FantLab ru

Эдгар Аллан По «Колодец и маятник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.72
Голосов:
1379
Моя оценка:
-

подробнее

Колодец и маятник

The Pit and the Pendulum

Рассказ, год; цикл «Эдгар Аллан По: свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 177
Аннотация:

Приговоренный к смерти судом инквизиции открывает глаза. И видит, и чувствует — темноту. Это тюрьма, квадратная камера с колодцем в центре и огромным заточенным маятником над головой. Выбирай, узник!

Входит в:

— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.

— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.

— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.

— антологию «Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.

— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.

— журнал «Weird Tales», October 1923», 1923 г.

— антологию «Dead of Night: Horror Stories from Radio, Television and Films», 1981 г.

— антологию «65 Great Spine Chillers», 1979 г.

— антологию «Страшно увлекательное чтение. 21 иллюстрированный триллер», 2001 г.

— антологию «Классические кошмары», 2010 г.

— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.

— антологию «Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror», 1961 г.

— антологию «Les Maîtres de la Peur», 1927 г.

— журнал «Преступление и наказание № 3», 1917 г.

— антологию «Horror Short Stories», 2018 г.

— антологию «The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories», 1982 г.

— антологию «Survive, or Die!», 2013 г.

— антологию «Opowieści nadzwyczajne, tom I», 1913 г.

— антологию «Вампир», 2020 г.


Экранизации:

«Колодец и маятник» / «Pit and the Pendulum» 1961, США, реж: Роджер Корман

«Колодец и маятник» / «Le puits et le pendule» 1964, Франция, реж: Александр Астрюк

«Колодец и маятник» / «Die Schlangengrube und das Pendel» 1967, Германия, реж: Харальд Райнль

«Маятник, колодец и надежда» / «Kyvadlo, jáma a nadeje» 1983, Чехословакия, реж: Ян Шванкмайер

«Инквизитор: Колодец и маятник» / «The Pit and the Pendulum» 1991, США, реж: Стюарт Гордон



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Его ужасное сердце. Самые известные рассказы Эдгара Аллана По и 13 новых историй по их мотивам
2020 г.

Издания:

Избранные рассказы
1935 г.
Избранное
1958 г.
Золотой жук. Странные шаги
1967 г.
Полное собрание рассказов
1970 г.
Эдгар По. Избранное. Том 2
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Эдгар По. Новеллы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Лигейя
1988 г.
Похищенное письмо
1989 г.
Падение дома Ашеров
1990 г.
Убийство на улице Морг
1990 г.
Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Маска Красной смерти
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1993 г.
Сказки бессонных ночей
1994 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Черный кот
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1996 г.
Маска Красной смерти
1996 г.
Маска Красной смерти
1998 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Свидание
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Король Чума. Американская готика. XIX век
2001 г.
Шедевры классической поэзии для юных читателей
2003 г.
Колодец и маятник
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах.Том 2
2004 г.
Маска Красной смерти (подарочное издание)
2005 г.
Маска Красной Смерти (подарочное издание)
2005 г.
Рассказы
2006 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Эдгар По. Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Эдгар По. Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения (подарочное издание)
2007 г.
Колодец и маятник
2008 г.
Убийства на улице Морг
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Рассказы
2009 г.
Убийства на улице Морг
2009 г.
Эдгар Аллан По. Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Улица Морг. Дом 1
2010 г.
Страшно увлекательное чтение. 21 иллюстрированный триллер
2010 г.
Классические кошмары
2010 г.
Золотой жук
2010 г.
Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Идеальное преступление
2011 г.
Падение дома Ашеров
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Убийство на улице Морг
2011 г.
Золотой жук
2012 г.
Колодец и маятник
2012 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Золотой жук
2013 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
17 рассказов
2014 г.
Золотой жук
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Золотой жук
2016 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Маска красной смерти
2016 г.
Падение дома Ашеров
2016 г.
Рассказы
2016 г.
Черт на колокольне
2016 г.
Бочонок Амонтильядо
2017 г.
Золотой жук
2017 г.
Колодец и маятник
2017 г.
Мистические рассказы
2017 г.
Похищенное письмо
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Маска Красной Смерти
2018 г.
Падение дома Ашеров
2018 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Вампир
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Мистические рассказы
2020 г.

Периодика:

Преступление и наказание № 3
1917 г.

Аудиокниги:

Маска красной смерти
2003 г.
The Pit and the Pendulum / Колодец и маятник
2006 г.
Маска красной смерти
2008 г.
Колодец и маятник
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Opowieści nadzwyczajne, tom I
1913 г.
(польский)
Weird Tales, October 1923
1923 г.
(английский)
Les Maîtres de la Peur
1927 г.
(французский)
Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror
1961 г.
(английский)
Dead of Night
1981 г.
(английский)
The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories
1982 г.
(английский)
Dead of Night
1984 г.
(английский)
65 Great Spine Chillers
1985 г.
(английский)
Dead of Night: Horror Stories from Radio, Television and Films
1986 г.
(английский)
Dead of Night
1989 г.
(английский)
Книга пригод
1991 г.
(украинский)
Poetry for Young People
1995 г.
(английский)
Золотий жук
2001 г.
(украинский)
Tales of Mystery and Imagination
2003 г.
(английский)
The Gold Bug and Other Tales
2006 г.
(английский)
Alone
2008 г.
(английский)
Викрадений лист / The Purloined Letter
2008 г.
(украинский)
Золотий жук
2010 г.
(украинский)
Золотий жук
2016 г.
(украинский)
Horror Short Stories
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как говорится, рассказ задел за живое...

А как же иначе, если история у которой почти нет предыстории, сразу же погружает в атмосферу безпросветного (в прямом и переносном смысле) ужаса. Клаустрофобический приступ охватывает от того, что нет понимания, где ты и что находится рядом с тобой. В реальность возвращает лишь только еда и питьё, которые появляются рядом, как только возвращаешься из мира сна, который мало чем отличается от кромешной тьмы реальности...

Но если тьма так ужасает, то может быть свет поможет хоть как-то заглушить ужас обречённого на продолжительные мучения в чёрном аду ограниченного пространства глубоко под землёй? О, нет, сумрачный свет принесёт лишь новые страдания обреченному арестанту. Но вдруг удастся ещё хоть на какое-то время продлить жизнь? Как долго ждать конца страданий или лучше было бы умереть сразу?

Апофеозом ужаса является осознание, что ты находишься между маятником, грозящим разрезать твою плоть или же попытаешься найти упокоение исстрадавшейся душе на дне колодца — выбор за тобой...

Задело за живое, потому что даже описанное мною страдание человека, обвинённого инквизицией на медленную или быструю смерть, по своему выбору, является неполным. Неужто автор переживал всё это сам и погрузил в эти предсмертные переживания и меня? А иначе как объяснить, раз в столь маленьком по объёму произведении скопилось столько настоящих переживаний, что прочитанное столь живо стоит в моём воображении, вновь и вновь оживляя все органы чувств, будто бы между колодцем и маятником был я сам...

Очень живой и психологически точный рассказ, беспощадный в своей реалистичности.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, данное произведение прекрасно описывает саму сущность человеческого бытия. Хоть мы и не знаем происхождения узника, ясно, что его жизнь была отнюдь не сладка, и лишь в столь экстремальной ситуации он действительно начал ценить свою жизнь, пытаясь избежать собственной участи. Несмотря на отсутствие экспозиции, мыслям главного героя веришь, его эмоции и переживания описаны крайне ярко, отчего создаётся нужный эффект погружения, позволяющий олицетворить самого себя с персонажем. Создаётся ощущение, что сам читатель находится в этой самой темнице, превозмогая все, что там происходит, а динамика текста, равно как и интрига, заставляет дочитать рассказ до конца. Не всем писателям удаётся добиться подобного эффекта.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, годный рассказ. Он многоуровневый, в нём практически каждый найдёт что-то своё. Он не заставит скучать, так соединение красивого слога По, интересных моментов и идей захватывают в какой-то мере. Ближе к концу уже становится понятна концовка.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно! В этом рассказе прекрасно всё. И живые описания мытарств заключённого, и ход его мыслей, и передача эмоциональных состояний. Думаю, в «Колодце и маятнике» мрачная составляющая таланта автора раскрылась во всей красе. Этому способствует классические литературные приёмы: замкнутое пространство, нагнетание ситуации, атмосфера безысходности — всё то, в чём По безусловный мастер. Добавим сюда тему инквизиции — эта тема всегда будоражит умы и вызывает интерес — и получим замечательный рассказ. При желании в нём можно обнаружить и другие смыслы, но даже сам по себе, без поисков глубинных посылов, текст — впечатляет.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пронизанный атмосферой неотвратимости страшного рока рассказ, повествующий о предсмертных думах и, что наиболее интересно, прекрасным слогом крайне живо переданных ощущениях человека, стиснутого стальной хваткой известной своей безжалостностью испанской инквизиции, изощренным способом решившей отнять жизнь главного героя, отчаянно пытающегося найти спасение в затуманенном страхом рассудке из служащей местом заточения темницы с фигурирующими в названии орудиями казни, не исчерпывающими, впрочем, весь ассортимент инструментов истязания плоти и духа в этом аллегоричном произведении, при всей неспешности действа, столь хорошо передающем чувства протагониста, что каждое его движение, – способное оказаться последним, – и решение, – рискующее быть ошибочным, – заполняют читателя широкой палитрой характерных эмоций.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще-то этот рассказ — классическая христианская метафора человеческой жизни.

Человек рождается во тьме и долго ничего не понимает. Потом он обнаруживает, что существует смерть (это колодец). Дальше наступает время, когда маятник времени, спускающийся всё ниже и ниже, начинает нас убивать. И наконец — смерть: стены мира раскаляются и сжимаются, загоняя нас в ад (главный герой видит все ужасы колодца, на этот раз освещённого до дна, и кричит «только не это»). Но в последний момент его спасает Христос — «французские войска». «Инквизиция была в руках её врагов» = «Смерть, где твоя победа?»

Интересно, что начало рассказа скорее ссылается на иудейскую мистику, согласно которой душу, предназначенную к воплощению, сначала проводят по всему раю и обучают всей Торе — и потом осуждают и погребают в теле, как в тюрьме или в могиле. В этом смысле Эдгар По — предисловие к Шмуэлю Агнону.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотите узнать о любимых пытках инквизиторов? Тогда вам сюда!

«Я видел шевелящиеся губы судей над черными мантиями. Они казались мне мертвенно-белыми, и неестественно тонкими. Так сжали их неумолимая жестокость, непреклонная решимость и презрение к человеческому горю.» (с)

В этом рассказе По переносит читателя в Толедо в судебный зал инквизиторского дворца. Главный герой, обвиненный в ереси, осужден не на милосердное аутодафе (публичное сожжение на костре), а на мучительные нравственные пытки. А уж в пытках-то отцы-инквизиторы всегда были изощренными! Что они придумали для обвиненного рассказывать не буду, читайте лучше сами. А кто смотрел фильм «Ворон», тот сразу поймет почему рассказ называется «Колодец и маятник». Слава Богу, что конец героя истории не такой кровавый, как в фильме. Мне уже хватило это увидеть один раз, до сих пор не могу забыть:(

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О том что Эдгар По мастер своего дела я давно не сомневался. Эстет мрачной литературы, культурный гений Америки, и конечно одно из самых громких имен основоположников детектива и литературы ужаса. Так и тут, в этом рассказе с ничем не примечательным названием По сумел раскрасить свое произведение в темные готические тона.

История с первого взгляда незамысловата: человек схваченный изобретательными инквизиторами оказывается в тюрьме. Дабы еще тюрьма была самым что ни есть местом заточения, но она больше напоминает камеру пыток достойной чтобы быть запечатленной на картинах Босха. С этого и начинается рассказ. Дальше автор предлагает просто невероятнейшее описание человека в такой ситуации. Тут просто невероятно, насколько вживаешься в образ этого человека, ощущаешь чувствуешь, словно сам очутился в этом месте и нервно подрагиваешь от каждого зловещего мгновения. Страх просто передан идеально и восхитительно, чувство ужаса это наверное одно из лучших описаний что я читал вообще. Этим и трогает рассказ, берет за грудки своим нервным удушьем и не отпускает до самого конца, намереваясь что вы сейчас побредете по своей комнате высчитывая шаги и ожидая рока.

По сумел передать самую невероятнейшую гамму эмоций ужаса, дать это ощутить. Нечто подобное я ощущал в литературе ужасов единичные случаи раз, а остальное больше похожи на картонные страшилки. Кажется у знаменитого писателя целая копилка историй не дающая заснуть его читателям. Бессонница, эффект присутствия, нервное оглядывание по сторонам и желание убедиться что все в порядке идут в наличие.

Итог: самая что ни есть история от которой немного становиться не по себе. Литература которая впечатляет и не оставляет равнодушным, однозначный шедевр!

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Описанием изощренных ловушек, с которыми сталкивается главный герой, рассказ сильно напомнил фильмы «Куб» и «Пила». Интересно, что многие сюжетные ходы были давным-давно использованы в литературе, еще до появления кинематографа. Хотя Эдгар По, как и Лавкрафт считаются новаторами литературы хоррора.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это нечто невероятное. Нечто, что взорвало моё сознание, на миг отправило в пустоту и выдернуло оттуда, как раз в тот момент, когда страницы книги чуть не поглотили меня целиком. Этот рассказ подчиняет себе, угнетает волю. Я дочитал его десять минут назад. И только сейчас понял, что ворох образов, ощущений, всполохи сознания, буйствующие в голове — плод символов, гнездящихся на бумажном листе.

Раз так, казалось бы, они должны нести какой-то смысл? Но какой? Ощущение, будто видел сон, но вот он сменился явью, а картинки стали тенями, всё меркнущими и меркнущими... Нет, я помню кое-что. Главного героя пытают. Инквизиция. Испания. Судя по всему, описываются его ощущения. Но за ними — что-то большее; что-то зловещее, необъятное и неотвратимое, ведь нельзя взять и захлопнуть книгу. Нечто, что было со мной, что было мной, но теперь ушло. Пытаюсь вспомнить. Перед мысленным взором — тьма и больше ничего.

Я не стану врать. Рассказ не заставит меня ходить «чуть торкнутым» неделю. Более того, признаюсь, я эти-то строки пишу, усилием воли сохраняя исчезающии ощущения, отключив разум и рациональное мышление. Это всё равно что, пытаясь ухватиться за уходящий сон, погружать ещё неотошедшее сознания обратно во мглу. И мне уже сейчас достаточно трудно делать это. Думаю, пройдёт ещё минут пятнадцать, и от впечатления останется лишь жутковатый холодок. Как от ночного кошмара...

Ох... прошу простить за эту вакханалию мысли. Если быть честным, даже не перечитывал, что написал.

В одном можете быть уверены: «Колодец и маятник» подарит вам безумие на полчаса.

Удивительно. Непередаваемо.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кошмарный своей реалистичностью рассказ о предсмертных минутах человека, обреченного на чудовищную казнь. Человек начинает ценить свою жизнь, когда находится в смертельной опасности, и во что бы то ни стало пытается спастись.

Ужас приходит не извне – ужас живет в душе и когда наступает время, выбирается наружу, пожирая разум. Ужас, испытываемый героем, не отпускает читателя ни на секунду, безысходностью окутывает в свои липкие сети тьма. Ужас — самая страшная пытка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

И все же надежда есть – надежда не сорваться в колодец, надежда что спасут ненавистные крысы, надежда… Как есть и выбор – перестать бороться за жизнь, прыгнуть и прекратить все самому, закрыть глаза и смириться с падающим маятником, или продолжать бороться и страдать от новых, более ужасных пыток.

И совершенно неожиданная для читателя счастливая развязка сбивает с толку, ведь вот она последняя секунда жизни, вот-вот покажется свет или адский огонь… В одну секунду многодневный кошмар прекратился.

Возникает вопрос, а не бредил ли воспаленный предчувствием жуткой смерти мозг заключенного? Ведь пыткам предшествовал обморок, так может все это время герой находился в «обморочных» далях?

Вот такой он, истинный, сладко щемящий сердце психологический хоррор, оставляющий больше вопросов, чем было их задано изначально.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ напоминает немного ситуацию с «бочкой амонтильядо» — опять мы не знаем, за что наказывают главного героя. Только в этом случае это менее важно, ибо Инквизиции много причин не требовалось. Пытки же сего «бича Господнего» захватывали воображение многих (особо когда живешь через несколько столетий после происходившего — конечно можешь себе позволить уже пофантазировать на эту тему).

Но у По, как всегда, пытки физические заменяются пытками психологическими. И о до чего же эффективными! И каждая пытка при том при всем имеет еще вполне конкретный символический смысл.

Сначала кромешная тьма и опасность таящаяся в ней. Потом коса времени в виде маятника с лезвием, медленно и неумолимо опускающаяся на приговоренного. Страшна не смерть, а ожидание ее. Это самый жуткий отрывок. Гораздо более жуткий, чем какие-либо горы трупов, нарезанные бензопилой. И гораздо более аллегоричный — автор опять напоминает нам о неумолимости смерти и времени, которое всему приносит конец. Конец истории украшает картина разрисованных «под ад» стен, раскаляющихся докрасна и сдвигающихся, глаза демонов горят настоящим огнем. И рядом молчаливо присутствует колодец, о содержании которого мы можем разве что догадываться из наличия выбегающих оттуда крыс, но именно умолчание и довершает зловещее впечатление.

Интересно, что эта серия пыток в какой-то мере отражает фанатически-религиозную картину мира, присущую самой инквизиции — сначала мы рождаемся блуждать в темноте (и, кстати, герой не помнит практически ничего, что было до казни, только смутные пятна-привидения при свечах, которые сначала кажутся ангелами-хранителями), если нам повезет, и мы не споткнемся о житейские опасности, коса времени все равно скосит нас. А дальше нас всех ждет ад, конечно.

Спасение героя, само собой, выглядит более чем фантастическим, но в данном случае оно вполне под стать всей остальной фантасмагории. При желании его даже можно интерпретировать как намек на восхождение души в рай после чистилища, учитывая всю обстановку, то есть высшую справедливость, которая существует где-то там вовне суда инквизиции и выше него... Воображения автору не занимать. И что самое интересное, хотя от этих пыток пробирает дрожь, они при этом обладают какой-то особенной темной эстетикой, художественностью, чего зачастую не хватает современным образцам жанра.

В том издании, которое присутствует у меня на бумаге, рассказы дополнены чудесными иллюстрациями Гарри Кларка (собственно, они заставили меня купить это издание По в польском переводе — что само по себе было бы немного странно). Они настолько точно передают атмосферу творчества По, что я настоятельно рекомендую всем не видевшим поискать в интернете. А вообще, творчество По — это настоящая кладезь для художников-иллюстраторов. Как и для режиссеров, впрочем.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Насколько помню, прочитал этот рассказ, еще учась в восьмом классе, а может быть, и раньше слышал, как его читали по радио (если его там читали)? В то время впечатление было весьма сильным – изощренное в техническом и психологическом отношении издевательство инквизиторов над своей беззащитной жертвой ужаснуло. Теперь, конечно, такого чувства при перечитывании нет, но отчаяние главного героя и его дикое, непобедимое желание выжить рассказ передает отлично.

Инквизиция – типичное «действующее лицо» жанра ужасов, а читателю советской культуры, в рамках атеистического воспитания хорошо ознакомленного с кошмарами средневекового мракобесия, подобный образ бьет по «больному месту» подсознания. Страшно подумать, что могут сделать люди с таким же, как и они, человеком. Не только в Средние века, но и сейчас человек остается для другого человека самым страшным монстром.

Рассказ оказал большое влияние на жанр ужасов – это один из первых образцов своеобразного поджанра «человек в ловушке». В современном хорроре этот сюжетный ход используется крайне широко – от «Мизери» и «Игры Джералда» Стивена Кинга до «это вашей» «Пилы».

«Колодец и маятник» можно понимать не только буквально. Герой противится неизбежной, как кажется, смерти, вырываясь из одной ловушки только чтобы попасть в другую – и все это время осознает, что обречен. Как и всякий человек, понимая, что смертен, тем не менее, борется за жизнь и старается прожить ее не зря. И чудесное спасение главного героя – вовсе не следствие желания создать стандартный «хэппи энд» (в отношении По такие подозрения смешны). Может быть, это способ выразить уважение автора к своему герою, а может быть – мистическая надежда на какое-то продолжение существования души после смерти, загробное воздаяние? В любом случае, рассказ наполнен верой в то, что пока человек жив, для него всегда есть смысл бороться.

Итог: что тут сказать? По – один из родоначальников жанра ужасов в современном виде, а «Колодец и маятник» — одно из самых интересных и нестандартных (без заживо похороненных девиц) его произведений. Классика, обязательная к прочтению.

P. S. Рассказ перечитан в связи со знакомством с темой «10 любимых страшных рассказов» на форуме ФантЛаба.

Оценка рассказу – 9 из 10.

Оценка «пугающего потенциала» — 4 из 5 (может сильно напугать).

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К какому бы жанру сегодня ни пытались относить этот рассказ фанаты готики, мистики и тд и тп, одно остается несомненным :

Эдгар Аллан По был первым. Он создавал этот жанр, нащупывал его законы, строил это великолепное здание и наполнял его таинственными и мрачными историями, в равной степени способными зачаровать и 7-летнего мальчика и 70-летнего старика.

Для меня весь Эдгар По всегда будет ассоциироваться со старым школьным зданием, комнаткой об одном окне, сплошь заставленной полками, где тесными рядами в выцветших потертых обложках стоят остропахнущие плесенью корешков и чернильными надписями формуляров бумажные книги, каждая из которых прячет внутри целый мир.

Несколько лет я искал продолжение, тогда еще не зная, что эта тоненькая книжка — практически все, что он написал.

Я перечитывал каждый рассказ по многу раз, строки поэм, имена, названия замков, вин, улиц и домов звучали как музыка, которую можно слушать бесконечно.

И каким же счастьем было найти года через три-четыре Марсианские Хроники ! Но это уже совершенно другая история...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В первую очередь «Колодец и маятник» берет атмосферой. Безысходность, ужас, обреченность. Лучик надежды загорается только для того, чтобы угаснуть под напором новой волны отчаяния. И все же герой не сдается, борется, не покоряется судьбе.

Герой… неважно, кто он – праведник или злодей, ни один человек не должен подвергаться таким пыткам. Не имеет значения его прошлое, характер. Главное — его эмоции, описанные с необычайной правдивостью. Эдгар Аллан По с филигранной точностью передает психологическое состояние человека, оказавшегося внутри кошмарного сна.

Кстати, окружающая обстановка и события, описанные в рассказе, действительно больше похожи на сон, чем на реальность. Но это совсем не портит впечатления от прочитанного.

Итог: великолепный рассказ, оказывающий сильное эмоциональное воздействие на читателя.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх