fantlab ru

Бернар Вербер «Танатонавты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Оценок:
841
Моя оценка:
-

подробнее

Танатонавты

Les Thanatonautes

Роман, год; цикл «Танатонавты»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

В центре сюжета — два человека, с раннего детства заинтересовавшихся смертью, а вернее, тем местом, куда человек после смерти попадает. Повзрослев, эти самые два человека — Рауль Разорбак и Мишель Пэнсон — возглавляют проект по исследованию загробного мира. Далеко не сразу эксперимент увенчался успехом, но со временем тот мир, по которому идут умершие на суд архангелов, удалось исследовать во всех подробностях. Но за успехами пришли и проблемы — конечно же, религии выступили против исследований загробного мира, а за влияние там начались настоящие войны. Да и когда это удалось преодолеть, счастья людям это все равно не принесло...

© Nog
Примечание:

В книге использовано много информации из «Энциклопедии относительного и абсолютного знания».


Входит в:

— цикл «Танатонавты»  >  цикл «Ангелы»


Похожие произведения:

 

 


Танатонавты
2006 г.
Танатонавты
2006 г.
Танатонавты
2006 г.
Танатонавты
2007 г.
Танатонавты
2009 г.
Танатонавты
2010 г.
Танатонавты
2010 г.
Танатонавты
2011 г.
Танатонавты
2014 г.
Ангелы
2015 г.
Танатонавты
2015 г.
Ангелы
2016 г.
Танатонавты
2021 г.
Танатонавты
2023 г.
Танатонавты
2024 г.

Аудиокниги:

Танатонавты
2013 г.
Танатонавты
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Танатонавтите
2007 г.
(болгарский)
Танатонавти
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга напоминает компьютерную игрушку. Вот первый уровень, герои шатаются туда-сюда, получают «за просто так» базовые навыки и ключ от второго уровня, чтобы у них не пропал интерес.

Второй уровень, герои с трудом доходят до босса, из последних сил проходят его. Долгожданный level-up. Теперь можно заново пройти первый и второй уровни (играючи), выполнить там пару побочных квестов, взять в свой отряд очередного NPC поопытнее, раскачаться и едва-едва выползти на уровень четвертый. Снова пройти пару квестов из пропущенных....

И так вплоть до седьмого уровня, практически без вариаций. Герои матереют, уровни все тяжелее, но опыт растет, шмот все круче, deux ex machina выручают в совсем сложных случаях, и уровень за уровнем игра покоряется храбрым танатонавтам. В промежутках между уровнями — развлекательные информационные вставки.

Если вам нужна книга, в которой действия героев обычно можно объяснить какой-то логикой или эмоциональным потретом личности — эта книга не для вас. Если вы хотите _научной_ фантастики — возьмите другую книгу. Если вы любите сатиру — тут она есть, но ее удельное содержание слишком невелико, и вместо выжимания сатиры из 900 страниц воды проще, опять же, взять что-то другое.

Если после первых 20% книги вам начинает казаться, что вместо сюжетной картины вы видите какой-то лубок, но ничего — дальше, глядишь, станет лучше, то учтите, что лучше не станет, станет только хуже.

Оценка: 2
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если говорить о Вербере, то он у меня вызывает стойкую мигрень. Читала «Танатонавтов» и жрала обезболивающее. Вполне себе допускаю, что сам перевод с французского был не блистателен, но...

Долгий, муторный, неуклюжий.... Именно таким мне показался роман. Хотя сама идея хороша. Но двухмерные герои, притянутые за уши социальные конфликты....

Нет в книге самого важного — жизни нет. Неживая она. Сюжет не захватывает, не заставляет напрячься. Серое все какое-то. Предсказуемое. Невыразительное. Я дочитывала книгу только из чистого упрямства. Хотя подруга моя была от нее в восторге. Из чего делаю вывод, что сие произведение придется по вкусу тем, кого всерьез интересуют тонкости и перипетии загробного мира в филосовском смысле.

Оценка: 3
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучно. СКУЧНО.

Вербер по-своему странный писатель. Замахнувшись на очень сложные и глубокие темы (а «Танатонавты», в первую очередь, — книга о смерти) он словно даже не пытается хоть немного постараться и выехать на более-менее приличный уровень.

Язык у Вербера так себе, хотя всегда трудно судить о языке иностранных авторов, ибо не последнюю роль здесь играет мастерство переводчика. Но вот сам текст служит отличным снотворным. Не понравились вставки из различных мифов и религиозных сказаний — если я захочу почитать мифологию, то я пойду, и почитаю мифологию. А здесь они понатыканы каким-то рандомным методом, будто ради увеличения объёма. Не понравились чрезмерно короткие главы, да ещё и с названием каждая; большая часть этих глав обрывается на середине повествования. Словно смотришь на плохо сшитое грубыми нитками лоскутное одеяло.

Персонажи никакие. Они были немного интересны в начале, они интриговали, у них были неплохие задатки для развития, но Вербер слил всё. В итоге я даже имён процентов девяноста не запомнила. Вербер пытается худо-бедно обосновать мотивацию тех или иных поступков, но часто эта мотивация трещит по швам, ибо сильно притянута за уши.

Сюжет — чёрная дыра. Первую треть книги я недоумевала. Вторую — вчитывалась с интересом, ибо пошло движение, пошёл разворот, намечалось что-то интересное. Последнюю треть читала, сжав зубы. Вербер смешал религии и мифы в один котёл. Испробуешь варева из этого котла — отравишься. Весь сюжет походит на аниме или на дурной комедийный американский сериал с налётом мрачности и псевдо-трагедии.

Псевдо-ангст, псевдо-философия, псевдо-глубина. Ангелы, взвешивающие души умерших на египетских весах для определения индийской кармы, канцеляризмы рая, дешёвый и смешной пафос.

Осталась глубоко разочарована книгой, читать Вербера больше не тянет.

Оценка: 3
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно корявый, неуклюжий роман. Не нашёл в нём ничего особенного. Взялся почитать ибо настоятельно рекомендовал хороший и вроде бы неглупый человек... Неудобно было вернуть книжку недочитав, но пару раз проступало острое желание закрыть и больше не открывать.

Я не очень религиозный человек. Исповедую что-то вроде поверхностного православного христианства, не особо соблюдаю посты и ритуалы. Но некое уважение к Богу у меня с детства воспитали. Какое-то понятие о единобожии, в конце концов... Пока события в книге вертелись вроде бы в научной сфере, всё было более-менее сносно. Как только появился загробный мир и автор полез из науки в религию, текст превратился в комедию, причём в такую несмешную глупую комедию. Мне как-то поперёк ума встали все эти рубежи и новые миры, открывавшиеся один за другим, поединки религиозных деятелей в атсрале, непонятно вообще откуда свалившаяся секта ассасинов...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дальше — лучше, истинный бог у Вербера в итоге оказывается политеистическим сонмом духов, называемых ангелами. Плюс у него есть система кармы и реинкарнаций.
Я, повторюсь, не болею религиозным фанатизмом. И всё-таки, в эти сферы лезть нельзя — во всяком случае, не так. Вот например взять того же Данте — да, он тоже залез в загробный мир, и весьма капитально — но в рамках своей религии, и он сделал это, раскрашивая в контрастные тона старые христианские истины. В случае с Вербером мы имеем дело с каким-то диковатым синтезом подавляющего большинства крупных мировых религий. И это нелепо, потому что в основе разных религий лежат достаточно отличающиеся позиции и убеждения.

Конечно, не без нескольких положительных моментов. Автор достаточно хорошо проработал персонажей. В конце книжки выдал неплохую морализацию человеческой жизни на почве разработанной им системы послесмертия. Но всё-таки... Не покидало чувство какой-то инфантильности всего излагаемого, какой-то комиксности, надуманности, бутафории. Когда такое делают с религией, мне право как-то не по себе.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то я ознакомился с этим романом и, прочитав, понял, с чем связана полярность отзывов и оценок.

Моя жена — программист. Человек нулей и единиц, слов «да» и «нет». Она не видит аллюзий, не воспринимает аллегории, крылатые слова и выражения воспринимает как высказывание банальностей. Юмор понимает только прямой. Иронию и сарказм часто воспринимает как высказывание обидных слов. Фантастику, как и я, читает и любит. И нравится ей именно классика и в сюжетном и в стилистическом отношении. Это я к тому, что моя жена тоже прочитала «танатонавтов» и вердикт был краткий — «хрень полная».

Тогда как мне «танатонавты» очень понравились. Прежде всего своей неформатоностью и насыщенностью злым юмором. Ибо я обожаю постмодерн и особенно его чёрную волну.

То есть, чтобы в полной мере оценить этот роман, надо обладать нестандартным мышлением и обострённым чувством юмора. Понимать юмор чёрный, язвительный, циничный. И любить его.

Начало романа меня привело в восторг. Прямо с эпиграфа к первой главе:

«Вуди Аллен, американский философ конца XX века...».

В этой фразе всё — и что представляет из себя сегодняшняя американская философия и её уровень, отношение к ней автора, а так же, самое главное, что, собственно, будет представлять из себя роман «танатонавты».

Иронией, Сарказмом, Чёрным Юмором пронизана вся вступительная часть романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Бабка Аглая померла? Это меня не удивляет, она на всё способна!»

«Я открыл для себя рецепт удачных похорон: варёный шпинат, анчоусы и мозг ягнёнка».

А сколько с виду банальных, но очень глубоких фраз и формулировок, скрывающих за собой психику характеров и состояний:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Тайна свободы скрывается в книжном магазине».

Жаль, жаль что автор быстро выдохся и не смог выдержать в таком ключе всё произведение. Постепенно ритм злого юмора и афористичных фраз был сбит хроникой событий. Тоже хорошо... но уже просто — хорошо, а не отлично. Ибо глубины происходящим событиям автор придать не смог. Всё очень интересно, но очень поверхностно. Именно что хроника событий, а не драма событий. Чувствуете разницу? И герои такие же. Пока автор описывал детей — всё было замечательно. Отличная передача особенностей детского мышления и поведения в стрессовых ситуациях. Но как герои повзрослели, они у автора стали фамилиями, а не личностями. Элементы хроники, а не живые люди.

Что же за саму историю. Можно с разных позиций подойти. Можно рассмотреть это как историю эпохального изобретения и его вариативного воздействия на социум, показанную на конкретном примере. А можно увидеть пародию на историю изобретения (иронией и сарказмом роман просто-таки пропитан)... А можно просто как прикольную постмодерновую фантастику прочитать.

В любом случае, в книге хватает интересных находок. По типу соответствий болезней человека тому, как он ушёл из жизни в своей прошлой инкарнации. В наличии здравые логичные прогнозы поведенческих реакций как отдельных индивидуумов, так и социума.

Это артхаус, господа. Постмодерн, написанный более простым языком, чем обычные представители данного направления, эдакий «постмодерн-лайт». А попросту, неформат. Кто не любит подобную литературу — и не беритесь читать. Не портите себе настроение, а книге оценку. :)

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень любопытный роман для меня. Так как очень мало читал литературы, типа научной фантастики, о жизни после смерти. Весь роман об этом, поэтому читать рекомендуется людям в бодром расположении духа, ибо помню случайно дал почитать другу в больницу и он что-то загрустил...

Перед нами группа ученых, пионеров танатонавтики, науки о путешествиях на тот свет. Они доказывают, что существует Континент Мёртвых, куда начинают отправлять добровольцев, путем введения их в кому, с целью дальнейшего их возвращения и описания загробной жизни. И вот эти танатонавты, по аналогии с космонавтами, стартуют в неизведанное...

Роман написан в жанре хроник, что накладывает отпечаток на сюжет и язык. Сюжет прерывистый, каждая глава по 1,5-2 страниц. Общее их колличество больше 300. Повествование начинается с детства главных героев (предпосылок развития танатонавтики) и постепенно, не спеша, автор разворачивает перед нами картину освоения этого мира (2060 год). Повествование идет от лица одного из главных героев, учёного, поэтому язык скуп, малоэмоционален. Герой, как будто, ведет дневник своих исследований. Наверно, это так и задуманно, хотя по опыту можно сказать, что скорее у Вербера такой стиль.

Не скажу, что читалось не интересно. Сюжет как всегда у писателя необычный, любопытный, но у меня сложилось ощущение что книга излишне растянута. Сюжет то мчится голопом, то вяло плетется. В результате этого всем вышеперечисленным можно объяснить, почему так медленно у меня шло чтение. Но, повторюсь, сказать, что книга скучная не могу! Если честно, то немного раздасован финалом. Мысль Вербера ясна, что он нашел очень много общего для всех религий и создал общий загробный мир, но лично я ожидал нечто бОльшего, чем микс из общеизвестных идей.

Вербер — бывший журналист, человек увлеченный наукой, да и просто очень эрудированныый писатель, поэтому чтение его книг всегда познавательно. Чтобы ты его не читал, попутно в сюжет будет вплетенно всё что известно автору: от классических научных сведений до различных слухов и гипотез. Этот роман не стал исключением. Здесь каждая сюжетная глава перемежается с небольшой главкой, где читатель может познакомиться с тем, что думали о смерти различные религии. Материал очень объемный и познавательный (больше 100 заметок).

Итог: роман оказался интересным и познавательным, но несколько затянутым и, на мой взгляд, с непродуманным финалом. Вернее финал открытый — четко ориентирован на продолжение!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смерть.

Предел, который мы настолько приучены бояться, что он для нас табуирован и процедурен. Эмоционален. Физиологичен. Разумен.

Человеку верующему в степени религиозности (будем откровенны — фанатичности) эта книга может стать богохульной (хотя ни разу не показан Бог, а раз нет конкретизации Бога, то и богохульства нет). Она предполагает смерть лишь этапированием в иное. Периодичностью состояний. Новым континентом, что еще предстоит открыть и исследовать.

Автор перелопатил очень много мифологического материала.

И вплел его в повествование. Здесь есть место всему — от сказки до препарирования реальности, от юмора до сатиры, от драмы до трагикомедии. Он постарался свести представления о загробном мире в некую унификацию, и попытка эта весьма удачна.

Итог её — как вы будете ценить себя и свою жизнь.

И как вы проживете остаток своей.

У вас есть выбор — бояться смерти или любить свою жизнь.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная книга, написанная ярким, живым языком. Читается очень легко, в ней полно юмора и сатиры. Немного портят впечатления вставки из священных текстов различных религий. Некоторые из них настолько скучны и объемны, что их хочется пропустить при чтении. Главы выстроены таким образом, что каждая заканчивается на самом интересном месте. Хороший прием, чтобы не позволить читателю оторваться от книги до последней страницы.

Замечательными получились персонажи. Яркие, живые, они претерпевают изменения по ходу развития сюжета, как и подобает в настоящем романе. Главный герой -размазня и тряпка, типичный представитель френдзоны, роковая красотка, помешанная на сексе, танцующий раввин, чью линию автор резко оборвал, коварная итальянка- Стефания — все они невероятно колоритны. Отношения между ними меняются со временем от любви до ненависти и эту метаморфозу можно проследить по ходу развития сюжета — еще один неоспоримый факт, свидетельствующий о мастерстве автора.

Сюжет развивается вполне по законам жанра. Там есть и юмор, и безответная любовь, и драма, и смерть. Плюс ко всему довольно много действия. Очень интересно, хоть и неравномерно описан Рай, сражения в загробном мире. Я хорошо могу представить экранизацию «Танатонавтов» в виде полнометражного фильма, сериала, а еще лучше — аниме. С последним они наиболее близки по духу.

Нетривиальные сюжетные ходы и парадоксальные сравнения сразу же отпечатываются в памяти. Чего стоит только назвать страну мертвых новым континентом а отправку танатонавта — со стартом ракеты. Плюс опять же анимешный антураж: костюмы, как из «Евангелиона» или воспарение ввысь, как в каком нибудь «Шаман Кинге» Все эти астральные танцы с невероятной хореографией, переплетение энергетических пуповин и сражения в царстве смерти выглядят в высшей степени зрелищно. Эмоциональный накал местами достигает очень больших высот, а отдельные сцены могут даже выжать скупую слезу у неравнодушного читателя.

Интересная, хоть и не оригинальная концепция загробного мира. Этакая «естественная» метафизика. Духовная изнанка Вселенной, куда ведет тоннель сквозь сердце коллпасара. Мир без Творца. Достаточно спорная мысль, по меркам христианства, однако в книге отсутствует богохульство как таковое. Да, возможно много наивности перед «мудростью Востока», свойственной интеллигентам, (все эти духовные практики, медитации, описаниями которых пестрят страницы) но следует понимать, что автор просто задает нужную тональность. Подводит некий базис под концепцию, изложенную в романе, чтобы сделать сюжет более интересным и связным.

В общем, советую читать всем, книга яркая и запоминающаяся.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга вышла просто замечательная, от начала и почти до самого конца. Почти — потому что финал все же получился несколько смазанным, но общего впечатления это почти не испортило. Основной сюжет перемежается, к примеру, вставками из будущего учебника истории, посвященными этим событиям, и сведениями из мифологии народов всего мира, относящимися к их представлениям о смерти. Кроме того, тут в небольшом, достаточном количестве присутствует очень неплохой юмор (черный, разумеется), да и вообще читается книга просто отлично и оторваться можно с большим трудом.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно я не читал ничего настолько беспомощного и бессмысленного, как «Танатонавты» Вербера. Имея такую шикарную задумку, так бездарно всё спустить в «унитаз». Я ожидал чего-то мрачного, философского, пусть и псевдонаучного, на тему смерти. Ну или хотя бы жесткого стёба. И что же я получил? Тряпочного героя, нелепое натягивани «совы на глобус» в виде мифологических изысков. Всё поверхностно и никаких сюжетных поворотов. Я в шоке. С середины начал, просто, пролистывать эту нудятину. Всё время не покидало ощущение, что писала дама бальзаковского возраста, такие там бесхарактерные мужчины. Но главное, это просто жвачка в которой нет ровным счётом НИЧЕГО!

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу зародились сомненья, когда увидел, что на обложках книг имя автора пишется раз в пять крупнее чем название книги… В общем дочитать сие твАренье не смог, старался, пытался, мучился, мужался, но не смог! Как мудро сказал горячо любимый Медведев ДА: «Это винегрет», винегрет из детской наивности, глупости, не реалистичной сказочности, постоянных не соответствий и противоречий… Всё это больше похоже на сочинение глуповатого школьника, который, какими-то неимоверными усилиями, смог размазать его до объемов романа. Глядя на высокий рейтинг автора и романа понимаешь, что чтение – это развлечение не только для умных людей.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

ГЕНИЕМ был человек придумавший сериалы. Посмотрев 2-3 серии практически любого шлака, уже подсаживаешься, и тратишь свое драгоценное время до тех пор, пока не узнаешь, чем дело кончится.

В последние лет 10 и у писателей пошла мода на бесконечные серии книг. Я могу понять детективные серии про Шерлока Холмся или Эркюля Пуаро. Одна книга — одна загадка. Но ЗАЧЕМ растягивать ОДНУ историю на -дцать книг?

Если бы Вербер написал только Танатонавтов, не продолжая серию дойдя в итоге до агонии, я б поставила ему 10 и радовалась бы. Книга мне очень понравилась и представления автора о загробном мире совпали с моими собственными фантазиями на эту тему. Читала не отрываясь, пока не добралась до финала. Не узнав, в чем же дело, покупала все последующие книги серии. С каждой книгой мое впечатление о Вербере снижалась на один балл. Пока я мысленно не поставила ему единицу и сочла коммерческим писателем...То же и со всеми остальными его сериями романов. Начинает за здравие, заканчивает....сами знаете.

Хотя автор молодец, образован, эрудирован, начитан. Имеет огромное количество самобытных, очень интересных идей и умеет их выражать. Осталось ему понять одно — краткость — сестра таланта(с). Не затягивать, не перегружать сюжет ненужными деталями и разобраться в любовных линиях и треугольниках. Надеюсь рано или поздно многообещающий Вербер таки подарит нам шедевр!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

По началу мне очень понравилось. Хорошая идея наклевывалась, хороший юмор. Потом автор начал затягивать повествование, такое ощущение, сам не зная, что хочет сказать. Сюжет становился всё хуже, хотя общая идея оставалась достаточно оригинальной.

Характеры.. я бы не сказала, что хорошо прописаны. Неплохо, но это и всё, что можно сказать.

А вот дополнения в виде отрывков из диссертации мне как раз пришлись по душе, разбавляли роман. Без них было бы скучнее, не было бы того антуража, той атмосферы, что создал автор.

Концовка. По-моему, недотянул автор. Будто сам не знал, как развязать интригу. И оочень испортил впечатление от концовки тот факт, что есть продолжение: мораль сразу ускользает.

И еще. Такое ощущение, что написано талантливым, перспективным, но молодым, неопытным автором. Может, когда-нибудь он и «выстрелит» гениальным шедевром, но пока..чего-то не хватает в его книгах. имхо.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас мы живем в постиндустриальную или, как ее еще называют, информационную эпоху. Расстояния на Земле больше не играют существенной роли. Мы можем поболтать с человеком, живущим на другом континенте, в любое время, а кругосветное путешествие возможно совершить за час, сидя за экраном монитора.

На земле практически не осталось мест, где не ступала нога человека или манипулятор его зонда. Но с другой стороны, космическая экспансия по-прежнему так же далека от нас, как и столетия назад. Хоть это и не глушит жажду исследований и великих географических открытий, что бурлит в крови многих романтичных авантюристов.

Одним из самых загадочных явлений, с которым человечество сталкивается ежедневно является смерть. Страх смерти один из двигателей мирового прогресса и самое ужасное явление на земле. Что же пугает нас в смерти? — Неизвестность.

В книге Бернара Вебера мы переносимся в недалекое будущее, в котором двое друзей, при поддержке правительства Франции, сумели приподнять завесу тайны над тем, что находится там — за порогом, на Континенте Мертвых. Для его завоевания в бой отправляются танатонавты, конкистадоры смерти. Они способны умереть и воскреснуть, рассказав всем, что ждет нас за Последней чертой — рай или ад, абсолютное знание или пустота. Как это знание может повлиять на современное общество?...

На мой взгляд, книга написана очень неплохо. С самого начала повествование держит в тонусе и не дает заскучать. Изрядная доля юмора позволяет развеять достаточно темную атмосферу произведения, а вставки из философских и акультных трактатов прошлого задают необходимый настрой для размышления. Немного портят впечатление некоторые фактические нестыковки с современной физикой, но для произведения такого жанра, это вполне простительно.

Язык произведения легок, а прием автора, когда каждая глава заканчивается на самом интересном месте, стимулирует читателя к книжному «запою». Проработка персонажей, выполнена на достаточно неплохом уровне. А вот с проработкой мира автор особенно не старался, что в общем не портит произведение, но делает его несколько утопическим.

В результате получилось легкое произведение, на достаточно серьезную тему. Считаю, что эта книга будет интересна всем любителям поразмышлять и пофилософствовать. Моя оценка 8 из 10.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как вы относитесь к картонным персонажам?

Что скажете о рваном повествовании?

Наверное, вы еще и логические ошибки и нестыковки терпеть не можете? В качестве примера приведу сразу две:

1) человека вводят в искусственную кому без….необходимого специалиста (анестезиолога) в правительственном, пусть и подпольном эксперименте;

2) в прямом эфире показывают, по сути, снафф-эксперимент.

Не нравится, да? Тогда не читайте «Танатонавтов». Книга Вербера – штука элитарная, я бы сказал. И даже дело не в понимании, а в принятии.

Итак, «Танатонавты» — роман о путешествии в мир Смерти, в мир мертвых. Вербер затрагивает очень сложную тему. О Смерти пишут много – в научных, фантастических и обывательских трудах. Но Бернард понимает, что столь фундаментальное понятие остается делом неизученным. В своей книге он допускает много фантастических допущений, но, давайте честно, он берется за сложный вопрос. Только одно это достойно уважения.

«Танатонавты» напоминают фильмы Нила Бломкампа – штука занятная, глубокая, полно фанатов, как и тех, кто плюётся далеко и смачно. Я считаю, что Вербер изначально шёл именно на такую жизнь для своей книги. Автор намеренно разбил роман на несколько сотен глав (около 300), что понравится далеко не всем. Вербер специально разорвал повествование вставками из книг по религии. Он даже одно полотно событий делил на несколько частей. Именно этим достигает эффект, который я бы назвал «текстовый репортаж с места событий» (в кино это мокьюментари, жанр, не снискавший основательного признания). Всё это резко выделяет «Танатонавтов» на фоне многих литературных (да и на содержательном уровне) произведений. А всем известно – чем более странное искусство, тем неоднороднее восприятие (почему-то на ум вспомнился Глуховский и его «Будущее»).

Но вернёмся к сюжету. Книга повествует о становлении танатонавтики. Читатель своими глазами видит, как происходили первые путешествия в мир мертвых, с каким трудностями это столкнулось. Понравились аналогии с Колумбом, Австралией, который использовал Вербер. Вполне уместно и схоже. Автор очень много внимания уделил самому становлению танатонавтики. И тут кроется огромный минус к книге. Моя претензия Верберу – это слабая, почти отсутствующая составляющая романа – жизнь самих героев. Её настолько мало…словно читаешь какой-то учебник по истории. Я так и не понял, как выглядит, допустим, Мишель. Да и остальные тоже.

Вывод: роман с большой претензией. Но Вербер несколько урывисто реализовал идею, которая могла стать настоящим прорывом мысли. Немного даже жаль.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх