fantlab ru

Майкл Суэнвик «Вакуумные цветы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Оценок:
517
Моя оценка:
-

подробнее

Вакуумные цветы

Vacuum Flowers

Роман, год

Аннотация:

Солнечная Система превратилась в один огромный мегалополис, где могущественные транспланетные корпорации соседствуют с орбитальными «трущобами», где одни люди программируют себя по облику и подобию популярных героев, а другие добровольно становятся ячейками глобального искусственного разума. Но и в этом столь необычном мире находится место для чистых и светлых человеческих чувств...

С этим произведением связаны термины:

Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2009 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Вакуумные цветы
1997 г.
Вакуумные цветы
2006 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Vacuum Flowers
1987 г.
(английский)
Vacuum Flowers
1988 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как в коммунистической идее имеются свои экстремальные левацкие фракции (Народ Марса не даст соврать), так и в фантастике есть свои провокаторы и экстремисты, постоянно стремящиеся нарушить статус-кво, прорывающие границы гетто.

В биографической справке о Суэнвике сказано, что этот его роман «не поняли». Легко могу себе представить. Когда я прочитал его в юбилейном для книги 1997 году, то тоже не понял, при том что прочтенный синхронно Уильям Гибсон не только был принят на ура, но и стал на следующие пятнадцать лет любимым автором. Понадобились катаклизмы 21 века и дальнейшая эволюция жанра, чтобы понять, что «Вакуумные цветы» сильно опередили свое время. Когда, я впервые перечитал этот роман неделю назад, то понял все))

Это, конечно, никакой не киберпанк. Если уж клеить ярлык, то «психопанк» подошло бы лучше. Да, сюжет книги крутится вокруг программирования (и главная героиня Ребел — программист) и взлома. Вот только объект воздействия не мертвое железо, а психика и душа человека.

Также это мощная социальная фантастика. киберпанки часто использовали в своих текстах элементы антиутопии, но вот этот роман — антиутопия чистой пробы. Суэнвик описывает просто кошмарный мир будущего. Дегуманизированный корпоративизм астероидов, казарменный социализм народовластия Марса, коллективный разум Земли — одно сообщество тоталитарнее и бесчеловечнее другого. И нет центра концентрации сопротивления, полная разобщенность и бессилие отдельных индивидов. При этом и абстрагироваться нет никакой возможности. Никакие хиппи-коммуны не работают. Подобные анклавы становятся легкой добычей многочисленных бандитских шаек и одна надежда, что один из тоталитарных монстров вернет заблудших под свою опеку.

Но прежде всего центральная идея — психопрограммирование. Суэнвик не просто предсказал это явление, но и показал, как оно будет работать на всех уровнях. (Ах этот дерганный, дискретный сюжет, который разочаровал столь многих фантлабовцев! Типа в жизни у нас сейчас все ровно и гладко!) Изменение личности индивидуума, реализация властных функций (бунт невозможен потому, что недовольные тут же сами себя переделывают в полицейских и сами себя в околоток тянут), война.

В одном он ошибся. Психопрограммирование вошло в нашу жизнь не в каком-то абстрактном отдаленном будущем, а уже в следующем после публикации романа десятилетии. Причем сразу по полной программе. Промывка мозгов была поставлена на поток. Целые нации стали жертвами жесткого когнитивного прессинга, меняли ментальность миллионам людей. Только методики за последние тридцать лет все больше оттачивались и совершенствовались. Началось все со стран бывшего Советского блока и Третьего мира. А теперь очередь дошла и до мир-системного хартланда. «Эффективные менеджеры» транснационального империализма, как это и показано у Суэнвика, сами себе стали мозги перепрошивать. Гоголевская унтер-офицерская вдова ,которая сама себя высекла, отдыхает. И так же, как в романе Суэнвика, конца краю этой жести планетарного масштаба не видно.

Однако американский фантаст не «Черный квадрат» Малевича в прозе пытался воспроизвести. Для этого он слишком большой гуманист, что видно из всего корпуса его творчества, который нам доступен. Как и в ящике Пандоры, на дне романа осталась надежда. Она явлена даже в самом названии книги. «Вакуумные цветы» — метафора. Жизнь ,которая неистребима в максимально неблагоприятной среде. Это, конечно, человечество, заселившее космос. Никаким ядом психокоррекции его не затравить. Пока мы живы, исход не предрешен. Ребел — Мятежница! — решает продолжить борьбу как на личном уровне, спасая мужа, так и на общественном, собираясь в самое отважное из возможных странствий.

Также приятно осознавать, что роман этот, пусть и революционный, но не единичное уникальное явление в жанре. Он находится на полпути между романом Роберта Шекли «Цивилизация статуса» и повестями Сэмюэля Дилэни 1960-х годов и такими произведениями, как «Пространство» Джеймса Кори и постсингулярными сказками Ханну Райаниеми.

Замечательное, пусть и страшноватое, произведение!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и всегда, Суэнвик прячет основную мысль за деревьями — детали, детали, детали. Суэнвик — гуманист, человек у него сохраняет человеческое. И пусть люди сравниваются с космическим сорняком — вакуумными цветами — они неприхотливы, всеядны и приспосабливаются ко всему, но так же и прекрасны.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохой роман! Из всех произведений, что написаны на тематику изменения личности, это одно из самых лучших!:super:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В мире «Вакуумных цветов» хочется пожить, испытать приключения, исследовать его дальше...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завязка – женщина очнулась в больнице. «Кто я? Где я?» – серьезные вопросы, на которые, как выяснилось чуть позже, не так то просто ответить. За женщиной ведут охоту, и уйти от охотников будет непросто.

Тем более, что перемещаться придется по всей Солнечной системе, а в ней много интересных сообществ и общественных строев – от дикого капитализма и анархии до суперказарменного коммунизма народного Марса и чего-то вроде муравейника на Земле.

Людей можно перепрограммировать, можно примерять на себя матрицы понравившихся героев и т.д.

Так уж получилось, что героиня романа нужна всем – в ней есть нечто такое, от чего зависит будущее всей Солнечной системы, и что нужно суперразуму Земли для выхода в космос, и фанатикам народного Марса, и ярым индивидуалистам с окраин.

Схватка идет нешуточная. А где не срабатывают новейшие технологии, могут и по старинке свернуть шею.

Автор изящно и умело вырисовывает различные модели общества, не забывает о деталях и занимательном сюжете.

Одна из книг, которая заставила подумать, может, я был несправедлив к киберпанку?

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал давно, еще в той «серии которая провалилась» :smile: По структуре больше напоминает сборник сильно пересекающихся рассказов. А так вещь скорее концептуальная, чем художественная. Постчеловеки :smile:

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга... интересная идея..все просто супер. очень порадовало, что в этом мире все таки есть любовь..вопреки беспорядочному сексу, которого было с лихвой :)

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман с элементами киберпанка, почти шедевр.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прибавить нечего, да, шедевр

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом относительно малоизвестном романе Суэнвика перед нами – грандиозная картина заселённой людьми Солнечной системы. Будущее средней дальности.

Вотчиной людей как биологического вида являются космические трущобы, базирующиеся возле астероидов и спутников планет. Мегаполисы в невесомости, где блестящие анклавы корпораций соседствуют с нищими фавеллами всякой рвани.

Планета Земля больше не место жительства человека. На этой территории обитает грандиозный коллективный разум, полученный путём объединения сознаний миллиардов жителей Земли в коллективный непостижимый интеллект со своими целями и задачами.

Величайшим достижением и главной бедой нарисованного яркого мира являются технологии воздействия на личность человека – психопрограммирование, которое как водится имеет две стороны. С одной стороны ты можешь в две секунды стать специалистом в любой области (кто об этом не мечтал), но ничто не мешает превратить тебя в послушного любому указанию робота, раба для сексуальных развлечений или профессионального убийцу. На народном Марсе путём психопрограммирования было создано самое настоящее коммунистическое общество – огонь в глазах, серость вокруг и тяжёлый ежедневный труд (и никто не протестует; добровольно и с песней).

Жмущиеся по окраинам Солнечной системы остатки человеческого вида мечтают уйти к звёздам, убраться подальше от опасного соседа, а земной гиперразум жаждет вырваться из плена планеты, т.к. его нельзя дробить на части. Ключом и средством реализации мечтаний обеих частей человечества является двойственная личность по имени Ребел Элизабет Мадларк, созданная за пределами Солнечной системы, в самой структуре которой заложен секрет, который позволит вырваться из плена.

Разумеется она становится целью борьбы самых разных группировок. Как она найдёт свое место, кто победит в этой борьбе и как от этого поменяется мир – об этом написано в книге.

Нельзя не отметить, что роман сюжетно довольно сумбурен и концы с концами сведены не слишком хорошо и логично, по стенам развешено много нестреляющих ружей. Но это не отменяет колоссально интересную идейную основу, мощный потенциал которой также не был до конца реализован.

Итог: Второй роман Суэнвика и первый по-настоящему удачный является прекрасным образцом глубокой идейной космооперы с киберпанковскими мотивами, который можно настоятельно рекомендовать поклонникам Hard SF, которые от книги в первую очередь требуют идейного НФ наполнения.

А что же есть Вакуумные цветы? Эти милые космические сорняки, которые никак не удаётся полностью вывести. Я думаю не нужно объяснять этот изящный образ, под которым понимаются конечно люди, выживающие и приспосабливающиеся к любым условиям.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Футуристический роман, включающий элементы антиутопии и киберпанка. Суэнвик постарался исследовать ответ на вопрос, поставленный в нашей литературе братьями Стругацкими. Как изменится само человечество, на фоне технического прогресса? Увы, автор ничего не знает о принципах соцреализма. «Людены» Суэнвика представляют из себя весьма неприглядное зрелище. Человеческая раса притащила с собой, в будущее весь ворох наличных проблем, а прогресс прибавил к ним не меньший ворох новых.

Освоена Солнечная Система? «Лишние Люди» выперты за пределы планет, на астероиды и контейнерные искуственные города. Сообщества одно уродливее другое, от анархии и компьютеризированного военного коммунизма, до бандитских монархий и деспотий.

Раскрыт код нейронной сети человеческого мозга? Кража тел, насильственное изменение личности, программирование безмолвных рабов. Любой необходимый навык тут же всаживается в голову. Нет учёбы, а значит нет творчества и прогресса. Особо впечатлила полицейская облава, при которой каждый задержанный тут же переписывается в мента, и присоединяется к загонщикам.

Развитие информационных и биологических технологий? Население Земли превращено в некий единый мыслящий организм сообщества муравьёв, без малейших следов свободной воли, а значит и прогресса. Человеческая раса, фактически , распалась на несколько цивиллизаций.

Какое же решение предлагает автор? Для отдельной личности, секс. Для человечества в целом, экспансия к звёздам. Решения привычные, и хорошо известные. Вот только, «людены» неминуемо унесут и к Проксиме Центавра весь ворох своих проблем.

В самом произведении, понравилась богатая фантазия автора. Тщательность продумывания технических деталей. Образы героев плосковаты, но интересны.

Не понравилась примитивность сюжета, и чрезмерная перегруженность отдельных сцен техническими деталями. Автор постарался в одном романе маскимально описать созданный им мир, во всех возможных потробностей. Такая плотность затрудняет чтение. Тем не менее, прочёл с удовольствием, и надеюсь, что дамы и господа, предупреждённые мной, предпримут некоторые усилия, чтобы пробившись через недостатки произведения, оценить его достоинства.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот чего не отнять у киберпанков — это масштаба и размаха. Дайсоновские миры, орхидея на кубический километр, терраформирующий Марс пионерский лагерь, объединившиеся в одну мегаличность земляне... пиршество идей.

При этом автор проявил немалую хитрость — видимо зная некоторую свою слабость в изображении человеческих характеров он подстелил себе стог соломы (в случае с главным героем — даже несколько), дабы избежать обвинений в отсутствии цельности :) При том, что цельность в является каком-то смысле одним из основных мотивов повествования.

К минусам можно отнести клочковатость повествования — такеое впечатление, что это новеллизация трех или четырех выпусков какого-то комикса. Слово комикс тут — похвала, так как книга необычайно яркая и «визуальная».

Я бы поставил и десятку, так как очень люблю такие красочные симфонии, но мешает то, что автор явно не знал, как закончить. То есть такое впечатление, что финал он придумал заранее, но повествование к нему никак не шло — ну, он и воспользовался некоторыми «недокументированными функциями» (я понимаю, что они уже всплывали — но выглядит уж больно натянуто).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепные социальные построения и отношения будущего. И «старые добрые», и старые реформированные, и совершенно новые.

И Народный Марс. Ещё один образец победившего социализма. :)

И старые трущобы на новый лад.

И коллективный разум (при этом я так и не понял кто же у них главный. А он ДОЛЖЕН быть ибо у комбинов как таковых личности подавлены, а, меж тем, от лица Земли выступает мыслящая как бы личность. Всё те же 32 основателя? Не уточнено.).

И множественные личности (четыре если быть точным) при едином разуме.

Психоматрицы вот не очень впечатлили. Гибрид гипнообучения с психокоррекцией психиатрами.

Да, есть нестыковки. Преобладание деталей и фактажа над сюжетом и событийностью.

Но в сумме для своего времени это был роман-прорыв, а многое и сегодня поражает.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1980-х годах жанр фантастики захлестнула мощная волна киберпанка. Авторы вроде Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона совершили целую революцию, написав свои знаменитые хиты и перевернули представление читателей о будущем. Оказывается, оно будет вовсе не светлым и добрым, а дегуманизированным, грязным и навсегда изменит саму суть человека, который от этого увы лучше не станет.

Наряду с вышеприведенными авторами, в 1987 году опубликовал свою книгу «Вакуумные цветы» замечательный писатель Майкл Суэнвик, сделавший для киберпанка не меньше именитых коллег. Правда, следует сделать оговорку насчет «Вакуумных цветов» — это не совсем киберпанк, здесь есть многое от твердой научной фантастики и антиутопии. Но границы поджанров порой столь зыбки, что обращать на них внимание не хочется вовсе – очень уж хороша книга.

По сюжету в произведении идет охота не девушку, очнувшуюся в медблоке одного из орбитальных гетто без памяти. Классический фантастический боевик в декорациях освоенной постчеловечеством Солнечной системы. Как водится, общество разделено на множество фракций со своими ценностями и культурой. Полный набор – тут вам и хищные транснациональные корпорации, и коммунистический Народный Марс, и грязные орбитальные трущобы, где обитают люди-киборги с синтетическими личностями, которые можно «прошить» или отдать искусственному интеллекту для его нечеловеческих занятий.

Суэнвик очень красочно описывает локации, технику, культуры, но вот персонажи у него получаются плосковатыми, да и сама сюжетная линия прослеживается с трудом. С одной стороны, в тексте присутствует постоянный экшн, действие и динамика, что можно отнести к явному плюсу, но с другой за нагромождением сцен теряется общая нить.

Однако названные недочеты не влияют на в целом интересную картину будущего, которая вполне может быть – все выглядит очень правдиво. Автор убедительно показывает, что любое научное изобретение может быть повернуто человеком как во благо, так и во зло. Последнее, увы, случается чаще и в итоге люди будущего попадают в цепкий капкан технологий без шанса выбраться. Очень показательно, с какой мечтательной наивностью люди в середине 20 века рассуждали о прорывных технологиях будущего и том, как они осчастливят человечество. О мгновенном доступе ко всем библиотекам мира, произведениям искусства, о решении бытовых проблем, голода, и прочее и прочее. Стало ли человечество счастливым? Уже сейчас мы имеем широкополосный Интернет, мобильные устройства связи, карманные компьютеры, возможность контролировать свою жизнь (в пределах закона) — и что? Технические костыли не заменят разум, веселые картинки не подарят счастье. Есть над чем подумать при чтении.

Как итог, «Вакуумные цветы» очень классный роман на стыке твердой научной фантастики, антиутопии и щепотки киберпанка, поднимающий важные и правильные вопросы философского и этического толка, которые в наше время становятся все актуальнее.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман понравился. Почти легко читается, если не обращать внимания на какие то технические подробности. поставил было 9, но убираю один балл за способность героини заниматься сексом периодически с кем попало просто так, от скуки... Такие женщины мне не интересны. В общем — 8.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх