FantLab ru

Яна Вагнер «Вонгозеро»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Голосов:
283
Моя оценка:
-

подробнее

Вонгозеро

Роман, год; цикл «Вонгозеро»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Однажды вирус гриппа оказывается смертельным. Сначала закрывают на карантин крупные города, а потом весь мир оказывается во власти тяжелого заболевания. По зимним, заснеженным трассам нашей необъятной родины бегут, спасаясь не столько от болезни, сколько от охватившего весь мир хаоса, обычные люди, которые хотят выжить любой ценой и спасти своих близких и детей. В центре повествования молодая женщина, её страхи и переживания, ведь вместе с любимым мужем и сыном-подростком от первого брака, в одной компании оказываются и бывшая жена мужа с его родным сыном, пожилой папа, соседи, с которыми ничего общего, друзья мужа, которые так и не приняли её...

Входит в:

— цикл «Вонгозеро»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 325

Активный словарный запас: крайне низкий (2202 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 163 знака — на редкость выше среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Серебряная стрела, 2012 // Лучший дебют

номинант
Серебряная стрела, 2013 // Апокалипсис века

Похожие произведения:

 

 


Вонгозеро
2011 г.
Вонгозеро. Эпидемия
2019 г.
Вонгозеро
2020 г.
Вонгозеро
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Vongozero
2014 г.
(французский)
Pandemia
2015 г.
(польский)
Vongozero
2016 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как написать роман «Вонгозеро»?

- Перепишите своими словами роман «Дорога» Кормака Маккарти

Но тогда наш роман не будут читать домохозяйки, которые составляют львиную долю читающих во всех странах.

- Тогда надо добавить в повествование глупую женщину, которая на протяжении всего романа будет утомлять читателей своей ревность к бывшей жене своего избранника. Пусть не относится к теме, зато объем увеличим.

Нет интриги в отношениях.

- Добавим также эту бывшую жену, которая действительно окажется стервой и будет всячески препятствовать отношениям нашей божеской главной героини и ее мужа.

Но тогда этот роман не будут читать мужчины!

- Аааа, это запросто! Украсим текст разнообразными мелочами на автомобильную тематику и безмерной любовью главной героини к ее железному другу.

Вероятно, примерно такой диалог вела сама с собой госпожа Яна Вагнер при создании своего дебютного детища. Т.к. вещей, не относящих к теме романа, действительно чрезвычайно много. Хотелось написать треш, но так чтоб не совсем треш, и чтоб покупался хорошо, и чтоб детки читали. В общем, ни рыба ни мясо — совершенно посредственный роман, больше относящийся к разряду «женского чтива» с налетом постапокаллипсиса.

И, о боги, что за стиль! Госпожа Вагнер пишет на своем родном языке для своих же соотечественников. Так зачем же так усложнять работу читателям? Зачем эти неимоверно длинные и криво построенные фразы, в которых глаза так и спотыкаются, а иногда теряют смысл? Это простительно переводчику-дилетанту, который с безмерным энтузиазмом переводит своего любимого автора и пытается как можно точнее выразить то, что значит та или иная идиома: с помощью множества оговорок и уточнений. Но зачем же так коверкать собственное детище на родном то языке? Это такой барьер: кто осилит частокол из сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, тот поймет всю мудрость сего романа, а кто нет — тому, вроде как, не дано? Примеров этому в книге тысяча-другая, я даже не знаю какую фразу и выбрать... Откройте книгу на любой странице и просто ткните пальцем.

Но есть одна уловка, на которую я каждый раз попадаюсь (хотя и всегда себя корю за это): описание человеческой жестокости, низости, несправедливости. Только эти моменты и позволили мне почти безболезненно дочитать сей опус.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Классический благовоспитанный интеллигент, который просит немного еды, чтобы просто умереть достойно; то, как главные герои поступили с человеком на снегоочистителе, который отнесся к ним в эти чудовищные времена на удивление хорошо....
В такие моменты лично мое сердце обливается слезами и я отчетливо понимаю, что мне в таком мире не выжить: я буду отдавать все, что имею, другим менее удачливым людям, помогать всем, чем смогу, даже если в будущем для меня это — верная гибель. Надо искать себе компанию более разумных и жестоких людей для выживания в такое время =)

Оценка: 4
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И тогда, закрыв наконец эту книгу, я облегчённо вздохнул и подумал — как хорошо, что я наконец продрался сквозь все эти диковинные громоздкие предложения а-ля Донна Таррррррт, сквозь все эти местами рельефные, а местами перемешавшиеся между собой, бессвязные образы, через помесь бродилки на фоне романа-катастрофы, перемешанной с потоком женского сознания, через попытку натянуть обстоятельства такого романа-катастрофы на российские реалии, через кучу мелких и не всегда нужных подробностей, наподобие рекламного щита на выезде из города с надписью «Удачи!», сделанной... а как, кстати, сделанной, да кто там, Б-же, будет делать такие надписи на щитах, на через все эти леса и буреломы, местами встречая вещи, мало правдоподобные — как, например, старика, ночью, в одиночестве, пускающего к себе двенадцать незнакомых, чужих ему человек, а местами выглядящие вполне ничего себе, охота за лекарством и доктором, но иногда и снова рояли в кустах, как вовремя встретившийся грузовик с соляркой, почему-то пустой, я закурил, но ведь я не курю, поэтому мне пришлось с удивлением обнаружить у себя в руках чашку кофе, о тепло которого ещё можно было согреться в мире этой зимней, холодной, неприютной книги — ту самую чашку, мою, которую я с такой цепкостью заметил на развалистом складе старъёвщины, на выцветшем ковре, заваленном хламом — так вот, обхватил я чашку кофе ладонями, и задумался, а что же дальше, и тогда в моём воображении нарисовался почему-то тёмный силуэт человека с ружьём на фоне белого снега, но вместо того, чтобы выстрелить. он наклонился к моему уху и вкрадчиво прошептал, а хочешь продолжения, детка, и я вспомнил, как на одном из тренингов некая барышня умудрилась ответить цитатой из Джойса, и да, она сказала да, она хочет, да, но, я, про, себя, подумал, нет, пожалуй, я, этого, не, хочу, я твёрдо сказал себе, нет, пожалуй, не хочу, хватит.

Оценка: 2
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина произведения прекрасна.

Зримое, пробивающее ощущение надвигающейся катастрофы. Достоверные детали, отлично прописанные образы, все одиннадцать героев, включая детей, тщательно прорисованы. Отличный образ главной героини, она очень живая, ей сопереживаешь, на мир смотришь её глазами и соглашаешься — да, так оно и могло бы быть. Замечательная сюжетная находка — свести вместе двух жён основной боевой единицы — бывшую и настоящую. Напряжение нарастает, с каждой страницей, и к кульминационной точке ощущение обрушившейся на героев опасности достигает максимума.

К сожалению, в кульминационной точке роман и «сломался». В той самой, где роялем из кустов (чуть ни в буквальном смысле) выплыл грузовик с горючкой — в том самом месте, где спасти героев могло лишь чудо, оно и произошло. Само по себе это не критично, если бы чудо было всего одно. Но они стали сыпаться будто из рога изобилия — одно за другим. Грейдер на дороге в том самом месте, где надо — это чересчур. Цистерна с соляркой — ну бросьте. И если до появления грузовика достоверность держалась за счёт того, что я закрывал глаза на логические нестыковки, после чуда номер один они стали явными и попёрли из всех щелей.

В этом мире мародёры должны сидеть на дорогах — это попросту непременно и неминуемо. Жратва, топливо, одежда, техника должны иметь баснословную ценность, а человеческая жизнь — близкую к нулевой. Трое вояк с автоматами весь этот кортеж угрохали бы за пару минут, забрали бы пожитки, героев пустили в расход. И таких солдатиков на тысячекилометровой трассе должно быть не раз два и обчёлся, а до дури. У них выбора не было бы — либо мародёрствовать, либо помирать. Достаточно перегородить дорогу бревном, присыпать его снегом и засесть в придорожных кустах или укрыться за стволами деревьев.

Автор тщательно избегает боевых сцен, а те, что прописывает, проигрывают всему остальному тексту — и оттого, что нулевая динамика, и оттого, что действия героев недостоверны. Что ни стычка — наблюдаем ставших вдруг марионетками персонажей.

Вместе с этим падает и язык — развесистые, плохо читаемые фразы начинают заполнять до того стройный изящный текст. Рефлексия главной героини, в начале естественная и уместная, перетягивает на себя одеяло, довлеет над сюжетом, превращает триллер в женскую прозу. Не до конца — но существенно.

Дочитывал уже с трудом — наискось пробегая абзацы, где героиня упорно продолжает рефлексировать и истерить.

Ну и наконец последнее чудо — рояль в кустах под названием турбаза и три десятка её обитателей, не соблазнившихся техникой и прочими жизненными ценностями, которые сами приплыли в руки. Ни с того ни с сего пригревшие чужаков и позволившие им уйти вместе с добром, и это в мире, где цена жизни ноль.

В результате я не знаю, как оценить этот роман. За первую половину смело выставил бы высший балл. За вторую — разве что половину. Усредняю, округляю в бОльшую сторону.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, совершенно случайно (если случайности бывают) накануне коронавирусной истерии извлекается на свет божий это творение, и по нему снимается сериал. Сериалы не люблю, поэтому решил прочесть книгу. Отзыв можно было бы написать одним предложением — «ехали мы, ехали и наконец приехали». Тягостное, нудное повествование, состоящее из восьмиэтажных предложений, к концу которых забываешь, с чего же они начинались. Мир описан странно. Вроде бы современность, но не покидает ощущение средневековья. Медицина беспомощна, коммуникации почти отсутствуют, правительств нет. И да, зато есть эти ужасные безликие военные! Как же без них! Они берут города в оцепления, они же главные мародёры и безжалостные уничтожители огнём заражённых городков. В общем, как это принято в либеральной тусовке — все беды от них. По матчасти. Страшная инфекция косит всех подряд, герои боятся с кем-либо контактировать, но при этом спокойно забирают в машину доктора, вырвавшегося из окружения больных в активной стадии людей. На нём куча инфекции. По сути — после этого жеста все гг — трупы, но нет, зараза не берёт их. Ведь нам предстоит ещё прочесть треть книги))) В общем, не советую.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения не оставляет ощущение, что авторша так и не определилась до конца с жанром произведения. То, что роман писался серией постов, очень уж бросается в глаза. Во время длинного заснеженного пути к озеру атмосферный и гнетущий роман-катастрофа превращается чуть-ли не в гимн человеческой солидарности, абсолютно противоречащий окружающей действительности. Для себя книгу поделил на две части: неплохую — до и во время событий в дачном поселке около Череповца и абсурдную, в свете сложившейся ситуации — после.

Не знаю, стала ли прототипом главной героини сама писательница, но при ознакомлении с романом изредка приходила мысль — не является ли произведение чисто личным? Своеобразное посвящение любимому человеку — единственному, кто может разукрасить унылый пейзаж, наполненный социофобскими размышлениями и пессимизмом. Вот только, если постоянные невесёлые раздумья Ани можно простить, ведь роман все же писала женщина, то закрыть глаза на вторую половину книги, с полностью испарившимся напряжением, никак нельзя.

Очень похоже, что Яна Вагнер хотела обзавестись более широким кругом читателей. Безусловно, это у её получилось, но скорее всего произведение так и останется серым середняком, в жанровой нише литературы «конца света» так уж точно.

А как же все «хорошо» начиналось. Невидимая, но вполне осязаемая угроза, давящая неизвестность и серость за окном... Серость, в которую, к сожалению, превратился роман ближе к концовке.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман ни столько о выживании, конце цивилизации и прочее, сколько о конце привычной уютной, предсказуемой и обустроенной социальной жизни. Апокалипсис глазами женщины, которой пришлось бросить уютный дом, обеспеченную жизнь, и бежать в тайгу в компании недрузей и бывшей жены своего нынешнего мужа. Никто никому не нравится, никто ничего не умеет и не хочет. Все всего боятся. Все выходит из под контроля, в том числе и ее семейная жизнь, этим рассуждениям уделяется больше времени в романе, чем ужасу происходящему вокруг. Читать легко, интересно, хочется узнать, чем же все закончится. Но эта книжка все-таки про маленький личный апокалипсис.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нашел книгу после просмотра сериала «Эпидемия» — просто с целью побыстрей перейти ко второй части, чтобы получить ответ на вопрос «а что же там дальше?», ибо финал сериала оборвался на серьезном таком клифф-хэнгере. Это было ошибкой. Посему отзыв для тех, кто мотивирован к чтению тем же, что и я — сериалом.

Тексты книги и сценария сериала настолько различны во всем, что уже через 20-25% мозг отказался визуализировать героев книги образами актеров из «Эпидемии». Они уступили место каким-то другим людям с замыленными лицами, имена которых, в общем-то, не имели никакого особого значения. Людей этих можно менять местами как-угодно — именно так их видит героиня, от имени которой написан текст. Книга неинтересна, сюжет вяленький, да и рассмотреть его сквозь поток сознания «автора» достаточно нелегко.

До середины я пробежал по инерции, ожидая драйва, подобного сериальному. Далее ощутил, что драйва не будет, но решил добить побыстрее, чтобы перейти ко второй части. Параллельно решил использовать шанс лучше понять «женскую психологию» (почитал несколько отрывков коллегам на работе — девушки сказали, что подобные мысли «имеют место быть иногда» — и мне стало интересно). Но, к сожалению, состояние пациента (повествователя, то бишь), начало стремительно ухудшаться. Кроме ставшей уже привычной ненависти почти ко всем гуманоидам вокруг, а в особенности к коллегам по путешествию, она все чаще отправлялась в затяжные походы бредогенерации по поводу и без. И вот когда я решился бросить все это, оставить тетю наедине в созданном ею в своей голове аду, книга закончилась...

В общем, рад, что дочитал, продолжение теперь ни-ни, дождусь лучше второго сезона :) Роман-катастрофа в полном смысле этого слова.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть у меня такой грешок — люблю постап про всякие эпидемии и зомби. Но сколько ни читала книг в этом жанре, написаны они откровенно плохо. Я уже и смирилась — ну, низкий жанр, что с него взять. И тут — о чудо! Первая книга, написанная действительно хорошо, с живыми героями, яркими деталями. Решила взглянуть одним глазком, а в результате не могла оторваться, пока не дочитала.

Сюжет незатейлив — в разгар эпидемии группа знакомых, но в общем-то чужих друг другу людей бежит от нее в глушь, в карельские леса, подальше от больших городов, чтобы там выжить. По пути им встречаются разные люди, хорошие и совсем наоборот, попутно они выясняют отношения между собой и учатся жить в новых условиях.

Практически тот же сюжет можно встретить, к примеру, у Круза, но если там картонные герои и Ваню от Мани не отличить, то тут у всех свои тараканы, а окружающая действительность описана настолько ярко, что мурашки по коже.

Ложка дегтя. Раздражала героиня, местами сильно. Ее эгоизм, беспомощность, какая-то прилипчивая привязанность к мужу. Ну, в конце концов, в 21 веке живем, сколько можно писать о прынцессах, которых нужно спасти, сами не выживут? Тем более, в таком жанре хотелось бы более сильную и разумную героиню. Как первая жена ее мужа, например :)

Да, и книга категорически не рекомендуется любителям боевиков, неспособным воспринимать предложения длиннее пяти слов. А я бегу читать продолжение.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

редкий талант у этой женщины — никому не нравиться

Отечественные авторы для меня, как дверь с сюрпризом, — никогда не знаешь чего ожидать. Яна Вагнер — громкое, на сегодняшний день, имя. Ее книги активно продвигают, хотя я возлагаю большие надежды на «Кто не спрятался», но вот книга, открывшая двери автору — «Вонгозеро», отношения не сложились.

Вот знаете, у меня так всегда, — если с первых же страниц текст никак не идет, то дальше лучше не будет. Бывают конечно же редкие исключения, но они очень редки и в случае с Вагнер такого не произошло. Главная героиня начала бесить с первых же строк и чем дальше продвигалась, тем больше она вымораживала.

Вообще, постапокалиптический жанр литературы —вообще не мое. Мои редкие попытки почитать что-нибудь из данной серии, практически не увенчались успехом. Единственная книга, которая хоть какое-то впечатление оставила после себя — «Дорога» Кормак Маккарти. Яна Вагнер же пошла по классическому пути, но тут и не думаю, что могло бы быть иначе.

Что же мне не понравилось так, что я поставила столь низкую оценку? Все. Герои отвратительные. Сюжет не предвзятый. Главную героиню, от лица которой мы следим за происходящим, — так и хотелось пришмякнуть лопатой. Желание читать дальше после первых же страниц — не возникло. Лишь из-за того, что книгу нужно было прочитать по играм — как-то , с горем пополам, я дошла до конца.

Не мое. Восторга не испытала. С творчеством Вагнер не прощаюсь, так как попробую прочитать другую книгу, которая куда ближе к моему вкусу,нежели «Вонгозеро».

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, эта книга родилась в Живом журнале. Из постов, постепенно собравшихся вместе. Говорят, это просто случай, что ее опубликовали. Еще говорят, что все так в книге вторично, что эпидемии эти, кордоны вокруг городов, карантины, эвакуация и беспредел на дорогах – все это уже описано сто и тысячу раз. Но хоть кто-то пытался описать приход огромного и тяжелого конца с женской точки зрения? Ведь всегда у нас мужик герой с кучей оружия и припасов и сам спасается, и кучу народа спасает, и становится основателем чуть ли не династии, потому что герой и спаситель и вообще… А тут – весь этот ужас, весь этот кошмар глазами женщины. Тридцать шесть лет. Сыну шестнадцать. Свой дом под Звенигородом, в котором прожила с мужем всего три года. Мама в Москве. Не добраться до нее из-за кордонов и карантинов… Но надо все бросать и бежать скорее, потому что скоро поднимется волна и накроет всех. И будет большой исход из Москвы, разорение и гибель окрестностей.

Бросить все. Всех бояться – потому что зараза, эпидемия, и потому что бандиты и убийцы и мародеры. Бояться за сына, за мужа. Чувствовать неприязнь и чуть ли не ненависть к тем, кто прибился и стал одной компанией. Ехать и ехать по морозу из тепла и цивилизации в страшную северную заброшенную тесную голодную жизнь…

Как там все будет? Да тут хоть бы доехать! А все вокруг такое страшное.

Хорошо. Мне понравилось.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зимний роман-катастрофа, в котором люди заболевают смертельным гриппом и пачками умирают, а редкие выжившие вынуждены бежать из мертвых городов и конкурировать за ресурсы. Угроза замерзнуть так же сильна, как и вероятность погибнуть от рук мародеров, а главные герои — несколько семей обычных людей, для которых вопросы спасения осложняются трениями внутри семьи (муж главной героини спасает сына от другого брака и бывшую жену). Вагнер — хороший психолог, а выбор женщины-матери главной героиней вносит в постапокал какие-то очень неожиданные нотки. Ей удалось избежать бессмысленных истерик, которые являются ключевой визитной карточкой русских сериалов, но при этом дополнительный пласт жути — это неуверенность в том, что тебя не выбросят на мороз ради «другой жены», с которой нужно теперь делиться хлебом и теплом.

У Вагнер прозрачный, как студеный зимний воздух, язык, минималистичный, но емкий. Покупка прав на экранизацию книги, а также готовое продолжение «Живые люди» говорит, что она знает, что делает.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я считаю, что эта книга очень реалистичный вариант постапокалиптики, без всяких там зомби, мутантов, глобального потепления, упавших метеоритов и прочей лабуды. Все происходящее вполне естественно, поведение героев совершенно стандартно, да и сами люди в центре сюжета абсолютно обычные без каких-то необычных вывертов в характере. Разве может, например, вести себя как-то иначе немолодой одинокий районный доктор, который живет своей профессией, как не жалеть всех вокруг и верить в лучшее качества людей, даже когда они на твоих глазах убивают твоего товарища, при этом еще находить действиям этих людей оправдания и корить себя. И совершенно понятна реакция спасших его героев на такое его поведение — раздражение, т.к. это худший вариант проявления гиперответственности, граничащий с напрасной жертвенностью, наивностью и ставящий под угрозу жизнь не только самого доктора, но и людей рядом.

Сама причина произошедшей катастрофы тоже не вызывает удивления — новый видоизмененный вирус гриппа. Мы настолько свыклись с тем, что в связи с гриппом каждую зиму на несколько недель объявляют карантин в садиках и в школах, что случись подобное как в книге, мы бы были также не готовы к чему-то более худшему чем очередные сопли, кашель и жар у ребенка и у нас самих. А когда почуяли бы неладное, то если бы были возможности, то похватали бы все что видим и отправились бы «на деревню к дедушке», особенно если эта деревня подальше от больших городов. И также ехали бы и ехали и боялись всего и всех вокруг, не веря никому и не во что и тем самым неся угрозу другим.

Вся история подана глазами женщины, но это не значит, что в ней есть нескончаемые слезы, заламывание локтей и закусывание губ, женская самоотверженность и мужская безответственность. Нет. Я сама за это не люблю, так называемую женскую прозу, поэтому редко читаю женщин-авторов. Тут этого нет, вернее есть, но в небольшой дозе, скорее в книге больше присутствует некоторая сухость и даже черствость.

Из минусов отмечу, как уже неоднократно говорили, это присутствие огромного количества роялей. Даже сама героиня в конце пути рассуждает, что ей никогда ничего не давалось без какой-либо жертвы и странно, что они все живы и она чувствует, что кто-то все равно наверняка погибнет. Однако по воле автора этого таки и не происходит.

После прочтения у меня осталось ощущение тревоги, незавершенности и неприятия отдельных героев, которого кстати не было в процессе чтения. Состояние схожее с ревностью, в тех случаях, когда точно не знаешь, но ощущаешь, что что-то не так. Поэтому, чтобы от него избавиться, буду читать вторую книгу.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго маялся над выбором – читать данный роман, не читать, но какой-то мазохистский интерес все таки подвиг к ознакомлению с произведением и женским взглядом на тему «остаться в живых», ах да, еще и обложка понравилась =).

Как оказалось не зря я сомневался, слишком много претензий осталось после прочтения книги:

- малореалистичный, на мой взгляд, вариант развития событий при эпидемиалогической катастрофе

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
( Как будто при гибели Москвы вся страна провалится в бездну хаоса)
;

- встреченные героями на своем пути люди описаны нелепыми и не разумными

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Например: при грабеже коттеджа люди тащат плазму и шубу оставляя шкатулку с драгоценностями. Где логика? Золотишко и камешки всегда в цене, даже в блокадном Ленинграде на хлебушек менялись. Или вот еще: бандиты на дороге убегают от пацана с ружьем, при этом имея возможность просто приставить нож к горлу мамаши)
;

- множество «роялей», которые позволяют героям не только не погибнуть, но и выглядеть «белыми и пушистыми»;

- герои постоянно курят (зачем уделять этому столько внимания в книге).

Сюжет тоже не оправдал ожиданий. Завязка была интересной:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
довольно многочисленная группа людей, включая детей, бежит от эпидемии в глухие места намереваясь поселится в маленьком двухкомнатном домике на озере. В группе и так непростые отношения между людьми, а им предстоит жить на очень ограниченной жилой площади, волей неволей, мешая друг другу. К сожалению, в течение всего повествования герои просто едут к этому домику. Конечно, на пути они попадают в различные ситуации, но все как-то скучновато
. Произведение просто растянули, наполнив водой.

Книгу более-менее вытягивает описание взаимоотношений между членами группы, обиды, интриги и т.д., но мне показалось всего этого недостаточно, не хватило остроты, давления, нерва.

Язык повествования нареканий не вызвал, интересен стиль автора использовать длиннющие предложения.

В итоге представителям мужского пола читать не советую.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Вонгозеро» – первая книга одноименного цикла. По жанру её можно отнести к постапокалипсису и «Road Story».

В мире бушует эпидемия смертельного вируса гриппа, и человечество стремительно вымирает. В центре истории не гибель цивилизации, а судьба горстки простых людей. В первую очередь роман привлёк, конечно же, именно тематикой эпидемии, ведь сейчас во всём мире тысячи людей погибают от опасного вируса. Думаю, многие писатели пофантазировали на тему «А что может быть дальше?». В большинстве случаев ситуация неутешительная. Власти в романе ведут себя неразумно, а порой и с бессмысленной жестокостью. Люди быстро сбрасывают налёт цивилизованности и превращаются в жестоких зверей, убивающих и грабящих ради выживания. Это еще раз доказывает, что многих людей от преступления удерживает лишь угроза наказания. В полном хаосе же правит беззакония. Даже изначально хорошие, добрые, милые люди готовы пойти на ужасные поступки ради выживания близких.

Всё это хорошо описано на примере главных героев. Повествование ведется от лица главной героини – Анны. У неё есть муж Сергей и 16-летний сын Михаил. Однажды ночью к Ане с Сергеем приходит его отец Борис Андреевич и призывает срочно бежать из города. К тому моменту Москва закрыта, и все въезды блокированы военными. Герои живут в коттеджном поселке рядом с Москвой, и когда рухнут кордоны, толпы зараженных быстро доберутся до ближайших населённых пунктов. Начинаются поспешные сборы и к компании присоединяются соседи – олигарх Лёня со своей женой Мариной и маленькой дочкой Дашей. В Москве у Сергея остался сын от первого брака Антон и бывшая жена Ира. Уехать без них он не может, поэтому совершает отчаянный рывок в город. Сергей несмотря на все опасности сумел вывести Иру и Антона из обреченной Москвы, так как по сути большая часть военных уже разбежалась. План спасения довольно прост: нужно добраться до местечка Вонгозеро в Карелии, где на много километров вокруг нет людей, зато есть небольшой охотничий домик на острове.

Большая часть книги посвящена именно дороге к пункту назначения. Сам путь описан очень увлекательно. Глазами Анны мы можем видеть, что же творится в стране. Увиденное очень реалистично, в него веришь, и от этого становится жутко. Всё это и правда происходило бы подобным образом. События, происходящие в пути, постепенно меняют героев, делая их осторожными, а порой и жестокими. В мире, поражённом эпидемией, никому нельзя доверять, а каждый встречный может убить, ограбить или заразить.

Большое внимание уделено психологии персонажей. Главный конфликт происходит между жёнами Сергея – Аней и Ирой. Нет, громких скандалов мы не увидим, но напряжение ощущается очень остро. В редких же открытых противостояниях робкая Аня явно проигрывает властной и решительной Ире. Плюсом к этому бывшая жена постоянно добивается внимания Сергея через общего ребенка. Возможен ли мир и дружба между ними? Маловероятно. Ещё есть конфликт Сергея с отцом из-за алкоголизма Бориса Андреевича, который когда-то разрушил их семью. Интересно было читать, как исконно городские и мирные люди будут выживать в новом жестоком мире. На мой взгляд, это и есть основная изюминка романа – мы видим гибель мира не глазами спецназовца в отставке, бравого выживальщика или просто сурового брутального мужика, а глазами простой домашней женщины Ани, которую жизнь явно не готовила к таким поворотам. Однако, когда на кону жизнь, и робкая женщина способна на многое.

Стоит сказать, что не все встреченные на пути люди были плохими, хотя на первых порах именно этого и ждёшь. Лично мне понравился сюжетный ход с трактористом Михалычем, который запросто приютил и накормил совершенно незнакомых людей. Не менее примечателен доктор Павел Сергеевич, готовый рисковать собственной жизнью. Он стремится к своим пациентам в родном городе, зная, что ничем не может им помочь. Замечательных персонажей было довольно много, а их взаимоотношения хорошо проработаны.

После прочтения я посмотрел экранизацию. Сразу скажу, с первоисточником общего не особо много. Стремясь сделать кино для всех, создатели переборщили с экшеном, растеряв всю ту тонкую психологию и атмосферу безысходности, которые меня и зацепили в романе.

Итог: Отличная книга на злободневную тему. Читать её непросто из-за давящий и гнетущей атмосферы. Однако, если вас это не пугает, прочитать её явно стоит. Лично я получил много удовольствия, сумев проникнуться романом.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оскотинились

***

«Вонгозеро» — очень любопытный роман, по которому снят первый сезон «Эпидемии» — сериала, который нашумел не только в РФ, но и на западе. Его отметил даже Стивен Кинг, похвала которого – отличный бонус. Сам роман брал начало в постах ЖЖ, за что многие критикуют роман (действительно, можно было бы переделать и сделать текст более гладким – хорошая критика, но уместная ли?). В итоге за 10 лет роман имеет целых 4 издания, что довольно-таки хорошо. Правда 3 из них – результат хайпа вокруг сериала. Но давайте о книге.

Роман поражает с первых страниц. Рваный стиль повествования (нет глав, нет пролога и эпилога, длинные абзацы текста в несколько страниц сменяются короткими частями текста в 3-4 строки) придает роману особую харизму. Он выглядит так, будто главная героиня Анна находила крохи времени, чтобы успеть записать то, что с ней происходит. Буквально сразу же понимаешь, что «Вонгозеро» — субьективная роуд стори глазами женщины, самой обычной женщины, которая не претендует на вселенское знание. Редко удается найти в фантастике что-то такое, чтобы протагонист не был практически богом. От этого в события книги веришь еще больше. Откуда возникла эпидемия (на самом деле пандемия) – неизвестно. Каковы точная симптомы, как протекает заболевание, почему кто-то выживает – неизвестно. Но всё это и неважно. Мы ведь читаем не роман Крайтона «Штамм Андромеда». Мы читаем евангелие от простой русской женщины. И это подкупает. Подобно тому, как критикуют Цормудяна и его «ВШНБ» за истеричность главгероев, так и здесь – роман выглядит слегка эмоциональным, герои не сдерживают эмоций. Ну, конечно, это же вам не холенный Марвел.

Сюжет «Вонгозера» — это роуд-стори, герои отправляются в своеобразный квест – им нужно выжить, нужно найти место, где их не достанут. Они не думают о далеком будущем. У них есть проблема, которую нужно решить здесь и сейчас. В итоге роман абсолютно не буксует по сюжету, события сменяются очень быстро. Да, есть остановки, где герои пережидают ночь или затаиваются от врагов. Но куда без этого-то? Радует, что в романе нет как такового антагониста. Книга не сводится к противостоянию конкретным людям. Только к тем, кто чудом выжил и…оскотинился. Пожалуй, это и есть центральный посыл книги, взятый прямиком у Оруэлла из «Скотного двора». Люди, которые выжили во время эпидемии – почти все твари и уроды. Но даже среди них есть те, кто удивляет добротой. Павел, Михалыч. Даже люди у Вонгозера.

По части критики. Порой сложновато читать прямую речь, написанную сплошным блоком. Герои выглядят весьма шаблонными. Марина – типичная инстасамка, Лёня – олигарх, но вот зато ребенок у них – та еще беда. Миша – серое пятно, Борис – эдакий Сталлоне-старичок. Вот Ира, Анна и Сергей – уже интереснее. Андрей и Наташа присоединяются к группе примерно в середине романа, но так и остаются неопознанными. Павел – светлое пятно. Наивняк, но такой нужный для сложных здешних красок.

Заключение: «Вонгозеро» — роман с открытым финалом. Это глоток свежего воздуха в серой и беспросветной массе романов-постапокалипсисов (хотя тут еще и роман-катастрофа). Здесь хватает психологизма, при этом сюжет движется быстро и красочно. Читается книга легко, интерес не пропадает. Такой роман определенно не затеряется еще пару десятков лет.

10 субъективных эпидемий из 10.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх