fantlab ru

Кир Булычев «Посёлок»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.01
Оценок:
5429
Моя оценка:
-

подробнее

Посёлок

Роман, год (год написания: 1984); цикл «Павлыш»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 372
Аннотация:

Однажды на этой планете потерпел крушение космический корабль. Люди постарались не умереть во враждебной среде. И у них получилось. Так родился Поселок. Но с каждым годом их все меньше – тех, кто помнит, кто родился не здесь. И они понимают, что можно выжить, соединившись с этим миром – как их дети – новые Маугли этой планеты, но остаться людьми можно только сохранив старые знания, хотя бы пытаясь вернуться на Землю. Но для этого надо наладить связь в покинутом корабле. И вот, год за годом, горстка измученных людей штурмует Перевал. Понимая, что дойдут не все. Надеясь, что дойдет хоть один.


В произведение входит:


8.90 (2136)
-
37 отз.
8.57 (57)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Павлыш»

— антологию «В мире фантастики», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 288

Активный словарный запас: очень низкий (2366 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма

Экранизации:

«За Перевалом» 2020, Россия, реж: Алексей Евдокимов



Похожие произведения:

 

 


Поселок
1988 г.
Поселок
1989 г.
Закон для дракона
1993 г.
Поселок
1993 г.
Посёлок. Подземелье ведьм
1996 г.
Перевал
1997 г.
В мире фантастики
2000 г.
Закон для дракона
2000 г.
Поселок
2001 г.
Доктор Павлыш
2002 г.
Поселок
2005 г.
Поселок
2013 г.
Посёлок
2015 г.
Посёлок
2015 г.
Посёлок
2016 г.
Последняя война
2016 г.
Посёлок
2017 г.
Поселок. Тринадцать лет пути. Великий дух и беглецы. Белое платье Золушки
2017 г.
Последняя война. Поселок
2017 г.
Посёлок
2019 г.
Посёлок
2020 г.
Поселок
2021 г.
Поселок
2022 г.
Последняя война
2023 г.

Аудиокниги:

Поселок
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Osada
1989 г.
(польский)
Überlebende
1995 г.
(немецкий)
Those Who Survive
2000 г.
(английский)
Those Who Survive
2004 г.
(английский)
Przełęcz Osada
2005 г.
(польский)
Селище
2006 г.
(украинский)
Селцето
2012 г.
(болгарский)
Osada
2015 г.
(чешский)
Przełęcz. Osada
2015 г.
(польский)
Túlélők
2018 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  53  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я хотела написать отзыв на эту книгу еще полгода назад. После первого, взахлёб, прочтения. Но мне посоветовали «остыть» и прочесть «Поселок» еще раз. Вот, прочла. И пишу! И напишу!!! Изложу свои мысли и чувства.

Как же слаб Человек в Лесу. ЛЕС этой планеты является антиподом человеку — он агрессивен, он не прощает слабости, он хочет ПРОГНУТЬ человека под себя. А человек, со всей своей наивностью пытается остаться ЧЕЛОВЕКОМ. Потому, что Человек не хочет, чтобы его детеныши стали волчатами. Потому что у ЧЕЛОВЕКА есть МЕЧТА! И он, этот самый Человек, ради этой самой Мечты способен на такое, что оторопь берёт. Пусть даже, в даной ситуации, Мечта — это корабль «Полюс», с которого можно принести бластер и сгущенное молоко.... — то есть, частичку Земли. Человеку нужна Мечта. Может быть, Мечта — это то что делает человека Человеком?!

Это первое произведение, где я просто влюбилась в персонажей! НЕТ! Они для меня не персонажи, а настоящие люди! Я сочувствовала Дику, я понимала искания Олега и я так хотела согреть Марьяну, когда они пробивались к Перевалу... Это всё первая часть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда же во второй Марьяна, Дик и Казик были в километре от станции, а Олег и Сергеев замерзали в горах, я прошла с ними каждый их шаг. Мне было больно. Мне было так больно, когда они буквально в двух шагах от станции умирали... Когда Казика-Маугли не пустила на станцию Клавдия, отравленная укусом снежной блохи, я думала, что сердце моё разорвётся! Я Дику кричала, чтобы он не выстрелил в Павлыша! Я за два вечера чтения прожила их многлетнюю боль и надежду. Ия заплакала, когда Старый орал и бил в колокол, увидев катер. И я летела с Диком и Салли за Олегом и Сергеевым. И чувствовала себя маленькой Фумико, которая так ждала брата Казика......

Я влюбилась в этих людей. Которые живут только на листе книги. А мне пофиг! Я влюбилась в них! Я плакала вместе с Диком (вернее, вместо него). Я так же как он просила Павлыша спасти Марьяну. Я себя Марьяшкой чувствовала, когда у неё нога воспалилась. И пыталась понять, как это, когда так болит, все равно молчать и говорить, что у меня все нормально, а ты, Дикушка, за Казика переживай!

Кир Булычев Чудо сделал! Он заставил меня прожить жизнь своих героев. И за это я ставлю десятку! Хотя, что такое десятка, если мне даже снились Марьяшка, Дик, дети Поселка, просящие сахару из тростника, и Олег с Сергеевым, ползущие к Перевалу... И если мне до сих пор страшно, если бы было так, что Павлыш и Салли не нашли бы Поселок.

Очень страшный и прекрасный и душе-рвущий Гимн человеческому Разуму. Человечеству вообще!

Я люблю эту Книгу. Потому что я полюбила Олега, Дика, Марьяшку, Старого, Сергеева, Луизу, Казика(!), Фумико, младших Вайткусов и старшего Вайткуса, Лиз и Кристину, Эгли и Героя (это без приколов) Томаса.

Я их люблю!!!

Потому что они ЖИВЫЕ! А еще люблю рыжую Рут, дочку Томаса!:) Они все стали мне близкими! Я бы хотела жить среди таких людей. Я бы хотела чувствовать себя частью огромного, сильного и доброго Человечества.

Киру Булычеву — тысячу спасибо за это! За его огромное, любящее сердце. За мое хотение... За всех них. За Любовь и за Мечту!

Оценка: 10
– [  60  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, я выскажусь несколько грубовато, но все-таки возьму и выскажусь: «Поселок» – первоклассная литература. Ну само собой, не такая уж оригинальная: тема робинзонады была хорошенько изъезжена до Булычева, композиционно роман немного кособок, например, концовка, как уже отмечалось, слишком суетлива и резка для такого в целом плавного и неторопливого повествования. Но черт меня побери совсем – как классно все это написано.

Дабы не растечься по роману и не булькать, кидаясь от одного к другому, подбирая слова для описания его достоинств, попытаюсь выделить основные из них:

Смысловая и языковая многомерность. Это проявляется во многом, например, сам Поселок: старики, выжившие с корабля, воспринимают поселок как пристанище, какое-никакое убежище от агрессивного и чужого мира вокруг, для молодежи, родившейся на корабле, но выросшей в Поселке – это дом, посреди привычных опасностей, и для детей – это их угол, их место посреди неприветливого и жесткого, но дома – мира вокруг. И в самом конце нам дают еще одну точку зрения на поселок: «бедность и ничтожество». Но Булычев делает еще тоньше: различие не только в точках зрения, но и в языке – старики говорят, во многом опираясь на прошлое, прибегая к абстракциям и аллюзиям, молодежь с трудом осваивает понятия, с которыми не сталкивалась, пытается заменить абстракции какими-то своими конструкциями, а дети творят новый язык, язык, погруженный в окружающую действительность, язык, который не понимают старики (эпизод со Старым и детской игрой). Все это сделано очень аккуратно, очень точно. Все это создает сложную, многомерную художественную реальность, построенную с разных точек зрения, даже разным языком. Что-то подобное можно припомнить только у самых крутых – у Флобера, Джойса.

Очень экономный, неброский, но приятный стиль. Булычев не пишет сочными метафорами, не создает стилистические конструкции барочной пышности и сложности, он скромно пользуется самыми простыми приемами, но, опять же, как чертовски хорошо он это делает. Например, хижины поселка: нигде нет точного и подробного их описания, но мы знаем их через восприятие героев – хижины и жалкие, и ненадежные, но одновременно уютные, и Булычев передает этот уют через интересные и непрезентабельные, казалось бы, детали – например, через плесень, но это домашняя знакомая плесень: «Желтое пятно плесени увеличилось, изменило форму. Еще вчера оно было похоже на профиль Вайткуса: нос картошкой. А сегодня нос раздулся, как будто ужалила оса, и лоб выгнулся горбом». Вообще тема уюта в Поселке сделана очень тщательно и незаметно, какой уж тут уют, вроде, посреди такого леса, но все равно — это пристанище, дом, их место. Эти местные пищащие грибы со временем начинают казаться так даже аппетитными, опасная тварь, этот плюющийся паук, пленяется жителями поселка и становится почти домашним и забавным Чистоплюем.

Очень приятно читать, прям подергиваешься от удовольствия. И если бы хоть пара процентов фантастики писалось так, никому бы и в голову не пришло сказать, что, мол, она все-таки какого-то второго сорта по отношению к «большой», «серьезной» литературе.

Оценка: 9
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень благодарен Киру Булычёву за этот роман. За слёзы, которыми я, 40-летний дядька, заливался в концовке книги.

Современные авторы так не пишут. Обязательно нужен какой-то необычный сеттинг с героями-не-о-мира-сего, со странными событиями, чернухой, цинизмом и нарочитой натуральностью. Пытаются привлечь красивым фантиком, мегатоннами сисек и кишками выпотрошенных персонажей на кустах. Но ведь можно писать предельно ясно и без наворотов, как это сделал Булычёв. Впрочем, он особо никогда не славился многословностью и велеречивостью. Его краткий стиль, избавленный от налёта юмора, очень уместен для создания гнетущей атмосферы нарастающего отчаяния и слабой надежды, которой пронизан роман.

Современному читателю «Посёлок» покажется слишком наивным. Современный читатель воротит нос от хэппи-эндов. Ему подавай чётко прописанный мир без изъянов и чтоб ни на что не был похож. И чтоб автор-фантаст из своего времени точно предсказал технические возможности людей будущего. И чтоб навороты сюжетные были, а не вот эти эмоциональные сопли, которые нагнал Булычев. Но ведь, как ни крути, роман цепляет. Несмотря на сюжетные огрехи.

Будем откровенны: мы читаем книги не ради сюжета. А чтобы почувствовать себя живым человеком. Ради переживаний за героев, ради эмоций от побед и неудач персонажей. А ведь в «Посёлке» и сами герои, и их мотивация, и конфликты (как внутренние, так и внешние) прописаны замечательно. А достоверность не выходит за рамки, равно как и технические штуки и особенности выживания на дикой планете.

Для меня главной идеей романа стал посыл: только вместе, только объединившись человечество (пусть это даже его жалкая горстка потерпевших космокрушение на далёкой и неприветливой планете) способно преодолевать трудности и развиваться. У «Посёлка» не было бы шансов, если бы каждый думал прежде всего о своих выгодах и благах.

А ещё роман о здравом смысле. Показателен момент встречи Дика с землянами. Он бы мог поддаться дикому порыву и подстрелить Павлыша, но удержался. Значит, не зря прошли уроки Старого и прочих взрослых Посёлка. Совладав с эмоциями, он предотвратил катастрофу и фактически спас своих спутников и весь Посёлок.

Да, роман не идеален. Как не идеальна любая из книг мира. Но она полна жизни, мыслей. Это не графоманский ширпотреб. Считаю «Посёлок» magnum opus'ом Кира Булычёва. Ставлю роман в ряд лучших отечественных фантастических произведений.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Присоединяюсь ко всем хвалебным отзывам, которые получил этот роман.

Напишу то, что, наверное, за 15 страниц комментариев либо не упомянуто, либо озвучено в меньшей степени (нет времени читать все комментарии): главное в «Посёлке» — не только сюжет, описание планеты, характеры и т. п. (всё это очень важно, конечно).

Не менее важное и абсолютно актуальное для сегодняшнего дня — это диалог о том, стоит ли на планете учить земную науку, культуру, искусство, или нужно всецело потратить ресурсы на изучение способов выживания на этой планете, а про земную культуру забыть.

Люди, которые не работают в сфере образования: вы даже не понимаете, насколько это актуально сегодня. Сегодня тоже огромное число людей говорят, что, мол, хватит учить в школе математику, русскую литературу, химию и т. п., надо учить детей, как платить за квартиру, развивать эмоциональный интеллект (знал бы кто ещё, что это и как его развивать), как начисляются налоги и проч. и проч. Идёт тотальное наступление на кажущееся реформаторам бесполезное знание, которое хотят заменить якобы практическими навыками, которые помогут в жизни. На деле же, конечно, это приведёт к тому, что Россия превратится в такой вот посёлок без надежды на спасение.

«Посёлок» — это отличная иллюстрация того, как только через изучение якобы бесполезных вещей можно выбраться из полуживотного существования. «Посёлок», чего, конечно, наверное, не задумывал Булычёв, — это постсоветская Россия, которая цивилизационно оказалась отброшена до полунатурального хозяйства (вспомним, как страна выживала урожаем со своих дачных участков). Только через изучение нашей истории и сохранения связи со всей историей вплоть до 19 века и бережливого обращения и пересмотра истории СССР (понятно уже, что нельзя смотреть на СССР глазами либеральных дикарей) возможно как-то спастись.

Впрочем, наше положение сложнее, чем у обителей негостеприимной планеты: за нами некому прилететь. Поэтому, конечно, придётся строить свой «космический корабль» и «улетать» из этого дурдома самому.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последние сто страниц я не мог читать без кома в горле и выступающих слез, жуткое возвращение искалеченной Марьяны с парнями, рвущееся от невозможности спасти любимую сердце Олега, и, самое страшное, жуткое — экспедиция с Земли, о которой знают вынужденные колонисты, но которая не знает о них....это страшно, понимать, что спасение рядом, вот оно, летает над головами, но не иметь ни малейшего шанса дать о себе знать.

Я так боялся, что Булычев убьет концовку, хотя я и сам не очень люблю хэппи-эндов, но здесь по-другому нельзя, герои выстрадали свое спасение. 20 лет холода, голода, тщетных попыток приспособиться к чужой планете, смерти и — мерзкое чувство бессилия — знать, что найти вас почти невозможно.

Только находка Павлышем останков «Полюса» немного подпустила взвинченные эмоции, а потом и сам автор пожалел людей, придумав катер с неповрежденным передатчиком.

Но это не имело уже никакого значения, книга выполнила свое предназначение для моего жалкого и ограниченного внутреннего мира.... Булычев писал, что был другой финал, со смертью Казика и прочими неприятностями, но он где-то затерялся. Какое счастье, редкий случай, когда я так сильно сопереживал героям.

Для меня — безусловно лучший научно-фантастический роман, написанный на русском.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное более пятидесяти раз я перечитывал этот великий и по-моему мнению лучший роман Кира Булычева. И ведь знаю наизусть практически каждое предложение, каждую фразу, каждое слово, и все равно тянет взяться за книгу. У моего очень хорошего знакомого (почти родственника) такая привычка с детства — перед новым годом каждый год перечитывать «Поселок». Вот и я так же, раз в год обязательно перечитываю, но без привязки к дате.

А познакомился я с книгой в 1988 году, когда она только вышла в «Детской литературе», причем до этого посмотрел мультфильм «Перевал», который мне, 13-летнему школьнику, абсолютно не понравился. Поэтому, когда библиотекарь мне дала эту книгу в рамочке с лежащей в горах «летающей тарелкой», я сначала отказался. Но потом решил, что да, надо бы прочитать. И совершенно не пожалел. На многие годы она стала моей любимой, настольной книгой (до знакомства с творчеством Толкина). Между прочим, я многим людям рекомендовал прочитать роман и он всем очень понравился, равнодушных не было.

Сюжет пересказывать не буду, он хорошо известен: земляне много лет стараются выжить на чужой негостеприимной планете в надежде когда-нибудь вернуться на Землю.

Прекрасные иллюстрации В. Руденко в издании от «Детской литературы» дополняют сюжет. Все образы и пейзажи на картинках были именно такими, какими я себе и представлял. Особенно мне нравились цветные форзацы.

А однажды я для себя решил нарисовать карту по книге. Нарисовал, но себе не оставил, а вложил ее в библиотечный том для других читателей. Потом конечно карта исчезла. Тот первый экземпляр до сих пор не списан, хотя сильно потрепался. А я свой собственный приобрел на книжном развале в 1993 году. Тоже в рамочке, но в темно-синем тканевом переплете. А внутри все то же самое. И в конце позапрошлого года вновь нарисовал карту. Эту замечательную книгу я очень берегу, несмотря на пожелтевшую за 28 лет бумагу.

Тем, кто еще не читал роман «Поселок», очень рекомендую это сделать. Вы получите несказанное удовольствие.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я — из семьи военных. В конце 80х нас так помотало по разваливавшемуся Союзу. И везде со мной, девчонкой, путешествовали несколько любимых книг. Больше таскать не было ни места, ни возможностей. И одной из этих книг был «Посёлок» Булычёва. И, приехав на новое место, занимал почётное место на книжной полке. Как друг. Старый и надёжный. Был даже в Германии, в Берлине. Когда в 89м рушилась Стена. Был со мной и потом. И сейчас. Потрёпанный серенький томик Библиотеки Приключений, бывший когда-то нежно сиреневым. Только стоит он на полке сына-одиннадцатиклассника из поколения электронных книг и компов...Надеюсь как-то перекочует и к внукам... Прекрасная, чистая, вечная книжка. И разве фантастическая составляющая в ней главная?

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения «Посёлка» чувствую грусть. Повод ещё такой дурацкий. Это отличная, трогательная книга, но у меня не получается найти подходящие слова, чтобы внятно рассказать о ней. И не хочу испортить сюжет своим пересказом, а всю гамму эмоций словами не охватишь. Так что напишу отзыв как сумею, и понадеюсь, что получится не слишком плохо.

Путь к «Посёлку» был долог. Роман не попадал в моё инфополе и узнал я о нём, когда однажды зашёл в раздел «Рейтинги» на фантлабе поглядеть на список лучших романов. «Посёлок» Кира Булычёва располагается в этом списке со средней оценкой в девять баллов при пяти тысячах оценивших. Это впечатляет. Поэтому книга была приобретена довольно быстро, а я в неё буквально провалился.

Кир Булычёв обладал редким талантом прятать за простым сюжетом очень сложные истории. Ведь, по сути, что представляет собой роман? Робинзонаду на неизвестной планете. Группа колонистов потерпела кораблекрушение, и уцелевшие члены экипажа стараются не только выжить в новой враждебной среде, но и сохранить свою цивилизованность, свою человечность. И вот тут поднимается, пожалуй, главный вопрос книги: что важнее, полностью приспособиться к новой жизни, отринув прошлую, или же пытаться сохранить память о Земле, её истории, культуре, точных науках, всём том, что не имеет практического применения в дикой природе? Вопрос этот главный, но далеко не единственный. Как насчёт поразмышлять о том, что важнее: желания личности или потребности коллектива? Или подумать о своём месте в жизни?

Книга даёт много пищи для размышления и это одна из двух причин, почему её не стоит читать быстро. Мне регулярно приходилось себя тормозить, чтобы отложить книгу в сторону и переварить прочитанное. Не потому что она написана сложно или непонятно, просто хотелось разобраться в собственном отношении к событиям, героям, их проблемам и коллизиям их отношений. Вторая причина, кстати, – это термины. Находясь на незнакомой планете, всю флору и фауну люди называли знакомыми именами по принципу пусть отдалённого, но сходства. Поэтому когда персонажи собирали грибы, мне приходилось напоминать себе, что это не совсем грибы. Точнее, совсем не грибы, учитывая, что они могут ползать. И такая же история с медведем, мустангами, козой и всем прочим. Каждый раз приходилось тормозить воображение и вспоминать верное описание существ. А с козой вообще отдельная история – очаровательная животина, ставшая полноправным жителем Посёлка и героем романа. Следить за ней было почти также интересно, как и за персонажами-людьми. Впрочем, я отвлёкся.

Но персонажи тут, и правда, замечательные. Причём все без исключения. Все живые, многогранные личности, со своими сильными и слабыми сторонами, положительными и отрицательными качествами. В «Посёлке» нет злодеев, они бы здесь не прижились. Есть только люди, попавшие в серьёзный переплёт, застрявшие вдали от цивилизации на долгие годы. И всего за несколько сотен страниц ты узнаёшь этих людей настолько хорошо, что даже не верится, что они всего лишь персонажи. И прощаться с ними не хочется. И Павлыш с его экспедицией кажется настолько чужеродным на этой планете, что его появление воспринимаешь немножко в штыки. Да он и есть чужеродный, его отличие от жителей Посёлка бросается в глаза почти сразу: Павлыш ко всему относится с чувством юмора. А в Посёлке жители слишком устали, чтобы улыбаться.

Роман состоит из двух частей, и это одновременно слишком много и слишком мало. Много, потому что чувствуется, что первая часть сильнее, отлично читается отдельно и вызывает более сильные эмоции. А мало, потому что после финала второй части мне не хотелось прощаться с персонажами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ещё бы главу, хоть эпилог или послесловие, чтобы узнать, что дальше точно будет всё хорошо, что всех вылечат, спасут, вернут в общество и так далее. Но увы, автор заканчивает историю в самом начале спасательной операции.

Как-то так. Простите за сумбур и возможные корявости, писать о наиболее понравившихся книгах сложнее всего. «Посёлок» я рекомендую к прочтению вообще всем. Одна из лучших вещей советской фантастики.

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Если у людей нет бумаги, они учат историю наизусть. Без истории люди перестают быть людьми.»

Самым ярким событием космического цикла «Павлыш» для меня стал роман «Поселок». Сразу хочу отметить, что это произведение можно смело рассматривать, как абсолютно самостоятельное. Перед тем, как взять в руки книгу, я не ознакомилась с аннотацией. Поэтому понятия не имела, как межпланетные приключения неунывающего доктора Владислава Павлыша могли быть связаны с «поселком» в его общепринятом значении. Холод осознания чего-то трагического начал проникать в мое сердце уже в самом начале повествования. Спустя несколько глав пришла окончательная убежденность в том, что здесь случилось страшное бедствие, которое не могло не вызвать трепетного сочувствия. Исцарапанный ветрами и снегом борт, осколки приборов и холодное запустение смерти... Великое достижение науки и техники, распластанное на арене холодного цирка. А где-то вдали за клочьями серого тумана и цепью снежных гор притаились жалкие хижины с кривыми крышами и покосившейся изгородью. Жизнь во имя ожидания и ожидание во имя жизни маленькой группы людей, по воле странных усмешек Судьбы ставших космическими заложниками. У этого произведения не было ни малейшего шанса стать незаметным в моей читательской жизни.

«Ждать всегда плохо, особенно когда не знаешь, чем кончится ожидание. Жить надо так, чтобы совсем не ждать...»

Речь автора, как всякое истинное творчество, питалась двумя источниками: личностью и любовью к людям. За каждым словом здесь скрывался творец, который знал, о чем он пишет и к чему ведет. Отсюда проистекал важный основополагающий плюс этой книги — она целостна и полностью логична на всем своем протяжении. Он продумал и передал читателю все ключевые детали, так или иначе влияющие на ход истории. Что поражало в описании? Действенность всех наличествующих предметов, в том числе и являющих упомянутую планету. Силой фантазии автора мир романа раскрылся перед нами во всей красе своей флоры и фауны. Умиляли насекомые-мустанги, забавляли живые грибы, ужасали свирепые шакалы, удивляли чудовищные козы и гигантские деревья. Все это виделось мне необычным отражением в кривых зеркалах привычного мне мира. Очутиться физически в «прекрасной» среде неприветливой к землянам планеты у меня не было никакого желания. Но повествование было настолько подлинным, что пребывать вне реалий придуманной автором действительности было выше моих сил. Мир оказался осязаем сквозь бездну разделяющего нас космического пространства и пропасть времени.

«Он слышал о звездах, старшие всегда говорили о звездах, но никогда раньше он не догадывался, какое величие и простор открываются человеку, который видит звезды.»

Даже на примере маленького общества автор сумел очень четко изобразить высокодуховную важность веры в людей, поддержания наследия, уважения к каждой отдельно взятой личности и самопожертвования во благо общества. В рассуждениях некоторых героев слышались немного наивные идеалистические нотки, такие же добродушные и иногда загадочные, как улыбка самого Булычева на черно-белых фотографиях всезнающего интернета. Осмысляя глубину задетых автором вопросов, еще больше удивлялась невероятно динамичному и увлекательному сюжету. О, Булычев — великий мастер в создании необычного созвучия. Совсем маленькими деталями он настолько аккуратно соединил несколько линий повествования, что переход между ними был абсолютно незаметным. Хотя он постарался придать каждой сюжетной составляющей свою окраску. Одни события носили форму увлекательного исследования с шутливым настроением и легкой эмоциональной нагрузкой. Другие — тревожили сердце уже с первых страниц, заставляя сжимать кулаки и широко раскрывать глаза. Я очень ждала появления линии с ключевым персонажем, который считал, что критерием цивилизованности мира должно служить чувство юмора. Его образ снова стал глотком свежего воздуха оптимизма в безвоздушном пространстве поглавно растущего упаднического состояния посельчан.

»...бывают моменты в жизни, когда человек не имеет права принадлежать только себе. Это бывает тогда, когда от его действий зависит судьба других людей.»

В самое сердце попадали образы героев, которые были всех возрастов, нравов и стремлений. Автор очень продуманно лишил повествование ненужных мелочей, стараясь больше внимания уделить внутренней сути образов главных действующих лиц. Именно психология феноменальной осознанности каждого их поступка была еще одним основным плюсом этого романа. Очень неожиданно на первый план сюжета вышли дети и подростки, властью безысходности вынужденные вступить на опасный жизненный путь. Как же красиво он сумел противопоставить их друг другу, постоянно чередуя сюжетные линии разных протагонистов. Настолько противоположные во всем они создавали потрясающий в своей сплоченности тандем, демонстрируя при этом уникальную самостоятельность. Однако видеть прелесть этой истории в тонких чертах молодого поколения — непростительная ошибка. Несомненно, юность равнялась всяческому магнетизму, но магнетизм — не только юности. В том числе и взрослые представители притягивали взоры читателей, также являясь неотъемлемыми двигателями этой истории и несомненной плеядой прекрасной мудрости, не уничтоженной ни холодом космоса, ни вынужденной нищетой жуткого существования.

«Смерть становится окончательной в тот момент, когда с ней пропадаешь не только ты, но и все, что привязывало тебя к жизни.»

Вместе с героями читатели познали и прелести, и тяготы распахнувшегося перед ними мира. Мы ползали в морозе изможденными дикарями по снегу, любовались хребтами сверкающих под солнцем белоснежных гор, а под шипение горелки и скрип веревок наслаждались головокружительным полетом подобно птицам с щекотным чувством могущества и уверенности в себе. В сумасшедшем ритме постоянного меняющихся сюжетных фрагментов заключительная глава приблизилась необъяснимо быстро. Ее я читала с перерывами на вытирание слез и установление сердечно-душевного равновесия. Еще раз вспоминая фотографии с доброй улыбкой автора, я мечтала о счастливом исходе всего происходящего. Поэтому благодарна ему за отсутствие чрезмерного гробокопательства. Хотя без потерь, конечно, не обошлось. Мне очень понравился финал, который полностью завершил основную сюжетную составляющую. При этом у читателей осталась приятная возможность самостоятельно додумать продолжение второстепенных линий романа, связанных с межличностными взаимоотношениями героев. «Поселок» оставил после себя необычное послевкусие — мысли о человеке. В лице огромной Вселенной мы кажемся мизерные существами, абсолютно беззащитными перед свербящей пустотой окружающего нас космического пространства. Да и пустотой ли...?

«До чего мы здесь чужие. Маленькие кусочки протоплазмы в пластиковой оболочке. Поймем ли мы этот мир? Отвергнет ли он нас? Или просто не заметит нашего присутствия?»

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как я успел убедиться за почти три года на «ФантЛабе», каждый уважающий себя лаборант считает своим долгом рано или поздно написать отзыв на «Поселок», хотя в общем-то всё, что можно сказать о нем, уже давным-давно сказано. Но, по-видимому, есть в нем что-то такое, берущее за душу, из-за чего промолчать, не написав от себя хоть несколько строк, просто невозможно. Я также не отступлю от этого правила и выскажусь по свежим впечатлениям, перечитав «Поселок» только что (каюсь, всего лишь во второй раз). Так получилось, что недавно я перечитал и другое похожее по сюжету произведение – «Планету изгнания» Урсулы Ле Гуин. В обоих случаях речь идет о выживании людских поселений на чужих планетах, но сейчас, невольно сравнивая творения Ле Гуин и Булычева, я понимаю, что разница между ними очень велика, если не сказать: огромна. «Планета изгнания», как и многое другое в Хайнском цикле, построена на довольно-таки искусственных предпосылках и оттого производит слегка отвлеченное впечатление красивой игрушки для ума и чувств. Постепенно вымирающая колония Лиги Миров на планете Верель напоминает мне аристократов из обедневшего, но гордого рода, упрямо не желающего признавать, что пришли трудные времена, ведь угроза вымирания колонии лишь маячит в отдаленной перспективе – через несколько десятков, а то и сотен лет.

Наверное, именно по контрасту с «Планетой изгнания» «Поселок» и произвел на меня теперь впечатление более глубокое, чем в первый раз. (Так что о «синдроме утенка», как тут кое-кто утверждает, говорить вряд ли приходится.) Здесь всё совершенно иначе – грубо, осязаемо и очень просто. Здесь не пьют чай из тонких фарфоровых чашечек старинной работы, потому что у людей поселка нет ни фарфора, ни чая. Здесь не хранят рядами за стеклом древние книги в позолоченных переплетах, так как книг в поселке тоже нет – ни единой. Здесь никто не живет в каменных домах с центральным отоплением, потому что нет ни камня, ни металлических труб, ни газа для топлива. Десяток деревянных хижин, крытых листьями, – вот и весь поселок, в котором ютятся потерпевшие крушение на чужой планете люди с корабля «Полюс». Для них, в отличие от колонистов на Вереле, вопрос выживания – это не десятилетия, а считанные годы.

Собственно, как таковое вымирание поселку не угрожает. Опасность в другом – в утрате ощущения себя частью человечества и сопутствующих этому общечеловеческих знаний. Медленно, но неизбежно их вытесняют повседневные навыки выживания во враждебной дикой природе: как отличить ядовитое растение от съедобного, по каким приметам предсказать погоду, как сделать хороший лук и стрелы к нему… В «Планете изгнания» эта проблема тоже поднимается, но выводы двух писателей в ее отношении диаметрально противоположны. У Ле Гуин будущее колонии – в адаптации, слиянии с местными первобытными племенами, но не обязательно ведущем к переходу на их уровень жизни и потере знаний. Булычев, наоборот, показывает на исторических примерах, что для человеческого коллектива адаптация есть деградация. Соответственно по-разному решены и образы ее непримиримых противников. В «Планете изгнания» упрямец Пилотсон – персонаж скорее отрицательный, а в «Поселке» Старик и его ученик Олег – главные опоры, на которых держится надежда на лучшее: что дети, родившиеся на чужой планете, все-таки наперекор всему вырастут людьми, а не превратятся в полудиких Маугли.

Кстати, о надежде. Роман, как известно, состоит из двух частей: «Перевал» и «За перевалом». Первая была написана и издана как отдельная повесть; восемь лет спустя к ней была добавлена вторая часть, и получился «Поселок» в том виде, в каком он теперь известен. Я встречал в отзывах мнения, что вторая часть была написана совершенно зря и вышла намного хуже первой. Думаю, однако, что вовсе не зря. В названии «Перевал» заключен двоякий смысл: имеется в виду не только тот перевал в горах, который преодолел Олег с товарищами, но и переломный момент в жизни поселка. Отчаянная попытка пробиться на горное плато к поспешно покинутому когда-то «Полюсу» наконец удалась, в поселке появляются книги по радиотехнике, а вместе с ними – и возможность, вернувшись на корабль следующим летом, исправить передатчик и послать сигнал бедствия. Перевал отчаяния тем самым пройден, безнадежность сменяется спокойной уверенностью, слово «если» в разговорах о будущем уступает место слову «когда». И совершенно оправданно поэтому было дописать историю поселка на безымянной планете до логического завершения, превратив надежду в свершившийся факт.

Как видим, вторая часть вполне уместна и даже необходима. А вот что она кое в чем уступает первой, пожалуй, соглашусь. Во-первых, мне кажется, что не стоило бы вводить в нее хорошо известного персонажа – Владислава Павлыша: как-то не соответствует сложившийся у меня по более ранним повестям его образ общему тяжелому фону. Впрочем, Павлыш в «Поселке» уже не тот, что прежде. Ему уже сорок, он стал слегка серьезнее и степеннее и даже перестал с ходу влюбляться в каждую девушку, с которой сталкивает его судьба, – наоборот, это в него теперь влюбляются. Во-вторых, эта история суровой с виду начальницы, тайно влюбленной в своего подчиненного, так и осталась неоконченной, равно как и неясной – судьба несчастной Лиз, вздыхающей по Олегу. Раз уж в повествование введена романтическая линия, даже две, стоило бы довести их до той или иной развязки. В-третьих, конец второй части, многое оставляя брошенным, содержит в то же время немало надуманных, никак не продиктованных необходимостью событий: замеченный, но не узнанный сперва воздушный шар на дереве, сломанная нога, нападение шакалов, укус снежной блохи с последующим припадком безумия и прочее. В первой части действие развивалось спокойно и размеренно, почти без драматических кульминаций. Ну, а здесь, кажется, чувство меры писателю под конец немного изменило. Конечно, нельзя не признать, что эпизод, когда начальница экспедиции в бреду принимает добравшегося наконец до станции Казика за обезьяну и гонит его прочь, весьма чувствительно бьет по нервам читателя: что же, весь долгий путь в поисках спасения – и напрасно?.. В этом Булычев своей цели добился. Но по его воле за двадцать лет люди с «Полюса» уже достаточно настрадались, чтобы подвергать их еще и таким вот нарочитым испытаниям под конец просто ради пущего напряжения. Их трагедия – именно в повседневном безнадежном унылом существовании, и вся искусственно нагнетенная драматичность концовки с ним сочетается плохо. Без нее можно было бы легко обойтись:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поисковый отряд из Дика, Марьяны и Казика с трудом, но без лишних ран, переломов и битв с хищниками добрался бы до базы экспедиции и сообщил бы Клавдии, Павлышу и Салли о поселке и тех, кто ждет там спасения.
А наиболее достойным завершением романа в таком случае стали бы (и в самом деле имеющиеся в нем) простые слова кого-то из детей поселка: «Уйди, коза, не мешай, к нам люди прилетели!»

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так вышло, что столь известное произведение я прочитал только сейчас. Поскольку к Булычеву я всегда относился очень хорошо, ожидал увидеть нечто шедевральное. Но...

Мне придется в некотором смысле «спойлерить», так что уж извините!

Так вот, в романе две части. Первая написана хорошо литературно и логично по сюжету. Ясны цели, достоверно описание жизни и природы. Очень хорошее описание характеров, поведения и отношений героев. То есть — претензий никаких. А вот вторая часть...

Вторая часть — это описание экспедиции с Земли, которая почему-то(?) ничего не знает о пропавшем когда-то корабле. Точнее, теоретически знает, но не думает об этом. Почему?

Я не буду долго и нудно жевать, я коротко перечислю все нелогичности этой второй части, которые на мой взгляд сильно испортили впечатление от всего произведения.

1. Как могла экспедиция не думать о том, что где-то в этой зоне 20 лет назад пропал космический корабль? И не быть готовой найти ее экипаж?

2. Как могла Клавдия — образец долга и приверженности инструкциям — будучи одна, выйти из корабля, да еще снять шлем? Как бы ни была она зла и ревнива, это не повод. И это не стыкуется с ее характером.

3. Как мог Павлыш спутать воздушный шар с формой жизни? Как он мог не отсмотреть кадры подробно сразу по прилете?

4. Что за спешка взрывать остатки корабля? «Каждая секунда промедления угрожает местным формам жизни». Что за ерунда? Он там 20 лет лежит! Что решат еще несколько дней хотя бы? Нелогично.

Это только самое основное... В общем, такое впечатление, что автору просто нужно было создать интригу и заставить читателя поволноваться за героев. Потому что в противном случае, как только Павлыш увидел шар, он должен был вспомнить о крушении корабля и начать поиски поселка. Все. Роман закончен.

Очень многие книги и фильмы построены на ошибках героев. Да, ошибки возможны. Дик вполне мог крушить корабль от бессилия и злобы, и угрожать землянам тоже мог. Марьяна могла упасть с дерева — это все реально. Реально даже то, что они все забыли про планетарный передатчик! Но поведение Павлыша и Клавдии — ни в какие ворота...

Такое впечатление, что эта вторая часть искусственно приделана к изначально хорошему произведению. Лучше бы этой второй части не было вообще, а вторая экспедиция жителей к кораблю просто закончилась бы удачно. Получилось бы вполне достоверно и интригующе... А так — осадок остался не очень хороший...

Оценка: 7
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятная книга!

Перевернув последнюю страницу и утерев слезы, хлопала глазами, как обиженный ребенок, в поисках следующей главы, повествующей о дальнейшей судьбе поселян. Я даже еще раз скачала книгу с другого ресурса, чтобы убедиться в отсутствии этого продолжения. И потом еще долго сидела под впечатлением, не понимая, почему я так долго откладывала чтение этого романа...

Фантастически нереальная история — не только выжить в агрессивно настроенной чужой среде на далекой и дикой планете, но и приспособиться к окружающим условиям; сохранить чувство человеческого достоинства и понятия общественной морали. Не скатиться до уровня первобытных людей, а держаться самим достигнутого интеллектуального уровня и стараться передать его подрастающим детям — истинным аборигенам, гораздо легче приспосабливающимся к местным условиям.

Сложные вопросы поднимает автор, но описывает таким простым языком, что нет сомнений в целевой аудитории этого произведения — книга в первую очередь рассчитана на подростков, их живое воображение и только формирующееся чувство ответственности. При этом у взрослых останется не менее глубокое впечатление, сила слова автора никого не оставит равнодушным.

Всю вторую половину книги я испытывала двоякие чувства. Иногда мне хотелось бросить ее и не читать дальше. Так бывает от осознания, что и так все плохо, но может быть еще хуже. И я просто боялась неизвестности, предпочитая оставить лишь знания о с трудом налаженном быте горстки землян. Иногда же — я могла пропустить целые абзацы описания ненужных действий лишь оттого, что вот-вот должна произойти долгожданная встреча, и все остальные моменты лишь отвлекали. Каюсь, я очень ругала автора за такое нагнетание ожидания. За то, что герои кружат по кругу, но не видят очевидного для нас. Я уже сто раз придумала свои варианты встречи и боялась прочитать о том, что она не произойдет.

А теперь осознаю, что придется читать еще раз, чтобы медленно осмыслить то, что упустила в первый раз. Великолепно!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что с советской фантастикой я знаком относительно поверхностно: читал несколько романов братьев Стругацких и Беляева. С творчеством же Кира Булычева до этого я был не знаком совсем. Считал, что это больше для подростков. Могу сказать сразу, что мои опасения не подтвердились, и роман оставил очень приятное впечатление. Только после прочтения я узнал, что «Поселок» входит в условный цикл «Доктор Павлыш», но это никак не повлияло на восприятие романа.

По жанру «Поселок» можно отнести к космической робинзонаде. В современной литературе довольно редко можно встретить представителей данного направления. Скорее всего прошло то время, когда люди с оптимизмом смотрели в космос и мечтали о покорении других планет.

Завязкой романа служит крушение космического корабля на далёкой и дикой планете. Выжившие члены экипажа с небольшим скарбом пытаются выбраться с заснеженного перевала. По дороге многие погибают, а оставшиеся добираются до леса, где основывают поселение. Обо всем этом мы узнаем позже, а на начало романа прошло семнадцать лет с момента крушения. Уже успело вырасти новое поколение, в живых осталось чуть более четырех десятков человек. Поселок постепенно деградирует и вымирает, т.к. условия оказались очень суровыми. Мне понравилось, как Булычев описывает флору и фауну своей планеты. Поначалу многих может удивить, что жители поселка называют местную живность привычными нам названиями. Грибы, убегающие из корзинки, ядовитые шакалы, перекати-поле, стреляющее иглами, огромные козы с костяным гребнем, медведи, вступающие в симбиоз с растениями, и многое другое. Все на этой планете старается тебя убить, но люди смогли приспособиться и довольно успешно выживают. Особенно преуспели в этом подростки, которые изначально росли в подобных условиях. Старшее же поколение пытается передать молодым свои знания и сохранить остатки цивилизованности. Они очень боятся, что рано или поздно поселение скатится в дикость и примитивизм. Их опасения небеспочвенны, ведь многие дети уже сейчас походят на дикарей и совершенно не стремятся к знаниям.

Климат на планете довольно суров: год равен трем земным, на небе непроницаемые облака, что не даёт полноценно развивать сельское хозяйство. Каждые три года люди отправляются к кораблю, чтобы пополнить припасы и попытаться связаться с Землёй. Правда до этого ещё никому это не удавалось из-за запредельно низких температур на перевале.

Теперь хотелось бы сказать пару слов о персонажах. Олег – молодой парень, которого в поселке очень ценят за его способность к усвоению знаний. Из молодого поколения именно он лучше всего освоил электронику, а значит на него возлагается надежда на будущее спасение. Олег грезит выбраться с планеты и увидеть Землю. Дик – полная противоположность Олега. Он прекрасно адаптировался к местным условиям: сильный, прекрасный охотник, а в лесу чувствует себя как дома. Земля для него – совершенно непонятное и абстрактное место. Старые знания ценности для него не имеют. Марьяна – девушка, довольно хорошо чувствующая себя на планете. Как и старшие, она мечтает о Земле, плохо представляя, что она собой представляет. Старый – местный источник знаний. Именно он учит детей письменности, литературе и науке. Во второй части появляется такой персонаж как доктор Павлыш. Вот он меня основательно разочаровал. Павлыш постоянно шутит, но его юмор довольно плоский и раздражает даже окружающих. Прочие женские персонажи, кроме Марьяны, получились не очень выдающимися: Ирина, мать Олега, потеряла мужа и теперь душит сына гиперопекой, Лиз буквально навязывает Олегу свою любовь, а члены новой экспедиции получились практически карикатурными.

Что мне понравилось у Булычева, так это разбор философских вопросов без лишнего морализаторства. У персонажей разные точки зрения, но у каждого есть свои обоснования. Тут нет правых и неправых, каждый опирается на собственный жизненный опыт. И на мой взгляд, такая подача является правильной. Читатель сам может определиться, чье мнение ему ближе.

Интересно показано отношение к столь опасной планете разных групп людей. Поселенцы, живя в неблагоприятных условиях, смогли приспособиться к ним, выживая день за днём. Каждое новое утро – это вызов их стойкости и мужеству. Павлышу же планета кажется смертельно опасной, но при этом скучной. Он путешествует по ней в непроницаемом скафандре, защищённый от всех опасностей, и искренне не представляет, как тут можно выжить. Как оказалось – можно.

Очень порадовал финал. Последние главы написаны так динамично, что держат в постоянном напряжении. На героев обрушивается шквал приключений, а их жизнь часто висит на волоске.

Итог: «Поселок» – отличный роман советской школы фантастики. Современному читателю он может показаться несколько наивным, но этим он и прекрасен. Иногда нужно читать такие книги: позитивные и по своему чистые. На мой взгляд, роман подойдёт больше для подростков, но и опытный читатель найдет в нем много интересного для себя.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня Кир Булычёв всегда ассоциировался с Алисой Селезнёвой и прочими подобными рассказами/повестями из детско-юношеских журналов, поэтому желания почитать что-то из его произведений в сознательном возрасте не возникало. Но вот Фантлаб стал мне настойчиво рекомендовать данный роман, я слегка удивился, посмотрел на количество оценок и средний балл, после чего удивился сильнее, ну а когда я узнал, что по первой части этого романа снят великолепный, любимый мной фантастический нуар «Перевал», то другого выхода, кроме как прочитать книгу, у меня уже не оставалось.

На некой безымянной, удалённой от оживлённых космических трасс планете много лет назад потерпел крушение земной космический корабль. Кто-то из экипажа погиб сразу, кто-то ещё помучался, ну а некоторое количество людей выжило, основало посёлок (такой же безымянный, как и планета) и вот уже подрастают дети, на момент крушения бывшие совсем малышами — второе поколение, уже практически аборигены. Планета весьма сюрреалистична и агрессивна, для взрослых она — враждебный мир, но вчерашние, быстро повзрослевшие дети здесь дома. Взрослые стараются изо всех сил, чтобы не потерять незримую связь с родным миром, остаться землянами, но их дети уже воспринимают Землю как миф, некое полуабстрактное понятие. Но, несмотря на все сложности, несмотря на потери и непрерывную борьбу за выживание, колонисты не сдаются и пытаются отправить сигнал SOS.

Книга состоит из двух повестей, довольно самодостаточных (первая — «Перевал», была написана и опубликована гораздо раньше и долгое время написание продолжения не планировалось) и несколько отличающихся друг от друга. Фантастическая, описывающая ландшафты и природу планеты, составляющая весьма интересна, мир, как я уже упомянул, очень и очень сюрреалистичен. Приключения героев держат в напряжении, заставляют сопереживать и при этом не вызывают ощущение сказочности. Роман не только развлекает, но и заставляет задуматься о многом: о границах человечности, о влиянии воспитания и образования на личность, о надежде, об инструкциях, которые иногда всё же надо нарушать.

Очень хорошая книга, я бы даже сказал, для меня — неожиданно хорошая. Только вот с любовными треугольниками автор переборщил. ;)

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немного наивно и по-советски... Но все это неважно, ведь, кажется, это лучшая книга маэстро, подарившего нашему детству Алису Селезневу и космических пиратов. Удивительно, что наткнулся на нее «далеко за 40», но может оно и к лучшему. Получил огромное удовольствие и «чтение взахлёб». Немного «Аватара», немного «Пасынков Вселенной», немного «Льда и Пламени» (Брэдбери, а не Мартина), но весь микст такой собственный и такой родной, от русской НФ.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх