось ранее неизвестное обстоятельство — она читала ее в институте. А это довольно много лет назад. Надо как-то заранее предупреждать :)

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

О них редко пишут в исторических романах, и еще реже в хрониках. Они не короли, не графы, не воины и даже не маги. Они не ведут в бой полки, не проявляют чудеса героизма, не открывают новых земель и не купаются в лучах славы, а их жизнь кажется скучной и обыденной. Но они именно те, благодаря кому мы можем читать исторические романы и хроники, да и во многих случаях просто помним этих королей и воинов. Они — создатели цивилизации. Они творцы культуры. Нашей цивилизации. И нашей культуры.

Основной сюжетной линией романа является строительство собора в маленьком провинциальном английском городке Кингсбридж, живущего своей тихой жизнью в тени монастыря. Причем в понимании тогдашних людей Собор это не культовое сооружение и памятник архитектуры, а в первую очередь центр культуры, факел, освещающий тьму невежества и страха, да еще и место, при строительстве которого используются самые современные технологии.

Судьба сводит в Кингсбридже нового настоятеля монастыря Филиппа, являющегося феноменальным организатором, и талантливого каменщика Тома Строителя. Оба одержимы идеей построить Собор, равного которому еще не было. Для обоих это будет главным делом всей их жизни, к которому они готовились. У каждого кроме глобальных стимулов присутствует и личная мотивация. Том хочет получить стабильную работу, которая будет кормить его самого и его семью всю оставшуюся жизнь, а Филипп не лишен тщеславия, с которым правда он постоянно и безуспешно борется.

Объединив свои усилия, Филипп, Том, а в последствии и пасынок Тома — Джек приступают к исполнению своей мечты, преодолевая препятствия, столь многочисленные, что иногда кажется что сама Судьба не хочет этого строительства. Против Собора выступают местные феодалы и высшие иерархи церкви, создатели сталкиваются с нехваткой камня, денег и рабочих рук, а иногда и стихия пытается уничтожить то, что было раньше построено. Все это происходит на фоне длительной гражданской войны, вызванной борьбой за трон между королем Стефаном и императрицей (по первому браку) Мод.

Как именно нащи герои справятся с этими трудностями, и сколько для этого им понадобится упорства, ума, имения вести интриги и везения и является основным содержанием книги. Для этого Фоллет погружает нас в мир XII века, и показывает этот мир через судьбы людей, живших тогда — от короля до крестьян.

Как и подобает левому писателю, жизнь низших классов Фоллет представляет очень смутно. Там просто все плохо. Люди рождаются, что бы немного поголодать и умереть. Однако стоит героям немного подняться по социальной лестнице, картина разительно меняется. Очень интересно даны описания быта и взаимоотношений монахов и строителей, купцов и дворян, епископов и королей.

В результате получилось масштабное эпическое полотно из эпохи, к которой редко обращаются романисты, и с нестандартными для обычных исторических романов героями. Читая его понимаешь, насколько примитивна возня за трон по сравнению с Собором, величественным и на века. Кому сейчас интересны причины и перипетии борьбы между Стефаном и Мод. Это война не принесла никаких новых идей, а ее единственным результатом стал приход к власти очень неоднозначной по представителям и результатам правления династии Плантагенетов. А Соборы стоят. И будут стоять. На радость миллионам людей, которые были до нас и будут после нас.

Из минусов отмечу мелкие исторические неточности, которые почему-то характерны и для других романов Фоллета. Так, он пишет, что к моменту высадки в Англии ее сына Генриха, Мод уже не было в живых, хотя на самом деле она благополучно прожила после этого еще лет 15, активно участвуя в политической жизни, в частности пытаясь помирить Генриха с Беккетом. Отмечу как анахронизм также слишком уверенное в себе, если не сказать наглое поведение горожан, все же на дворе не XV век, и роль городов в политической и экономической жизни была еще невелика. Ну и совсем удивительно, что нет никакого разделения на саксов и норманнов.

Еще хочу пустить пару лучей ненависти переводчикам. Периодически по страницам романа в одиночку или целыми табунами пробегают непонятные сквайры. Почему нельзя было использовать вполне привычное слово оруженосец — неясно. Точно так упоминается некий король по прозванию Уильям Руфус. Вряд ли русскоязычный читатель догадается, что на самом деле это Вильгельм Рыжий. Притом, что другие короли и королевы приведены в стандартной транскрипции.

Кроме того присоединяюсь к предыдущим рецензентам и рекомендую одноименный сериал. Действительно достойная экранизация с великолепными актерами.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

тотально разрекламированный и расхваленный бестселлер, изданный в... переведённый на... и т.д. и т.п.

почти 900 страниц и два месяца чтения.

ну что?

в очередной раз не понимаю такой многолюдной любви.

в своё время меня удивила да и сейчас удивляет истерия вокруг гарри поттера, цикл о котором — это по сути качественная, добрая и очень своевременная сказка, но не феномен. и конечно по моему субъективному мнению те же «хроники нарнии» намного богаче во всех отношениях.

здесь ситуация примерно та же.

обещано масштабное историческое полотно протяженностью 35 лет, а с прологом почти 50. обещаны битвы, короли, тайны и прочие атрибуты эпика.

имеется

- жизнеописание разных людей: епископ, граф, несколько простолюдинов. их истории действительно размазаны на 35 лет, за ними безусловно интересно следить, но короли, глобальные события и прочее мелькает где-то на втором если не на третьем плане, кроме разве что одного эпизода уже почти в финале.

- ещё о героях. их много, они разные, но автор не делает их глубже необходимого. мрази здесь — это только мрази, а хорошие парни — просто хороши. есть пару неоднозначных персонажей, но уж сильно блеклых.

- хороший емкий и простой язык. в описание включаешься даже после двухнедельного перерыва. это очень радует.

- дух приключения. чтение не только интересное, но и захватывающее.

- обилие деталей и атмосферность. ляпы, несоответствия есть, но на это попросту не обращаешь внимания.

- правильная средневековая жестокость. здесь часто летят головы и руки, отрубленные холодным оружием, задираются юбки, оголяются женские прелести, здесь есть насилие над детьми. ну а как иначе?

- тайна, красной нитью вроде как проходящая через весь роман и раскрытая в самом конце. но к сожалению событий здесь настолько много, что якобы шокирующее финальное откровение (о котором можно походя догадаться ещё в середине) воспринимается поверхностным «ага...»

это я вкратце обозначил свои впечатления.

итог: книга нисколько не расстроила, просто значимость ее оказалась сильно раздутой. это отличный приключенческо-авантюрный бестселлер на фоне исторических декораций и событий, но никак не монументальный исторический роман.

оценка блуждала между 7 и 8, но за двухмесячный нескучный период в моей книголюбской жизни и низкий порог вхождения ставлю 8/10.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг из всех, что я когда-либо читал.

При прочтении складывается впечатление чего-то невероятно глобального, масштабного, хотя сюжет, по большей части, рассказывает о простых и понятных событиях — о повседневной жизни главных героев. Строительство собора тут — центральная идея. Я далек от мира архитектуры, но даже мне ужасно хотелось, чтобы у персонажей все получилось.

Приятно впечатлил образ Филипа. Ярким получился злодей.

А самое главное — книга очень длинная. Хорошо, когда классную книгу можно читать долго, не опасаясь, что она вот-вот закончится.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В эту историю несмотря на кое какие огрехи я хочу поверить и пропустить мимо себя все её неровности. Почему? Да потому что это как раз тот случай когда читатель помогает уже сам автору не акцентировать внимания на всевозможные преувеличения и перегибы, а просто следить за историей, за судьбами, да за всем, что происходит в этой книги. Ну подумаешь чувствуется, что автор чрезмерно и намеренно наваливает на своих героев огромное, просто непостижимое количество неприятностей, ставит их в жуткие условия, и вообще издевается как может, ну просто с особой настойчивостью.

Ведь не спроста всё это, ведь интересно же, ведь это то что все просили, то что все ищут. И вот ты уже перестаёшь сильно напрягаться от очередного бедствия, что обрушивается на всех и вся, что кажется будут продолжаться бесконечно, и их настолько много, что вскоре начинаешь уставать от всего этого. И как бы тут нужно же понимать, что ты сюда пришел не за самобытной жизнью крестьян наблюдать где ничего не происходит, тебе же экшОн подавай, интриги, действия, ну в общем всё такое в этом духе. Вот и получайте что просили, получайте всю эту кучу страданий и невзгод. Верно ведь?

Но несмотря на всё это написано настолько интересно, настолько живо, что ты всё равно возвращаешься к тем несчастным жизням и тем уже полюбившимся героям, возвращаешься что бы узнать, а что же на них свалиться на этот раз, что бы потом покачать головой и сказать — да были времена, и такое могло быть, ох и жестко всё так было, ох и ё маё, ох и ой-яй-ёй.

Да что тут рассказывать, просто почитайте на досуге, авось ваша собственная жизнь не покажется такой кошмарной, а история заставит окунуться в целую эпоху страсти и страдания.

Так же напоминаю, что есть ещё и одноименный сериал 2010 года (вот мне он, кстати, не очень), а недавно вышла даже игра 2017 года(вот игра норм), вуОт тяк вуОт.

Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется. И Покайтесь грешники!

Оценка: 7
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный, нравоучительный и чинный...»

Пушкина цитирую без малейшей иронии — Столпы земные это классическая сага, длинная, основательная, полная интересных персонажей и деталей, нравоучительная в лучшем смысле этого слова и очень жизнеутверждающая. Учитывая, что в средневековом сознании собор был уменьшенной моделью всего мира — то этот роман, практически, о строительстве и обустройстве мироздания как такового.

Роман — тканое полотно, гобелен, где каждому персонажу и явлению отведен свой кусочек «ткани» и все нити тянутся и переплетаются в самых неожиданных местах. Иногда ловишь себя на мысли, что хорошо было бы бросить взгляд на изнанку ковра — посмотреть на все эти многоцветные узелки людей и событий.

Отличное чтение для любящих созидать что-либо, для тех, кто хочет видеть, как под руками человеческими возникает и начинает расти что-то новое....может, собор — а может, просто молодое деревце в саду.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых лучших исторических романов, которые я когда-либо читал. При прочтении произведения я прямо погрузился в этот мир королей, набегов, монастырей и интриг. С одной стороны может показаться, что в те времена, времена средневековья все было намного проще, чем сейчас — люди проще, политика проще, жизнь проще. Но это только на первый взгляд. При прочтении романа это хорошо чувствуется.

Я всегда был неравнодушен к Средневековью, может поэтому моя оценка произведения чуть завышенная, но не только поэтому. После прочтения многих и многих произведений про этот период, могу сказать что Кен Фоллет действительно написал очень достойный роман.

По поводу критики из предыдущих отзывов хочется сказать только одно — не воспринимайте это произведение как исторический труд, оно скорее принадлежит

к историческо-приключенческому жанру. Чисто исторические труды и монографии читать не столь интересно и они представляют интерес скорее для историков, чем для широкого круга читателей. Поэтому если нравится историчность то добро пожаловать в архив)

Очень хорошо автору удалось прописать мир средневековья, быт людей, живших в те времена. Хотя некоторые исторические факты притянуты за уши, но все равно, роман я прочитал на одном дыхании. оценка 9 из 10

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Монументальный исторический роман об Англии 12 века. Тут вам все: история, религия, архитектура, любовь, предательство, убийство, месть, месть в ответ на месть, месть в ответ на месть на месть, междоусобицы, сожженные деревни и обрушившиеся соборы.

Мне книга очень понравилась. Пусть большой объем вас не пугает, как только вы втянетесь, не сможете отложить ее ни на минуту. Когда я первый раз ее читал, то дочитывал махом две трети книги в пять утра на кухне, не в силах оторваться и искренне переживая за героев. Что мне особенно в ней понравилось, так это реалистичность. Здесь вы не найдете приукрашенного лоска, жизнь показана во всем своем размахе: порой несправедливом и во многом драматичном.

Король Англии лишился прямого наследника, и после его смерти его дочь и племянник развязали войну, куда волей-неволей оказалась втянута вся Англия. Но это фон. В центре событий захудалая деревушка Кингсбридж, где священник Филипп мечтает построить собор, вокруг которого и собираются главные герои: Том Строитель с семьей, Эллен и Джек, Алина и Ричард и т.д., и заваривается очень интересная каша. Но помните, это 12 век, и это большая политика в по сути военное время. Рыцари здесь предпочитают не спасать юных дев, а насиловать их. Высокопоставленные служители церкви и титулованный люд поддерживают ту или иную сторону в войне, а некоторые не гнушаются предательством одного фаворита и переходом в стан второго. Здесь много несправедливости и рокового стечения обстоятельств, нужд и лишений, мечтаний и надежды. Книга подробно рассказывает о долгом и трудном переходе к готической архитектуре и изобилует архитектурными терминами.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, перед нами авантюрно-исторический роман об Англии времён Анархии, но посвящённый не вехам истории, а совсем простым и вовсе даже выдуманным людям. Пока высокородные лорды делят королевский престол, гоняют друг друга по всему острову и всячески развлекаются, простой народ последовательно сталкивается с мародёрами, разбойниками, безработицей, хроническим недоеданием и прочими прелестями, знакомыми нам по лихим девяностым (с). В фокусе — молоденький приор обнищавшего за годы эффективного менеджмента монастыря, семья ремесленника-строителя, который мечтает построить наиэпичнейший собор во всём королевстве, да бывшие графские, а нынче просто дети, которые поклялись умирающему отцу не забыть и отомстить. Словом, книга эта о жизни простых людей в непростое время. Всё вокруг пылает и рушится, а герои не унывая движутся к светлому будущему.

Написано всё это невероятно живо и увлекательно. Не слишком увлекаясь историзмом и не впадая в детали, Фоллетт рисует вполне себе убедительное Средневековье. Жизнь монастырских насельников, особенности торговли, привычки и быт крупнопоместного дворянства, особенности строительства соборов — всё выписано мастерски и как нельзя более убедительно. Несмотря на очень серьёзный объём, роман одновременно не перенасыщен ни нудными описаниями, ни однотипной приключенческой беготнёй. Противостояние хороших и плохих парней изложено последовательно, без длиннот и повторений, по мере роста участников конфликт героев вовлекает в себя сотни и тысячи людей, становится не очередной локальной стычкой, но частью исторического процесса. Тут есть и интриги высшего духовенства, и сражения могучих армий, и поединки один на один, и путешествия по Европе, и лесные разбойники — всего понемножку, чтобы читатель не успел соскучиться. При этом нельзя сказать, что у романа есть какая-то особая идейная глубина, но это восприятию совсем не вредит. Моральная проблематика сводится, по сути, к классическому христианскому «с нами бог» и «сила в правде». Взаимопомощь и доброта в конечном счёте помогают героям одолеть могущественных врагов, хотя и не без потерь.

Вообще, первое, что нужно знать про эту книгу — перед вами развлекательное произведение, а вовсе не нудный исторический труд, как вам может сперва показаться. По роману снят сериал, и вообще при чтении довольно быстро возникает ассоциация с «Игрой престолов» Мартина и держится уже до конца. То же жестокое Средневековье с резнёй и кровищей, та же делёжка трона и грызня за власть, расчленёнка и обнажёнка, всё как мы любим. Конечно, Фоллетт полностью реалистичен и старается всё же ограничивать себя, когда дело доходит до судьбы положительных персонажей. Да, тут будет счастливый конец, до которого доживут почти что все, кто это заслужил, но всё же это довольно мрачная история. В любом случае, я настоятельно советую этот роман и призываю не пугаться изрядной толщины тома.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здоровенный историко-приключенческий роман британского писателя, действие которого идёт вокруг строительства большого собора в английской глубинке в XII веке, довольно популярен. В общем-то понятно почему. Написан он ярко, живо, увлекательно. Можно сказать «в кинематографическом стиле» (ну и в итоге действительно экранизировали). Часто сравнивают с ПЛИО Мартина, но я бы скорее сравнил с Дюма с поправкой на время написания (издан в 1989). По сравнению с Мартином всё же гораздо больше цельности, меньше мозаичности. Кое-где, кстати, заметны явные параллели с балладами о Робин Гуде.

Стоит похвалить автора за то, что он внимательно следил за внутренней хронологией и не запутался в многочисленных героях и событиях. Уж если кому-то 20 лет, то через десять лет будет 30, а не как у некоторых – 25 или 35. Ну и практически все линии автор довёл до конца, все узелки развязал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот только Марту что-то совсем забросил и в старых девах оставил. Видимо, если б пришлось ещё и для неё лав стори сочинить, это вывело бы размеры романа за все разумные рамки.

Вот с историчностью, конечно, туговато. Оно, конечно, само по себе и не криминал для авантюрно-приключенческого романа, но заставляют задуматься отзывы, в которых хвалят за хорошее изображение Средневековья. Средневековье здесь большей частью бутафорское. Причём событийный ряд как раз передан весьма точно (разве что «принцессу Мод» – императрицу Матильду автор раньше времени похоронил), но вот рассуждают и ведут себя герои часто как люди второй половины XX века, а не XII. Ряд важных поворотов сюжета были, по-моему, в тех реалиях просто невозможны.

К примеру

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вызывают недоумение упрёки в адрес Ричарда: ничего не умеет, никакой профессии не освоил. Так он же воином стал! Причём воином храбрым и умелым, не трусом каким-нибудь. А это в те времена самое почётное занятие да и вообще единственно возможное для дворянина, если только он в монахи или священники не пойдёт. То, что он сидит на шее у сестры, явный произвол автора. Пусть не мог ему Стефан графство вернуть, но какую-нибудь деревеньку явно должен был дать, после того, как тот проявил себя. Хотя бы опасаясь, чтобы Ричард не переметнулся к противнику. Шла война, рыцари погибали, наследников успевали оставить не все, выморочные владения были. Но тогда не было бы всей этой мелодраматической истории с вынужденным браком Алины с Альфредом и невозможностью потом много лет официально оформить отношения с Джеком.

Небезынтересно как автор решил восстановить справедливость в деле об убийстве Томаса Бекета. В реальной истории четверо реальных убийц хоть и были формально наказаны, но отделались довольно легко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну так автор дал им в компанию пятого – вымышленного персонажа, главного злодея книги. И уж его-то покарал от души – вздёрнул на виселицу.

Под конец конечно же нельзя не попинать переводчиков за их хроническую историческую безграмотность. «Апостол Джеймс», «святой МартЕн» (Турский), «аббат Сюжери»… Дело «святого Джона Баптиста» живёт и побеждает.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ради этого стоит выучить английский язык (не в обиду переводчикам). В том, как Кен Фоллетт обращается со словами, есть особой магнетизм. Это нужно прочувствовать. В это нужно окунуться без остатка, чтобы в какой-то момент осознать, что уже пол четвертого утра, а ты ещё там, в несуществующем городе Кингсбридже, в который ты успел врасти корнями, и который реален для тебя также, как тот город, в котором ты родился. Меня с первой фразы покорил прозрачный слог автора, «transparent prose», как он сам называет манеру своего письма. Покорил настолько, что до самой последней страницы меня мучил вопрос: как он это делает? Чисто с технической точки зрения. Как можно, изъясняясь таким прозрачным языком, погрузить читателя в мутную атмосферу средневекового мракобесия, не придавливая при этом ни избытком сомнительной морали, ни прессом исторических фактов, ни собственным мнением? Закончив дилогию, я, чтобы закрепить в себе гамму ощущений, переданных автором, какое-то время не бралась за другое чтиво, за исключением справочников и альбомов по готической архитектуре.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх