Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sityrom» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 февраля 2018 г. 20:18

Британец Адам Робертс, как известно, человек многоликий – он одновременно филолог (преподаватель лондонского университета и автор нескольких монографий), писатель-фантаст, автор литературных пародий и критик. «Yellow Blue Tibia» — его десятый роман, вышедший в 2009 году, – явный плод соавторства всех четырех его ипостасей.

1946 год. Совсем недавно закончилась Великая Отечественная война, и Сталин собирает на секретной даче пятерых лучших фантастов Советского Союза, чтобы они придумали для него сценарий инопланетного вторжения. Только в присутствии очевидной угрозы, говорит Иосиф Виссарионович, советский народ может сплотиться в единое целое. Америка такой угрозой послужить не может. Америке, по мнению Сталина, и осталось-то всего пять лет.

Фантасты, разумеется, берутся за работу и сочиняют для генерального секретаря историю вторжения радиационных инопланетян, которое должно начаться с уничтожения американской ракеты, а продолжиться чудовищной катастрофой на территории Украины. Однако в самый разгар работы Сталин внезапно приказывает ее прекратить, и писателей отсылают домой, запретив вспоминать о проекте под страхом смерти.

1986 год. Бывший писатель-фантаст, а теперь переводчик Константин Скворецкий встречает своего товарища по сталинскому проекту, ныне полковника КГБ Ивана Френкеля. Тот сообщает Скворецкому абсолютно невероятное известие: когда-то придуманная ими история начинает воплощаться в реальность. Первой ласточкой инопланетного вторжения стала гибель шаттла Челленджер. Теперь настает очередь взрыва на Украине и, кажется, целью пришельцы выбрали Чернобыльскую АЭС.

Безумная завязка, и роман ей под стать – яркий, бешеный, мечущийся между откровенным фарсом и подлинной драмой, одновременно следующий штампам параноидального шпионского триллера и подрывающий их на каждом шагу. Экшн-герой здесь — семидесятилетний бывший фантаст и бывший алкоголик, его соратница — страдающая от излишнего веса американка-сайентолог, а помогает им некогда ядерный физик, а ныне таксист с синдромом Аспергера. На вторых ролях – бестолковый кагэбэшник Трофим, милиционер, с громким треском проваливающий игру в «злого копа», и целый клуб уфологов, воспринимающих смысл любого утверждения строго наоборот. Все это происходит в декорациях перестроечного СССР, увиденного со стороны, и поэтому изрядно шаржированного.

С реалиями Советского Союза Робертс справляется не всегда, кое-где допуская досадные ошибки (самая, пожалуй, заметная – утверждение, что от жителей СССР скрывали информацию о бомбардировке Хиросимы), однако в полупародийном контексте романа подобные промахи воспринимаются спокойно и отчасти даже смотрятся как часть авторского замысла. Есть и крайне удачно схваченные детали – скажем, кульминация строится в том числе на неизбывной страсти советского человека к стоянию в очередях.

Не стоит думать, что «Yellow Blue Tibia» — просто комический боевик про Чужих и КГБ. Это лишь верхний слой очень сложно устроенной книги, под которым скрывается множество иных уровней. Это еще и на удивление трогательная история любви между двумя совершенно неожиданными персонажами. И литературная игра со множеством отсылок как к фантастике («Меня зовут не Конрад, а Константин!»), так и к другим жанрам – например, по ходу сюжета Скворецкому предстоит столкнуться с милиционерами, носящими фамилии Зембла и Пахуланик (Pahulanik; как и дед Чака Паланика, который на самом деле Palahniuk, этот достойный служитель закона родом из Украины). А еще это вполне достойная НФ, использующая теорию множественных миров, чтобы объяснить занятный парадокс: как НЛО, которые – совершенно очевидно! – не существуют, могут играть такую важную роль в жизни миллионов людей.

И, наконец, самое важное: «Yellow Blue Tibia» — это критика фантастики.

В самом начале, рассказывая о том, как пятеро писателей, создавая историю вторжения, решают, в какой стране Сталину будет проще устроить катастрофу, которую можно списать на инопланетян, Скворецкий говорит: «Как могли мы так спокойно планировать подобный кошмар? Нелегко ответить на такой вопрос, но, в свете того, что случилось позже, он, конечно, очень важен. Видите ли, писатели ежедневно причиняют собственным персонажам чудовищные страдания, и фантасты в этом отношении хуже прочих. Писатель-реалист может сломать герою ногу или убить его невесту; однако фантаст станет выжигать целые планеты, и в процессе будет скорее озабочен расстановкой запятых, чем криками умирающих. Он будет делать это каждый рабочий день в течение всей своей жизни. Как может подобное не породить мозоли на тех нежных участках разума, которые для обычных людей являются средоточием сочувствия?».

Фантастика, говорит Робертс, это штука зачастую очень страшная, лишенная эмпатии. Фантастика во имя своей идеи способна уничтожать людей миллионами и миллиардами, особенно об этом не задумываясь. Фантастика – это коммунизм. Фантастика – это Сталин.

И это тем более страшно, что именно фантастика создает наше будущее. Не предсказывает, но формирует для нас его наиболее вероятный образ.

Мягко скажем, необычные мысли для писателя-фантаста. Но Адам Робертс тем и ценен, что существует одновременно внутри и вовне фантастического «пузыря», способен взглянуть на него со стороны. И увидеть научно-фантастическую литературу с его точки зрения может быть очень полезно. Тем более что «Yellow Blue Tibia» — это хоть и диагноз, но совсем не приговор. Приговором книга с таким названием (которое русскоязычному читателю понять будет куда проще, чем англоговорящему) быть попросту не может.


Статья написана 7 декабря 2017 г. 12:47

(Осторожно, возможны спойлеры к рассказу "Девочка-флейта")

Рассказчиком в сборнике Паоло Бачигалупи «Помпа номер шесть» мне чудится Задорнов, читающий «Тетечку — золотую ручечку». Примерно так:

«Дорогие мои детишечки! Однажды жила очень богатая тетечка. И вот эта тетечка купила себе двух девочек, дорогие мои детишечки, и решила сделать из этих девочек флейточки. Она насверлила в их тельцах дырочек и сделала полыми все их косточки. И теперь эти девочки, дорогие мои детишечки, могли дуть друг другу в дырочки и играть музычку на сценочке. Вот только теперь у них очень легко ломались косточки. А еще у этой тетечки был слуга-мальчишечка, который пытался зарезать злую хозяечку ножичком. Но у него ничего не получилось, дорогие мои детишечки, и тогда злая тетечка подала его мяско на праздничке под соусиком из малиночки…»

Одиннадцать рассказов в таком режиме, бог ты мой, и хоть бы один закончился громогласным «А ВОТ ОНА!!!».


Статья написана 5 сентября 2017 г. 15:11

В игровой серии Castlevania есть достаточно часто появляющийся и очень эффектный противник, выглядящий, как огромная сфера, составленная из человеческих тел. Зовется он, по понятным причинам, Legion. Впервые он появился в игре Symphony of the Night. Оригинальный вариант англоперевода "Симфонии" был легендарно плохой, и в последующих переизданиях его полностью перелопатили. И, в общем, правильно сделали, но боги, как мне хотелось бы, чтобы Легиона это перелопачивание не коснулось.

Потому что в том, первом варианте он был вовсе не Легионом.

Он там был — Granfaloon.


Статья написана 19 апреля 2017 г. 23:39

И вторая рецензия, на чудесных "Автохтонов" Галиной. Первая книжная рецензия в жизни — и внезапное первое место на конкурсе.

Апология фантастики

Рецензия на роман Марии Галиной «Автохтоны» (Москва: издательство АСТ, 2015)

Автохтоны – это коренные жители. Аборигены. Местные.

Это коллекционеры театральных афиш и хозяева кофеен. Это масоны и фрирайдеры нетрадиционной сексуальной ориентации. Актрисы и режиссеры. Таксисты и экскурсоводы. Продавцы, художники, нищие, уборщицы, двоедушцы, сильфы, саламандры…

Небольшая, в общем-то, книга населена необычайно плотно. Парад уникальных образов, калейдоскоп портретов, зачастую проходных, набросанных двумя-тремя штрихами, но при этом запоминающихся и важных для проникновения в суть романа. Однако все эти персонажи, как бы колоритны они ни были, по сути лишь декорации, фон для основных действующих лиц.

А их в романе всего двое: человек без имени и город без названия.




Статья написана 19 апреля 2017 г. 23:37

Думаю, надо по случаю старта нового сезона "Фанткритика" перетащить в колонку прошлогодние работы, пусть лежат.

Для начала — рецензия на одну из худших книг, что я когда-либо читал. В финал не вышла, но тут мне важнее было высказаться, чем соревноваться )

Диагностика кармы. Пять дней. Не спеша.

Рецензия на роман Пао Ди «Практика Большой Игры» (М.: Книма, 2016)

Издатель Эрик Брегис давно зарекомендовал себя как человек, занимающийся выпуском сложной, «неформатной» фантастической литературы. В созданных им издательствах (рижский и московский «Снежный Ком», «Книма») выходили книги Андрея Хуснутдинова, Тима Скоренко, Евгения Филенко, Далии Трускиновской… Совсем недавно выпущенный «Книмой» роман Владимира Данихнова «Колыбельная» вошел в шорт-лист Русского Букера.

Казалось бы, от следующих книг издательства можно ожидать определенного качественного уровня. Тем сильнее разочаровывает роман Пао Ди «Практика Большой Игры, скверно написанный и, скажем мягко, спорный по содержанию.







  Подписка

Количество подписчиков: 9

⇑ Наверх