Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 сентября 2010 г. 11:35

Эх, никак не сложатся у меня читательские взаимоотношения с Нилом Гейманом.

Вроде и вариант выбрал самый беспроигрышный — «Звездная пыль», фильм по мотивам которой меня в свое время весьма позабавил, да и оценки единомышленников здесь, на сайте, были достаточно высоки. В итоге роман не то, чтобы прямо плох, но все-таки несколько подразочаровал.

Мне очень нравится, когда всякие хорошие писатели берутся всячески творчески переосмыслять классические сказочные мотивы — в частности, прекрасный рассказ Танит Ли «Красны как кровь» или рассказ Марии Галиной «История второго брата».

Гейман в «Звездной пыли» тоже основательно прошелся по сказкам, только не всегда выбранная им авторская стилистика мне нравилась. «Звездная пыль» написана в большинстве своем достаточно инфантильным и наивным языком — ну знаете, с белыми барашками облаков, глубокими черными глазами героинь и цепочками, сделанными из лунного света и кошачьего дыхания. Только иногда Гейман добавляет в текст довольно мерзостные натуралистичные моменты вроде копания ведьм в кишках горностая или убийства животных ножом в глаз с последующим отрубанием головы. Это он наверное так хулиганит, но мне не понравилось. Поймите меня правильно, я не против хулиганства, равно как не против и здорового цинизма (кстати, он у Геймана также иногда случается, но об этом позже) — в тех случаях, когда они органично смотрятся в тексте и не выбиваются из общего текста (как было в «Американских богах» того же Геймана). В случае со «Звездной пылью», как мне кажется, это было совершенно необязательно.

В итоге инфантильно-наивная часть читается с легким недоумением, а натуралистичные вставки смотрятся вообще плохо. Тонкая ирония автора видна только в фрагментах... Так, абсолютно прекрасна история принцев Штормфорда и все, что с ними связано. Вот это сделано с большой фантазией и юмором, жаль только, что так мало внимания в тексте им было уделено. Также очень понравилась встреча Тристрана с маленьким человечком с последующим приключением в мертволесье. И последняя встреча Ивэйны с ведьмой написана трогательно и забавно.

А в остальном — белые барашки облаков, временами проливающиеся кровавым дождем. Явно не моя любимая погода...

Re: 7/10


Тэги: гейман
Статья написана 8 сентября 2010 г. 12:10

Совершенно не понимаю я особенных восторгов по поводу этой книги.

«Смилла..»— эдакий детектив с претензиями на нестандартность. Детектив, собственно говоря, так себе — некая гренландка Смилла Ясперсен, живущая в Копенгагене расследует дело о смерти соседского мальчика. Там вроде бы налицо банальнейший несчастный случай, мальчик влез на крышу и случайно свалился оттуда. Но по следам на снегу (на этом деле Смилла съела сто собак и написала ряд научных работ, так что с замерзшей водой она «на ты») фрекен Ясперсен определяет, что все не так просто и начинает свое расследование, которое добавляет острых ощущений в ее жизнь — тут тебе и пожары, и погони, и драки с обезумевшими наркоманами, и нарушения закона, и даже путешествие на корабле сквозь арктические льды. Интересно звучит? Безусловно. Но написано все это довольно тягуче и скучновато. Детективная линия развивается медленно и неинтересно, а все, что Хег пишет про снег, лед и холод после «Террора» Дэна Симмонса смотрится бледновато и не впечатляет. Даже несмотря на то, что Симмонс не знает 200 разных слов для обозначения снега.

Я не хочу сказать, что тут все плохо — отнюдь. Местами роман окрашен хорошим национальным колоритом (особенно хороши гренландские эпизоды), иногда тягучее действие взрывается весьма динамичными отрывками (все сцены с матросом-наркоманом, пожар на яхте с последующим заплывом в ледяной воде, эпизод в казино). Ради этого всего вполне можно почитать.

Но в целом хорошего приключенческого романа не получилось, а про суровый север Лондон и Симмонс писали на голову сильнее.

Хег так, на троечку с плюсом примерно.


Тэги: хег
Статья написана 7 сентября 2010 г. 17:15

Моя любимая книга из трилогии о Максиме Каммерере.

И парадоксально, что именно в этой повести личности Максима уделено меньше всего внимания.

Это не о нем. И даже не о Тойво Глумове, активном КОМКОНовце, так увлеченно расследующем дело о «Визите старой дамы» — вмешательстве странников в жизнь Земли. Забавно даже, сами земляне так активно несущие свет прогрессорства в «отсталые» миры так активно неприемлют мысль о том, что кто-то более развитый может вмешаться в их собственную жизнь.

Мне кажется, это книга о бессилии человека перед сверхразумом. Фанатичный активист Тойво оказался бессилен. Всё понявший Максим оказался бессилен. Никто не в силах помешать странникам в создании homo ludenis. Никто не может воспрепятствовать их экспериментам по разделению людей на «годных» и «отбракованных». И никто не в силах понять, зачем им это. Поэтому Стругацкие и не дают ни одного четкого ответа ни на один из поставленных вопросов.

Кто такие людены? Неизвестно.

Каковы их возможности? Неизвестно.

Зачем странники проводят свой отбор? Неизвестно.

Это не повесть — это просто набор загадок, с одной стороны. С другой, это четкая картина того, что есть вещи, которые люди понять не в силах.

Да-да, те самые люди, которые так же занимаются прогрессорством, вмешиваясь в жизнь других планет, оказавшись под микроскопом, оказываются бессильны. Даже восхитительный Тойво Глумов, с блеском решающий залачу поиска странников — мы не можем знать наверняка, не был ли этот поиск своеобразным экзаменом, его личным отсевом.

Блестяще написанная, очень умная повесть, которую я с удовольствием перечитаю годика через два...


Статья написана 7 сентября 2010 г. 10:48

Красота по-американски

Есть все-таки своеобразное очарование в этих киноспектаклях. В них на помощь актеру не придут спецэффекты, оператор не усилит эффект от игры впечатляющими кадрами, а композитор — пронзительной музыкой. Есть только актер. И текст. И тогда сразу видно, кто настоящий, а кто так, звезда продюсерского пиара и студийной раскрутки. И игра настоящих актеров в таких фильмах производит совершенно ошеломительное впечатление.

Посмотрите «Гленгарри Глен Росс» — когда уже практически конец фильма, а в кадре Аль Пачино и Джек Леммон. Это высший класс. Космический уровень, который даже не снился большинству современных актеров. Это искренне и пронзительно, это практически до слез. Драма из жизни нескольких мошенников (по сути ведь герои — мошенники, обманом впаривающие людям то, что они никогда бы не купили, зная правду) кипит шекспировскими страстями. Потому что это — люди, отчаянно старающиеся выжить и прокормить себя и своих близких.

Аль Пачино, Джек Леммон, Эд Харрис, Кевин Спейси, Алан Аркин играют совершенно феноменально. Алек Болдуин в роли заезжей звезды, золотого мальчика на спортивном BMW, делающего втык нерадивым коллегам прекрасен, я эту сцену пересмотрел три раза. Равно как и сцену, когда Аль Пачино «учит жизни» давшего маху начальника. Это все сыграно так, что если бы «Гленгарри» с этими актерами шел на сцене, зал взрывался бы аплодисментами при каждом из этих монологов.

Большой талант режиссера — не просто собрать звезд на одной площадке, но и заставить их играть единым ансамблем, не превратить драму в капустник. В данном случае Джеймсу Фоули это удалось сполна.

Фильм, правда, несколько провисает в середине и из-за этого становится несколько скучновато — Алек Болдуин уже отнеистовствовал, а кульминация еще не настала. И только отчаянно ищущий выхода из тупиковой ситуации Джек Леммон не дает умереть от скуки. Но в фильме наступает утро, события переплетаются в узел и ты понимаешь, что каждому из актеров можно давать «Оскара». И каждому — за главную роль. Они создали образец настоящей игры, а такое не забывается. Особенно глаза Джека Леммона перед развязкой… Потому что это — гениально.


Статья написана 6 сентября 2010 г. 10:44

Больше всего эта книга похож на своеобразный микс "Осиной фабрики" Бэнкса и "Уцелевшего" Паланика.

Совершенно безумный роман, который даже меня (уж на что я повидал всякой литературной жести) местами пробирал.

В "Девочке, которая любила играть со спичками" рассказывается о богатеньком семействе. И о том, что богатенькие тоже плачут — когда случается горе. Иногда плачут так сильно, что сходят с ума.

Именно так сошел с ума один мужчина потеряв свою жену. Он стал отшельником и начал растить своих детей в полной изоляции от мира, в атмосфере тотального безумия. А потом умер. А дети остались одни, напуганные, потому что их сумасшедший отец был для них всем миром и Богом. И вот один из них вынужден идти в селение неподалеку, чтобы заказать гроб и организовать похороны...

Странный и страшный роман. Совершенно безумный мир, но умом ты понимаешь, что жизненная трагедия этой семьи не является чем-то фантастическим. Безумие вполне может находиться рядом с каждым. Написал все это Гаетан Суси великолепно. Сам текст — это дневниковая запись одного из детей, поэтому он написан довольно сбивчиво, местами очень наивно и инфантильно, но оттого, пожалуй, еще больше цепляет. Все эти мечты о прекрасных рыцарях с мечом, "сверкающим как ложка", все это деление всех женщин мира на непорочных девственниц и шлюх, это бесконечное любование природой — тем более впечатляющее, что происходит оно на фоне тотального совершенно безумия.

Но рекомендовать этот роман я бы остерегся, уж больно он специфичен. Так что сугубо на любителей такого рода литературы, но вот им — точно обязательно. Суси создал впечатляющую картину сумасшествия одной отдельно взятой семьи и написал это с подлинным мастерством.


Тэги: суси



  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх