FantLab ru

Роберт Шекли «Битва»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Голосов:
1314
Моя оценка:
-

подробнее

Битва

The Battle

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 205
Аннотация:

Люди готовятся к Последней Битве с Сатаной. Но не все будут участвовать в Последней Битве, а только генералы, которые еще надеются на то, что после победы они будут представлены… ЕМУ. Там на небесах...

Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Шутник», 1971 г.

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires divines», 1983 г.

— сборник «Гражданин в космосе», 1955 г.

— сборник «Так люди ЭТИМ занимаются?», 1984 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— антологию «Срок авансом», 2004 г.

— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/2. Американская фантастическая проза», 1990 г.

— антологию «Другое небо», 1990 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— антологию «Чего стоят крылья», 1989 г.

— антологию «Короли ночи», 1993 г.

— антологию «Утро богов», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «There Will Be War», 1983 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— антологию «Замежная фантастыка», 1990 г.

— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.

— сборник «The Masque of Mañana», 2005 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book One», 1991 г.

— антологию «Worlds of If: A Retrospective Anthology», 1986 г.

— антологию «The First World of If», 1957 г.

— журнал «If, September 1954», 1954 г.


Похожие произведения:

 

 


Шутник
1971 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Чего стоят крылья
1989 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
Американская фантастическая проза. Книга 2
1990 г.
Другое небо
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Избранное
1991 г.
Ордер на убийство
1991 г.
Утро богов
1992 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1992 г.
Короли ночи
1993 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 6
1994 г.
Миры Роберта Шекли. Прикладная демонология
1997 г.
Цивилизация статуса. Повести. Рассказы
2000 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Лабиринт Минотавра
2003 г.
Срок авансом
2004 г.
Координаты чудес
2007 г.
Координаты чудес
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Координаты чудес
2018 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Похмелье и другие рассказы
2004 г.
Просто Фантастика
2008 г.
Гражданин в космосе
2015 г.

Издания на иностранных языках:

If, September 1954
1954 г.
(английский)
The First World of If
1957 г.
(английский)
Histoires divines
1983 г.
(французский)
Is THAT What People Do?
1984 г.
(английский)
Worlds of If: A Retrospective Anthology
1986 г.
(английский)
Замежная фантастыка
1990 г.
(белорусский)
The Collected Short Fiction of Robert Sheckley
1991 г.
(английский)
The Masque of Mañana
2005 г.
(английский)
Остання збірка
2006 г.
(украинский)
Citizen in Space
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июня 2012 г.

Рассказ поразил не столько неожиданной концовкой, сколько отношением к ней читателей.

Не понимаю, почему все так винят генералов, когда они сделали для сотен тысяч людей невозможное: сохранили им жизнь, не дав погибнуть в самой масштабной и кровавой битве в истории мира. Если бы в бою учавствовали живые люди вместо роботов, то такая битва сильно сократила бы население Земли. А как же оставшиеся в живых родственники убитых? Насколько хорошо безутешную мать может успокоить мысль, что ее ребенок в раю? Да и сами вы что бы предпочли: умереть и попасть в рай или продолжать жить, любить и радоваться жизни на земле?

Нет ничего страшнее, чем посылать людей на верную смерть. Генералы здесь однозначно герои.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2013 г.

Ну, коллеги, это же не просто какая-то там битва со злобными инопланетянами, например. Это Армагеддон — последняя война добра и зла на исходе времён. Таким образом, в этой эпичной битве, человечество оказалось фактически ни при чём, хотя и ожидало её невесть сколько тысяч лет. И не нужно кивать на генералов, командовавших битвой. Во-первых, раз эти господа послали в бой роботов, то наверняка и план разрабатывали и осуществляли оперативное командование не без помощи какого-нибудь искусственного интеллекта. Во-вторых, Господь явно в итоге дал понять, что ожидал от людей большего . Таким образом, появляется довольно широкое пространство для домыслов и вопросов. Люди — это добро или зло? И если люди не сражались в Последней битве, то какова их участь, если Армагеддон в самом деле конец всего сущего? Ведь согласно по многим трактовкам, вне зависимости от исхода Последней битвы, наш мир, а может и вся Вселенная прекратит своё существование в нынешнем виде.

Впрочем, возможно, что сам Шекли не слишком «заморачивался» этими теологическими вопросами. Американские мастера-фантасты 20-го века великолепно «разогнали» тему «робот вместо человека». Робот как страж закона — «Рука закона» Гаррисона. Робот, претендующий на, кхм, исполнение супружеских обязанностей — «Вы что-нибудь чувствуете, когда я прикасаюсь?» того же Шекли. Робот как катализатор совести — «Дурной пример» Саймака. Робот, заменяющий мать в «Электрическое тело пою!» Брэдбери. Робот как более человечное существо, чем сам человек в «Двухсотлетнем человеке» Азимова. И как квинтэссенция — роботы вместо всего человечества в «Битве».

Блистательный, более чем запоминающийся рассказ. Один из ярких примеров того, почему многие читатели склонны считать именно Роберта Шекли лучшим автором-фантастом в малой форме.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2009 г.

Не могу понять, чему так радуются люди, писавшие отзывы. Почему так злорадно порицают генералов честно выполнивших свой долг, прекрасно сделавших свою работу. И не понимаю, почему вся слава достается роботам — «жестянкам», которых тоже делали люди, а другие люди этих мастеров рожали, кормили, учили — в общем победа принадлежит роду людскому, и никому более.

А то, что Благодать забирает на небо роботов — так не кажется ли вам, что появись на поле сражения люди, та же Благодать забрала бы мечи, копья, дубины — а людей оставила бы, потому что именно оружие наносило удары по врагу. В общем смешно, пока не задумаешься.

Насчет же веры — да, автор прав. Вере здесь места не было. Было дело, которое сделали хорошо.

Или следовало, как пишут в житиях, не сопротивляться злу, а лишь уповать на Господа? Такое тоже возможно, только человечество не первое уж тысячелетие живет по закону — «На бога надейся, а сам не плошай!» И невозможно даже искренне верующему человеку отступить от этого принципа.

Рассказ удивительно многоплановый и неоднозначный.

А в итоге — как пишет zmey-uj «просто будут жить дальше, и даже без Сатаны — вроде бы там не говорится, что Земля прекратила существовать?» — вот и меня такой результат очень даже устраивает.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2014 г.

Яркий, типичный рассказ, характеризующий золотой век фантастики и в частности Роберта Шекли. Напомнил его же «Страж-птицу», где роботов-птиц программируют на защиту человека с самообучением. Как отмечалось ранее в отзывах тема замены роботами человека активно муссировалась во времена написания рассказа, были многочисленные «за» и «против». Судя по всему Шекли относится к категории «против». Его позиция проста — дела людские самим и разгребать. Военные выполняя свою социальную функцию защищают население, телевидение выполняет свою функцию показывает зрелище. А что может быть зрелищнее, чем Армагеддон в прямом эфире?! Попкорн уже раскуплен, охлажденное пиво откупорено — жители Земли в ожидании супершоу! Генералы готовятся после победы в которой не сомневаются предстать перед Ним, религиозные деятели изъявляют желание участвовать в битве. А что же рядовые граждане? сомневаюсь что в реальности они бы изъявляли желание. Если есть возможность наслаждаться зрелищем и не быть убитым кто что выберет? Да, после победы роботы вознеслись в царство господне. Но каковы шансы, что участвуй люди пришла бы победа? а в случае поражения участь иная грозила бы... При таких раскладах я за гарантированный попкорн, пиво и зрелище с последующим проживанием на Земле, чем вероятностный проигрыш и вечный ад.

Рекомендовано к прочтению всем.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2010 г.

Бог — в душе каждого живущего! И душа каждого человека стремится к Богу! Поэтому бездушый — синоним безбожника! Это человек без Бога в душе!

Я ни в коей мере не пытаюсь, в виде отзыва, поднимать тему духовности и Веры в Бога! Просто, анализируя прочитанное, понял для себя, что Шекли как раз и показал, в ироничной и короткой форме, наше нынешнее человечество и всю глубину той пропасти, в которую катится человечество.

Логика проста: раз Армагеддон — это последняя битва, значит воевать должны те, кто этому посвятил всю жизнь, т.е. военные. А мирные обыватели будут в роли добрых зрителей с волнением и переживанием наблюдать сие действо, как финал ЧМ по футболу! «Фигушки! Плотоядная я!» — именно это приходит на ум в первую очередь! Армагеддон — это битва, в которой будет участвовать каждый живущий на Земле! И битва эта будет за ДУШУ каждого конкретного человека, как создания Божьего! И никто не отсидится в окопах или на диване, потому что и там будет Армагеддон!

Поэтому ни военные, ни священнослужители всех конфессий, ни верующие — никто в рассказе не получил БЛАГОДАТЬ БОЖЬЮ! Все они вместе и каждый по отдельности уже проиграли свой собственный Армагеддон, еще до его начала, согласившись на сценарий, предложенный военными! Сатана многолик и коварен, а человек слаб и внушаем! И именно Сатана одержал свою главную победу в этом рассказе, т.к. убедил всех (через военных) и бился не с Душами людскими, а с болванками металлическими.

Автору огромное спасибо за произведение, заставляющее задуматься над главными вопросами: кто мы и зачем мы?

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 ноября 2017 г.

Странно. Вот читаешь рассказ — и кажется, что всё так просто... А начинаешь читать отзывы — и такой спектр мнений...

Лично я больше солидарен с Доктором Вовой: битва была проиграна людьми ещё до сражения как такового. И дело даже не в попкорне. А просто в том, что они забыли: эта битва — Последняя. Не будет никакого «потом». Не будет возможности продолжать жить, поднимать планету из руин и строить свой рай на пепелище, уж если в готовый не берут. Кто не погиб от рук (или чего там у них ещё?) демонов — исчезнет вместе с миром как таковым. Даже если (поклон zmey-uj) и не говорится открытым текстом о прекращении существования Земли — полагаю, это должно подразумеваться. Но...

Но люди про это не помнят. Им, в общем-то, и так хорошо. Вот ещё бы от сатаны отбиться — и совсем сладко станет. А победить, само собой, надо эффективно, оптимально и с максимальным ресурсосбережением. Они и в самом деле вышеописанный исход как-то не рассматривают. Они разумны, логичны и считают, что, если их противник выходит на бой, значит, есть смысл отстоять территорию. Ибо в этом должен быть смысл. То есть образцом разума и логики они уже избрали сатану...

Как по мне — это всё равно, как если бы студенты медицинского ВУЗа считали своей главной целью сдать госэкзамен. Какая, право, разница — со шпорой, без шпоры, с гарнитурой, без гарнитуры? Ведь я же ответил на все ваши идиотские вопросы из билета, разве нет? Так почему же меня не берут теперь остаток жизни сидеть в белом халате в светлом кабинете и не разрешают за большие деньги бить людей молотком по коленкам?

Более того, есть вопросы насчёт того, что люди, сражаясь, могли бы и проиграть. Опять же, логично и разумно. Уверен, что пресловутые генералы думали так же. Но, опять же, а ничего, что пророчества предсказывали обратное? Но то пророчества, а то жизнь... Так где же место вашей вере, господа? За что же вас в рай?

Про тезис Pupsjara насчёт того, «почему люди должны биться с полчищами сатаны? А где бог, где ангелы, где люди, которые на небесах, почему простые люди должны отдуваться за всех» хочется сказать отдельно. Ибо часто встречаю людей с такой точкой зрения. Вот только непонятно: за кого это — «за всех»? То есть либо предполагается, что сатана воюет с богом, а люди тут — так, гирька, которая может упасть на ту или иную чашу весов, обеспечив соответствующей стороне победу; либо, как в известной рекламе, провозглашается, что «я этого достойна!». Можно вести длинные философские и богословские споры на тему, так ли это, но следует, по крайней мере, отдавать себе отчёт в том, что такая картина мироздания — не единственно существующая. Есть и другая, в которой рай не берут только за то, что ты хорошо кушаешь кашу, слушаешься маму, соблюдаешь ПДД и платишь налоги. Его ещё заслужить надо. Ведь предупреждали же насчёт «безопасного пути»: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Не спорю, «Евангелие» от Шекли несколько специфично и апокрифично, но что в нём, что в первоисточнике богу с ангелами сатана не угрожает нисколько. Не те масштабы. Вот, полагаю, в рамках этой концепции и существуют герои данного рассказа.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2011 г.

«И да воздастся каждому по делам его...»

Много отзывов написано, но такой мысли, кажется, не появлялось.

А я рассказ понял именно так: не надо прятаться за кого-то — все трудности, невзгоды, даже смерть нужно встречать самому, лично. Тогда и жизнь будет полной, яркой — и в конце жизни, попадёшь ты в рай, или в ад, или просто растворишься и перестанешь существовать — ты сможешь сказать, что твоя жизнь не прошла впустую.

А вообще, один из признаков хорошего рассказа, повести, романа — когда каждый читавший находит в нём что-то своё...

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2012 г.

Мораль сей басни такова:

а) нечего загребать жар чужими руками,

б) хлеб делают хлеборобы, а не менеджеры.

Так что, если ты умеешь только выкрикивать команды, чураешься грязной работы и подставляешь других по удар — не удивляйся, если тебе ничего не перепадет.

Религия? Она в этом рассказике сугубо на службе сюжета и главной мысли.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2009 г.

А кто, собственно, в рассказе «загребает жар чужими руками»? Роботы не свалились с неба — они созданы людьми, и только людьми. По крайней мере, иного в рассказе не утверждается. Так что победа достигнута людьми, пусть они непосредственно и не присутствовали на поле боя. Хотя, конечно, не стоило запрещать участие в бою тем, кто этого желал. А что касается рая — если его хозяева не способны сделать подобные простейшие умозаключения, может, лучше с ними и не жить. Пусть радуются обществу военных роботов. А на Земле, где больше не будет войн, люди сами построят свой рай.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2008 г.

Мысль рассказа очень интересная, но с его оболочкой, так сказать сюжетом, ЛИЧНО Я не совсем согласен.

Человек испокон веков, будучи наделен мозгами, в борьбе за власть на Земле выигрывал за счет изобретательности и смекалки, используя в битве с превосходящим по физической силе соперником подручные инструменты. Так и роботы рассматриваются мною, как инструмент помогающий человеку, и поэтому вся слава и благодарность за действия роботов должна принадлежать людям, которые этих роботов изобрели

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2017 г.

Как здесь уже написали этот рассказ является не более чем анекдотом с весьма оригинальной и забавной развязкой. Когда я читал его в 16 лет то идея битвы адских созданий против роботов выглядела весьма захватывающей. Серьёзно воспринимать рассказ и искать в нём глубокий смысл нельзя по следующим причинам:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Армагеддон и Апокалипсис в целом это чисто христианская заморочка (да и то не все конфессии её придерживаются), так что толерантное включение в силы добра верующих всех религий мира не имеет под собой основания.

2. В битве Армагеддона вообще-то дьявол будет возглавлять полчища людей-грешников, так как согласно христианству именно он правит на Земле, и соответственно во время Армагеддона будет побеждён Иисусом и отстранён от правления. Именно по этой причине наступит рай для праведников и вечное наказание для грешников. В таком виде христианство пропагандировалось в реальном мире, а после того как предсказанное пришествие Христа не случилось, то пришлось перенести его в неопределённое будущее, а рай на небо. Так что автор выдумал себе своё собственное христианство и написал на его основе свой рассказ. К реальным христианским догматам он отношения не имеет.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2015 г.

Конечно, сейчас уже ни пушки против магии, ни пушки против Сатаны, никого не удивляют. Но в том, 1954-м, сама идея стенка на стенку танки против демонов, наверное, реально впечатляла.

И, главное — финал. Чисто Шеклианский. Как минимум улыбка — гарантирована.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2015 г.

Последняя Битва с Сатаной, Армагеддон, план которого разрабатывают четыре генерала. Но для них это не более чем шахматная партия, ведь вместо людей и их самих сражаться и умирать будут роботы. Зато наградой наверняка должна послужить путевка в Рай. Но вот только Господь обращает свою благодать не туда, куда все рассчитывают.

Получается, что генералы совершают ошибку, в чем нас и пытается убедить Шекли. Но разве можно назвать тех, кто спас миллионы людей, избавив их от войны, отрицательными героями? Конечно же нет, ведь они выбрали самый безопасный путь, выбрав уничтожение роботов вместо смерти человеческих жизней.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июля 2012 г.

Не очень понятный рассказ.

Это что же, предлагалось людям самим сражаться при наличии автоматизированной армии?

Впрочем, с произведениями на религиозную тему всегда так. Логика и вера — понятия, полагаю, не вполне совместимые.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2011 г.

Рассказ короткий, но размышлять над ним можно снова и снова. В нем заложена такая философская глубина, что и в повесть не заложить. Возможно, один из самых сильных рассказов с таким малым количеством знаков.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх