Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 июня 2017 г. 02:15

Я не скажу, что это было такое уж большое разочарование. Да, мои ожидания были обмануты, но, если честно, я уже устала ждать по-настоящему смелых и не идущих на поводу у наших низменных желаний авторов. И не питаю уже слишком больших надежд, беря в руки новую книгу. Но все же я рекомендую прочитать: ради того, чтобы уяснить для себя, что же мы хотим от НФ и работающих в этом жанре авторов: Тед Косматка "Мерцающие":

Я честно признаюсь, что своими примитивными мозгами вообще не могу понять такую сложность, как квантовая механика. Но она вызывает в моей душе какой-то трепет, как и любое гениальное проявление матушки природы. Мое отношение к этим вещам лучше всего описывается вот этой фразой: "Мне по душе относительность, квантовая механика, потому что мне их не понять, и они мне внушают чувство, будто космос лебедем мечется, беспокойный, все не сядет, не даст себя смерить; будто атом — порывистый ветреник передумывает все на сто раз.(Д. Г. Лоуренс "Относительность").

А какие потрясающие возможности этот оживший внезапно космос открывает для фантастики, которая, чего уж лукавить , в последнее время испытывает явный дефицит свежих идей. Какие сюжеты можно завернуть, какие ходы придумать! И это будет лучшая фантастика, именно научная- умная, интригующая, обучающая.

Поэтому просто невозможно пройти мимо романа, сюжет которого обещает с первой страницы, как "атом- порывистый ветреник передумывает все на сто раз". И начало не разочаровывает.

Молодой гениальный ученый Эрик Аргус после стремительного старта карьеры находится в глубочайшем духовном кризисе, последствия которого усердно заливает алкоголем, когда ему выпадает шанс вновь заняться любимым делом: выдвигать новые идеи на самом острие передовой науки. И, казалось, ничто не предвещает проблем: всего лишь повтор с небольшими добавлениями хорошо известного, канонического эксперимента, просто и доступно демонстрирующего квантовые эффекты. Но неожиданно для самого экспериментатора полученный результат вызывает целую лавину научных, социальных, философских подвижек, грозя опрокинуть устоявшийся миропорядок.

И тут автор подходит вплотную к тому, чтобы обозначить острую и очень актуальную проблему современного общества. Она уже достаточно давно витает в воздухе, но, к сожалению, желающих озвучить ее все меньше и меньше. А ведь практически каждый об этом задумывался, обозревая результаты каждодневной "разумной" деятельности человечества в целом и отдельных его представителей в частности. Что считать сознательной деятельностью? Ходит- говорит, но исключительно по внушенному шаблону, не оценивая, не анализируя, не планируя, не отвечая за последствия- это сознательное поведение? Или какой то более сложный тип инстинктивного поведения? Что считать сознанием и когда оно возникает? Насколько справедливы считающиеся нерушимыми для всех права и свободы, особенно в части определения направлений развития общества?

Да, я согласна, что даже дискуссия на эту тему может сделать автора непопулярным. Но согласитесь: именно в этом и состоит задача фантастики: описывать возможные сценарии и последствия, вытаскивать на свет божий гипотезы и теории, ставить вопросы и предлагать решения задолго до того, как на эти вопросы необходимо будет отвечать в реальном мире.

Но, подойдя в плотную к тому, чтобы хотя бы озвучить проблемы, над которыми многие давно уже задумываются, автор неожиданно сворачивает на традиционную развлекательную колею. Погони, похищения, параллельные миры, какие-то нелепые злодеи, которые борются за что-то еще более непонятное, чем квантовая механика, но далеко не такое красивое. С героями, которые совершенно не вызывают отклика, поскольку действуют исключительно по заданному сценарию, проговаривая шаблонные фразы и неталантливо выражающие подсмотренные в кино чувства и эмоции. И как результат, совершенно невнятная концовка, этакий голливудский конец, когда добро побеждает зло(при этом добру бесстыдно подыгрывают авторы, попирая все известные законы природы).

В результате умного, проблемного, научного романа не получилось. Беспокойный лебедь не взлетел, завораживая и бередя чувства и разум. Жаль, так жаль. Я не против развлекательного и привлекательного, отнюдь нет. Но так хочется, чтобы авторы стали смелее и решительней, говорили о том, о чем мы, читатели, только начинаем задумываться, и не шли у нас на поводу, потворствуя нашей умственной лени. Чтобы НФ вновь стала уважаемым жанром Литературы и настоящим искусством.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

Следующие статьи будут о "Саксонских хрониках" Бернарда Корнуэлла , о "Небе цвета стали" Роберта М.Вегнера и о "Псах войны: пробуждение Ареса" Грега Бира. По желанию читателя- Иэн Бэнкс "Несущественная деталь"


Статья написана 29 мая 2017 г. 05:53

После жуткой "Цели", наверное, любой роман показался бы шедевром. Но, нет, не показалось. Хотя и не шедевр, но отлично:прекрасный слог, удачное сочетание героев, разнообразие мест и тщательное прописывание деталей. Уже не мозаика, с ее яркими красками, картина с полутонами. Не просто слепок времени, размышление о Вечном. Рекомендую: Гай Гэвриел Кей "Дети Земли и Неба":

Прошло почти 900 лет с того времени, как мастера выложили свои золотые мозаики на куполе святого собора Джада в Сарантии. Много изменилось за века: от великого творения не осталось и следа, а вместо золота солнце сияет теперь серебро звезд. Нет больше Сарантия,и на просторах бывшей великой империи молятся теперь Ашару, все более тесня поклонников Джада.

Сам же мир Джада, когда то единый, разобщен на постоянно враждующие между собой малые и большие государства. Его раздирают войны, болезни, голод, религиозные распри и борьба за власть. Кажется, еще немного и оставшихся джадидов сметет волна веры в нового бога, агрессивного и беспощадного. И не помогут тогда ни деньги торговых республик, ни мечи и безрассудная храбрость пиратских поселков, ни чванливая гордость западных правителей.

Вот в такие сложные времена живут наши новые герои. Люди простые, не обладающие ни властью, ни влиянием: девушка, отвергнутая своей семьей из-за нежелательной любовной связи, безвестный художник, мечтающий о признании своего таланта, бедная сирота, жаждущая мести за свою семью и мальчик-воин, семьи вовсе не знавший, купец, постоянно рискующий жизнью ради прибыли. И множество других самых обычных людей- крестьян, солдат, торговцев, чьи жизни не оставляют по отдельности особого следа, а имена не упоминают учебники истории. Но все же вместе и по отдельности они кое-что могут и кое-что значат: нити, которые делают общий гобелен жизни прочнее.

Вот об этом этот неторопливый, очень поэтичный и немного печальный рассказ: о том, как жить во времена, которые достались , и при этом остаться человеком. Люди вообще редко бывают довольны своими временами, но с любой позиции нашим героям достались не лучшие: чума, голод и непрекращающаяся война. Жестокие времена, когда смерть подстерегает даже самого честного, храброго, благочестивого и милосердного. По правде говоря, к таким она приходит много быстрее, чем к жестоким, трусливым и жадным.

И, нашим героям, все время приходится решать, какими им быть. Какими им диктует жестокий век и простое чувство самосохранения, или какими им хотелось бы себя видеть в своих глазах и в глазах Бога, как бы его не называли. И вот оказывается, что их маленький личный выбор все же способен кое- что поменять. Сначала в их судьбе и судьбах связанных с ними людей: кто-то умрет от этого выбора, а кто-то останется жив, одни ниточки оборвутся, а другие продолжаться, порождая новые нити. А бывает и так, что маленькое решение становится вызывающим лавину событий камешком, разворачивая историю в новом направлении.

Хотелось бы отметить одну деталь, которая резко отличает роман от большинства фэнтезийных произведений. В нем, как и было в выбранные времена, очень много крови и боли, схваток и убийств. Смерть здесь следует за каждым, вне зависимости от пола, возраста, религии или богатства. Мы к этому уже привыкли. Но... здесь нет никакого смакования, а лишь сожаление и раскаяние: людей, какими бы они ни были, какие бы ни были традиции и требования окружения, убивать нельзя. Это противно природе и внутренним человеческим и божеским законам. И герои — один за другим- отказываются от такого пути, выбирая иной путь, пусть лично для себя, но делая свой вклад в Возрождение и утверждение новой гуманистической морали.

Приятный роман, похожий на картины мастеров Возрождения: чудесные пейзажи, приглушенные краски, тайны, спрятанные в деталях, присутствие бога, скрытое в цветах и линиях, отсылки к знаменитой «Сарантийской мозаике»- лик бога в придорожной церкви, печально взирающий на деяния людей, хруст стекла, напоминающий о тех, кто был, трудился, страдал и любил, вплетая свои жизни в общий гобелен . Неспешное течение, богатый язык и ... завершенность. Каждая(!!!) линия будет завершена, все, до последней детали прояснено. Точки будут поставлены во всем, даже в судьбах проходных героев. Никакой неизвестности, никаких продолжений.

Читатель- не участник событий, а лишь сторонний наблюдатель, человек, разглядывающий картину, подмечающий детали, восхищающийся мастерством художника: выбранным цветом/словом, линией/предложением, полутоном/скрытым смыслом. Такой подход может показаться странным, но все становится понятно, если вспомнить, что речь по-прежнему идет о плетении гобелена Истории и Жизни.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

В следующий раз поговорим о романе "Мерцающие" Теда Косматки


Статья написана 25 мая 2017 г. 12:53

Тут коллеги прислали мне вот такой забавный текст, которым хочу поделиться с вами. Хотя бы в свете дискуссии к предыдущей статье. Автора, к сожалению, не знаю, но верно все по сути:

– Старик, расскажи нам сказку, – попросили дети.

– Садитесь, сорванцы, – лукаво улыбнулся старик и отложил газету. – Я расскажу вам сказку. Жил-был волк. Огромный, страшный серый волк. Огромный, как волк, страшный, как крик пенсионерки с первого этажа, серый, как мои будни. Волк жил в лесу, как это водится у всех волков. Огромному волку требовалось огромное количество еды, но всю дичь в лесу вечно пугали люди: шумные, грубые лесорубы, поющие девочки, люди, постепенно отвоевывающие у леса место для своих огородов и домов. Огромное, гордое животное начало просто голодать. Сильный и свободолюбивый зверь, способный охотиться, не мог найти себе пищи. На тропинках, где он когда-то охотился, теперь гуляли дети, громко распевая песни и распугивая дичь. И в какой-то из дней волк не стерпел и ринулся к дому, который наглые люди построили прямо в лесу. Он ворвался в дом и проглотил какую-то старушку. После еды он вознамерился отдохнуть и прилег на опустевшую кровать. Но и поспать ему не дали люди. Заявилась какая-то девчонка, задающая глупые вопросы. И когда волк уже хотел сожрать и ее, она подняла крик. На крик прибежали лесорубы и зверски убили волка. И даже над мертвым волком они издевались. Они вспороли ему живот и были горды своим зверством. Так погиб последний из гордых волков.

– Лесорубы – изверги! – гневно вскричал один из детей. – Я вырасту и отомщу им.

– Ты неправ, – спокойно ответил старик, раскуривая трубку. – Лесорубы – отважные, сильные люди, которые, невзирая на диких, кровожадных зверей, трудились не покладая рук во имя обеспечения стариков и детей лесом, необходимым для изготовления домов, и дровами, необходимыми для отопления домов. Они работали в поте лица, когда услышали душераздирающий крик маленькой девочки. Страшная картина представилась их глазам в доме старушки: огромный, страшный волк, еще шевелящаяся в брюхе животного бабушка и ноги маленькой девочки в пасти зверя. Волк пытался проглотить ее заживо. Лесорубы не могли не прийти на помощь старушке и маленькой девочке. И брюхо волку они вспороли только для того, чтоб спасти беспомощных людей. И, слава богу, им это удалось.

– Девочка плохая! Девочка! – сказал один из пацанов. – Если бы не ее глупые вопросы, никто бы не пострадал.

– А бабушка?! – возмущенно возразил другой. – Черт с ней с бабушкой, да?! Сожрали и так ей и надо, да? А если бы твою бабушку съели?!

– Более того, волк пришел к бабушке по указке этой маленькой девочки. – кивнул старик и выпустил облако дыма. – Это ведь именно она рассказала волку где найти бабушку.

– Я говорил?! Девчонка подлая такая! – торжествуя сказал первый пацан.

– Ты неправ, – покачал головой старик. – Девочка была хорошо воспитана. Она не могла соврать волку, потому что врать нельзя ни в коем случае. Она несла своей бабушке пирожков. Не испугалась дремучего леса, только для того, чтобы любимая бабушка могла вонзить свои вставные зубы в свежеиспеченный пирожок. Чтобы бабушка не чувствовала себя забытой в своем доме в дремучем лесу. И девочка не по своей воле пошла в лес. Ее отправила мать. Маленькую девочку. Одну. В лес. Из-за каких-то пирожков...

– Мать девочки – плохая!! – воскликнули дети.

– Отнюдь, – возразил старик. – Женщина не забывала о своей матери – она послала ей гостинец. Она с любовью вышила красную шапочку для своей девочки. Ведь всем известно, что большинство диких зверей боится красного цвета. Она правильно воспитала дочку в послушании. Женщина не могла сама отнести гостинец – она всю ночь возилась с этими пирожками, и ноги уже не держали ее.

– Старушка! Старушка плохая!! Зачем ей было жить в лесу?! Зачем?! – нашелся один из детей.

– Старая женщина решила провести остаток дней на лоне природы, – спокойно сказал старик. – Ей ничего не нужно было – только покой, огородик и чтоб родные изредка навещали ее. Но к ней обманом вломилось сильное, дикое животное и проглотило ее целиком. О злом умысле волка говорит то, что он не убежал после содеянного, а надел на себя вещи бедной старушки и лег на ее постель. Это ли не глумление?!

– Ты нас запутал, старик! – обиженно сказали дети. – У тебя все получаются то хорошими, то плохими! Кто в этой сказке плохой, а?

– А это, дети, от рассказчика зависит, – улыбнулся старик. – Как он решит, так и будет.

– Значит рассказчик врет? – хитро прищурилась одна девочка.

– Ни одного слова неправды. Клянусь! – заверил старик. – Все так и было, как я рассказал.

– Это бред какой-то! – топнула ногой девочка. – Ни одного слова неправды, а плохими оказываются то одни, то другие.

– Это не бред, дети. – поднялся старик и подобрал свою газету. – Это журналистика


Тэги: Личное
Статья написана 24 мая 2017 г. 02:56

Свою рецензию я назвала "Многоточие". Именно этим знаком принято среди культурных людей обозначать некоторые слова и выражения, когда воспитание не позволяет, но очень хочется. Даже я бы сказала ОЧЕНЬ. Мне всегда очень обидно за любимый жанр после прочтения таких опусов, и хочется ругаться и сквернословить. Поэтому — многоточие. Итак, как и обещала: Дженнифер Фэнер Уэллс "Цель"

Вот, что я нашла. Наш уважаемый автор Дженнифер Фэнер Уэллс родилась в 1972 году в Иллинойсе. В 1995 году получила степень бакалавра в области биологии в Monmouth College. Т.е. в 2014 году, когда она осчастливила мир своим романом "Цель", ей было уже ни много ни мало, а целых 42 года и что-то там она должна была знать о людях и их организмах уж точно.

Обычно в этом возрасте женщины уже чего-то достигают, либо на семейном поприще, родив и уже воспитав до определенного и вполне сознательного возраста одного-двух или даже больше чад, либо сделав какую-никакую карьеру в выбранной профессии. Либо к этому возрасту уже становится ясно, что жизнь не слишком удалась, но этот вариант никак не относится в писательнице, романы которой издаются многотысячными тиражами?

В любом случае, к 42 годам даже самые ленивые приобретают какой-никакой жизненный опыт. Пожалуй, это — да, да, не занимательное, а именно потрясающее в этой книге: пропасть между возрастом автора и его наивным, глубоко инфантильным, почти детским взглядом на мир и человеческие отношения.

Я не знаю, где провела автор романа время между годами так 12-15-тью и теми 42-ми, когда она сподобилась написать свою "Цель". Боюсь, она застряла на целые десятилетия в каком-то придуманном мире, в котором было полно героев ранних подростковых грез и событий, подчерпнутых из любимых фильмов , в которых преимущественно сильные и обязательно безумно красивые героини шумно бегали, прыгали, стреляли, немного страдали, но в итоге получали всегда желаемое, посрамляя тупых и неуклюжих представителей мужской части человечества.

 Ожидание
Ожидание

И провела она эти годы в полной изоляции от внешнего мира и реальных людей. Иначе никак не объяснить наивно-подростковые представления о жизни и взаимоотношениях между людьми, которые лежат в основе этого романа.

А начинается даже неплохо, как некая смесь между "Свиданием с Рамой" Кларка и "Контактом" Сагана. В поясе астероида дрейфует инопланетный корабль. Долгие наблюдения позволяют сделать вывод, что звездолет покинут. Наконец, у человечества появляется возможность отправиться в экспедицию, в которую включают выдающего лингвиста Джейн Холлоуэй . Но действительность оказывается несколько иной, чем самые бурные фантазии землян.

Вот тут и следует сказать "НО". Во-первых, науки в этом романе- кот наплакал и даже меньше. Точнее ее вовсе нет, даже в виде теорий или гипотез. Есть некий инопланетный корабль, но интересен он автору исключительно, как декорация для некой истории, поджанр которой я даже затрудняюсь определить, поскольку даже наличие звездолета, космоса, инопланетян, некой галактической тайны, приключений не дает возможности это однозначно назвать. Вот, если бы можно было просто сказать "женская фантазия"(не фантастика!!!), но ведь тут же закричат о всяких непристойных намеках и дискриминации.

 Реальность
Реальность

Господи, авторы, ну почему вы всегда отправляете в Космос не пойми кого? Вы слышали об отборе, тренировках, психологических профилях, совместимости? Люди более 60 лет летают в Космос , и за это время процедура отбора и подготовки отработана до самых малых мелочей и практически исключает попадание случайных людей. Но, нет, опять, в самой важной миссии в истории человечества участвуют психи, невротики, дилетанты и те, чей интеллект застыл на уровне 14 лет. И свои психозы, неврозы, подростковые фантазии и детские страхи они выплескивают со страниц ваших опусов на бедных читателей, которые всего то хотели незатейливого космического приключения.

Но еще печальнее штампованные персонажи. Военные- обязательно жестокие и тупые маньяки(время армейских героев- защитников справедливости и невиновных закончилось еще лет 20 назад), инопланетяне- коварные сволочи(только маньяки летают между звезд, приличные люди сидят дома), преследующие исключительно свои корыстные интересы, чудовища — свихнувшиеся технологии( если я прочитаю еще раз про нанитов-убийц, ей богу, пожертвую свои средства на подобную разработку: пусть фантазия станет реальностью. говорят, это помогает при лечении фобий).

Ну, и если речь идет о "женском" романе, то мужчины, ясное дело, поголовно тупые и сексуально озабочены и, даже когда инопланетная тварь обедает ими без всякого наркоза, думают лишь о крепкой попке нашей героини. Мне, конечно, приятно узнать, что где-то в нашем жестоком мире есть человек, который, дожив до вполне себе зрелых лет, так и не узнал настоящей боли. Но, милая дама, поверьте, когда кто-то вас кусает, о попках(если только она не ваша и именно не ее кусают) никто не думает. И высоким стилем тоже при этом не изъясняется. А говорят и думают в этих случаях совсем другими словами, но, похоже , в своем святом неведении, автор об этом тоже не догадывается.

И уж совсем надуманными кажутся чувства, мысли и мотивации героини. Не знаю, что автор читала и смотрела в своем затворничестве, но уж явно не самые лучшие образцы о женской судьбе. Иначе не было бы этого восприятия людских отношений исключительно с точки зрения антогонизма( о товариществе, профессиональных связях, просто людской дружбе человек тоже никогда не слыхал, и уж тем более — не испытывал).

Печально, все это. Ведь тут кроется несколько опасностей. Вот соблазнится кто красивой обложкой и решит через это впервые познакомиться с жанром НФ. И решит, что все произведения нашего любимого жанра таковы, и мы потеряем неофита. Или еще хуже: ему понравится, поскольку все штампы кино здесь присутствуют. И все: планка задана, шаблон определен, и никто никогда уже не разубедит этого читателя, что это- не литература вовсе. А что это сказать вам не могу: эти слова письменно культурные люди обычно заменяют точками.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

Следующая рецензия: Гай Гэвриел Кей "Дети Земли и Неба"


Статья написана 17 мая 2017 г. 12:03

Итак, голоса распределились следующим образом:


1. Дженифер Фэнер Уэллс "Цель"- на следующей неделе(время будет только на выходных).

2. Гай Гэвриел Кей "Дети Земли и Неба"

3. Тед Косматка "Мерцающие"

4. Бернард Корнуэлл первые два романа Саксонских хроник "Последнее королевство" и "Бледный всадник"

Чтобы ускорить процесс, две последние выпущу дуплетом.


Тэги: личное



  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх