FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» одно»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Голосов:
1080
Моя оценка:
-

подробнее

Слово для «леса» и «мира» одно

The Word for World Is Forest

Другие названия: Слово для «мира» и «леса» одно

Повесть, год; цикл «Хайнский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 115
Аннотация:

В повести «Слово для леса и мира одно» на основе снов, т. е. при помощи умения «читать» бессознательные образы, делаются выводы о самых главных поступках. Здесь огромную роль играют именно люди, способные понимать сны — «сновидцы». И это понятно — бессознательное замечает то, что не заметило сознание…

Входит в:

— антологию «The Hugo Winners, Volume 3», 1977 г.

— антологию «Again, Dangerous Visions», 1972 г.

— сборник «Hainish Novels & Stories, Volume Two», 2017 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1973 // Повесть

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Повесть

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2003 // Переводной роман (повесть; США, 1972)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (14)

Планета изгнания
1980 г.
Ожерелье планет Эйкумены. Том 1
1992 г.
Планета изгнания. Слово для «леса» и «мира» одно
1992 г.
Слово для «леса» и «мира» одно. Мир Роканнона. Безмернее и медленней империй. Планета изгнания
1992 г.
Хейнский цикл
1992 г.
Двенадцать румбов ветра
1998 г.
Левая рука Тьмы
1999 г.
Ожерелье планет Экумены
2001 г.
Роканнон
2008 г.
Хайнский цикл
2009 г.
Обширней и медлительней империй
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Word for World Is Forest
1972 г.
(английский)
Again, Dangerous Visions, Book 1
1977 г.
(английский)
Hainish Novels & Stories, Volume Two
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2013 г.

Хорошо это или плохо, когда думающую часть какого-либо народа терзает совесть за грехи, совершенные предками? Вот, скажем, американцам достаточно взглянуть на карту своей страны, испещренную именами давно вымерших или переселенных куда-нибудь в Оклахому племен, их вождей, их слов для леса и мира...

И это при том, что конфликт между носителями технократического взгляда на мир и каким угодно первобытным сообществом предопределен. И исход его неизбежен и очевиден. Об этом писал в свое время отец Урсулы Ле Гуин Альфред Кребер в замечательной книге о калифорнийском индейце по имени Иши, последнем человеке каменного века в тех краях. И Кребера мучили те же угрызения совести, которые заставляют снимать фильмы «Танцы с волками» и «Похороните мое сердце в Вундед-Ни». И даже коммерческое кино в глянцевой обертке подсовывает нам «Аватара», который то ли сам призывает сочувствовать тем, кто жил в гармонии с природой, то ли это наследство очевидного едва ли не плагиата по отношению к шедевру Костнера...

И вот разница между краснокожими и атшиянами в том, что сии вымышленные создания позволяют хотя бы мечтать, что где-то там и когда-то там, брутальные и нехорошие люди, являющиеся адептами ружей, микробов и златого тельца, будут посрамлены некими аборигенами, которые хороши еще и тем, что их внуки никогда не поселятся в трущобах на окраинах наших мегаполисов и не развеют руссоистский сон о добром и справедливом первобытном человеке...

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июня 2012 г.

Поразителен талант Ле Гуин с легкостью творить новые миры. Иному писателю требуются годы, тысячи страниц текста, несколько томов, чтобы один единственный придуманный мир обрел свою историю, мифологию, философию, чтобы читатель поверил в реальность происходящего. Для Ле Гуин — каждая книга Хайнского цикла — новая планета, новое, этнографически выверенное общество, живое и достоверное.

На планете Атши, покрытой лесами, существует уникальное человеческое общество, нашедшее гармонию со всем живым, полностью отказавшееся от насилия в отношениях людей, открывшее путь духовного развития через управление снами и подсознанием, когда жизнь протекает сразу в двух слоях реальности — «Яви мира» и «Яви сна». Но плата за стабильность и мир оказалась велика: почти полный отказ от изменений и развития технологий. Только единицы из атшиян способны к изменению: представить в своих «снах» новую идею, предмет, пронести это знание по шаткому мостику воображения и воплотить в материальном мире. И такие люди становятся Богами, создателями.

Жизнь атшиян протекает спокойно и равномерно, пока на планете не появляются колонисты-земляне, пришедшие в поисках наживы. Им нет дела для сложного и хрупкого равновесия планеты и гармонии жизни атшиян, которые для землян — лишь рабочий скот. Пришельцы приносят новые знания — о насилии, убийствах, войнах, наполняя «сны» атшиян ужасом и кошмарами. Пока не появится сновидец Селвер, чтобы пронести новые знания по дороге реальности, стать карающим Богом для землян.

Повесть оставляет тягостное ощущение полного неприятия происходящего: разве люди могут быть столь плохи, что среди всех колонистов нашелся лишь один, который пришел не грабить и убивать, а понимать? Но ведь и атшияне тоже люди, имеющие в повести те же корни, что и земляне, и они тоже оказались способны на убийство и войну. Может, повесть о том, что мы что-то забыли, потеряли, сосредоточившись на технологии и материальном обогащении, почти/но не все и не полностью/, отказавшись от духовного развития и постижения себя? Ведь, недаром, проходит через всю повесть мысль: путь открыт, надо только захотеть, отказаться от насилия, как от привычного способа решения всех проблем, и попытаться найти гармонию между реальностью и нашим внутренним миром, тем, что делает нас Людьми и объединяет в единое Человечество.

И снова общая для всего цикла идея — о единстве всего живого, о том, что же мы ищем в окружающем мире и собираемся искать во Вселенной — материальных благ или чего-то другого, неуловимого, как сон, знания, чувства или идеи, которые поднимут нас на новый уровень развития. И так хочется верить, что этот Путь по-прежнему открыт.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2013 г.

Одно из тех произведений, которых я читал очень давно, даже раньше «Волшебника...». Я тогда не так интересовался философской фантастикой, в детстве, но даже в то время было ясно, что «Имя...» — это немного иное, не такое, как раньше. Как и всё из «Хайнского цикла», роман не самый простой, с двумя толкованиями, с двумя смыслами.

1972 год, Вьетнамская кампания с позором проваливается, военные кусают локти. Под впечатлением от этих событий Урсула Ле Гуин пишет своё «Имя «лес» есть «мир». Земные колонисты осваивают территорию планеты, на которой живёт очередной подвид людей — атшияне, весьма своеобразные гуманоиды. Согласно старым законам колониальной политика (по крайней мере, на Западе), чужеродное общество во время освоения территории либо ассимилируется, либо уничтожается. Естественно, похожая ситуация возникла и на этой планете — поселенцы в одн момент зашли слишком далеко...

Ле Гуин здесь создала ещё одну культуру, первобытное по нашим представлениям общество, статичное, живущее в полном балансе с окружающей средой. Атшияне обитают в двух плоскостях мира — один — реальный, другой — «мир снов», природа которого так и остаётся неведомой. Эдакие индейцы — загадочные, непонятные землянам, и, следовательно — не несущие человеческой породы в себе. Они заочно приговорены к уничтожению. Судя по тексту Ле Гуин, люди нисколько не изменили своей породы с началом космической экспансии — самовлюблённые, эгоистичные, жестокие звери, сметающие всё на своём пути. Капитан Дэвидсон — идеальное воплощение человеческого Зверя, того, что атшиянин Селвер назвал «Богом». Он отважный воин, но за эту отвагу он расплачивается невероятной кровожадностью. Да, Ле Гуин весьма скептически относится к человеческому роду — настолько они отвратительны и злы... И обречены на поражение — ведь невозможно победить Природу, с которой слиты атшияне.

Однако атшияне победили не одной только природой — для этого они научились убивать. Спокойное общество инопланетян было взбудоражено появлением землян, и в ответ на их жестокость научилось убивать. Таким образом, пусть даже и отстояв себя и свой мир, они заразились первой болезнью «цивилизации» — убийством себе подобных.

«Вряд ли мы будем такими как прежде...» (С).

Эти пророческие слова Селвера звучат печально. Общество утратило статичность, и каким теперь путём пойдут инопланетяне — неизвестно. Самое печальное — если они станут людьми...

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2012 г.

Очень противоречивые чувства вызывает во мне эта повесть. По большому счету я солидарна с Ле Гуин. Если бы я оказалась сторонним наблюдателем, я, безусловно, не приняла бы сторону землян лишь на том основании, что они – земляне. Если говорить о фантастике вообще, я не люблю кочующих из романа в роман сородичей с менталитетом кроманьонца, которые не просто самосохраняются/видосохраняются, как тупые крокодилы, но еще и предполагают, что самосохранение — это высокая духовная ценность.

Но меня слегка коробит отношение Ле Гуин к будущему и к перспективам людей в этой ее повести. Все-таки, чтобы выйти за пределы естественной среды обитания, нельзя быть просто десантником с квадратной челюстью или летчиком-налетчиком, для которых мерило всего — собственная культура. Человеку, если он захочет это сделать, придется модифицировать себя, много узнать, возможно, размыть ощущение собственной видовой принадлежности и вообще вторгнуться в ту часть собственного «я», которая сейчас нас держит на привязи у животного царства. Но Урсула катапультирует нас в космос такими, какие мы есть сегодня – хищными животными, лишенными эмпатии, разрушающими то, к чему прикоснемся, или просто равнодушными, но, опять-таки, по сути ни капли не изменившимися – и при этом почему-то преуспевающими в экспансии (космическая экспансия, по-моему, для сохранения вида совершенно не нужна. В дальний космос может гнать лишь любопытство). Я понимаю, что она не футуролог, что для нее эти ситуации, возможно, просто сцена для аллегорического рассказа о настоящем, но не могу ничего с собой поделать – в детстве слишком много смотрела на звезды. Мне кажется, что если человек туда попадет, он будет намного сложнее, во всяком случае, не станет ездить в космос за дровами.

Так что за литературу – 9, но ни за что не поверю, что человечество за пределами Земли – такое сборище примитивных существ или мерзавцев, за редким исключением.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2010 г.

Совершенно бесспорный шедевр, великолепная притча. Из тех произведений, которые отвечают на вопрос «зачем вообще нужна фантастика» — потому что в других жанрах этого не добиться.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2013 г.

Очередной «антропологический» роман (для повести текст слишком уж насыщен смыслами) известной писательницы, весьма актуальный на момент издания (1972 год), в коем она не только вовсю мочит ненавистную американскую военщину, предпочитающую разговаривать с «желтомазыми» (термин из романа) языком насилия, но и моделирует стандартную ситуацию Контакта разных культур на Земле. Изображённые ею миролюбивые атшияне мало похожи на индейцев Северной Америки, в массе своей бывших довольно воинственными, но вполне похожи на представителей некоторых других диких племён, в своё время столкнувшихся с цивилизацией в лице её вооружённых до зубов посланников. Как известно из истории, эти племена действительно имели небольшой выбор: или «принять» цивилизацию, или умереть. Зная это прекрасно, Ле Гуин ставит мысленный эксперимент и вводит в ситуацию Контакта новый фактор – те самые «сновидения», под коими, думаю, подразумеваются психотехники продвинутого уровня. Цивилизация атшиян не технологическая и не «экологическая», как может показаться на первый взгляд, она — психотехническая. И поэтому она побеждает в битве с землянами.

Собственно, именно этот разворот в земной культуре 1960-х – прежде всего в американской – от технологии к психологии, ко всему, что «внутри» человека, а не «снаружи», привёл в конечном итоге к тому, что мы не долетели не то что до Юпитера с Сатурном, а и до Марса не долетели за 55 лет космической эры, — да что там, про Луну забыли. Месседж того разворота был прост: ребята, давайте жить дружно, хватит бряцать оружием, а также мечтать о других мирах, поглядим внутрь себя!.. там ТАКИЕ бездны!

Однако, как может показаться, конец в романе крайне неправдоподобен: ни при каком развитии событий НЕтехнологическая цивилизация не может одолеть технологическую… что подтверждается всей историей Контактов на нашей многострадальной планете. Полудикие вьетнамцы смогли отбиться от американцев (что вроде бы прямо предсказано Ле Гуин в романе) вовсе не с помощью загадочных психотехник, а с помощью другой технологической державы. Хотя на это можно посмотреть и с другой стороны: массовые психотехники (частью которых, безусловно, является данный роман) были применены внутри США, и технология проиграла психологии, — американцы ушли из Вьетнама… После чего «тупые» американские вояки осознали всю их мощь и поставили себе на службу – ведь все войны США последнего времени – это именно психовойны (последний отрезок Холодной войны года примерно с 1979, Война в Заливе-1991, Югославия-1999, Афганистан-2001, Ирак-2003, «война» с международным терроризмом), в которых главное – не железо, а мозги, причём не мозги солдат и генералов, а мозги тех, с кем воюют и против кого применяют психотехники. И если довести такой подход до логического конца, то получается, что «психотехники» в мире победили «технологов» именно потому, что технологии в обычном их понимании достигли своих пределов – далее без психики никак, — уж войну-то точно без неё не выиграть. И, следовательно, Ле Гуин была права! – мозги-всё, железки-ничто! Безоружный продвинутый психотехник побьёт любого, даже супернавороченного, чудо-солдата. И таки вьетнамцы совершенно правильно сделали, послушавшись совета умной женщины и применив психотехники (они же – «сновидения») против непобедимого, как казалось, но абсолютно не готового к их применению противника.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2009 г.

Эта повесть позволяет взглянуть на человечество со стороны. Увидеть его и ужаснуться. Самовлюбленность, властолюбие, высокомерие... И все это подкреплено супер-современными технологиями. На противоположной стороне — маленький народец, больше всего ценящий мирную спокойную жизнь и девственность природы, с которой они живут в полном согласии. Туземцы и колонизаторы — столкновение двух культур. Сколько раз в истории Земли происходили такие столкновения? У туземцев, как правило, есть выбор: подчиниться и ассимилироваться (т.е., фактически, умереть как этнос) или умереть физически. Подобная история повторяется и на далекой планете. Только, вот финал, не похож на земной. Человечеству, которое так ничему и не научилось, первый раз дали по зубам. Заслуженно.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2014 г.

Гениальная книга. Мне показалось, это о том, что главное — внутренний, духовный мир. Гармония. Внешние обстоятельства можно изменить — руины снова зарастут лесом, и раны заживут; но ничто не восстановит мир в душе. «Что есть, то есть уже навеки», и «нельзя взять то, что существует в мире, и отнести его назад в сновидение с помощью стен и притворства». История великой войны за спасение мира Атши, первой войны — и потеря мира народа. Торжество победы над злом через познание зла... печальная книга.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2015 г.

Любопытное произведение «колониального « жанра. Космическая колонизация... И здесь как встарь: «конкистадоры» ни перед чем не останавливаются, полное пренебрежение интересами и даже жизнью местных аборигенов, которых земляне пренебрежительно называют зверушками, и потому заставляют их работать на себя, содержат в загонах, словно рабочий скот, насилуют местных женщин... Словом, Белый человек» — хозяин всему живому, он — почти что Бог. ... Довольно -таки мрачно.

И это разнузданное поведение со временем сыграло злую шутку с колонистами. «Зверушки» научились у землян самому страшному, чего они никогда не умели, не могли по складу своей ментальности, своей «инаковости», которая так резко отличала их от землян: они научились убивать. «Хорошие» учителя были земные колонисты. И «зверушки» оказались толковыми учениками — земляне-таки пожали свой кровавый урожай.

Каким будет дальнейший контакт двух рас и будет ли он?..

Конечно, в книге много спорных моментов, вызывающих неприятие и даже отторжение, но ведь это — один из вариантов далекого будущего, которое может быть. А может — и не быть. Многое зависит от нас, землян, от того в какую сторону мы будем совершенствоваться. Хотя, судя по сегодняшним реалиям, Ле Гуин, возможно и права — человек мало меняется в лучшую сторону. К сожалению...

Очень философское произведение, впрочем, как и многое у Ле Гуин.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2008 г.

Очень понравился стиль повествования в произведении. Создается такой эффект, что часть глав написана автором, мысленно находящимся на стороне лесного племени, а другая часть — автором, поддерживающим окупантов.

Можно встретить много интересных идей в произведении. Например, местные аборигены называют свою планету, мир в котором они живут, тем же словом, что обозначает «лес». (Отсюда и название собственно). Этим автор проводит аналогию с человечеством, многие народы которого свою планету называют тем же словом что обозначает землю. Думается, что колонизаторы, вырубая лес на планете, поступают так, равносильно как если бы у людей начали отбирать землю, уничтожая самое ценное для них.

Идея, заключающаяся в том, что жители этой далекой планеты живут как бы в двух мирах: «мир снов» и «мир яви», причем важность обоих миров равнозначна, тоже весьма интересна. Хотя наверное «мир снов» для них это скорее не просто сон, а что-то вроде медитации или состояния сомати у тибетских лам. Поэтому аборигены и относились с недоумением к людям, которые так и не научились управлять своим сном.

В общем, есть множество интересных моментов. Однозначно, надо читать тем кому нравится космическая фантастика, да и Sci-Fi вообще!

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 февраля 2008 г.

По-своему роман очень хорош.

Затрагивает множество вопросов и мне кажется будет довольно актуален в будущем. Как поведут себя земные колонизаторы? Как много такта и уважения они проявят по отношению к другим формам жизни?

Возможно посылая на планету первопроходцев стоит с большим вниманием относиться не столько к профессионализму и здоровью людей, но и к психологической подготовленности. К их моральному облику. Ведь солдафоны вроде Дэвидсона способны наворотить столько дел, что и за сто лет не расхлебаешь. «Цивилизованное» человечество насаждает в чужом мире рабство и творит насилие, высшие офицеры смотрят на это с преступным снисхождением, а лучшие из людей практически ничего не могут сделать.

Чтобы наладить контакт нужно побольше таких людей как Любов. И поменьше Дэвидсонов. А лучше — ни одного.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2013 г.

«Слово для леса и мира одно» — редкая книга, где достаточно чётко показано, как некое событие (в контексте книги — появление колонизаторов, их бесчинства, личная катастрофа одного из главных героев, потерявшего жену и родное поселение) порождает волну в коллективном бессознательном, причём первоначальным генератором волны МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВСЕГО ОДИН ЧЕЛОВЕК (подобно тому как в получившей «накачку» активной среде лазера единственный квант способен породить «лавину» излучения), как эта волна охватывает большую массу людей и как «потенциальная» энергия этой волны превращается в «кинетическую» — обрушиваясь на источник коллективной боли.

Я бы назвал эту книгу «История одной священной войны».

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 сентября 2012 г.

Человечество давно загадило свою родную планету и принимается за освоение очередного открытого им девственного мира! Принимается со свойственными ему любознательностью и жаждой бурной деятельности, энергией и нахрапистостью, туповатым упорством и глупостью, жестокостью, эгоизмом, равнодушием и многим другим. Оказалось, что остановить человека можно только ценой крови — и его собственной и аборигенов, которые теперь знают, что такое убийство!

Замечательный роман, который вызывает бурю эмоций и несет важнейшие морально-этические посылы, характеризуя человечество во всей его тёмной «красе».

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2016 г.

О том, откуда и чего позаимствовал идейно и сюжетно Кэмерон для своего «Аватара», сказано очень много. Версий действительно множество. Мой знакомый недавно даже рассказал мне о заимствованиях из вселенной «Варкрафт», но по мне именно известная повесть Урсулы Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» одно» — самая что ни на есть основа для этого нашумевшего фильма. С примесью «Планеты обезьян», правда, но в остальном сходство абсолютное.

А что? И там, и тут — девственный зеленый мир, куда нагрянули плохие земляне, вырубают там и деревья, и аборигенов. Для Земли это — необходимость, ибо людям нужны ресурсы, которые есть на данной планете. Только миролюбивым местным жителям постепенно это надоедает, и, под предводительством Мессии, который связан и со своим народом, и с чужаками, людишек прогоняют. Так что да, сходство практически полное. Только вот произведение создательницы Хайнского цикла гораздо глубже.

Во-первых, созданный Ле Гуин народ вышел очень, очень оригинальным и непохожим на людей, хотя и родственен ему в плане происхождения. Таинственное и полумистическое мировоззрение атшиан, их взгляд на мир, Сон и Реальность — просто великолепно. Нечеловеческая логика почти-людей у автора удалась на славу. Один из лучших примеров построения иной цивилизации в научной фантастике в принципе, я считаю. Одновременно не совсем удачно вышло с людьми в этом плане. Нет, характеры главных героев, Любова и полковника, вышли на добротном уровне. Позиция каждого ясна и даже близка примерно в равной степени. Двойное повествование, вводимое Ле Гуин (даже тройное), позволяет увидеть все точки зрения на ситуацию, и какой-то одной не отдается преимущества у автора. В этом плане все отлично. Не понравилось построение колонизационной политики Земли. Нет, ну серьезно, посылать за три девять световых лет одних гетеросексуальных мужчин без женщин по близости очень «гениальная идея». Да, в итоге их все равно прислали, но не для всех, это раз, а во-вторых это сделали через несколько лет. А мужикам что было в это время делать? Понятно, что и гнев проявлялся, и местное население страдало. А какое бы оно мирное не было, можно было бы учесть земным координаторам колонии, что насилие с одной стороны породит подобное и с другой. То бишь, будут проблемы, которые колонисты возможно и не смогут решить. А они за световые годы от родной планеты. Без помощи. В кэмероновском «Аватаре» и то все выглядит гораздо более разумным — там колонисты не сплошь мужики, а местное население мирными способами стараются цивилизировать как-то, приобщать к себе, искать способы взаимодействия без насилия. Да, в итоге это не вышло, но попытки были! А в повести это разумным не выглядит.

Во всех остальных деталях данная работа Ле Гуин на высоте. Интересная иная цивилизация, с чужой логикой, но представленной таким путем, что она становится очень даже понятна человеку. Психологические аспекты, характеры героев, концепция богов — все понравилось и впечатлило. Конечно же, обязательно к прочтению.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2012 г.

Пожалуй это самое «темное» изо всех произведений Ле Гуин. Здесь показано столкновение цивилизаций фатально не воспринимающих не не понимающих друг друга. Ну а неспособность понять то, что чувствуют другие, к сопереживанию практически неизбежно ведет к жестокости. Навеяно явно во многом историей взаимоотношений американских колонистов с индейцами, однако тут Ле Гуин усугубляет ситуацию тем, что конфликтующие стороны относятся к разным биологическим видам, лишь отдаленно похожим друг на друга. Достаточно отдаленно, чтобы воспринимать друг друга не как себе подобных, а как животных опять с вытекающими последствиями.

Однако повесть воспринимается неоднозначно по другим причинам. Главного негодяя Ле Гуин делает совершенно беспросветно черным, что возможно происходит из ее желания возложить всю вину за конфликт на землян, однако в непонимании всегда виновны обе стороны, пусть не обязательно в равной степени. Другой недостаток — главный земной протагонист повести почему то не вызывает особых симпатий. Наверное из за того, что он оказывается посередине и не может ни в чем убедить ни одних ни других.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх