FantLab ru

Рэй Брэдбери «Сущность»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
488
Моя оценка:
-

подробнее

Сущность

Referent

Другие названия: Нечто необозначенное; Песочный Человек

Рассказ, год (год написания: 1943)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 99
Аннотация:

Школа будущего для детей с высоким коэффициентом умственного развития. Здесь нет места эмоциям, вся жизнь регламентирована. Роби ненавидит школу, ненавидит учителей, он любит, простите, он душевно расположен к матери. Однажды во время обязательной прогулки в саду перед Роби появляется песочный человек...

Примечание:

Рассказ написан в 1943 г. В антологии «Imagination Unlimited» (1952) была опубликована новая редакция рассказа, которая впоследствии не перепечатывалась.


Входит в:

— условный цикл «В мире фантастики и приключений»  >  антологию «Эллинский секрет», 1966 г.

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 26», 1982 г.  >  Зарубежная фантастика


Похожие произведения:

 

 


Эллинский секрет
1966 г.
 Сборник научной фантастики. Выпуск 26
1982 г.
В дни вечной весны
1982 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
Песочный человек
1990 г.
Время, вот твой полет
1991 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Улыбка
1993 г.
Избранные рассказы. Том 3
1995 г.
Лекарство от меланхолии
1997 г.
Сочинения
2001 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Здесь могут водиться тигры
2006 г.
Здесь могут водиться тигры
2009 г.

Издания на иностранных языках:

The Day it Rained Forever
1974 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной рассказ о бегстве с «земли обетованной»... Герой рассказа — некий одаренный индивидуум помещенный «в наиболее благоприятные условия» (наверное автор имеел ввиду, что там герою не нужно заботиться о своем пропитании и «донашивать дырявые носки»))

Несмотря на этот рай, ГГ немедленно бежит из него на... космическом корабле некой «сущности», которая приземлившись внезапно (для себя) была индивидуализированна и «каталогизированна» (против своей воли). С одной стороны этот рассказ как всегда «вроде бы ни о чем», но... всегда узнаются «оттенки» некоторых мыслей (которые собственно и порождает рассказ).

Лично я для себя охарактеризовал его (рассказ) как очередное предостережение от всеобъемлющего уюта который (когда нибудь) может обернуться своей полной противоположностью... А пока (как пел БГ) «... дети генералов сходят с ума, потому что им больше нечего хотеть»... P.S Единственно — я не совсем понял «нафига» нематериальной сущности был нужен, вполне материальный космический корабль))

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

-Кто такой Песочный человек?

Он Никто, Ничто, Не поддающийся никакому определению. «Не то, ни это».

-Почему он не желает превращаться в Форму, да потому что Еще со времен восстания Спартака все живое, мыслящее Оковам предпочитало Свободу...

Возможно автор хотел нам намекнуть что существует Сверхразум который не желает быть пойманным в капкан Формы, а значит и в капкан Времени.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ ведает нам об этаком инкубаторе для детей с высоким уровнем интеллекта. Весь их потенциал направлен для научных достижений, разработок. Здесь царит атмосфера постоянного учения, замкнутости и сурового режима под девизом «Учиться, учиться, еще раз учиться», чтобы потом «Работать, работать, еще раз работать». Есть в этом что-то антиутопическое, но, в силу небольшого объема произведения, Брэдбери не описывает закрытую школу подробно. Один из одаренных учеников этой школы, Роби Моррисон, тот, кому не нравится постоянный режим. Он догадывается, что не так должен жить человек, даже если он мыслит лучше других. Талант нельзя закрыть куполом или зажать в тиски, человеческий ум невозможно использовать в одном направлении, отбросив все остальные. И Роби, встретив однажды некую сущность, которая имела способность видоизменяться, дала понять, что мир – безграничен, что угрюмые высокие стены – не край света, не предел мечтаний. Сама школа уже кажется тюрьмой. Роби предупреждал учителей, что собирается сбежать, но теперь, встретив сущность, он решает реализовать свой план побега.

Несмотря на то, что на первом плане Роби Моррисон, тем не менее именно сущность является главным звеном понимания мира в голове ученика, поднимает темы, которые являются самыми важными для мальчика и которые тесно переплетены друг с другом:

[b]1.[/b]«Я не ярлык — я сущность» или индивидуальность человек, борьба за интеллект. Слова сущности характеризуют эту тему. Человек действительно не ярлык. Человек способен видоизменяться, улучшать себя. Однако так исторически складывается, что люди, которые выше по мифическому социальному статусу, заинтересованы, чтобы человек как раз и был ярлыками. Чтобы можно было назвать одно слово, и этим бы характеризовался целый слой населения: стадо, овцы и т.д. Ими легко управлять, ведь сбившись в стадо, они не могут ничего решить, перекрикивая друг друга. Но вот один голос сверху – и все прислушиваются. Молодой ум – несформированный, гибкий, как пластилин, из него можно лепить все, что угодно – главное подать нужное направление под вкусным соусом. Всегда идет борьба за молодые умы, потому что это будущее в перспективе. Кому нужны старики с их консервативнимы взглядами или семейные люди с их семейными ценностями? Молодой ум, пытливый и прогрессивный, жаждущий узнать все новое, — отличный материал для лепки и обжига. Если раньше молодой ум направляли в науку, то сейчас его направляют в глухой тупик.

[b]2.[/b] Тема учителей и детей. У Брэдбери эта тема в творчестве преподносится в таком ракурсе: «Для детей учителя – тираны» («Сущность») «Для учителей дети — монстры» («Поиграем в отраву»). Мы сами учились и понимаем, как это по-своему близко.

[b]3.[/b] Наука. Противопоставление идеализма и материализма. Заметьте, что в каждой стране заинтересованы в интеллекте, который можно было бы направить в науку, научные исследования. Ни один политический режим не заинтересован в хороших писателях, художниках, потому что они всегда выискивают проблемы общества, а какому правительству нравится, чтобы у них кто-то выискивал изъяны? Ведь у них люди живут прекрасно и забот не знают. Наука, по большей части, материалистична, ведь все то, что разрабатывается, может применяться в конкретной жизни, влиять на людей, улучшать или ухудшать их жизнь. У фанатичных ученых есть фантазия и на творческом порыве они способны создать шедевр, сделать открытие, которое станет полезным для человечества. Но, как часто бывает, любое изобретение имеет две стороны медали, и, в конце концов, оно поворачивается темной стороной. В свое время изобретатель телевизора Зворыкин, после массового внедрения телевидения в общество, сказал: «Самое лучшее в телевизоре – это то, что его можно выключить». Современная наука отвергает мечты, фантазию. Наука – это то, что можно увидеть, понять. Разве можно понять и объяснить фантазии других людей с помощью науки? Всецельное посвящение времени науке стирает способность размышлять, думать, воображать, представлять что-то в уме. Когда человек не занят работой – он начинает о чем-то думать. А многим это крайне нежелательно допустить – нужно забивать это время просмотром ТВ, азартными играми или другой работой. «Когда моешь окно — не мой его слишком тщательно. Могут прийти всякие идеи.» («Гаттака»).

[b]4.[/b]Родство. [q]– Я люблю мою маму. (Роби)

– Ты привязан к ней... Тебе же будет хуже, если ты будешь любить ее, — заметил Грилл.[/q]

Еще один метод, способствующий более сильному влиянию на молодой ум – оторвать от родных и близких, вырубить корни, стереть прошлое. Родители – люди, которые никогда не посоветуют плохого своему ребенку. Поэтому всячески нужно оградить детей от родителей, чтобы получить доступ к абсолютному влиянию: закрытые школы, армия, научно-исследовательские комплексы и даже, ИМХО, ранняя женитьба и т.д.

[b]5.[/b]Наконец, последнее – идея бегства, стремление к свободе. Тема встречается очень много раз. Откуда только человек не бежал? Но главное, что человек осознал свое бытие и принял решение убежать от той светлой действительности, которая на самом деле и не такая светлая. Пусть то будет Монтег («451 по Фаренгейту»), мальчик из «Попрыгунчика» или наш Роби Моррисон. Каждый из них узнает свою правду. И, как я люблю часто цитировать: «Знайте правду, ищите правду, и тогда правда сделает вас свободными». Рассказ показывает, что из любой комнаты есть дверь, ведущая наружу. Главное — узнать, как она открывается. В этом состоит жизнеутверждение.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детстве кажется, что взрослые совершенно не понимают, что нужно ребенку на самом деле. В школе, в кружках, на улице, в магазине везде есть взрослые. И все эти взрослые всегда знают как лучше, и что делать можно и что нельзя, и что можно сейчас, а что потом. И главное ведь с ними не поспоришь, ведь они старше, а значит главнее. А ведь хочется быть самостоятельным и играть, бегать, лазать и вообще проводить время не там, где разрешено, а там, где хочется самому. И в детстве всегда была вера в чудо. Вера в то, что кто-то волшебный и невероятный придет именно к тебе и поможет. И все сразу станет по-другому. И никто уже не скажет чего можно, а чего нельзя. И что ты должен делать сейчас, а чего потом. И будешь ты свободен. Но что будет после того, как ты получишь эту долгожданную свободу от взрослых? Получишь ли ты то, чего так хотел? Вопросы эти возникают уже после прочтения рассказа, но ответа на них мы не получим. Потому что в жизни таких чудес не возникает, ты просто вырастешь, станешь взрослым и сам начнешь учить детей что делать, а что нет.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как много совершенно разных мыслей читатели вынесли из этого коротенького рассказа! Побег хитрого мальчика из школы для одарённых детей? Да, вроде бы, было там такое, припоминаю. Но мне запомнилось не это. Весь рассказ, на мой взгляд, написан ради одной идеи, сформулированной во фразе Песочного человека «Я не ярлык — я сущность». Назвать — значить упростить, ограничить, связать. Рассказ — изящная иллюстрация этой глубокой мысли. Всё остальное в нём — лишь антураж.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И сейчас трудно сказать про рассказ что-нибудь плохое: он складен, логичен, с мыслью. Но.., читать его сегодня неинтересно. Возможно из-за того, что идея воспитания детей в «инкубаторе» в фантастике достаточно популярна и есть гораздо более интересные варианты раскрытия этой темы. Возможно,из-за того, что идея чистой сущности, хотя и любопытна, но куда как эффектнее обыграна тем же Брэдбери в одной из новелл его великолепных «Марсианских хроник». Возможно из-за отсутствия каких-либо серьезных художественных достоинств у произведения.. Возможно из-за всего вместе... Но, как бы то ни было, на фоне других рассказов Мастера этот сегодня смотрится достаточно слабым.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Свобода-высшая ценность, а свобода фантазии вдвойне высшая ценность. Доступным языком взрослым о детях.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак. В этом отзыве не будет плюсов и минусов, так как само произведение очень короткое. Но будут некоторые размышления.

Во время прочтения мне в глаза кинулись две ярко обозначенный темы.

Первая — это идея свободы. Свободы от всех моральных и физических ограничений навязываемых нам социумом. Явно прослеживается желание автора показать никчемность попыток идеализировать нашу жизнь путем ее стандартизирования для каждого отдельного учасника социума. Ведь каждый из нас является личностью и не может жить полноценной жизнью в обществе где ему указывают что можно делать а что нет, а если можно делать, то как это делать. Очень близко к идее Анархии, которая лично мне очень близка.

Вторая идея — это идея многогранности нашей фантазии. Автор хочет нам донести что нельзя закрываться в системе общества и подстраиваться под всех, а нужно развиваться, не давать нашей фантазии и нашему разуму «завянуть» под влиянием окружающего мира.

Вердикт: интересная история которая заставляет задуматься над тем, как ты живешь, задуматься над своими мечтами и тем что ты делаешь чтобы воплотить их в жизнь. Прочитать стоит, тем более что сочинение очень короткое.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ довольно жестокий, если не брать главные мысли за основные. Мальчик нашел путь побега из «плена», но при этом покинул так называемого Песочного человека, обреченного на жизнь в теле человека. Сама идейка прекрасна, да, никто не спорит. И стиль хорош, и читается легко, и раздражение главного героя против мира, оркужающего его — тоже, но все-таки для меня главный герой слишком жесток. Ничего не могу с собой поделать.

+ 7

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наш мир дан нам в наших ощущениях. Какой великолепный рассказ. Прекрасная фантастическая идея и не менее прекрасное литературное обрамление. Даже ребёнок стремится к свободе...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не с этого ли небольшого рассказа братья Вачовски свою «Матрицу» ваяли? Если нет, то всё равно потрясающее произведение, поражающее своей многослойностью и глубиной. «Мир — это то, что мы о нём думаем» — старая истина, которой воспользовался мальчик-гений дабы обрести свободу. Правда, Песочного человека жалко...

Идея-то, как обычно, не нова, однако, как практически всегда у Брэдбери, непревзойдённо!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про хитрого мальчика, недаром что гения, который хочет сбежать из школы вундеркиндов и жить простой обычной жизнью с мамой.

Далекое будущее, одаренные дети живут на отдельном острове и вот туда падает инопланетный корабль, а внутри бестелесная материя, имеющая способность менять свой внешний вид по велению мысли рядом с ней находящегося и весьма страдающая от этого.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная маленькая иллюстрация к большой философской проблеме. Гуссерль и Кант отдыхают — Рэй Дуглас разъяснил платоновский ноумен, как Шариков сову.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой рассказ. Интересная идея — любим вешать ярлыки, видим то что хотим увидеть сами меняемся под то, кем/чем нас хотят видеть. Но не лучшее у Брэдберри

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ; правда, я подозревала, что мальчик может использовать НЕНАЗВАННОГО для побега. На какой то момент показалось , что Крапивин взял свою школу для детей -гениев именно из этого рассказа.:wink:

Понравилась идея, что человек теряет возможность изменяться, навешивая ярлыки не только на окружающий мир , но и на свою сущность и способности.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх