fantlab ru

Дж. Р. Р. Толкин «Возвращение Короля»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.13
Оценок:
10011
Моя оценка:
-

подробнее

Возвращение Короля

The Return of the King

Другие названия: Возвращение Государя

Роман, год; цикл «Легендариум Средиземья»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 391
Аннотация:

Минас Тирит осажден полчищами орков. Арагорну и другим членам отряда Хранителей необходимо не только отбить столицу Гондора, но и отвлечь Саурона на себя, чтобы Фродо и Сэм смогли уничтожить Кольцо Всевластия. Но им приходиться только гадать — жив ли Главный Хранитель или Кольцо Всевластия уже у Саурона?

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


  • Беспорядки в Хоббитшире [глава из романа "Возвращение Короля"]

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Экранизации:

«Возвращение короля» / «The Return of the King» 1980, США, реж: Жуль Басс, Артур Ранкин мл.

«Властелин колец: Возвращение Короля» / «The Lord of the Rings: The Return of the King» 2003, Германия, США, Новая Зеландия, реж: Питер Джексон



Похожие произведения:

 

 


Возвращение короля
1990 г.
Повесть о кольце
1990 г.
Властелин колец
1991 г.
Возвращение короля
1991 г.
Властители колец, том 2
1991 г.
Властелин колец. Том V. Две крепости. Главы 20-21. Возвращение Короля. Главы 1-9.
1992 г.
Властелин колец. Том VI. Возвращение короля. Главы 10-19.
1992 г.
Возвращение короля
1992 г.
Возвращение короля
1992 г.
Возвращенье Государя
1992 г.
Властелин Колец. Кн. IV - VI
1993 г.
Властелин колец. Летопись вторая и третья
1993 г.
Возвращение Государя
1993 г.
Возвращение Государя
1994 г.
Возвращение Короля
1995 г.
Властелин Колец. Том 3: Возвращение короля
1996 г.
Возвращенье Государя
1998 г.
Возвращенье Государя
1998 г.
Властелин Колец. Книга III. Возвращение Короля
1999 г.
Возвращение короля
1999 г.
Властелин Колец
2000 г.
Властелин Колец. Том 3. Возвращение Короля
2000 г.
Возвращение Государя
2000 г.
Возвращение Короля
2000 г.
Властелин Колец
2001 г.
Властелин Колец
2001 г.
Возвращение Государя
2001 г.
Возвращение короля
2001 г.
Возвращение Короля
2001 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец. Возвращение Государя
2002 г.
Властелин Колец. Возвращение Короля
2002 г.
Властелин Колец. Возвращение Короля
2002 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2002 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2002 г.
Властелин Колец. Хоббит
2002 г.
Властелин колец. Часть III. Возвращение Короля
2002 г.
Возвращение Короля
2002 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец. Возвращение Государя
2003 г.
Джон Рональд Руэл Толкин. Сочинения в 3 томах. Том 3.
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Властелин Колец
2004 г.
Властелин Колец
2004 г.
Властелин колец. Возвращение Государя
2004 г.
Властелин Колец. Возвращение государя
2004 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2004 г.
Властелин Колец. Возвращение Короля
2004 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2006 г.
Властелин колец
2007 г.
Полная история Средиземья
2007 г.
Властелин Колец
2008 г.
Властелин Колец
2008 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2008 г.
Властелин Колец
2009 г.
Властелин колец
2009 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2009 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2009 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2009 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2009 г.
Полная история Средиземья
2009 г.
ПОЛНАЯ история Средиземья в одном томе
2009 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2010 г.
Властелин Колец
2011 г.
Хроники Средиземья
2013 г.
Полная история Средиземья
2013 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2013 г.
Властелин Колец. Часть 3. Возвращение короля
2014 г.
Властелин колец
2014 г.
Властелин колец: Возвращение Короля
2015 г.
Властелин Колец
2015 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин колец. Возвращение короля
2016 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин колец. Возвращение Короля
2017 г.
Властелин Колец
2017 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2018 г.
Властелин Колец. Часть 3. Возвращение Короля
2019 г.
Властелин колец: Возвращение Короля
2019 г.
Возвращение Короля
2019 г.
Властелин Колец
2019 г.
Властелин Колец: Возвращение Короля
2020 г.
Властелин колец
2021 г.

Периодика:

Школьная роман-газета, 1/1998
1998 г.
Школьная роман-газета, 2/1998
1998 г.

Самиздат и фэнзины:

Возвращение Короля
1978 г.
Возвращение Короля. Дети Хурина
2000 г.
Властелин Колец
2015 г.

Аудиокниги:

Властелин Колец. Возвращение Короля
2006 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2007 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Властелин колец
2007 г.
Властелин Колец. Возвращение короля
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Return of the King
1955 г.
(английский)
The Return of the King
1965 г.
(английский)
The Return of the King
1965 г.
(английский)
The Lord of the Rings
1993 г.
(английский)
The Lord of the Rings
1995 г.
(английский)
Володарь перснів. Повернення короля
2002 г.
(украинский)
The Return of the King
2002 г.
(английский)
Повернення короля
2003 г.
(украинский)
Володар перстенів. Повернення короля
2005 г.
(украинский)
The Return of the King
2005 г.
(английский)
Володар Перстенів
2006 г.
(украинский)
Уладар Пярсьцёнкаў: Вяртаньне караля
2009 г.
(белорусский)
The Return of the King
2012 г.
(английский)
Володар Перснів. Частина третя: Повернення короля
2013 г.
(украинский)
The Lord of the Rings
2014 г.
(английский)
The Lord of the Rings Illustrated
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний завершающий легендарную эпопею том дался мне нелегко, начиная от осады крепости Минас Тирит полчищами орков и хородримцев, заканчивая контрольным броском хоббитов к горе Ородруин (а так же дальнейшее продолжение в Шире, о котором многие фанаты кинотрилогии даже не догадываются). Это снова громадный эпос, где в мельчайших подробностях автор повествует о многих судьбах главных и второстепенных героев, снова разделяя нарратив на несколько сюжетных веток, грамотно вплетая интригу там, где ей самое место. По сути это то самое высокое фентези, где на поле брани не метают фаерболы и не применяют телекинез, а честно орудуют топорами и дубинами, меняя их на копья, луки и щиты, но при этом существует зло — самое необъяснимое и необъятное, пугающее разум, но уязвимое для острого твердого клинка или перед смелостью ответственных невысокликов.

Взять первую половину тома (а если быть точным 5 книгу), это снова история об осаде крепости, но теперь поданная с разных точек зрения. Присутствует взгляд изнутри, когда хоббит Пиппин, пребывая в город вместе с Гэндальфом, оказывается в эпицентре событий, знакомится с наместником Гондора Дэнетером и понимает примерную расстановку сил, осознавая чудовищную угрозу из Мордора, которая не заставляет себя долго ждать. А так же взгляд со стороны, когда Роханцы вместе с хоббитом Мерри спешат на выручку Гондору, преодолевая многие мили, оказываются на самой настоящей сечи, где лицом к лицу сталкиваются с превосходящим в несколько раз количеством армии врага, идя на смерть и заранее готовясь к поражению. Это настоящая бойня, где в мельчайших подробностях мы видим превозмогание страха смерти и невероятную смелость воинов Рохана, готовых пасть в битве за правое дело.

Отдельного внимания заслуживает персонаж Эовин, которая, являясь достопочтимой девой при короле Рохана Теодене, которой была уготована судьба далеко не воина, сама отправилась на войну под личиной солдата. Наверное, это один из немногих примеров здорового феминизма, где не выпячивается «ужасная» женская доля, а наоборот подчеркивается желание быть причастной к своему народу в роковой час, а слова подкрепляются делом. Конечно, в основе ее смелого и безрассудного поступка лежит неразделенная любовь к Арагорну, но профессор сознательно не стал развивать их отношения, ограничившись только несколькими диалогами и упоминаниями (в отличие от фильма, где у них было много совместного экранного времени, полного откровений). Так или иначе Эовин лицом к лицу сталкивается с королем назгулов, но в отличие от киноверсии (где момент про «а я не муж» обставлен просто шикарно), где ей с самого начала помогал Мерри и где она сражалась на равных, а то и лучше самого колдуна, в данном прочтении сама не справилась бы без скрытого удара могильного клинка рукой Мерри. Это победа их общая, а скорее даже самого Мерри.

Так же довольно ярким и одиозным, а так же скорее отрицательным персонажем является сам наместник Денетор, который поначалу кажется мудрым и всезнающим старцем, чуть ли не мудрее самого Гэндальца, но на деле оказывается круглым дураком, утратившим надежду и поддавшимся страху перед огромной силой зла. Это типичное поведение при отчаянии — эгоизм, доведенный до крайности, когда даже жизнь собственного сына, которая висела на волоске, утратила ценность для Денетора — вот настолько он был влюбенным в себя и в собственную власть, которую и не собирался отдавать настоящему королю. С одной стороны его развратил палантир (магическая сфера, открывающая недоступные знания), которым он постоянно пользовался, с другой — собственная гордыня, тщеславие и алчность. Как и в фильме, он пытается сжечь себя и сына Фарамира, когда параллельно за стенами города бушует битва, но Гэндальф рушит его планы, но не в силах спасти его от себя же самого.

Ну и конечно ключевая фигура книги — Арагорн, истинный король Гондора и Арнора, играющий основополагающую роль в становлении новой эпохи. Ведь нужно не просто победить зло, нужно сплотить народы, которые когда-то были единым государством. В фильме роль Арагорна сильно урезана, хотя и показана красиво и эпично, но в книге он — именно что лидер, который сплочает народы под одним знаменем. Ведь нужно не просто пойти к проклятым мертвецам и позвать их на бой, важнее с помощью них перехватить пиратские корабли, освободить пленных и завоевать доверие местных жителей. И тогда под его парусом поплывут тысячи добровольцев, которые примут бой на пеленорских полях, спасая оборону Гондора и остатки подкрепления Рохана. При всем при этом Арагорн относится к власти довольно педантично и осторожно, уповая на волю народа, который возможно его не примет, от того входит в спасённый город только для того, чтобы вылечить раненных товарищей, а затем возвращается к себе в палатку, которую разбил за стенами Минас Тирита. В целом своими действиями он не то что заслужил корону, а доказал свое на нее право (сугубо в логике фентези).

Книга кончается серьезным клиффхеггером, когда армия сил света, подойдя к воротам Мордора, начинает утопать в численном превосходстве противника, без всякой надежды на какую-либо толику отсрочки неизбежного, с одной лишь целью — оттянуть на себя внимание и дать Фродо возможность донести кольцо, куда нужно.

Последняя книга третьего тома (6 книга) самая неровная из всех. Тут будет и ранняя кульминация общего нарратива и затянувшийся финал, где всем раздают почести и все празднуют победу, долго — буквально несколько глав. А так же после всего этого следует новый сюжет, как будто бы лишний для окончившейся арки с кольцом и Сауроном. И только после настоящий грустный финал-прощание с главными героями саги.

Начало как и обычно продолжает арку Фродо и Сэма, и Сэм снова — главный герой, который спасает хозяина из лап орков, затем продолжая вдвоем путь до роковой горы. Путь долгий, трудный и муторный, состоящий из преодолений и превозмоганий. Как и в фильме, все происходит практически одинаково, и наконец, не без «помощи» Голлума, хоббиты достигают цели, спасаясь в последний момент.

Победа над Сауроном, если задуматься, тоже странная — тут нет последней битвы с главным злодеем, он не даёт о своих целях и действиях каких-то особых откровений, всё вообще происходит без его участия. Он — это безликое зло, сосредоточение отчаяния, безнадёжности и пороков, которым нельзя поддаваться. Но даже этого хоббиту Фродо не удается сделать в нужный момент, все решает случай. Весь риск, на который пошли остатки сил армии Арагорна, неоправданно высок, ведь победа, произошедшая не по их воле, более чем случайна. И как только эта случайность срабатывает, зло само прекращает существование, а вместе с ним и остальные бесчисленные орды противника обращаются в бегство. Портит ли это всё общее настроение и ощущение настоящей победы — возможно, но по крайней мере это нестандартный подход, пусть и идеалистический, фаталистический, который имеет место быть в подобном фентезийном сеттинге.

А далее начинается снова лирика, где долго празднуют победу, которая даёт возможность как следует полностью завершить арки некоторых персонажей: Эовин и Фарамира, которые нашли друг в друге утешение; Эомера, который стал новым конунгом Рохана; Леголаса и Гимли, которые обрели друг в друге настоящих неразлучных товарищей; даже Древень Фангорн появляется в нескольких сценах, чтобы попрощаться; а так же Арагорна и Арвен (которой по сути в сюжете вообще не было) — на троне теперь новый справедливый и мудрый король, который берет в жены некую эльфийку. В фильме, кстати, их отношения грамотно раскрыли более чем, а для Арвен выделили целую сюжетную арку, чтобы зритель вообще понимал, что это за персонаж, и почему он так важен для Арагорна. В книге этот момент довольно скуп и малопонятен, но и акценты этих персонажей расставлены иначе.

И после всего этого начинается новый мини-сюжет о разоренном Шире, куда после спасения мира главные герои в лице Фродо, Сэма, Мерри и Пиппина наконец возвращаются и видят мрачную картину разрушенной родной страны, которая должна быть цветущим, благоухающим и мирным краем, но куда проник еще один враг, о котором они, казалось бы, вообще забыли (в отличие от фильма, где данные события вообще не происходили возможно именно потому, что судьба Сарумана разрешилась еще раньше). Так или иначе, но хоббиты справляются сами: с помощью обретенных лидерских качеств и опыта ведения войны Мерри и Пиппин сплочают народ невысокликов, поднимая мятеж против захвативших Шир узурпаторов. Видна огромная разница и рост их персонажей как таковых, из беззаботных и трусливых подростков они превратились в настоящих матерых витязей, принимающих волевые решения и готовых нести за это ответственность.

Если рассуждать о сюжете освобождения Шира, как об отсылке к чему-то реальному, то на ум приходят представления о последствиях первой мировой (где сам профессор и участвовал), когда ослабленная Англия претерпела коренные изменения: распад британской колониальной империи, появление новых реформ и веяний, общественное недовольство и глубокое социально-экономическое расслоение. Если вспомнить, что писал Джек Лондон о положении рабочих в Англии в начале 20 века в своем эссе «Люди бездны» — о том, насколько глубока и широка бездна человеческой неблагоустроенности и нищеты, то можно представить себе, насколько первая мировая война усугубила это положение и наложила свой неизгладимый отпечаток. Люди хотели перемен, естественно недовольство могло выливаться в политические и социальные процессы, такие как: оформление лейбористкой партии из комитета рабочих, появление в прессе и популяризация социалистической пропаганды. Вот и получается, что сюжет о том, как недобитый Саруман устроил в Шире какое-то кривое подобие плановой экономики, а хоббиты при этом героически свергают его диктаторский режим — это протест против протеста общества, в котором пребывал автор, реакция самого Толкина (реакционная позиция), который был довольно политически правых взглядов и считал себя патриотом (естественно, ему претило всё общественно социалистическое) с мечтами о возрождении «правильной» монархии (хотя себя он в последующим считал больше анархистом), которому такие общественные перемены не нравились. Хотел бы я такую аллюзию на что-либо политическое в высоком фентези об эльфах, гномах и магических кольцах? — скорее нет. Да и сам этот мини-сюжет выглядит оторванным от общего нарратива, что завершился в книге намного раньше вместе с уничтожением злосчастного кольца. Благо, в кинотрилогии Питера Джексона этого нет, потому погружению в далекий мир Средиземья до самого конца ничего не мешает и не вырывает читателя на поверхность реальности.

В конечном итоге эпос заканчивается на довольно грустной ноте, всё же светлой, но с привкусом какой-то невыразимой грусти. Заканчиваются арки остальных персонажей: Гэндальфа — он выполнил свой долг и больше, как он считает, этому миру не нужен; Галадриэль и Элронда, которые так же считают себя лишними для этого мира, где возродилось господство людей; а так же Бильбо и Фродо, которые хотят уйти на покой, так как являлись хранителями кольца слишком долго. Все они отплывают в Аман (заокраинный запад, благословенный край), оставляя Сэма, Мерри и Пиппина на берегу. Сэм возвращается домой и понимает, что по-своему счастлив, так как обрел настоящую семью (жену и ребенка). Наверное, лучшего конца для такой эпичной саги и не придумать.

P.S. В концовке, кстати, дается небольшое уточнение, почему же Гэндальф, Элронд и Галадриэль покидают мир людей — три эльфийских кольца, которыми они владели и поддерживали красоту своих земель (Элронд в Ривенделе владел кольцом воздуха, Галадриэль в Лориэне владела кольцом воды, Гэндальф владел кольцом огня и помогал в принципе всем людям), утратили свои силы (так как главное кольцо уничтожено), а значит и сами они не хотят оставаться в этом мире без магических сил и подчиняться воле людей (эльфы вообще не любят энтропию, если так рассудить, а защититься от процессов природы теперь нечем). Всё это — всего лишь небольшая частичка лора, использующаяся автором лишь в самом конце — лора, который далеко выходит за рамки трилогии «Властелина колец» и завораживает своей логикой и историей.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великая победа Добра

***

Вот и заканчивается Великая трилогия «Властелин Колец». По праву Великая. Толкин не просто перевернул игру, не просто ворвался в неё. Он её создал. Высокое фэнтези. Эпическое фэнтези. Сильное фэнтези. Историчность мира, которую, к слову, в последнее время используют в своих трудах Мартин, Аберкромби и многие другие.

«Возвращение Короля» — книга ещё более сложная относительно двух прошлых. «Хранители Кольца» служили расстановкой фигур, частичным раскрытием персонажей, обрисовыванием мира. «Две твердыни» еще более полно раскрывают талант Профессора – усложнение в линии повествования (разделение сюжета на три составные части), вводятся несколько новых важных героев, расширяется география, чётче вырисовывается линия зла, которая многогранна – за плечом Саурона стоит Саруман. Наконец, «Возвращение Короля» ещё более сложен. Сюжетные линии дробятся – теперь Пипин и Мерри служат у разных государей, хоть и по одну сторону баррикад, Арагорн ведет своих друзей – Гимли и Леголаса – очень мрачным и жутким путём, а Фродо с Сэмом всё дальше углубляются во владения Тьмы. Читатель узнает Гондор, гуляет по улицам Минас-Тирита. Более того, Зло становится еще более выпуклым – хоббиты в прямом смысле слова находятся в сердце Зла. Одна из вишенок на торте – это соединение сюжетных линий воедино. Так сплести нити повествования – это гений. Не забывайте учитывать веяния в литературе того времени. Толкин и в этом создает правила игры.

Персонажи продолжают свое развитие. Пипин и Мерри, получив шанс проявить себя, пользуются ими на все сто. Даже Пипин, который не раз и не два получал крепкое словцо от Гендальфа. Арагорн превращается в Короля, это действительно становление героя. Дружба Гимли и Леголаса крепнет с каждым шагом. Удивляют даже такие второстепенные персонажи, как Эовин, Эомер, Фарамир и Дэнетор. Все они, получив самый минимум внимания, выглядят настоящими. Отдельного упоминания достойны Сэм и Фродо. Торбинс, всё сильнее прогибаясь под бременем, проявляет чудеса характера. Именно он осознает тяготы Кольца, это он заглядывает за завесу беспросветного мрака. Сэм… Кого как не Сэма нужно считать образцом друга? Он не свернул, хотя мог это сделать сотни раз. Сэм боялся, но делал. Сэм тосковал по дому, но шел ради дома в сердце Тьмы. Сэм из последних сил готов дойти до цели. Пожалуй, именно Гэмджи проявляет себя наиболее ярко в третьем томе «Властелина Колец».

Ещё один важный аспект качественного усложнения произведения – финал. Многим ли удаются финалы? Кто-то красив с художественной точки зрения (Аберкромби), кого-то ругают за провальные финалы (Кинга), кто-то в принципе неспособен написать финал (Мартин). Некоторые авторы идут по пути сенситивности, выбивая читателя на эмоции, будь то твисты и\или драматичные моменты. Толкин и здесь выделяется. Именно у Толкина финал получился многогранным. Здесь апогеем становится не только финальное сражение (что достаточно банально, не правда ли?). Здесь не просто идет описание того, что стало с главными героями (собственно, само возвращение Короля). Здесь возвращение главных героев к попытке жить былой жизнью. Все ли смогут вернуться? Легко ли провести вне дома год с небольшим, а потом оказаться в родном доме и смотреть на все вокруг старым взглядом? А ведь речь о хоббитах – добрых, степенных, домашних.

Заключение: «Возвращение Короля» — выдающийся финал трилогии. Очень сильный роман, многогранный, красивый, изящный. Читать роман интересно и впервые, и повторно. Постоянное желание вернуться в Средиземье никуда не уходит.

10 королей из 10. Шедевр Высокого фэнтези, браво!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпичная трилогия «Властелин Колец» позади, её последний том дочитан. После прочтения даже становится немного грустно, что такой светлый и добрый цикл позади.

Повествование делится по-прежнему на две сюжетные линии. В первой большая часть отряда Хранителя готовится к обороне королевства людей. Саруман повержен, но он лишь пешка в игре истинного Темного Властелина. Ценой неимоверных усилий Рохану удалось выстоять. Но теперь слуги Врага готовят нападение на славный Гондор. Человечество стягивает к месту битвы все возможные и невозможные силы. Король Теоден с большей частью войска рохаримов спешит в битву на Пеленнорских полях, но опаздывает. Битва уже в самом разгаре. Но может ли объединённая армия Гондора и Рохана сокрушить несметные полчища Тёмного Властелина? Во главе злобных ратей стоит сам Король-Призрак – предводитель назгулов – а под его знаменами не только орки, но и люди. Битва вышла поистине эпичной, а её переломный момент многих удивит. Ведь порой сражения выигрывают не стальные мышцы и знаменитые мечи, а храбрые сердца, в каком бы теле они не находились. Мы видим, как в сражениях меняются персонажи. Особенно это заметно у Мэрри и Пиппина: маленькие миролюбивые хоббиты проявляют чудеса героизма в самых жестоких сражениях. Стоит, однако, заметить, что битва прописана довольно широкими мазками, и мне никак не удавалось влиться в неё и прочувствовать. Появляется здесь и любовная линия, но она довольно вялая и неправдоподобная – особой химии в ней нет. Зато поистине интересно наблюдать за Леголасом и Гимли – вот уж точно колоритный дуэт. В конце наши герои во главе светлого воинства отправляются в самоубийственный поход за освобождение Средиземья от Зла.

Во второй сюжетной линии мы видим приключения Фродо и Сэма в Мордоре – стране вечного мрака. Их повсюду окружают враги, а силы тают на глазах. События здесь довольно интересны: то Сэм освобождает Фродо из плена, проявляя недюжинный героизм, то хоббиты маршируют в строю с орками, нацепив орочью броню. Скучать особо некогда. Герои заметно меняются: Фродо всё больше сдаёт – Кольцо выжигает из него душу, Сэм же, напротив, всё решительнее движется к цели. На примере маленького садовника мы видим истинный героизм, отвагу и самопожертвование ради дружбы и великой миссии. Появление Горлума в самый ответственный момент было неожиданным, но необходимым – становится, наконец, ясно для чего судьба свела его с Фродо. Но вот миссия выполнена, Зло повержено, и наши герои уже не надеются выжить… И спасение снова приходит с неба!

Приятным бонусом для меня стало приключение хоббитов по возвращению в Шир. Что для героев, заматеревших в битвах с орками и назгулами, какие-то бандиты. Они наведут порядок у себя дома и раскроют главную интригу – кто же такой Аспид.

А вот концовка вышла грустная: Фродо, Бильбо и Гэндальф отправляются с эльфами на Заокраинный Запад и, по сути, увозят с собой большую часть волшебства Средиземья. Начинается новая эпоха – Эпоха Людей.

Локаций перед нами ещё меньше, чем во втором романе, что лично меня огорчает. Ведь Средиземье так велико и прекрасно – хочется узнать о нём побольше.

Прочитав всю трилогию, я осознал почему её причисляют к классике литературы и нередко называют родоначальником жанра фэнтези. Несмотря на некоторые огрехи, цикл имеет свой неповторимый шарм и атмосферу, а правильного смысла в нём заложено огромное количество. Ещё многие поколения книги Толкина будут актуальны и популярны во всем мире.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меняются эпохи — рушатся старые королевства, на их обломках возникают новые, приспешники Зла зажигают пламя очередной глобальной войны, а их оппоненты вынуждены сражаться за традиционный порядок. Всё течет, всё меняется, но общие моменты на разных витках истории остаются неизменными — борьба света и тьмы не прекратится до конца времен, и только уверенность в том, что Король в очередной раз вернется и займет свое законное место, как это бывало не раз, помогает его подданным жить, сражаться и умирать с улыбкой триумфаторов на устах. В самом названии заключительного тома эпопеи звучит эта надежда, ведь всем нам хочется верить, что у красивой легенды всегда хороший конец, а сказка хоть и ложь, но в ней всегда есть правда жизни. Неслучайно Средиземье заставляет вспомнить реалии ХХ века, именно это подспудное сходство и стало одним из слагаемых популярности книги среди разных читателей. Однако всему свое время, для начала вспомним, где мы расстались с героями в предыдущем томе романа.

Пути товарищей по Братству кольца продолжают расходиться. В компании с Митрандиром Пиппин отправляется в гондорскую цитадель Минас Тирит — главный оплот обороны Запада на пути наступающих орд Саурона. Мерри остается в свите короля Теодена, ведущего полки рохирримских всадников на помощь Гондору. Арагорн же в компании с Леголасом и Гимли решает пройти Тропами мёртвых, чтобы попробовать заручиться поддержкой страшных и могущественных союзников. В то же время Фродо и Сэм, перейдя границу Мордора, продолжают своё путешествие к пылающему жерлу Ородруина, в Роковой щели которого можно попытаться расплавить кольцо и нарушить все замыслы Врага. Всё так же их по пятам преследует Горлум, не теряющий надежды завладеть кольцом. Каждый шаг двух верных друзей становится тем тяжелее, чем ближе финальная точка путешествия. Мы видим, что борьба разворачивается не только на полях сражений, но и в душах людей, сопротивляющихся соблазнам и лживым обещаниям Тьмы.

Так же как и его предшественники третий том делится на две части — пятую и шестую, и по аналогии с «Двумя твердынями» пятая часть получилась наиболее зрелищной и событийной — приключения, эпичные битвы, верность и предательство, горькие утраты и нежданные радости. Здесь много информации по истории Гондора, автор раскрывает отношения этого государства с соседями, приводит легенды и «реальные» факты. В этом плане заключительная шестая часть выглядит не столь ярко поначалу — постоянный путь вперед по бесплодным равнинам и зловещим горам. Опасные встречи ожидают героев, но не так уж часто эти эпизоды заставляют поволноваться. На первый план выходит внутренняя борьба героев, перед читателем разворачивается поединок воли кольца и его носителя. В каком-то смысле финальный отрезок путешествия Фродо, особенно переход через Горгоратскую равнину и последующий подъем к вершине вызывают аналогиии с крестным путём Спасителя по Via Dolorosa и восхождением на Голгофу (есть даже определенное созвучие в слове Горгорат). Фродо и Сэм готовы безропотно пожертвовать собой ради общего блага, им не важно примет ли мир их жертву, оценят ли их подвиг.

Интересно, что завершение основного квеста занимает только первую половину заключительной шестой части эпопеи. Я привык, что за финалом неизбежно следуют титры, неважно «жили они долго и счастливо» или же «а в конце все погибнут». Для Толкина важно было показать, что путешествие имеет направление не только «туда», но и «обратно». Поначалу можно подумать, что автор просто затянул концовку, но это не так — для подобного эпика пространный финал жизненно необходим — читателю безумно интересно знать не только справились ли герои со своей миссией или нет, но и получить информацию о дальнейшей судьбе всех персонажей, иначе останется чувство неудовлетворенности. Практически все сюжетные линии, в т.ч. второстепенные автор довёл до конца. Даже события в Брыле со времени отбытия хоббитов со слов хозяина таверны «Гарцующий пони» автор изложил в тексте. Ну разве что история энтов, многие годы ищущих своих жён, оставила вопросы — найдут ли они их, есть ли будущее у этой расы...

При этом концовку нельзя назвать простым эпилогом, где автор подчищает концы и выдает читателю остатки требуемой информации — ведь в конце есть ещё целая сюжетная линия под условным названием «Беспорядки в Шире». Автор спешит нам напомнить, что Зло еще не повержено окончательно, а для того, чтобы закрыть последний том летописи необходимо показать, что возвращения Короля должно произойти не только на глобальном, но также и местечковом уровне. Просто и образно Толкин рисует картину «всеобщей уравниловки» на практике. За пеленой громких красивых слов как всегда скрывается стремление одних жить за счет других, в моменты социальной нестабильности у власти часто оказываются самые никчемные представители общества — жадные, лживые и жестокие «приблуды», способные затуманить мозг даже самых здравомыслящих членов социума. Автор воссоздает модель национальной революции в миниатюре, но от этого борьба не становится менее героической и почетной, возвышенной и драматичной.

Круг завершен, в финале мы приближаемся к той точке откуда начинали, само произведение намеренно закольцовывается, но это не значит, что мир остался прежним и герои не меняются — внутренние перемены Фродо и Сэма довольно существенны. Псевдореальность искусственной власти Кольца противопоставляется самодостаточности Земного круга. Злые помыслы базируются на лжи, иллюзии и фальши, находясь в извечном антагонизме с прямыми путями добра, светом истины. Даже несмотря на весь сказочный антураж автор заставляет нас где-то в глубине души верить, что перед нами описание одного из эпизодов мифического прошлого Земли с которого началась эра человечества. Толкину удалось раскрыть внутренний мир своих героев, яркими мазками высветить вечные философские темы и объяснить их читателю простым понятным языком. Погружаясь в мир Средиземья, ты словно теряешь связь с реальностью, но на деле начинаешь чувствовать её острее, ведь «Властелин колец» не столько про сказку, сколько про нашу жизнь.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Век вывихнул сустав, и в этот год к вам прислан я был вправить вывих тот».

Гондор времен великой Войны за Кольцо... очень напоминает нашу с вами страну. Времен совсем не великой, мерзкой, грязной перестройки. Власть прогнила насквозь (нет, я не хочу ничего плохого сказать о Денеторе. Напротив, мне его жалко — был когда-то честный, благородный человек, и превратился... «не пойми в кого». Не он в этом виноват, а — простите за банальность — система. Нам, правда, не показали эту систему в действии; но, думаю, не сильно ошибусь, если скажу — давно уже так повелось в роду гондорских наместников: снисходительно-наплевательски относиться к преданиям, что «Король вернется». И Денетор вовсе не первый градоправитель, который цепко держал свой скипетр, не желая отдавать...)

Потом, в приложениях к роману, Толкин попытается мотивировать его действия по-другому: он, вроде бы, изначально знал, кто есть скиталец Торонгил, и банально ему завидовал. На это можно ответить, как любят говорить у нас в Харькове: «Так-то воно так, та тiльки трiшечки не так!» Если вам нужен не Денетор, а «злобный фрик» на троне Гондора — он есть в фильме (кстати: одна из самых вопиющих неудач Джексона, «несс-па»?) В книге — другое, там именно «падение достойного».

С другой стороны, даже в Минас-Тирите не все утратили свое врожденное благородство. К примеру, Фарамир (помните, Еськов иронизировал: «часто ли попадались в человеческой истории властители, которые так вот, за здорово живешь, отдавали свой престол какому-то хрену с бугра... виноват: дунадану с Севера?» Но у Еськова своя правда, а у Толкина — своя: он показал, что после раздоров и склок всегда наступает мир).

Эовин в «Возвращении короля» чем-то похожа на Брюнхильду из скандинавского эпоса. Тут тебе и боевое ранение, после которого — очарованный сон... и — человек *с ружьем* извините, со Сломанным Мечом, который ее от этого сна пробудил. И «неполучившаяся» любовь (а еще можно вспомнить пушкинскую Татьяну, которая тоже, помнится, в итоге оказалась выше своих же собственных чувств к Евгению. Вы скажете — бред? вздор?.. А я вот уверен, что Толкин «Евгения Онегина» читал ;))

Правда, если уж до конца проводить аналогию с Брюнхильдой... там не было хеппи-энда. А тут — есть. С другой стороны, не будем забывать, что радостная развязка ВСЕМ ггероям дорого стоила. Земля спасена — но какой ценой (ведь больше не будет эльфов. А с ними уходит то неуловимое, что называется «душа»).

Счастливая, казалось бы, безоблачная любовь короля и королевы Гондора — на самом деле с заметным привкусом горечи: она теряет отца и братьев, Арагорн же... «Идеальный владыка»? Возможно (такое бывает, хотя и редко); но вот что ждет Гондор потом... Мерзость не навсегда отступила — если помните, в черновиках Профессора были наброски о возвращении Темных, с которыми придется разбираться уже сыну Элессара. А после него, наверно, и другим королям: борьба эта бесконечна, как сама жизнь.

Так что книга, действительно, довольно-таки мрачная (несмотря на подвиг маленького хоббита, избавившего всё Средиземье).

То другое дело, что фильм ЕЩЕ мрачнее, ЕЩЕ депрессивнее... и, как я уже сказал, это большая ошибка Джексона.

пс Невнимательные «критики» часто спрашивают: если Саурон знал, что Фродо идет в Мордор — почему было не окружить Гору тройным кольцом охраны? И в самом деле, «почему»... *laughing smile* Да потому, что (сейчас я скажу совершенно крамольную вещь, приготовьтесь упасть со стула)... никто на самом деле НЕ ЗНАЛ, способен ли огонь вулкана расплавить Перстень. Гэндальф во 2-й главе 1-го тома говорит, что даже Анкалагон Черный, «дракон из драконов», своим пламенем не способен был это сделать. И Ородруин — это вовсе не «последняя надежда». Это очень, о-очень слабый, призрачный шанс: один к тысяче (нет, даже меньше).

«Мудрость заключается в том, чтобы признать необходимость, когда взвешены все другие пути. Хотя тем, кто лелеет лживую надежду, эта мудрость может показаться безумием. Так пусть же безумие будет нашим плащом, завесой перед глазами врага!»

Правда... на месте Толкина я бы «помариновал» читателей как следует, прежде чем разрубить все запутанные сюжетные «узлы». Кольцо упало — а что дальше? Первые несколько минут — ничего, удручающее молчание, над Мордором нависает глухая тишь... И только потом — ДА: «башни рухнули и горы обвалились, стены распались, огромные столбы дыма и пара ...изгибались, как гребень колоссальной волны, этот гребень вскипел и пал на равнину...» Короче, то ли Профессор подустал к тому моменту, как писал финал книги, то ли... просто не задумывался об этом. А может — берёг своих любимых героев. (Как-то мне не верится, что он не умел нагнетать саспенс).

Впрочем, всех остальных достоинств книги это не отменяет. Оценка... Оценка, я думаю, понятна 8-)

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тьма все сильнее, и вот уже ее больше не удерживают мордорские стены и она выплескивается на Средиземье, затапливая беспросветностью и безнадежностью свободные земли. Рассвета больше не будет. Наступил великий Мрак.

Так начинается последняя часть трилогии: с прихода Тьмы, лишающей последней надежды. Что могут слабые смертные противопоставить такой великой Мощи? Только свою преданность, мужество и решимость не сойти с выбранного пути, не предать друзей, принести какую угодно жертву ради победы над Злом.

Если «Две твердыни» была книгой Выбора, то это — книга испытания, подвига и жертвы. Выбор был сделан в предыдущем романе, но легко давать клятвы, когда враг далеко и сидит за высокими стенами Мордора. И так трудно их выполнять, когда у порога родного дома стоят бесчисленные орды врагов, когда единственное, что еще можно сделать — отдать собственную жизнь ради призрачной победы, которой еще может и не быть! Как тут не сомневаться в своей силе духа и воле!

И опять героям надо делать нелегкий выбор, прислушиваясь – нет, не к голосу разума, который кричит: «Беги! Спасайся!» — к душе и совести, питающим верой в справедливость выбранного пути гаснущее мужество. Из этого источника рождаются подвиги Йовин, Мерри, Пиппина и еще сотен и сотен безымянных защитников свободы.

Трагично? Да! Но мне бы хотелось сказать не об этом, а о тех контрастах, на которых построен роман. Бешеный ритм Пеленнорской битвы, где один потрясающий по накалу эпизод сменяет другой, и следом — тайный, скрытый от глаз поход Фродо и Сэма. Подвиг публичный и подвиг незаметный, но не становящийся от этого менее значимым.

И еще немного о выборе. О самом главном эпизоде трилогии. Нет, не о Пеленнорской битве, не решениях вождей и королей, о которых потом напишут в летописях, а о том, что было скрыто и о чем будут знать только двое последних Хранителей. О том, что происходило в недрах Роковой Горы.

Все, что происходило до этого, было лишь подготовкой к решающему моменту. Каждый из героев, названных и безымянных, совершал поступки и делал выбор, который ложился на ту или иную чашу весов Света и Тьмы. И вот Фродо стоит над пропастью с кольцом, и Весы застыли в равновесии в ожидании его последнего выбора! И что же мы слышим? Кольцо мое! И чаша тьмы резко идет вниз. На миг все становится бессмысленным — все жертвы и страдания тысяч героев оказываются перечеркнуты одной фразой! И все спасает один единственный выбор Милосердия, совершенный много лет назад одним маленьким хоббитом. «Жалость? Да. Жалость, именно она остановила Бильбо. И еще Милосердие...Многие из живущих заслуживают смерти, а многие из умерших — жизни. Ты можешь вернуть ее им? То-то же. Тогда не спеши осуждать и на смерть. Никому, даже мудрейшим из Мудрых, не дано видеть все хитросплетения судьбы». Вот так. Такая простая и вечная формула, определяющая разницу между Светом и Тьмой. Не убийство тирана, не выигранное сражение... Милосердие. Просто, ясно, гениально.

И последнее, за что я люблю эту книгу. За честно сказанную правду: правильный выбор люди делают не потому, что их ждет награда — богатство, слава, почести/хотя и это бывает, как в жизни Великого Короля Арагорна/. Нет, скорее все будет наоборот: никогда не оставит горечь потерь и боль душевных ран, и даже родной дом покажется чужим и далеким. Такой выбор делают потому, что он — честный и правильный и единственная награда за него- знание, что долг исполнен и совесть чиста.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение, можно сказать эпохальное, но как же странно расставлены акценты в повествование, например, описано в подробностях как герои страдают от жажды, где и как набирают фляжки с водой и как из них пьют итп, подробное описание на целые страницы, а следом ключевая сцена с сражением Фродо за кольцо на роковой горе, описанная одним предложением, Горлум оступился. И такое встречается довольно часто, ключевые события одним абзацем, второстепенные целыми страницами. Это конечно слегка портит впечатление от, в целом, хорошей истории.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман эпопеи — самый трагический, самый светлый. Конец саги, завершение эпохи эльфов в Средиземье, начало чего-то нового, смутного, и не обязательно доброго... ведь эта эпоха самой противоречивой расы Арды.

История «Войны за Кольцо» (ибо Саурон пошёл на Минас-Тирит единственно затем, чтобы добыть Сокровище Своей Сокровенной Мощи) развивается, и переходит в свою кульминацию именно здесь, на полях боя Гондора и Глухоманья. Герои едут в Минас-Тирит, чтобы сохранить этот мощный волнорез на пути Мордора. Должен взойти на престол Государь — тот, кто сможет объединить людей перед лицом зла.

В первой половине романа действие всё так же быстро и динамично развивается. Чёрное воинство идёт штурмовать крепи Минас-Тирита, которым управляет полубезумный наместник Дэнетор. Городу явно суждено пасть — но на помощь приходят Белый Всадиник и... Впрочем, иные читатели и так прекрасно знают, о чём там идёт речь. А речь идёт о простых и естественных вещах — героизме, отваге, чести, воле. Именно эти качества, а не магические силы помогли Арагорну овладеть Палантиром. Именно эти качества помогли Мериадоку и Эовин победить короля-колдуна. И только отвага и воля заставили Арагорна двинуть своё войско к неприступному Мораннону... Эта часть полна и грусти, и радости. Да, это победа, вернулся Государь... Но какой ценой? Тяжкое впечатление производит безумие Дэнетора, который пытался узнать тайные замыслы Врага, и в результате длительной борьбы был им сломлен. Гибель Теодена также одна из самых трагических страниц романа. Мастерство Толкиена позволило нам увидеть висящую над миром Тьму, смущающую даже самые сильные умы.

Вторая часть — остаток пути Фродо и Сэма к Ородруину. Здесь уже главная роль отводится не хранителю Кольца, а его спутнику, без которого Фродо никогда бы не смог дойти до Горы. Только он защищал его и оберегал на пути — и то для того, чтобы Кольцо под конец сломило волю и самого хранителя. Только Судьба и Провидение привело к Негасимым Горнилам Горлума, и Кольцо было уничтожено.

В общем то всё, что было написано выше — просто описание. А сказать я хочу совершенно о другом. В фэндомской среде считается, что «Властелин колец» оканчивается традиционным хеппи-эндом. А давайте разбираться. Лично мне кажется, что «Возвращение государя» — наоборот, книга в чём-то трагичная, она исполнена какой-то светлой горечи по ушедшему и несбывшемуся.

На чело Арагорна возложили корону Гондора. Но залог ли это 2светлого будущего»? Арагорн говорит Гэндальфу, а скорее самому себе: «Но ведь я скоро умру. Я всего лишь смертный... Что тогда случится с Гондором и со всеми теми, для кого станет столицей Минас-Тирит?» Он прекрасно понимает, что его империя не вечна, и в будущем её всё равно ждёт гибель, рано или поздно, ибо зло из мира никуда не исчезло.

Тревожный звоночек — разорённая Хоббитания. Саурон, его Кольцо и назгулы — это теперь достояние прошлого, легенда. А сломленная и изуродованная земля родины хоббитов — настоящее, простое человеческое зло, которое теперь возьмёт верх в мире. Толкиен очень подозрительно относился к прогрессу — и с ненавистью он описывает грязные рабочие бараки и полумеханические мельницы, уродующие Хоббитанию. Конечно, Тьма отступила... но как надолго?

И наконец — судьба Фродо, Хранителя Кольца. Это счастливый конец? Вспомните — он на краткий миг побыл Властителем Кольца, он столько раз сталкивался с гибельной Тьмой, что стал чужд этому миру. Никогда он уже не будет счастлив среди своих сородичей, его душа, как и тело, изранены, и никогда эти рубцы не заживут. Единственный выход — уплыть в Валинор, быть может, там найдётся противоядие от недуга. Фродо говорит Сэму: «Я завещаю тебе свою несбывшуюся жизнь...» Хороший конец? Вам судить.

Последний корабль с Высшими эльфами, остатком Нолдор, отплывает из Серой Гавани, и мир затилает серая пелена дождя. Вот здесь — именно здесь — виден рубеж между эпохами. Что-то ушло из мира, и становится невыносимо грустно, потому что он никогда не будет таким, как прежде...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В фильме этот момент подан отвратительно.

Эпос закончен, настала совсе иная эпоха. Поэтому Толкиен не стал писать продолжение — ведь это значило разрушить то, что он создавал на протяжении почти всей жизни. Его право. Возможно, поэтому «Властелин колец» живёт в наших сердцах — за щемящую тоску в груди по уходящему прошлому, за трепетное ожидание будущего, освещённого робкой надеждой?... «Остановись мгновенье, ты прекрасно...»

«Властелин колец» снова прочитан, не первый раз, а чувства всё те же. Всё таки эта книга, вероятно для людей особого склада ума, которые воспринимают каие-то тонкие фибры, некий мощный духовный смысловой пласт, волей или неволей заложенный Толкиеном в роман. В любом случае, это бессмертная классика, которая переживёт века.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ну, вот я и дома»

Гэндальф вместе с Пипином прибывает в столицу Гондора, неся весть о штурме Минас Тирита. Арагорн решает найти забытую армию призраков-клятвопреступников, чтобы напомнить им о своем долге и привлечь к войне с Сауроном. Теоден в составе войска Рохана выступает на помощь Гондору. Сэм и Фродо продвигаются по землям Мордора, направляясь к Ородруину.

Третья и заключительная часть трилогии «Властелин колец». Мы наконец-то получим ответы на все вопросы, все сюжетные линии будут закончены, и что самое важное, нас в отличие от прочих книг посвященным путешествиям ждет обратная дорога. Автор не забыл, что если есть дорога «туда», то должна быть дорога «обратно».

Я честно не знаю, что еще сказать по поводу этой книги в частности и по всему циклу в целом. Все что можно уже было сказать сказано до меня. Более полувека существует это замечательное произведение. Больше 10 лет писал его Толкин. Сколько себя он вложил в свое произведение даже представить трудно. Но люди читали, читают и будут читать трилогию «Властелин колец».

Оценка: 8
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное завершение трилогии! Очень понравилось) Здорово, что немного отличается по сюжету с фильмом. P.S. Жаль, что нет четвертой части...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитав «Возвращение Короля» я пожалел лишь об одном: почему цикл состоит из трех книг, а не из десяти? Как жаль, что Мастер не счел возможным размахнуться на эпопею размеров «Колеса Времени». Сколько счастья он подарил бы поклонникам!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепное, грандиозное завершение великой трилогии.

Первая часть, как и в «Двух твердынях», описывает саму Войну Кольца, только уже не с Саруманом, а с самим Сауроном. Огромная, продолжающаяся в течение нескольких глав, история обороны Минас-Тирита действительно захватывает дух и вызывает незабываемые эмоции, особенно мне понравился момент, когда появляются корабли с чёрными флагами, силы Тьмы ликуют, но в этот момент открываются знамёна с Белым Древом, и Арагорн, вернувшийся Государь, ведёт свои войска в бой.

Во второй части Сэм и Фродо наконец завершают длительный поход и выполняют миссию Отряда. Их страдания, всё, что героям пришлось претерпеть, описано так живо, что чувствуешь себя там, с ними, через иссохшие пустыни Мордора пробирающимся к жерлу Ородруина. А затем — чудесное спасение и долгий рассказ о том, как же завершилась история о Кольце. Особенно меня задела последняя глава — всё же жалко, что Фродо уплыл вместе с эльфами в Море, ушёл из Средиземья вместе с Третьей Эпохой.

В те дни, когда я читал книгу, реальность и мир Средиземья действительно поменялись для меня местами — я жил «Возвращением Короля» и урывал свободную минутку, чтобы узнать, что же будет дальше. Ни одна книга раньше так на меня не действовала.

Конечно же, десять баллов.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая трагичная часть эпопеи, самый высокий накал событий. Битва, в которой надо либо победить, либо умереть. Военный поход без надежды на победу, просто чтобы помочь герою, сведений о котором давно нет и который, может быть, уже погиб. Возвращение в родной дом и новый бой вместо отдыха. Понимание, что прежней жизни уже не будет.

Герои принесли в жертву будущему свое прошлое и настоящее, но никто из них не жалеет. Все они сделали бы это еще раз.

Отличное завершение отличного цикла

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга для детей лет 16, не больше. Мир проработан на ура и много других плюсов, но черт возьми, это же чистой воды сказка) Хорошие парни такие хорошие, что аж зубы сводит, ну а плохие, конечно очень плохие)

Больше всего меня убивает обнаружение фанатами каких-то тайных смыслов и морали в произведении))))

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько слов о романе. В моем личном рейтинге, эта часть занимает второе место среди всех трех частей. Первое место — конечно великолепной первой части. Ну а этой второе. Самая эпичная, динамичная, масштабная часть из всей трилогии

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх