FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Спектр»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
6592
Моя оценка:
-

подробнее

Спектр

Роман, год (год написания: 2002)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 216
Аннотация:

...На нашей планете неожиданно появились Чужие — Ключники и построили станции межпространственного перехода, позволяющие за считанные мгновения оказаться на другой планете. За возможность перехода требуется рассказать историю, которую Ключник может принять или отклонить. Главный герой Мартин — частный детектив, который получает, казалось бы, обычное задание — доставить домой 17-летнюю девушку, которая ушла через Врата в неизвестном направлении. Но он не знает, что ждет его впереди...

«Роман в семи частях, с семью прологами и одним эпилогом» — так говорит сам Лукьяненко о своей книге в подзаголовке. Семь частей — семь цветов спектра, семь путешествий в чужие миры и ...семь гастрономических прологов.

© Александр Крапивников
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

2001—2002 гг.

В тексте присутствуют шифровки и «акростихи». Так, из первых слов семи частей романа можно составить считалку для запоминания цветов радуги, а из начальных букв каждой строки во второй части произведения складывается слово «Семецкий».


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 458

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2945 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2003 // Крупная форма (роман)

лауреат
Бронзовая Улитка, 2003 // Крупная форма

лауреат
Сигма-Ф, 2003 // Крупная форма, романы

лауреат
Звёздный Мост, 2003 // Лучший роман. 1 место ("Золотой Кадуцей")

лауреат
РосКон, 2003 // Роман. 1 место ("Золотой РОСКОН")

лауреат
Урания, 2003 // Большая Урания (роман)

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2008 // Лучший зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Странник, 2003 // Крупная форма

номинант
АБС-премия, 2003 // Художественное произведение

номинант
Русская фантастика, 2003 // Премия "Русская фантастика"

номинант
РосКон, 2008 // Премия премий

Похожие произведения:

 

 


Спектр
2002 г.
Спектр
2006 г.
Осенние визиты. Спектр
2007 г.
Осенние визиты. Спектр. Кредо
2007 г.
Спектр
2007 г.
Спектр
2012 г.
Визиты
2014 г.
Спектр
2017 г.
Спектр
2020 г.
Визиты: Осенние визиты. Спектр. Кредо
2021 г.

Аудиокниги:

Спектр (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2002 г.
Спектр
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Spektrum (każdy myśliwy pragnie wiedzieć)
2005 г.
(польский)
Spektrum
2005 г.
(чешский)
Spektrum
2007 г.
(немецкий)
Спектър (Том 1)
2009 г.
(болгарский)
Спектър (Том 2)
2009 г.
(болгарский)
Spektrum
2011 г.
(чешский)
Spektrum
2011 г.
(немецкий)
Spektrum
2017 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно прочитанный роман не оставил в памяти следа. Пришлось перечитывать вновь. Некий детектив занимается частными розысками людей пропавших в мирах, открытых некими ключниками — сверхгуманоидами (там почти все гуманоиды, антропоморфны, антроповерны и антроповкушающи). Уж очень автору нравятся описания пищи, чувствуется в нем гурман и любитель вкусных обедов.

Впрочем, книга не о еде, и даже не о приключениях (злоключениях) на бесчисленных (около 400) планетах — всех как один похожих на Землю (и нет никаких опасностей вирусов, заражения, чужой биоты — странно почему, ведь автор должен как врач знать об этом) . Автор занялся теологией. Поисками смысла жизни и поисками бога

Уж не потому ли «остановилось развитие науки в ТОЙ РОССИИ ( а может и в ЭТОЙ)?!!

Ведь зачем «любопытничать», когда богами (ключниками) всё давно решено и разрешено и тогда...«один любопытный ученый становится опаснее целой армии. Мне даже казалось, что природа опомнилась и дала задний ход... люди стали все меньше и меньше любопытничать. Их перестала интересовать наука. Люди полюбили все обыденное и привычное. Телесериалы, где все известно наперед. Книги, где все понятно заранее. Пищу, которая не интересна ни вкусом, ни цветом, ни запахом. Новости, где не говорят ничего неожиданного. Будто опущен стоп-кран — хватит любопытничать, хватит искать, хватит думать!»...

Действие романа сильно затянуто. И немного похоже на какую-то сказку про Колобка... то к одному зверю прикатится, то к другому...может и в Колобке есть тоже некий божественный смысл)))?

К концу книги просто уже не интересно как там оживает и копируется Ирина и каков смысл путешествий. Хочется наконец заглянуть в конец книги и узнать всю подноготную ключников, кто ж создал эти врата и почему это плохо...

Концовка неожидана — неведомый талисман дает сверхспособности, которые оказывается герою совсем не нужны, поскольку «он любит жизнь»...

Ощущение — продолжение следует, где уже герой будет тспользовать все свои недюжиные богоспособности....

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень своеобразный роман.

Помню, когда читал первый раз идея о том, что некие пришельцы берут плату историями показалась почти абсурдной. Но сюжет так захватывал, что потом уже даже и не думаешь, почему так)

Ещё помню, что очень нравились «кулинарные» вступления в начале каждой главы/части. То, каким образом герой получил доступ к могуществу, поразило простотой и изяществом. Ну и само собой, интересный главный твист о том, что сверхспособности не равно счастье:)

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не часто, но иногда появляются книги от которых просто невозможно оторваться. Спектр как раз относится к таким.

Здесь есть все — приключение и экшен, загадки и детективные расследования, тайны мироздания и отчаянные попытки понять смысл жизни.

Огромным плюсом является то, что действие происходит в абсолютно разных локациях, населенных сильно отличающимися друг от друга существами. Разные планеты, разные социальные системы, разные религии, разное ВСЕ!

Очень резвый экшен, местами оттеняется различными философскими отступлениями и рассуждениями, в общем-то не сильно грузящими мозг, но заставляющими немного подумать.

Я не прочитал все отзывы, но знаю наверняка, что эти слова написаны не единожды, и все равно не могу их не написать:

«Ты развеял мои грусть и одиночество»

И спасибо тебе за это!!!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это не фантастика, а сказка для среднего школьного возраста. Сюжет очень слабый. Описание инопланетян вызывает улыбку, а попытки автора пофилосовствовать — смех! Очень слабо!

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда было тяжело оторваться от чтения. «Спектр» как-то ускользнул от моего внимания, а после «Дозоров» не очень хотелось браться за большую прозу автора. Но... «Спектр» увлёк с первых же страниц. Идея ключников, открывающих за истории выходы к другим мирам, отлично оформлена и выписана. Разочаровал финал. Такое впечатление, что автор настолько увлёкся процессом повествования, что и сам не понял, а к чему это всё, и срочно начал выдумывать вселенские тайны.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Спектр» — наверное, самый умный в философском плане роман Лукьяненко. Читать его легко, а вот понимать — непросто. Являясь по сути своей космооперой, он не будет развлекательным чтивом, а потребует от читателя определенных мысленных усилий, особенно в самом конце. В этом эпическом для автора произведении в одном клубке сплелись развитые технологии перемещения по Галактике, нарушающие принципы теории относительности, многочисленные инопланетные расы, проживающие в самых разнообразных по физике мирах, и великая тайна давно ушедшей цивилизации предтеч, от которой остались Врата (гиперпространственные тоннели, соединяющие удаленные планеты). Будущий герой повествования — всего лишь обычный странник, путешествующий по системе Врат с курьерскими целями. В один из прекрасных (или наоборот — ужасных) дней к нему обращается за помощью некий ученый, желающий найти и вернуть домой свою непутевую дочь. Простая на первый взгляд задача едва не заканчивается мировым апокалипсисом.

Сразу предупреждаю: далее в комментарии пойдут сплошные спойлеры, поэтому не стоит читать его, если вы еще не читали сам роман.

Автор сразу усложняет задачу главгерою весьма оригинальным приемом: пропавшая девица непонятным образом размножила себя в семи копиях, каждая из которых отправилась в свой мир. Те миры связывает некая общая тайна, которую Ирине предстоит раскрыть. Так что Мартину (тому самому герою) придется посетить одну за другой все семь планет. Однако даже при таком четком плане у него вскоре возникают неразрешимые проблемы. Девушки гибнут на его глазах от самых нелепых причин. По мере того, как список жертв растет, Мартин понимает, что в этом обманчиво легком деле он столкнулся с такой силой, превозмочь действие которой пока неспособен.

Руководствуясь неизвестной читателю логикой, автор назначает каждому из семи миров свой собственный цвет — от красного до фиолетового. Такая дифференциация сначала кажется условной и даже бессмысленной, сбивающей с толку. Смысл такой аллегории становится понятным после третьего путешествия. В каждом из посещенных миров Мартин, изучая быт и обычаи аборигенов, находит часть ответов на свои вопросы (кто построил Врата и какую роль играют во всем этом Ключники) и добавляет к своему жизненному опыту очередной балл. Подобно тому, как из отдельных цветов в итоге формируется луч белого цвета, так из полученных главгероем крупиц опыта выстраивается его новая личность, которой уже по плечу задачи воистину галактического масштаба.

Красный мир Библиотеки заставляет его поверить в то, что человек — это целая Вселенная; оранжевый мир Прерии показывает, что каждый человек по своему уникален; желтый Аранк открывает ему, что как рай, так и ад человек носит в своей душе; голубой мир Баззара учит доверию; зеленый Мардж ставит вопрос о смысле жизни, а синий мир Шеали заставляет задуматься об эволюции разума. Своим опытом Мартин делится с Ключниками, и они каждый раз пропускают его через Врата, ибо видят в его личности явные прогрессивные сдвиги.

В итоге к последнему пункту своего галактического вояжа — планете со странным именем Талисман — Мартин подходит во всеоружии. Он уверен, что сумеет спасти последний клон Ирины, раскрыв параллельно и тайну самих Ключников. И вот тут «гладкий» стиль изложения дает некий сбой: пояснения автора становятся какими-то мутными и заумными. Об их смысле догадываешься не сразу, а каким-то краешком сознания. Не понимаю, зачем нужно было усложнять речи персонажей, если разгадка банальна и фактически всё время лежала на поверхности? Обычно писатели сводят все отдельные нити сюжета в один узел без какой-либо сложной философии, чтобы не запутать читателя. Но Лукьяненко любит так сформулировать мораль, что приходится несколько раз читать каждое предложение, чтобы понять его смысл. Не могу сказать, что идея «ментальной эволюции» оказалась для меня очевидной или хотя бы понятной.

Так же неясно, отчего Мартин отказался от обретенного могущества. Неужели всё дело в скучном однообразии «продвинутой» жизни? Но, по утверждению самого главгероя, от эволюции отказалась МЕНЬШАЯ доля Ключников, а в подавляющем количестве они всё же перешли на новый уровень. Значит, поступок землянина — слабость? Почему же тогда Ключники дают ему карт-бланш на пользование Вратами? И в чем был смысл локального апокалипсиса на планете бескрылых птиц?

Мне кажется, в своем стремлении облагородить основного персонажа автор слишком уж перемудрил с умными мыслями. Проще надо с народом разговаривать! Но в целом его идеология понятна. Не боги горшки обжигают, а вполне обычные люди. А боги сходят с ума, как обитатели Шеали, и отбрасывают свои миры на много тысячелетий назад в развитии.

-----

ИТОГ: увлекательное повествование о поиске ответов на глобальные вопросы с добротной, хотя и немного запутанной философией. Не все смогут дойти до сути, но свою каплю истины в итоге обретет каждый.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Беда какая-то с этим романом! Когда-то я давно его читал, а лет через пятнадцать он снова случайно попался мне в руки, и я понял, что абсолютно не помню, что в нём написано. Пролистал по диагонали. Да, точно, читал — помню ведь отдельные эпизоды. Но в общую картину эти эпизоды никак не собираются и никакой понятной мне логике не подчиняются. Как здесь уже было кем-то сказано, повествование напоминает компьютерный квест. Главный герой проходит набор уровней, один из которых — внезапно! — оказывается последним. Почему уровни построены в таком порядке? А бог его знает, можно было бы пройти их и в другом. Почему планет семь, а не семнадцать? Боюсь, что не только потому, что это число цветов в радуге, а ещё и потому, что к этому моменту было написано нужное количество авторских листов. Если бы из романа были выброшены абсолютно ненужные для сюжета лукьяненко-style кулинарные отступления, то в тот же объём влезло бы ещё парочка миров.

Но быть может, рыхлый сюжет компенсируется чем-то другим? Красотами стиля? Психологической проработкой образов? Глубиной поднимаемых проблем? Как вы понимаете, вопросы это риторические. Не компенсируются.

Справедливости ради нужно сказать, что в романе есть пара эпизодов, которые мне, в общем, понравились. Например, про разумных, теряющих разум со взрослением — этакая вариация на тему идеи про разум как несформировавшийся инстинкт. Но в роман эти эпизоды, как я уже сказал, не склеиваются.

Итак, ставлю роману оценку пять. Прочесть один раз можно, перечитывать не стоит.

Оценка: 5
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я начинал читать “Спектр”, то не думал, что именно в этом романе Лукьяненко опозорится в истории с кащенитами. Нет, саму историю я знал, но не был в курсе, в какой из книг спрятана эта жалкая попытка поквитаться с обидчиками.

Вот есть Уоттс, Киз, Чан. Они иногда пишут про сверхгениев. И поскольку обычный человек мысли сверхгения точно изобразить не может (для этого самому надо быть сверхгением), приходится отделываться общими фразами, по сути — просто констатировать, что герой — сверхгений.

Точно так же Лукьяненко не может описать свой ответ кащенитам. Подчеркиваю, не мысли сверхгения, а ответ в закидывании друг друга вербальными фекалиями. Поэтому он просто констатирует, что герой “ответил так ответил”, всех кащенитов за пояс заткнул. А вот текста ответа нет. Потому что такой ответ для Лукьяненко — это как Уоттсу описать мысли сверхгения.

Считайте это эпиграфом.

Лукьяненко неплохо пишет. Я прочитал у него “Спектр”, “Звезды”, “Лабиринт” и “Черновик”. Все истории начинались интересно. Язык легкий, текст весело залетает в голову и оседает там прохладной ясностью. Однако долго в таком ключе Лукьяненко писать не может. Его распирают, страшно сказать, мысли о великом.

Например, о России, русских и проклятом Западе. Вне всякой связи с сюжетом из героя внезапно прорываются откровения о том, что Запад, конечно, материально богат, но духовно беден. Лукьяненко не объясняет эти тезисы, он их просто вбрасывает между делом.

Вскоре выясняется, что героя бездуховностью огорчает не только Запад, но и Вселенная в целом. Человечество-де должно тянуться к высокому, мечтать, вертикально прогрессировать, а вместо этого погрязло в низменных желаниях. Кто виноват? Конечно, сам человек. Но еще — Будущее, которое, как выясняется, неправильное. И это “еще” звучит у Лукьяненко гораздо громче, чем “сам человек”. Дескать, вину свою осознал, упомянул, теперь с чистым сердцем можно рассуждать, чем Будущее духовно неравнодушным людям так нагадило.

Оказывается, Будущее виновато тем, что попросту не отвечает ценностям русского человека, каким его видит Лукьяненко.

Честно говоря, видит Лукьяненко русского человека не особо интересным. Герои Лукьяненко, даром что шастают по иным мирам, являются типичнейшими обывателями, которые на уровне кухонных посиделок страдают душой за Родину и человечество. Никаких мер, чтобы исправить ситуацию, сами они не принимают. Просто ноют. И поэтому автору приходится находить других персонажей, которые втянут главных героев в приключение. Тут-то они наконец и проявляют себя с лучшей стороны, вступая в неравный бой с Будущим.

Однако есть две проблемы. Во-первых, никаких представлений о том, каким должно быть правильное Будущее, у них нет, только та самая кухонная философия русского человека, которая, согласно Лукьяненко, должна стать мерилом всего. Причем в масштабах Космоса. Ни малейших сомнений в правильности своих слабо оформленных представлений о справедливости у героев нет. Новый опыт для них — это не повод для дискуссии и осмысления, это повод указать другому, в чем тот неправ. Во-вторых, эта убежденность не подкреплена реальной силой, так что навязывать кухонную философию Космосу становится затруднительно. Поэтому Лукьяненко роняет на поле боя Рояль Всемогущества, который, как понимаете, делает героя Всемогущим. Правда, новыми силами герой все равно распоряжается бездарно.

Ключники ему не так благотворительностью занимаются, Геометры не так детей воспитывают, Конклав не видит великого потенциала человечества (читатель его тоже не видит, но Лукьяненко утверждает, что он, потенциал, есть), Глубина вместе со свободой подсунула бордели и стрелялки. И героя не смущает, что ни он сам, ни обороняемое им Человечество не достигли и малой доли высот, на которые забрались эти бездуховные ничтожества. Главное, что у него, Человека, есть эмоция, порыв к высокому. С порывом можно и технологическим днищем побыть.

Лукьяненко пугают технологии, но не вышедшие из-под контроля вирусы, не физическое истощение при бегстве в вирт, не социальное неравенство и превращение олигархов в полубогов, нет. Он боится технологий, как старенькая вахтерша, которая всю жизнь делала записи в журнале, боится компьютера. Из этого могла бы получиться красивая, трагическая история. Только не у Лукьяненко. Он наделит вахтершу всемогуществом, и она переломает все компьютеры. Технология, по Лукьяненко, должна обязательно на шару не просто создать бездефицитное общество, она еще и духовно облагородить должна. И не дай бог ей оказаться недружелюбной к неоформленным романтическим мечтам людей, которые для строительства Будущего ни черта не сделали.

А знаете почему? Потому что ни вирусы, ни настоящий вирт Лукьяненко представить не может, а вот кащениты по нему знатно оттоптались.

Разницу между научной фантастикой и творчеством Лукьяненко отлично демонстрирует сам Лукьяненко, когда заявляет, что в “Спектре” употребил ту же концепцию, что и Уоттс в “Ложной слепоте”. Так вот, Уоттс пишет о разнице между разумом и сознанием. А Лукьяненко хоть и использует слова “разум” и “рассудок”, пишет все про то же противопоставление материального и духовного, бездумного быдлосчастья и терзаний высокоинтеллектуальной интеллигенции, мещанской жизни и покорения Космоса. Где там Уоттс? Лукьяненко, как это частенько с ним бывает, переписывает Стругацких. Только “Хищные вещи века” лучше “Спектра”, как и “Гадкие лебеди” лучше “Холодных игрушек”.

ЗЫ. Да, я знаю, что в 2020 глупо так гореть от косяков Лукьяненко, которые давным-давно обмусолили по всем интернетам. Но чтение его книг в рамках фантастического самообразования потребовало последующего терапевтического отзыва, чтобы отпустить.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, из творчества Сергея Лукьяненко я читал только Дозоры. Ну на фоне снятого кинофильма. мне они показались хорошо сделанной попсой на модную тему. С тех пор какое-ибо желание продолжить знакомство с творчеством автора у меня не возникало. И вот прочитал я роман «Спектр». Да это же шедевр! Прекрасный стиль, интересная композиция и сама главная идея. По моему мнению, это один из лучших фантастических романов не только отечественных авторов, но и в мире. Читайте его, пожалуйста. А у меня после этого романа, возникло желание познакомиться с другими работами Сергея Лукьяненко.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Решил написать отзыв после того, как во второй раз прочитал эту книгу. Обычно, вернее почти никогда, не перечитываю уже прочитанную книгу. Но тут случайно попалась под руку, прочитал с удовольствием, в очередной раз удивился повествованию, как автору до последнего момента удалось сохранять интригу и интерес. Видно что роман писался по хорошо продуманному плану. Да и рассказы, каждый раз служащие пропуском в иные миры, со второго раза показались наполненные философским смыслом. Хорошо вообщем.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из тех романов Сергея Лукьяненко, которые фанаты считают вершинами его творчества. Безусловно, по качеству идеи и воображаемому миру (точнее — бесконечному множеству миров) роман весьма примечательный, попсовые «Дозоры» перекрывает, как ДнепроГЭС старинную русскую реку на исторической родине автора. И рассказы, которыми платит за прохождение ворот главный герой, и реакция хозяев этих ворот, да и публика, например, специально провоцирующая конфликты на «чужой территории», чтобы подставить человека под удар охранной системы — все выглядит естественно, воспринимается прекрасно.

Суть книги конечно гуманитарная, что очень неплохо и даже правильно, но любителям чего-нибудь «пожестче», типа серии про Кея Дача, такое не особо понравится.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Спектр» — самый высокооцененный роман Сергея Лукьяненко, многие считают его вершиной творчества автора. Начинается роман как непритязательная приключенческая история, но постепенно в нём появляются относительно глубокие, а порой и печальные мысли. Чего-то сильно оригинального, такого, чего уже не было в фантастике, тут нет. (В «Осенних визитах», например, у Лукьяненко имеется собственная оригинальная идея.) Самым интересным ходом является то, что представители цивилизации Ключников используют в качестве платы за проход в своей сети телепортационных станций рассказанные путниками истории. Если они принимают историю, то путешественнику разрешается переместиться на другую планету.

Главный герой лично мне понравился не слишком, образ его показался несколько размытым. Может я просто подсознательно завидую его интересной и насыщенной жизни. В романе его называют «сноб», но ему больше подошло бы определение «эстет».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Впрочем, именно благодаря умению получать от жизни удовольствие ему и удалось отказаться от всемогущества в пользу простых радостей жизни.

В книге есть все компоненты хорошей космооперы — иные планеты, множество инопланетных рас, загадки древних цивилизаций, идеи о развитии разума во вселенной. Но при этом довольно неправдоподобно выглядит то, как легко главные герои Мартин и Ирина меняют жизнь на чужих мирах и моментально разгадывают загадки галактического масштаба, над которыми безуспешно бились учёные с разных планет.

В общем, «Спектр» представляет собой симпатичную, но явно искусственную конструкцию.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Далеко не первая прочитанная мной книга Сергея, но без долгих раздумий и всяких сомнений добавленная в личный ТОП-5 его сочинений; также она показалась особенно интересной по тематике (после ознакомления с «Калеками» и тем более «Звёздами — холодными игрушками» прошло уже порядочно времени, оттого «Спектр» пошёл на ура), а сюжет интриговал до самого конца.

По стилю написания это типичный Лукьяненко — достоинство такого подхода в том, что, по-моему, едва ли кто-то, не читающий исключительно фантастику, сможет бросить читать или вовсе отказаться начинать из-за специфической лексики (не только названий футуристических ноу-хау или кучи ссылок на какие-то философские системы/трактаты), сухости изложения либо блёклости языка (а вот про Василия Головачёва, ИМХО, это вполне можно сказать: «он писатель сугубо для фанов жанра»).

Но есть и недостаток — не всегда столь лёгкий литературный стиль и предельная забытовлённость выглядят совершенно уместными, да и ирония c юмором ставят отдельные ситуации на грань фола.

Из того недостатка произрастает и главная причина моего недовольства (ведь роз без шипов не бывает) — некоторые долгожданные откровения превращают в общем серьёзный и более чем многоплановый роман-эпопею (я считаю, что такой термин применим и к «Спектру») в без пяти минут фарс; наипервейшая претензия, конечно, к объяснению того, как Ирина

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и объявившийся в самом конце её собрат по несчастью (?)
обрела множество двойников.

Что касается концовки — конечно, хотелось бы узнать куда больше о том, во что вылились все действия главных героев для их близких, знакомых и вселенной в целом (на таком материале можно было и восьмую часть написать вместо скромной последней главы да эпилога), но можно удовлетвориться и тем, что имеем. В любом случае, такой конец заметно лучше оного в «Звёздах — холодных игрушках», где развязка и заключение кажутся на редкость куцыми и разочаровывающими.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему «спектр»? Каждый из 7-ми его составляющих — это некоторая концепция, лежащая в основе современной человеческой цивилизации. Вы ведь не забыли, что фантастика — это не про другие миры, это про наш, текущий мир и про нас с Вами?

Каждая концепция раскрыта многогранно. Изучать которые, читая роман, невероятное удовольствие! Я рад, что Лукьяненко помнит в этом романе: литература — это один из способов познания окружающей действительности. Жаль, что далеко не во всех своих книгах автор следует этому принципу.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые читатели высказывают сомнение в уместности своеобразных прологов перед семью частями книги. У меня есть своё объяснение имеющей место структуре произведения.

Вероятно, гастрономический пролог в начале каждой части отражает изобилие в доме автора в день получения гонорара за очередную часть романа.

А когда, день этак на третий, застолье стихает и друзья разбредаются, автору становится «грустно и одиноко». Он остаётся один на один со своим талантом великолепного рассказчика, и в результате этого мы имеем сие замечательное творение.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх