FantLab ru

Анджей Сапковский «Вопрос цены»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.67
Голосов:
4779
Моя оценка:
-

подробнее

Вопрос цены

Kwestia ceny

Рассказ, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 296
Аннотация:

Королева Цинтры Калантэ, по прозвищу Львица, пригласила ведьмака Геральта из Ривии, по прозвищу Белый Волк, на пир по случаю обручения принцессы Паветты. Начав разматывать тем самым громадный клубок Предназначения.

Примечание:

Публикация: Журнал Nowa Fantastyka, №9 (96), 1990. С.26-28, 45-52, 57.


Входит в:

— цикл «Ведьмак Геральт»  >  сборник «Последнее желание», 1993 г.

— сборник «Wiedźmin», 1990 г.


Похожие произведения:

 

 


Ведьмак
1996 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2000 г.
Геральт
2004 г.
Геральт
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2007 г.
Последнее желание
2008 г.
Последнее желание
2011 г.
Геральт
2013 г.
Ведьмак. Последнее желание
2015 г.
Ведьмак. Последнее желание
2017 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2020 г.

Аудиокниги:

Последнее желание
2006 г.
Последнее желание
2007 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №13
2010 г.
Последнее желание
2018 г.
Последнее желание
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Wiedźmin
1990 г.
(польский)
Відьмак: Останнє бажання
2016 г.
(украинский)
Вядзьмар. Апошняе Жаданне
2019 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В четвёртом рассказе автор продолжил гнуть всё ту же линию. Взял базис из старых народных сказок и дополнил его своеобразной надстройкой. Сразу скажу, что настройка получилась достойная, благодаря чему, «бросить» Ведьмака возможности не представляется. Но всё-таки надстройка есть надстройка и отсутствие оригинального базиса вряд ли даёт автору право претендовать на гениальность. К стати, подобные выводы присущи и ему самому. Например, в предыдущем рассказе автор утверждает, что зло есть зло, вне зависимости от его масштаба.

Всё больше убеждаюсь, что классификация произведения как фэнтези ошибочна. Основную его часть составляет 100-процентная сказка. Это детям не нужно объяснять, как карета в полночь превращается в тыкву, а ёж в человека или как тот самый ёж, спасая короля, уже знал, что у того родилась или скоро родится дочь. Потом, сопоставив своей игольчатой головой сей факт со временем отбытия короля из дому, понял что тот не в курсе. И, как финальный выход на бис, хитрая формулировка цены спасения — «...отдашь то, о чём не знаешь...», круто, как для ежа, три в одном — и намерений своих не разгласил и источников не выдал и короля заинтриговал. Всю логику событий автор чётко перекрыл Предназначением, что согласитесь, для «взрослого» фэнтези маловато.

Другие ходы автора, а именно попытка королевы натравить гостей на ежа или перевод часов на час назад, оригинальностью не блещут тоже. А с переводом часов вообще прикол — как вам полуночный колокол, все такие спят, а тут полночный звон — бом, бом...

В очередной раз отмечу истинно средневековые фразы: «заклинание наэлектризовало воздух», «в воздухе конденсировалось что-то очень странное», очевидно в мире ведьмака определения «электричество» и «конденсат» появились раньше открытий самих физических явлений. Поверьте мне, я не выискиваю специально такие фразы, они сами бросаются в глаза, тем самым добавляя ложку дёгтя в средневековый антураж.

Касаемо основной мысли о цене каждого. Думаю, грамотный автор хоть немного вуалирует суть, чтобы читатель напряг свою бестолковку и сам пришёл к истине. Здесь же, Сапковский крупными буквами, точнее словами королевы, прописал:«...одним приказывают, других покупают. Ибо короли придерживаются старой и банальной истины: купить можно любого. Любого. Вопрос только в цене...». Всё разжёвано осталось только глотнуть.

И в завершение, все сомнения о сказочности произведения снимает традиционный happy end.

Несмотря на вышесказанное продолжаю чтение и всё надеюсь на лучшее...

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чем-то повторяет — отчасти — сюжет рассказа «Крупицы истины», кабы не одно но: тут пока еще В ЗАРОДЫШЕ упоминается, как нетрудно понять, Цири. Это, на правах пролога, и выручает довольно скучный разговорный рассказ с хорошими описаниями, но не нравящейся мне схемой: рассказывать об аспектах или условиях того или иного (заклинания, обещания) потоково, сиюсекундно, без предварительного информирования, и все это очень напоминает бога-из-машины. Этим приемчиком, кстати, любит пользоваться соотечественник Сапковского — Роберт Вегнер.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Королева Каланте приглашает Геральта в Цинтру на пир в честь обручения своей дочери Паветты. В разгар праздника появляется рыцарь Йож и предъявляет свои права на принцессу.

Ключевое произведение цикла о ведьмаке. Здесь мы впервые знакомимся с королевой Калантэ, друидом Мышовуром, а также узнаем про дитя-Неожиданность.

В рассказе нет действия, лихо закрученного сюжета, шикарно описанных сцен сражения, да и место действия ограничено тронным залом, но берет он персонажами и диалогами.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало главного конфликта всей эпопеи... Всё же испытываешь совсем разные эмоции, когда читаешь этот рассказ впервые, или когда перечитываешь его уже после прочтения всех книг автора и прохождения всех игр. Задуматься страшно, какие последствия повлечёт за собой скромная помощь Геральта в устроении личной жизни цинтрийской принцессы и безродного Йожика...

Сам по себе — прекрасный чисто разговорный, камерный рассказ. Диалоги и выяснение отношений показаны настолько хорошо, что единственной боевой сцене даже немного возмущаешься — сильно уж она ломает настроение и атмосферу. Прочих претензий нет и быть не может.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Квинтэссенция рассказов о Геральте, когда Сапковский еще не перешел к крупной форме, прекрасно реализуя концепцию романа в рассказах. Смесь просто прекрасная — экшен, философия, фольклор. Понимаешь, что Сапковский уже тогда знал, как выстраивать вообще весь цикл о ЦИри и Геральте.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не перестаю удивляться тому, как Сапковский распоряжается своими персонажами. Небольшой по объему рассказ, но в нем задействовано множество самых разных героев. Умение автора всего несколькими фразами подробно рассказывать про участников происходящих событий, добавляет каждой истории необходимой достоверности. При таком авторском подходе очень легко можно представить все происходящее.

В этом рассказе, автор приоткроет завесу над одной из главных загадок цикла — Предназначением. Когда-то Геральт и сам прошел через этот обряд. Поэтому он лучше других знает какую цену заплатит тот, кто захочет помешать выполнению Предназначения. В этом рассказе не будет кровопролитных схваток с монстрами, не будет и особых сражений между людьми, но в данном случае этого всего и не нужно, так как автор хотел показать Ведьмака с еще одной стороны и эта часть Геральта будет более человечной.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно построенный рассказ. Вроде бы действия как такового не много, почти все события происходят в одном месте, диалогов предостаточно, персонажей тоже не мало, но сколько во всем этом жизни! Пока на первом плане Геральт ведет беседу с Калантэ, Сапковский не забывает и других участников пира. То там, то здесь проскользнет какая-нибудь реплика претендентов на руку Паветты, то Кудкудах встрянет в повествование. Все мелочи и фразы заставляют поверить в реальность персонажей, очутиться вместе с Геральтом за столом, почувствовать, что вокруг живые люди. Однако, вся прелесть от рассказа истаяла бы не придай автор, помимо великолепно прописанных персонажей и диалогов, глубину и выразительность путем введения в повествование мотива Предназначения. Но что это такое? Фатум, предопределение, не дающее свободы или миссия, цель которой – направлять людей к своему призванию. Люблю, когда автор предлагает поразмышлять, а Сапковский к этому всячески располагает.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть всё-таки в польской фантастике-фентези какая-то особая душевность, лирика. Читается очень приятно. Довольно тонкий юмор. К тому-же талантливый перевод.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, пан Сапковский мудрый человек. Да нет, я уверен, что это так. Иначе, зачем бы ему наделять персонажей, даже второстепенных, умом, житейской мудростью, добрым острословием? Автор как бы отдаёт частичку своей мудрости таким, как, скажем, королева Калантэ: весьма колкий язык, ирония на грани сарказма, твёрдая решимость исполнения задуманного во что бы то ни стало – на грани угроз; а эта женская мягкость, даже некое застенчивость в концовке, когда она ответила на предложение о замужестве? – это королева, но это прежде всего женщина. Её жених, Эйст Турсеах, разве не умён и по-хорошему расчётлив, равно — дальновиден? Кудкудак весьма неплох, Мышевуру-друиду и вовсе положено быть мудрым по статусу.

Весь рассказ исполнен остроумием и мудростью, помноженные на честь Геральта. В ходе чтения сборника, я уже понял, что для него нет авторитетов. Что король Фольтест, что Фальвик, что войт, что королева Калантэ – со всеми он разговаривает на равных, безусловно, не забывая о почтении и уважении, но таки на равных. Ему невозможно приказать — его можно только попросить, в крайнем случае нанять, но не за любую работу он возьмётся, а лишь за ту, что не пойдёт в разрез с его кодексом чести. Это, несомненно, внушает уважение.

Что до сюжета, то он в рассказе оказался для меня не слишком интригующим, тем паче, что буквально накануне смотрел эту серию из польского сериала. (серия, впрочем, не понравилась… Паветта уж больно некрасиво там кричала). Но великолепный слог снова на своей высокой планке, описательная часть, диалоги – всё в норме, а это мне по вкусу.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительный рассказ! И сколько ни читай его, сколько ни перечитывай, а восхищение все не иссякает! Скорей даже крепнет и умножается!

Тем не менее, сначала история, показанная в этом рассказе, кажется не такой уж интересной и оригинальной, однако едва действие доходит до пира, оторваться от чтения уже невозможно. Каждый из гостей Калантэ ярок и колоритен, каждый у себя на уме, у каждого свои принципы и помыслы, и каждый, в конечном счете, должен сыграть свою роль в этом далеко не тривиальном конфликте. Но какой будет эта роль? На чьей стороне окажется каждый из них, и самое главное, чью сторону примет ведьмак?..

Читая «Вопрос цены», не раз и не два задумаешься о том, что такое мораль, нравственность, порядочность, честь, честь и совесть, о том, что не все в этой жизни зависит от одних только людей, и что нет ничего сильнее любви, сильнее Предназначения. А еще этот рассказ не просто отдельная история — он является эдаким предначалом всей великой саги о Геральте и Цири. Что хочется сказать, очень интригующе, очень. Очередной поклон пану Сапковскому.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала цикла пока наиболее понравившийся рассказ. А понравился именно тем, как достаточно долго держится интрига: сначала читаешь в ожидании разрешения вопроса — а зачем все таки ведьмак на балу? Потом затрагивает интрига рыцаря Ежа. Автор постоянно намекает нам на некую развязку, в самом воздухе чувствуется какая-то сила, друид постоянно обменивается взглядами с ведьмаком, принцесса ведет себя несколько странно, да и королева никак не может до конца раскрыть для чего конкретно ведьмака нужно было призывать именно на бал. Развязка правда несколько слабее нагнетенной перед тем интриги, но все равно рассказ не портит.

Еще понравилось, что в отличии от предыдущих историй, этот рассказ, хотя тоже зиждется на сказочном фольклоре, но выглядит достаточно самобытным, иногда даже заставляет забыть с каких сказок автор черпал идеи и поверить в новизну и реальность происходящего, так сказать окунает в антураж достаточно темного и грязного средневекового пира, с его интригами кознями и даже курицей которая по всеобщему мнению могла проникнуть в банкетную залу (согласитесь, что на современном балу такая мысль могла прийти в голову последней). В предыдущих рассказах также несколько смущали «девки», бегающие голыми с некоторыми намеками, или сразу прыгающие к ведьмаку в постель.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ. Но не более этого. Он не очень выделяется, среди ранее мной прочитанных о Ведьмаке. Главным достоинством рассказа — это безусловно персонажи. Автор изобразил их очень яркими. Особенно Калантэ. Так и видишь перед собой королеву-воительницу.. Ну и конечно Ведьмак и Мышовур. Последний мне понравился даже больше. Про юмор я вообще молчу. В остальном же, обычный хороший рассказ. Оценка 8.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Вопрос цены» — зачин истории Цириллы-Цири, истории о Предназначении.

Вновь автор перевоплощает сюжет знакомой сказки о проклятии, которое может снять только истинная любовь. Сюжет развивается динамично, держит в напряжении. Яркие персонажи во главе с Геральтом из Ривии. Хороший язык написания, читается легко.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Создав столь шедевральную вещь как «Меньшее зло» Сапковский столкнулся с необходимостью по новому рассказывать историю Ведьмака и справился с ней он хорошо, хотя и не безупречно.

Теперь Геральту предстоит оказаться в эпицентре политических игр, интриг и любовной истории. Большое внимание уделено второстепенным персонажам.Они получились живыми, индивидуальными и интересными. В наличии интрига, романтика, цинизм, батальные сцены — всё лучшее, что было в предыдущих произведениях. Однако пустить реку по новому руслу дело сложное и опасное. Беда «вопроса цены» не в новом пути, но прохождении его первым.

Отдавая должное тому сюжетной линии, определившей ход дальнейшего повествования, вынужден сказать. что это самый слабый из рассказов о Ведьмаке.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — точка отсчёта для дальнейших событий саги. Не знаю, умышленно ли Сапковский пообещал нам «Ребёнка — Неожиданность» или нет. То есть он мог уже с этого момента планировать дальнейшие романы и рассказы, а мог, как и Толкин, который «ухватился» за Кольцо после «Хоббита», наверняка знает, наверное, только сам писатель.

Сначала даже создалось впечатление, что ничего особо интересного в рассказе не произойдёт, но уже к середине был уверен, что поставлю десятку, а когда дочитал до конца, то совсем разволновался — Цири уже скоро родится, друзья.

В рассказе относительно много(по сравнению с предыдущими в сборнике) действующих лиц, которых писателю удалось грамотно оживить, они не картонны и не говорят языком автора, они уже личности и очень разные.

Что касается Геральта, то он опять отработал на отлично и упрекнуть его нельзя. Мне всё больше нравятся его качества; даже разговор с королевой Цинтры — он даже не собирается преклонятся перед королями и вельможами, нет натянутой улыбки и лукавства. Так же я увидел в этом рассказе Геральта сообразительного и понятливого ещё более, чем в первых рассказах — виден рост автора.

Что касается юмора, то и здесь пан Анджей не сплаховал, вспомнить хотя бы шутку про жеребящихся кобыл в Четыруге!

Итог: Отличный рассказ, который открывает двери в дальнейшие истории о ведьмаке из Ривии, масса полезных мыслей и happy end!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх