FantLab ru

Владимир Войнович «Москва 2042»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Голосов:
521
Моя оценка:
-

подробнее

Москва 2042

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 58
Аннотация:

Писатель — эмигрант получает возможность на машине времени перенестись в будущее. Цель его путешествия Москва 2042 года. Попав в Москву, писатель поразился тому, что в этом городе удалось построить коммунизм...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 323

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2677 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 71 знак, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Москва 2042
1987 г.
Вечер в 2217 году
1990 г.
Москва 2042
1990 г.
Малое собрание сочинений в пяти томах. Том 3. Москва 2042. Шапка. Иванькиада
1993 г.
Москва 2042
1994 г.
Сказки для взрослых
1997 г.
Москва 2042
1999 г.
Москва 2042
2002 г.
Москва 2042
2004 г.
Билет в детство
2005 г.
Москва 2042
2006 г.
Москва 2042
2007 г.
Мы. Москва 2042
2007 г.
Москва 2042
2010 г.
Москва 2042
2015 г.
Москва 2042
2016 г.
Москва 2042
2017 г.

Периодика:

«Знание-сила» 9/89
1989 г.

Аудиокниги:

Москва 2042
2003 г.
Москва 2042
2003 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2015 г.

В первый раз пытался читать, когда роман только вышел, фактически ещё в детстве. Тогда показалось памфлетом, чересчур уж преувеличенным, да, и верилось по наивности в лучшее: в то что тёмные времена позади. А теперь, когда Россия по генерации абсурда уже превзошла даже совок и происходит новое сращивание государства, спецслужб и церкви, понимаешь, каким пророком оказался автор.

Оценка: нет
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2008 г.

Этот роман во всем хорош. Но особенно хорош он тем, что Войновичу удалось не только высмеять прошлое и настоящее, но у него ещё здорово получилось заглянуть в будущее. Эти преобразившиеся спецслужбисты, адепты новой веры, сильно напоминают мне героев нового времени, наступившего значительно раньше, чем 2042 год. Ну а отец Звездоний — это просто без комментариев!

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2012 г.

До Москвы образца 2042 года нам осталось всего лишь 30 лет, но уже наметились, как и писал Владимир Войнович, «СОСТАВНЫЕ НАШЕГО ПЯТИЕДИНСТВА: НАРОДНОСТЬ, ПАРТИЙНОСТЬ, РЕЛИГИОЗНОСТЬ, БДИТЕЛЬНОСТЬ И ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ!» (c)

В конце 80-х годов по радио «Свобода» я слушал «Москву 2042» в исполнении автора — порой в жуткой какофонии глушилок, сопровождавших тогда все передачи «импортных» радиостанций. Восторгался языком и сюжетом, пересказывал услышанное на следующий день своим коллегам по работе — всё было замечательно. Только одного не мог понять, зачем нужно было совать КГБ в 2042 год. Прошло время, и оно мне объяснило, зачем — судя уже по сегодняшним реалиям в нашей жизни, много и далеко предвидел Владимир Николаевич, а я этого, увы, долго не понимал.

- Будь готов!

- Воистину готов!

Гениальная книга: какую строку ни возьми — и страшно, и грустно, и смешно. И всё про нас — про нас сегодняшних.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2008 г.

Прекрасный сатирический роман, написав который Войнович ухитрился заработать себе врагов не только в СССР, но и в эммигрантских кругах. Не могли ему простить многие, столь явную аналогию между Симом и Солженицыным... Роман великолепно, в гротескной форме демонстрирует все штампы Советской идеологии, высмеивает и обличает многие несуразицы происходившие в СССР. Прекрасное произведение, которое будет особенно хорошо понятно человеку, успевшему пожить во времена красных знамен и лозунгов «Коммунизм победит!».

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2009 г.

Первая моя аудиокнига — в восьмидесятых слушал роман по русской службе бибиси в исполнении автора :gigi: Тогда было смешно и горько, теперь — горько и смешно, потому что несмотря на все катаклизмы последних десятилетий мы все равно движемся в Москву 2042... :blush:

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2008 г.

Единственное прочитанное мною произведение Войновича.

С литературной точки зрения, по моему мнению, роман не блещет: сюжет рваный, многочисленные логические ляпы и нестыковки, герои черезчур однобоко-гипертрофированные даже для сатирического романа, язык ничего особенного из себя не представляет...

Что же касается основной, идеологической идеи романа, то налицо явный перебор параноидального антикоммунизма, перетекающего в откровенную русофобию. Меня, отнюдь не коммуниста, местами просто коробило от пассажей автора.

P.S. Сравните, например, тоже с сатирическо-антикоммунистическими «Хождениями Джоэниса» Шекли. Результат явно не в пользу Войновича.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2013 г.

Потрясающе остроумный антисоветский памфлет. Потрясающе остроумный (хоть и несколько радикальный) памфлет против Солженицына. Советская жизнь, доведенная до логического конца. Книга, которую можно разобрать на цитаты, как «Швейка» или «Двенадцать стульев».

Предсказано слияние православия с государством. Предсказан даже сотрудник КГБ, работавший в Германии.

Дзержин логично превращается в Дружина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но отец Звездоний вдруг не отрекся. Не ожидала такого от этого персонажа. Или у него был прототип, который однажды не отрекся?

P.S. А что случилось с женщиной, которая отправилась в будущее лечиться от рака?

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2017 г.

Все таки Войнович провидец. Сотрудники КГБ, неумело крестящиеся в храмах, попы-патриоты, кольца враждебности, гениалиссимус. Такое впечатление, что книгу восприняли как инструкцию к действию.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2011 г.

Отличная сатира, в которой автор изрядно поиздевался над давно прогнившей ко времени написания советской системой, а заодно и над некоторыми деятелями русской эмиграции :lol: В романе явно прослеживается влияние главного труда Оруэлла, его можно рассматривать как ответ английскому автору — «нет у нас будет не так, а хуже, но зато настоящий коммунизм, а не ангсоц». Войнович замечательно изобразил мир, в котором коммунизм «победил» в одном отдельно взятом городе, где произошла подмена базовых понятий (первичное стало вторичным, а вторичное первичным), а принцип «каждый по способностям, каждому по потребностей» означает лишь то, что потребности каждого гражданина просто определят за него («У вас нет осветительной потребности...»:haha:). В меру гипертрофированные для жанра персонажи, абсурдные ситуации, над которыми можно и смеяться, и печалиться, множество отрывков в тексте, которые можно разобрать на цитаты — давно я так взахлёб не читал целый роман, как «Москва 2042». И главное — нельзя однозначно утверждать, что он устарел и неактуален — то ли ещё будет, и через 20-30 лет газопроводы будут переоборудованы для перекачки на Запад «вторичного продукта».

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 октября 2015 г.

Войнович являет собой редкий дистилированный пример второстепенного автора, у которого все в порядке с юмором, темпераментом и по части вкуса без существенных прегрешений ( кто бы ни говорил, а Чонкин — совершенно не ядреный роман). Вот и «Москва 2042» получился романом очень легко читаемым, откровенно развлекательным. в котором и антиутопия подана с такими в общем легкими тональностями, что чтение сродни пляжному. Забавно, с прелестным ( но не суперуничтожительным) шаржем Солженицына, безобидными метаниями центрального пустяшки. Для меня неясно, чем такой роман может вызвать сильное впечатление. Соответственно, и ругать его незачем. Оптика у Войновича, понятно, не гоголевская. Писатель пописывает, читатель почитывает. Определенно Аксенов, с которым в силу эмигрантской ли общности у меня какое-то время ассоциировался Войнович, был поярче и самобытней и даже «Москва-ква-ква», которую не пинал только ленивый, а все же позабавней нежели «Москва 2042». Почитал-забыл. Но без раздражения.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2011 г.

Сверхзлая и (увы) сверхактуальная сатира. Боюсь, в нашей бедной стране она никогда и не устареет. Хотите православного коммунизма? Хотите Солженицына (распутника и агента ГБ) в отцах нации? Хотите узнать почем 0,5% едят икорочку, а остальные — «продукт вторичный»? Что, вы это все и из телевизора знаете? Да? А вот Войнович как-то так еще 25 лет назад об этом написал....

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 августа 2009 г.

При чтении романа улыбнулся только несколько раз... Плакать нужно, а не смеяться.:weep:

Со своей задачей автор, как и его многочисленные коллеги, справился — СССР нет, и коммунистические режимы в мире доживают последние годы. Что изменилось?..

На смену вождям пришёл сотрудник КГБ — Букашев, который в 80-х был командирован в Германию. В будущем его портреты висели в каждом кабинете, на фасаде зданий. Только улицы и площади пока еще не называют именем «Гениалиссимуса». Но на дворе еще далеко не 2042 год. По-моему ничего не изменилось!

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2015 г.

Известное и достаточно интересное сатирическое произведение. На мой взгляд, юмор несколько грубоват — с некоторым закосом в туалетную тематику. Но есть очень запоминающиеся образы — например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неоднократно упоминаемое в комментариях “пятиединство”, отличная идея выпускать газеты в виде рулонов туалетной бумаги (ну а правда, некоторые газеты ведь по другому-то и использовать нежелательно), и другие...

Самым серьёзным недостатком оказался даже не грубоватый юмор, а то, что книга, к сожалению, оказалась пророческой. Разумеется, это не вина автора.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июня 2015 г.

В принципе, мне уже, конечно, не особо интересны сатиры на советскую эпоху — в свое время весьма многочисленные и злободневные, а сейчас воспринимающиеся примерно так же, как сатиры на эпоху Анны Иоанновны (я бы почитала, если б нашла, кстати) — исключительно в историческом плане. Печально, в общем-то, наблюдать, как люди исходят ядом, даже если исходят совершенно по делу. И даже если яд хорошего качества и забавный, все равно желчность не красит писателя, а юмориста джеромовского типа я предпочту любому сатирику зощенковского — не за качество, а за оптимизм подхода.

Впрочем, «Москва 2042» довольно забавная, и если снять первоначальные претензии к жанру как таковому, она очень хороша. Сюжет, в общем, прост: советский писатель-эмигрант, живущий в Германии (дело происходит еще до развала Союза), волею случая получает шанс воспользоваться машиной времени, и не выбирает ничего лучше, чем отправиться в Москву будущего, где, как выяснилось, победил коммунизм. Правильно говорят, и я никогда не перестану это повторять к случаю: эмигранты навсегда остаются жить в том времени, из которого они уехали. А ведь у нас с вами, товарищи, есть все шансы дожить до 2042 года, как мы дожили до до июня 2015 — посмотрим, что выйдет, но явно не победивший коммунизм.

Итак, в этой Москве 2042 коммунизм доведен до абсурда, а сама она обнесена колючей проволокой, потому что снаружи — кольца врагов. Все по Ленину, коммунизм проще строить на маленьком пространстве, чем на большом. А дальше — дикая сатира, нечто среднее между 1984 и «Мы», а по сути — все негативные приметы ушедшей эпохи, доведенные до абсурда. Еды нет, зато лопухами кормят практически бесплатно. Все развалено и неблагоустроенно, зато неустанно возносятся хвалы руководству. Признаться, почитав первые впечатления о будущем, я приуныла, что нам и дальше будут описывать газеты, напечатанные прямо на туалетной бумаге, но нет, в романе развернулось очень лихое и забавное действие по свержению одних тиранов и замене их другими.

Надо сказать, что линия с писателем «глыб» Симом, который годами тренировался к тому, как въедет в остатки России на белом коне и объявит сам себя абсолютным монархом. Вообще очень удачная и очень злая пародия на Солженицына вышла, аж посмотреть приятно. Я, честно говоря, питаю к нему глубокую неприязнь и в литературном плане, и в остальных, так что с Войновичем вполне солидарна.

В итоге получается не свержение тиранов, натурально, а история города Глупова, потому что новая власть хоть и кардинально новая вроде бы, а на самом деле просто памятникам поменяют головы и больше ничего не изменится.

В целом — очень забавная сатира одновременно на коммунистов и антикоммунистов, и этим двойственным подходом особенно хороша. Потому что черня коммунизм, обычно люди забывают про обратную сторону, а весь этот хруст французской булки ничуть не лучше, она не менее жутка и комична одновременно.

«To oppose vulgarity is inevitably to be vulgar. You must go somewhere else; you must have another goal; then you walk a different road» (из дневника Эстравена).

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 декабря 2013 г.

Когда, я наконец-то открыл этот роман, то в графе «Жанр» увидел -«Социальная фантастика, Юмористическая фантастика». Насчет первого — оправдал себя примерно на 75 %, но насчет юмора — здесь он оправдан полностью.

Казалось бы, порядком затертый и изношенный сюжет, но Войновичу удалось передать его с огромной долей иронии и (не побоюсь этого слова) жесткого, тотального стеба. Стеба как над СССР, так и над Москорепом. Получилось очень увлекательно: прочел его буквально за 3 дня. Несмотря на неплохой объем — читается очень легко и понятно.

И еще есть довольно интересное описание революции — оно заслуживает отдельного отзыва, так что буду краток. Когда начинается революция, то тут уже шутки в сторону.

P.S Так быстро и легко из фантастов я читал только Кларка и его «Космическую одиссею»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх