Многоцикловый детектив, или Капитан-создатель реальностей
Капитан армии США Колтер Стивенс (Джилленхол) приходит в себя в теле некоего Шона – пассажира пригородного экспресса на Чикаго. Через 8 минут происходит взрыв, уничтожающий поезд. Оказывается, капитан стал участником программы «Исходный код» — позволяющей моделировать прошлое, на 8 минут переселяя Колтера в тело умершего человека. Теперь ему предстоит отыскать террориста, взорвавшего экспресс и угрожающего взорвать вторую бомбу уже в центре Чикаго.
Но что если все не так просто, и создатели программы утаивают от Колтера некую важную информацию?
Теория о параллельных реальностях, и о том, что любое действие человека создает новый мир и другие варианты будущего, имеет множество поклонников во всем мире. Приятно, черт возьми, знать, что хоть где-то у вас, возможно, получилось охмурить таки на выпускном первую красавицу школы. Написать книгу, которую с руками оторвут издатели. Выбрать профессию, в которой достигаешь огромных высот. Совершишь открытие. Спасти жизни. Получить признание. Есть, правда, и негативные стороны. Каково знать, что где-то существуют сотни тебя – более удачливых, состоявшихся, известных. Но позитивные особенности такой теории все равно перевешивают.
Именно эта теория легла в основу Source Code. Причем подали ее постановщики живенько, хотя не без провисов.
С самого начала нас швыряют в пространство фильма, как детишек в воду: либо научатся плавать, либо приобретут стойкое отвращение к воде. Первая треть картины построена как детектив, когда Колтер, без малейшей подготовки брошенный в прошлое, пытается отыскать злодея среди пассажиров поезда.
Да, будем честными, для зрителя главгад вычисляется довольно быстро: согласно киношным законам его нам обязательно покажут, и, применив элементарные логические построения, мы выкупаем его «на раз» (либо «хасид», каковых среди пассажиров не видно, тем более, что для их вычисления существуют целые методички спецслужб, либо… ). Но не забываем, что протагонист действует в экстремальных условиях, а не сидит в удобном кресле, что несколько извиняет его «тормознутось».
Вторая часть ленты превращается в натуральную мелодраму, давая нам передохнуть от мельтешения циклов и повтора одного и того же события. Плюс нам глубже раскрывают личность Колтера и обстоятельства его судьбы. К сожалению, «розовых соплей с сахаром» становится как-то слишком много, и в середине фильм откровенно провисает.
Затем дело, наконец, доходит до триариев, и последняя треть «Кода» возвращает утерянную было динамику.
Что приятно, в целом фильм оптимистичен, невзирая на тяжелые обстоятельства жизни героя, вот только с беднягой Шоном как-то неаккуратненько получилось.
Джейк Джилленхол – хорош. Он далеко не во всех своих фильмах показывает высший класс, и в «Коде» у него есть как более сильные, так и менее сильные сцены. Но в целом его Стивенсу веришь.
Мишель Монаган – крайне мила, и работает классическим мотиватором для главного героя.
Вера Фармига и ее Гудвин – профессиональна, при этом человечна. Такие вояки нам нужны.
Джеффри Райт со своим гениальным, но циничным доктором Ратледжем отвечает за неэтичных ученых, готовых на все ради своего детища. Самый противоречивый персонаж. С одной стороны все, что он делает – для спасения жизней. С другой – он без проблем может пройтись по трупам, и отдельные людские судьбы для него абсолютно не важны. Вроде как и кто его осудит, но это лишь в том случае, если вы сами не попали в число тех самых отдельных судеб. А вот почему он скрывает информацию от исполнителей – непонятно. Расскажи все с начала, надави на гражданскую сознательность и возможность спасать людей, и многие пойдут на такую работу надолго и по своей воле.
В целом лента дарит нам приличный саспенс, за исключением середины. Наблюдать за действиями главгероя волнительно. Особых эффектов и фантастических элементов, кроме взрывов и перемещений, не ждите, фильм берет другим: довольно долго поддерживаемой интригой, напряжением, сопереживанием протагонисту. Да и хронометраж вполне корректен: скромные для нынешнего кино полтора часа.
Эрго. Приятный триллеро-детектив с одной фантастической предпосылкой, качественной работой Джилленхола и неплохим саспенсом. Да, середина «висит» и спецэффектов особых вам не подгонят, но смотрится лента приятно. Даже по второму разу.
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Джейк Джилленхол, Мишель Монахэн, Вера Фармига, Джеффри Райт, Расселл Питерс, Джеймс А. Вудс, Майкл Арден, Кас Анвар, Джо Кобден, Брент Скэгфорд, Крэйг Томас
Хроники приграничья, или Юные плащи на страже цивилизации
После жуткой эпидемии чумы Великая Империя находится не в лучшем состоянии. Тысячи подданных умерли или покинули отчий дом. Сотни городов и селений заброшены. Непобедимые легионы ушли ближе к сердцу государства.
Но есть те, кто не бросил оставшихся людей на произвол судьбы.
Орден Серых Плащей.
В отдаленную командорию ордена, на границе с Чащей, прибывает пополнение рекрутов. Им надо выжить и доказать, что они достойны носить плащи полноправных членов Ордена. Вот только удастся это далеко не всем.
Тем более, в такое время, когда в этих краях становится совсем неспокойно.
И дело не только в убийствах среди местных, обнаглевших разбойниках или племенах дикарей, издавна населяющих Чащу. Кандидатам в Стражи придется столкнуться с потусторонними тварями, справиться с которыми ой как непросто!
Ясновельможные паны не перестают радовать нас все новыми и новыми именами польских демиургов.
И вот новый автор, местами напоминающий эдакую лайт-версию Вегнера. Облегченную не по причине детского/семейного рейтинга или отсутствия неаппетитных моментов, а по уровню мастерства, масштаба, описания и проработки своего мира.
Итак, перед нами классическое темное фентези с убийствами, гибелью героев, мрачноватой атмосферой. А также главами, каждая из которых рассказывает законченную историю из жизни рекрутов Командории 54. К структуре романа претензий минимум. С каждой главой автор раскрывает чуть больше нюансов мира и характеров героев. Практически сразу появляется мощный таинственный антагонист, не факт что самый главный, но способный причинить юнцам и жителям Жопы Мира немало неприятностей. Перед нами промелькнут Видящие, демоны, вселения, мы увидим убийство, и не одно, побываем на сельских празднованиях, послушаем рассказы о цивилизованной империи и о дикарях Чащи.
Все вроде и неплохо, но есть нюансы.
Мир у Гузека стандартный и не может похвастать практически ни одной оригинальной задумкой.
Большая Империя с единым Господом и непобедимыми легионами. Огромное количество дикарей-язычников, живущих в лесу и за ним, точащих зуб на цивилизованную державу. Жуткая чума, выкосившая население империи. Отвод войск из дальних регионов и вялые попытки обозначит там свое присутствие. Х-м, пан Марцин, вы в читателе ностальгию за Западной и Восточной Римской (или может Священной Римской) империями решили пробудить?
Единственный более-менее свеженький ход — Орден Серых Плащей (хотя тоже, будем честными, не открытие века, мало ли духовно-рыцарских орденов, чаще всех в контексте «Заставы» вспоминается Тевтонский, было в нашей истории?). Структура, сосредоточившая в своих руках контроль и борьбу со сверхъестественным (кто сказал инквизиция?). Функции государственного архива, святое воинство, отряды асассинов-спецназовцев, а заодно (чтоб два раза не вставать) судебный контроль в приграничных территориях, где на данный момент отсутствуют имперские чиновники.
А не сильно ли, господа Стражники, вы роток на чужой вершок раззявили? Несчастных тамплиеров, которые если с вами сравнить, поскромнее были, и тех извели ни за чих собачий. А тут такая силища на бедную кризисную империю. Чавой-то тамошний властелин совершенно мух не ловит.
Но если оставить логику за дверью, выискивать нюансы структуры Серой Стражи с ее братствами, героями, обычаями, легендами, страшными историями, любопытственно.
Идею Серых Плащей вполне можно занести в актив Гузеку.
А вот дальше начинаются обещанные нюансы.
Особенно они лезут в глаза в первой трети книги, дальше, похоже, автор чуток расписывается, да и привыкаешь к его обалдуям постепенно.
Герои в дебюте очень уж смахивают на типажи-функции. Юный командир, аристократ, большой шкаф, бард, монах, викинг. И трое девиц – бой-баба, ведьма и еще одна типа-аристократка с секретами (на дамах фантазия автора откровенно дала сбой). Там даже в именах поначалу путаешься, как в трех соснах, очень уж ребята и девчата блеклые в дебюте книги. Понятно, что со временем персонажи раскрываются, развиваются, теряют товарищей, делают сложные выборы, и даже начинают вызывать сопереживание (последняя треть романа в некоторой степени позволяет примириться с «багами» дебюта).
Но происходит эволюция образов слишком уж медленно и далеко не сразу. Есть у меня подозрение, что далеко не все читатели будут столь терпеливы, чтобы дождаться этих волшебных изменений.
Язык также не шедеврален. Даже всплыл основательно подзабытый вопрос: кто же в этом больше виноват: автор или переводчик? Слог рваный, сильного отвращения не вызывает, но и удовольствия от певучей речи писателя вы не получите.
Чрезмерное количество анахронизмов и слов из другой сказки. «Викинг», «мажор», «революция», имена богов, среди которых Хорс и Дагон, etc (откуда в фентезийном мире, не связанном с нашим, норвежские «викинги», а также неологизмы 20 века, как-то мажор»?). Позабавил частый акцент на том, что в этом обществе в широком употребления трусы. Причем не только у братьев ордена, но и у пейзан. Не панталоны, не кальсоны, не подштанники, а именно трусы (или это поклон мэтру с его «батистовыми трусиками Ренфри»?). Средневековье говорите? Ну-ну. Такие моменты достаточно сильно мешают погружению в текст.
Особенно «доставляют» фразы типа: «Чувак трахается с другим чуваком». По видимому, решив написать дарк-фентези, Марцин поставил себе за цель как можно чаще употреблять корявые словесные обороты, связанные с физиологическими и сексуальными отправлениями. Если так, с задачей автор справился. Причем никакой особой пошлятины мы не увидим, но внимание сексу уделяется большое. Впрочем, с третьей стороны, если вспомнить что герои Гузека относятся к young adult (им годков по 16-17), такой интерес к противоположному полу становится понятен.
Все происходящее выглядит слишком уж местечково и провинциально. Десяток рекрутов возятся в Жопе Мира, решая местечковые вопросы. Шесть деревень, пару сотен крестьян, еще пару сотен врагов. Даже самопожертвование обыгрывается странноватым образом: вскользь и не акцентировано. При этом из героев до финала доживут далеко не все (ставки на очередность принимаются) – ну это как бы уже давно стало модным трендом, спасибо дядьке Мартину.
Информации о мире в обрез. Есть ли у империи цивилизованные соседи? Как случилась Чума? Что происходит на других границах и в центре? Каковы нюансы политического и социального устройства? Кто на престоле и около него? Нет ответа.
Действия также не густо. Пару стычек, одна короткая поездка вовне, и финальная битва. И даже в ней, как вы уже поняли, на столкновении многотысячных армий рассчитывать не приходится. Мы тут по скромному, по домашнему: сотенка человеков туда, сотенка сюда.
Магия разумеется в наличии (фентези все таки), но не очень внятная. Нам показали ритуал, позволяющий разорвать человека как тузик грелку, ведьм-травниц, некоторое количество видящих — эдаких пророков-сновидцев, одержимость демоном. Видящие также могут служить воротами, через которые в этот мир приходят потусторонние существа (подвид одержимости). Имеются духи погибших, не закончивших свои земные дела.
Искренне порадовали дикари-«Склавяне». Такой милый детский прием коверкать имена и названия, вроде как скрываясь от взрослых и зашифровывая термины от непосвященных в свои игры. На самом деле осознанно стремясь вызвать нужные тебе ассоциации. А что, очень удобно! Ведь уже не нужно полностью продумывать и описывать новый народ — вскользь зацепил, остальное читатель сам по изуродованному имени народности дорисует в воображении.
Уточнение: спасибо Vladimir Puziy, обратившему мое внимание на существование этнонима Склавины (лат. Sclaueni) — "общего названия всех славянских племен у раннесредневековых и ранневизантийских авторов". Пожалуй, претензию по поводу "склавян" можно снять.
Эрго. Среднее темное фентези, радующее орденом Серых плащей. А вот долгое начало, местечковость, анахронизмы, не самый яркий язык, в актив книге не занесешь.
P. S. Отдельно позабавила разница оформления русской и польской обложек. У поляков серый, невзрачный рыцарь в побитом шлеме без украшений, растекающийся брызгами крови. В русском – ухоженный гордый воитель в красивенном шлемаке с рогами и развевающемся чистеньком плащике. Хоть сейчас на агитплакат «Ты записался в Серые плащи?!»
Артемис Фаул младший был необычным ребенком. Дело не в том, что он был наследником богача-затворника, обитавшего в огромном поместье на берегу моря.
А скорее в умственных способностях Артемиса. Парнишка был гением, способным обыграть в пять ходов чемпиона мира по шахматам, или самолично клонировать козла.
Еще он очень любил отца и с удовольствие слушал его истории о малом народце, живущем рядом с людьми.
И когда отца похитили, потребовав взамен могущественный артефакт фей, юный Фаул не стал утверждать, что фей не бывает.
А принялся за дело, составив хитроумный план.
Серия романов ирландца Йона Колфера о юном преступнике-вундеркинде, весьма тепло принята публикой и просилась на экраны еще с появления первого тома в 2001 году. Однако была готова к выходу в свет лишь к лету 2019-го. Не сложилось. Сперва премьера была перенесена на май 2020-го, а затем стало не до премьер. В мир пришел Сам Знаете Кто.
Однако Дисней не растерялся, выпустив ленту на своем сервисе Disney+.
Как оказалось Artemis Fowl весьма сильно отличается от книжного прародителя, но при этом способен помочь вам приятно провести полтора часа (настолько скромного хронометража я не припомню уже лет 10).
Постановщики решили, что делать акцент на криминальных наклонностях героя будет неверно с воспитательной точки зрения (что позволено суровым ирландским парням, не позволено Диснею), сняв историю о хорошем пацане, сражающемся за жизнь горячо любимого папани.
С одной стороны мы потеряли неординарные психологические характеристики и действия нестандартного героя, с другой получили красивое, правда шаблонное сказочное детско-подростковое фентези, типа Спайдервика или Минипутов. Что тоже лишним не будет.
Во первых строках письма хочется отметить волшебный подземный мир. Созданный как сплав техники и магии. Киберпанковская реклама, телепередачи на больших уличных экранах. Гламурные устройства связи. Девайсы для передвижения, типа электросамоката работающие на молниях. Криминальные элементы, как то гномы и гоблины, которых отправляют чалиться на нары годков эдак на 400. Хитрое импульсное оружие. Высокотехнологические шлемы местных копов, от которых не отказалась бы ни одна силовая структура мира.
Рюкзачки с крылышками. Полеты капсул на энергии лавы. Огромные пещеры, в небесах которых снуют сотни летательных аппаратов. Многообразие видов малого народца, населяющих столицу подземного мира Гавань. Некоторые со своими любопытными особенностями. Как вам гоблины с огнестойкой кожей, умеющие выдыхать пламя? А эльфы-феи способны на гипноз-внушение, стирание памяти, телекинез и прочую невидимость? А временной купол и вовсе выглядит эдаким вундерваффе, решающим многие проблемы подземного народа.
Да, некоторые моменты выглядят откровенно смешно, как то гламурная зелененькая форма, а особенно дико забавный строевой шаг эльфийских вояк. Но то такое, подростковое кино все таки.
Картинка в целом неплоха, правда, куда подевали 125 лимонов в полной мере не непонятно. Да, подземный мир хорош, но откровенно мультяшно-рисован (неужто, компьютерщики-художники в цене настолько поднялись?). Разве что демонстрация воздействия сферы времени на окружающий мир выпила из бюджета всю наличность. Впрочем демонстрация яркая, не поспоришь.
Экшен сцены связаны исключительно с троллем. Он у нас тут главная звезда боевиков, Скала со Шварцем нервно курят в углу.
Повествование идет от лица гнома-переростка Мульча (в хулиганистом исполнении Джоша Гэда похожего здесь на Хагрида), что добавляет в рассказ личностную нотку. С гномами также связана самая спорная юмористическая линия ленты. Их способ копания («пора перекусить») могла придумать лишь нездоровая и циничная фантазия (спасибо товарищ Колфер) – ирландцы, что возьмешь. А вот «Пошел ты за 4-листником» порадовало. Побольше бы таких специфических ироничных моментов.
Персонажи у создателей картины получились вполне занятными.
К примеру, главный герой (его играет ирландца Фердия Шоу, по слухам дебютант в мире кинематографа). Хмурый, погруженный в себя, самоуверенный, горделивый, глядящий на современников свысока. И в его случае этому есть причины. Малыш умен не по годам. К сожалению, постановщики его гениальность не показывают, а лишь рассказывают о ней. Жаль. Тем более действия протагониста суперпродуманными назвать трудно: план по выходу на связь с волшебным миром слишком напрямую зависел от одной конкретной случайности. Не выберись на волю буйный тролль, судьба Старшего была бы незавидной. И физически Артемис не пасет задних, тут вам и серфинг, и немалая ловкость в управлении хитрым моноколесом. И как криминальный элемент себя никак не проявляет. Нормальный юный парнишка с задатками социопата-мизантропа. А еще он искренне и самозабвенно любит отца.
Впрочем, Артемиса Фаула старшего в исполнении Колина Фаррелла полюбить несложно. Таинственный коллекционер, увлекающийся и увлекающий, дома бывает редко, надоесть не успевает, ни в чем не ограничивает, знаток антикрвариата и завораживающих историй о волшебном народце, еще и денег куры не клюют. От такого предка мало кто отказался бы. Так что не удивительно, что Младший бросился спасть родителя со всем юношеским пылом.
Нонсо Анози и его Дворецки радует забавной прической и милой особенностью ронять скупую мужскую слезу («Я ведь не плакал?»). А вот собственноручно отмудохать тролля булавой постановщики ему не дали. Злые.
Лара Макдоннелл внешне изрядно похожа на Кару Делевинь. Ее Элфи юна (всего 84 годика), безрассудна, активно плюет на приказы, делает то, что левая нога захочет, ставя под угрозу все волшебное сообщество. И что же, дети, ждет таких непослушных девчонок? Трибунал и 400 лет тюрьмы? А вот и не угадали!
Джуди Денч со своей майором Крут выглядит на все 803 года и ведет себя откровенно нелогично и глуповато, будто у нее на носу классический старческий маразм. То мы бросаем всех-всех подчиненных на поиски акулоса, то срываем всех-всех силовиков (подзабив на пропавший артефакт) на паршиво организованную спасательную операцию. А к Элфи она относится, будто это ее недавно обретенная дочурка, и вместо того, чтобы сорвать погоны перед строем за злостное неподчинение приказу, готова моментально сделать ее своим замом.
Слишком многое оставлено на потом, расчет на продолжение буквально сочится с киноэкрана, но в принципе ничего криминального в этом нет (доказано «Фантастическими тварями»). И это самое продолжение вполне может со временем появиться (так как сборы малину подпортить не могут, по причине отсутствия таковых).
Отдельное спасибо за очаровательную ирландскую природу, одновременно суровую и располагающую к себе. Жаль ее в ленте не так много, как хотелось бы.
Также в самом что ни на есть жестком современном тренде, оказалась мотивация главзлицы. Расисты, клятые, малым народцем обозвали, понимаешь ли! Fairies Lives Matter, однозначно!
Эрго. Стандартное детско-подростковое фентези с приятным волшебным миром, имеющего мало общего с оригиналом Колфера. Читавшие книгу активно матерятся, и понять их можно, ведь посмотреть на пацана-Мориарти было бы действительно интересно. Впрочем, Дисней, которому на мнение фанатов чаще всего плевать с высокой колокольни, решил сходить еще разок хорошо утоптанной тропой. Целевая аудитория, вполне возможно, будет довольна.
Война – дело пожилых, лекарство против морщин или Мастер оф Орион по калифорнийски
Джон Перри прожил хорошую жизнь. 75 лет за спиной, уютный дом, хороший сын, выбившийся в люди. Еще пару-тройку годочков побродить по земле, и можно спокойно отправляться на небеса.
Вот только человек редко способен спокойно воспринять старость и угасание. Тем более, когда есть лекарство, пускай даже такое, что возможно хуже болезни.
Как вы воспримете идею отправиться на войну со злыми инопланетянами? Сомнительное предложение? А если за 10 лет службы вам пообещают возвращение молодости?
Уже гораздо интереснее. И плевать, что вы всю жизнь были против войны. И неважно, что ни один из тех, кто подписал контракт с Силами самообороны колоний, не вернулся на землю.
И вы бросаетесь в эту авантюру как в омут. Приобретая и теряя друзей. Выясняя, насколько далеко шагнула наука колоний, и что на самом деле творится в космосе. Встречаясь с тем, что, как казалось, давно потеряли.
Кардинально изменив свою жизнь.
Которая отныне будет проходить в самых горячих точках вселенной.
Калифорниец Джон Майкл Скальци имел дело со словом практически всю жизнь. Webb schools, уделяющая массу внимания творческому развитию учеников и реализации их потенциала. Широко известный Чикагский университет. Работа кинокритиком в газете «Fresno Bee». Писательство и редактирование для медийного монстра «America Online». Ведение каждодневного блога Whatever, которому на сегодня исполнилось почти два десятка лет.
В 2005-м Джон становится известен далеко за пределами Огайо, куда он перебрался из родной Калифорнии. Его роман «Обреченные на победу», которые Скальци выкладывал по главам на своем сайте, выходит на бумаге. Главный редактор «Tor Books» Патрик Хейден, заметивший работу Джона в сети, не прогадал. Номинации на Хьюго и Локус, Премия им. Джона Кэмпбелла. И недетская популярность на всех немаленьких просторах Соединенных штатов.
Скорее заслуженная, чем нет.
Причем автор с ходу делает весьма любопытный «ход конем», цепляя на крючок любопытства сразу несколько групп любителей фантастики.
Сперва, естественно привлекается немалая аудитория фанатов военно-космического направления. Чужие расы, борьба за человеческое будущее. То, что доктор прописал.
Причем своей основной «фишкой»: участием в войне исключительно престарелых землян, Перри с ходу выделяет свой цикл из ровной массы «боевой» фантастики. Жутко, знаете ли, интересно, что именно нездоровая фантазия автора сотворит с бедными дедушками.
Причем этот же аспект волнует и поклонников твердой НФ. Каким именно образом Джон подготовит абсолютно неприспособленных индивидуумов к суровым военным будням. Явно какая-нибудь хитрая технология используется, потирают руки те, кто не мыслит будущего без технологических прорывов. Вот вам и вторая подгруппа, которая с удовольствием ознакомится с работой Скальци.
Но самое забавное, что Джон, не забывая чухать по пузику представителей обеих групп, старается хоть чуток, но выйти за рамки жанровой литературы. И не выпячивая своих моральных убеждений, и не претендуя на членство в золотом зале фантастики, заронить в души читателя пару-тройку ростков хорошего, доброго и вечного.
И дело даже не в верности долгу, соратнику, воспеванию дружбы или боевого братства. Этого добра полным-полно в любом «боевом» романе. А в сомнениях, настигающих бравых бойцов Земли. Залитых своей и чужой кровью сомнениях в собственной человечности. Пути, избранном руководством колонистов. Неизменности и безусловной необходимости военного решения всех проблем. Герои Скальци порой вспоминают о дипломатических путях развития человечества. Задумываются о необходимости совмещения силового и мирного методов. А это знаете ли, для военно-космической фантастики дорогого стоит.
Причем на примере своих персонажей Джон изысканно издевается как над чересчур увлеченными вояками. Так и над туповатыми политиканами, способными лишь на демагогию.
Нет, по мнению Джона лишь союз силы, разума и дипломатии способен обеспечить будущее человечества.
Стоит учитывать, что Old Man's War отнюдь не переполнен сражениями или битвами звездолетов. Боевых столкновений на планетах (в основном небольшого масштаба), понятное дело хватает, а вот космические драки и вовсе останутся за кадром.
Зато Скальци с лихвой отсыплет нам разнообразных забавных, загадочных или жутких инопланетных рас, прям как в лучших компьютерных игрушках, типа Master of Orion.
Будней военно-учебного лагеря. Психологических этюдов. Солдатской специфики. Небезынтересных мыслей о возрасте и старении. В основном удачного юмора, порой переходящего в сарказм. Не забудет о научной стороне романа.
Несколько раз сменит место действия романа, бросая нас с Земли на учебную базу, а следом в военное пекло. А также пришпорит действие, подкидывая неожиданные сюжетные повороты.
Читается книга довольно легко, благодаря неплохому языку, тому самому юмору, и, конечно же, главному герою.
Редко, знаете ли, выпадает шанс провести время с героем настолько почтенного возраста (разве что он Великий Белый Маг). И пускай некоторые реакции персонажа могут быть подвергнуты сомнению (все же автору еще далеко до преклонных лет), в общем, типаж получился качественным и цельным.
Джон Перри – противник войны, относящийся к жизни с ироничным, слегка уставшим подходом. Потерявший любимую жену, сделавший нелегкий выбор, расставшийся с привычным укладом жизни. Неглупый, интеллигентный, симпатичный. Обычный хороший человек. Именно через него мы познаем мир, созданный Скальци.
Вместе с ним начнем новую, полную опасностей жизнь. Откроем часть нюансов взаимоотношений Земли и колоний. Многообразие разумной жизни во вселенной, и ее извращенные особенности. Задумаемся над некоторыми моральными аспектами людской экспансии. Поучаствуем в войне будущего, не очень отличающейся от современной.
Проведем несколько увлекательных часов, задействуя при этом не только спинной мозг.
Ситуация, крайне нетипичная при чтении военной фантастики.
Эрго. Любопытный представитель «научно-боевой» fiction, способный похвастаться интересными инопланетянами, привлекательным протагонистом, и редким для представителей этого поджанра моральным посылом.
P. S. В русском переводе вышло три части цикла. Вторая – «Бригады призраков», третья – «Последняя колония». На английском написано еще три романа.
Нереальная реальность, или А что же нам дано в ощущениях?
Даглас Холл (Бирко) точно знал, что виртуальный мир существует. Ведь именно он вместе с Хэнноном Фуллером (Мюллер-Шталь) и Джейсоном Уитни (Д’Онофрио) сотворил детальнейшую имитацию Лос-Анджелеса 1937 года. Имитацию, полностью воссоздающую Город Ангелов того времени. Имитацию, все участники которой жили своей жизнью, рождаясь, работая, влюбляясь и умирая.
Именно в этой имитации Фуллер, встретивший свою смерть от ножа неизвестного убийцы, оставил послание для Дагласа. Послание, в котором, по словам Хэннона, содержалась информацию о тайне, способной изменить судьбы всех живущих на Земле.
1999 год стал временем, принесшим нам целых два крайне любопытных кинопроекта, размышляющих о нашей с вами реальности. Сытое время, еще не познавшее ни 11.09, ни закручивания гаек, ни серьезных мировых кризисов, явно располагало к философским размышлениям. На свет явились культовая «Матрица» тогда еще братьев Вачовски. И наш сегодняшний герой (кстати, показанная на экранах на пару месяцев раньше The Matrix). Он прокатился на порядки скромнее приключений мистера Андерсона, собрав 18 лимонов при 16 бюджета, и навсегда остался в тени своей знаменитой коллеги. Меж тем The Thirteenth Floor вполне достоин вашего внимания.
Что такое реальность? За тысячелетия существования человечества лучшие философы давали сотни ответов на этот вопрос, изобретая десятки различных учений и подходов к проблеме. То, что дано нам в ощущениях. Объективно явленный мир. Объективно существующие явления. То, что не зависит ни от чего другого, кроме себя самой. То, что привязано к нашему восприятию. То, что существуют только благодаря человеку. Способ связи, присущий самому наблюдателю. Казалось бы, выбирайте, что кому по нутру и наслаждайтесь своим выбором. Нет. Подавляющее большинство людей так не могут. Им просто необходимо на триста процентов быть уверенным в истинности той реальности, в которой они существуют. И если вдруг возникают сомнения, это способно полностью перевернуть их собственную жизнь и попросту свести с ума (см. Джерри Эштон).
Казалось бы, какая разница – ты пучок электронов, или существо из мяса и крови, если что в том, что в другом случае ты одинаково взаимодействуешь с окружающим миром? Какая разница кем ты создан: папой с мамой или программером, ведь всегда остается вероятность, что в конечном итоге все без исключения созданы лично Богом. На таком уровне детализации имитации, какая показана в «13 этаже», все эти вопросы из насущных переходят в разряд «игр разума».
Лента поставлена по мотивам романа Дэниэла Ф. Галуйе «Имитация-13» (Simulacron-3, 1964).
Итак, возвращаемся к картине. Как вы уже поняли, она способна подкинуть вам немало пищи для размышлений и предметов для споров. Имеет ли смысл переживать из-за нереальности реальности, если ты в любом случае не можешь на сто процентов быть уверен в ее реальности? Имеет ли смысл идти в разнос, узнав о том, что тебя создал не всеведущий и всемогущий Господь, а другой человек? Можно ли позволять себе все что угодно в виртуальных мирах (на эту тему отлично поразмышлял «Мир Дикого Запада»)?
Понятно почему «Этаж» завоевал меньшую популярность у зрителя чем «Матрица». Он просто напросто менее зрелищен. Перед нами не яркий спецэффектный боевик, а спокойный нуарный детектив с непременным полицейским в шляпе, сомневающимся протагонистом, роковой красоткой, ночными съемками и серьезной интригой. Причем по ходу действия постановщики оставляют изрядное количество намеков, и внимательный зритель может разгадать Главную загадку самостоятельно задолго до финала.
Зато визуальный ряд фильма на высоте. Каждая локация отличается по цветовым особенностям и четко стилизована. 30-е сняты в мягком желтоватом цвете, напоминающим винтажную сепию. 90-е – в основном павильонные съемки, натура показана чаще всего через контрастные ночные панорамы, с преобладанием зеленого. В финале обратите внимание на мягкую, пастельную, нерезкую, покрытую дымкой атмосферу. Тут постановщики откровенно молодцы, как и в завершающем щелчке по носу, тонко намекающем на то, что ничего не закончилось и до «нулевого пациента» добираться еще долго.
Ну и как я уже сказал, постановщики порадуют нас парочкой вычисляемых, но все равно приятных, сюжетных твистов.
Актеры также показали себя неплохо. Не очень известный лицедей Крэйг Бирко тут весьма хорош. Уверенный в себе Даглас нашего времени в начале. Терзающийся и полный сомнений Даглас в середине. По детски очарованный окружающей имитацией во время путешествий в 30-е. Смена мимики и реакций при визите «друга Дэвида». Вполне приличный актерский уровень, даже странно, что парень нигде больше по-настоящему не засветился.
Винсент Д`Онофрио (в будущем абсолютно шикарный Фиск в «Сорвиголове» ), тут еще стройный и звонкий, сыграл два образа — неряшливого программиста и стильного бармена с криминальными наклонностями и тонкой душевной организацией. В обоих смотрелся отлично.
Армин Мюллер-Шталь – практически одинаков во всех ипостасях и понравился меньше всех из актерского состава.
Дэннис Хэйсбёрт как всегда иронично могуч и уместен в образе проницательного копа.
Также полностью на своем месте Гретхен Мол в виде феми-фаталь, а одновременно эдакого ангела, сперва несколько темного, затем наоборот. Очаровательна, юна, при этом может похвастать недурными мозгами. Операция по изведению на корню «друга Дэвида» хорошо продумана и вменяемо исполнена.
Эрго. Стильное и неглупое размышление о реальности и нереальности в обертке нуарного детектива, радующее хорошими цветовыми решениями, интригой, парой твистов и приличными актерскими работами.