Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «streetpoet» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 сентября 2011 г. 20:27

Соучастник

Режиссёр: Майкл Манн

Сценарист: Стюарт Битти

В главных ролях: Том Круз, Джейме Фокс, Джада Пинкетт Смит.

Насколько велико человеческое терпение? Как долго рядовой обыватель способен выдерживать притеснения и насилие? И где та черта, за которой этот самый обыватель ответит обидчику его же оружием? Этими вопросами задавался Майкл Манн, снимая своего "Соучастника".

Макс(Джейме Фокс) — таксист, мечтающий заработать на собственный парк лимузинов. Но мечты его представляют собой бесплотные фантазии. Уже не один год он развозит пассажиров, в перерывах листая журналы и разглядывая дорогие авто. Уже не один год он ничего для осуществления мечты не делает. Макс не уверен в себе и боится действовать. Сердце у него доброе, но слишком уж мягкое.

Винсент(Том Круз) — стильный мужчина в дорогом костюме. Улыбчив, обаятелен, честен. По роду занятий киллер. Винсент выполняет свою работу нисколько не задумываясь. Не испытывает ни удовольствия, ни жалости, вообще никаких эмоций от убийств. Nothing personal, just business.

Случай сводит их вместе. Винсент надо за ночь успеть убить пятерых человек и ему нужен водитель. Макс уже на первой точке понимает, чем занимается Винсент, но выбора у него нет. Они ездят от одного пункта к другому, а по дороге обсуждают: Макса, Винсента, взгляды на жизнь. Одного из них эта ночь изменит.

И вот тут первый нестандартный ход Майкла Манна. Он не устраивает столкновение двух сильных личностей, не отдаёт невинную жертву на растерзание убийце-садисту, не показывает перевоспитание очередного "плачущего убийцы". Манн показывает, как загнанный в угол человек понимает, что дальше терпеть невозможно. И помогает ему в этом Винсент, то самое зло и насилие. Герой Круза — киллер нетипичный, по сути он обычный профессионал, механически выполняющий свою работу. В общении с Максом он весьма приветлив. Он указывает Максу на то, как пуста его жизнь. Общение Винсента с мамой Макса подталкивает таксиста к мысли, что нужно менять свою жизнь. Но чтобы дать отпор всей окружающей жизни нужно сначала преодолеть себя и справиться с Винсентом.

Фактически Макс проходит путь Сары Коннор, вот только он борется не за ребёнка, а за свою личность. Оттого и триумф его не выглядит триумфом. Хеппи-энд Майкл Манн превращает в драму, в которой жертве пришлось встать на путь насилия. Потом Макс сходит с поезда. Теперь он сам выбирает маршрут, вместо того, чтоб ехать по заказанному адресу. Но какой ценой досталось ему эта возможность?..

Снят "Соучастник" великолепно. Традиционная для Манна плотная режиссура, полудокументальная камера, прекрасно снятые экшн-сцены. Перестрелка в клубе, в которой Винсент успевает и выполнить задание, и отбиться от полицейских, и спасти жизнь Максу — шедевральна. Вокруг паника и хаос, гангстеры палят в разные стороны, полицейские боятся задеть посетителей, Винсент сохраняет спокойствие и точно выбирает цели. Выглядит всё крайне реалистично.

Актёрские работы также на высоте. Фокс здорово справился с ролью растерянного обывателя, постепенно берущего себя в руки. Но, на мой взгляд, актёрскую дуэль Тому Крузу он проигрывает. Звезде настолько понравилось играть злодея, что он выложился на сто процентов. Винсент получился чертовски харизматичным и реалистичным (что, впрочем, общая черта для всех персонажей Майкла Манна). Ещё следует отметить операторов, снабдивших фильм превосходной картинкой.

В целом это один из лучших фильмов о противостоянии преступник-жертва и человек-судьба, напомнивший мне шедевр 80-х "Попутчик". Там тоже напоминали зрителям, что бросить судьбе вызов никогда не поздно. Не противление насилию это потворство ему, бездействие — не меньшая вина, чем действие отрицательное действие.


Статья написана 14 сентября 2011 г. 12:52

Дмитрий Колодан "Время Бармаглота"

Принимаясь играть на чужом поле, любой автор сильно рискует. Ведя игру на поле общепризнанного классика – а тем более, используя придуманный классиком мир – автор рискует вдвойне. Мало выдержать сравнение с тем самым классиком, мало грамотно использовать чужой мир, нужно ещё привнести что-то своё внутрь чужой фантазии. А это уже задача высшего разряда. Тут мало таланта, нужен ещё опыт. Наверно поэтому игра в чужой мир, как правил, принимает форму фанфиков или мэш-апов. Создать отдельное произведение используя чужой базис — задача трудновыполнимая. В повести «Время Бармаглота» Дмитрий Колодан взялся за эту задачу, и, на мой вкус, не оплошал.

Начну как раз с мира. Тут и сосредоточено большинство моих претензий к автору. Мир Керрола, как уже многократно было сказано людьми компетентными, логичен. Любой закуток Алисиного Зазеркалья связан с остальными, любая особенность мира вытекает из предыдущей, и из общей картины вселенной. Зазеркалье Джека – набор декораций. Набор любопытный, красочный, но набор. Кусочки пазла никак не складываются в цельное полотно. Словно в театре принялись выставлять декорации наугад. Оттого и история Джека, детективная по форме, никак не становится детективом по сути. События не вытекают одно из другого. Птицы это буджум просто потому, что птицы это буджум. Джек не раз по ходу повествования признаётся в непонимании этого мира. Остаётся вопрос, понимает ли свой мир автор.

Если говорить о сюжете, то, помимо отсутствия логики событий, он весьма неплох. Вот тут Колодан справился с привнесением своего. Керроловскую сатиру и абсурд сменила философская начинка. Не раз и не два автор напоминает нам, что «в поиске снарка важен процесс, а не результат». Поиск истины/счастья/смысла/любви автор ставит выше, чем достижение. В одних местах это подаётся намёками, в других автор проговаривается, не сумев удержать слова в себе… Не суть. Общий посыл книги преподнесён интересно, повод задуматься дан, и за это книге плюс, а автору похвала.

Ну и стиль. Не могу сказать, что Колодан поразил меня стилем. Но язык автора пришёлся мне по душе. Короткие, рваные предложения придают книге динамизма и поддерживают атмосферу детектива-боевика. Нет ненужных, лишних слов, как нет и слов недостающих. Всё здесь на своём месте. Ни на одной строчке, ни на одной фразе я не споткнулся. И за это автору спасибо.

Теперь я могу подвести итог.

1)Справился ли автор с миром? Нет.

2)Выдержал ли сравнение с Керролом? Отчасти. По крайней мере Дмитрий не выглядит в таком сравнении полным аутсайдером. А Керрол для меня одна из высших планок.

3) Сумел ли Колодан дать читателю что-то своё? Да.

Итого получаем пятидесяти процентное попадание. Весьма немало на мой взгляд. Повести могу поставить 8 баллов. А в случае перечитывания, может и на балл выше.





  Подписка

Количество подписчиков: 16

⇑ Наверх