Контрабандисты мировые


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Контрабандисты, мировые проблемы и развешанные в виртуальной реальности "ружья"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Контрабандисты, мировые проблемы и развешанные в виртуальной реальности «ружья»

Статья написана 6 января 2014 г. 06:33

Уолтер Йон Уильямс «Оголенный нерв"


Уолтер Йон Уильямс «Оголенный нерв»
Если следовать описанию киберпанка из Википедии, то этот роман — типичный представитель жанра. Мы попадаем в не столь отдаленное будущее Земли, когда более технологически развитые орбитальные поселения в короткой, но кровопролитной войне, взяли верх над обитателями «гравитационного колодца». Последствия этой победы катастрофические: привычные нам страны перестали существовать, крупные города разрушены, а оставшееся население практически полностью зависит от обосновавшихся на орбите крупных корпораций. Ну, и далее полный набор Антиутопии: пропасть между процветающими «верхами» и прозябающими «низами», для которых остается в качестве занятий только преступность, наркомания, проституция и контрабанда.

И если далее следовать этому описанию, то и герои типично «киберпанковские»- «маргинализованые, отчужденные одиночки, которые живут на краю общества в преимущественно дистопичном будущем, где в повседневную жизнь стремительно ворвались технологические перемены, вездесущая инфосфера компьютеризованной информации и инвазивные модификации человеческого тела». Тут не поспоришь: главные герои именно таковы — Ковбой — бывший боевой пилот проигравшей стороны, а ныне курьер-контрабандист, живущий ради острых ощущений, скорости и опасности, и бывшая проститутка Сара, подрабатывающая телохранителем, а иногда и наемным убийцей, и страстно мечтающая вскарабкаться на самый верх любым способом, пусть даже с помощью предательства близких людей.

Все действие фактически развивается вокруг этих двоих. Для романов Уильямса это характерно: две сюжетные линии, «женская» и «мужская», которые то сходятся, то расходятся, и лишь изредка сливаются в единое повествование. Так было в "Праксисе", "Корабле беглецов", "Повелителе плазмы". Так что, тут не будет ничего удивительного.

Две сюжетные линии развиваются практически параллельно, описывая различные аспекты неприятного для землян мира будущего. Очередной передел мира, столкновение корпораций, «разборки» преступных группировок мы видим глазами рядовых участников, которые поначалу не слишком задумываются о последствиях происходящих глобальных событий и заняты исключительно личными проблемами. Но, чтобы выжить,  им предстоит разобраться в сложных экономических и технологических взаимосвязях, торговле акциями, деятельности банков и контрабандного рынка. Здесь на первый план выходит почти детективное расследование с использованием новейших технологий. Приятно, но в отличие от «Зова смерча", автору удалось избежать «перегрузки» повествования отвлеченными размышлениями, искусственной терминологией и целым ворохов мелких подробностей.  

Напротив, в действии практически нет остановок: сцены с погонями и стрельбой удачно перемежаются спокойным поиском и анализом полученной в сети информации, причем необходимые для расследования данные получаются быстро и без лишних проблем. Все- таки тут автор удивил: роман писался в 1986 году, но многие вещи воспринимаются до сих пор вполне современно. Конечно, здесь еще нет полного погружения в виртуальный мир, и основное действие разворачивается в реальности и только в ней. Виртуал присутствует исключительно как дополнение, место, где развешиваются готовые выстрелить по ходу сюжета «ружья». И особенно приятно, что когда такое «ружье» ожидаемо стреляет, его цель и эффект поражения оказывается неожиданным. И тут немалую роль сыграла второстепенная история сначала киборга, а затем искусственного интеллекта и вновь человека Рено, которая  оказалась даже более интересной и эмоциональной, чем истории главных героев. Очень уж удачным оказалось в этой небольшой истории сочетание таких тем, как искусственный интеллект, клонирование и  продление жизни с помощью новых технологий.

В целом, роман произвел приятное впечатление: динамично, без сюжетных пробуксовок и затянутости. Мягкий вариант киберпанка, с легкими нотками детектива и... вестерна. Приятная добавка из прерий, индейцев, погонь со стрельбой, разборок в барах, крутых парней на крутых механических «скакунах» невольно отбрасывала воображение к «Великолепной семерке» и ранним актерским работам Иствуда.  Хотя для детей и подростков я бы этот «вестерн» не рекомендовала из-за обилия действий, совершаемых в наркотическом и алкогольном угаре, и эротических сцен.





462
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 января 2014 г. 08:13

цитата primorec

Для романов Уильямса это характерно: две сюжетные линии, «женская» и «мужская», которые то сходятся, то расходятся, и лишь изредка сливаются в единое повествование. Так было в «Праксисе», «Корабле беглецов», «Повелителе плазмы».
Ну, не так уж все с этим тотально :-). И в Плазме вроде нет мужской линии, есть только взгляд от лица Айи. «Корабль» давно читал и не перечитывал, запомнил больше линии Мари и инопланетянина.
Ну и, комедийная трилогия о Майджстрале, там этих двух линий даже не углядеть.
:-) Выходит слегка путаете читателей 8-)

Да, и о предательстве. В Нерве это вроде как главный урок, который выносит Сара и должен получить читатель. И она своего брата не готова была предать, это он как раз хоть куда «по головам». Или я этот момент подзабыл? :-)

З.Ы. С Рождеством! :-)


Ссылка на сообщение7 января 2014 г. 08:46
В « Повелителе» есть явная линия Константина. В корабле три линии : Мари, ее брата и инопланетянина. С « Праксисом» все в этом плане ясно. Но во всех трех романах, так или иначе « мужская» и « женская» линии присутствует. Даже в « Зове смерча» это, пусть и не так выражено, но есть.
Причем линии эти достаточно контрастны, их герои действуют из противоположных побуждений. Как Ковбой и Сара: один хочет социальной справедливости, другая — просто выжить в войне и попутно- извлечь из этого прибыль. В « Плазме» Аия тоже действует из шкурных интересов, а Константин — из идейных соображений. Примерно та же ситуация в « Праксисе». И только в Корабле роли другие, это Мария продвигает революционные идеи и на каком- то этапе противостоит брату. Только вот беда, на фоне истории инопланетянина, линия « брата» выглядит блекло и невыразительно, поэтому ее никто не запоминает.
А это не Сара собиралась предать Ковбоя? И не моральные принципы помешали ей это сделать, а корпорация, которая чуть поторопила события. Если бы не это, неизвестно, чтобы перевесило у Сары. Тем более, что она до последнего выбирала сторону, примкнув окончательно к победителям. И делала все это обдуманно и сознательно, тогда как ее братец просто избалованный и недалекий эгоист.
Кстати постоянное прикрытие своих неблаговидных поступков « заботой о брате» у Сары больше выглядит, как попытка оправдания стремления добиваться своего любыми способами.


Ссылка на сообщение7 января 2014 г. 10:03

цитата primorec

В « Повелителе» есть явная линия Константина. 
Линией я называю ПОВ, от лица которого идёт рассказ. В Плазме только один такой ПОВ, Айя. Константин же просто главный мужской персонаж, мы не следим за действием его глазами, не знаем его мыслей. :-) Это я специально щас пролистал всю Плазму 8-)

цитата primorec

А это не Сара собиралась предать Ковбоя?
Вам виднее, деталей я уже не помню, а вы только что читали. Говоря о предательстве я вспомнил лишь заключительные мысли Сары, что она постарается измениться:

цитата

— А если он не согласится?

Как ей хотелось бы убедить Ковбоя, что Дауд обязательно согласится. Но слова застревали в горле. Она не могла больше притворяться. Сколько же она натерпелась из-за вранья и предательств Дауда! И всякий раз убеждала себя, что надо простить, пожалеть его. Он так хотел, чтобы ему верили. И Сара верила снова и снова. А Дауд, видя, что все ему сходит с рук, врал и врал, все больше предавая ее. Прощая Дауда, она тешила себя надеждой, что простят и ее. А раз возможно прощение, то допустимо и предательство. Она ведь сама была готова предать. Но отныне Сара больше не желала терпеть Дауда. Ей горько и противно вспоминать о собственном предательстве. Конечно, она не в состоянии заставить себя разлюбить Дауда. Единственное, что она может попытаться сделать, — не быть похожей на него. Не предавать. Никогда.

— Он согласится, — выдавила из себя Сара. — А если нет… Я заставлю его.


Ссылка на сообщение7 января 2014 г. 10:10
Кстати, там интересная тема, когда героям в конце предлагают выбор. Я все думала, а если бы Саре этот выбор предложили без свидетелей, если бы никто не узнал, решила бы она по- другому? И ответить на этот вопрос однозначно не смогла.
Хотя, согласитесь, герои бы проиграли, если бы не размещенное заранее в виртуале « ружье». А ведь Саре об этом ничего не сказали? Не доверяли? Знали, что способна предать?


Ссылка на сообщение7 января 2014 г. 10:19
:)) Прям искушаете перечитать и обновить воспоминания. Увы, сейчас я не смогу сказать, почему Саре доверили не все детали. Но обычно всё значимое Уильямс проясняет открытым текстом.


Ссылка на сообщение7 января 2014 г. 10:22
Чем мне этот роман и понравился, что в нем до конца сохранялась интрига. Понятно, что наше « виртуальное» ружье должно было выстрелить, но для меня была неожиданностью выбранная цель. Приятно


Ссылка на сообщение7 января 2014 г. 16:59
Кстати об этой книге негативно отзывался в одном из своих интервью Уильям Гибсон. Мол, это имитация киберпанка и его,Гибсона,синтаксиса. Но о самом Уильямсе Гибсон говорил положительно.


Ссылка на сообщение8 января 2014 г. 22:57
Гм... Вы с рецензией не припоздали? У меня эта книга на полке эдак с ... Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой. Когда мы книги ПОКУПАЛИ, а не тырили в ридер:-)))
Тогда Уильямс пошел в тему. Но Гибсон был намного лучше.


Ссылка на сообщение8 января 2014 г. 23:20
Для чтения есть еще один вариант, помимо покупки и тыренья- БИБЛИОТЕКИ, обычные районные и городские;-) А для рецензий я выбираю книги, на которые мало отзывов. Захочет кто- нибудь почитать, а о произведении ничего толком и не известно: тратить время или нет, непонятно.


Ссылка на сообщение9 января 2014 г. 03:24

цитата primorec

А для рецензий я выбираю книги, на которые мало отзывов. Захочет кто- нибудь почитать, а о произведении ничего толком и не известно: тратить время или нет, непонятно.
«Ветры Гата» тогда прямо напрашиваются на отзыв 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 января 2014 г. 03:32
Не смогла найти на фантлабе. Только рассказы Эдвина Табба. Только на Озоне. Но записала в свой заветный блокнот.
Кстати, с радостью рассмотрю все кандидатуры на рецензии. Присылайте мне ваши предложения: какая книга достойна внимания и не заслуженно забыта. Кстати, именно так появилась рецензия на роман Эдуарда Маципуло «Нашествие даньчжинов»- по рекомендации уважаемого фантлабовца Гвардеец
 


Ссылка на сообщение9 января 2014 г. 03:42

цитата primorec

Не смогла найти на фантлабе.
А он есть! :-) Расширенным поиском ищется 8-) http://fantlab.ru/work140994

А в кандидаты, ну, обычно женщинам нравится «Золотой ключ» http://fantlab.ru/work7592 Правда, отзывов у него хватает.
 


Ссылка на сообщение9 января 2014 г. 03:48

цитата пофистал

А он есть!

Ага, нашла! Спасибо.

цитата пофистал

А в кандидаты, ну, обычно женщинам нравится «Золотой ключ»

Как то с другими женщинами у меня редко мнение совпадает. Но гляну обязательно. Вы мне никогда плохого не советовали.
Сейчас читаю «По следу единорога» Резника. тоже не часто читаемое произведение.
 


Ссылка на сообщение9 января 2014 г. 04:16

цитата primorec

Вы мне никогда плохого не советовали.
Всё случается в первый раз! :-) «Ветры Гата» это начало тридцатикнижного похождения по планетам. Но все книги без проблем читаются отдельно. Другое дело, что такое как раз редко нравится женщинам, это вроде «Планеты риска» Джека Вэнса. У американцев тоже есть свои типажи героев, вот и здесь книги о них, об этаких идеальных приключенцах. :-)
 


Ссылка на сообщение2 февраля 2017 г. 09:50

цитата primorec

Кстати, с радостью рассмотрю все кандидатуры на рецензии. Присылайте мне ваши предложения: какая книга достойна внимания и не заслуженно забыта.
Кстати, недавно попался наш вестерн про Дальний Восток. Вспомнил, что вы оттуда, и подумал, что может захотите почитать :-) Называется «Муж для княжны Волконской» http://fantlab.ru/work507...
 


Ссылка на сообщение2 февраля 2017 г. 09:53
Спасибо, почитаю


⇑ Наверх