fantlab ru

Рэй Брэдбери «Толпа»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
654
Моя оценка:
-

подробнее

Толпа

The Crowd

Другие названия: Люди толпы

Рассказ, год (год написания: 1942)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 115
Аннотация:

Спенсер попал в аварию и был ранен, когда он лежал рядом с разбитой машиной, он заметил, что толпа зевак собралась слишком быстро. Выйдя из больницы, он решил разобраться с этим явлением...

Примечание:

Рассказ написан в 1942 г. и полностью переписан в 1946 г., при подготовке «Темного карнавала».

Рассказ был напечатан в журнале «Огонёк», 1995 г, № 38. Перевела Т.Шинкарь, иллюстрации А.Евсеева.


Входит в:

— журнал «Weird Tales, May 1943», 1943 г.

— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.

— антологию «Terror in the Modern Vein», 1955 г.

— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.

— антологию «Dark Imaginings», 1978 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— антологию «The Mists from Beyond», 1993 г.

— антологию «Weird Tales: Seven Decades of Terror», 1997 г.

— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 1: 1938-1943», 2011 г.

— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.


Экранизации:

«Толпа» / «The Crowd» 1985, США, Канада, Новая Зеландия, реж: Ральф Томас



Похожие произведения:

 

 


Что-то страшное грядёт
1992 г.
Октябрьская страна
1997 г.
Канун всех святых. Рассказы
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Электрическое тело пою!
2001 г.
Темный карнавал
2004 г.
Октябрьская страна
2006 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Темный карнавал
2009 г.
Темный карнавал
2009 г.
Октябрьская страна
2010 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Темный карнавал
2011 г.
Темный карнавал
2013 г.
Канун всех святых. Рассказы
2013 г.
Канун всех святых
2016 г.
Канун всех святых
2016 г.
Цвет зла
2016 г.
Темный карнавал
2016 г.
Золотые яблоки Солнца
2017 г.
Темный карнавал
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Октябрьская страна
2019 г.
Темный карнавал
2022 г.
Темный карнавал
2023 г.

Периодика:

«Weird Tales» May 1943
1943 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Dark Carnival
1947 г.
(английский)
Dark Carnival
1948 г.
(английский)
The October Country
1955 г.
(английский)
Terror in the Modern Vein
1955 г.
(английский)
Terror in the Modern Vein
1961 г.
(английский)
Dark Imaginings
1978 г.
(английский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
The Mists from Beyond
1993 г.
(английский)
Weird Tales: Seven Decades of Terror
1997 г.
(английский)
The Dark Descent
1997 г.
(английский)
Dark Carnival
2001 г.
(английский)
The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories
2012 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)
Колір зла
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный рассказ Брэдбери: потому что он о самом важном. Точный, ёмкий, образный. И это только 1942-ой год, самое начало карьеры. Автор пишет его после того, как стал свидетелем аварии на Вашингтон-стрит. Той самой, которую он зафиксирует на бумаге через шесть лет: с кровью и зеваками. И с главным героем, повторяющим, словно мантру, одно и то же: «авария, вертящиеся колёса, толпа». Ключевое слово, конечно, «толпа». Толпа, как символ хаоса и угнетения личности коллективом. Всегда одна и та же толпа, вездесущая, брезгливая, но по-садистски любопытная и жестокая, как первоклассник, отрывающий крылья бабочкам.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Напомнило древнегреческие мифы, где тени умерших в Аиде рвутся отведать жертвенной крови, чтобы почувствовать себя живыми. Написано неплохо, хотя загадки для опытного читателя относительно «людей толпы» не возникает. Не самый мистический и тем более хоррорный рассказ Бредбери, тем не менее качественный уровень вполне достойный, читать интересно. То есть актуальности произведение не утратило и в настоящее время.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется автор во время написания придумал несколько развязок, раскрывающих толпу, и по итогу выбрал версию с группировкой, так как к примеру не понятно из за чего женщина всегда одевалась одинаково, и прочие заметки в пользу мистической версии.

Да и комментарий автора не двусмысленно говорит что сам Брэдбери Рэй одной из версий считал что это духи, и это могло перекочевать сюда, но не срослось.

Не знаю по какой причине автор решил уйти в «реализм» но от этого неожиданная концовка чувствуется немного искусственной.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий психологический рассказ с долей мистики. Жуткий только потому, как красочно расписан финал, доводящий до читателя простую мысль: от судьбы не уйдешь. А все из-за того, что герой сюжета слишком близко подошел к разгадке, никак не мог отбросить заинтересовавшую его мысль: почему так быстро собирается толпа зевак к умирающему.

Отгадать эту загадку ему не дали. Тайна должна оставаться тайной...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма кинематографичный рассказ с довольно жесткой концовкой. Честно говоря, думал, что в рассказе будет больше мистики а все свелось к группировке.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень пугающий рассказ, по которому снят не менее пугающий короткометражный фильм.

Меня самого удивляет любовь многих пялится на аварии, есть в этом некая патология.

Но меня просто удивляет, а Бредбери из простого наблюдения сделал отличную историю (хотя и не лучшую среди своих произведений)

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что чего-то такого я и ожидал от этого рассказа, всё равно он показался мне довольно жутковатым. Психологически текст данного произведения действует довольно сильно. И это кажется совсем не зависит от настроения, с которым читаешь, от погоды, во время которой читаешь и от времени суток. Лично я познакомился с ним в самый-самый полдень, в свободную минутку предновогодней суеты. И то почувствовал нечто сходное если и не с ужасом, то с ощущением, когда сильно нервничаешь это точно. Этакое чувство постепенного нагнетения, как в лучших образцах жанра. Нет никаких явлений внешнего эффекта, то бишь вампиров, тварей подземелья, девочек-призраков и сумасшедших учёных — всего того, что проверено временем и законами жанра — но зато внутреннее напряжение нарастает просто неотвратимо. Читаешь затаив дыхание и забыв практически обо всём.

Трагическая история человека по имени мистер Сполнер, который однажды заметил странное, не совсем обычное столпотворение вокруг места, где произошёл несчастный случай. Странные люди, ведущие себя странно были в этой толпе и странность этого явления подтвердилась ещё не раз и не два, когда мистер Сполнер случайно становился свидетелем трагических происшествий, и когда он сам начал собственное расследование, чтобы выяснить кто же и что же за всем этим стоит. Странные люди-существа, быстрее всех оказывающиеся на местах происшествий и вокруг которых с удивительной скоростью собирается толпа. Странные люди, которые словно стервятники слетаются на места, где граница нахождения человека по ту, или иную сторону жизни или смерти наиболее эфемерна. Странные люди, которые могут находится одновременно в двух и даже в нескольких местах. Которые являются частью толпы, являются духом толпы, её сущностью и выполняют находясь в толпе свои жуткие обязанности.

И когда мы вдруг понимаем, что главному герою неизбежно придётся столкнуться с данным явлением, с этими странными людьми лицом к лицу, а лучше сказать НАПРЯМУЮ, то от ощущения этой неизбежности становится ещё более страшно, неуютно и печально. Именно из-за этого, из-за эмоций, из-за сильной психологичности и высшая оценка, несмотря на некую предсказуемость.

Это неизбежно, что многие произведения Стивена Кинга сравнивают по стилю с произведениями Рэя Брэдбери, а при чтении рассказов Брэдбери вспоминаются тексты Стивена Кинга. Вот и мне этот рассказ навеял что-то из наследия Короля (например роман «Бессонница» и маленьких людей с ножницами в руках из него). А ещё, когда читал, я вспомнил одно из сильнейших произведений Роберта Хайнлайна, повесть «Неприятная профессия Джонатана Хога». Навеяло самые хорошие воспоминания. Действительно, есть схожесть в драматизме, в стилистике, в детективной нити и в общем настроении. Хотя разные объёмы.

Прекрасный рассказ.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эффект толпы в этом рассказе гиперболизирован до некого жуткого сообщества(секты) с приданием характерного мистического оттенка. Люди, погибшие в автомобильных авариях(а может и в каких-то других авариях), объединяются в тематическую тусу и пытаются приобщить к себе как можно больше участников) С одной стороны можно воспринимать рассказ как очередной ужастик, а с другой — можно провести аналогию с обыкновенной жизнью, где тяжело иметь собственное мнение в противовес мнению толпы, усиливающееся с каждым новым участником. Как-то так... Общая оценка — баллов 8.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брэдбери еще раз в этом рассказе показал себя как мастера видеть скрытое и пугающее в самом обыденном и понятном. Он же заставляет читателя посмотреть на случай, ситуацию, предмет под другим углом. И в результате мы видим совершенно иное. И это иное очень-очень не нравится...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вновь Брэдбери на идею наталкивает подшивка старых газет и журналов с фотографиями одних и тех же людей. Вновь рассказ получается жутковатым. Вновь начинаешь задумываться: «А что, если оно так и есть?» Вновь восторгаешься талантом Мастера. Хоть рассказ и далеко не лучший.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшный мистический рассказ. Кстати очень важная тема, очень актуальная для России сейчас, автомобильные аварии. Брэдбери к этой теме обращается часто. Но центральной идеей является конечно эффект зевак. И откуда они так быстро берутся. Вокруг этой идеи и выстроен детективный сюжет. К сожалению многие горе -частные детективы очень самонадеянны.

Рассказ очень сильно перекликается с рассказом «Ветер». Почти об одном и том же разными сюжетами.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий рассказ. И написан в спокойном (для Америки) 1943 году, когда не было ни интернета, ни массового телевидения.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это один из рассказов, где конец довольно-таки предсказуем, но здесь не он важен, а сама идея, сама психология. Как мне показалось, здесь очень четко зафиксирован момент, когда человек перестает сам решать свою судьбу. Жутко и атмосферно.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Психология зевак — интересная штука. Со стороны осуждаешь, но сам не можешь удержаться — и стремишься в стан глазеющих. И всегда основное чувство — слава Богу, это не со мной!

У Р.Б. в рассказе совсем другое. Здесь и мистическое происхождение толпы, во всяком случае, его главной составляющей, и перевод ее из разряда НАБЛЮДАЮЩЕЙ в разряд РЕШАЮЩЕЙ.

Или это предельно жесткое обвинение зевак? Но в чем? В бездействии? При том именно действие толпы приводит к гибели героя...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

А по-моему психопатической эту идею вообще называть нельзя, так как если ее уж как-нибудь обзывать, так параноидной, и то не правда:wink: Нормальный мистический рассказ. :shuffle:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх