FantLab ru

Гарри Гаррисон «Специалист по этике»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Оценок:
4295
Моя оценка:
-

подробнее

Специалист по этике

Deathworld 2

Другие названия: Моралист; Этический инженер; The Ethical Engineer

Роман, год; цикл «Мир Смерти»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 240
Аннотация:

Жизнь самого удачливого игрока во Вселенной Язона ДинАльта наконец-то наладилась. Ситуация на Пирре постепенно стабилизируется, сам Язон стал уважаемым и очень богатым человеком. Но врождённое любопытство помогло ему в очередной раз разыскать себе на голову неприятности.

На Пирр, самую негостеприимную планету во Вселенной, прилетает космический корабль. Язон принимает решение согласиться с условиями, выставленными капитаном, и в одиночку приходит к нему на корабль. Его отравляет быстродействующий газ. Когда Язон ДинАльт приходит в себя, он узнаёт, что захвачен в плен маньяком, одержимым идеей представить находчивого авантюриста перед судом за «грешки» молодости.

Узнав это, Язон не находит иного выхода, кроме как уничтожить приборную панель с помощью огромного книжного тома и чашки кофе. Корабль совершает автоматическую посадку на неизвестную планету...

Примечание:

Журнальная публикация (Analog) — 1963 г., книжное издание — 1964 г.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Мир смерти. Том 1
1990 г.
Мир смерти 2
1991 г.
Мир смерти II
1991 г.
Мир смерти II
1991 г.
Мир смерти. Книга 1.
1991 г.
Мир Смерти. Специалист по этике
1991 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 1
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Смертоносные миры
1991 г.
Смертоносный мир
1991 г.
Специалист по этике
1991 г.
Специалист по этике
1991 г.
Ковбои космоса
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Смертоносный мир
1992 г.
Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Роберт Хайнлайн
1993 г.
Смертоносные миры
1993 г.
Специалист по этике
1993 г.
Мир смерти
1996 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1997 г.
Неукротимая планета
2001 г.
Неукротимая планета
2003 г.
Специалист по этике
2003 г.
Мир смерти
2005 г.
Мир Смерти
2007 г.
Неукротимая планета
2008 г.
Мир смерти
2014 г.
Мир смерти. Планета проклятых
2016 г.
Мир смерти
2018 г.

Периодика:


1991 г.
Кентавр № 5
1992 г.
(не указан)

Издания на иностранных языках:

The Deathworld Trilogy
1974 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная вторая часть цикла «Мир смерти»: ещё больше юмора, больше инженерной изобретательности!

Эта книга — хорошее воплощение распространенной научно-фантастический идеи — «пришелец из будущего в мире прошлого, изобретающий новые технологии для своего выживания». Кроме того, стоит упомянуть, что в книге есть САМЫЙ РАЗДРАЖАЮЩИЙ антагонист, которого я когда-либо видел в книгах.

Основная тема, рассматриваемая в книге, — это исследование отношения морали к подобным конструкциям: «Поймите, человека невозможно судить без учёта конкретной ситуации. Нормы поведения относительны. Каннибал в своём обществе так же нравственен, как прихожанин в нашем».

Гаррисон, как и в первом романе, удачно сочетает увлекательные приключения с философскими рассуждениями. Как итог, классика фантастики, без сомнения, на мой взгляд, ничем не уступающая первой части трилогии. 9 баллов.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный подростковый роман. В юности мы с приятелями им зачитывались, а особо смешные места даже знали наизусть.

Роман второй в трилогии про Язона динАльта, правда, от трилогии тут только главный герой, а в остальном ни место действия не Пирр, ни действующие лица не пирряне.

«Специалист по этике» начинается с того, что Язона похищает фанатик-борец за справедливость Майк. Майк давно следил за Язоном, узнал про все его былые неблаговидные поступки и хочет передать его в руки правосудия, чтобы тот понёс заслуженное наказание. Космический корабль, на котором летят Майк с Язоном, терпит крушение и садится на неизвестную планету. Планета населена варварами, которые когда-то были технически развитой цивилизацией, но их прогресс вдруг повернул вспять, и почти все научные достижения они позабыли. В итоге Язон и Майк оказываются рабами в жестоком примитивном мире. Язон, ясное дело, стремится как можно скорее выбраться оттуда и вернуться на Пирр, а Майк изо всех сил ему мешает.

В юности читается одним махом! Роман живой, динамичный, написан легко, как развлекательное чтение — отлично! Есть и немного философии типа можно ли члена племени людоедов привлекать к суду за то, что он убил и съел человека, потому это для нас убийство преступление, а в его людоедской системе ценностей закусить свежеубитым врагом ничуть не более предосудительно, чем нам сорвать с куста сочный помидор и покрошить его в салат.

Немножко подбешивает второй герой — Майк, тот самый специалист по этике, который хочет отдать Язона под суд. Он тут прям уж совсем карикатурный фанатик, его упёртость относительно того, что он считает нравственным, кажется притянутой за уши даже для фантастического романа. Понятно, что его задача — создавать препятствия, который главный герой Язон потом будет мужественно и творчески преодолевать, но местами вышел передоз. Это как когда сериал на третьем-четвёртом сезоне начинает терять обороты, и чтобы спасти рейтинги сценаристы вводят нового персонажа, обычно какого-нибудь чудаковатого родственника, и этот родственник всегда чудаковат немного чересчур.

Впрочем, эта чрезмерность будет заметна только взрослому читателю. Подростки же, скорее всего, проглотят роман целиком и попросят добавки.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман «Мира Смерти» получился уже не таким серьезным, как первый. Это, скорее, злая сатира на всё человеческое общество, чем фантастический роман. Фантастический здесь только фон: чужая планета, где живет человеческая колония, забывшая свое настоящее и застрявшая в мрачном нецивилизованном прошлом. Люди разбились на несколько кланов, каждый из которых владеет только одной прогрессивной технологией: Перссоны используют электричество, Мастрегулам известны тайны химических реакций, Трозеллинги изготовляют самодвижущиеся повозки, бензин к которым производят дзертаноджи. Такого в обычной жизни и не увидишь. Но ведь роман — это пародия, не забыли?

Если в первой части чудовищами были порождения пиррской природы, то во втором главными злодеями являются люди. Автор дает нам это понять уже на первых страницах: Язона дин-Альта коварно похищает помешавшийся на справедливости маньяк-сектант. Он настолько безумен, что в его устах хорошие слова звучат как проклятия. В свое время английский писатель Самуэль Джонсон высказал оригинальную мысль, что ад вымощен благими намерениями. Наверно, он имел в виду перевоспитание грешников. Но Гаррисон выворачивает высказанную мысль наизнанку: некоторые благие дела могут привести человека не в рай, а в ад. Майк Сэймон как раз относится к такому типу людей: он говорит о справедливости, но в то же время не считает, что грешник может искупить свою вину хорошим поступком, он считает себя борцом за Правду, и ради нее готов на любое предательство. Автор оставляет его в живых вплоть до последних строк романа, чтобы читатель смог вовсю «насладиться» подобной мерзостью. Моего терпения настолько не хватило: уже к середине повествования я искренне желал смерти такого «борца за справедливость». Не менее отвратительны и клановые вожди — от Чаки до Хертуга Перссона. Им чуждо не только то чувство справедливости, которое фанатично ищет Сэймон, но и простые понятия чести и человечности. Они начисто лишены сострадания и совершенно не ценят человеческую жизнь. Наверно поэтому Язону дин-Альту приходится вспомнить свое старое ремесло. Теперь он убивает таких вот уродов пачками, не переставая при этом отпускать по их поводу скабрезные шуточки. К концу романа не только его руки, но и ноги оказываются в крови врагов. Как уж тут не вспомнить пацифистскую первую часть! Кажется, за три прошедших с момента ее написания года автор изменил свою мораль на прямо противоположную: с негодяями добрая война лучше худого мира.

А что же остальное население планеты? Оно покорно служит своим хозяевам, пока те демонстрируют уверенность и силу. Но, стоит только проявить минутную слабость, бывшие рабы ставят подножку и со спокойной совестью предают своего господина. Положиться в этом мире нельзя ни на кого. Про такие отношения Маркс в своем «Капитале» писал:

«Нет такого преступления, на которое не готов пойти капиталист ради высокой прибыли.»

Я заметил, что все негодяи говорят на варварских языках: Сэймон на датском, а все остальные — на искаженном варианте эсперанто. Наверно, это тоже символ: автор искренне считал, что язык должен объединять людей. До самых последних дней своей жизни Гарри Гаррисон пропагандировал эсперанто как самое действенное средство общения людей разных континентов. Li volis fari la mondan pli bona loko. Сможет ли кто теперь понять эту фразу? В мое время эсперанто увлекались МИЛЛИОНЫ людей. Но из-за интриг разного рода мерзавцев СССР почил в бозе, и эпоха эсперантизма канула в Лету. Судя по комментариям в чатах, теперь многие не владеют даже своим родным языком! Какое уж там общение...

Второй «Мир Смерти» в гротескной форме предупреждает нас об одном из возможных сценариев будущего. Он превратится в реальность, если мы не возьмемся всерьез за свою культуру. А культура всегда начинается с малого — например, с правильного перевода. Мы ведь читаем не самого Гаррисона в оригинале, а его русского переводчика (для данного романа это была А.Захаренкова). От культуры этого переводчика зависит многое. В первую очередь — поймут и примут ли читатели идеи автора, станет ли он популярным, обретет ли своих последователей. К качеству перевода произведений Гаррисона у меня претензий нет, хотя издательские названия его романов иногда поражают. Например, второй «Мир Смерти» чаще всего переводят весьма нелепо — как «Специалист по этике». Это кто ж там специалист? дин-Альт или Сэймон? А, может, мистер Кольт, который «уравнял людей»? Не понять без бутылки виски!

Господа переводчики, не искажайте смысла, который вкладывали в названия известные писатели! Гаррисон четко дал понять, что речь шла о ВТОРОМ МИРЕ СМЕРТИ. Смертей в нем, кстати, было вполне достаточно, чтобы это понять. А слово «этика» встречается только один раз. Не будем вводить читателя в заблуждение.

------

ИТОГ: более жесткий в плане сюжета роман в стиле острой сатиры. Не рекомендовал бы его молодежи до 20-ти лет. Как всегда, настоятельно рекомендуется политикам, чтобы они случайно не превратились в таких несуразных деспотов.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гарри Гаррисон как то сказал: «Я хотел бы, чтобы мои читатели отдыхали, расслаблялись и получали удовольствие».

И действительно, «отдых» начинаестя уже с первых страниц, и бежит с такой скоростью что не возможно оторваться от книги. За время прочтения «Специалиста по Этике» успеваешь провонятся грязными шкурами, неразбавленным бензином, испачкаться мазутой и грязью, но роман летит и ты вместе с ним :). Этот роман на мой взгляд ни капли не уступает первому роману, так же «задаёт тон» и держит до самого конца. Но это проблема большинства Гаррисоновских романов, только начал «отдыхать» а роман уже закончился :), прочитал его за один раз. Ещё было интересно следить за полемикой Язона и Майка, от души посмеялся, напомнило Бунша с Милославским из известного кинофильма. В общем достойное продолжение «Неукротимой планете».

Ну а для дижестива: есть небольшой комикс по этому роману в журнале «ПиФ»: Приключения и Фантастика. Выпуск 6», 1990 г.» было интересно просмотреть после прочтения, поищите.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хаять классику — самое распоследнее дело, хотя такое периодически и случается. Однако — хвала Всевышнему — не в этот раз. Просто второй и третий тома великого и незабвенного Мира Смерти — как выясняется — имеют поразительно много общего с попаданческими эпопеями нынешнего времени. А конкретно этот — второй — том ещё и выпукло раскрашен научпоповскими мотивами. Настолько уж выпукло, что герои Жюля Верна — смотрятся на его фоне жалкими дилетантами этого самого научно-технического популяризаторства.

Но я повторюсь, уважаемый потенциальный читатель: сие — ни в малейшей степени не плохо. Наоборот — очень даже хорошо. Живописуемый автором Мир — некий постапокалиптический осколок бывшего развитого планетарного общества — как будто специально создан для попаданца из технически совершенной цивилизации. И оный попаданец — проявляет просто-таки чудеса интеллекта. Не блиставший в томе первом ничем окромя талантов карточного шулера и — возможно — системного аналитика, в этом новом Мире Язон динАльт демонстрирует широчайший спектр умений и навыков, из области массы научных дисциплин — психологии, социологии, механики, электротехники, машиностроения, химической технологии и — прочая, прочая, прочая.

Так вот, уважаемый потенциальный, ежели ты склонен к восприятию оных попаданческих эпопей, то и сия книжка — тебе тоже понравится. Без вариантов. Тем более, что помимо попаданческой закваски тут ещё и масса классических аспектов «от Мастера», включая сочный и образный язык, тонкий юмор, своеобразный стиль и — прочая, прочая, прочая

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Я знаю абсолютно все.» — Язон ДинАльт

Не самый плохой подростковый приключенческий роман. Увы, ничего более. Не очень понятно, почему главным героем книги выступил Язон ДинАльт — замени его на любого другого персонажа и абсолютно ничего не изменилось бы. Никакой связи с первой книгой нет. Новый Язон так же совершенно не похож на того, что был на «Неукротимой планете». На протяжении чтения книги меня то и дело посещало ощущение, что я ошибся и читаю не вторую часть, а какой-то спин-офф с тёзкой Язона на другом конце галактики.

Идея романа достаточно проста — если ты эрудирован и трудолюбив, то тебе в любом мире найдётся место, будь то мир развитый или мир первобытный. И везде ты будешь на вес золота. С эрудированностью автор, конечно, переборщил. Главный герой не то, чтобы силён в какой-то конкретной сфере, он знает абсолютно всё и может абсолютно всё! И не забывает регулярно об этом всем вокруг напоминать. Удивительно, откуда у него такие обширные познания и в теоретической и в практической сфере. Имея в руках молоток и отвёртку, он может собрать из кучи мусора что угодно, начиная с аккумулятора и заканчивая автомобилем или пароходом. Без каких-либо схем и расчётов, полевых испытаний. Уверен, будь у него больше времени, он бы и космический корабль собрал, чтобы улететь с этой планеты. Впрочем, можно простить это сценарное допущение, предположив, что оно призвано лишь усилить эффект от основной идеи романа. Но опять встаёт вопрос, почему именно Язон ДинАльт? По первой книге мы понимаем, что он — харизматичный и довольно неглупый персонаж, с весьма неплохими боевыми навыками. Но всё же он всего-лишь шулер, а не опытный инженер-конструктор, всю жизнь собирающий из мусора технические чудеса и потому поднаторевший в этом вопросе.

Кроме этой идеи, автор, по всей видимости, хотел добавить в роман идею морального плана. В качестве антипода главному герою предоставлен Майк (Михей) — настоящий религиозный фанатик, слепой в своей вере. Майк ничего не умеет, ничего не знает, но постоянно спорит с Язоном и пытается навязать ему своё мировоззрение. В то время как Язон, преследуя свои эгоистичные цели, спокойно подстраивается под правила этого первобытного мира, Майк должен напоминать ему о морали и человеческих чувствах. Увы, это не работает. Майк в романе показан как абсолютно отрицательный персонаж. Все его действия идут вразрез со здравым смыслом. Все его реплики сводятся к воплям обиженного ребёнка и очень быстро перестают восприниматься всерьёз, ни о какой возможности поразмыслить над его словами речи не идёт. Потому что его слова так же лишены смысла, как и действия. Этот персонаж вообще не особо нужен в романе, он просто служит палкой в колесе, препятствием на пути главного героя, которое не даёт тому быстро подняться до самых высот и постоянно нарушает все его планы. Язон, не смотря на все свои достоинства, не может избавиться от этого препятствия, потому что... потому. Потому что автор так решил. Честно, никакого логического объяснения этому нет, как и действиям Майка. Логичным могла бы быть привязанность Язона к Майку как к единственному гостю из космоса (как и он сам), единственному соплеменнику, такому же развитому и грамотному. Может быть, как к человеку, чья философия действительно напоминала бы ему о том, что он не родился на этой варварской планете. Но, нет. Майк по своему интеллектуальному развитию находится в самом низу пищевой цепи, уступая даже животным (те хотя бы полагаются на свои инстинкты самосохранения). А его философия не стоит выеденного яйца.

Если же отбросить все идейные соображения, то роман действительно неплох. Он наполнен действием, персонажи постоянно попадают в какие-то передряги и Язону приходится из них выпутываться. Персонажи получились плоскими, но на фоне не прекращающихся приключений этому не придаёшь такого значения, пока не начинаются диалоги о этике. Я могу порекомендовать роман тем, кому нужна лёгкая приключенческая фантастика на один вечерок, которую можно прочесть и забыть. Но не буду рекомендовать его тем, кто ожидает увидеть продолжение или развитие идей «Неукротимой планеты». Увы, никакой связи тут нет.

Оценка: 5
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это вторая часть цикла «Мир Смерти». Многим читателям хотелось узнать о дальнейшей судьбе Язона динАльта, о судьбе планеты Пирр и ее обитателях. Наверное, многие остались разочарованы, так как автор перенес действие на другую планету и совсем с другими героями.

Изменилось многое: планета отсталая и слаборазвитая, отсутствие каких-либо институтов власти, процветает рабство и рабовладельческий строй. Конечно, наш обаятельный герой должен здесь все изменить. Помимо самого Язона, в этом романе будет еще один колоритный персонаж. Это его личный враг, имеющий четкое представление о Добре и Зле, и как раз Язон относится к категории чистого Зла, которое необходимо уничтожить любым способом.

Не знаю, может мне не понравилось слишком уж доброе отношение Язона к человеку, который украл тебя обманом из родного дома, делает все возможное для твоего физического уничтожения, на каждом шагу предает и подставляет. Выглядит это довольно глупо, тем более особым гуманизмом ни до этого, ни в настоящем времени, он как-то не страдал.

«Специалист по этике» — классика приключенческой фантастики и первые попытки написать историю по изменению целого мира путем совершения технологической революции. Можно в чем-то с автором согласиться, в чем-то нет, но трудно отказать ему в логике происходящего.

Как это ни странно, на даже в такой ситуации, автор старается чем-то поделиться с читателями. Кому можно определять степень вины за совершенное? Принцип меньшего зла, которое неизбежно будет присутствовать при совершении любых действий, призванных изменить существующий миропорядок. Вообще, за маской беспринципного и безжалостного солдата удачи, скрывается вполне добропорядочный член общества, со своими представлениями о людях и их месте во вселенной. В чем-то Язон динАльт превосходит многих похожих на него героев, он нестандартно мыслит и не боится брать на себя ответственность за судьбы тысяч людей.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

“Специалист по этике” Гарри Гаррисона – это и сюжетное, и идейное продолжение его прошлой книги цикла “Мир смерти” “Неукротимая планета”. Только если в первом случае рассматривался и осуждался односторонний подход к решению проблем с межчеловеческой конфронтацией, и конфронтацией с землей, на которой человек обитает. То здесь уже рассматривается проблематика заскорузлого мышления, основанного на ретроградской позиции человека, занятого управлением быта общества.

В данном романе автор не смотрит на конфликт как на имманентный сам по себе предмет, к которому просто надо уметь найти наиболее рациональный и цивилизованный подход. Здесь конфликт рассматривается как присущая людскому существу стагнация. То есть конфликт формируется на почве собственной недальновидности и откровенной глупости человека. Внутренний конфликт цивилизации с самой собой. Этот конфликт взращен на ранее упомянутой заскорузлости мышления. Заскорузлости мышления, основанной на почве удобоваримой жизни предков. Вместе с этим раскрывается и вторая сторона данной проблематики. Только уже не физическая бытовая. А духовная теологическая. То есть Гарри Гаррисон задевает стагнацию самосознания и сознания мира вокруг и на почве личных религиозных предрассудков. За них в данном романе отвечает персонаж Майк, и он – лучшее отображение понятия ненужной “святости” в пределах постоянно меняющейся морали, которая присуща времени, в котором она имеет место быть, и только ему.

Между Майком и Язоном, что становится понятно читателю с первых глав книги, проскальзывают сложные разговорные темы, которые плотно заседают в мозгу глубиной своего познания и собственной не законченностью. Книга в этом плане буквально наполнена прекрасными философскими отступлениями, на которых автор даёт себе волю поразмышлять о стезе самосознания человека в пределах движимой морали, и в пределах представляющейся ему недвижимой морали. Вместе с тем Гаррисон умело размышляет о том, насколько праведны течения общественного развития в рамках такового “кольца Мебиуса” – когда прогресс имеет лишь сегментальный характер и не вытекает за пределы границ собою вырванного сегмента, таким образом, не давая движения иным направлениям. Гарри Гаррисон рассматривает прогресс как синергию общечеловеческого развития в рамках личностного сознания (антагонист этой темы Майк) и технократического изучения самого себя (антагонисты этой темы – вожди враждующих племён). И почему после этого темы не закончены? Все просто: сам автор не способен дать конечный ответ. Он лишь дат пространство для рассуждения и некоторую информацию для личной работы с ней. Это заставляет размышлять, думать. И все это в рамках крайне динамичного повествования, в рамках которого все равно умело раскрыты обсуждаемые темы. Это удивительно и вместе с тем лишний раз показывает профессионализм.

“Специалист по этике” – отличная книга. Даже, как по мне, лучше прежней. Немного раздосадовало то, что конечный итог прошлого романа толком не был обрисован, почему возникло впечатление, будто никакой ценности “Неукротимая планета” не представляет. Однако это не совсем так и финал “Специалиста по этике” это ярко объясняет, проводя таковой тематический мостик к третьей книге. Которая уже является финальным аккордом всей неоднозначной по обсуждаемым темам работы Гарри Гаррисона.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Простенький незатейливый прямолинейный роман без глубокой психологии. При всей эрудиции Язон частенько поступает как наивный мальчишка. Почему-то, попав в аварию на неизвестной планете, он не переживает, не думает о том, что на Пирре его могут хватиться, а тотчас же принимает правила игры, как какой-то дурачок-адаптант. Мне такое не близко. Слишком поверхностно и ПОЗИТИВНО.

Его гениальность и стремительность в изобретении едва ли не всего каталога «Эльдорадо» — совсем неправдоподобно.

Диалоги Язона с Майком обещали быть интересными, вот только второй подкачал своей гипертрофированностью, отчего их общение, призванное показать диаметральность позиций, напоминали перебранку старой супружеской пары.

Уровень лояльности, непоколебимости, адаптированности и надежды ГГ зашкаливает.

При всей своей динамике, при всей концентрированной движухе — очень и очень скучно.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная книга, перечитана раз пять, наверное.

Очень тонкий юмор, многие фразы вспоминаются и сейчас — «верущие крутили ручку прибора, раздавая хвалу «Слава Хертругу, Слава!» и одновременно отправляя сигналы «СОС» в космос», «Прибор испытали на пленном и он с готовностью расскзаал все то, о чем даже не подозревал». Интересный квест-прохождения Язоном пути из пленных в визири планетарного деспота. Бонусом идет изобретательство и починительство приборов в стиле инженера Сайруса Смита из «Таинственного острова» Верна. Персонаж моралиста прописан шедеврально — его хотелось задушить собственными руками, не знаю, как Язон протащился с ним через всю книгу.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротный такой приключенческий роман – в меру утрированный, со всеми штампами жанра (особенно умиляет ожидаемое наличие женщины-рабыни, за жизнь которой герой, как водится, чувствует себя в ответе, даже вон войну из-за неё можно развязать!), но при этом легко и с удовольствием читающийся.

К тому же роман не лишён определённого смысла незамысловато показанного в противостоянии главного героя с этим «специалистом по этике» напичканным лозунгами и картонными принципами, но настолько ограниченным, что любое его следование книжным буквам морали приводят к большим проблемам. Естественно, что в таких условиях Язон ДинАльт со своей видимой грубостью и беспринципностью (а на самом деле это приспособление к условиям жизни на варварской планете) выглядит большим моралистом – ведь поначалу он спасает не только свою шкуру, но и шкуру антагониста (пытавшегося его убить, на минуточку), а потом и привести планету к определённой цивилизованности, пусть и с некоторыми жертвами. Вот она, разница между лозунгами, красивыми и правыми, но пустыми, и может быть неприглядными, но делами на благо людей. Кстати, наверняка, каждый встречал подобных «моралистов», раздражающих своей ограниченностью и бесчувственностью. Только вот здешний, по-моему, ещё деликатен – как он, например, признал мнение Язона в начале, на корабле; от настоящих живых «моралистов» я такого никогда не слышал…

Да и мир – яркое представление того, во что превратилась бы цивилизация, в которой достижения техники были бы секретами отдельных кланов, да ещё и потерялись бы основные знания о производстве (куцые знания переросли в разряд религиозных таинств) – всё это было очень здорово, хоть и напомнило один рассказ Пола Андерсона из цикла «Патруль времени», в котором показан мир победившего Карфагена. Впрочем, подобное рабовладельческое дно (сама его система) с «вечным» Чакой показалось оригинальной. Да и ценность знаний тут показана в полной мере, ведь выжить и добиться успеха нашему герою – атлету, игроку и авантюристу – помогли не только мускулы и ловкость, но, в большей степени, ум и знания. Причём знания эти были не выше школьного курса – а это прекрасный образец для читателя-подростка. И это тоже очень здорово!

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Успешно разрубив гордиев узел противоречий человека и природы на планете Пирр, космический авантюрист Язон динАльт готов к дальнейшим миротворческим миссиям. Второй роман из цикла «Мир Смерти» посвящен приключениям главного героя на неизвестной планете, общество которой погрязло в пучине дикости, рабовладения и религиозных предрассудков.

В отличие от первого романа цикла «Специалист по этике» не так динамичен, в нем меньше зрелищных спецэффектов, масштабных поединков, а ужасные монстры и вовсе отсутствуют. Надежды на повторную встречу с доблестными пиррянами не оправдались, кроме короткого вступления на Пирре и самой концовки романа Язону придется самостоятельно выпутываться из неприятностей, в которые его втянул донкихотствующий моралист Майк Сэймон.

Основной конфликт произведения строится вокруг философского противостояния Майка и Язона — первый является приверженцем Истины, возведенной в абсолют, истины общей для всего человечества, и ей он посвятил свою жизнь, второй же не привык витать в облаках и считает, что у каждого людского сообщества может быть своя правда, этические ценности относительны и переменчивы. На протяжении всего сюжета Язон с неутомимым упорством доказывает Майку правоту своего мировоззрения на практике, кто выйдет победителем из этой дуэли мы узнаем прочитав роман.

Приключения Язона и Майка происходят на неизвестной планете, не такой враждебной как Пирр, но тем не менее не слишком гостеприимной. Пейзажи и аборигены, а также их технические достижения и социальное устройство этого мира напоминают вселенную фильма «Кин-дза-дза». Местное социальное устройство сложнее пиррянского, но тоже без особых наворотов. По берегам обширного океана странствуют группы рабов, каждая имеет своего хозяина, имя которого является своего рода наследственным титулом. Здесь Гаррисон вольно или невольно вступает в полемику с Дж. Оруэллом, показывая на примере, что один из основных лозунгов Партии, «свобода — это рабство», может быть реальным благом в определенных условиях, вопреки мнению, что свобода является наивысшей и непреходящей ценностью.

Аборигены добывают пропитание самым примитивным способом — охотой на мелких зверей и собирательством съедобных корнеплодов — креноджей. Раньше я думал, что это какой-то экзотический продукт, созданный фантазией автора, а оказалось это всего лишь корень хрена, только на эсперанто. Кстати, этими креноджами впоследствии предстоит «лакомиться» и другому известному персонажу Гаррисона, Скользкому Джиму диГризу на планете Чистилище в романе «Стальная крыса отправляется в ад».

Чуть выше по степени развития, чем кочевые рабовладельцы, находятся обитатели поселения Путлико, местные ресурсники-дзертаноджи, специализирующиеся на добыче и переработке нефти. Они ведут торговлю с обитателями города Аппсала — этот город поделен на сферы влияния отдельных полуфеодальных кланов, обитающих в укрепленных замках — нам предстоит встреча с Перссонами, монополизировавшими электричество и телеграф, Мастрегулами, местными химиками, и Трозеллингами, занимающимися производством местного наземного транспорта — кароджей. Эти кланы находятся в непрекращающемся противостоянии, но вынуждены сотрудничать в целях взаимовыгодного обмена результатами производства своих монополий.

Ярких и запоминающихся второстепенных персонажей в романе нет, за исключением разве что антагониста главного героя Майка Сэймона, аборигены примитивны, алчны и склонны к предательству, их внешность и характер подаются в двух словах и эти образы в памяти не задерживаются. По сравнению с первым романом Язон показался мне более склонным к насилию, возможно, по причине того, что на Пирре он играл роль «самого человечного человека», а на контрасте с Майком мы видим, что он готов жертвовать человеческими жизнями во имя общего прогресса.

В романе много описаний технологических процессов, поданных простым, понятным любому школьнику языком, но их обилие в какой-то момент заставляет сомневаться, что ты читаешь приключенческую фантастику, а не книжку из серии «популярная механика». Для взрослого человека все слишком просто, школьникам, наверно, будет познавательно, таким образом акцент на подростковую аудиторию здесь смотрится более явным, чем в первом романе.

В целом это довольно хороший приключенческий роман, здесь меньше экшена, чем в первой части, зато больше философии, что может понравиться не всем, ведь произведения Гаррисона в первую очередь ценятся за ненавязчивый юмор и бурные приключения, а не за глубину идей и поиск смысла жизни. Очень не хватает здесь пиррян, местные аборигены симпатии не вызывают и паровоз сюжета вынужден тащить на себе в одиночку наш главный герой. С другой стороны похвальна попытка автора не писать продолжение под копирку, а пробовать новые идеи, экспериментировать с темпом повествования и смысловой нагрузкой. Как итог, это не уровень шедевра, но хорошее и качественное произведение, которое может понравиться не только поклонникам Гаррисона, но и прочим любителям приключенческой фантастики с толикой философского смысла.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Умно и мудро! В моем восприятии это не книга в жанре фантастики, это яркая сатира, облаченная в «одежку» фантастики для заманухи: «Интересно? Так думайте! Так часто есть и будет, если побеждают «голые» идеи, вместо прагматизма!» Ура прагматику Язону!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Было немного боязно за продолжение цикла. Мой опыт говорит о том, что чаще всего в циклах самые удачные романы — первые. А дальше все идет по наклонной вниз. С этим же циклом все пошло даже, наверное, немного в гору, т.к. на новой планете, на которую попал Язон динАльт, живут интересные кланы/племена с рабовладельческим строем и продвинутой наукой. Причем у каждого племени продвигается один вид науки — кто-то освоил химию, кто-то механику, кто-то кораблестроение и т.д. Язона и его очень доставучего похитителя, из-за которого ГГ цикла и покинул полюбившийся ему Пирр, бросает из одного племени в другое, поэтому приходится постоянно придумывать, как выжить в суровых условиях рабской жизни.

Очень понравилось — много разных интересных персонажей, много юмора, много динамики, поэтому роман читается очень быстро и с интересом.

Не очень понравилось — Язон умеет и знает все. И как починить водопроводный кран, и как сделать самогонный аппарат, и как починить автомобиль, и что можно смешивать с кислотой, и вообще все-все-все. Интересно, почему раньше динАльт был простым шулером?

Роман понравился может быть даже больше первого

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Г. Гаррисона читал две книги — «Неукратимая планета» и «Специалист по этике». Несмотря на то, что книги входят в один цикл, и идут друг за другом, между ними огромная пропасть в плане проработки героев, мира и качества подачи материала. Да и сложно назвать романом повесть не дотягивающую до 150 страниц печатного текста. В общем не понравилось:

1. Басню сократили

2. Сюжет высосан из мизинца левой ноги. Все хитросплетения не такие уж хитрые, повороты сюжета напомнили «Шестую колонну» Хайнлайна — слишком большое влияние случайностей и очевидной глупости персонажей.

3. ИМХО, не тянет даже на пародию на научную-фантастику.

4. Язон динАльт потерял 95% своей харизмы и множество других качеств по сравнению с первой книгой.

Что понравилось:

1. Легко читается

2. Юмор

Буду ли я читать «Конных варваров»? Возможно, но не скоро.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх