fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин век»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
1699
Моя оценка:
-

подробнее

Ведьмин век

Роман, год; цикл «Ведьмин век»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 122
Аннотация:

Мир, очень похожий на наш, только мёртвые там иногда возвращаются, чтобы забрать к себе живых, и охотятся за ними беспощадные чугайстры. А ещё в нём есть ведьмы и уничтожающая их инквизиция. Впрочем, с ними всё не так фатально — неинициированной ведьме нужно просто зарегистрироваться — стать под надзор. Инициированным же ведьмам пощады нет, никто к ним не проявит сострадания, но ведь и они нас ни капельки не жалеют.

Да только рыжая ведьма Ивга не хочет под надзор. Она нормальная женщина и хочет любви. Но для любви ли время, когда грядёт пришествие Матери-ведьмы? Ребром становится вопрос — Мы или Они.

Примечание:

Пролог романа сильно перекликается с эпизодом из «Тени забытых предков» Коцюбинского.

Первая, сокращенная публикация — 1997 г. (киевский журнал «Радуга»). В том же году роман вышел в издательстве «Азбука», где был без согласия авторов безжалостно отредактирован. В издании 2000 г. авторский текст восстановлен, однако по технической небрежности выпало несколько эпизодов. Оригинальный текст впервые опубликован в 2003 г. и затем переиздавался без изменений.

Редакция 2020 года сильно сокращена: убран пролог, целый ряд эпизодов, включая записки Атрика Оля, подправлено большинство диалогов.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 342

Активный словарный запас: высокий (3121 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 21%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 1998 // Большой Зилант

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2004 // Зарубежный роман года

Номинации на премии:


номинант
Странник, 1998 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма

номинант
Мечи, 1999 // Меч в камне

Похожие произведения:

 

 


Ведьмин век
1997 г.
Ведьмин век
2000 г.
Ведьмин век
2003 г.
Ведьмин век
2004 г.
Городской цикл
2005 г.
Ведьмин век
2007 г.
Ведьмин век
2008 г.
Ведьмин век
2017 г.
Ведьмин зов
2020 г.
Ведьмин век
2022 г.

Аудиокниги:

Ведьмин век
2005 г.
Ведьмин век
2009 г.

Электронные издания:

Age of Witches
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Відьомська доба
2000 г.
(украинский)
Czas wiedźm
2003 г.
(польский)
Das Jahrhundert der Hexen
2008 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начали за здравие, а как закончить, не придумали, и в итоге вместо концовки у романа сто страниц какой-то невообразимой словесной мути. А была интересная задумка: псевдонатуральный мир, в котором существуют автомобили и ядерные ракеты, но также присутствуют натуральные ведьмы, которые правда вредят людям, и натуральная инквизиция, которая их ловит и обезвреживает, действуя действительно на благо общества. Также есть другая пара антагонистов — навки-утопленницы и уничтожающие их «чугайстеры» (уж не знаю, нашли это авторы или сами придумали). И вроде бы в мире между всеми существует определенный баланс, как в нормальном состоянии общества между полицией и преступниками — до тех пор, пока не приходит супер-ведьма, из-за которой у всех остальных начинает ехать крыша.

Роман вполне в духе Дяченок, много деталей, много психологии, неожиданные и достоверные сближения героев, приятные жизненные диалоги и вообще все, за что читатели любят авторов. Но с сюжетом, увы, вышел прокол. Примерно с середины понятно, кто наша искомая супер-ведьма. Только непонятно, что дальше с этим будет — и авторы, увы, вместо того, чтобы хоть каким-нибудь способом решить ими самими же заданную задачу, безжалостно все сливают. Проще говоря, в конце вместо нормальной развязки того, что было довольно логичным и реалистичным сюжетом, читателя ждет много скучных страниц, заполненных потугами на «поток сознания», помноженными на мистическую ересь, хуже которой только Камша пишет. Это прям обидно, потому что вплоть до этого момента был хороший интересный роман. Но нет, увы, тут вам не «Град обреченный», и концовка в духе «ящик водки и всех обратно» никак не кажется мне удачной.

Если эту часть выкинуть, то славный фантастический приключенческий роман, без особых штампов и банальностей сюжета, с нормальными живыми героями со своими недостатками. На мой взгляд, соединение мира действующего ведьмовства и действующей инквизиции с современностью недотянуто, и в особенности непонятно, почему ведьмы обязательно должны испытывать желание вредить людям. Особенно почему при развитии науки, когда уже изобрели ядерные ракеты, в изучении столь важного общественного явления как ведьмы до сих пор полагаются на фолианты 400-летней давности — это все равно, что наша с вами современная медицина была бы основана на идее о том, что в людях есть теплые и холодные гуморы — притом, что другой рукой мы прекрасно летали бы в космос. Недостаток в мире процветающего ведьмовства И науки научного изучения ведьмовства (как и сущности навок) вызывает больше всего сомнений в качестве проработки такого мира. Поэтому толком и не складывается картинка, то ли у нас ракеты, то ли заговоры, но не одно и другое сразу.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

История любви в антураже апокалипсиса — молодая наивная девочка до 20 и умудренный жизнью и властью мужчина слегка за 40; конечно, немного мезальянс, но учитывая личную историю авторов — имеет право на существование. Я читал версию 2020 года, хотя в далеком 1997 брал в библиотеке раннюю редакцию, тогда не смог осилить — было скучно, сейчас для меня — вполне хороший текст.

Чугайстеры — явно пасхалка к Валентинову, да и сама сюжетная линия похожа на Пустельгу и Нину, НКВД и девушку из бывших — сюжетную основу ОС-2 — но история все-таки о любви. Ощущения, что линию Клава писала Марина, а женскую — Сергей; здесь почти нет динамики боевика или триллера, что есть у Олди или Валентинова, здесь больше про чувства, эмоции, детские и юношеские травмы и их влияние на персонажей. Напоминает моноспектакль, где все можно поставить как монолог или Клава, или Ивги — и так, и так может быть реализован на сцене.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

У нас есть хорошая, достаточно незаежженная идея. Осталось как-то по ней книгу написать…» (Дяченки перед написанием очередного произведения).

Пока все, что я читал у Дяченок – это крепкий такой середняк. Не тот середняк, что «ни пнуть, ни подковать», а тот, где неплохая основная фабула, но вечно что-то подкачает с реализацией. Так и здесь. Задумка мира, приближенного к современности, но где существование славянской нечисти является достоверным фактом, весьма неплоха. Да вот только нечисти этой считай всего две разновидности. Сделать главной героиней нелицензированную ведьму, что вынуждена бегать от своих и чужих – сойдет. Да вот только беготня скоро превращается в какую-то дешевую мелодраму, которая к финалу совсем скисла. Идея отобразить характер героя через трагедию прошлого – классический ход. Да вот только описание этих воспоминаний вышло слишком затянутое и нудное. И так далее, и тому подобное. Поэтому в итоге вышло вроде и не слишком плохое проведение, но и точно не хорошее. Даже не противоречивое. Просто среднее.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тепло отношусь к творчеству Дяченко. Все их работы всегда наполнены смыслом, моралью и в них не мало тезисов и ситуаций, которые хочется после прочтения обдумать. Ну и у них нет провальных работ. Интересное дело, какие-то авторы пишут великолепные вещи, но через 5-10 лет исписываются и пишут серость (к примеру — Лукьяненко), а Дяченко с годами не теряют (и даже приобретают) в качестве и глубине своих произведений (мне последующие книги цикла больше понравились). Вот где отличия реализации на бумаге имеющихся хороших (и даже новаторских) идей от писательского таланта, который с опытом лишь улучшается.

Ведьмин век написан уже достаточно давно и не столь динамичен и эмоционален (соответственно тому книжному времени), как последующие, современные книги авторов в этом цикле. По сути Ведьмин век — роман о любви разных, я бы даже сказал противоположных по своей сути, людей. Один балл я убрал именно за мелодраму (я же мальчик, мне не должны нравиться такие сюжеты :)), а еще один за какую-то рваность произведения с периодически нудными кусками. Тут, как говориться, на вкус и цвет, и отзывы говорят о том, что многим так не показалось.

Сильная сторона Дяченко — передавать внутренний мир своих героев и их мысли и переживания. Все это очень хорошо получилось, благодаря чему героям сопереживаешь и читать интересно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ведьмин век» или же «Ведьма и инквизитор». Не буду касаться психологически-романтической стороны книги — всё было уже написано в отзывах до меня. В целом взаимоотношения юной девушки, которая ещё только перерастает свою первую любовь и любовника и учится жить в этом мире, а так же гораздо более взрослого и умудрённого жизнью опытного мужчины, показаны предельно правдоподобно — мне понравилось.

Сюжетно книга...ну, неубедительно. Вообще мало кому из писателей удаётся достойно изобразить финал и это тот случай, когда Дяченко постиг провал. Поймите правильно, история хорошая, но моментами неубедительная мотивация всё портит. Вот те же ведьмы — сначала всё так накручивается на ровном месте, что равняешь их на ведьм из нашего, не знающего магии мира и помнящего трагедию многих тысяч сожжённых «за колдовство» несчастных. Потом видишь — нет, колдунства и злодейства здесь есть, но ведьмы всё равно не ощущаются такой серьёзной угрозой, что их контрольный орган — Инквизиция, получает такую власть и влияние на протяжении веков. Всю середину и вплоть до финала ведьмы — террористическая группировка, причём не очень сильная и влиятельная.

Позволю себе вольное сравнение с Ордо Еретикус из Вархаммера. Они по сути — тоже охотники на ведьм-псайкеров. Почему с ними надо бороться? Да потому что они связаны с варпом — иным измерением, населённым такими кошмарами, что человеческое сознание даже осознать их неспособно. И даже самый слабый псайкер может стать проводником для демонов — и многократно случалось, что там, где либо Инквизиция недоглядела, либо местные жители укрыли псайкера-ведьму, вскоре начинается вторжение кошмаров, в результате которого гибнут десятки миллиардов и целые планеты-солнечные системы становятся потерянными для Человечества. Вот это — убедительно. Пожалеешь и не поставишь под контроль ведьму — убьёшь миллиарды, всякая жалость таким образом становится неуместна.

Здесь же в опасность ведьм не веришь до последнего, а когда те начинают творить Апокалипсис, он кажется авторским произволом без обоснуя. Я не говорю, что авторам надо было скатываться в чернуху, но можно было прописать ведьминскую угрозу и более убедительно. Всё, книга хорошая и больше серьёзных претензий у меня к ней нет).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книг Дяченко.

Можно много сказать о реализации, правдоподобности и прочем — но все это вторично. Можно говорить о персонажах, все они выглядят живыми и разными, о мире, который при всей своей фантастичности, до безумия обыден. Заберите ведьм и инквизиторов, уберите магию, и будет вам роман из жизни, где самое главное, это даже не герои.

Книга берет за душу потому, что она, в первую очередь, о любви и о выборе, наверное, двух самых тяжелых штуках в жизни. Очень многие авторы пытались обратиться к теме «трудно быть человеком», но далеко не у всех это прошло хорошо. Здесь, я считаю, все было сделано наилучшим образом. Выбор, почему мы делаем именно такой, почему на определенных перекрестках судьбы сворачиваем так, или иначе.

Однозначно — на полку и в список обязательных к прочтению. И крайне желательных к экранизации. Качественной.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот неоднозначные у меня отношения с авторами. Знакомство началось с «Ритуала», и даже понравилось, правда вторая книга «Vita Nostra» читалась уже тяжелее.

С этой книгой было совсем тяжко, давно я не читала такого нудного и унылого.

Мрачный мир, абсолютная безнадега, слишком утрированные терзания героев, инквизиция. По большому счету это история любви, просто в такой мрачной обстановке. Есть ГГ- Клавдий, великий и ужасный, инквизитор, и конечно же с глубокой душевной травмой из прошлого, без этого в жанре никак. Инга-юная не инициированная ведьма, которая находится в постоянных бегах и живет в страхе.

Повествование постоянно прерывается и как бы начинается заново, что очень сильно раздражало.

Продолжать цикл не буду однозначно

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ведьмин век» или как можно описать перетягивание каната в отношениях, если у Вас потрясающее воображение. Конечно, это предложение будет уместным в том случае, если читать роман поверхностно. Но талант супругов Дяченко в большей степени сокрыт между строк. Как и в данных обстоятельствах.

Всматриваясь все глубже и глубже, словно в гипнотизирующий стробоскоп, начинаешь видеть не Ивгу и Старха, а вечное противостояние Инь и Ян. Инь – это как ниспадающие водной стихией мокрые волосы Дюнки, постоянные метания главной героини, это и застывшая всевидящая Луна, наблюдающая за Вами на протяжении всего повествования. Наконец — это мрак, в котором пребывает и который, не подозревая, несет в себе Ивга.

В противовес женскому непостоянству на хрупких весах этого мира лежит твердый и непоколебимый Ян – прекрасно выписанный образ главного инквизитора, а также неумолимых чугайстеров. Лишь они способны приносить Солнце на смену тревожной ночи, испепелить зло, терзающее души ведьм, вернуть мёртвых назад…

Но иногда, словно в танце вокруг нявок, нити характеров переплетаются в сложном узоре, неразрывно соединяя женское и мужское начало – ведь по отдельности они никогда не будут полноценны, что и доказывает блестящий финал книги.

Безусловно, фундаментом для романа стали личные переживания авторов, с их жизненным опытом, хорошим знанием психологии. И всё-таки этого мало – мало для того чтобы так точечно выписать антураж. Мало – для того, чтобы настолько ярко передать эмоции героев, погрузить читателя в болезненно стискивающий фатализм происходящего, чтобы затем сверхновой взорваться в финале, вырывая нас из темных помещений Инквизиции и бросая в разверзающийся бездонный колодец вихрящегося, вспучившегося Хаоса. Для всего этого нужно еще и отличное мастерство. И, положа руку на сердце, без сомнений отмечу – у супругов Дяченко его не отнять.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот прекрасный «дамский» роман, очевидно, положил начало русскоязычному ромфанту, которым ныне завалены прилавки книжных магазинов. Читать его так же неприятно, как и современные тексты про любофф и драконофф.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

»...Мы как-то странно говорим. Будто перед открытой дверью. Надо идти, было ведь время, чтобы поговорить...А теперь времени нету. Дверь открыта, а мы все тянем и оказывается, кое-что важное так и не сказано, а дверь-то уже открыта, и ждут...»

*

Знаете ли вы, кто такие чугайстеры и почему их так ненавидят нявки? А кто такие нявки вы тоже не знаете? Тогда, добро пожаловать в Вижну — город, в котором происходят основные события романа Марины и Сергея Дяченко «Ведьмин век».

*

Мир романа очень похож на тот, что мы видим из окна, даже наличие ведьм и инквизиции не кажется новым. Однако ведьмы здесь способны рисовать знаки, высасывающие силы из человека, носящего их. Или готовить зелье, вызывающее эпидемию чумы или падеж скота. Противостоит им Инквизиция, которая ставит их на учет или предает казни. И все бы ничего...Вот только раз в 400 лет баланс «ведьмы-инквизиция» выходит из равновесия, и весь мир ждет рождение ведьмы-Матки, ведущее к концу света.

В книге параллельно идут две линии повествования: прошлое и настоящее, которые раскрывают события в жизни главного героя романа — Великого Инквизитора города Вижны Клавдия Старжа. Именно он пытается восстановить баланс, обнаружить и уничтожить Матку. В качестве помощницы в этом нелегком деле судьба преподносит ему несостоявшуюся невесту сына его школьного друга — Ивгу. Несостоявшаяся, потому что Ивга-ведьма, а это — приговор. Ее отлучили от семьи и от жениха, несмотря на то, что она безвредна и мечтает лишь о тихой семейной жизни.

Любовная линия здесь необычная и интересная, что немного смягчает мрачную атмосферу романа.

Фэнтезийный мир — лишь фон, главное — взаимоотношения между героями. Ведь, когда наступит ВЕДЬМИН ВЕК, ведущий к концу света, остается только и надеяться на некое спасение, которое не просто повернет время вспять, а пустит его по спирали.

Финал прекрасен и превзошел все мои ожидания. А еще в романе прекрасные психологические портреты героев и хорошо описанные межличностные отношения. Несмотря на фантастический фон, роман вполне реалистичен, возможно даже слишком...впрочем у Дяченок так всегда. Рекомендую всем!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о любви, которой подвластно всё, даже изменить мир.

Я очень тяжело вчитывалась, а всё потому, что стиль изложения резко отличается от фэнтезюшек-однодневок.

Завораживающий слог, таинственные ведьмы, несгибаемая воля Инквизитора, глупый Лис-несмышленыш... и вот уже, казалось бы, непонятный сюжет вырисовывает до боли знакомую картину: Он и Она на фоне погибающего мира...

А может, не погибающего, а зарождающегося?

Зацепило. Рекомендую!

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман очень типичен для относительно раннего периода творчества Дяченко. Как и в большинстве других произведений авторов, внешнее действие играет второстепенную роль, а самое главное в романе — мысли, чувства, переживания двух главных героев.

Но начну, пожалуй. все же с второстепенного. Антураж романа проработан достаточно поверхностно. Мир, в котором происходят события, достаточно похож на Землю конца ХХ века. В наличии имеются метро и грузовики, огнестрельное и даже ядерное оружие, во главе государства стоит монарх, наделенный вполне реальной властью. Вот почти вся информация о мире, непосредственно не связанная с сюжетом, которую авторы решили нам сообщить. Главное же отличие этого мира от нашего — наличие у многих женщин особых ведьмовских способностей, которые могут находиться как в скрытом, так и в активном состоянии. Соответственно, существует и Инквизиция, цель — которой бороться с действующими ведьмами и не допускать инициации новых ведьм. Еще одна напасть — под личиной некоторых женщин скрываются ожившие мертвецы — навки, с которыми борются представители другой спецслужбы чугайстры.

Щедрой рукой авторы зачерпывают из старинных преданий, как украинского, так и европейского средневековья, впрочем, получившийся гибрид выглядит не очень убедительно. Противостояние навок и чугайстров, играющее столь значительную роль в первой половине романа, рассказывающем о прошлом главного героя, затем совершенно уходит на второй план борьбы ведьм и инквизиторов. В итоге налицо некоторая оборванность сюжетных линий, когда второстепенные персонажи в итоге окончательно теряются на фоне вихря событий и чувств, охвативших Ивгу и Клавдия.

Впрочем, весь антураж, все развитие сюжета служит лишь фоном для отношений двух главных героев, для их разворачивающейся любви-ненависти. Итак, она — амбициозная, с огромными способностями юная ведьма, которая пытается найти свое место в мире, которая разырывается между своими ведьмовскими способностями и желанием обычного человеческого счастья. Он — опытный, властный, многое повидавший немолодой мужчина с тяжелой душевной раной. С одной стороны, они просто созданы друг для друга, с другой — очень уж многое их разделяет и толкает в разные стороны. Ивга и Клавдий? Или Марина и Сергей? Видно, что в своих героев авторы вложили немалую толику собственных чувств, переживаний, мечтаний, в конце концов, собственной любви друг к другу.

И все же, накаляя страсти ближе к концовке произведения, авторы, на мой взгляд, перестарались. Апокалиптические картины разрушения и гибели, рождения ведьмы-матки, мучений инквизитора кажутся какими-то искусственными и оттого нестрашными. А уж концовка и вовсе выглдит надуманной, хотя и понятно, что авторы пытались воспеть всепобеждающую любовь, но как-то в это слабо верится.

На этом фоне теряются многие удачные эпизоды книги. Особенно сильное впечатление произвела история первой любви Клавдия. Отдельно замечу, что авторам мастерски удаются описания вот таких полубредовых состояний, то ли яви, то ли кошмара. Эпизоды с поездом или с ходжением по крыше, конечно ярко врезались в память. Мастерски показаны интриги среди инквизиторов, очень сильное впечатление произвела сцена в театре, эффектна погоня за трамваем. Но эти яркие эпизоды порой создают впечатление некой мозаики, а не цельной картины.

В итоге у Дяченко получилось очень личное произведение. Пусть весь мир рухнет, лишь бы родилась любовь! С этим можно поспорить, но какие-то струны души эта история, безусловно, зацепит

Оценка: 8
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отлично. Просто отлично. С Дяченками у меня не всё ровно, но эта книга произвела хорошее впечатление.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уважаемые и, можно сказать, любимые авторы в очередной раз не просто порадовали, но привели в восторженное состояние.

Помимо увлекательной и привлекательной интересной фабулы Дяченки умеют выстроить ситуацию Выбора, причём выбора неоднозначного и неявного, не поверхностного, но всегда трудного и болезненного. Выбора, лежащего на грани соприкосновения рационального и эмоционального, правильного и справедливого, ума и сердца, нравственно-этического и сугубо практического.

А ещё они (Дяченки) всегда (в моём случае) держат под прицелом чувства читателя — влюбляют тебя в героев романа, и тут же заставляют страдать вместе с ними, страдать и мучиться, любить и радоваться, терпеть победу и одерживать поражение...

И редко когда делают финал своих книг закрытым и однозначным.

Один из лучших их романов!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я обожаю этот роман.

Возможно, в нем не все гладко, мир прописан не идеально, концовка несколько своеобразная.

Но! Как и во многих произведениях Дяченко, детали мира здесь не самое главное, они лишь создают антураж, чтобы более полно раскрыть характер и чувства героев. И вот психологическая составляющая романа мне очень понравилась. Отношения героев, их чувства описаны мастерски. Скажу больше: во время хандры я нередко перечитывала куски из этого романа. Для меня развитие отношений Ивги и Клавдия — это необыкновенной красоты романтическая история. Она много лет помогала мне верить.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх