Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Papyrus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 19  20  21  22 [23] 24  25

Статья написана 7 октября 2010 г. 20:47

(Давно уже я хотел написать хоть что-нибудь о замечательном перуанском писателе, ну а теперь – после присвоения ему Нобелевской премии – какой славный повод выдался!)

Из латиноамериканской прозы больше на слуху представители магического реализма – Габриэль Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар, Хорхе Луис Борхес. Проза Марио Варгаса Льосы обычно лишена формальных признаков, позволяющих отнести его произведения к магреализму. Там редко встретишь описания сверхъестественных, чудесных, волшебных, необъяснимых событий. Это сознательная позиция автора, в своё время публично полемизировавшего с Маркесом о необязательности введения таких элементов в повествование.

«Я всегда предпочитаю романы, изображающие реальное, хотя некоторые предпочитают книги, рисующие фантастическое. Мне же всегда нереальное смертельно скучно.»

Что же, происходящее в Латинской Америке зачастую достаточно фантасмагорично само по себе (а разве у нас не так?), и для создания мистического, фантастического настроения в книге бывает достаточно правдиво отобразить действительность. Льоса приводил пример, как в одной из латиноамериканских стран приняли декрет, предписывавший какой-то эпидемии немедленно прекратиться. Его оппонент Гарсиа Маркес упоминал, как некий латиноамериканский диктатор проверял, не отравлена ли его пища, с помощью механизма с маятником. Совокупность реалистичных по отдельности эпизодов, персонажей, судеб в книгах писателя выливается в необычную картину и производит впечатление какой-то совершенно иной реальности ( в то время как во многих фантастических романах, живописующих далёкое будущее или иные миры, герои словно вышли из соседнего двора, а их поступки и мотивы ничем не отличаются от наших с вами).

Романы Льосы очень эмоциональны, хотя и каждый по-своему. От жёсткого, даже жестокого «Город и псы» до саркастичного «Капитан Паталеон и рота добрых услуг», от многопланового, масштабного «Зелёный дом» до пронзительного, беспощадного «Война конца света». Все они написаны в присущей ему и часто встречающейся у современных латиноамериканских авторов мозаичной манере, когда эпизоды с участием разных героев и происходящие в разное время перемежаются между собой без разделения в тексте. Возможно, это и затрудняет несколько чтение, но к этому достаточно быстро привыкаешь и в итоге всё складывается в очень цельную картинку. Хотя, помнится, читая «Город и псы», я не всегда мог сообразить, о детстве которого из кадетов сейчас пишет автор. (Кстати, рекомендую прочитать эту книгу тем, кто думает, что дедовщина присуща лишь российской или советской армии. Те же "Сто дней до приказа" — сусальная открытка по сравнению с романом Льосы.)

Несколько более в классической манере написан роман «Война конца света» — главное произведение писателя.

«Всё, что я делал прежде, было подготовкой к этой книге».

На меня роман призвёл очень сильное впечатление, особенно сравнивая с неким усреднённым чтением. Вот как если бы вы узнали о тяжёлой болезни вашего хорошего знакомого, а после/до посмотрели очередную серию из доктора Хауса – примерно такая разница. Роман о событиях в Бразилии конца XIX века ещё и необыкновенно актуален, по-моему. У жителей Канудоса – религиозной коммуны, противостоящей государственной всесокрушающей машине, удивительным образом уживаются благородство и бескорыстность, отчаянное самопожертвование и беззаветная преданность с невежеством, бездумным фанатизмом, жестокостью к чужакам. Не знаю, насколько современных исламских фундаменталистов можно сравнивать по духу, вере, нравственности, уровню образованности с героями книги Варгаса Льосы, но думаю — многие современные конфликты в мире обусловлены в том числе и тем, что разные по воспитанию, образованию, происхождению, мировоззрению люди недостаточно прилагают усилий, чтобы понять стремления друг друга.


Статья написана 6 сентября 2010 г. 14:19

Существуют фундаментальные, то бишь – главные, законы нашего бытия:

Три закона термодинамики, Закон всемирного тяготения яблока к яблоньке, Закон бутерброда маслом вниз, Закон Ома, Три закона роботехники, Законы Паркинсона (не помню сколько), Закон Старджона – кажется, ничего не забыл. Есть ещё всякие неглавные законы, а также теоремы с аксиомами, но их так много, что нет смысла и перечислять.

Но ведь из фундаментальных законов можно вывести не менее фундаментальные следствия.

Термодинамику с прочим оставим кому-нибудь другому, а посмотрим давайте Закон Старджона.

Он гласит:

Девяносто процентов чего бы то ни было – совершеннейшая дрянь.

Может кто-то уже и сформулировал следствие из этого закона (ведь оно достаточно очевидно), а может и нет (и у меня есть шанс попасть (или вляпаться) в историю). А следствие прорисовывается следующее:

Десять процентов чего бы то ни было – не является совершеннейшей дрянью.

Вот.

Уфф.

Теперь я могу произвести сеанс нежданного признания и саморазоблачения:

Я читал кое-что у Дарьи Донцовой и кое-что мне вполне понравилось.

После такого признания порядочный фантлабовец должен отодвинуть от себя клавиатуру и застрелиться. Но теперь, опираясь на вышеупомянутое следствие, у меня есть шанс остаться в живых.

Ведь из этого следствия в свою очередь следует, что:

10 % самиздатовской мешанины ...

10 % юмористической фэнтези ...

10 % МТАшных творений ...

10 % «армадовских» фантбоевиков ...

10 % дамских романов ...

10 % книг по игровым вселенным ...

10 % иронических детективов ...

(список продолжаем)

не являются совершеннейшей дрянью.

На диспутах о том, что такое хорошо и что такое плохо, которые проходят у нас в разных темах форума под разными названиями, лаборанты активно пользуются законом Старджона. Одни с его помощью размещают в девяностопроцентную дрянь всех МТА, другие же с неменьшим пылом отправляют туда всю классику, которая, по их мнению, занудство неимоверное и скука смертная. Польза от ЗС – очевидна.

Возможно, с помощью следствия из ЗС отыщется ответ на ещё один интересный вопрос. Почему в рамках жанров, направлений, течений, которые вроде как не дотягивают до уровня высокой литературы, есть ярко выраженные лидеры? Вот почему они, казалось бы, пишут просто или вроде бы примитивно даже, а все их последователи как ни стараются их превзойти/обойти – а никак? Ведь если это просто, то и превзойти такой уровень должно быть просто?


Статья написана 27 августа 2010 г. 23:06
Предлагаю вашему вниманию очередной рассказ.
Коротенький — это факт.
Смешной — это не факт.
Но хотелось бы надеяться.

Другие времена


- У меня для вас исключительный материал. Эксклюзив. Конечно, сразу к вам. Вы же журналисты, четвёртая власть, как говорится. Кстати, не знаете, откуда это выражение пошло? Древняя поговорка про первобытных людей? Это которые жили в пещерах и без мобильников? Да, повторяем, сами не знаем что. Хорошо, ближе к теме, приступаю.
- Сегодня утром мой сосед Козоедов Иван Ефремович, 2168 года рождения, встал, оделся, сходил в туалет, умылся, вытерся полотенцем, почистил зубы, побрился…
- Извините, сразу забыл спросить, в вашей газете оплата рассчитывается по количеству строк, или слов, или символов? А, фиксированная ставка за заметку. Что ж вы сразу не сказали?
- Тогда, значит, дело было так. Козоедов утром завозился и в результате опаздывал на работу. И не придумал ничего лучше, как нарушить правила дорожного кинеза и ускориться в нуль-портале. Едва не столкнулся со встречным пассажиром и в результате катапортировался обратно.
- Ничего особенного? Не скажите. Телепортацией в исходную точку под воздействием внезапного нервного стресса, понятно, не удивишь. Но он переместился в исходную точку не только в пространстве, но и во времени, вот в чём штука.
- А я о чём говорю – фантастика! Небывалый случай! Сенсация века!
- Понятное дело, до работы он так и не добрался. Временной сдвиг это ж вам не шуточки. Возможно, этот сдвиг даже понемногу увеличивается. Его мыслеграммы я всё ещё воспринимаю, но уже не так отчётливо, как утром.
- Ну, так что, договорились? Хорошо, гонорар пополам, это вполне справедливо, я согласен. Мой материал, ваша полировка.
- Так сколько вам нужно времени набрать статью? Полчаса и в печать? И полчаса на проверку и корректуру. Отлично, значит, через час сразу звоним в службу спасения. Всё-таки речь идёт о человеческой жизни. Человек — прежде всего. Мы же с вами не первобытные люди, не в древние времена живём.

Статья написана 7 июля 2010 г. 22:20

Узнал из ЖЖ Борисова (который БВИ) http://bvi.livejournal.com/ , на официальном сайте Лема http://solaris.lem.pl/ эта информация тоже есть, хотя и не бросается в глаза:

В 2011 году Польша планирует в рамках программы BRITE.PL вывести на орбиту Земли свой первый искусственный спутник. В связи с этим Министерство науки и высшего образования объявило в интернете конкурс на лучшее название для этого спутника. Поначалу имени Лема не было в предложенных названиях, но организаторы конкурса предложили всем желающим присылать свои варианты названия, и вскоре фамилия польского писателя появилась на официальной странице конкурса.

Но это ещё не всё. Довольно быстро название «ЛЕМ» заняло первое место в рейтинге, значительно обойдя другие предлагаемые названия — Профессор Пачиньский, Пан Твардовский, Звёздочка, Гевелий, Польская Вселенная, Польский Орёл. По ходу дела список корректируется – вместо Пачиньского, к примеру, появился Ари Стернфельд, добавился в последний момент Коперник (его первоначальное отсутствие в списке видимо объясняется тем, что спутники с таким названием уже запускались США и СССР).

Однако лидерство Лема в этом списке явное и безоговорочное.

Проголосовать за лучшее название для польского спутника можно на странице сайта Министерства науки и высшего образования: http://www.nauka.gov.pl/na-skroty/konkurs/


Статья написана 28 июня 2010 г. 15:28

Не помню, какой это был год, но времена были ещё те – до того как. Декабрь, Новый Год где-то впереди маячит, но ещё не просматривается. Мы с детьми откуда-то возвращаемся, то ли из поликлиники, то ли из музыкальной школы – был у них в жизни такой кошмарный опыт. Детей двое, Аня и Женя, девочки, обеим лет по шесть. Близнецы, если кто не догадался. На безымянной площади напротив автовокзала с раскладных столов продают бананы. Очередь человек сто. Дети резко свернули к хвосту очереди. Дети, мы что, будем столько стоять? Будем. Стоим. Дети, вы же видите, как это долго, и холодно, и замёрзнем ведь. У нас не столько холодно, сколько противно, сырая зима – хуже нет. Будем стоять. Стоим. Продолжаем стоять. И тут до меня доходит, чем это может закончиться. Подхожу к столам, считаю ящики, считаю людей. Так и думал. Как увести детей? Никак. Бананы из Африки. Это же те самые бананы, которые едят обезьяны. Мартышки, макаки и шимпанзе. А ещё слоны и жирафы. Наверное. Я остался стоять возле столов вместе с добровольными стражами порядка в очереди. Куда щемишься?! Он занимал! Я тебе дам, спросить! Жена безуспешно пыталась перевести мысли детей в другое русло. Не срабатывали ни ёлка, ни ожидаемые подарки, ни возможный поход в лес. Очередь закончилась не на нас. Она закончилась за три человека до нас. Последнюю связку бананов, килограмма на два!, забрал какой-то щекастый мурлопотам. Дети не ревели, не устраивали истерику, они просто стояли на месте, когда люди из очереди вокруг них расходились в разные стороны. Я никогда никого ни о чём не прошу. Гордость и достоинство у меня в принципе есть, но главная причина, по правде сказать, — не умею. Но тут я рванул к мурлопотаму. — Мужик, продай два банана. — Он уставился на меня. — С какой стати? – читал я в его глазах. — Сука, сволочь! – мысленно кричал я ему. — Ты что не видишь этих детей, которые больше часа стояли у тебя за спиной на этом паскудном, слякотном холоде? Да чтоб ты… — Мужик пожал плечами и протянул мне два банана. Я сунул ему трёшку или пятёрку, он опять пожал плечами, но деньги взял. Спасибо, мужик. Извини, мужик. Мы повернули к автобусной остановке, ехать до дома ещё полчаса. Дети шли, сжимая в кулачках трофеи, бананы из Африки.


Вот был такой случай. Бананы, блин. Сто лет без них жили и ещё сто прожили бы. Но до сих пор я вспоминаю об этом, и у меня комок в горле. Если бы я не решился подойти к этому мужику…

А сейчас у нас на денежке в 1000 белорусских рублей нарисован банан. Национальный фрукт, ёшкин кот.


***

Посмотрел я на то, что написал – рассказ это у меня получился или мемуар такой? Показал жене. Она поплакала немножко и сказала, что было это ещё до музыкальной школы, деткам было по четыре года всего. А на купюре нашей бананов нет. Проверил, и точно – ананас есть, виноград есть, персик есть, а банана нет. Выходит – художественный вымысел присутствует, стало быть это всё-таки рассказ.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 19  20  21  22 [23] 24  25




  Подписка

Количество подписчиков: 121

⇑ Наверх