Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 ноября 2013 г. 15:14

Аннотация:

Вот уже тридцать лет, как пал барьер Спина, — но приключения землян не закончены.

Однажды над Индийским океаном выросла Арка, ведущая в другой — и поразительно похожий на наш — мир. Мир, который называют попросту Новым Светом.

Началась колонизация — точнее, хищнический грабеж ресурсов. Но одновременно Новый Свет стал и последним убежищем для всех, кому, по тем или иным причинам, нет места на 'старой' Земле, где с каждым днем все большую популярность приобретает опасная, объявленная вне закона марсианская биотехнология, продлевающая жизнь тем, кто рискнул использовать ее и выжил, практически до бесконечности...

Казалось бы, Новый Свет — надежное прибежище для своих обитателей.

Но однажды приходит беда, и приветливый еще недавно мир вдруг становится снова чужим, рушится под безжалостным натиском Иного...




Продолжение нашумевшего романа "Спин" Роберта Уилсона отечественные любители научной фантастики ждали долго. Прошло почти три года, прежде чем на русский язык была переведена вторая часть цикла"Ось", повествующая о дальнейших событиях после возникновения громадной Арки посреди Индийского океана. И хотя многие сочли, что продолжение уступает по уровню первой книге, на мой взгляд, Уилсон вполне логично развивает затронутые в "Спине" проблемы, ничуть не понижая планку.

Если в первом романе автор рассматривал реакцию человечества на колоссальный, едва ли познаваемый имеющимися средствами феномен — сферу вокруг Земли — и, что немаловажно, угрожающую нашему существованию, то во втором показал, как люди отнесутся к столь же величественному и загадочному, но не представляющему опасности явлению. Спин был опасен преждевременным угасанием Солнца и гибелью Земли; он ставил перед людьми неимоверно сложную задачу — найти способ выжить, сохранить жизнь хотя бы немногим представителям человечества. Арка же наоборот открывает новые горизонты, дарит цепочку миров, каждый из которых позволяет развиваться и осваивать новые пространства. В теории. На практике же, человечество пошло проторенной дорогой.

На первый взгляд, решения правительств выглядят рационально. Почему бы не использовать полезные ископаемые новых миров, если там они находятся в более доступных местах, чем на истощенной Земле? Уилсон широкими мазками набрасывает картину поселений Экватории, которые беспорядочно разрастаются вдоль теплого побережья и уходят вглубь материка. Так, из нового Горизонта, Новый Свет превратился в Новый Кошелек, который годится лишь, чтобы выкачивать газ и нефть, а также сбрасывать излишки быстрорастущего населения Земли. Рационально? Быть может. Дальновидно? Как показывает третья книга — нет.

Точно также правительства отреагировали и на распространение марсианских технологий. Предельно рационально — запретить для обычных людей, но использовать для собственной выгоды. Лишние десятилетия достаточно ценная добыча, чтобы пустить по следам немногочисленных Четвертых ищеек из управления генетической безопасности, для которых закон — пустой звук. Зато все рационально. Забота о будущем человечества. Защита от риска, связанного с использованием марсианского генетического материала. Ведь и у него есть свои неисследованные свойства. И здесь мы переходим к основной сюжетной линии, посвященной эксперименту одной из общин Четвертых, имя которому Айзек.

В "Оси" Уилсон избрал иной, чем в "Спине" подход, заменив масштаб действия, охватывавший без малого десятки лет и весь мир, на глубину рассуждений. На примере общины Четвертых, пилота Турка, ищущей правду о своем отце Лизе, автор по кирпичику выстраивает модель поведения и образа мышления гипотетиков, одновременно задаваясь вопросами о сути бессмертия, его связи с памятью, о смысле существования и неумолимом беге времени.

Аналогии между раннехристианскими поселениями и общинами Четвертых прекрасно разобрал в своей рецензии Василий Владимирский, поэтому я лишь отмечу, что далеко не все Четвертые, так уж благодушны. Генная инженерия не смогла изменить безжалостную жажду знаний доктора Двали. Впрочем, его судьба становится еще одним доказательством того, что цель далеко не всегда оправдывает средства.

И хотя размышления, посвященные природе и сути гипотетиков, по-своему интересны, далеко не все читатели примут уход от широкого перечня идей, относящихся к разным научным дисциплинам, которые были представлены в первой книге. Тем не менее, то, как автор затрагивает вопросы сознания, бессмертия и существования некоей великой силы, определенно заслуживает внимания. Тем более что делает он это с научных и философских позиций.

Итог: философские рассуждения в поэтичной и метафоричной форме.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 18 ноября 2013 г. 10:37

Иногда путь к хорошей книге может оказаться на удивление извилистым и долгим. Однажды я заметил в Интернете забавную аватарку, на которой была изображена задумчивая белобрысая девчонка. Поиск картинок поводил по разным блогам и подборкам обоев, а потом выбросил на страничке романа "Покинутые небеса". Так, по кусочку обложки, я вышел на замечательную книгу Чарльза де Линта, входящую в цикл "Ньюфорд".

Этот роман довольно трудно отнести к какому-то конкретному жанру. Для городского фэнтези в нем слишком много индейских мифов, для реализма — чересчур много фантастики, а для сказки — заурядной человеческой подлости и жестокости. Фантазийный урбанореализм? Возможно. В любом случае, книга заметно выделяется среди всех прочитанных мною.

Дело в том, что де Линту одинаково удались и зарисовки повседневной жизни самых обычных людей, и описания запутанных отношений загадочных зверолюдей, и тонкое переплетение двух миров — человеческого и иного, первозданного мира, где живут Ворон, Коди и другие странные создания. Этим тонким балансом между чудом и обыденностью "Покинутые небеса" похожи на "Алену и Аспирина" Дяченко, где точно так же герой оказывается перед выбором: признать существование чудес или закрыться набором версий и совпадений.

В отличие от Дяченко, де Линт населил свою книгу десятками героев, каждого наделив уникальными чертами и живыми характерами. А еще за спиной у каждого скрывается его история, нередко грустная или колючая, но неизменно с крупинкой света и надежды. Девочка, которая большую часть жизни провела в стенах клиники. Хэнк, таксист, умеющий верить людям и приходить на помощь даже, если его не просят. Старина Джек, рассказчик странных притч, любящий прятать истину в тени недомолвок и вопросов. Фотограф Лили, решившая побольше разузнать о легендарных зверолюдях, но не ожидавшая, что правда окажется невероятной.

Что касается самих зверолюдей, то с ними автор придерживается вышеупомянутых индейских мифов, наделяя кланы и племена качествами соответствующего им тотема. И на страницах книги оживают безжалостные и неумолимые Кукушки, жадные до всего блестящего Сороки, неутомимые собиратели историй Галки, а главное, вечно любопытные и непоседливые Вороны. Именно девчонки-вороны стали для меня одними из самых любимых героев — веселые непоседы и щебетуньи, умеющие в нужный момент защитить и себя, и близких.

На первый взгляд события, с которых начинается роман, никак не связаны с друг с другом. Мы неспешно следим за героями: слушаем истории Джека, вместе Хэнком разбираемся в своих чувствах, как и Керри знакомимся с Вороньим гнездом — старым особняком в центральной части Ньюфорда. В начале действие течет крайне неторопливо, позволяя привыкнуть к городу, пройтись по темным улочкам Катакомб — заброшенному району города, разобраться в чувствах и привычках героев. Подробные описания выгодно отличаются плавностью обзора и вниманием к деталям, смысл которых прояснится потом, когда сюжетные линии совьются в узел, связав воедино судьбы героев и всего мира.

Если вас не пугает скольжение между сном и явью, утонченный классический стиль, легкая доля английского абсурда в духе Кэролла и отрешенность индейских мифов, вплетенных в западную повседневность, то "Покинутые небеса" поведают вам о многом. Роман можно смаковать по глотку, обдумывая каждую фразу, можно читать залпом и, затаив дыхание, следить за приключениями героев. Выбор за читателем, главное не пройти мимо замечательной книги. Ведь в ее пронзительному финале ясно говорится, что если бы люди чаще делились доверием и любовью, то наш мир стал бы гораздо чище и светлее.

Итог: драматичный реализм и проникновенная светлая фантазия в антураже американских восьмидесятых.

Моя оценка: 9/10


Статья написана 11 ноября 2013 г. 11:47

Такое ощущение, что с каждым годом лето все быстрее подходит к концу. Раз, и окрасилась в яркие цвета листва. Два, и пошли прохладные дожди, волей-неволей напоминая о стопках непрочитанных книг. А значит, пришло время очередного обзора.

Ночной цирк
Ночной цирк
На то они и выродки
На то они и выродки
Дети Силаны. Паук из Башни
Дети Силаны. Паук из Башни

Цирк загадок, цирк иллюзий. Цирк, в котором явь плавно перетекает в сон, обретают плоть затаенные мечты, а повседневные заботы отступают на второй план, вот каков "Ночной цирк" Эрин Моргенштерн. История соревнования двух волшебников практически лишена остроты экшена. Эта игра во многом сродни жизни, столь же неторопливая, размеренная. Иногда жестокая, иногда сказочная. Несмотря на медленный темп, интерес к сюжету поддерживается живо прописанными героями и психологическими этюдами, раскрывающими характеры персонажей. Тем не менее, из-за излишней ровности и плавности повествования кто-то может заскучать задолго до середины романа.

В романе "На то они и выродки", из межавторского проекта "Обитаемый остров", действие вращается вокруг Неизвестных Отцов, анонимных диктаторов, захвативших власть в стране. Основной упор делается на том, как из идеалистов и правдолюбцев получились беспринципные политики и борьбе между Отцами за доступ к центру управления башнями. Наталья Резанова отлично создала атмосферу криминальных кругов, напряжение военного времени, предчувствие краха. Но выбрав сквозным героем Волдыря, она попыталась проследить и за другими героями, излишне разбросав внимание и не доведя конфликта до высшей точки.

Очередной стимпанк, да еще и фэнтезийный детектив. Казалось бы, какой простор для воображения, но не тут-то было. Итак, "Дети Силаны. Паук из Башни", мир с множеством рас и культур, с пестрой смесью технологий и магии. Вот только даже если забыть о сходстве с "Пересмешником" Пехова, картина получается печальной. Недостоверный главный герой, который постоянно плачется об обидах, а на деле просто самовлюбленный хам. Заявлен он, как первый сыщик и глава контрразведки, но ведет себя, словно заурядный дилетант. Крымова бы могла еще спасти сильная идея, но проповеди фашизму окончательно перечеркивают все незначительные плюсы.

Покинутые небеса
Покинутые небеса
Гравилет "Цесаревич"
Гравилет "Цесаревич"
За императора!
За императора!

Роман "Покинутые небеса" Чарльза де Линта трудно отнести к строго определенному жанру. Для городского фэнтези в нем слишком много индейских мифов, для реализма — чересчур много фантастики, а для сказки — заурядной человеческой подлости и жестокости. Фантазийный урбанореализм? Возможно. Ведь автору одинаково удались и зарисовки совершенно обычных будней простых людей, и описания загадочных зверолюдей, и тонкое переплетение двух миров — людского и иного, первозданного мира, где живут Ворон, Коди и другие странные создания. Роман можно смаковать по глотку, обдумывая каждую фразу, можно читать залпом и, затаив дыхание, следить за приключениями героев. Выбор за читателем, главное не пройти мимо замечательной книги.

Из-за ретро-голосования, что идет сейчас на Фантлабе, мне в руки попал "Гравилет «Цесаревич»" Вячеслава Рыбакова. С первых же строк меня заворожил слог — чувственный и метафоричный. Немного переизысканый, впрочем, на любителя. Далее одновременно развернулись две линии — мировая, детективная и личная, психологическая. Каждая по-своему увлекательная, хотя избыточная любвеобильность и мягкость героя ощутимо бьет в глаза. Философский же подтекст, проявившийся к финалу, окончательно зафиксировал плюсы и минусы книги. Необычность концепции, попытку показать свет и чистоту. И также слабую достоверность, детскость и даже утрированность характеров.

Межавторский цикл "WarHammer 40000" — это Пафос и Война, возведенные в заоблачную степень. Казалось бы, как это может сочетаться с иронией? Тем не менее, именно с ее помощью роман Митчелла "За императора!", первый в цикле про комиссара Каина, превратился в оригинальную историю о приключениях параноидально осторожного и фатально невезучего, хотя это еще с какой стороны посмотреть, героя. Конечно, одной иронией сыт не будешь, поэтому автор не забывает о боевке и довольно симпатичных, пусть и не отличающихся особой глубиной второстепенных персонажей.

Главным героем в научной фантастике обычно становится ученый, врач или на худой случай журналист. Тем интереснее встретить книгу, где в центре событий оказывается наивная и простодушная девчонка, привыкшая к вседозволенности и комфорту. При всем при этом "Охота на Улисса" Бориса Георгиева является полноценной научной фантастикой с довольно любопытной моделью устройства общества, в которой некоторые заимствования более чем компенсируются необычной точкой зрения, стремительностью развития сюжета и симпатичными персонажами.

Охота на Улисса
Охота на Улисса
Сантьяго
Сантьяго
Воспоминания о будущем
Воспоминания о будущем

Космический вестерн выглядит сегодня несколько вторично, во многом из-за отсутствия новых приемов и идей. И на первый взгляд, роман "Сантьяго" Майкла Резника тоже не выходит за пределы жанровой ниши. Всю первую половину нам демонстрируют галерею разномастных персонажей, кратко обрисовывая их чудные манеры и яркие характеры. Но во второй половине за простенькими перестрелками обнаруживается социально-философский слой, весьма интересный и хорошо поданный, который искупает затертость жанра.

Одним из наиболее частых гостей с запада в последнее время стали произведения, рассчитанные на подростковую аудиторию, в особенности девичью. Впрочем, "Воспоминания о будущем" Кэт Патрик все же отличаются от сумеречных клонов, причем в лучшую сторону. Стержень романа — его фантдопущение. Девочка, которая знает будущее, но забывает прошлое. Жизнь наоборот, перевернутая вверх тормашками. Мило и со вкусом описанные школьные будни, подростковые проблемы и, конечно же, первая любовь. Увы, сюжет получился довольно рыхлым, а интересная способность не способна вытащить его в отсутствии других удачных ходов, хотя провальной книгу не назовешь.

Розмарин и рута
Розмарин и рута
Дни черного солнца
Дни черного солнца

Городское фэнтези тоже нередко вырождается в любовную драму, но это не относится к "Розмарину и руте" Шеннон Макгвайр. Тоби, фейри-полукровке приходится расследовать смерть подруги наперегонки с действием проклятием и жестокими преследователями. Простота сюжета уравновешивается неплохим слогом и несколькими удачными персонажами. К тому же автору удалось сохранить баланс между чувствами героини и действиями, но к сожалению многие сюжетные линии были лишь намечены и оставлены для следующих частей цикла.

Любителям научной фантастики в советском ретро-стиле может прийтись по вкусу "Принцип суперпозиции" Евгения Белоглазова. Традиционная завязка с загадочным феноменом, научными изысканиями, детективными элементами и непременной шпионской линией. Другое дело, что обилие научно-философских рассуждений осилит далеко не каждый. Продолжение "Ста тысяч королевств" — роман "Дни черного солнца" Джемисин оказался еще более сахарно-романтичным. Избыток чувственности почти не компенсируется сюжетом и героями, но, возможно, для поклонников любовного фэнтези этого будет достаточно.


Статья написана 5 ноября 2013 г. 10:39

Все знают, что получать на Новый год подарки – примета хорошая. А призы получать, наверное, еще лучше. Вот поэтому мы и решили в этот раз начать Новогодний конкурс пораньше, чтобы приурочить раздачу призов-подарков к торжественному бою курантов. Мы подумали, что это должно стать хорошей приметой. А вы как думаете? Что вы вообще думаете о приметах? Верите ли вы в те из них, что стали традиционными, или обзавелись собственными? Ну, если не обзавелись, то придется. Потому что в этот раз мы разыгрываем именно приметы. Но вам самим нужно будет придумать, что они знаменуют.

ПРАВИЛА КОНКУРСА "ЕСТЬ ТАКАЯ ПРИМЕТА"

I. Жеребьевка.

1. Участники прозаического конкурса выбирают один из 100 номеров, отправляют выбранный номер в личные сообщения (ЛС) организаторам и скачивают запароленный архив. По окончании жеребьевки получают пароль и узнают свою примету.

Организаторы конкурса Munen и kagami. Убедительная просьба! Обращайте внимание на то, кто из организаторов присутствует на форуме в тот момент, когда вы отправляете заявку, и пишите в ЛС именно присутствующему модератору. Это позволит избежать накладок с заказом одинаковых номеров.

2. Участники поэтического конкурса выбирают три из 100 примет по своему усмотрению, сообщают их организаторам в ЛС, а организаторы просто убирают номера из общего списка.

3. Если автор собирается участвовать в обеих ветках конкурса, он отдельно выбирает три номера для поэтического турнира и отдельно один номер темы в прозе и все это отправляет в ЛС организаторам.

4. Заявка считается принятой после того, как автор получит ответ от организатора.

II. Конкурсные произведения

1. Объем от 5 000 до 40 000 тысяч знаков с пробелами по счетчику Word для прозы, от одного катрена и до 40 000 знаков по счетчику Word – для поэзии.

2. Произведение должно содержать элементы ФиФ

3. Сюжет произведения должен быть завязан на полученную в жеребьевке примету.

4. На конкурс принимаются только произведения нигде ранее не публиковавшиеся. Если рассказ или стихотворение были ранее опубликованы где-то в сети или на бумаге, это нарушает правило анонимности.

V Сроки

1. Жеребьевка – с 12:00 09.11.2013 до 24:00 12.11.2013 (в это время будет объявлен архив от пароля).

2. Написание – с 00:00 13.11.2013 до 24:00 03.12.2013.

Рассказы будут выложены в течение суток 04.12.2013.

3. Первый тур голосования – с 00:00 05.12.2013 до 24:00 18.12.2013.

Результаты первого тура голосования будут объявлены не позднее 12:00 19.12.2013.

4. Второй тур голосования – с 12:00 19.12.2013 до 24:00 29.12.2013.

5. 30-31.12. 2013 – объявление победителей.

И еще одно правило, добавленное по требованию Самого... (шепотом) Санта Клауса!

В РАССКАЗЕ НИ В КАКОМ КОНТЕКСТЕ НЕ ДОЛЖНЫ УПОМИНАТЬСЯ КАКТУСЫ! ДАЖЕ НАМЕКА НА НИХ НЕ МОЖЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ!

Подробности в теме конкурса.




Статья написана 31 октября 2013 г. 17:47

Современную научную фантастику часто упрекают во вторичности и поверхностности. Невежество, нехватка свежих идей, ветхость шаблонов — список длинный, и я рад, что наконец-то появился роман "Шаги в глубину", сильно отличающийся от типовых боевиков и космоопер, причем написанный неизвестным прежде автором. Плотный, сочный и яркий слог резко погружает читателя в мир бескрайнего космоса и бурных приключений. До предела насыщенный техническими вкусностями антураж поражает воображение изысками научной и не только мысли.

Смоделировано все: от повседневных мелочей, вроде горячего кофесинта и фальшиво-заботливых психодинамиков, до глобальных принципов и правил игры. Игры размером со вселенную. Нейротехнологии управления кораблями, стройная система терминов и классификаций — рай для подлинных любителей качественных космоопер. Тщательно продуманное устройство вселенной, в меру оригинальные расы и государства. Хотя, стоит признать, автор упорно не желает задерживать внимание на каком-либо моменте. Все подается на бегу, вперемешку с тяжелыми думами и анализом, перестрелками и погонями.

Итак, довольно болтовни, ключ на старт! "Ты самая лучшая, Алекса". Инквизитор-профи, один из лучших капитанов империи Мономифа, а еще перегоревший пилот сингл-класса, едва справляющаяся с безумием. Убегающая от рутины и сытости, от уверенности в завтрашнем дне и равнодушия. Добро пожаловать на фрегат призраков, где каждый стал личным врагом закона, у каждого ворох скелетов в шкафу и ад за спиной.

Хотя, не удивлюсь, если ад окажется более приятным местом, чем прошлое некоторых личностей. Цикавый сводит вместе яркие типажи необычных персонажей, выбивает из них искры в спорах и ссорах, бросает в головокружительные приключения. С одной стороны, сами по себе характеры более или менее узнаваемы: капитан с амнезией и талантом располагать к себе людей, врач, принимавшая участие в весьма неоднозначных и откровенно жестоких исследованиях, девушка-супероружие, правда с довольно досадным ограничителем. Изюминка заключается в очень живо и достоверно прописанных диалогах, порой темпераментных и нередко забавных взаимоотношениях.

Но куда бы не отправила героев туго закрученная пружина сюжета, хоть в генетическую преисподнюю, хоть в дебри зазеркалья, хоть на эшафот, в любом случае стержневым мотивом остается поиск смысла жизни. И здесь очень удачно срабатывает обилие способностей и соответственно проблем у каждого персонажа. Тем не менее, несмотря на всю пестроту команды, основное внимание уделяется главной героине — Алексе. Автор проволакивает нас через глубины ее сознания, мимо кошмаров и воспоминаний. Жить, чтобы сражаться. Жить, чтобы каждый день был вызовом, схваткой, подвигом.

Смешно? Не верится? Один психодинамик тоже не поверил и чуть не обрел лишнее отверстие в голове. Хотя кто знает, может, оно бы ему пригодилось. Алексе же не до шуток, потому что жить старыми идеалами инквизитора она уже не может. А новые еще только обретает, совершая ошибки, набивая шишки, но упорно продвигаясь вперед.

Впрочем, картина была бы неполной, если бы я обошел вниманием минусы романа. При всех достоинствах книга была бы еще лучше без невыстреливших ружей и оставшихся невостребованными сюжетных крючков. Оборотной стороной фейерверка событий и загадок оказался запутанный сюжетный механизм, в которой попросту не вписались некоторые моменты. Второй нюанс — это глубины психики Алексы, с которыми связаны редкие провисы и сбои в темпе. К счастью, автор по большей части не злоупотребляет самокопанием и сумеречным состоянием рассудка героини.

Итог: сочная научно-техническая космоопера с элементами психотриллера.

Моя оценка: 8/10





  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх