FantLab ru

Курт Воннегут «Сирены Титана»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Голосов:
1425
Моя оценка:
-

подробнее

Сирены Титана

The Sirens of Titan

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 100
Аннотация:

История, описываемая в романе Курта Воннегута «Сирены Титана» происходит в недалеком будущем, когда только появился первый частный космический корабль.

Его владельцем стал богач Уинстон Румфорд. Он полетел в космос со своей собакой Казаком, не боясь попасть в один из «хроно-синкластических инфундибулумов» — точку пространства, угодив в которую всякий объект дематериализуется и существует в виде «волнового феномена, пульсируя по неправильной спирали, начинающейся на Солнце и кончающейся около звезды Бетельгейзе». Туда он и угодил.

Один раз в 59 дней, когда Земля проходила через эту спираль, Румфорд с собакой материализовывались на поверхности земли ровно на один час.

В одну из таких материализаций к Румфорду по его же настоянию приехал другой миллиардер — Малаки Констант.

Малаки Констант был везунчиком от рождения. Он родился миллиардером и жил миллиардером, хотя и пальцем не пошевелил для своего финансового благополучия.

В их разговоре Румфорд сообщает Константу, что попав в хроно-синкластический инфундибулум он смог видеть Истину, будь то прошлое, будущее или даже мысли собеседника. В этом разговоре Констант узнал, что ему лично предстоит совершить, что есть его неизбежная судьба.

А предстоит ему, по словам Румфорда, отправиться вместе с женой Румфорда на Марс, стать отцом её сына Хроно, вернуться на Землю, а затем на спутник Сатурна — Титан...

Примечание:

Также роман печатался в белорусском журнале "Неман" в №№ 7 (с. 84-122), 8 (с. 78-121), 9 (с. 73-131) за 1982 год, перевод Натальи Калининой.

В произведение входит:

7.21 (19)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— сборник «Novels & Stories 1950-1962», 2012 г.

— журнал «Мир Чудес», №2», 1991 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第4回 (1973) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1960 // Роман

номинант
Золотая Сепулька / Złota Sepulka, 1984 // Книга зарубежного автора. 3-е место (США)

номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Судьбы наших детей
1986 г.
Сирены Титана. Колыбель для кошки. Рассказы
1988 г.
Сирены Титана. Колыбель для кошки. Бойня номер пять
1989 г.
Лавка миров
1991 г.
Коса
1991 г.
Барабан и антенны. Министр без портфеля
1991 г.
Тревожные колокола
1991 г.
Курт Воннегут. Том 2
1992 г.
Колыбель для кошки. Сирены Титана
1993 г.
Красный Дракон
1993 г.
Сирены Титана
1993 г.
Колыбель для кошки
1999 г.
Мать Тьма
2001 г.
Сирены Титана
2001 г.
Сирены Титана
2001 г.
Сирены Титана
2001 г.
Сирены Титана
2001 г.
Хроники Тральфамадора
2001 г.
Хроники Тральфамадора
2001 г.
Колыбель для кошки. Мать Тьма. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. Сирены Титана
2004 г.
Сирены Титана
2004 г.
Сирены Титана
2006 г.
Сирены Титана
2006 г.
Сирены Титана
2008 г.
Сирены Титана
2008 г.
Завтрак для чемпионов, или Прощай, черный понедельник
2009 г.
Сирены Титана
2010 г.
Сирены Титана
2010 г.
Сирены Титана
2010 г.
Сирены Титана
2014 г.
Сирены Титана. Завтрак для чемпионов
2015 г.
Сирены Титана. Колыбель для кошки
2017 г.

Периодика:


1991 г.

Аудиокниги:

Сирены Титана
2016 г.

Электронные издания:

Сирены Титана
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Sirens of Titan
(английский)
The Sirens of Titan
(английский)
The Sirens of Titan
1986 г.
(английский)
The Sirens of Titan
1999 г.
(английский)
Novels & Stories 1950-1962
2012 г.
(английский)
As sereias de Titã
2018 г.
(португальский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 мая 2009 г.

«Мне кажется, что кто-то там, наверху, хорошо ко мне относится»

Вот любопытно — некоторые хорошие книжки или фильмы сильно теряют от того, что ты замечаешь, как на самом деле они устроены. Пока «восприятие непосредственное» — тебя тащит, а когда видишь «как сделано» — эффект ослабевает. Например, большая часть «страшных» рассказов Эдгара По. Но я четко вижу их конструкцию, и они не производят задуманного эффекта.

А бывает наоборот — пока не видишь, как оно устроено, все тоже, конечно, здорово — ассоциации срабатывают, как-то на эмоции действует. Но пока не поймешь конструкции — все это не складывается в целостную картинку. Но зато, когда понимаешь и картинка складывается — впечатление усиливается многократно. И очень сильно бьет по голове. Я такие вещи ценю, их довольно мало. И они все рассудочны. Обычно их можно читать/смотреть много раз. Спойлеры им не мешают, зато от того, что при каждом новом повторении замечаются новые детали — они становятся только лучше.

«Сирены Титана» безусловно принадлежат именно к этой категории. Насколько более сильное впечатение производит уже начальный эпизод, когда знаешь все, что будет дальше.

Вообще — я Воннегута в целом люблю, но довольно умеренно, но вот эту книгу люблю чрезвычайно. Не знаю почему. Наверное потому, что в ней нет ни единой лишней детали. И еще потому, что эта книга — о вещах, которые меня не оставляют равнодушными — о судьбе, о предопределении. О смысле жизни, о свободе воли (или о ее отсутствии), о Вечности и о бессмертии. Даже, как это ни пошло, — о любви. И что интересно — это все сочетается там совершенно органично.

PS: Курьеза ради можно отметить, что Станислав Лем, посвятив в «Фантастике и футурологии» довольно много места поискам в «фантастическом гетто» «большой литературы» ухитрился просмотреть эту книгу, поставив ее ниже милой, но не более того, книги Бестера «Моя цель звезды» («Тигр, Тигр!»). Такие дела :)

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2008 г.

Один из самых циничных, тяжелых, философских и беспощадных романов, с примесью гротескной сатиры и юмора. Иногда приходилось заставлять себя читать, настолько мрачные мысли лезли в голову, иногда вызывало улыбку.

Мир книги гипертрофирован и доведен до абсурда донельзя, но в тоже время сохранят все черты нашего мира – так написать мог только гениальный человек.

Вообще у меня книга прочно ассоциируется (крайне упрощенно, конечно, но передать, то что сказал Воннегут невозможно, ибо все крайне неоднозначно и субъективно) с образами 1). Кукловода, который дергает за ниточки куклу, а другой кукловод управляет им — и так до бесконечности... 2). Бесконечно одинокого человека в непонятном шумном мире.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2008 г.

Немного странно получилось — я начал узнавать Воннегута с «Dead-Eye Dick», для которого переводчики подобрали неплохую русскую идиому «Малый Не Промах». Потом были «Завтрак», «Бойня» и «Колыбель»,... Тогда мне были в общем-то безразличны даты публикаций, я просто впитывал необычные истории, не замечая, что уже давно топаю вверх по лестнице, идущей вниз, к истокам творчества спасенного Рабоче-крестьянской Красной Армией из разрушенного Дрездена Курта Воннегута-Джуниора. Топаю от «его глазок закрылся» через этот самый Дрезден и Сан-Лоренцо навстречу Сиренам...

Может быть, именно поэтому при упоминании о «Сиренах» у меня возникают две ассоциации — пара строк нелюбимого мной Юрия Живаго «Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути» и первый шахматный этюд Плаксина на тему ретроанализа. Кто не знает, это такой сорт этюдов, для решения которых необходимо однозначно восстановить ход событий, который привел к позиции, стоящей на доске. Собственно, Румфорду приходится решать аналогичную задачу — успеть доставить недостающую деталь на Титан до ухода из Солнечной системы. Самая завораживающая в ретроанализе штука — обусловленная авторским замыслом единственность игры черных и белых — доведена в «Сиренах» до уровня шахматного этюда. Только вот где этот неуловимый автор...

Заманчиво, конечно, обьявить роман своеобразной игрой, в котором реальность — майя в понимании Гессе, данная отшельником потенциальному ученику. Эдакой детской матрешкой, только открывающейся не снаружи, а изнутри, от Дядька, сидящего в меньшей. Раз за разом ты вроде раскалываешь очередную оболочку, проникая на очередной иерархический уровень управления — сержант, Боз, Румфорд, глядь — а ты все еще ВНУТРИ.

«Сирены» — классная вещь, о которой можно говорить и говорить умно, сибаритствуя в глубоком кресле с хорошим коньяком, сигарой и благодарными слушателями. Рассуждать и строить парадигмы, пока Солнце мчится к какой-то там далекой галактике и люди верят в прогресс. Наверное, так и делал бы в старости буржуй Малаки, когда бы не стал куклой... Занимательная иерархия богов — марионеток для чайников, и не только.

Всем удачи! Lost, не смотри на фонтан.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2013 г.

Вот если бы Марк Твен прошел Вторую мировую войну, знал о ядерной бомбе и испытал бы влияние научно-фантастических журналов с жукоглазыми пришельцами на обложке. Его звали бы тогда Курт Воннегут. Второй в истории американской литературы мрачный депрессивный тип с тяжелым взглядом, вынужденный время от времени прикидываться весельчаком. Воннегуту же было тяжко вдвойне, ибо приходилось еще и прикидываться фантастом...

По этой причине во многих его произведениях на периферии прошмыгивают летающие блюдца с планеты Тральфамадор. И данный роман позволяет несколько подробнее рассказать о их роли в судьбе человечества. И если у какого-нибудь утописта вроде Уэллса человечество шествует по пути прогресса от хаоса к благоустроенной казарме, то некто Воннегут склонен историю рода людского представить как цепь совершенно дурацких событий, объединенных той единственной закономерностью, каковая именуется Госпожа Глупость...

Так что имейте в виду: злой Рок поджидает вас не в образе Коварного Убийцы С Остро Заточенным Стилетом и не через Старинное и Весьма Уважаемое Проклятье Жрецов Майя. Просто однажды вы засмотритесь на ворон и не заметите банановую кожуру, валяющуюся на тротуаре...Возможно, это намусорили те самые, которым не сидится на Тральфамадоре спокойно, а лишь бы бороздить просторы Вселенной на летающих блюдцах...

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2013 г.

Наверное, не стоило мне читать эту книгу в детстве, наверное, после она предстала бы совсем иначе, трагичнее, глубже, но там, в детстве, она дала такие хорошие и правильные мысли, что боюсь перечитывать, вдруг на самом деле все было не так. Я помню ее, как два отдельных текста – в первом по стенам темных пещер иных планет ползали фосфорицирующие существа, а в воде, изваянные из камня (кажется) плавали, как живые, самые красивые на свете сирены. Это очень подбадривало в процессе чтения второй части, совсем не детской. Вот как она представилась мне тогда. Был удачливый человек, который заработал много денег и возвысился над миром. Был другой человек, который хотел быть богом и стал им, изменив мир и сломав судьбу того, первого. А еще был маленький инопланетянин, который летел, чтобы поприветствовать далекую галактику, у него сломался корабль и его соотечественники создали всех нас и того богатого человека, и второго, который хотел стать богом, и всю нашу историю, пирамиды, богов и большие города – чтобы мы создали ту самую сломанную детальку. Наверное для взрослого человека, как и для того героя, что стал богом – такой поворот это отчаяние, крушение. А мне, ребенку, удалось извлечь из него одно простое правило – надо жить так, что если вдруг окажется, что вся наша цивилизация создана ради чьего-то «привет» в далекой галактике, то в твоей жизни это ничего не должно изменить. То есть если в таком случае, жизнь не потеряет радость и смысл, значит, ты живешь по-настоящему. И благословила во мне эту идею фраза из самого начала книги: «Просто кто-то там, наверху, хорошо ко мне относится».

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2013 г.

Интересный и в то же время сложный для чтения роман, который из-за своих особенностей далеко не каждому придется по душе.

Почему интересный? Все просто — автор пишет увлекательно и плавно, сцены на страницах оживают под его пером и наполняются красками, а в героях романа каждый может узнать кого-нибудь из своей жизни, ведь роман по большому счету — философское рассуждение автора о нравах и приличиях реальной жизни через призму сатиры. Не смотря на то, что роман написан в конце 50-х многие насмешки и рассуждения о жизни общества в целом и отдельных «баловней судьбы» актуальны по сей день и вызывают улыбку при прочтении. Кого как, а меня автор заинтриговал буквально первыми строками романа, по которым уже можно понять в каком стиле будет идти повествование:

«Теперь-то всякий знает, как отыскать смысл жизни внутри самого себя.

Но было время, когда человечество еще не сподобилось такого счастья. Меньше сотни лет назад мужчины и женщины еще не умели запросто разбираться в головоломках, спрятанных в глубине человеческих душ. Дешевые подделки – религии плодились и процветали. Человечество, не ведая, что истина таится внутри каждого живого человека, вечно искало ответа вовне вечно стремилось вдаль. В этом вечном стремлении вдаль человечество надеялось узнать, кто же в конце концов сотворил все сущее, и попутно – зачем он это все сотворил.»

И в своем романе «Сирены Титана» автор даст ответ на последний вопрос, причем довольно оригинальный для своего времени ;)

Почему же роман сложен для чтения? Это уже было отмечено в комментариях — сюжет в полной мере раскрывается лишь на последних страницах романа, а до этого идет довольно сумбурная череда событий и дочитав до очередной главы нередко можно встретить мысль «бред какой-то!», так как не улавливается причинно-следственная связь в сюжете. И есть своя доля правды в идее перечитать роман заново, когда ты уже знаешь эту связь. Тем не менее отмечу, что конечная идея романа, ответ на вопрос «почему все так происходит, а не иначе», является далеко не главной и затронута лишь вскользь — фон для финальной встречи главных героев — оставляя не паханное поле для рассуждений читателю, а плюс это или минус решать вам.

В целом же роман производит положительное впечатление, рекомендую к прочтению.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2012 г.

Я редко пишу отзывы о романах, которые мне нравятся, я им всегда ставлю 10. Но вот «Сирены Титана» вызвали у меня множество негативных ощущений. Я решил прочитать этот роман, потому-что мне понравилась «Утопия-14», которую я читал очень давно.

Начало «Сирен...» было вполне интригующим, но дальше мне становилось читать все скучнее и скучнее. В сюжете совершенно никакой интриги, раздражительный стиль повествования, совершенно абсурдные и ужасно проработанные отношения между людьми. Идея все безразличия творца вполне неплохая, но тогда логичней было бы предположить не существование творца вовсе. Я не понял, к чему вел автор, раскрывая свою идею. К тому, что все случайности, кажущиеся божьим промыслом на самом деле и есть бессмысленные случайности?

В финале немножко юмора добавил смысл существование человеческой цивилизации. Окончание сюжетной линии, где

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все умерли в одиночестве, кроме Хроно, который стал жить с птицами
разочаровало полностью. Я думал, что хотя бы какой то смысл их скитаний автор нам поведает.

На счет новой религии тоже не совсем все понятно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Допустим, люди действительно решили объединится после войны с Марсом (хотя в действительности подобное вряд ли случилось бы). Но при чем тут безразличие Бога? Если Богу действительно безразлично, то и нам тоже должно быть безразлично на мораль, честь, милосердие и т. д. Тогда не имеет никакой разницы жить в мире или убивать друг друга.

Сама идея на счет смысла человечества немножко смахивает на «Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом».

В общем, роман я дочитал с трудом, после него остались только негативные эмоции.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 августа 2016 г.

А вы знаете, что такое хроно-синкластический инфундибулум? Что за 3 слова такие непонятные? Хроно-синкла...стический ин-фун-ди-булум. Это вам не абы что, а научная фантастика. Вот как.

И началось все как-то сухенько, примитивненько: слог авторский самый что ни на есть простой, сюжет подавался частями, разными и не совсем складными между собой, но потом… Но потом все завертелось, закрутилось и вот уже, ты, читатель, вместе с Малаки Константом на Марсе оправляешься от очистки памяти и глотаешь дышарики, читаешь такое правдивое и прекрасное стихотворение Биатриссы… Но это только начало. А потом, прочитав все до конца, удивляешься: а что это со мной сейчас произошло и как это все выразить одной идеей?

А вот как. В «Сиренах» Воннегут раскрывает смысл существования человечества. Удивительно, но для вселенной, созданной Куртом, он предельно прост: люби тех, кто рядом с тобой, кто нуждается в твоей любви.

Что впечатлило? Сочетание фантастического и реального, неиссякаемый сюжетный поток, простота слога а также вполне достойное идейное содержание.

О, этот дивный мир Воннегута! Теперь снова в реальность…

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2017 г.

Есть такой сорт писателей: припереться и показать где раки зимуют. Обычно демонстрация проживания раков в зимнее время – случай особый. Одни плюются, другие радуются, и ни черта не разберешь гений перед тобой или внеочередной графоман исходя из мнений и отзывов. Конечно, в таком заунывном случае стоит в тот час же, немедленно обзавестись книжкой составив мнение по прочитанному.

Курт Воннегут, как раз из такого сорта писателей. В его случае все очень интересно. Он необыкновенно талантливо умеет совмещать прозу и для ума, и для сердца. В фантастике Воннегута есть буквально все, чего может пожелать душа. Хотите космоса? Пожалуйста. Внеземных цивилизаций? Почему бы и нет? Надоедает фантастика? Давайте сыпанем философии и заправим все ехидной иронией и черным юмором. Только ни в коем случае не взбалтывайте. Взболтали? Тогда вздохните с облегчением: перед вами не очередной magnum opus о космических далях и зубодробительных звездных войн, а творчество американца Курта Воннегута. С ним и познакомимся.

«Сирены Титана» – качественная научная фантастика. И даже не так. Смесь из качественной научной фантастики и Литературы. Именно с большой буквы. Читать историю действительно интересно. Именно тот самый священный случай, когда писатель плюет со своей колокольни на штампы и отработанные приемы в литературной среде. Его интересует голая ситуация, реакция, накапанная на мозг читателя тема и обязательно эпатаж. Чего-чего, а последнего у Воннегута с лихвой. Любит он эпатировать публику при помощи колких фраз, резких замечаний, заигрываний со вторым слоем романа.

Фабула романа закручена вокруг первого человека отправившегося в космос на частном космическом корабле. Дальше сюжет завязан намного туже. Попытаться объяснить все тонкости сюжета изначально – не выйдет. В общем, все звучит просто и надежно, но уже потом автор выбивает землю из-под ног читателя. Ко всему прочему к неожиданному сюжету прибавляется смысловая нагрузка. Интеллектуальная составляющая романа впечатляет. Тут и размышления о природе человека, мысли об освоении космоса, рассуждения о роли индивидуума в обществе. Забыть в этой космической свалке незначительную деталь легче простого. Все усложняется фактом того, что чистокровной фантастикой роман упорно не хочет быть. В ней немало постмодернистских черт, так легко переходящих из жанра в жанр. В этом качестве «Сирены Титана» убойнейший роман.

Для полного удовольствия стоит поговорить о стилистике автора. Ироничное ерничество от страницы к странице сильно прибавляет удовольствие от романа. Этот великолепный, живой, полный сарказма и иронии стиль наполненный черными-черными насмешками в адрес человечества пробивает на первых минутах. Во всяком случае – стилистика у Воннегута оригинальная и увлекательная.

Читать ли роман? Думается – да. Изящных мизансцен в романе очень много, словесные перепалки, без всякого сомнения, очень достоверны. Сюжет изгибчив и многогранен. Тонкая фактура произведения более чем полувековой давности впечатляет до сих пор. Очень хорошо изображены интеллектуальные лейтмотивы, непримиримая борьба человека с самим собой. Кто мы? И для чего живем? Какова наша цель? Долгие-долгие философские экзерсисы, предоставленные к размышлению Куртом Воннегутом. Удивительное заполнение пустоты внутри себя. Поразительная мощь писательского слова. Очень долгий привкус от окончания романа не дающий опомниться даже спустя часы, а возможно и дни.

Красноречивый постмодернистский НФ роман о людях и человечестве. Воннегут не разменивается на мелочи. Его не волнует контакт с инопланетной цивилизацией, галактические артефакты, пустые войны и там, всяческие черные дыры. Как настоящего писателя его волнует человек и его судьба. «Сирены Титана» роман поразительный и чистый. Полной силы любви к человечеству и более точный в своих произношениях, чем часть своих коллег.

Вердикт: великолепная фантастическая литература от признанного мастера, чья функция не только развлекать, но и донести свои великолепные гуманистические идеи.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2011 г.

Грустный роман, больше всего задело то как поступили с главным героем.... практически всю жизнь он прожил марионеткой, без всякой возможности что либо изменить. И именно эта печальная безысходность и есть стержень всего романа. Сюжетные ходы хоть и оригинальны, но не они составляют суть. К тому же если разбирать произведение на части: в сюжете мне не хватило проработки и детализации, а в плане языка — богатства наполнения (хотя здесь это возможно издержки перевода). Но эти минусы не в силах испортить общего впечатления от книги, т.к. на первом плане здесь человеческая судьба — искалеченная, пережеванная и употребленная в качестве закуски

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
инопланетными кукловодами
.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2005 г.

Идея — изумительна! И пусть Курт Воннегут торопился ее преподнести, отчего роман оказался не столь колоритным и как-будто вкратце пересказанным, пусть он смазал концовку, где, на мой взгляд, стоило развивать основную тему, потому что когда узнаешь основную идею Сирен Титана, больше ни о чем другом думать не хочется. Пусть он еще много чего мог сделать лучше — это все ему прощается с лихвой, потому что идея — изумительна! Идея — одна на миллион!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2011 г.

Книга Курта Воннегута Сирены Титана,является примером для писателей ,как нужно писать. Нет ни одной лишней мысли и все у автора продуманно как у настоящего творца пера ,который поставил своей задачей донести до своего читателя главную идею. У Воннегута своя аудитория,как впрочем и Филипа Дика .Данная книга не является развлекательным чтением и в ней отсутствуют пейзажи Марса и его природы .Это скорее философский роман о том куда движется человек и его злом роке, а также о неотвратимости судьбы (эта тема проходит практически через все произведения Воннегута и с ней очень трудно спорить) но удовольствие от прочитанного я Вам гарантирую. Главная мысль произведения состоит в то ,что человеком управляют более сильные которые у тебя за спиной, как вроде русских матрешек малая в большей.Но люди об этом управлении даже не догадываются.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2011 г.

Книга довольно старая, об этом говорит и ее стиль, и приемы. Почему стоит ее прочитать, несмотря на повторы и некоторую сухость?

От едкой сатиры к горькой иронии, от своеобразного юмора и насмешки к безжалостному, беспощадному бичеванию в стиле Свифта... Это своеобразный предшественник «Автостопом по Галактике». Это пронизанный иронией стиль, сарказм в довольно оригинальной форме. Но — местами очень грустный.

Хотя вначале нам просто предоставляется возможность посмеяться и посочувствовать. И в нескольких местах действительно есть над чем посмеяться, и юмор там совершенно необыкновенный. Не сногсшибательный, но примечательный. Письмо Константа Беатрисе и «командир военно-морской лыжной пехоты» доставили несколько минут веселья.

Но вот с какой-то минуты это сочувствие внезапно перерастает в совершенно необыкновенное переосмысление жизни. Особенно в эпизоде с Бозом, остающимся на Меркурии. Это я называю «катарсисом», хоть данный термин и не совсем верен — но здесь нам предстоит очищение души через переосмысление жизни. Через внезапное нахождение смысла жизни в самых простых и естественных мелочах. Вот с той минуты, когда Боз остается на Меркурии, сарказм превращается во вселенскую грусть. Ну а уж когда мы узнаем, кто же на самом деле сирены Титана...

В нашей жизни немало не очень радостных вещей. Но сама она по себе стоит того, чтобы жить, бороться, продолжать свое, пусть маленькое, но дело. Лично я всегда буду противником постулата «ничто не изменяется, все что было, есть, все что будет, было всегда». Но это не мешает мне оценить грустный и пронизывающий печалью финал этой книги. Хотя, может быть, не так уж он и печален. Все же конец вроде бы хороший. Но финал, именно финал, перед отправлением на Землю, пробуждает эмоции. И в нем есть небольшой подвох.

Так зачем же ее читать? Ведь в жизни и так порой приходится улыбнуться, чтобы не заплакать. Стоит ли еще добавлять уныния?

Не скажу, чтобы сердце разрывалось — но внутреннее «я» ахало и качало головой. А потом стало понятно, что такая трагичность — отзвук высокой художественности, наподобие «Аэлиты» или Человека со Звезды. Да, это разные стили, времена и периоды. Там — высокая романтика, зов, летящий сквозь бездну вечности, осадок глухой боли в сердце. Здесь тоже осадок глухой боли.

Несет ли эта книга успокоение и свет? Не знаю. Дает ли она нам обещание? Не знаю. Утоляет ли печали? Пожалуй, что только умножает. Печальному, уставшему сердцу лучше ей не внимать — хотя именно такие найдут в ней очень близкие своей душе ноты. Но деструктивного романтизма здесь нет. Да и уныние, пожалуй, она не навевает. Просто необыкновенную грусть. Но не такую, как, скажем, уныние после «Мертвых душ». Просветление эта книга дарит скромное. Что-то вроде легкого намека на то, что кончится все хорошо. Но в некоторых местах она учит находить простой, грустный, просто убийственно скромный смысл в мелочах. Даже тот, у кого совершенно нет друзей, может хоть однажды увидеть природу своей планеты восхитительно, невообразимо прекрасной. Признаюсь, пока не дочитал до конца, был не в восторге от этой сентенции. Это не Экзюпери и не Стейнбек. Но иногда, наверное, раз в пять-семь лет такие книги, похоже, читать надо. И как всегда — лучше в подходящей обстановке, месте и времени. чтобы ощутить, каковы бывают и не очень светлые чувства. чтобы ощутить катарсис.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2017 г.

Это, знаете ли, было непростое чтение. Нет, не в том страшном для каждого книгочея смысле — проглатывается книга за два дня легко. Ну прочитать десять раз «хроно-синкластический инфундибулум», проговорить пару раз вслух, чтобы взгляд не спотыкался при чтении, а дальше как по маслу: иронично, необычно, фантастично, все как мы любим.

Проблема в том, что воспитанная на анализе «синих занавесок» натура не может не пытаться вычленить сакральное «что хотел сказать автор». А с Воннегутом так не получается, он в эти ваши анализы темы-идеи вообще не играет. Тут надо вооружиться самым острым ментальным скальпелем, и внимательно сидеть и отделять, где сатира, а где просто хиханьки. И какое-то фантастическое допущение — оно для фантастики или для художественного приема. И в большинстве случаев, на мой взгляд, оно там все вместе. И что прикажете делать? Не разбирать же по буквам. Эти — серьезные, а эти — нет, а это религиозные буквы, мы их положим отдельно.

Хроно-синкластический инфундибулум и Румфорт, который смело отправился прямо к нему: это описание инициации, храброго выхода из зоны комфорта, которое вознаграждается всемогуществом. Иначе, зачем подчеркивание храбрости этого шага в романе? Или это просто виток сюжета, нужный, чтобы объяснить возможности почти божественного влияния Румфорта на всю планету Земля, Солнечная система, Млечный путь?

А сами действия Румфорта показывают нам отношение автора к религии. Тут я не гадаю, после бомбардировки Дрездена автор к религии был настроен крайне скептично. Человек с собакой, материализующийся по графику и собирающий своей материализацией толпы людей, даже не допущенных к созерцанию этого явления — это аллегория толпы, ослепленной верой. И сам Румфорт, наделенный божественным влиянием и абсолютным, как ему казалось, всеведением — образ божества, наделенного человеческими качествами, а война марсиан с землянами — ничем ни лучше всех религиозных войн, произошедших на этой планете. А может быть и нет, и это просто сюжетные ходы, а вопросы религии автор ставит через описание религии Господа Всебезраличного. Вероятнее всего, и там и там, вопрос-то важный.

Как и вопросы войны. На фоне апологетов антивоенной прозы, сентиментальных, пафосных, реалистичных, выжимающих слезы у миллионов людей, описание войны марсиан с землянами кажется каким-то стебом. Как будто автор хихикает над умственно убогими и предлагает читателю присоединиться. По мне, нифига это не так. Просто, дорогие земляне, а что прикажете делать, если антивоенная проза не работает? Описания смертей, атмосфера страха и бесчеловечности, идущая к нам от антивоенной прозы (да и поэзии, чего я поэзию-то забыла) отлично влияют на каждого, но на массу и толпу это не работает. Что ж, автор попробовал другой подход. Он хотя бы пытался.

Жаль, людей не исправить. Все-таки тральфамадорцы виноваты, иначе не объяснить.

И это тоже важный аспект романа: виноваты ли тральфамадорцы? Или Румфорт, или сами люди, или судьба — лабиринт, который просто есть и каждый должен пробежать по своему и по-своему. На мой взгляд, автор говорит о том, что землянами могут управлять разумные роботы из далекой галактики, или божество, доброе/злое/равнодушное — тут все равно. Человеки все равно все сделают сами, в своем особом стиле, так что кто бы там не нажимал на кнопочку, винить можно только себя и во всем.

Возможно, если бы автор прочитал эти зачатки анализа в стиле «синих занавесок» он бы долго весело смеялся, а потом обстебал бы мега-критика в каком-нибудь романе на эпизодической роли. Жаль, что не прочитает — не худший способ увековечиться.

Когда-нибудь я прочитаю все романы Курта Воннегута, и тогда напишу хорошие рецензии на каждый. У меня тогда будет контекст и возможность выделить основные идеи и поднаточить ментальный скальпель, чтобы отделить иронию от фантастики. А пока я ставлю точку. Привет!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2010 г.

Классная книга классного автора.

История, религия, война, социальное устройство мира, судьба человечества и судьба человека, даже игра на фондовой бирже ВСЕ, что есть в этой книге гротеск и абсурд. И в этой каше варятся, совершают хорошшие и плохие поступки такие понятные и близкие для любого человека герои. Наблюдая за ними и узнавая в них себя, поневоле растрогаешься.

Как всегда у Воннегута много фраз, которые хочется цитировать. Отмечу также блестящий перевод М. Ковалевой.

Побольше бы таких книг.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх