FantLab ru

Станислав Лем «Насморк»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Голосов:
621
Моя оценка:
-

подробнее

Насморк

Katar

Другие названия: Аллергия

Роман, год (год написания: 1975)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 68
Аннотация:

На одном из курортов начали умирать люди. Самоубийства и несчастные случаи. Но может они подстроены?

Все случаи уникальны. Почему-то смерть стала зависеть от характера человека и от его пристрастий. Но до сих пор не ясно, в чем дело. На помощь расследованию приходит дублер одного из погибших. Он берет его вещи, перенимает его повадки, живет в том же месте... но ничего не происходит, пока он — играет роль...

© Paf
Примечание:

Первая книжная публикация: Lem S. Katar издательство «Wydawnictwo Literackie», Краков, 1976.

Первая публикация на русском языке: в журнале «Знамя» 1978, №№ 4-5 в переводе С.Ларина, В.Чепайтиса.

Отрывок из романа под названием «Дело одиннадцати» был опубликован в журнале «В мире книг» 1978, № 1;

- так же: Лем. С. В аэропорту: [Отрывок из романа «Насморк» / Пер. с пол.] // Челяб. рабочий (Челябинск).- 1977.- 4 сент.- (№ 209).- С. 3-4.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Главный приз за детективную литературу / Grand Prix de Littérature Policière, 1979 // Зарубежный роман (Польша)

Похожие произведения:

 

 


Современные польские повести
1986 г.
Психологический детектив
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 10. Насморк. Абсолютная пустота. Мнимая величина. Голем XIV. Провокация
1995 г.
Вторжение с Альдебарана
1997 г.
Расследование
2000 г.
Расследование. Рукопись, найденная в ванне. Насморк
2002 г.
Фиаско
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Расследование. Насморк
2018 г.
Насморк
2018 г.

Периодика:

Молодая гвардия (Пермь) 1977 №№ 148-152, 11-21 декабря
1977 г.
Подвиг № 6 1982
1982 г.

Издания на иностранных языках:

Katar
1976 г.
(польский)
Сенна хрема
1979 г.
(болгарский)
Катар
1982 г.
(украинский)
Кіберіада
1990 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Блестящая социальная фантастика, именно научная, прочно стоящая на фундаменте истории и социологии. Можно сказать, эталон социологической НФ, рядом с которым можно упомянуть, например, «Гибель 31-го отдела» Пера Валё и «Кокаиновые ночи» Дж.Балларда. Сложные идеи этого романа уже были в сжатом виде изложены в «Абсолютном вакууме», в частях «О невозможности жизни» и «Корпорация Бытие», но в «Насморке» они развёрнуты подробно, додуманы разнообразные выводы и дан социальный фон, на котором вероятностные гротески смотрятся особенно убедительно.

Для любителей литературы как беллетристики тут дополнительный бонус — оммаж нелюбимому Станиславом Лемом «новому роману». Лем как бы решил показать «новороманистам», типа Клода Симона и Алена Роб-Грийе, что можно сделать из их излюбленных приёмов «шоизма». Заодно в роман вставлены остроумные карикатуры на современных французских философов.

Кроме того, замечательно выразителен и объёмен образ рассказчика, стареющего астронавта-неудачника, умного, эмоционально холодного рационалиста с массой комплексов, которые он не желает признавать за собой. Переход от зрелости к старости с внезапно прорывающейся лирикой — это многого стоит. Обычно этот возраст описывают в тонах элегии, как бы сочувствуя герою, входящему в «полосу тени», но у Лема дан очень редкий стоический вариант достойного принятия старости. Особенно ценно, что все эти детали распылены по книге почти незаметно, как бы фоном сюжета.

Обожаю этот роман, он доставляет огромное эстетическое и интеллектуальное наслаждение. Я сначала хотел сказать, что, наверно, молодёжи проблематика «Насморка» неинтересна, мол, по достоинству роман Лема может оценить только взрослый человек, но потом вспомнил, что влюбился в книгу с первого прочтения, когда мне самому было девятнадцать. То есть, тут дело не в возрасте.

«Насморк» мне очень помог в дальнейшей жизни, лишив значительной части иллюзий и показав, как именно можно смотреть на мир.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не любитель детективов. Возможно, ещё и поэтому данный роман Лема относится к моим любимым. Если его воспринимать именно как детектив, то он, наверное, проигрывает классике жанра. Поэтому так его воспринимать не нужно. Это не больший детектив чем, скажем, «Солярис» или «Непобедимый». Он не про преступление, а на излюбленные Лемом темы — о взаимосвязи случайности и необходимости, о природе, которая, согласно знаменитому высказыванию, «изощренна, но не злонамеренна».

Книга замечательна своей атмосферностью, интеллектуальностью и, не в последнюю очередь, своей неожиданной развязкой. Нет, убийца — не садовник. Знатоки жанра меня поправят, но мне сдаётся, что идея написать

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как-бы-детектив с трупами, но, в конечном счёте, без преступления и без преступника
пришла в голову Лему одному из первых, если не первому: сначала (в 1958 году) она была реализована в «Расследовании», а затем — в «Насморке», причём последняя книга, на мой взгляд, в литературном плане намного лучше первой.

То, что кому-то кажется недостатками — некоторая отстранённость повествования и отступления, не имеющие прямого отношения к основной сюжетной линии — я бы записал книге в плюс, а не в минус.

Интересно, что в конце 1970-х, когда я читал «Насморк» впервые, одна из побочных линий книги — вся эта суета вокруг террористов и терроризма — воспринимались мною как выдумка фантаста, имеющая мало отношения к действительности. Минуло 40 лет — и это уже не фантастика, а самая что ни на есть печальная реальность. Эх, пан Станислав, лучше бы вам было попать в точку в «Магеллановом облаке» или, на худой конец, в рассказах о пилоте Пирксе!

Любому другому писателю за такую книгу я поставил бы 10. Лему ставлю 9 только потому, что он — один из очень немногих — мог и лучше.

P.S. Разумеется, к «Хищным вещам века» роман не имеет ни малейшего отношения.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пример того, как надо писать фантастический «роман с загадкой». Автор предлагает задачу, решение которой почти очевидно — и в то же время неуловимо. Механизм смертей в принципе ясен, но до чего же сложно увязать все концы. Но одной интеллектуальной составляющей для романа мало — и автор вводит в одном месте элемент боевика (причём не примётывает острый сюжет к идее на живую нитку, как обычно делают — эпизод в аэропорте вытекает из фантастической придумки), в другом — искусное описание галлюцинаций, вызывающее у читателя тот же ужас перед взбунтовавшейся реальностью, который испытывает герой. И в конце, когда решение найдено и объяснено — переход к новой идее. Классический ход, который, однако, мало кто воплощает.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В некотором роде этот роман можно воспринимать как вторую, более удачную, попытку написать детективный роман. Первой попыткой был роман, названный просто и со вкусом — «Расследование». Этот роман обладает столь же простым названием, которое, однако, никак не намекает на то, что перед нами — детективная история. От своего предшественника он, однако, выгодно отличается более достоверно установленным результатом.

Не совсем понятно, к чему в роман была вставлена история со спасённой девочкой. К последующему расследованию она не имеет никакого отношения — лишь к финалу она пришита к основной детективной истории бросающимися в глаза белыми нитками: главный герой заходит побузить в редакцию газеты, которая сделала эту историю достоянием общественности. Складывается такое чувство, что Лем начал писать одну историю, а потом понял, что продолжать её вроде и некуда, поэтому отложил её в сторону и начал писать новую историю с тем же главным героем. Потом подумал, что не пропадать же уже написанному добру, и быстренько подлатал её ко второй истории.

Ближе к финалу из кустов показывается рояль: главному герою передают магнитофонную запись, в которой пожилой следователь рассказывает о другом похожем деле. Концерт на этом рояле исполняется в тот момент, когда главный герой возвращается с прогулки в аэропорту в свой номер в отеле.

Должен признаться, описаний переживаний главного героя, которые он испытал в гостинице в финале истории, мне очень понравились. Никогда не употреблял наркотиков и не собираюсь, но всегда с интересом читаю о выкрутасах сознания, находящегося под воздействием психотропных веществ. Человеческая психика в этом состоянии, судя по описаниям, становится довольно пластичной. Нейроны не могут долго находиться в одном и том же состоянии, поэтому в сознании всегда присутствуют небольшие флуктуации восприятия окружающего. Судя по всему, под действием таких веществ, любая подобная флуктуация лавинообразно усиливается соседними нейронами, принимая в сознании гротескные формы. Каждая флуктуация порождает целые каскады образов, перетекающих один в другой.

Пока читал этот фрагмент, сразу вспомнил два других романа, в которых описаны переживания, сравнимые по силе с описанными в этом романе. Первый роман, а точнее — повесть, принадлежит перу братьев Стругацких и называется «Хищные вещи века». В повести описывается наркотик под названием «слег», не существующий в виде какого-то одного препарата, а получающийся в результате применения нескольких общедоступных и совершенно безвредных компонентов. Лем написал свой роман на 10 лет позже Стругацких, увеличив количество компонентов, необходимых для получения эффекта. Может показаться, что идея или бессовестно украдена у Стругацких, или честно позаимствована. Однако, у обоих произведений совершенно разный посыл. У Стругацких это тщетность борьбы с человеческим стремлением к простым и бессмысленным удовольствиям. У Лема — попытка продемонстрировать, что хаотичные события могут приводить к рождению закономерности. Если разнообразные события происходят достаточно часто и долго, то часть из них будут образовывать каскады и приводить к закономерным многократно повторяемым результатам. Кроме того, слег вызывает приятные чувства, а вещество из романа Лема напротив — вызывает депрессию, несовместимую с жизнью.

Второй роман, который мне вспомнился, это роман Филипа Дика под названием «Стигматы Палмера Элдрича». Там главный герой, приняв наркотик Чуинг-Зет, приобрёл возможность конструировать в своей голове целые миры, неотличимые от реальности. Однако из-за реалистичности этих миров, он потерял возможность отличать реальность от своих наркотических фантазий. Раз попав в организм, этот наркотик оставался в нём навсегда. Даже если главному герою кажется, что он пришёл в себя и вернулся в реальность, это мог оказаться просто очередной слой вымышленной реальности, из которой больше нельзя вернуться. А хозяином всех реальностей был тот самый Палмер Элдрич, который и привёз этот наркотик от инопланетной цивилизации.

В целом роман достоин прочтения, однако стоит запастись терпением.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Станислава Лема в этой его книге всё совсем не так однозначно — хотя фабула расследования нам известна сразу (смерти нескольких людей при схожих обстоятельствах и деталях), однако в процессе расследования возникают разные версии происшедшего и, как оказалось, происходившего и происходящего уже некоторое время. Поскольку предполагаемая и рассматриваемая вариативность причин и условий трагических событий довольно широка, то отслеживать всю эту детективно-криминалистическую кухню чрезвычайно интересно, тем более, что автор без промедления обостряет ситуацию неким остросюжетным моментом (а спойлера не будет!), отчего концентрация адреналина у читателя сразу подскочила к черте кипения. И хотя лемовский детектив довольно близок к классическому варианту — свершённое преступное деяние и неспешное ветвящееся дерево расследования, всё-таки пан Станислав умело поддерживает градус напряжённости, выводя к концу романа событийные ходы и причинно-следственные связи в совсем уже неожиданные места.

Нельзя не отметить фирменный лемовский литературный стиль — всё кажется очень простым и безнаворотным, но именно вот эти самые литературная простота, лёгкость и безнаворотность и являются признаками самого настоящего Мастерства. А концовка и вовсе не такая, какую ожидал читатель.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настолько сухо, что больше похоже на отчёт, а не детективный роман. Лем, конечно, не образцовый писатель человеческих душ, но это слабо даже для него.

Детективная часть скучна, развязка разочаровывает, есть заброшенные сюжетные линии.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть пара интересных мыслей, причем не связанных с сюжетом как таковым (больше это какие то отвлеченные размышлизмы). А сам сюжет и разгадка не сильно впечатлили. Точнее вот как бывает у Стругацких и у Лема (то что я них читал), что сама завязка ооочень интересная и интригует, а вот концовка, на мой взгляд, как то не вызывает какого то откровения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я для себя назвал роман «Дело Кока-колы и Ментоса». Чистая случайность с последствиями.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня, спустя тридцать пять лет после выхода первого издания «Катара» нельзя не вспомнить «лемовский» образ аэропорта, спроектированного и выстроенного для надёжной защиты от террористических покушений. Три десятилетия прошло, иные аэропорты стали настолько громадными, что воспринимаются с орбиты, наряду с Китайской стеной, невооружённым взглядом, но идея классика пока остаётся фантастикой...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чрезвычайно увлекательное начало, и несколько разочаровывающая развязка.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

6/10 Станислав Лем «Насморк» -- детективный роман. К сожалению, повествование идет в типичной для Лема сухой безжизненной манере. Несмотря на кажущийся отход от детективного канонов жанра, в целом ничего сверхъестественного в сюжете и концовке нет; по-моему, этот роман -- идейный продолжатель «Расследования» Лема. Читается легко, но, в целом, роман сильно перегружен мелкими бытовыми подробностями.

Резюме: мало захватывающий раздутый по объему роман Лема

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

очень похоже на хищные вещи века. И сюжет, и главный герой и [объяснение тайны в виде соединения простых бытовых вещей в орудие убийства ]

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вобще слабенько, особенно как для Лема. Вначале сужет очень лихо закручен, но вот развязка крайне слаба.

ИМХО хорошо, что Лем писал фантастику, а не детективы. Оценка завышена только из уважения к автору.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это самый лучшиий фантастический детектив из существующих.

Высший класс.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не характерный роман для Лема. Обычно Лем писал научную фантастику, а тут детектив. Столько стран задействовано: США, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Австрия. Тем более странно, что Польша никак не задействована. Кстати сказать, сюжетная линия со спасением Аннабель показалась мне совсем лишней. Вполне можно было бы не вводить в сюжет происшествие на эскалаторе, и ничего не изменилось бы.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, это не фантастика, а детектив. Для тех, кому нравятся обстоятельные повествования и рассуждения. «Одни эксперты считали ... (далее подробное описание одной точки зрения). Другие же, напротив, считали, что это вовсе не ..., а всё объясняли (далее подробное объяснение другой точки зрения)» — типичные лемовские повествовательные ходы. Кое-какие суждения или выводы у Лема всегда бывают ходульны. Примерно так всё и в этой повести.

Соответственно, тем, кому обязательно нужны динамичные действия, произведение может не понравиться.

Лично мне произведение понравилось. Не уверен, как оно относительно других произведений Лема, а вообще ОК.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх