FantLab ru

Роджер Желязны «Джек-из-Тени»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Голосов:
2444
Моя оценка:
-

подробнее

Джек-из-Тени

Jack of Shadows

Другие названия: Валет из Страны Теней; Джек из теней; Джек - Повелитель Теней; Сумеречный Джек

Роман, год (год написания: 1969); цикл «Джек»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 156
Аннотация:

Джек-из-тени — неуловимый вор, слышащий своё имя каждый раз, когда оно произносится в тени, один из людей тьмы, у которых нет души, но которые могут прожить несколько жизней.

Джек-из-Тени прибывает на Адские игры, чтобы украсть главный приз — Пламень Ада, но его подстерегает неудача, слуги его заклятого врага — Повелителя Нетопырей — узнали его, и в итоге Джек потерял свою голову...

Что было дальше, читайте...

Входит в:

— цикл «Джек»


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1972 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Повелитель Теней
1990 г.
Джек-из-Тени
1991 г.
Берега смерти
1992 г.
Бог света
1992 г.
Избранные произведения. Том 2
1992 г.
Порождения света и тьмы
1992 г.
Романы и рассказы
1992 г.
Творец сновидений
1992 г.
Умереть в Италбаре
1992 г.
Бог Света
1993 г.
Кровавый сад
1993 г.
Остров мертвых
1993 г.
Сумеречный Джек
1994 г.
Миры Роджера Желязны. Том 5
1995 г.
Порождения Света и Тьмы
1999 г.
Джек-из-Тени
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 3. Волшебная страна
2003 г.
Дилвиш Проклятый
2003 г.
Остров мертвых
2004 г.
Порождения Света и Тьмы
2007 г.
Дилвиш Проклятый
2009 г.

Аудиокниги:

Джек-из-Тени
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Jack of Shadows
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  36  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2013 г.

Увы. Уже не в первый раз читаю вещь, которая многим нравится, причем по довольно разным причинам, и отчаянно пытаюсь понять, как люди увидели здесь «изящество, бесподобный стиль, литературные изыски, проработанный мир» и как бы мне тоже все это увидеть. Потому, что хочется — автор известный, герой нестандартный и даже интересный, так хочется, шорт побери!, сказать «Вот отличная вещь!» А на выходе вместо потрясения или хотя бы тихого удовольствия остается сильно растянутый во времени и пространстве пшик.

Возможно — это будет редкое, но встречающееся в природе явление — перевод лучше оригинала? Потому, что я давненько не читала настолько тягомотной, нудной, вымученной писанины, морализаторской и скучной. Бесконечные диалоги, где очередные непобедимые властелины долго и со вкусом рассказывают, как они разделаются с героем. Потом очень предсказуемо герой разделывается с ними — причем как правило, без особых хлопот, что сразу вызывает острое раздражение: и к чему было столько разглагольствовать на тему «евоной непобедимости», если потом — одним махом побивахом и даже не вспотел? Я вот сейчас ловлю себя на желании писать об этой книге преувеличенно-ернически, настолько она утомила этой своей парадоксальностью: феноменальным тягучим многословием при относительно небольших размерах. Такое не часто встретишь. :)

Про язык и стиль — чем меньше, тем лучше. Пафосно, высокопарно, тяжеловесно и описательно. Бревнами катящиеся каденции типа «прежде, чем он полностью разделся, ему уже принесли новый меч.... прежде, чем он опустился в ванну, чистые одежды были разложены перед ним на скамье... прежде, чем он закончил омовение, рядом накрыли стол с яствами... прежде чем...» Прежде, чем я сойду с ума от подобной стилистики, кто-нибудь — пристрелите меня каким-нибудь рассказом о роботах Азимова, пожалуйста LOL

Эмоции тоже хорошо описываются : «Желваки напряглись в углах челюстей Джека» — это Джек в ярости, ежели читатель еще не понял по ситуации. (Я очень надеюсь, что переводчик это передал как-то более симпатично — но в оригинале именно так.) Богато, ничего не скажешь.

В финале душа Джека воссоединилась с ним, а душа читателя «рыдая, побрела по болотам» )) (В моем конкретном случае, читательница судорожно потянулась за дозой Хайнлайна).

Все это, безусловно, чистейшее неразбавленное имхо, но... скажем так, любителям Хайнлайна, Азимова и прочих не склонных к мистике и языковому мудехару логиков я бы, наверное, посоветовала воздержаться.

Оценка: 6
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2013 г.

Забыв немного о настоящем и будущем фэнтези, отрываясь иногда от современных баталий и соплей современного фэнтези разве не хочется вернутся в старые добрые времена, где миров правили иные законы фэнтези. «Джек-из-тени» прекрасный образчик старого, еще не заезженного фэнтези от одного из мировых титанов фантастики — Роджера Желязны.

История Джека, эта история мести, история столкновения личностей и эпох и смыслов. Джек бьется не с героями, нее повергает всех, он скорее боец с изнанкой всего своего мира, сражается за неизведанное и бьется за него, хоть и не везде он прав. Главной темой романа Желязны стало столкновение светлой стороны и теневой, все это он пускает через душу Джека бросая его лицом на испытания и невзгоды, сражения и беды. Вся его история весьма аллегорична и не похожа на стандартное фэнтези хоть и чувствуются от него нотки олдскула, доброй старой школы любителей сказочности. Главный плюс в истории там как она подана, все это очень напоминает мотивы темного фэнтези, причем заунывного и философского, с нотками морали.

Желязны не пишет бестолковых историй, он радеет больше к смысловым притчевым мотивам и смыслам. Вот и «Джек-из-тени» темная и грустная лошадка мрачного склона фэнтези. Стиль как всегда бесподобен, метафоричен и аллегоричен, очень много литературных изысков и виртуозно встроены декорации путешествий Джека, множество приятных находок и сюжетных поворотов, от такого чтения и не хочется отрываться, погружаясь в интересный мир героя.

Профессиональная работа сделанная от сердца и сдобренная автором, как сверкающие элементы звезд, своей философской грустью. Стоит перечитать, насладииться приключениями Джека и его мыслями.

Желязны в очередной раз на высоте, и справляется с задачей на ура. Мои искренние благодарности мастеру, и спасибо за труд к которому я бессомнено еще захочу вернуться в его сказочный мир полный магии, жизни, любви и страсти. Не стоит забывать кто мы и к чему стремимся и что важнее всего, вот чему меня научила история Джека, который из Тени.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 мая 2011 г.

Начав роман, я был просто поражен созданным миром. Миры Желязны и до того отличались своей самобытностью и проработанностью, взять тот же Амбер и Хаос (хоть этот цикл многие и не любят) или мир Князя Света. Автор меня и привлекает в первую очередь своей способностью создавать новые необычные, порой парадоксальные миры.

Первое впечатления о мире (первые главы) — это нечто, напоминающее ад, но только не тот, который со сковородками, муками и котлами с кипящей смолой для грешников, а ад населенный демонами и другими сущностями. Более всего мир Джека мне напомнил мир Хаоса из Хроник Амбера — те же Лорды, обличенные могуществом, силой и волшебством... Но, как оказалось, на этом мир не заканчивается — есть еще и Светлая сторона. Планета по сути поделена на две части — на одной царит день, на другой — ночь. Дневная сторона занимается наукой, а ночная — магией. При этом миры практически не пересекаются.

Причем читателя знакомят только с темной стороной, и эта сторона заслуживает того, чтобы ей посвятить книгу. Мир живет по своим законам, его обитатели практически бессмертны. Их, конечно же, можно убить, но при этом через определенное время они снова возрождаются в Навозных ямах Глива /довольно оригинальный вариант реинкарнации — возрождаться в грязи, окруженном зловонием — тут есть и своеобразный юмор и в какой-то мере философские размышления/. При этом большая часть могущественных лордов Темной стороны привязаны к определенным локациям, где их сила максимальна.

Главный же герой — Джек из тени — вор, черпающий свою силу из теней (собственно откуда и получил такое имя). Поэтому и получается у Джека колесить по всей Темной стороне, осуществляя то тут то там тайное изъятие вещей у законных (или не совсем законных) владельцев, то есть по сути дела воровством. Причем по ходу повествования выясняется, что Джек практически у всех, что-нибудь, да украл, в большинстве случаев, просто так (видать форму поддерживает).

Одним словом, как уже говорилось, Мир у Желязны удался, за это можно ставить твердую пятерку. Но вот с остальным — получилось не так уж хорошо. Произведение по сути можно разделить на две части — до того, как Джек попал на Светлую сторону и после. Если первую часть читать очень интересно, то вторая — имхо полностью провальная. Во-первых, неясно как Джек туда попал и почему до него это никто не предпринимал, как он, житель Темной стороны, мог жить и уж тем более выдавать себя за жителя Светлой (одно отсутствие загара должно было вызвать вопросы), во-вторых, резко меняются характеры героев: сам Джек предстает своего рода злодеем, а его враги чуть ли не доброжелателями, В-третьих, резко падает темп повествования. У меня вообще создалось стойкое ощущение, будто роман начинал Роджер Желязны, а вторую часть дописывал уже совсем другой человек по скупым наброскам и черновикам Роджера. Разница просто разящая.

Одним словом после прочтения остались двоякие воспоминание — от радостного предвкушения очередных приключений после первой части, до занудного замучивания текста после второй.

Немного порадовал открытый финал романа, хотя некоторые элементы и были предсказуемы.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2007 г.

Необычайно затягивающая, атмосферная книга. Игра тьмы и света. Магия и технология, такие близкие, и столь далёкие. «Верю!» — прокричал в моей голове Станиславский уже на второй странице. Хоть герои прописаны не полностью и с недомолвками, образ их возникает безо всяких проблем. Циничные, жестокие, стеной встающие на защиту себя и своих хрупких владений. Джек, главный герой романа, на деле оказывается самым ужасным из них. Вор и убийца, несчастная душа, обрёкшая свой мир на вечные страдания.

Мы, счастливчики, которым удалось заглянуть в этот мир лишь через замочную скважину, должны быть благодарны и этому. Капля тёмной стороны, полкапли сумерек, и совсем ничего с солнечной стороны. Жаль, конечно.

Грандиозный финал этой истории, лично для меня, является одним из сильнейших впечатлений за долгую «читательскую карьеру». Совет неознакомлённым со скитаниями Джека: ни за какие мешки денег не заглядывайте в последнюю главу, если же вам захотят рассказать, затыкайте уши, а ещё лучше бегите, иначе, ничего не получится.

P.S. …и долго ещё я мучился вопросом, успел ли Утренняя Звезда, а?

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2016 г.

Люблю эту книгу! И пусть от пафоса вяжет рот. Мир в «набросках» — что с того?! Диалоги высокопарные, главный герой непобедим, а сюжет предсказуем: читаю отзывы, соглашаюсь, соглашаюсь, соглашаюсь в сотый раз, и понимаю, что можно было написать лучше... Да не смог бы никто, кроме Желязны. А роман — на одном пьедестале с «Князем света» — венчает творчество этого американца с корнями из Ирландии и Польши, которым я зачитывался всё детство, чертовски воодушевлялся от битв, дуэлей, но есть же у Роджера кое-что покруче, правда? Этакая холодная красота фэнтезийного мироздания, и герои, которые похожи, очень похожи на людей, но слишком холодны под стать своему миру, слишком «статичны» (кто не читал Желязны, истолкует превратно, но что поделаешь), и оттого больше напоминают БОГОВ, и читаешь книги Мэтра, как настоящий рукотворный эпос!

Взгляните же, в этой книге — весь Желязны! Джек — явно родственник Корвину — родившейся на границе Света и Тьмы, родившейся, а не ставший вором. У Джека часто случаются неприятности с другими Лордами, а он из тех, кто ничего не прощает. Один раз месть заводит Джека так далеко, что он решает украсть само мироустройство — разрушить существующий порядок вещей, в котором вечная и недвижимая черта рассвета разделяет землю Магов и страну людей, полагающихся на технологии. Одни защищают себя от жара Солнца гигантскими солнечными батареями, другие с помощью магии выковали щит, задерживающий Холод, что идёт снаружи. А на пороге света сидит наполовину обращённый в камень сфинкс по имени Утренняя Звезда. Цена свободы для него — увидеть утренний рассвет.

Сначала кажется, что Джек из числа «богов» просто по желанию писателя, как Корвин, Сэм, или Кай Крапивник, но здесь всё не так. Каждый раз, теряя жизнь, обладающий Даром просыпается в новом обличии с камнем в руке. А в этом камне — Душа. И стоит с ней соединиться, как теряешь бессмертие. Джек узнаёт об этом. Как же он поступит?

Я понимаю тех, кому не по душе книга. Но настоящие любители Желязны от романа, от его холодной красоты, бело-чёрного изящества рассказанной истории должны придти в восторг.

Бум-бум-бум. Гигантские фигуры бежали чинить сломанный механизм, но было слишком поздно. Рождался новый мир. Возможно, наш.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2012 г.

Эта история будет о двух половинках Единого целого. О Свете, под обжигающими лучами которого живут те, кто не верит в Искусство словом и жестом творить новое и чудесное, в то, что получило более таинственное и страшное название «Колдовство». О Тьме, где возможно только то, что сотворено Искусством, и где настоящим Колдовством кажется Наука и Машины, созданные с ее помощью. А еще эта история будет о Создании Тени, где Свет перемешан с Тьмой, в котором намешаны благородство и мстительность, стремление к справедливости и патологическая лживость. О Джеке, черпающем свою силу из Тени и решившем раз и навсегда изменить Мир, не очень-то заботясь о том, что об том думают другие.

Наверное, такое начало для отзыва об этой истории будет самое подходящее. Есть в ней нечто от эпических легенд — изначальная глобальность расколотого на две части Мира, вечное ожидание Рассветов и Закатов. И если воспринимать книгу именно так, то можно не обращать внимание на условность в описаниях героев и Мира, искусственные диалоги и неровность повествования, когда за поэтичными и романтичными эпизодами следуют сухие описания или краткие упоминания о целых огромных периодах из жизни Джека.

Я люблю Желязны, но в большой части не за его фэнтезийные истории, а за «Возвращение палача», «Фурий» и проект «Рукомо» — книги умные, неоднозначные и заставляющие задумываться. И поэтому эта история, пока ее читала, мне не нравилась, хотя все в ней вроде бы было на месте: мрачный Мир Тьмы и обожженный Мир Света, смесь волшебства, пророчеств и науки, противоречивый герой и его сомнительные деяния. Не нравилась своей простотой, предсказуемостью и условностью.

Но все изменила концовка — момент, когда Джек принимает свою Душу, и сухое содержание наполняется чувствами: сожалением об утраченной любви, годах, потраченных на месть, вины за разрушения и смерти, восторгом от красок наступающего Рассвета. И чудесный момент обретения свободы Утренней Звездой, для которого, наконец, закончилось долгое ожидание Восхода Солнца, расправившего крылья и спешащего на помощь... Успеет ли? Нет? И такой финал все искупает.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2010 г.

Роджер Желязны бесспорно великий мастер по созданию масштабных и неординарных миров. Одно расстраивает, что за редким исключением (в частности «Хроники Амбера»), это всего лишь набросок, в лучшем случае рисунок карандашом, в котором выделен небольшой кусочек, а всё остальное грандиозное полотно остаётся бесхозным фоном.

Так и в случае с «Джеком-из-Тени». Вначале перед читателем создаётся мир с непохожим ни на что укладом жизни, сплавом магии и науки, жизни и смерти. Затем, чтобы показать, как меняется внутренний мир человека его цели и задачи, всё скидывается и берётся только одно желание и один «мутный» (в смысле спорный и натянутый) поступок главного героя.

Грандиозные перспективы развития и понимания философии сплава невозможного на примере созданного мира, возможные перипетии и поступки, задачи и решения остаются невысказанным. Из-за чего, после прочтения последней страницы, роман мельчает до небольшого рассказа.

P.S. оставшееся послевкусие – одноместная палатка на железобетонном фундаменте.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2010 г.

Роджер Желязны на самом деле мастер описывать такие вот сюрреалистично-небанальные фэнтези-миры. Иногда, правда, у него получается совсем мутно, а иногда, как в случае с Джеком, необычно и очень хорошо. Мир, представленный здесь, крайне интересен: он состоит из обыденного и магического, из света и тени, из волшебства и механики… По этому миру бродят крайне интересные герои (причем книгу вполне можно трактовать как dark fantasy, ибо ни одного положительного героя в ней нет, разве что кроме души Джека, та эпизодичной Ведуньи) и творятся по-настоящему эпические события, вплоть до полного переделывания мира. И все это на жалких 120 страницах.

Я не знаю, кому продал душу Желязны за свой талант, но уж когда у него получается, то оторваться просто невозможно. Шикарный полет фантазии, динамизм, насыщенность событиями, богатый образный язык, одно плохо – уж больно короткая книга, слишком быстро заканчивается.

В общем, отличная фантастика старой школы.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2009 г.

Эта повесть, на сегодняшний день, — самое большое мое разочарование из всего прочитанного у Желязны.

Великолепное начало: стремительность разворачивающихся событий; мир, разделенный на две стороны — магическую и техническую; ГГ искусный вор, вызывающий симпатию с первых страниц, разные топографические «вкусности». Все это дарило надежду на яркое авантюрно-приключенческое фэнтези.

Но, увы... После побега Джека из камня Повелителя Нетопырей появляется чувство, что читаешь не полноценное литературное произведение, и даже не черновик, а скорее некую литературную «раскадровку» — какие сюжетные ходы должны быть дальше.

И от этого становится вдвойне обидней. Ведь в книге невооруженным глазом видно такое количество хороший идей, потенциальных ветвей развития сюжета и всяких прочих фэнтезийных «фишек», что даже мог бы получиться цикл, не уступающий знаменитому Амберу. А то и вовсе шедевр «дарк фэнтези». Ведь вторая пoловина повести посвящена тому как Джек увлекшись жаждой мести и могуществом превращается из обаятельного вора в настоящее чудовище. Но, что хотите со мной делайте, невозможно достойно раскрыть такую глубокую тему за половину 120 страничной повести.

Увы, как говорится, история не знает сослагательного наклонения.

Моя оценка 6, но из уважения к Желязны добавил еще 1 балл.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2009 г.

Чуть ли не лучшее произведение Желязны. Волшебное, увлекательное, доброе. Лично у меня возникла стойкая ассоциация со сказками Оскара Уальда. Многие тут в своих отзывах жалуются на то, что «мир полностью не раскрыт», «можно было растянуть»... не то ищете, господа, и не там. Все и без того великолепно.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2009 г.

Шедевром книгу не назовешь, пожалуй. Собственно из-за отсутсвия серьёзной мотивации героя.

Он скорее влеком некой манией, чем рассудком и благородными побуждениями. ГГ, в общем-то, циник, и мне это нравится.

Песонажи сочные и необычные, как и устройство мира.

В общем, книга неоднозначная и интересная, оставляющая впечталение недосказанности, но не той, от которой злишься на автора за халтуру.:wink:

«Джек» немного странный, непривычный, полуэкзотический коктейль, в котором некоторые ингредиенты в чистом виде кажутся малоаппетитными или несочетаемыми, но вкупе очень недурно выходит.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 декабря 2017 г.

Шедевр, безоговорочный шедевр мастера... А если еще вспомнить что первый раз я прочел это в 10 лет, то можно представить какой шок тогда это было для меня. Необычный мир, стильное зло, очень нестандартные Лорды зла и мегахаризматичный герой. Да, злой. Да, эгоистичный. Да, жестокий. Да, завораживающий. Тогда антигерои еще не были распространены, и это было очень вкусно. Плюс автор красиво сплетает и магию Тьмы и науку Света, и сталкивает восприятие природы жителями и той и той стороны. А то что Джек рискнул и применил законы одной стороны чтоб контролировать другую — это идея, которая идеально вписалась в героя, который способен и жаждет меняться, но при этом готов принести в жертву своим желаниям всех и вся.

Отдельной строкой идет тема души, которой Джек как-бы лишен, но потом идут попытки навязать ее ему, но последнии строки книги завораживают, когда понимаешь что мир тронулся с места, что Джек лишился почти всего и его единственный шанс

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
летящий к нему на помощь освобожденный ангел, единственный на самом деле друг, но успеет ли он
это уже каждый додумывает сам.

Читать обязательно. Была бы оценка 11 — поставил бы

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2013 г.

«Джек из тени» читался на одном дыхании и с большим увлечением. Во-первых, мне нравился герой, далекий от общепризнанных стандартов поведения. Сама книга написана очень динамично, нет растянутых и надуманных моментов, хочется переворачивать страницу за страницей. Во-вторых сам мир, в котором странствует герой, выглядит очень живым. Конечно, не уверен, что сейчас у меня было бы то же восприятие, ибо книга прочитана довольно давно, но тогда она однозначно оставила положительное впечатление. Также помню ощущение, что повествование словно оборвано на самом интересном месте, когда перелистываешь последнюю страницу. Оттенок легкого разочарования из-за этого тянется, словно послевкусие после хорошего коньяка. Ощущение незаконченности вызвало столь сильную досаду некогда, что я долго и нудно искал продолжение, но так и не нашел.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2013 г.

Как выразился один из авторов предыдущих отзывов, о пресловутых нравственных принципах удобно вспоминать за чашечкой чая в персиковом саду. Надеюсь, в следующей жизни он сможет потолковать об этом за чашечкой чая с реинкарнациями Януша Корчака и Махатмы Ганди...

А мы все же подумаем о пресловутых нравственных принципах. То есть, о том, чего напрочь лишен Джек-из-Тени. Каюсь, в подростковом возрасте я восхищался этим великолепным трикстером, этим мастером хитроумных комбинаций. И не обращал внимания на то, что по сути своей он лишен свойств и аморален яко тигр. Он не принадлежит Свету, он не принадлежит Тьме. Джек — лишенная души субстанция, способная только лишь вредить и пакостить, отпускать шуточки и обманывать. Джек — из — Тени и сам только тень настоящих людей, сделанных из плоти и крови, а не сплетенных из сумрака и предрассветного тумана...

Возможно, вам покажется, что Джек все таки совершил нечто великое, что он раз и навсегда изменил мир, сделав его из разделенного единым. А мне кажется, что он просто баловался, играл чужими судьбами и под конец игры сломал игрушку, которая надоела...

Тут еще дело и в определенной точке зрения, под которой Желязны заставляет нас смотреть на измышленные им миры. Что уж таить, не умел он изображать простых, обычных таких людей так, как это получалось у него с полубогами и фантасмогорическими химерами. Вот и Джек радует глаз на фоне персон, кои воистину достойны обретаться в Навозных Ямах Глива...

При категорическом несогласии с содержанием данного романа, нельзя не поставить ему высокую оценку. За блестящее исполнение, за удивительные видения, за ловкие трюки. Да, да, и за Джека, будь он неладен...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2007 г.

Цена бессмертия – отсутствие души. Душа же есть способность изменяться.

Объективно, это один из лучших романов Желязны. Но, субъективно, мне не понравился созданный им мир. Наверное, дело в контрасте двух полушарий – оба по отдельности интересны, прежде всего Ночная сторона, и Сумерки с их Утренней Звездой, но как единое целое они не воспринимаются. Если теневая сторона похожа на сон, а сумерки – на пробуждение, когда уже становится видна реальность яви, то отношение людей Дня к противоположному полушарию ломает эту иллюзию. Мне кажется, Желязны чуть-чуть не хватило для создания цельного образа, а может я просто придираюсь, но десятку поставить не могу.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх