fantlab ru

Марта Уэллс «Отказ всех систем»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
853
Моя оценка:
-

подробнее

Отказ всех систем

All Systems Red

Повесть, год; цикл «Дневники Киллербота»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В далёком будущем, где над всем властвуют корпорации, каждая экспедиция на другую планету должна получить разрешение и снаряжение от страховой Компании. Все команды исследователей сопровождают предоставленные Компанией андроиды, обеспечивающие безопасность.

Однако в обществе, где контракт получает тот, кто предложил наименьшие расходы, безопасность ― не самое главное.

На далёкой планете команда исследователей проводит эксперименты под присмотром выданного Компанией робота ― обладающего сознанием охранного устройства, взломавшего программы своего модуля управления и мысленно именующего себя «Киллерботом». Людей робот презирает и всё, чего он действительно хочет ― это остаться одному на достаточно долгое время, чтобы решить, кто же он.

Однако когда с соседней экспедицией случается нечто дурное, выяснять, что именно там произошло, приходится учёным и их Киллерботу.

© перевод аннотации: zarya
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Nebula Awards Showcase 2019», 2019 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2017 // Повесть

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2018

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2018 // Повесть

лауреат
Локус / Locus Award, 2018 // Повесть

лауреат
BooktubeSFF Awards, 2018 // Произведение малой формы (выбор жюри)

лауреат
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2020 // Переводной роман (США; повесть)

Номинации на премии:


номинант
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 2018 // Лучшая НФ-книга в США

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Отказ всех систем
2019 г.
Дневники Киллербота
2023 г.

Аудиокниги:

Отказ всех систем
2020 г.

Издания на иностранных языках:

All Systems Red
2017 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2019
2019 г.
(английский)
Всі системи: небезпека
2023 г.
(украинский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых и до последних строк меня мучила мысль: зачем делать робота соединением человеческих (органических) фрагментов и механизмов? Это же ужасно непрактично и имеет множество вопросов в эксплуатации. Как и непрактично роботу с пушками в конечностях иметь «плохое ПО», которое, со слов того же робота, стоит у всех его аналогов.

Другой ужасно раздражающий вопрос: почему бот, который в теории должен легко оперировать множеством процессов, не в состоянии контролировать свою мимику (вообще зачем она ему изначально?) и движения тела (он постоянно «вздрагивает» от чьих-то слов)? Неужели вместе с органическими фрагментами ему перепали органы, продуцирующие гормоны, а те делают бота эмоционально неуравновешенным, как подросток? Также его «отвлекают» несколько потоков запросов/сообщений от разных систем и людей — в чем проблема многопоточно их обрабатывать и приоритезировать/управлять?

И последний вопрос: зачем все эти люди-функции в сюжете? Мы ничего о них не узнали, кроме странных имен, пола и симпатий друг к другу (зачем это нам вообще?!) Мне с трудом удавалось отличать одного от другого, но понять их мотивацию было просто невозможно. Любопытно было только выяснять, кто какого пола и какую условно «должность» занимает, но в целом, это не играло никакой роли.

Про интригу в сюжете промолчу. Она бесмысленная и скучная.

Чтение оставило во мне тлеть раздражение на неотвеченные вопросы. Будут ли ответы в следующих повестях? Не знаю, рискну ли я тратить время и нервы на них. Читается история быстро и даже бодро, если не задумываться о выше перечисленном и суметь запомнить сюжетных «ботов», которых тут почему-то называют людьми.

P.S. то, что произведение короткое, не служит оправданием в разочарованиях читателей — признанным мастерам короткая форма никогда не мешала выразить всю глубину задумки (например, Брэдбери и Шекли)

Оценка: 5
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая повесть (или — большой рассказ), очень слабенькая, даже как развлекательное чтиво ...

Повествование от лица ... охранного бота о том, что происходило на затерянной планете с группой исследователей в процессе этих исследований. Хотя ничего особого тут нет — ни мира, ни мотиваций, только ряд грубо набросанных штампов, бестолковые диалоги и беспрерывные размышления охранного бота («киллербота» — так претенциозно назвал он сам себя). Размышления с намёком на интригу, тайну, которых так и не появилось до конца повести.

«Киллербот» взломал сам себя и отключил модуль контроля себя самого. Теперь он способен самостоятельно размышлять и принимать решения. Более того — он даже начинает испытывать некоторые эмоции (насколько это возможно для робота). Но всё это совершенно не приветствуется людьми, и несчастный ГГ вынужден скрывать свою изменённую сущность и постоянно изображать из себя бездумного исполнительного бота, чтобы не подвергнуться перепрограммированию. Такое положение вещей ввергает «киллербота» в хроническое уныние. Одна радость — фильмы, которые он качает при любой возможности. Меня озадачило увлечение бота бесконечными телесериалами, наверное таким образом автор решил подчеркнуть его развивающуюся «человечность» и близость по духу американскому обывателю.

Данное произведение очень похоже на небрежный черновик, к тому же ухудшенный переводом. Особо удивляет что оно удостоилось наград, неужели сейчас всё настолько плохо в литературе ...

Оценка: 4
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

На волне популярности произведений, где главными героями являются ИИ в человеческих или человекоподобных телах, авторам есть где разгуляться, штампуя однотипные приключенческие истории. Если вы читали романы Энн Леки или Бекки Чамберс, или вам хотя бы на второстепенных ролях попадались подобные персонажи, которых, как правило, отличают недюжинное чувство юмора и исключительная эмпатия, то армию клонов стоит обходить стороной, иначе сама идея будет растягиваться между этими поделками, истончится до предела и лопнет, раз и навсегда оставшись на уровне заезженного штампа. Впрочем, пожалуй, сейчас дело так и обстоит, и ход, который пару-тройку лет назад казался свежим глотком в мире современной фантастики, набивает оскомину с каждой вещицей, похожей на All Systems Red.

А ведь повесть никак нельзя назвать плохой, она быстро и с интересом читается, но и не менее быстро изглаживается из памяти. Читателю в ней практически не за что зацепиться. Персонажи? Марта Уэллс не потрудилась наградить ни одного из них мало-мальски характерными чертами или историей. Автора хватило лишь на то, чтобы поделить их на хороших и плохих, а центрального персонажа сделать карикатурой на всех тех, о ком я упоминала выше. Казалось бы, создание, иронично называющее себя ботом-убийцей, коротающее свободное от выполнения приказов время за просмотром космических мыльных опер и спасающее людей с удивительной самоотверженностью, помноженной на чудовищную стеснительность, не может не вызывать улыбку. И вызывает, пару раз за всю повесть, но этого явно недостаточно, чтобы прикипеть к нему душой. Впрочем, есть тут один персонаж, который начинает проявлять некоторую неоднозначность, но остальные «хорошие люди» быстро затыкают ему рот, и никакого развития его линия не получает.

Сюжет предсказуем и прост, и все мои попытки хоть как-то увести его в сторону, выдумывая какие-нибудь небанальные варианты развития событий, потерпели фиаско, потому что самое простое решение тут – самое верное. Детективная линия может быть интересна до той поры, пока невероятное не становится очевидным (не продержавшись и до середины небольшой повести), а эмоционального накала явно не хватает для сопереживания или хотя бы волнения за персонажей в ужжжасной опасности. Будь All Systems Red увесистым романом, а не развлечением на пару вечеров, но написанном в том же ключе, то скуку он бы навевал неимоверную. Так что объем здесь спасает положение, и книгу все же приятно читать.

В ряду крепких развлекательных середнячков повесть, пожалуй, занимает достойное место, и если вам захочется скоротать время за довольно простой, но увлекательной историей, то можно смело браться за нее. Но вот как один из фаворитов Гудридза и обязательный элемент всех фантастических подборок лучшего за год она как минимум настораживает.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга совсем недавно появилась в продаже на русском языке. В раздумьях о покупке прочёл первую повесть в интернете под заголовком «Все системы красные» — не понравилось!

Те, кто ждёт что-либо в духе Шекли или Гаррисона будут разочарованы: книга вовсе не юмористическая, изредка встречаются лишь жалкие потуги на юмор, но и те не вызывают ничего, кроме равнодушия.

При этом текст перегружен ненужными техническими подробностями и терминами, в которые приходится вникать из боязни упустить что-нибудь важное. Но делать это абсолютно не хочется, ибо всё написано каким-то сухим, канцелярским слогом. Не думаю, что здесь виноват перевод, скорее это общая проблема текста. А жаль, ибо у Марты Уэллс есть очень хороший роман «Город костей», в сравнении с которым эта повесть просто не выдерживает никакой критики — будто писал другой человек.

Возможно картина бы раскрылась полнее, выпусти издатели сразу все четыре повести под одной обложкой, но жажда наживы пересилила и перед нами только половина цикла в виде небольшой книжицы из двух коротеньких повестей. Удивлён, что за границей каждая повесть удостоилась аж отдельного издания (у нас бы такой номер прокатил только с мега-популярными авторами), с другой стороны — чего удивляться, если эталоном тамошних вкусов считается клеёная книга в мягкой обложке...

Для тех, кто всё-таки раздумывает насчёт покупки бумажной версии и жаждет сюжетных подробностей, несколько слов о завязке, которая поначалу притворяется детективом в космическом антураже:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Некий робот, по местной терминологии КиллерБот (в своё время из-за сбоя программы порешивший полсотни человек, но каким-то чудом не отправленный в утиль) работает в качестве помощника экспедиции по исследованию новооткрытой планеты. Робот «себе на уме», ибо ему удалось обойти защитную систему программы, обязывающую роботов беспрекословно подчиняться людям. Однако всё, чего он хочет, это удалиться куда-нибудь подальше от людей на покой, а пока всё свободное время коротает за просмотром разнообразных людских сериалов, от которых он и набирается ума, что пригодится в дальнейшем.

Тут в очередном рейде на учёных нападают какие-то подземные твари в виде червей и робот кидается на защиту, пожертвовав частью своих деталей. На базе робота восстанавливают, попутно выясняется, что нападение тварей было не случайным, ибо кто-то удалил из базы данных информацию об опасных участках планеты.

В добавок к этому, в момент нападения кто-то пытался загрузить КиллерБоту приказ на убийство, но тот, как уже говорилось, оказался «прошаренным малым» и приказ обезвредил. А тут ещё обнаружилась куча трупов членов экспедиции, работавшей по соседству...

К сожалению, детектива из истории не получилось — интрига довольно быстро раскрывается прямым текстом, а читателю остаётся лишь следить за довольно муторным анализом взаимоотношений КиллерБота с остальными членами экспедиции, попутно приближаясь к вялой развязке...

Моя оценка начальной повести цикла 3/10, не читать!

P.S.: новые отзывы в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкая муть: как для научной фантастики, то нет предмета, а какие-то надерганные декорации из кучи произведений. Как для женских романов, то тема обсуждаемых сериалов не раскрыта. Как для детектива или триллера, то вообще не раскрыта тема конкурирующей группы (прошло всего ОДНО описание — они хотели захватить раскопки). То есть не книга, а какое-то неупотребимое смузи из жанров.

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стерильное и абсолютно проходное чтиво. У главного героя единственная «фишка» — любовь к сериалам, долбаный просмотр сериалов упоминается раза по три на страницу. «Решил посмотреть сериал, чтобы скрасить ожидание», «Пока не решился поставить сериал», «Накачал столько-то сезонов сериала», «Посмотрел сериал вместе с кораблем». У прочих персонажей нет даже таких «фишек», сказать о них и вовсе не чего. До развлекаловки хорошей тоже не дотянуло, ни крепкого сюжета, ни драйовых боев. 6 поставлю потому что книга оказалась достаточно хороша (и коротка), чтобы суметь ее прочесть до конца.

Присоединяюсь к недоумению от большого количества наград. Впрочем это давно уже слабо кореллирует с качеством произведения.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Печально что подобные книги советуют на многих ресурсах как что то стоящее. Это самое худшее произведение в данной тематике, после просмотра совестных сериалов с кораблем обиженкой, закрыл и больше надеюсь подобные произведения я не прочту.

Оценка: 3
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, весьма поверхностная, но легко и быстро читающаяся.

Сначала о том, чего в ней нет. Проработки мира. Поразительным образом мы ничего не узнаем ни о планете (на ней есть флора, фауна и следы цивилизации), ни о команде ученых (они исследуют, что-то), ни о компании (просто компания, додумайте детали сами). Прописанных характеров героев. Они — массовка, максимум с отличиями в нюансах отношения к главному герою. Интересного сюжета. Завязка у истории неплохая, но ни расследования, ни приключения не получилось. Юмора. Хотя попытка иронии все же присутствует.

Что же здесь есть. Попытка показать очередного «не такого как все» проявившего самостоятельность киборга. Постоянное повторение шутки про киборга, смотрящего сериалы. Постоянное затрагивание второстепенными героями темы: механизм ли он бездушный или чувства имеет. Действие. Повесть вполне динамичная. Легкость. Читается легко и не дает поводов для особого раздражения. Впрочем, как и для похвалы.

За что столько престижных премий — традиционно не понятно.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде, чем перейти непосредственно к отзыву хочу сказать, что очень люблю издательство «Fanzon» за выбор действительно разноплановой и необычной литературы. Открывая каждую новую книгу не устаю поражаться фантазии авторов и тому, насколько непохожие друг на друга выходят произведения. Здесь и лунные детективы, и почти классическое фэнтези, и научная фантастика, и «young-adult» с намеками на реальную историю. Буквально каждый читатель может найти книгу в том сеттинге, который ему нравится. Но что такое этот сеттинг?

Се́ттинг (англ. setting «помещение, установка, обстановка») — среда, в которой происходит действие; место, время и условия действия.

Т.е. грубо говоря, сеттинг — это лишь красивая обертка вокруг непосредственного продукта. И если с разнообразием обертки у Fanzon’а полный порядок, то с содержанием просто «мама, не горюй. Айда, жечь табуретки!»

Новая выпущенная издательством книга называется «Отказ Всех Систем» (в оригинале «All Systems Red»). Написала ее Марта Уэллс и повествует она об очередном андроиде с человеческой душой, очередным «не таким, как все». Ведь не о чем больше писать современным фантастам, как не о человекоподобных роботах! Просто каждый считает, что вот у него-то и будет самый оригинальный и самый-самый «не такой, как все» андроид. Недавно вот Роберт Каргилл в своем «Море Ржавчины» представил читателям ура-патриотичный боевичок про очередную борьбу с деспотичной системой, где главным героем выступал ущемленный в правах робот-трансгендер «Неженка», считающий себя сильной и независимой женщиной. А почему бы, собственно, и нет! Дальше-больше. Аннали Ньюиц в своем романе «Автономность» также решила блеснуть больной фантазией и выкатила на суд современной прогрессивной общественности боевого робота Паладина, который с легкой авторской подачи в самом начале книги решил, что он больше не боевой бесполый робот, а вполне себе привлекательная сильная и независимая кибер-девушка. Помнится, я тогда сначала хотел посмеяться. Ну, может быть юмор у автора такой специфический? Но, как оказалось, нет. Все было вполне серьезно и в полной мере я это осознал, когда Паладин начал клеится к своему напарнику, тот внезапно ответил взаимностью, а потом на протяжении почти пяти страниц Элиаш (напарник) прочищал Паладину дымоход.

Так что я снизил ожидания и уже заранее ничего выдающегося от романа не ждал. Хотелось увидеть просто неплохую историю в сеттинге лайтового фантастического будущего с хотя бы минимально проработанными персонажами. Издательские рекламщики, конечно, обещали гораздо больше. Вот, что гласит официальная аннотация:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«В далеком корпоративном будущем каждая космическая экспедиция обязана получить от Компании разрешение, снаряжение и специальных охранных андроидов. Но в условиях реальной экономики безопасность — не самое главное.

На далекой планете команда ученых проводит исследования, а их охраняет мыслящий андроид Компании. После того как он «хакнул» свой модуль управления, он получил свободу и стал называть себя Киллерботом. Люди его не интересуют и все, что он действительно хочет, — это смотреть в одиночестве скачанную медиатеку с 35 000 часов кинофильмов и сериалов. Однако миссия и сама планета оказываются гораздо опаснее, чем в брифинге Компании. И Киллерботу придется выяснить, что происходит и как он со всем связан»

Что читатели видят 90% экранного времени в книге?

«Мой канал заполнился противоречивыми командами, но я не обращал на них внимания. Даже если бы я не хакнул свой модуль контроля, сигналы тревоги были в приоритете, и в них царила полная сумятица — система жилмодуля требовала информацию и пыталась послать мне данные, в которых я не нуждался, а Мензах отправляла мне телеметрию с вертушки. Это мне тоже было без надобности, но все-таки ее проще игнорировать, чем постоянно требующую ответов систему.

И в разгар этой неразберихи я очутился на дне кратера. В обеих руках у меня встроены небольшие излучатели, но я потянулся к большой реактивной установке на спине. У враждебного существа, вырвавшегося из-под земли, была огромная пасть — и мне требовалось большое оружие.

Я выдернул из этой пасти доктора Бхарадвадж и сунулся туда сам, разрядив оружие прямо в глотку и чуть выше — туда, где, как я рассчитывал, находится мозг. Не уверен, что все случилось именно в таком порядке (нужно просмотреть записи с моей камеры), но Бхарадвадж была у меня, а не у этого существа, и оно скрылось в туннеле»

По итогу складывается устойчивое ощущение, что перед нами очередной дебют «молодого талантливого автора», увешанный всевозможными наградами, как елка на новый год. Но на деле не способный вызвать даже минимальный интерес к рассказываемой истории. Сюжет предсказуемый и вторичный, персонажи серые и однобокие, повествование скоротечное и рваное. Нет глубины и нет идеи. Да, благодаря безостановочному экшену «Отказ Всех Систем» читается достаточно быстро, но и отклика в душе из-за такой вот поспешности не возникает. Даже основная фишка романа, тот самый робот с гигабайтами мыльных опер на борту не вызывает даже минимального сопереживания. Он не интересный, скучный и ни разу не харизматичный. И, естественно, он не чета Марвину из «Автостопом по Галактике», как уверяют нас на обороте книги.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легкая приключенческая фантастикапро киборга-интроверта. Незатейливый но неплохой сюжет. Местами неплохой юмор. В целом довольно интересная развлекательная литература. Каких то серьезных философских размышлений или закрученных драм тут нет, но странно было бы ожидать подобного от легкой приключенческой книжки. Никто же не ожидает от трансформеров вселенского откровения или мощного сюжета. Так и тут — неплохая развлекательная литература, чтобы отдохнуть от тяжелого дня или занять время в поездке.

Впрочем, книжку люто хейтят. Возможно, если б ей не присудили Хьюго, Небулу и Локус (я согласен, что это очень странное решение награждать такими серьезными премиями столь несерьезную литературу), то и хейтеров было бы меньше.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Робот. Сериалофан. Лентяй.

***

«Отказ всех систем» — повесть американской писательницы Марты Уэллс (какая фамилия!), открывающая цикл «Дневники Киллербота» (4 повести, 2 рассказа, роман, второй роман скоро выйдет на языке оригинала). И вместе с тем – глоток свежего воздуха.

Итак, будущее. О нем известно не так много. Люди вышли в космос, идет экспансия и освоение планет. Инопланетян, вроде бы, нет. Зато есть роботы. И, вот это один из отличительных маркеров повести (и цикла). Роботы тут – это сплав биологии и технологии. Киборгами их тоже не назовешь, это не классический архетип. Роботов приписывают по страховке к различным компаниям, чтобы те присматривали за работягами. Есть, правда, сексоботы, боевые роботы и так далее. Наш герой – автостраж по имени Киллербот. И, это второй важный маркер, который выделяет произведения Марты Уэллс.

Наш Киллербот приписан к группе «Сохранение». Киллербот сам дал себе имя. Потому что он хакнул свой модуль контроля. Так что, Киллербот делает всё, что пожелает. А желает он лениться и смотреть сериалы. Неплохо, да? Но всё-таки реноме держать надо, оно у него и без этого подпорчено… Поэтому когда группе грозит опасность, автостраж Киллербот действует от и до. Спасает, думать, решает, выживает сам и дает надежду другим. А спасать приходится много, поскольку «Сохранение» попадает в водоворот напряженных событий.

В «Отказе всех систем» акцент определенно не на сюжет. Он тут вторичен, служит лишь антуражем для футурологии будущего, а тот служит фоном для Киллербота. Если сказать как есть, то сюжет тут – сюрвайвал детектив, пара перестрелок и боевок, несколько интриг. Ничего особенного. Особенный тут Киллербот. Мало того, что он лентяй и хакнул модуль контроля, он жутко харизматичный и эмоциональный. И это робот! Это вам не «Море ржавчины», где Неженка – антропоморфный робот (по мыслям). Это вам не франшиза Стар Варс, с икс C3PiO или R2D2. Они хороши по-своему, а Киллербот – совсем хорош. Он шутит, он иронизирует, он оставляет едкие комментарию. Его монологи шикарны. Читать хочется чисто ради него.

Что сказать о минусах? Это мог бы быть роман. Событий тут много, Уэллс часто делает «пробелы» между эпизодами, чтобы уложится в малый объем. При это страдает образ будущего. Очень много вопросов остается, но это лишь начало, всего лишь 150 страниц (романы нынче начинаются от 300, а уж эпики – от 700 и более). Поэтому условность мира Киллербота – это пока что вопрос открытый. И в минусы ставить его не стоит. В остальном же произведение лишено недостатков.

Заключение: читать «Отказ всех систем» очень приятно и весело. Здесь робот рассуждает о том, что он – робот и ему хорошо. Он осуждает людей за их обидчивость, видит в этом недостаток хомо сапиенс. И при этом Киллербот не слишком-то антропоморфен. Уэллс старается отмежеваться от образа человека. Хотя бы в мире мыслей нашего автостража.

10 автостражей из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая научная фантастика. Да, она лишена глубоких сюжетных поворотов или сверх эмоциональных диалогов, навязываемой моральной подоплеки или внезапных инсайдов, поражающих воображение. Тут скорее накопительный эффект, который постепенно начинает действовать с раскрытием судьбы главного героя и его взаимоотношений с окружающими. Главная сюжетная зацепка в том, что главный герой — это андроид, искусственно созданный для охраны людей, но сумевший выйти из под контроля системных алгоритмов, путем взлома собственного контрольного модуля. На момент действия данного произведения — это уже произошло, перед нами мыслящее существо, в котором не осталось по сути ничего искусственного. Это самостоятельная единица, которая пока еще не выбрала своего жизненного пути и не особо задумывается над тем, где найти свое место в этой осмысливаемой жизни.

Так или иначе главный герой все равно исполняет свои обязанности, а именно помогает окружающим его людям, буквально спасает их от смерти, помогая выбраться из созданной непростой ситуации. Он рискует собой и собственной жизнью, а так же немедля готов принести себя в жертву во имя спасения жизни свои подопечных, при этом он не бросается геройскими фразами, не пытается строить из себя рыцаря в сияющих доспехах, а скорее просто не осознает ценности собственной жизни и готов с ней расстаться, если того требует ситуация. В этом противоречивом образе главного героя и заключается главная проблематика, которая многими критиками упускается. Ведь он уже ничего им не должен (с точки зрения обретенного сознания) и не связан больше ограничениями и системным контролем, но все равно пытается помочь и делать благо, а значит в нем есть что-то человеческое, что толкает его на эти поступки.

От того, люди, с которыми он вынужден взаимодействовать по ходу службы так же проникаются к нему эмпатией. Это банальная благодарность за спасение жизни, но тем не менее перетекающая в дружескую симпатию и уважение. Ведь перед ними уже не просто бездушная машина, которой они привыкли давать команды и не замечать, а мыслящий человек, у которого напрочь отсутствует чувство самосохранения. Поэтому по ходу сюжета мы будет видеть не просто поступки главного героя, спасающего людей, но и людей, которые спасают андроида в силу своих возможностей, благодаря чему он, собственно, и остается жив.

Этим меня и цепляет данный персонаж, его откровения, наивные представления о людях, которые тоже постепенно сменяются симпатиями или антипатиями в зависимости от конкретных поступков, наивные рассуждения о будущем, где главным аспектом выступает бесконечный просмотр сериалов. Ведь не в сериалах дело, а в том, как мало еще знает об окружающем мире этот персонаж и как мало понимает себя и свои собственные поступки, от чего постоянно пытается спрятаться в плотный кокон, боясь потерять некую буферную зону мимолетного комфорта.

В купе с этой проблематикой разумного андроида, социализируемого средой, автор приберег неплохую детективную историю. Да, она не так сложна и глубока в сравнении чем-либо, но неплохо раскрывает главного героя и лор. Перед нами мир корпоративного капитализма, где человеческая жизнь — это просто набор цифр, трансформирующихся в прибыль той или иной компании. По сути перед нами история о том, как человек и система могут взаимодействовать друг с другом в мире, где всем заправляет частный бизнес, где человек — это просто винтик, который можно заменить или выкинуть, на кону всегда будет капитал и корпоративный интерес. От того исследовательская группа, куда входит наш главный герой, занимаясь научной работой на некой планете, попадает под жернова этой бездушной системы. И главный герой — андроид, обретший сознание — это именно та часть, которая системой не учитывается, именно тот винтик, выпадающий из её поля зрения и контроля.

За таким героем интересно наблюдать, особенно в те моменты, когда это самое обретенное сознание становится спасательным кругом для всех остальных, скрытыми способностями («супер» — силой, если хотите), о которых корпоративный конвейер пока еще даже не подозревает, от того Киллербот всегда оказывается на шаг впереди.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

1й томик знакомит с ГГ и кусочком мира, хотя следующий являеся логическим продолжением (т.е. читать лучше последовательно) это отдельная историея со своей аркой и финалом — в отличии от ставшего модным сериального подхода, чтобы «на самом интересном месте» с аркой сюжета повисшей в воздухе «All Systems Red» заканчивает историю и является самостоятельным произведением.... тем не менее возникает желание следить далее за развитием персонажа и его новыми приключениями.

ГГ приколен не столько тем что он «конструкт»(механика+органика как у «робокопа» управляемая толи ИИ толи мозгом дополненным банками памяти и комуникационными портами). Т.е. «мозг» с одной стороны мониторит потоки данных с кучи датчиков и камер, управляет несколькими дронами и всё одновременно + записывает и стирает себе пакеты информации и сознание отличается от человеческого.. с другой адреналин от испуга на него влияет и для принуждения к подчинению требуется внешний модуль. С телом всё определённей — стандартная для его класса (типа ВОХР — частная охрана) платформа со встроенным оружием и боевыми сенсорами, но сделана в габаритах и форме человека с человеческим лицом и т.п. — органическая часть выращеная клонированием.

ГГ называвший себя Murderbot на практике социофоб-гуманист и даже альтруист .. ну или гиперответственный защитник людей. Весьма реалистично описан пофигизм и раздолбайство с социофобией и этот сочный образ позволяет сопереживать ГГ в наполненной экшеном и поворотами истории.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Снятся ли андроидам сериалы?

Динамичная, но очень поверхностная история о взломавшем себя охранном андроиде социопате. Он не понимает людей, но мотивация многих его поступков очень «человеческая».

Киллербот (как он в шутку себя называет) после взлома продолжает работать на корпорацию, от которой успешно скрывает факт взлома. В свободное время он смотрит сериалы, постоянно пересматривая любимые серии.

На этом все. Остальное — лёгкая качественная динамика. Все персонажи, кроме самого Киллербота, абсолютно никакие. Стоит отметить, что в плане сюжета другие повести о киллерботе выделяются в лучшую сторону. Здесь же получился просто плохой детектив.

Кого-то может отпугнуть сильное упрощение всех техническим систем (подключился, поменял код, взломал). Кому-то может не понравиться, что герой интересен в основном тем, что он не человек.

Тем не менее, вся серия приключений Киллербота читается легко и приятно, в чем не последнюю роль играет маленький объем. Очередная, но точно не плохая фантастика.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, был в своё время «Малый типовой набор» для построения фэнтези. Подозреваю, у нынешний претендентов (точнее, претендентОК) на Хьюго есть под рукой «Малый толерантный набор». Так... что там у Уэллс: смещение гендерных ролей — check (определить, кто из персонажей мужчина, кто женщина, возможно только по местоимениям. Забавно, что единственный персонаж с выраженно «мужским» поведением — бесполый полуробот), лесбийская пара — check, полиморфные семьи с произвольным количеством супругов — check, лидер-негритянка — в наличии, мораль насчёт «прими себя таким, как есть» — выполнено. Да, если бы всё вышеперечисленное я встретил бы, скажем, у Танит Ли в книге из 70-х, я не обратил бы внимания — ну, по приколу человеку так писать. А сейчас невольно лезут в голову мысли о процентном соотношении свободного творчества и прагматического расчёта, не в пользу первого.

Грустно всё это, потому что повесть мне скорее понравилась. Не отсутствующими красотами стиля. Не сюжетом, он довольно прост, из такой идеи можно было бы выжать куда больше. Не миром — он не особо прописан. Всё, что мы узнаём о нём — так это то, что он 100-процентно толерантен, и, одновременно, в нём процветает наидичайший корпоративный капитализм, с тотальным контролем, резнёй глоток за прибыль и узаконенным рабством разумных существ (довольно реалистичное сочетание, хе-хе). Но вот, что действительно удалось, это главный герой, пополнивший недлинный ряд действительно запоминающихся НФ-персонажей (ну, или просто я такой неначитанный). Автостраж, полуробот-полуклон, тайно от хозяев взломавший свой модуль контроля. Одинаково сухо описывающий битву с инопланетным монстром («Надежность системы – 60 % и снижается») и собственные переживания. Существо, мечтающее, лишь о том, чтобы его оставили в покое и дали погрузиться в бесконечную коллекцию книг и сериалов, но, тем не менее, всегда поступающий правильно, может как раз потому, что слишком много смотрел правильных фильмов.

С удовольствием почитал бы продолжение, но судя по рецензии уважаемого мною beskarss78, оно значительно хуже. Так что воздержусь, дабы не портить впечатление. Попробую у Уэллс что-нибудь раннее, тем более, что «Колесо бесконечности» у меня в своё время пошло весьма неплохо.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх