Что такое совесть и откуда ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Что такое совесть и откуда она берется»

Что такое совесть и откуда она берется

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 21 сентября 2009 г. 23:11  
цитировать   |    [  ] 

Пожалуй следует сказать всем, читающим эту тему, что ответ на этот вопрос известен лет этак 50-100 как. Почему бы не почитать книжки непосредственно по предмету от исследователей сего явления и прочих "социальных инстинктов"? Совесть, альтруизм, стремление к взаимовыручке культивируют с детства в нормальном обществе. Но сами механизмы этих явлений заложены в бессознательном, коллективном (Юнг) и социальном (Фромм). Социальная среда, воспитание может лишь надавить в нужном направлениии на них. Именно поэтому существует выражение "пробудить совесть".

цитата Tyrgon

вам помогли труды Фромма или Юнга?


-Разумеется.

Кроме того, самые основы их учений и отвечают напрямую на вопрос темы, поэтому не вижу смысла мне их тут перессказывать, а рекомендую (ещё раз) обратиться к первоисточнику. Да хоть бы даже к словарю с краткой "аннотацией" деятельности этих учёных. А так же (повторюсь, поскольку вторая часть моего пожелания осталась "незамеченной) — читайте И. А. Ефремова ("Лезвие бритвы").

Хочу также подчеркнуть, что эта информация для тех, кто сомневается, кто ищет ответ на вопрос, заявленный в теме. Поэтому тот, кто действительно интересуется, тот почитает и решит, соглашаться ему или нет. С тем же, кто заранее решил, что для него есть такое досадное явление или выдумка как "совесть", и с прочими социопатами или же просто ленивыми — спорить не вижу смысла. Вольному воля.

Тем не менее приведу конкретные выводы Фромма.

Разделяя совесть на "авторитарную" (голос внешнего авторитета) и "гуманистическую" (о которой я, собственно, веду речь), он даёт следующее определение последней, имеющее самое непосредственное значение к вопросу "исконного происхождения совести":

"Это наш собственный голос, данный каждому человеческому существу и не зависимый от внешних санкций и поощрений ...Она обладает эмоциональной силой, поскольку является реакцией всей нашей личности в целом, а не реакцией одного лишь ума".


Естественно также, что в процессе жизнедеятельности голос совести может звучать громче или тише, так как в конечном счёте на совесть оказывает влияние опыт (позитивный или негативный) и выводы, превращающиеся в принципы, самой личности. В этом смысле совесть как оконченный продукт "вмещает также суть нашего морального опыта жизни" (Фромм).



авторитет

Ссылка на сообщение 22 сентября 2009 г. 11:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата Galka

Во-первых хочется отметить, что совесть действует и в тех случаях, когда ни мораль. ни право не нарушены.

Совесть "действует" исключительно в случаях, когда нарушены принципы морали, иначе никакого личностного диссонанса возникнуть просто не может. Даже случай "незаслуженно плохо подумал о человеке" противоречит принципу доброй воли и симметричности действий.

цитата Galka

Кстати, полагаю. что мораль — протез для отсутствия совести.

Полагаю, что надо изначально определиться с терминами;-)

цитата aznats

Получается, если система нравственности довольно примитивна, ограничена, поверхностна- мы и будем называть такого человека "бессовестным".

Нет, мы будем называть его таковым в случае несовпадения норм морали. А уж у кого мораль более примитивна/ограничена/поверхностна — не нам судить, вероятно:-)

цитата aznats

Совесть подразумевает самооценку, исходя из собственной внутренней системы. Мораль- чисто внешний, принятый от других инструмент оценивания.

А расскажите, как этот элемент сугубо внутренней системы образуется без участия внешнего мира;-)
Совесть — действительно инструмент нравственной самооценки личности, сформированный посредством внешней среды. Не существует унифицированных "входных данных" — внешней среды, как и не существует унифицированной совести. Существуют моральные нормы общества, но их восприятие/принятие индивидуально, равно как и образующаяся на их основе совесть.

цитата андрос

Положительно ответить на этот вопрос помогут труды К. Юнга и Э. Фрома.

цитата андрос

Пожалуй следует сказать всем, читающим эту тему, что ответ на этот вопрос известен лет этак 50-100 как.

Пожалуй, не следует на себя брать роль последней инстанции, цитируя лишь одних из не самых известных ученых, занимавшихся изучением этого вопроса и отнюдь не принятую сейчас в науке точку зрения (сейчас господствует эволюционное, а не интуитивное определение, как, впрочем, и эволюционное учение господствует над креационизмом). Предлагаю почитать Дарвина и Ницше, они тоже много умного сказали по этому поводу.
–––
"Ignorance more frequently begets confidence than does knowledge"


магистр

Ссылка на сообщение 22 сентября 2009 г. 14:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата Nihilist

Нет, мы будем называть его таковым в случае несовпадения норм морали. А уж у кого мораль более примитивна/ограничена/поверхностна — не нам судить, вероятно
И в случае несовпадения норм. И в случае неразвитости системы. Ну, скажем, есть у меня знакомые дети (8 класс), которые искренне не понимают, что оскорблять других-нехорошо. Они вообще не понимают, что такое оскорбление, в том числе не замечают в собственный адрес. Это не о совпадении норм, это именно об их неразвитости, не дифференцированности (ну, элементов мало и они не в существенных связях). Именно равитием этих представлений по идее занимается воспитание.

В принципе, развитие морально-нравственных представлений можно оценить по специальным тестам. Но в обычной жизни- да, конечно, в основном сравнивая со своими. Разумеется, это далеко от объективности :-)

цитата Nihilist

А расскажите, как этот элемент сугубо внутренней системы образуется без участия внешнего мира

А где я говорила, что он образуется без участия внешнего мира? ??? Наоборот, для его развития обязателен социум.
По поводу "внутренности" элемента и системы — это немного о другом. Это говорит о том, что работа по освоению, присвоению и переосмыслению, развитию уже произошла, и параметр стал как бы собственно выращенным, абсолютно личным. Если в других терминах- появилась субъектность ( в противовес объектности).
На всякий случай еще раз поясню. Маленькому ребенку говорят "одай мальчику машинку, это его, он плачет" и ребенок отдает. Он в данном действует не из внутренних убеждений/пониманий, а подчиняясмь внешнему воздействию, то есть ведет себя как объект.
Если в школе в аналогичной ситуации он отдает машинку, руководствуясь внутренними " так надо, так принято, меня будут ругать" и т.д.- то он подчиняется уже усвоенным нормам морали, но все равно ведет себя как объект.
Если же он отдает от внутреннего понимания и внутренней , для него самого не оставляющей сомнений, необходимости такого действия, то есть ведет себя как субъект ( не подчиняется, а сам принимает независимое решение), то можно говорить о развитости этих конкретно нравственных представлений.
Кстати, только в последнем случае при "неотдаче" его действительно будет мучать совесть. В первом- вообще не вспомнит. Во втором- будет боязнь наказания/негативной ответной реакции.
–––
Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет


авторитет

Ссылка на сообщение 22 сентября 2009 г. 14:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата aznats

И в случае неразвитости системы. Ну, скажем, есть у меня знакомые дети (8 класс)

Неудачный пример. Дети, они и есть дети, так как у них еще не сформирована личность (и качества личности) и отсутствует/недостаточна ответственность за поступки. О какой примитивной/ограниченной/поверхностной морали идет речь? Мы говорим "бессовестный" о ребенке, чтобы как раз выработать у него соответствующие нормы поведения, а не в качестве окончательной характеристики уже зрелой личности.

цитата aznats

В принципе, развитие морально-нравственных представлений можно оценить по специальным тестам. Но в обычной жизни- да, конечно, в основном сравнивая со своими.

Специальные тесты объективны? ??? Тестируемые представления неизменны от культуре к культуре и от эпохи к эпохе?
По поводу развития представлений о морали/совести — я как раз об этом и написал. Правда пример уж очень напоминает опыты по выработке условных рефлексов, что несколько нивелирует элемент свободы выбора у "итога эксперимента".
–––
"Ignorance more frequently begets confidence than does knowledge"


миродержец

Ссылка на сообщение 22 сентября 2009 г. 16:44  
цитировать   |    [  ] 
Не читал я ни Юнга, ни Дарвина — зато прочитал посты по теме и понял — да бог с нею, с совестью, слишком много от меня требуется, чтобы понять что это такое; наверное чтобы обзавестись ею и ещё больше денег сдерут...:-(


авторитет

Ссылка на сообщение 22 сентября 2009 г. 17:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата Alexandre

слишком много от меня требуется, чтобы понять что это такое;
Совесть и любовь определить все пытаются, ан не удаётся. Ты её чувствуешь или не чувствуешь. И если чувствуешь то страдаешь. Страдать не хочется. Умные говорят надо. Может легче без любви и без совести? Научилась бы. Да кто ж научит.8:-0
–––
любознательный


магистр

Ссылка на сообщение 22 сентября 2009 г. 17:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата Nihilist

Неудачный пример. Дети, они и есть дети, так как у них еще не сформирована личность (и качества личности) и отсутствует/недостаточна ответственность за поступки.

Почему же неудачный? Как раз самый лучший способ получить представение о предмете — рассмотреть его генезис. Личность несформирована, в том числе и потому, что нравственные ценности еще не в полной мере интериорезированы, собственная ценностная система еще развита недостаточно. Недостаточность ответственности тоже частично с этим связана. С недостаточной развитостью ценностных и нравственных представлений.

цитата Nihilist

Мы говорим "бессовестный" о ребенке, чтобы как раз выработать у него соответствующие нормы поведения, а не в качестве окончательной характеристики уже зрелой личности.

Это если мы ребенку самому это говорим. А если называем так взрослого за глаза- это уже оценка личности.

цитата Nihilist

Специальные тесты объективны? Тестируемые представления неизменны от культуре к культуре и от эпохи к эпохе?

Ну, относительно объективны, насколько вообще психологические исследования могут таковыми быть. Они дают возможность выявить основопологающие ценностные представления, само количество таких представлений, их связи. То есть в каком-то смысле описать структуру. Сложность структуры будет свидетельствовать о достаточно развитой системе, упрощенность/примитивность соответсвенно о недостаточной. Это будет справедливо даже в том случае, если сами ценности абсолютно нам чужды ( взяты из других культур).

цитата Nihilist

Правда пример уж очень напоминает опыты по выработке условных рефлексов, что несколько нивелирует элемент свободы выбора у "итога эксперимента".

Так "натаскивание" на моральное поведение и есть по сути выработка такого общественно полезного рефлекса- как программа минимум.
Свобода появляется при появлении субъекта, который по-любому творчески строит, перестраивает и видоизменяет на основании совего опыта/суждениий и т.д. саму систему. Выбор чисто за ним, в том числе и полностью отказаться от принятых норм, выработав абсолютно новые. Но основа все-таки исходит из требоваий человеческогообщежития.
–––
Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет


философ

Ссылка на сообщение 23 сентября 2009 г. 21:26  
цитировать   |    [  ] 

Nihilist, при всём уважении к Дарвину, странно не замечать когда он жил и что после него открыли.%-\

Насчёт Ницше, а коли вы его советуете почитать — вероятно знаете историю его жизни, как закончил свои дни этот горемычный философ-бунтарь. И опять же странно не делать выводов о том, как подавление социальных инстинктов, призывы к этому и, как последняя стадия, сравнивание себя с богом — приводят к сумасшествию, когда эти самые искусственно подавляемые социальные инстинкты выплёскиваются неудержимой массой из-за малейшего повода (лицезрения страдающей лошади) и ломают психику бесповоротно.

Ну, а заявления в адрес Юнга и Фромма как об "одних из не самых известных ученых" заставляют предположить, что вы весьма далеки от психологии и писихофизиологии, уж простите.

И опять же, если вы собираетесь расценивать "совесть" как философскую категорию, то почему лишь с точки зрения эксцентрика-Ницше? Как-то очень пристрастно выглядит.8-)



магистр

Ссылка на сообщение 29 сентября 2009 г. 14:16  
цитировать   |    [  ] 
Все так умно... а вот я читала и Юнга, и Фромма, и даже Ницше, а главного для себя так и не уяснила: почему, бывает, добрый человек, сострадательный, неглупый и хоть убей, точно попадает под определение "бессовестный". Не то, что у него совесть не такая, как у меня, а вот просто отсутствует "внутренний советчик", говорящий: "Не делай так, плохо выйдет" или "Нехорошо вышло". Вот я и пыталась уяснить для себя чего такому не хватает? Воображения? Памяти о том, как уже было? А бывает, кажется, что человек чужой боли просто не видит ну, как слепой, что тут поделаешь! Это я все не в осуждение. Среди людей, о которых я думаю, преступников и мерзавцев нет. Просто иногда их трудно понять.
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


авторитет

Ссылка на сообщение 30 сентября 2009 г. 15:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата андрос

вероятно знаете историю его жизни, как закончил свои дни этот горемычный философ-бунтарь.

Теорий на сей счет много, правда инсульт и сифилис на данный момент более популярны, чем вид мертвой лошади, да и эффект на высшую нервную деятельность они оказывают более существенный и универсальный, независимо от взглядов. Вообще, такая позиция "он плохой философ, посмотрите как он кончил" чем-то неуловимо напоминает популярную "нечего хаять, напишите лучше!", в том смысле, что я так же не улавливаю причинно-следственную связь.

цитата андрос

заявления в адрес Юнга и Фромма как об "одних из не самых известных ученых" заставляют предположить, что вы весьма далеки от психологии и писихофизиологии, уж простите.

Точная цитата. Хотите устроить опрос, кто из этой четверки наиболее известен как ученый? Я бы не поставил на Фромма;-) Принятая сейчас учеными позиция по вопросу совести основана на социобиологии и эволюционной психологии, а отнюдь не на психоанализе. Угадайте, кто из всех четверых наиболее значимая личность в данном ключе;-)

цитата андрос

при всём уважении к Дарвину, странно не замечать когда он жил и что после него открыли.

цитата андрос

И опять же, если вы собираетесь расценивать "совесть" как философскую категорию, то почему лишь с точки зрения эксцентрика-Ницше? Как-то очень пристрастно выглядит.

Я вообще сослался на Дарвина и Ницше как на других ученых, занимавшихся вопросом совести, в противовес весьма однозначно и безапелляционно высказанному суждению. Свою точку зрения уже озвучил выше.
–––
"Ignorance more frequently begets confidence than does knowledge"


философ

Ссылка на сообщение 1 октября 2009 г. 12:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата андрос

подавление социальных инстинктов, призывы к этому и, как последняя стадия, сравнивание себя с богом — приводят к сумасшествию

цитата Nihilist

не улавливаю причинно-следственную связь.


-Жаль... 8-)

цитата Nihilist

кто из этой четверки наиболее известен как ученый?


-А смысл? Каждый широко известен в своём направлении.;-)

цитата Nihilist

Я вообще сослался на Дарвина и Ницше как на других ученых, занимавшихся вопросом совести

[/p]-Что привели, то и обсуждаем. Никто не мешал вам сослаться на кого-нибудь другого.;-)

цитата Nihilist

весьма однозначно и безапелляционно высказанному суждению


-Безапелляционно и пристрастно выглядят попытки отправить совесть на свалку "истории", упорно путая, как было замечено выше, сие явление с моралью (что по упомянутому мною Фромму пересекается с "авторитарной совестью", но не с "гумманистической"). Я же привёл взгляды, которые в психологии и психофизиологии давно считаются нормой.8-) Кстати, когда говорят о психоанализе, чаще всего подразумевают его классическую форму — фрейдизм. Учение же Юнга, к примеру, скорее относится к аналитической психологии, Фромма — к социальной психологии. 8-)

Что касается эволюционной психологии, то, как известно, большинство её сторонников считает, что лучшие человеческие качества, такие как доброта, альтруизм, взаимопомощь изначально были неразрывно связаны со "скверными" качествами вроде склонности к межгрупповым конфликтам, войнам, враждебности ко всем, кто отличается от нас и т. п. Но специфика возникновения и развития этих качеств не отрицается приверженцами серьёзной роли в психике человека и его поведении социальных инстинктов. Напротив — проявлением соц. инстинктов, закреплённых бессознательно, и объясняются подобные качества. И, разумеется, закреплялись они на генетическом уровне, что не противоречит постулатам эволюционной психологии.

Так что не вижу серьёзного предмета для спора в данном вопросе между приверженцами этих направлений психологии, по крайней мере, в основах.8-)



философ

Ссылка на сообщение 1 октября 2009 г. 12:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата Galka

Не то, что у него совесть не такая, как у меня, а вот просто отсутствует "внутренний советчик", говорящий: "Не делай так, плохо выйдет" или "Нехорошо вышло".

[/p]

-Galka, может такой человек как раз имеет ориентиры "свой-чужой" несколько отличные от Ваших?

Ведь отсутствие должной "чуткости" как правило объясняется эгоизмом, эгоцентризмом (что очень распространено сегодня), либо некоторой "чужеродностью" в той "системе", в которой он в данный момент находится и мыслит и действует в диссонансе с остальными (в данном случае с Вами). Как думаете?



магистр

Ссылка на сообщение 2 октября 2009 г. 14:03  
цитировать   |    [  ] 
андрос Да, конечно. Эгоцентрику порой достаточно громко сказать: "человеку плохо, нужна помощь" — он на минутку "выйдет из себя" и поможет. Я же говорю, не о мерзавцах речь.
Собственно, я затеяла дискуссию себе не по силам. Интуитивно чувствую, что хочу сказать, а получается все о другом. Попробую в последний раз. Я к тому, что штука, которую обычно называют совестью задается от природы, как, например" чувство боли. Конечно, пока человек боли не испытывал, эта способность остается в потенции. И второе: я не так уж уверена, что сильно развитая совесть — это всегда хорошо. Тут много опросов возникает: и о самочувствии самого "совестливого", и о том, как прирожденная "совесть" соотносится с требованиями общества, и даже с рацио самого человека. В общем, по-моему, есть о чем поговорить, не ссылаясь на великих мудрецов. Хотя я бы предпочла просто послушать (почитать) соображения собеседников.
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


философ

Ссылка на сообщение 2 октября 2009 г. 16:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата Galka

Я к тому, что штука, которую обычно называют совестью задается от природы, как, например" чувство боли. Конечно, пока человек боли не испытывал, эта способность остается в потенции.

Болевой порог, как известно, у разных людей бывает ооочень разным. А если учесть, что совесть — это ближе к эмоциям, то и вообще различия между людьми могут быть огромными. Соответственно, говоря "бессовестный человек", мы ориентируетмся лишь на собственный "порог". Поэтому личное суждение о людях: "добрый человек, сострадательный, неглупый и хоть убей, точно попадает под определение "бессовестный" не более чем субъективизм. Хоть лично я считаю, что первые определения более важны для человека (т.е. доброта, сострадательность и ум важнее совестливости).
А если говорить о природе совести, то есть неплохое определение: совесть есть не формальное знание норм, а присущая личности потребность следовать этим нормам. Т.е. в человеке заложено чувство делать что-то для других, или оглядываться на других. И когда это нарушается возникает дискомфорт, называемой совестью.
–––
— Второй поворот направо, а потом прямо, до самого утра.


активист

Ссылка на сообщение 3 октября 2009 г. 18:35  
цитировать   |    [  ] 
Совесть это мусор об который запинаешься


магистр

Ссылка на сообщение 7 октября 2009 г. 16:09  
цитировать   |    [  ] 
gripe Нет, скорее уж, совесть — один из предохранителей, позволяющий не наступать сто раз на одни и те же грабли (в отношениях с людьми)
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


активист

Ссылка на сообщение 9 октября 2009 г. 17:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата Galka

gripe Нет, скорее уж, совесть — один из предохранителей, позволяющий не наступать сто раз на одни и те же грабли (в отношениях с людьми)

Пой соловей возле кельи моей (с). Почему-то в рашке все как раз наоборот. Вообще в наших условиях совесть-это камень который тянет на дно. Я на своем опыте убедился. Чтобы остаться на плаву и просто сохранить свою свободу необходимо постоянно врать. Так у меня в универе и происходит, чуть проявишь слабину и уже тебя как мебель воспринимают. Моя мать тоже про совесть много разглагольствовала, и в результате мне очень худо пришлось, я поступал как хотел чтобы поступали со мной. Но они сделали меня половой тряпкой. Тогда я послал мать куда подальше и сейчас стараюсь жить по человечески. По крайней мере я бесплатно обучаюсь в универе и еще получаю небольшую стипендию. Может быть и работу себе во время обучения поищу. Хотя специальность не самая лучшая и мне не близка, надо было настоять на другой.


магистр

Ссылка на сообщение 12 октября 2009 г. 16:20  
цитировать   |    [  ] 
gripe Право, не знаю, что и ответить. Вот разве что — и без совести можно натворить массу глупостей и набить кучу шишек. И даже карьеры не сделать!!! А когда жить становится тошно, даже вполне бессовестному и крутому может пригодиться мать — например, поплакать в жилетку. Так что может не стоит раньше времени посылать ее подальше?
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


магистр

Ссылка на сообщение 8 июля 2010 г. 17:38  
цитировать   |    [  ] 
В "общественных явлениях" зашел разговор о том, что "совесть свыше нам дана". Я соверенно уверена, что знаю массу людей неверующих ( и даже некрещеных) но чрезвычайно совестливых и вообще — хороших людей. Предлагаю поразмыслить, возможно ли это;-)
–––
Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко)


авторитет

Ссылка на сообщение 8 июля 2010 г. 17:42  
цитировать   |    [  ] 
совесть, дело наживное... ИМХО по другому просто ни как. с неба она не падает, это точно, да и под ногами не валяется... совесть совокупность всех черт характера человека, его мировозрения...
Страницы: 12345    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Что такое совесть и откуда она берется»

 
  Новое сообщение по теме «Что такое совесть и откуда она берется»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх