fantlab ru

фантЛабораторная работа «Игрушка в игрушечном мире»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.09
Оценок:
46
Моя оценка:
-

подробнее

Игрушка в игрушечном мире

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «9-я фантЛабораторная работа»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
ФантЛабораторная работа, 9-я фантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ из двух частей, и они связаны между собой слабо, насколько это возможно.

Первая часть. Мир придуман классный, уютный и интересный: трава-повторюга и тому подобное. Ходом сюжета и персонажами напомнил прошлофантлабовскую (кажется) историю про богов-боргов и полянку с механическими цветами. Но ощущение, что там была тёмная сторона, а тут светлая, а речь об одном и том же.

Дойдя до второй части, видишь (примерно), что там было к чему. Метки проставлены ярко, картинка складывается.

Часть вторая. В принципе, если не считать циничные слова одного из врачей, Роману действительно повезло: путешествует, приключается. А иначе окончательная потеря разума. Во всяком случае, мне не увиделись те ужасти, которые обнаружили другие читатели.

Некоторая грусть остаётся после прочтения, но общее ощущение – милый абсурд.

Фотографии есть, но их роль условна. Тут скорее подошла бы тема «Узкий специалист».

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная идея. И написано хорошо. Есть тексты, в которые удается войти не сразу, мешает какое-то не сразу осознаваемое несоответствие с реальностью. Точно такое же сопротивление пережил, начиная читать книгу Крапивина «Голубятня на желтой поляне». По-булычевски добрый, по-крапивински беззащитный герой. А концовка – в духе Варшавского.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

После Роланда писать отзывы — дело неблагодарное. Взглянул я на свои наброски, сделанные по ходу чтения данного рассказа... почесал репу... эх, ведь нет уже резона их подробнее расписывать. Разве что пара новых аллюзий.

Посему — ПКМ, «копировать», ПКМ, «вставить» — и адью.

Пахнет Биглем. И написать текст с «внутренним светом» автору отчасти удалось. Светлый получился, красивый... но тогда финал не в кассу совершенно.

Мешали детали, которым зачем-то уделено больше внимания, чем они заслуживают в короткой форме. Ты вбиваешь в памяти гвоздик, вешаешь детальку на стенку... а она так и не стреляет.

А сама идея... Мне вдруг вспомнился «Летчик и девушка» Ольги Онойко. Идея чем-то похожа, правда? Но воплощение просто рядом не стояло.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор создал замануху, игру, правила которой так и не объяснил. В таких условиях играть достаточно сложно, поэтому чувство от финала рассказа такое, словно играешь в шахматы, контролируешь ситуацию, даже владеешь инициативой, но следующим своим ходом оппонент вдруг ставит тебе мат. Гром средь ясного неба. Размеренное, неспешное повествование, наполненное детскими грёзами и философскими мечтами обрывается и автор уже пишет про компанию (корпорацию), где человек — это всего лишь генетический мусор. Кто же тогда эти врачи за стеклом? В общем, концовку для меня удачно описывает фраза из КВН:

Добрый доктор Айболит

Он под деревом

Аминь

Тему конкурса можно отыскать, вооружившись увеличительным стеклом, пытаясь найти эти доказательства, изучая следы на траве-поворотюге и проводя допросы дубоногов. Однако, чувствуется, что автор сделал основной акцент на оригинальности мира: с жильцами, существами, растениями, климатом. И, следует отметить, что с этим автор сумел справиться. Мир и вправду оригинальный, самобытный и интересный. Здесь так много нового, выдуманного, интересного, что появление в рассказе всем известных пичуг и кактуса выделяется перхотью на чёрной футболке. Но главная заслуга автора, что эти новые явления не просто вводятся, но и объясняются читателю, что они означают. Многие авторы этим и грешат, что вводят кучу непонятных названий без объяснений, а читатель пусть сам додумывается, ломает мозг, представляя то, чего не может быть. Однако при таком объёмном мире сюжет выглядит немного ущербным как простой табурет перед троном Семи Королевств.

Позволю себе ещё немного своих сварливых читательских замечаний по тексту.

цитата

— Меня Сью зовут. Раньше их намного больше было. Надо искать? Только где? Ну, посмотри же, я не обманываю!

— Меня зовут Рома, — сказал Ромка и на всякий случай отступил на шаг.

Ромка представился после того, как представилась Сью. Однако Сью назвала своё имя и сказала ещё кучу всего — четыре предложения, три из которых вопросы. В итоге после этих 4-х предложений «Меня зовут Рома» выглядит слегка неуместно, какой-то эстонской реакцией. Лучше, ИМХО, чтобы ГГ промолчал или же «Меня зовут Ромка» пошло сразу после «Меня Сью зовут», после чего Сью начала бы задавать все свои вопросы.

цитата

Ромка врезался в кактус и взвыл.

— Под ноги надо смотреть,

Скорее всего ГГ надо смотреть перед собой, так как он врезался в кактус. Если под ноги, то ГГ оступился, споткнулся или просто ударился ногой.

Рассказ интересный, оригинальный, но не до конца выдержан, не до конца заполнен, поэтому создаётся ощущение, когда купил бутылку пива, а в ней четверть живительной влаги отсутствует. Печально. Однако в плане рассказа я оптимист, поэтому произведение наполовину полное, чем наполовину пустое.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну издалека. Есть такой жанр, а точнее — стиль, когда автор с первых строк предлагает читателю поиграть в игру. Он погружает его в какой-нибудь непонятный, странный и незнакомый мир, причём все герои которого чувствуют себя в нём уверенно и абсолютно нормально, будто так и должно быть. Напрямую автор не задаёт вопросов, не ставит их, но раскидывает по тексту намёки и загадки, а в конце раскрывает ящик и показывает, что внутри — а внутри, конечно же, всё оказывается не так, как снаружи. Главная задача автора в этих рамках — сделать так, чтобы читателю было интересно ждать, когда ему откроют ящик, и чтобы не стало скучно потом. Нет ничего хуже, когда финальная объяснялка оказывается не настолько крутая и нтересная, как весь рассказ.

Попрошу, кстати, не путать такой стиль «рассказа-загадки» с обычными «перевёртышами». В перевёртышах автор пытается завуалировать всю загадку, скрыть намёки и замести под ковёр улики, чтобы читатель, не дай бог не догадался, что именно он читает. здесь же нарочное сокрытие подсказок — преступление. Наоборот — всё, что происходит, должно иметь свой смысл и своё место, и сыграть в конце. Читатель движется за автором, и тот показывает ему на всякие штуки, вроде полей странных цветов, ловушек, ящика с фотографиями и так далее. Читатель смотрит на все эти предметы с одинаковым интересом — это же ружья, которые скоро могут выстрелить, и он не знает, которые висят здесь для красоты, а которые — для сюжета.

И вот здесь — главная проблема рассказа. Автор часто начинает писать не по делу. Всё-таки, мы читаем рассказ не про мальчика в волшебном мире, (о чём было ясно сразу), и волшебный мир со всеми его обитателями нам интересны постольку-поскольку они будут важны в будущем, когда мы разгадаем загадку. Не так уж и важно восприятие мальчика, ну да, иногда весьма забавно, но читаем мы не об этом. Плюс иногда автор нарушает правила — он вдруг кидает главного героя в серьёзную ловушку. Ну как так? Только что он шёл и бабочек ловил. Мы видели волшебный мир, и знали, что тут есть опасность — некоторые тропинки могут «поплутать», другие цветы — весьма колючие, тут вот смешные штучки летают, тут яма-убийца невидимая, вот там — девочка приставучая... Стоп! Какая на хрен ещё яма-убийца? Почему главные герои ни разу не вспомнили и не обмолвились, что можно попасть в какую-то аномалию — и всё, край их яркому мирку? Об этом надо было с самого начала говорить, а не сбрасывать на голову «а ещё у нас тут ловушки понаставлены, лесник с ума сошёл и балует буахахаха). Доверие к автору после такого слегка падает — ну и что ещё он на нас вывернет внезапно? Боевых крокодилов? Когда солнце садится, из земли вылезают боевые роботы-мутанты? Иногда с небес опускаются клыкастые рояли на жёлтых парашютах?

В итоге, к финалу ты уже чутка понимаешь. То, что мир не настоящий, но что-то значит, и что эта штука в груди и вообще помощник — явный киберпанк, а эта яма — главная штуковина, и о ней надо думать. И поэтому слегка обидно, что весь этот мир понакрученный оказался не нужен. Ну как будто бы огромная гора интересных вещей, где можно спрятать подсказки и улики, и ты в ней копаешься, заинтересованный, а в итоге оказывается, что главные улики всё это время лежали по центру комнаты, и в куче можно было не возиться. Надо было вплести в сюжет каждую мелочь тогда, что и как влияет. Ну и плюс интерес читателя ослабевает после долгого гуляния по наркоманским полям. Я бы предложил автору сделать врезку в середину, не ждать до финала, чтобы огорошить по голове. Я повторяю — это не «перевёртыш», здесь важнее логичность и отсутствие стежков, а не неожиданность и величина финального разворота в твистах — удивить не получится, не тот рассказ. Если бы после встречи с девочкой нам показали уже операторов за пультами на корабле, которые говорят про сбитые настройки, говорят про приближение к опасной зоне — пусть даже мальчик это случайно услышит, из-за сбоя, помашет головой — и пойдёт дальше. Но теперь мы уже знаем, что он не просто идёт по полю с кучей тропинок — он ведёт огромный космический корабль, и когда он вдруг попадёт в невидимую ловушку, мы будем переживать за него в разы сильнее. Там где-то тысячи людей, а то и сотни тысяч, и от этого мальчика зависят их жизни. И финал с циничным разговором будет намного сильнее цеплять.

Девочка, кстати, получилась очень замечательная. Печальная такая. Но ей, по-моему, не досталось ружья. Надо, наверное, уделить ей больше времени, причём не просто статики, а в движении — помочь главному герою, например.

В итоге: в рассказе сильно страдает композиция, из-за чего всё остальное сильно теряет в цене. Если немного переточить для того, чтобы читать было интереснее, то и все остальные идеи и образы засверкают гораздо ярче.

И последнее — в финальном диалоге-объяснялке очень хорошо было бы найти человека, и плясать от него. Не просто какой-то шум чёрт знает от кого, а что-то вроде «Филипп Эмм, оператор приёмного пульта седьмого разряда, откинулся в кресле и стал тереть руками усталое лицо». Тогда камера, то есть, точка зрения читателя, сразу же как бы прикрепляется на него, и все остальные реплики наблюдать легче. А иначе неясно — то ли ты духом сверху летаешь, и это глюки мальчика, то ли это какой-то текстовый документ или запись — картинка в голове отсутствует напрочь.

надеюсь, я понятно опонятноствовал.

Как-то так.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Игрушка в игрушечном мире

1. Жанр. Что сказать — не зря читатель с жанром по классификатору не определился. Фантдоп специфический. Управление кораблями с помощью таких вот биообъектов (почти биокомпьютеров) в принципе штука не новая, но в Игрушке автор замахивается на большее. Он залезает объектам под черепную коробку. Именно здесь я вижу огромные натяжки, но об этом позже. В результате, рассказ получился яркий, по-своему живой, но абсурдный, как само авторское решение. Получилось не фантастика, не фэнтези, а романтическая фантпоэма в прозе.

2. Сюжет. Автор знает толк в ловле на наживку. Собственно, на загадку. Я попался, пытался раскусить, вспоминал аналогичные вещи, так что довольно долго он меня водил, и... Такое бывает в том же КВН, когда загадка вкуснее разгадки, но я был несколько разочарован. Недотянул автор. Вспомнился Олдиевский цикл. Видимо, автор им вдохновлялся. Куклы, отображение внешнего мира в сознании, страдания судоводов-брамини — оттуда. Но там все подчинялось внутренней логике цикла, здесь — только авторской. Кучу всего Ромка знает — медуз, деревья мангровые, даже Железяку понимает, а день-ночь — нет, не знает. Почему? Автору так надо. Герой знаком со Сью давно и встречает ее то здесь, то там... Разве у ее корабля топливо не кончается? Но автору так надо. Каким образом Ромка бросил корабль с людьми и полез за колокольчиком, у него что, такая возможность есть? Это же рейсовый корабль, не исследовательский. И т.д., т.п. А что вы хотели? Поэма же.

3. Герои. Все-таки они вкусные, а, эти Ромка, Фейер, Сью, правда? Но. Вот Абрамов спрашивал — Почему игрушки? Да опять потому, что автор так захотел. Захотел бы — представил их героями мультиков или сказок. Но куклы — метафоричней, вот и все.

4. Финал. Для тех, кто не вник в ситуацию после стоячего воздуха и выхода за, Автор приготовил контрольный в голову. И моя таки почувствовала. Контрольный в голову всегда работает. Правда, для поэмы не совсем честно его использовать.

Личное. к моему стыду, мне, скорее, нравится этот насквозь фальшивый, сделанный, чтобы рвать читателя, рассказ. По крайней мере, это попытка сделать изящно то, что Ублюдок и святой делают разнузданно и цинично.

ПС. Насчет темы. Склонен согласиться — отсутствует, вместо карточек могли бы быть солдатики или вообще цветочки.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв из темы форума:

Тема под сомнением. Фотографии есть и герой с ними взаимодействует, но это не старые фотографии. Пилоты-навигаторы, на мозг которых оказывается какое-то искусственное воздействие, воспринимают ведомый корабль с людьми на борту как коробку с фотографиями.

Идея использования людей с заболеваниями психики для управления космическим кораблем в подпространстве довольно интересна и раскрыта увлекательно, с интригой. Большую часть рассказа кажется, что это какой-то полу-сказочный мир, где сознание людей в программируемые игрушки запихнули. Ромка исправно функционирует, в сознании Сломанной Сью прорываются воспоминания о мире до игрушечного заключения. Эпизод с краткосрочным выходом Ромки из состояния игрушки приоткрывает истинное положение вещей. Пугающее. Но финал оказывается еще более страшным. Астронавтика в этом мире пахнет даже не тюрьмой, а концлагерем. Финал эффектный и даже, можно сказать, убойный.

Ромка долетел до своего водопада. А Сломанная Сью уже никогда не долетит, вверенные ей фотографии исчезают одна за другой, гибнут люди на потерпевшем аварию корабле.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нечем думать, башню и не снесет, — врач постучал костяшками пальцев по стеклу.

А до этого диалог Ромки и Сломанной Сью:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Твой Железяка сломался, вот ты и забыла, — попытался утешить девочку Ромка. – Дойдешь до водопада, и будешь как новенькая. Я как-то локоть сильно порвал, а в следующем путешествии все зашилось само собой.

— Да нет, я вспоминаю, что было раньше. Совсем по-другому было. И вообще, к водопаду я больше не хожу, никуда не хожу. Здесь живу. Если бы еще фотографии не пропадали. Жалко... Был снимок такого интересного бородатого дяденьки, на пирата похож, я бы тебе показала. Ты не знаешь, куда пропадают фотографии? Я очень волнуюсь.

С учетом финала возникает вопрос: точно ли Сью была душевнобольной в той, реальной жизни? Складывается впечатление, что это изначально психически нормальный человек, у которого мыслительная деятельность подавлена искусственно. Отсюда и кукольный бунт. Отсюда и поломка. И ведь такое вполне возможно в свете финального диалога врачей:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Зато семье доход, и обществу пользу приносит. Кто ж кроме таких в подпространство без заморозки сунется?

Так покоряется космос: на начальном этапе собаки и обезьяны, потом люди. И если подходящего материала с врожденными отклонениями недостаточно, его создадут. Психиатрам не привыкать.

Очень сильная работа. Из тех, основную мысль которых уже не забываешь.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв из группы:

Очень оригинальная идея, навеянная темой, — проходить субпространство как волшебную игрушечную страну. Детишкам в радость пронести на верёвке парящую коробку с фотографиями. По полной опасностей и неожиданностей местности.

Конечно, игра. Самое естественное детское состояние. И она оказалась самым лучшим способом пробираться по космосу.

Игра – да. Но почему игрушка? Мутанты, давшие согласие на опаснейшую работу пилотами-навигаторами, шли на это сознательно. Ими не играли. Разве что некоторые совсем ничего не соображали, и их просто использовали как биомассу с хоть каким-то мозгом? Но сомневаюсь, что от таких был прок.

Может ещё и поэтому в субпространстве они в детском возрасте – эффект от мутации не так сильно проявлялся?

Вход в рассказ напрягает – что за железяка внутри детской груди? Но, как и Ромка, быстро забываешь о такой ерунде и погружаешься в чудесный таинственный мир. С дубоногами и клеевиками, с коварным песком, гнусно намеревающимся затащить тебя вглубь. И, конечно, с его неожиданными обитателями, временно-постоянными. С замечательным Пушистиком (он же мохнатик, малыш, он же, похоже, часть навигационной системы корабля), очаровательно несчастной Сломанной Сью и загадочным Широм.

Каждый персонаж – жемчужина. Каждый дополняет этот мир так, что без него – никак. Если Пушистик – часть корабля, помогающая Ромке вести коробку-корабль, то Сью – пилот. То ли с потерпевшего аварию корабля, то ли (я за этот вариант) взбунтовавшийся пилот, решивший остаться навсегда в субпространстве. А Шир, наверное, и вовсе обитатель субпространства. Выручающий из беды гибнущих пилотов.

У каждого свой незабываемый образ. И бредущий с необычным змеем Ромка, и стоящая, опустив голову, Сью, с вываливающейся из груди Железякой и торчащей косичкой с блёклым лоскутком — они навсегда в моей памяти.

Этот мир можно домысливать и развивать. В нём интересно-волшебно. И грустно.

И больше не хочется ничего говорить. Только – спасибо автору.

Хотя рассказ не совсем по теме. Я — и коробки фотографий – не то же самое, что Я — и старая фотография.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился.

Тема в наличии, но раскрыта неявно.

Читатель впечатлён виртуальным миром первой части рассказа – он одновременно убедителен и нереален! Впрочем, название сразу намекает, кто тут где. И ожидаемо обманывает ближе к финалу. Хорошо написано, закручено и свёрнуто. Как подпространство, в которое не сунешься «без заморозки»… ГГ настолько убедительно ведёт себя как маленький ребёнок, что читатель не сразу понимает, что Ромка таким будет всегда. Ну, или большую часть своей исковерканной жизни… Будущее звёздное человечество читателю решительно не понравилось. Циничное оно. Неужели нельзя

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
использовать автомат вместо очередного несчастного Элджернона
?!

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде нормально написано, а не заинтересовало. концовка не понравилась.

Переход с «Ромка» на «Роман» выглядит забавно.

Вообще странное отношение у меня к именам, особенно в их уменьшительно-ласкательной форме. Они мне ой как не нравятся.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, красивый. Читался на одном дыхании, без желания отвлечься. Но в итоге осталось недоумение. Во-первых, Шир. Каким боком он оказался в корабле? Типа два корабля в подпространстве встретились и один пилот помог другому? Очень странное появление. Недожата линия Сью. Это заблудившийся корабль, как я понял. Фотки исчезают, так как люди-груз в анабиозе умирают. Ок. Ну и чего ж эту Сью никак не вытаскивают, людей-груз не спасают? Управленцы же знают, что в пути корабли встречают корабль Сью. Данные о местонахождении корабля есть. Почему никто не спасает людей?

Финал разочаровывающий. Не жалко как-то этих живых кораблей. Зачем им вспоминать и становиться обычными идиотами, пускающими слюни. Так хоть при деле, а не овощи.

В итоге интересная идея (чтобы не говорили про вторичность, а мир красочный, отличный мир!), но действия в этом мире очень сумбурные.

Кстати, может их преступниками сделать или просто детьми, которых продали в рабство?

Не, правда, не жалко же их по рассказу.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из группы

Рассказ сразу заинтересовал меня. Используемый прием, в котором, знакомые вроде вещи используются по неожиданному назначению, поначалу совершенно непонятному заставлял меня читать с интересом, в надежде узнать – что всё это значит и чем всё закончится.

Текст ровный и без всяческих закидонов, читается приятно. Кольнуло: «На сером картоне, даже на дне», а так, всё нормально. Пушистые шарики, куклы и существа, вроде создают ощущение детскости происходящего, но тревога к развязке нарастает, особенно при появлении Сью.

А вот финал порадовал гораздо меньше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во-первых, для меня было большим разочарованием узнать, что действия происходили в очередной виртуал. реальности, хотя я об этом догадывался, но до последнего надеялся на что-то более оригинальное. Но это чисто вкусовщина.

Во-вторых. Гораздо большую претензию я предъявляю генеральному фантдопу рассказа. Идея пилотирования космических кораблей посредством подключения к ним мозгов не нова. Сразу, например, вспоминается «Геном» Лукьяненко, «Нелюдь» Латыниной и др. У них всё было довольно логично обоснованно. В этом рассказе, увы, не так. Корабль, в вирт. реальности, появляющийся в виде символа – коробки с фото, символ странный, да бог с ним. ГГ водит коробку, управляя кораблем. Ладно. Но! В случае опасности компьютер немедленно включается, предупреждая ГГ, у ГГ есть виртуальный помощник, тоже компьютерный. Вопрос: зачем тогда огород городить, рисовать условные карты с препятствиями, если компьютер прекрасно справляется сам с управлением? Зачем переносить реальные координаты в виртуальный мир? Зачем усложнять цепочку передачи данных? Зачем уменьшать скорость и мобильность управления?

Так что, обманули меня. История оказалось – ни то ни сё, превратившись из НФ в обычную «фэнтэзющку», а отличная задумка лопнула как мыльный пузырь :-(.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв из группы:

Тоже интересный рассказ с хорошим, как по мне, так крепким фантдопуском, соответствующим теме. Хватает в рассказе сильных мест, одна Сью в этом смысле отрабатывает каждый потраченный на неё печатный знак неоднократно. И когда теряет фотографии из коробки, и когда превращается в женщину с натянутой кожей. Тем не менее, кой-чего мне не хватило.

Мне не хватило более чётких аналогий между путешествием корабля и полётом коробки. Я вполне оценила красоту фэнтезийного мира и богатство авторской фантазии. Но, мне кажется, если бы автор время от времени выныривал из неё и показывал читателю, что происходит с настоящими людьми в настоящем корабле — рассказ производил бы более глебокое впечатление. Автор, понимаете о чём я? Не объяснялками в конце и по мере необходимости, а аналогиями, двумя параллельными сюжетными линиями. Это бы благоприятно сказалось на кульминации и облегчило вам труд по её воплощению. Мне так кажется.

Мне не хватило Сью, у которой «здесь ничего не получается». Я ушами это услышала, а прочувствовать не успела. Обидная недоигранность на струнах души.

Ну и финал в виде грубой объяснялки.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх