FantLab ru

Эдмонд Гамильтон «Сокровище Громовой Луны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Голосов:
257
Моя оценка:
-

подробнее

Сокровище Громовой Луны

Treasure on Thunder Moon

Другие названия: Похитители сокровищ; За сокровищем Громовой Луны

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Группа оказавшихся сегодня не у дел космических ветеранов-первопроходцев, чтобы помочь дочери одного из своих товарищей, с воодушевлением снова берется за привычную работу и направляется на Оберон, луну Урана, на которой должен оказаться клад бесценного левиума, баснословно дорогого минерала с отрицательной гравитацией...

© vad
Примечание:

В СССР любители НФ впервые познакомились с этим рассказом, и с самим автором, на страницах журнала «Техника—Молодежи» в 1956 году. Рассказ имел необыкновенную популярность: для многих он стал первым прочитанным фантастическим произведением, которое открыло им удивительный мир фантастики.

* 1956 — ж. «Техника-молодёжи» №№ 1-2(66-71), 3(24-29), 4(27-33, 4 с.об.), пер. З. Бобырь

* 1956 — газ. «Комсомольская правда» Вильнюс, от 23 мая, с.,

В журнале «Техника-молодежи» был напечатан великолепный перевод этой повести, сделанный Зинаидой Бобырь, но, к сожалению, он был заметно сокращен для журнальной публикации. Это и понятно — на дворе стоял 1956 год, страна еще не оправилась от последствий сталинского культа личности (а отечественная фантастика от прокрустрова ложа «фантастики ближнего прицела»). Для журнала это была первая публикация такого рода произведения — приключенческо-авантюрного, да еще и написанного американским писателем. Поэтому, приходилось быть очень осторожными, убирая все, что могло вызвать гнев или неудовольствие партийных и прочих органов.

Были выброшены некоторые диалоги, отельные предложения, абзацы и даже целые фрагменты текста. Некотрые отрывки были убраны по идеологическим причинам. Например, рассуждения Норта о том, что они (бывшие космонавты) могут стать садовниками, фермерами, а не продолжать жить всеми забытым героическим прошлым. Также, по понятным причинам, были убраны или заретушированы все упоминания о профессии Новы Смит. Другие фрагменты вырезали чтобы сделать действие более динамичным (что вполне понятно для журнальной публикации). Почему были сокращены некоторые другие отрывки вообще неясно. Например, в самом начале повести убраны упоминания о прилетевших на Землю обитателях Венеры и Марса: «в толпе их виднелось несколько ошеломленных венериан, красивых и белокожих, и двое-трое важных краснокожих обитателей Марса».

Позднее, с началом перестройки был опубликован полный перевод Зинаиды Анатольевны Бобырь, который и поныне остается вне конкуренции. С ним можно ознакомиться, например, в этом издании.

Входит в:

— антологию «Сокровище Громовой Луны», 1990 г.

— журнал «Техника-молодежи 1956'01-02», 1956 г.

— антологию «Планета приключений 1», 1993 г.

— журнал «Техника-молодежи 1956'04», 1956 г.

— журнал «Техника-молодежи 1956'03», 1956 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (12)

Сокровище Громовой Луны
1989 г.
Сокровище Громовой Луны
1990 г.
Звёздные короли
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Звездные короли
1992 г.
Планета приключений I
1993 г.
Звездные короли
1993 г.
Восьмые звездные войны
1994 г.
Звездные короли
1997 г.
Молот Валькаров
2018 г.

Периодика:

Техника-Молодёжи, № 1-2, 1956
1956 г.
Техника - молодежи № 4, 1956
1956 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 февраля 2012 г.

Именно ЭТО мы ждали каждый месяц, забирая из почтового ящика очередной номер «Техника-молодёжи», «Юный техник», «Знания-сила» и др. Но получали, всегда НЕ ТО!))

Устарела-неустарела – абсолютно не важно – эта повесть настоящий коллекционный антиквариат. Всё равно, читать такое можно только в подростковом возрасте.

Как эмбрион минует в своём развитии все стадии эволюции, так и юный читатель проходит все стадии развития фантастики.

Гамильтон сумел замешать очень атмосферный коктейль из дружбы, приключений, путешествий, любви. Повесть совершенно мушкетёрская и в этом её успех. И она никогда уже не устареет, как не устарел бессмертный роман Дюма.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2011 г.

«Высокое дерево на плече Подзорной Трубы, направление к С. от С.-С.-В. Остров Скелета В.-Ю.-В. и на В. Десять футов. Слитки серебра в северной яме. Отыщешь её на склоне восточной горки, в десяти саженях к югу от черной скалы, если стать к ней лицом. Оружие найти легко в песчаном холме на С. оконечности Северного мыса, держась на В. и на четверть румба к С.» — наверное, мало кто из людей читающих не узнает строк, написанных на карте Флинта и указывающих, где зарыты сокровища. И все они, безусловно, сразу вспомнят приключения Джимми Хокинса, который отправился за ними в дальнее плаванье. «Остров Сокровищ» стал самым популярным произведением, освещающим эту притягательнейшую тему. Но, конечно же, далеко не единственным. Уж куда только авторская фантазия не забрасывала очередных охотников за древними кладами и искателей Эльдорадо. Эдмонд Гамильтон героев своего рассказа решил послать за сокровищами аж в бездны космического пространства, в окрестности Урана, а точнее на одну из его лун — Оберон, называемый так же Громовой луной. И началось у него всё тоже с некого текста (разве что карты в комплекте не оказалось): «Залежь левиума в западном из трех вулканических пиков, поднимающихся из Пламенного Океана. Высадка возможна только на базальтовом плато близ копьевидной бухты на южном берегу. Применять двойную теплоизоляцию. Переезд к пикам на каменном плоту. Остерегаться Огневиков». Записку с этим текстом принесла на чердак в «убогом домишке на Киллистон авеню» Алина Лоурэл, дочка знаменитого штурмана Торна Лоурэла. На том чердаке обитала странная компания, состоящая из некогда знаменитых первопроходцев космического пространства, которые теперь были никому не нужны и, доживали свой век в полной нищете, забытые всеми. Эту записку Торн оставил её матери перед самой своей смертью, та же хранила клочок бумаги долгие годы, пока, в свою очередь, не умерла. Лишь тогда он попал в руки Алине, которая решила, во что бы то ни стало, организовать экспедицию на Оберон, чтобы добыть там легендарный левиум — обладающий антигравитационными свойствами «самый странный, самый редкий минерал во Вселенной». Небольшого кусочка левиума, привезенного отцом с собой из последней экспедиции было достаточно, чтобы оплатить покупку списанного 12-местного крейсера. Вот только команды у неё не было, да и быть не могло, если, конечно, она действительно хотела получить это сокровище в свои руки. Дело в том, что практически все космические перевозки и, соответственно, всех пилотов прибрала к рукам Межпланетная Компания по металлам и минералам, ни за что не выпустившая бы из своих рук такое богатство. Она же, принимая на работу лишь молодых, фактически оставила без всяких средств к существованию ветеранов освоения космоса: «Межпланетник кончается в тридцать лет. У него уже нет координации, быстроты реакций и ловкости, какие есть у молодых». Естественно, предложение дочки Торна было воспринято с восторгом и «команда Стариков», никто из членов которой уже никогда не рассчитывал увидеть Пространство, решила принять участие в этом безумном предприятии. А безумным его делало место, в которое предстояло лететь — Громовую луну не зря прозвали именно так, ведь Оберон слыл одним из самых опаснейших мест в Солнечной системе. В его атмосфере постоянно свирепствовали ураганы, а в морях вместо воды плескалась раскаленная лава. Вот в такой филиал ада и нужно было отправляться космическим искателям сокровищ.

Эх, Золотой век фантастики! Бесстрашные герои, прекрасные глуповатые героини, ужасные космические монстры, сумасшедшие ученые и прочее, и прочее, и прочее... Наивные и удивительные истории о приключениях на других планетах выходили тогда в огромном количестве. Но этот рассказ Гамильтона, написанный в 1942 году, несколько выделяется на общем фоне. Антураж конечно же соблюден: здесь есть и атомные ружья, и ракетные автомобили, и космолеты на циклотронах, и инопланетяне на каждом космическом булыжнике. Но вот главные герои несколько не вписываются в шаблон — они по прежнему мужественны, умелы и умны, но лучшие их годы навсегда остались в прошлом. Во времена своей юности они облетели всю Солнечную систему, но теперь остались на обочине жизни. Если бы не дочка их друга, то они так и умерли бы в земных трущебах, до последнего продолжая мечтать о полетах. Алина, желая осуществить свою мечту, помогла им воплотить в жизнь свои мечты: «Душа его пела вместе с циклотронами. Он был пьян от счастья. Ощущение рычага в руках было для него как вино, а сверкающие звезды в пространстве — как манящие маяки, а старый «Метеор» был волшебным кораблем, способным достичь самых дальних пустынь Бесконечности». Они смогли доказать всем, и прежде всего самим себе, что их ещё рано списывать со счетов, что координация-быстрота-ловкость молодых, так ценимая Компанией, ничто по сравнению с многолетним опытом старых космических волков. Рассказ получился довольно увлекательным, автору удалось создать несколько грустную атмосферу. Следя за полетом «Метеора» к Оберону, начинаешь сочувствовать героям, ведь для многих из них этот рейс станет последним и меньше половины из экипажа в итоге увидит волшебное сияние левиума. Единственное, что показалось мне абсолютно фальшивым, так это любовная линия, возникшая в финале между Алиной и представителем Компании Сиднеем. Хоть он и неоднократно заявлял, что просто выполняет распоряжения начальства, мне кажется крайне маловероятным, что после всех преград, чинимых от имени Компании Сиднеем, дочка Торна влюбится в него. Да она с ним на одном поле с.. собирать ромашки не станет! Какая уж тут любовь.

Итог: на удивление приятный, легкий и душевный текст. Несмотря на полное несоответствие результатам современных исследований космоса, читается влет, оставляя приятное послевкусие. Рекомендую как любителям классических фантастических произведений, так и любителям неглупых приключений. Читайте классиков!

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2011 г.

Это даже для моего школьного возраста была уже классика: видать, по ошибке (как случилось с «451 по Фаренгейту», где тов. Суслов проглядел позорно, чьи именно самолеты сбрасывают бомбы на Америку) Гамильтон чем-то угодил начальству; прежде всего, предполагаю, сходством со Стивенсоном, который, как «угнетенный шотландец», всегда проходил в печать под грифом «давно и безвредно и воспитательно и отвлекательно». Правда, посмотреть бы на оригинал: за переводчицей З. Бобырь уже тогда имелась манера треть текста отрезать, четверть присочинить. Но в 1959-1961 году, когда я стал читать фантастику, «Бобырь» было для меня пустым звуком... зато «Эдмонд Гамильтон» звенело «серебряным звоном савельевских шпор»: это была все-таки настоящая западная фантастика, — а сердце ребенка и подростка требовало той самой «музы дальних странстви» (с), желательно космических, — которой нам с годами почти всем ноги переломать захотелось, — настранствовалось.

Но тут таинственный минерал с отрицательной гравитациией (вскоре украденный неудавшимся фантастом Фоменко в его «Тайне Млечного Пути») и прочая романтическая хрень гарантировали повести — которая печаталась с продолжениями в «Технике молодежи», как теперь понимаю, накануне «Всемирного фестиваля молодежи» (1957) — успех невероятный. Номера журнала в библиотеках на полке не стояли: библиотекарша держала их в запертом ящике в читальном зале. И т.д., и т.д.

Вот так вырастало поколение, для которого домашним озарением была «Туманность Андромеды», а следом — «Страна багровых туч», для которого Александр Беляев был небожителем, а Сергей Беляев... ну, тоже годился. Даже Казанцев еще казался писателем. Все это как-то и во что-то сплавлялось, пока не стали появляться Азимов и Брэдбери, заставившие сильно позабыть Гамильтона.

Но через полвека понимаешь, как важно было читать Гамильтона и даже «Гиперболоид» — а не «Как закалялась сталь». Мы не верили уже тогда, «что жизнь дается человеку только однажды».

Мы уже тогда, когда изумительно сформулировано ( другое время) в «Свете в окошке», подозревали что в худшем случае «жизнь дается человеку только дважды». И каждый из нас, кто жив или кого мы помним, даря им свои «мнемоны», хранит в себе и частицу не великой в общем-то прозы Гамильтона 40-х — 50-х годов. Время Азимова и Брэдбери было не за горами, но без Гамильтона мы, глядишь, и не поняли разницы в масштабах дарований.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2007 г.

Вы когда-нибудь задумывались, что происходит с героями после того, как они выполнили свою последнюю миссию? Правильно, они становятся никому ненужными. Очень красивая и печальная повесть о космолетчиках, вынужденных согласиться на самоубийственное задание, просто потому что жить не на что. Отдает сильным запахом Дюма.

Такие дела, леди и джентльмены

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2011 г.

Читая эту повесть и глядя на время ее написания, я сделал для себя два вывода. Во-первых, Гамильтон- Мастер! А во-вторых, общечеловеческие ценности (дружба, любовь, надежда, взаимовыручка, самопожертвование) — это категории не имеющие возраста, срока давности и специального места приложения! Если они есть, то человек остается ЧЕЛОВЕКОМ! Если их нет, то в какие одежды одеваешься, какими лозунгами пользуешься, какими технологиями вооружаешься- все это пустое, т.к. человека в тебе нет! А Мэтру это удавалось показать и претворить в очень многих своих произведениях. И эта красивая, где-то печальная, а где-то очень жизнеутверждающая повесть- типичный пример написанного Человеком для Человека! Спасибо, Автор!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2013 г.

Это была первая фантастическая книга в моей жизни. Это была первая книга, которую я прочитала за один день. Эмоции, впечатления... Больше 15-ти лет прошло, а до сих пор помню, как меня поразил тогда полет мысли и фантазии автора.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2007 г.

Для своего времени — конечно же этапная и классическая вещь. Яркая, будоражащая.

Сейчас же перечитать можно наверное только из-за ностальгических соображений. Впрочем, в антологию по истории космической оперы эта вещь вошла бы наверное с большим правом, чем «The Star Stealers»...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2018 г.

Повесть «Сокровища Громовой Луны» громыхнувшая в СССР в 1956 году в журнале Техника — Молодёжи была весьма примечательным произведением отличавшимся от отечественных фантастически — производственных романов того же Немцова и Гуревича, живостью, динамикой, экшином, напоминая своим исполнением и стилистикой более комиксы, так популярные на Западе и совершенно незнакомые нашим читателям. Да, повесть оказалась огромным отличием от всего того, что было у нас (я не беру произведения Беляева или Владко). Она была живой, действенной, где герои белитристики и романов о приключениях и пиратах сразу же шагнули на просторы глубокого космоса и неимоверно бешеной эры космических кораблей и просторов. И не исследовать его, весьма осторожно и единомоментно, а жить и использовать этот мир как едино существующую и живую реальность. Но это было тогда....

Вот только сейчас я смог добраться до одного из аховых, для нашего читателя, произведений великого Эдмонта. Скажу честно, «Королей» перечитывал несколько раз, и не уставал читать и радоваться и сюжету, и простоте слога ( спасибо переводчику), и героям. В них всё великолепно, хотя технологии в романе немного уже — то и поотстали. Но вот «Луна» меня весьма разочаровала. Понятно что (читал в журнальном варианте) редакторские ножницы поработали на славу. Но всё равно, чувствуетс «картонность» героев, большой пафос и патетика в речах, которая совершенно не оправданна и наивна. А действия, мотивы и цели героев не выдерживают вообще никакой кртики. Провалы в речах, в сюжете (более всего опять ножницы редакторов партократии), мотивация. Да и вообще сплошь минуса. Чесно говоря — дочитывал этот «опус» с трудом...Оно и понятно, молодой автор нарабатывал опыт. У каждого есть свои пробы и провалы. Лично для меня же, это провальный опыт Э. Гамильтона, который его привёл и к написанию «Звёздных королей» и к званию Короля Космооперы.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2011 г.

«Сокровище Громовой Луны» знаменательно тем что этот роман в нашей стране стал одним из первых произведений ИХ фантастики, напечатанной у НАС (Техника молодёжи, 1956). Свежесть на фоне вялых отечественных работ сделало эту книгу одним из самых сильных впечатлений поклонников фантастики в нашей стране в то время. Однако, признаться причин любви я так и не понял. Более чем сжатый, схематичный сюжет, минимум эстетических и психологических деталей, неинтересный текстлитература. Есть только экшн и чёрно-белые маски в характерах.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2007 г.

ИМХО, лучшая повесть всех времен.

Очень теплое, завораживающее произведедние, в котором надежда, дружба стоят выше любых опасностей, невзгод.

Можно перечитывать много раз и каждый раз открывать что то новое.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июля 2016 г.

Олдскул как он есть. Таинственный космос, стальные корабли, другие миры, дружба и взаимовыручка на опасном пути к простой и благородной цели.

Да, может быть, сейчас повесть может показаться наивной. Но иногда это именно то, что надо.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 декабря 2007 г.

Потрясающая вещь. Концовка меня задела до глубины души. Гамильтон — мастер

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2018 г.

На русском языке повесть была опубликована в 1956 году, когда я ещё не умел толком читать. А фантастикой я всерьёз увлёкся в середине шестидесятых, когда советский читатель уже знал немало отличных произведений как переводных, так и отечественных. Чтобы прочитать повесть Гамильтона пришлось идти в Публичную библиотеку. Тут-то и оказалось, что хвалёная повесть попросту скучна и плохо написана. Конечно, если сравнивать с Хьюго Гернсбеком, то Гамильтон выглядит великаном, но это какой-то карликовый великан.

А «Звёздных королей» я домучил, но о чём там идёт речь, хоть убейте, не вспомнить.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2007 г.

Читал в глубоком дестве — тогда повесть очень понравилась. Сейчас понимаю, что произведение, в принципе, весьма «средненькое»...

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2010 г.

Повесть конечно же на уровне. Но. Если посмотреть на год написания — 1942 год, и почитать более ранние произведения — тот же роман «Три планетчика», по-моему 1938 года, то становиться ясно, что где-то уже что-то аналогичное было. Вместе с тем сюжетные повороты — на уровне. Выставил высокий балл.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх