Наличие совести это


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Наличие совести — это фантастика?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Наличие совести — это фантастика?

Статья написана 26 февраля 2018 г. 18:59

Другая Земля (Another Earth), США, 2011.

В странное время мы живём. Чтобы зритель «проглотил» историю о том, что происходит с психикой и самосознанием человека-виновника автокатастрофы, приходится обёртывать её всякой фантастической мишурой. Ничего не имею против фантастики, тем более научной, но здесь она лишь декорация, всего лишь приём, позволяющий перенести ужасное, но рядовое событие в план условного. Сама по себе теория второй Земли или антиземли, скрытой за Солнцем, использованная в этом фильме, далеко не нова. Пифагореец Филолай ещё в 5 веке до н. э. в своей гелиоцентричной космогонии дал Земле, в отличие от других планет, двойника в зеркально противоположной точке её орбиты. Ни существование, ни отсутствие такого небесного тела современная наука пока доказать не может, поскольку Солнце постоянно загораживает взгляду с Земли область, приблизительно равную шестистам диаметрам самой Земли. Действительно, имеются несимметричность земной орбиты, отличие её от орбит других планет земной группы и странности в поведении Марса и Венеры. Это факты с точки зрения астрономии. Древний же Египет подарил мировой культуре эзотерическое учение об энергетическом, или астральном двойнике каждого человека, которое до настоящего момента было неоднократно переосмыслено, использовано и дополнено. Но суть не в этом.

Фильм самой своей организацией отсекает всё лишнее, фокусируя внимание только на невольном виновнике и жертве трагедии. Новости СМИ, «голос автора», реплики второстепенных персонажей — всё льёт воду на это мельничное колесо. Нет ничего лишнего, как в пьесах А. П. Чехова: если ружьё висит на стене — оно выстрелит. Это именно драма, сценическая постановка, адаптированная для современного массового зрителя и для его же удобства перенесённая на киноэкраны. Всего два героя, Рода и Джон, минимум персонажей, ограниченные время и место действия, условность самого действия вплоть до простого его именования. Фрагментарный, рваный сюжет, представленный набором коротких бытовых сцен и диалогов самого простого содержания. Скрытый накал чувств при полном отсутствии патетики. Скучно? Зато не коробит своей пошлостью. Скупое, внешне бесстрастное повествование, в котором важно всё, каждая мелочь на периферии зрения.

ДТП с пьяным водителем, повлёкшее за собой гибель одного или более человек, многие предлагают приравнять к преднамеренному убийству. Признаюсь, я тоже так считаю. Но следует ли судить это преступление только по свершившемуся факту, отвергая индивидуальные особенности каждого конкретного случая? После просмотра я уже не столь категоричен. Талантливая девочка, вчерашняя школьница, первый успех и миллионы возможностей в самом начале жизненного пути. Мужчина в зените славы, счастливо объединивший работу, творчество и семейную жизнь. Нелепая случайность, всего лишь фраза из радиоприёмника. Доля секунды, стоившая смерти одним и нежизни другим. Извечный вопрос, кто виноват и что делать. В современном мире можно полностью обойтись без личного выбора, участия и даже без личного присутствия, всё «само собой» провернёт государственная машина. Рода решила иначе. Кто способен на что-то подобное? Есть много крутых боевиков, в которых здоровенные мужики мстят обидчикам, есть даже такие, в которых справедливость не менее решительно и жестоко восстанавливают худенькие девушки. А теперь назовите с ходу хоть один фильм, подобный этому.

Наличие совести у главных героев — вот то, чем замечательна «Другая Земля». Грустно, страшно и смешно: чтобы показать людей, у которых она осталась, понадобилась другая планета, другая Земля. «Нет, сынок, это фантастика!» Увы, совесть в наши дни приходится рекламировать. Хотя бы для того, чтобы слово такое не забывали. Потерпевший и преступник, хищник и жертва, жертва злодея и преступление пострадавшего не раз и не два меняются в фильме ролями. Все варианты искупления опробованы, но выход из положения один — сугубо фантастический. Получается, что выхода нет вообще?





1779
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 19:23
надо посмотреть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 06:48
hellsing
Попробуйте. Не артхаус, рассказ молодого автора скорее, но интересно.


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 20:19
Посмотрите обьязательно. Замечательный фильм с завораживающим саундтреком и отличной работой оператора.


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 21:24

цитата ХельгиИнгварссон

А теперь назовите с ходу хоть один фильм, подобный этому.
Ну так-то есть фильм, где виновник ДТП терзается из-за случившегося, но в остальном они не подобны:

цитата

Герои Джека Николсона и Анжелики Хьюстон потеряли дочь, сбитую автомобилем. Водитель не ушёл от наказания и отбыл в тюрьме 6 лет. Но для отца этого наказания показалось мало. Он долгие годы ждал освобождения виновника гибели дочери и даже ворвался к нему, чтобы застрелить. Выстрела не получилось — он забыл зарядить оружие. А его враг даже не пытался защитить себя. Он лишь попросил пару дней отсрочки, сказав, что не будет звонить в полицию. Дело в том, что совесть настолько истерзала парня, что он сам хотел умереть.

А Брит Марлинг в основном снимается (и сценарии пишет) именно к таким картинам, где ставятся — в наше время слово «нравственные» загваздали до невозможности разными побочными смыслами, но — именно что нравственные вопросы.
У меня есть про «Звук моего голоса» статья. Ещё «Я — начало» и «Группировка Восток» хорошие. И мечтаю найти короткий фильм «The Recordist», подозреваю, что тоже интересно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 23:13

цитата zmey-uj

где виновник ДТП терзается из-за случившегося

«Машинист» с Бейлом ещё вспоминается.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 09:44
Точно.
А в остальном этот фильм ещё сильнее отличается — там столько мистики наверчено, и собственно происшествие только в финале. Хотя вся мистика из-за угрызений совести.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 06:53
zmey-uj
Спасибо большое за наводки. «Группировка Восток», «Звук моего голоса» и «Постовой на перекрёстке» мне не знакомы. «Я — начало» знаю, даже написал эссе: https://fantlab.ru/blogarticl...

Присмотритесь к некоторым фильмам с Евой Грин: https://www.kinopoisk.ru/name... Мне понравились «Чрево» и «Последняя любовь на Земле».

Прочёл Вашу статью, было интересно. Спасибо! Фильм очень заинтересовал. «Колония Дигнидад» (про секту) с «молодой старушкой» Гермионой оказалась довольно слабой картиной. Много тем взяли, но осветить смогли лишь любовь и романтическое приключение.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 09:50
Ага. «Колония Дигнидад» стояла в очереди на просмотр, ну теперь не буду торопиться.
«Трещины» с Евой Грин тоже в очереди, про остальные почитаю.

А про «Машинист», если что, Кристиан Бэйл говорил, что никто не будет любить этот фильм так, как любит он сам. Он столько усилий приложил, когда худел. Почему-то зацепила его эта работа, хотя в остальном сюжет как сюжет, сейчас такие через раз снимают. Не про муки совести, а про всякие странности-непонятности, которые оборачиваются или безумием, или тем, что ГГ был в коме, или вообще умер.


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 23:18
Благодарю за наводку и отличную рецензию! Поставил на закачку. Актрису эту видел недавно в сериале The OA.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 06:56
Securitron
Пожалуйста! Благодарю, в свою очередь, за наводки на «ОА» и «Машиниста». Вокруг последнего ходил вокруг да около, но не решились с женой. Помнится, в трейлере отпугнули кадры голого худого чумазого и секса.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 10:31
«Машиниста» я смотрел очень давно, когда он только вышел и, может, всего раза или два пересматривал. Надо бы освежить ощущения:-) Фильм тяжелый конечно... Вечером под вино с сыром может и не пойти:-) По-моему, я Бейла тогда в первый раз увидел и только много позже узнал, что он чуть ли не на 40 кг худел для роли.
А «ОА» недавно смотрел. Я бы назвал это философско-психологическим драмо-триллером:-) В нынешнее время уже сложно чем-то удивить, и «ОА» вряд ли на это претендует, но своя атмосфера у него есть. На любителя.


Ссылка на сообщение26 февраля 2018 г. 23:44

цитата


Противоземля́, Антиземля (греч. Ἀντίχθων Антихтон, также Глория, Гор, Вулкан) — гипотетическое космическое тело за Солнцем, постоянно находящееся на противоположной точке орбиты Земли (в точке Лагранжа L3), двигающееся синхронно находясь в орбитальном резонансе 1:1 с Землёй. Первыми гипотезу о её существовании выдвинули пифагорейцы. Согласно современным научным данным, в этой точке нет никаких небесных тел.

Гипотетическое тело, находящееся в точке L3, влияло бы своей гравитацией на орбиты других планет. Влияние тела размером порядка 150 км и более было бы достаточно сильным, чтобы быть заметным[1].

В 2007 году была запущена пара спутников STEREO, — их орбиты на начальной стадии работы позволяли напрямую наблюдать область точки L3. Никаких объектов там обнаружено не было[2].

Из законов гравитационного взаимодействия следует, что устойчивое положение космического тела относительно системы Солнце-Земля возможно только в точках Лагранжа L4 и L5. Солнце, Земля и тело, находящееся в этой точке, должны образовывать вершины равностороннего треугольника. Равновесие же в точке L3 неустойчиво, и находящееся там тело за короткое по астрономическим масштабам время должно покинуть эту область пространства.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2018 г. 06:57
heleknar
Даже жаль немного, коли так. :-(((


Ссылка на сообщение19 июля 2018 г. 10:58
Понимаю Вашу интерпретацию, но не соглашусь с ней. Фантастика здесь, по-моему, не фон, а, грубо говоря, половина эстетики и сюжета. Косвенно это, по-моему, подтверждают и другие работы причастных к этому произведению людей. Этот фильм, в ряду других, я как раз поспешил просмотреть после сериала «ОА».
Остановлюсь на этом замечании-мнении, чтоб лишнего не сказать:-D, а то начну критиковать отзыв, а он просто с моим не совпадет и это, наверное, не повод его критиковать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июля 2018 г. 17:29
rim_x
Просто озвучьте своё понимание фильма, ведь я и не претендую на истинность своего видения. Мне будет интересно узнать Вашу точку зрения.

К слову сказать, смотрел и «ОА». В основном женский (девичий) роман, сильно отстающий от «Крыльев» Кристины Старк, которые занимают ту же нишу около фантастики.
 


Ссылка на сообщение19 июля 2018 г. 21:59
Не соглашусь, что АО женский роман. И вообще, что такое «женский роман»? По-моему, это ярлык и в нем избыточные критерии, его удобно навешивать. Роман для женщин? Можно было бы ограничиться уже известными критериями, например роман о любви, плюс шаблонная беллетристика, плюс написанный женщиной, а там уже аудитория подразумевается. Иначе роман с преобладанием перестрелок тогда «мужской» что ли? Но так же не говорят и, например, мне такой роман не нужен. А Платон не мужской автор? Возможно подобная классификация и укоренились, но я бы предпочел ее избегать, поскольку это больше ярлык, чем точное определение. Еще, наверное, можно «детским» романом назвать «Гарри-Поттера» по целевой аудитории. Но, я его бы тогда скорее назвал женским, поскольку он, по-моему, написан как «женский» любовный. Впрочем, я не смог его прочесть и нескольких страниц, поэтому настаивать не буду, вдруг там что-то есть иное. Да и прочитанного женского любовного в моем активе нет. С другой стороны роман Мэри Шелли или книга Сюзанны Кларк, они не написаны как шаблонные женские любовные романы, они достаточно сложные и своеобразные. А кто-то может по инерции их назовет женскими. В силу традиции, заслуживающих внимания писательниц немного, но становится больше и тут может возникнуть путаница с определением «женский роман», хотя обычно это любовный роман написанный женщиной.

Что касается ОА, то я его сравню скорее в «Планетой Ка-Пэк». Или это тоже женский роман? Вернее авторы только однажды использовали этот прием на границе жанров, видимо посчитав, что будет неплохо и добавит волнующей достоверности, если проект ограничится одним сезоном. То есть возможность реалистичной интерпретации создает ощущение достоверности которое накладывается и на фантастическую интерпретацию. Вроде бы трюк, но неплохой. Этот трюк сблизил «ОА» с «Планетой» хотя в ОА он второстепенный а в «Планете» основной. В Звуках моего голоса тоже есть этот прием.
И все же на мой взгляд ОА, если говорить только об одном сезоне, самая что ни на есть НФ и неплохо продуманная. Дальше как авторы справятся. Они продумывают что им по силам и дают столько сколько могут, но видимо в процессе, может озарение их и посетит. Они хорошо поупражнялись прежде, в том же «Звуке моего голоса» где продуманно заметно меньше, плюс действительно шаблонная и мне неинтересная идея апокалипсиса. «Звук моего голоса» смотрится репетицией перед ОА, который сложнее структурой, идеями и качеством выше. В «Звуках» был только намек на другой прием «рассказ в рассказе», а в «ОА» уже полноценно удачно выписаны две художественные структуры основной истории и завораживающей вложенной истории, вроде книги Мастера в МиМ. Она рассказывает свою историю как восточную сказку м все сделано хорошо, и моменты оцепенения слушателей и рост доверия, когда вложенная история кажется достовернее основной. Какой же это женский роман? Они делаются проще и эмоциональные камертоны там другие, наверное, и цели. Не знаю где придраться к эксперименту с заложниками, он вполне в духе НФ. Например какая-нибудь» грань» мне представляется более фентезийной и шаблонной, шаблонная череда криминальных историй — любое чудо-устройство в любых руках — не иначе оружие очередного причудливого убийства, потом еще и противостояние двух параллельных реальностей низводящее идею множественности бесконечно ветвящихся, неуловимых в своей изменчивости миров, до противостояния двух королевств, типично фентезийное. И тем не менее многие считают грань НФ и балдеют. Я «Грань» досмотрел, но точно не стоило и начинать, сугубо мое мнение. Именно ввиду профанации фантастического в «грани». Для меня фантастика потенциально возможность говорить о недоступном, но волнующем и возможном, например о природе времени, пространства или сознания. Потенциально потому что молодой жанр и как правило плохая литература. ОА, кроме прочего, тем хорош, что на границе жанров может быть более искусным и достоверным. Как и, например, «Другая Земля».
Тема границы жизни одна из самых волнующих, чем не тема для жанра? Отчасти и Другая Земля, на мой взгляд, об этом. Конечно для меня диссонансом звучит Ваш, по-моему, мизантропический вывод из этой истории. В «Другой Земле» не вижу других людей «потерявших совесть» кому были бы противопоставлены персонажи, тем более такой аллегории. Для меня вторая планета в небе это, кроме поэтичности образа заряжающего картину, в первую очередь — волнующая возможность преодолеть потерю и ошибки и это фантастический сюжет, как, скажем, «Мираж» у Саймака.
То есть мы теоретически раздвигаем границы понимания реальности и потери оказываются не потерями, а новой возможностью, а реальность обогащается новым звучанием, как, например, у Пущкина в «Пророке» — если прислушаться вселенная откроет какие-то свои тайны, в фантастике это специфический жанровый катарсис. Не стал бы называть его шаблонным, ведь чтоб он сработал надо удивить и для автора это вызов и где-то он сам должен поверить в то, что делает.
В «Земле» сказанным все не ограничивается и я этого не утверждаю, конечно, есть и драматизм реальной ситуации, когда происшествие так вот сводит двоих с их эмоциями и рефлексией, предысториями, каждого со своей сложившеюся отчужденностью. образ планеты в небе и это усиливает. Вижу в этом тоже сходство с Ка-пэкс. Но не свожу к чему-то одному. Разные средства в палитре, чтоб картина зазвучала и вызвала сопричастность. «Другая Земля» конечно остается до конца драматичной историей. Этого тоже не отрицаю, но, по-моему, авторы добавляют искры надежды, они все не исправляют но обещают продолжение.

В ОА меня чуть не отпугнула вульгарная сцена в первой серии, не знаю зачем она там. Есть еще придирки по мелочам, но в целом очень увлекло. Актриса интересная, и Айзекса неплохая работа. Второй раз его вижу после Дискавери. Актрису вот в нескольких фильмах посмотрел сразу потом. Мне видятся все они похожими и небезынтересными, увлеченной разработкой близких тем и приемов.

Может я неправ и авторы Вашу интерпретацию подтвердят, поручиться не могу что вижу их прямо насквозь, но меня эти фильмы и сериал очень увлекли, а Вы вот, похоже, их даже не связываете.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2018 г. 14:19
rim_x
Спасибо за достаточно развёрнутый ответ! С чем-то могу согласиться, с чем-то нет, прошу не воспринимать мою точку зрения как оскорбление. :beer:
 


Ссылка на сообщение20 июля 2018 г. 14:25

цитата rim_x

что такое «женский роман»? По-моему, это ярлык и в нем избыточные критерии, его удобно навешивать.

В моём случае это не ярлык, а конкретное определение. «ОА» можно назвать сплавом женского романа и фантастики, как «Крылья» и «Будущее Эл». «ОА» уступает «Крыльям» Кристины Старк, но превосходит цикл «Будущее Эл» Майи Малиновской. Вот достаточно свежая статья по женскому роману: http://culturca.narod....
 


Ссылка на сообщение20 июля 2018 г. 14:26

цитата rim_x

Что касается ОА, то я его сравню скорее в «Планетой Ка-Пэк».

Не смотрел.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2018 г. 14:27

цитата rim_x

«Звук моего голоса» смотрится репетицией перед ОА, который сложнее структурой, идеями и качеством выше.

Смотрел, полностью согласен.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2018 г. 14:30

цитата rim_x

Конечно для меня диссонансом звучит Ваш, по-моему, мизантропический вывод из этой истории. В «Другой Земле» не вижу других людей «потерявших совесть» кому были бы противопоставлены персонажи, тем более такой аллегории.

Ну а я вижу именно так. Персонажей там вообще мало, и всё достаточно чётко выстраивается.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2018 г. 14:31

цитата rim_x

Для меня фантастика потенциально возможность говорить о недоступном, но волнующем и возможном, например о природе времени, пространства или сознания.

Согласен.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2018 г. 14:33

цитата rim_x

Потенциально потому что молодой жанр и как правило плохая литература.

Не согласен. Этот переходящий вымпел уже перехватили сначала то, что сейчас называют «фэнтези», после «юмористическое фэнтези» и «ЛитРПГ». Я сам уже потерялся в дроблениях жанра.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2018 г. 14:41

цитата rim_x

меня эти фильмы и сериал очень увлекли, а Вы вот, похоже, их даже не связываете.

Здесь я писал не «собственно рецензию», а «рецензию-эссе». Мне было важно заострить внимание именно на том, что я показал, всё остальное осталось «за кадром». Пока меня из фильмов увлекли этот и «Я — начало» ( https://fantlab.ru/blo... ). «ОА» бодро начало, но не вывезли, к сожалению. Например, Вы не заметили, что танцы у всех одинаковые? Уж могли бы расстараться.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2018 г. 14:42

цитата rim_x

авторы Вашу интерпретацию подтвердят

Гм. Вряд ли они будут публично интерпретировать фильм-загадку.


Ссылка на сообщение21 июля 2018 г. 00:21

цитата ХельгиИнгварссон

прошу не воспринимать мою точку зрения как оскорбление.

Немного дискомфортно, или скорее озадачивает, но, так или иначе, меня больше заботит чтоб я, не подумав, чего обидного не сказал, остальное не так важно.

По приведенной ссылке прочел, но до середины примерно. Что должен прояснить текст? Что ОА женский кино-роман по каким-то достаточным признакам? Даже если соглашусь с указанным исследованием, то где эти признаки? А ведь они должны быть очевидными, коль речь о чем-то стандартизированном. Иначе такое, как Вы настаиваете, определение, по-моему, превращается в оценочное, вроде того, что все мужики козлы или все бабы дуры, а скучные мне романы, пожалуй, женские.

Все пишущие о «женских романах» сходятся в одном, что это всегда любовная история пары с определенным счастливым финалом — бракосочетанием. И пусть я не буду цепляться к словам и самостоятельно расширю — в финале союз пары, но, главное, в основе любовного романа и главное содержание — история нахождение партнера и счастливый союз как решение главной задачи. Все прочее — антураж. Причем все это с некой шаблонной женской точки зрения, все характеры через призму авторского мировосприятия, другими словами настоящий характер только один — автора и он преподнесен как точное зеркало мира. Одна формула для всех книг, одни шаблоны, не особо любопытный с художественной точки зрения текст, то есть каких-то сложных приемов и структуры в нем искать не надо.

И при чем здесь ОА? В каком месте это пересекается. Любовная история? С Гомером? И что изменится если вообще убрать этого персонажа и заменить, скажем, второй «заложницей» передав ей функцию быть поближе и доверчивее, первым разделять открытия?
Может дело в разных подходах у нас с Вами? Почему меня этот сериал увлек и чем дальше, тем больше? Всегда знаю почему мне что-то нравится. Мне кажется я хорошо уловил, что хотят эти авторы и я это принимаю, пока они не споткнутся, пока могут сохранить баланс. По-моему, они хотят совсем не того, что Вы находите в ОА, как и в Другой Земле, которая не кажется мне загадкой. То есть, недосказанность есть, но я вижу этот прием, который меня устраивает. Не обещание принести мне кофе, когда главное — кофе, а синтетический запах кофе, который меня устраивает и может кофе сейчас мне лишний и нарушит предвкушение. Это как, например, Замок Кафки, вожделение важнее цели. И мне нравится создаваемая иллюзия что возможно кофе принесут, мне этого достаточно. Возможно даже мне в самом деле смогут кофе принести, как получится, это обещание уже дает процесс предвкушения. Процессом ожидания наслаждаюсь. И хорошо оцениваю эту иллюзию. То есть думаю о авторской кухне.
Понимаете о чем я?
Приведу другой пример. Мне не симпатичен Хемингуэйкак человек, любит корриду, кошек, зациклен на гендерных вопросах и все такое, именно немного женский в своем роде. Мне не интересна тема «потерянного поколения» и о чем он пишет. Но я очень ценю его прозу, за его технику, то что он называл «принципом айсберга» и чем осознанно занимался еще с журналистики. Восхищаюсь такой технической задачей. При этом он мог бы писать хоть о канцелярских скрепках, если бы смог увлеченно. Кортасар же мог заворожить процессом снимания свитера. Конечно дать Хэму интересную мне тему было бы еще лучше. Потом я читаю, скажем мягко, переоцененного на мой взгляд «Полковника» которому никто не пишет, и хорошего могу мало сказать о повести, но мне нравится там кое-что в технике Хемингуэя и этого достаточно в данном случае.

То есть вот так воспринимаю художественное произведение и сразу думаю о том, как это сделано и что меня в нем привлекло. Поэтому обычно легко нахожу что мне понравится. И вдруг мне сообщают что ОА женский роман, чего я совсем не вижу, даже если на время приму эту классификацию. Меня это должно встревожить, что не вижу.

Надеюсь не оскорблю, в свою очередь, Вас, если скажу, что Ваша интерпретация «Другой Земли» о потерянной совести поколения, кажется мне конспирологической. Никак не могу найти этого в фильме. Конечно, если авторы признали бы такую трактовку, меня бы это обезоружило :). Насколько я могу их понять, они могли бы и задним числом признать, почему нет, если им Ваша интерпретация понравилась бы:) Когда авторы стараются сыграть на определенных струнах, то что там бонусом получится, по-моему, не так важно. Но такой аллегории задуманной я не вижу. Может я действительно не вижу. Нельзя это исключить. :-)

Планету Ка-Пэкс Вы сможете посмотреть при желании. Эта ссылка будет под рукой.

Упоминаемых Вами романов не читал. Не интересуюсь женскими романами, как и мужскими. Но раз Вы сравниваете с ОА, меня должно это заинтересовать. Возможно попробую, но боюсь Вы связали эти произведения тем, чего я в ОА не нахожу, поэтому вряд ли обнаружу эту связь и внимание будет напрасным. Но я попробую, возможно.

В ОА, на мой взгляд, тема границы жизни основная, и это вроде темы большого взрыва. Большой взрыв можно, например, рассмотреть через концепцию дня Брахмы, чтоб немного продвинуться за границы нашего понимания и опыта. Достаточно нахождения рядом с этой границей и обещание чего-то большего может быть достаточным. И это не столько загадка и недосказанность, сколько игра на этой струне желания преодоления границы, в том числе и границы отмеренного земного существования. И тут, по-моему, авторам вполне удалось все не испортить пройдя по грани. Именно в таком темпе, с таким наполнением, с техникой рассказа в рассказе, то есть и другие струны задеваются, но где тут струны женского романа мне неясно. Вот с Другой Землей вполне могу сравнить ОА. Или Другая Земля тоже женский роман?

Детали танца в ОА не считал чем-то важными, если для восприятия достаточно, но если придраться как это любят любители НФ, то там вроде один персонаж приносит одно движение из пяти, потом в танце используются все движения. Например танец из двух движений исполняют двое, каждый исполняет два движения, то есть танцы идентичные. Надо проверить, пересмотреть, может и путаю что, все еще не считаю это важным, раз не обращал внимания.

Насчет плохой литературы я не понял с чем Вы не согласны. С тем, что фантастика почти всегда, если не всегда как литература не заслуживает внимания, то есть плохая литература? Вы с этим не согласны? Это Вы переадресуете фэнтези? Тогда в этом мы и правда не сойдемся. Я не имел в виду именно ширпотреб а весь жанр до настоящего времени.

Наверное две точки зрения достаточно ясны. Мы обогатили Вашу рецензию активным обсуждением. Может посмотрите Планету Ка-Пэкс и появятся новые мысли по теме. Зовите, если что, я на связи. То есть не буду утомлять назойливым несогласием и спорами, и Вас и себя. Спасибо за ответы и обсуждение.
Всех благ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2018 г. 13:21
rim_x
О, не принимайте всё близко к сердцу! Не понимайте меня столь категорично. У нас с Вами разные возраст, вкус, метод и опыт. Соглашусь с Вами, что не стоит малевать на щитах герб в виде барана и отстаивать своё в «рыцарском» поединке. «ОА» не полностью женский роман, а гибрид. Да, лучшие произведения рождаются именно на стыке жанров. В остальном останемся при своём мнении каждый. «Ка Пэкс» попробую посмотреть. «Пиджак» по мотивам Джека Лондона Вам знаком? «Крылья» динамичны и читаются на одном дыхании. «Будущее Эл» — длиннейший цикл, в котором каждая книга «отталкивается» от всем известной, жанровая принадлежность тоже резко меняется. Не столько интересно, сколько любопытно — исследовать. Будет желание и время, можете ознакомиться. Простите, что нарушил Ваше душевное равновесие! 8-)
 


Ссылка на сообщение21 июля 2018 г. 16:24
Спасибо за извинение, в нем вежливость, но оно напрасное, я же говорю, что скорее озадачен Вашим доводом, а не огорчен. Меня тоже извините, если что не так сказал. Пиджак, если речь о фильме с этим парнем, что играл в Пианисте и Гудини, то я видел этот Пиджак, мне он был интересен, да. А почему Вы именно его упомянули? Я его тоже где-то с ОА рядом рекомендовал по близости формы и темпа, есть еще сходства, но и отличия существенные. Пиджак по-Вашему тоже женский?
И Вы так и не сказали, что, по-Вашему, роднит ОА с женским романом, какие признаки, и, кстати, что роднят с «Крыльями». Мне было бы интересно это услышать, наверное :-). если не шокирует :-D а может будет полезным и чего-то не догоняю.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2018 г. 17:52
rim_x
Ну, Вы меня тоже озадачили своими комментариями.:beer:

Хорошо, раз Вы сами просите, отмечу несколько признаков женского романа в «ОА», которые бросаются мне в глаза. Хочу сразу предупредить, что писать рецензию не собираюсь. Если Вам этого будет недостаточно для признания наличия в сем гибриде следов женского романа, спорить не будем, просто разойдёмся и станем чесать головы, а не языки и пальцы.

Во-первых, обратите внимание на чуть не оттолкнувшую Вас от сериала сцену животного секса. Звоночек! Это женское видение, не мужская зарядка-разрядка-удовольствие. Сюда же «измена» Гомера. Сюда же признание отличницы хулигану, что он для неё лишь дефлоратор и тренер. Сюда же «платоническая» любовь ОА к Гомеру. Сюда же обвинение ОА общественностью в растлении несовершеннолетних. Сюда же виртуозная музыкант, любительница мальчиков. Идёт освоение женщиной сексуальности, борются разные взгляды и роли.

Во-вторых, беспомощность ОА. Она неопытна, слепа, сирота, похищена, заперта. Нормальный мужчина явно совпасть с героиней не сможет, прицел однозначно на женскую аудиторию. Девочка ищет папу, её подбирает Папа, становится её Наставником, а после Драконом. Настаивается, что он к ней ни в коем случае не приставал (а так хотелось!). Есть стихотворение Анны Ахматовой «Путник милый, ты далече...» Оно почти в тему. Поэт подтрунивала над семейной жизнью, возможно, Брит Марлинг тоже её интерпретировала.

В-третьих, Гомер — спортсмен, герой, боец. Он опытнее её и продвинулся дальше неё. Ей приходится догонять, искать, страдать. Борется с «драконом» именно Гомер, ОА сначала убегает, потом наказывается «выкидыванием».

В-четвёртых, маска матери хулигана, примеряемая бездетной девушкой. Сюда же роль мудрой, гм, бабы-яги с её ночными посиделками и «кражей» чужих детей.

Это только стрельба по взлетевшим из камышей уткам, упала лишь пара-другая. Остальные летят высоко, а рецензию писать на «ОА» я не хочу. После «Звук моего голоса» она выглядит много лучше, но я бы подождал третий, а лучше четвёртый вариант.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2018 г. 17:57
rim_x
«Пиджак» при сходной модели как раз мужской вариант, герой — «брат» Гомера.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2018 г. 17:59
rim_x
«Крылья» дают много больший акцент на элементы, являющиеся частью женского романа.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2018 г. 18:06
rim_x
И, всё же чувствуя себя тем самым бараном с герба, не могу удержаться и не спросить в ответ. Что Вы видите в «Другой Земле» конкретно, кроме эскапизма и моей версии — поднятого вопроса о совести и личной ответственности?
 


Ссылка на сообщение22 июля 2018 г. 07:59
Прочел все, что Вы перечислили. Это, конечно, поразительно, но у меня искренние возражения по всем пунктам. Причем не вижу связи перечисленного ни с ОА, ни с «женским романом». Такие дела. Вы сказали, что спорить не будем, поэтому остановлюсь, но не мог скрыть этого своего удивления, извините. И я должен допустить, что могу быть во всем неправ. Так или иначе любопытно было прочесть.


Ссылка на сообщение8 июля 2019 г. 21:15
ХельгиИнгварссон, как всегда, отличная рецензия на хороший фильм)
По поводу сериала «ОА» — ни в коем случае не «женский» роман! Да, это нечто сродни «Планеты Ка-Пекс» (кто не видел фильм с Кевином Спейси до харассмента — обязательно смотрим!), но более, лично для меня, верна аналогия с линческим «Твин Пикс». Ибо оригинальный проект с очень характерной околопсиходелической, сюрреалистической атмосферой, самобытной, в отличие от тех же «Очень странных дел», мифологией, хорошими актерами и крайне притягательным, интересным сюжетом. И каждый сезон отличается своей стилистикой, что удостаивает проект еще больших похвал.
Рецензия имеется в моей колонке... 8:-0 Но так или иначе, «ОА» имеет потенциал нового культового сериала.
П.С. По поводу дискуссии о наличии признаков женского романа. Довольно многие пункты можно интертпретировать ровно наоборот. Да и второй сезон, как мне кажется, развеивает всякую иллюзорность подобной ориентированности повествования. Да, без поклонов излишней толерантности не обходится, но по-моему тут женский образ явно не ура-феминистический, как, кхм, «Капитан Марвел», упаси бог, а прочие моменты хоть иногда и бросаются в глаза (резкая гомосексуальность Француза), тем не менее все они затемняются красотой сюжета и картинки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июля 2019 г. 12:11

цитата osipdark

«ОА» — ни в коем случае не «женский» роман!

Дык я это и не утверждаю. :-[ «ОА» имеет черты женского романа и является продуктом конгломерата сценаристов, среди которых есть женщина, пишущая к тому же роль под себя, и потому несёт в себе признаки, приёмы, образы и заключения из женской литературы. 8-) И я не считаю, что женское в литературе и сценариях — однозначно плохо. :beer:
 


Ссылка на сообщение10 июля 2019 г. 22:25
Ну дык и замечательно :cool!:
 


Ссылка на сообщение11 июля 2019 г. 16:58
osipdark
:beer:


⇑ Наверх