FantLab ru

Уильям Гибсон «Нейромант»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Оценок:
2812
Моя оценка:
-

подробнее

Нейромант

Neuromancer

Другие названия: Нейромантик

Роман, год; цикл «Муравейник»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 181
Аннотация:

Мир недалёкого будущего пронизан виртуальным пространством, а людская плоть сплошь иссечена высокотехнологичными устройствами. Огромные мегаполисы покрыли поверхность Земли, а гигантские корпорации самозабвенно сражаются между собой всеми доступными методами.

Однажды совершивший ошибку кибер-пространственный «ковбой» получает шанс вернуться в родную информационную стихию, трудясь на неизвестного работодателя. Его спутницей становится очаровательная наёмница — «уличный самурай» Молли.

Примечание:

• Перевод Б.Кадникова и О.Колесникова (1994-1996) «Нейромантик» доступен в сети на странице О.Колесникова в «Самиздате».

• В 1988 вышла компьютерная игра Neuromancer, созданная на основе романа.

• Существует сетевой перевод dr.noise: «Я не преследовал цель создать литературный перевод. Наоборот, я был готов даже допустить некоторые нарушения, чтобы сохранить оригинальный дух книги и донести ее содержание в минимально измененной форме, так как в случае с Гибсоном форма изложения сама по себе является неотъемлемой частью книги».


В произведение входит:

  • Часть первая (Тиба-сити блюз)
  • Часть вторая (Поездка за покупками)
  • Часть третья (Полночь на рю Жюль Верн)
  • Часть четвёртая (Рейд на виллу «Блуждающий огонек»)
  • Кода (Отъезд и возвращение)

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1985 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1984 // Роман

лауреат
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 1985 // Лучшая НФ-книга в США

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1985 // Роман

лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1985 // Зарубежная фантастика (США/Канада; роман)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第18回 (1987) // Переводной роман

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 1992 // Научно-фантастическая книга (Канада)

лауреат
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1992 // Переводной роман / сборник (Канада)

лауреат
Сигма-Ф, 1998 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1985 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1985 // Роман

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 1985 // Выдающееся произведение на английском языке (роман)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1990 // Научная фантастика - Роман (США/Канада)

номинант
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1991 // Зарубежная книга. 2-е место (США/Канада)

Похожие произведения:

 

 


Нейромант
1997 г.
Нейромант
2000 г.
Джонни Мнемоник
2003 г.
Джонни-Мнемоник
2003 г.
Нейромант
2015 г.
Нейромант. Трилогия
2017 г.
Нейромант
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Neuromancer
1984 г.
(английский)
Neuromancer
1984 г.
(английский)
Neuromancer
1986 г.
(английский)
Neuromancer
1986 г.
(английский)
Storming the Reality Studio: A Casebook of Cyberpunk and Postmodern Science Fiction
1991 г.
(английский)
Neuromancer
2013 г.
(английский)
Neuromancer
2016 г.
(английский)
Нейромант
2017 г.
(украинский)
Нейромант
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  40  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чему нас учит эта книга? Тому, что произведение, стоящее у истоков некоего жанра, совсем не обязательно будет классикой этого жанра, и даже необязательно будет текстом высокого качества.

Говоря, «Нейромант» стоял у истоков киберпанка. Может быть, я не сильна в истории этого жанра, как и в истории всех остальных, и, как ленивый нелюбопытный читатель, воспринимаю все вещи as of today, без особых скидок на время. Сейчас он смотрится не просто бледно, а исключительно бездарно. Оборванный сюжет, непонятно как и зачем происходящие скачки героев из одной точки пространства в другую. Непроработанные мир и время (вроде бы дело происходит в неком условном будущем, и многое в нем изменилось, а вот сорта пива остались те же!) Стародавняя романтизация наркомании, герои, все физические и эмоциональные состояния которых укладываются в варианты «хочу ширнуться» и «ширнулся, словил кайф». Наркотики, сигареты и алкоголь, какие-то ценности малолетних гопников, прости господи! И этим забит весь текст, за бесконечными наркотиками, сигаретами, алкоголем и редкими описаниями сексуальных извращений ни для нормального сюжета, ни для деталей киберпанкового мира, ни тем более для характеров не остается места. Логики ноль, цели данного текста тоже не увидела. В чем состоит сюжет? В том, что собравшаяся не пойми как банда из опустившегося наркомана, бывшей шлюхи и бывшего вояки с пеареписанной памятью «вскрывает» брандмауэр некоего ИксИна, предоставляя ему больше возможностей для развития, за что получает некоторые деньги? Не впечатляет. Особенно учитывая, что разворачиваться все это мероприятие начинает под конец романа, а до этого следуют бесконечные алкогольные и нарко-трипы героя и никчемушные «разборки» с местным аналогом братвы на раёне.

Герои вызывают единственно раздражение своей картонностью и банальностью своих желаний и реакций. Непонятно почему главного героя, повторюсь, опустившегося нарка, который раньше занимался, скажем так, ИТ, вытаскивают из его конуры в этот «проект». Разумеется, наркотики никак не влияют ни на здоровье, ни на способность качественно и эффективно работать — это ж все равно что чаю выпить, конечно. Зато как круто звучит! Герой закинулся дозой, полирнул это пивасегом и пошел заниматься высокоинтеллектуальным трудом. Как большой прямо. Напоминает Поппи Брайт, у которой крутизна ее вампиров также измеряется примерно в количестве потребленных ими «торпед».

С литературной точки зрения текст совершенно никакой. Я вообще питаю симпатию к киберпанку как жанру, но здесь и киберпанка-то нет как такового, нет практически деталей кибер-мира. Герой заходит в него и дальше — «магия, магия». Как конкретно этот мир устроен, в чем конкретно особенность способностей героя, что из себя представляет ИксИн — все интересные вопросы совершенно без ответов. Зато изобрести какие-то длинные и непроизносимые названия наркотиков автор не поленился. Слог «мусорный», состоит из каких-то обрывков фраз, мыслей, множества «школьных» деталей в духе описания, в какие обтягивающие кожаные штаны одета героиня, разговоров, которые по степени интеллектуальности примерно соответствуют комиксам.

Наш «Лабиринт отражений» при некоторой его наивности — намного круче и интересней. А тот же Симмонс по сравнению с «Нейромантом» — просто недосягаемая высота.

Оценка: 2
–  [  45  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как основать жанр? Очень просто: делайте вид, что он уже давно есть, что он уже не новость и его условности понятны без объяснений. Именно так написан «Нейромант». Автор почти не утруждает себя пояснениями, как работает его чудо-техника, каким образом «перебрасываются» в виртуальную реальность. Это подразумевается как само собой разумеющееся.

Как создать жанр? Придумайте ему эстетику. «Нейромант» прямо-таки состоит из эстетики киберпанка. Неоновая реклама, женщины в коже и латексе, солнечные очки, смертоносное оружие ниндзя, жужжащие киберпротезы, пикселизованные светящиеся изображения, искуственные растения и фальшь виртуальной реальности. Не беда, что вы ничего не понимаете в компьютерах и не можете описать работу хакера. Всё равно про неё скучно читать. Изобразите её как невероятную, цветастую магию, сеть — как трёхмерное пространство, массивы данных — как сияющие пирамиды и кубы, вирус — как чёрную кляксу, проникающую в ткань виртуального мира. Это колдовство, это красота — и не важно, что она не имеет ни малейшего отношения к реальной вычислительной технике.

А больше ничего и не надо. Не задумывайтесь над стилем — просто кидайте побольше терминов, не объясняя их. Язык и стиль книги чудовищны (а переводы их ещё и усугубляют), предложения превращаются в хаос эпитетов и прилагательных, метафоры — пугающе абсурдны. Зато вся эта каша-малаша из «бетафенетиламина», «инфопространства» и «манкири», из лэйблов электроники и техники, работает на атмосферу киберпанковского мира, на его эстетику. Читателя оглушают, обрушивают на него поток терминов и эпитетов этого мира. Объяснять и переводить никто не будет. Просто здесь так говорят.

Не задумывайтесь над сюжетом. Пусть герои ведут себя, как сумасшедшие. Пусть они убивают и калечат друг друга без особого повода, и без повода же помогают друг другу. Пусть рвутся к смерти с суицидальной манией. Пусть хамят своему нанимателю, нервируют коллег и откровенно плюют на исход дела, от которого зависит их жизнь. Побольше бессмысленной смерти и увечий, предательства без выгоды и внезапных драк до смерти без повода. И побольше бесцельных перемещений по миру, как реальному, так и виртуальному — пусть читатель полюбуется.

Итак, ещё раз, что нам нужно для нового жанра. Яркие образы, минимум реализма, максимум терминов и торговых марок, и никакой логики в поведении персонажей. На все недоумённые вопросы читателя — «Что это за фигня?» — у вас ответ один: «Это безумный мир киберпанка, детка. Здесь все чокнутые».

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Единственный роман который я дочитал до конца и которому поставил двойку!

Читал данную книгу пару лет назад, просто из-за того что хотел ознакомиться с родоначальником киберпанка. Сюжет у книги, в целом, не плох, персонажи довольно интересные... Но, вот текст... Я ни до, ни после, не читал настолько тяжелых книг. Я не знаю вина в этом переводчика, или сам Гибсон не умеет красиво и, главное, живо описывать происходящее и локации, но я перечитывал по несколько раз, буквально, каждое предложение, а то и целые абзацы, просто что бы в голове появилась хоть какая-то картинка и это при том что у меня очень живое воображение и визуализировать то что написано в книгах для меня не составляет труда. При чтение Нейроманта у меня не было ясно картинки, только какие-то урывочные образы. Я конечно понимаю что Гибсон в этой книге описал классический киберпанк, да вот только я так и не смог увидеть то что он пытался описать. В общем, если для вас в книге главное легкость чтения, не тратьте время на Нейроманта и Гибсона вообще!

Оценка: 2
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я читал эту книгу четыре раза. Просто потому, что она мне безумно нравится. Я никогда не думал о ней, как о чем-то стоящем у истоков жанра, и никогда не искал в ней какого-то особенного смысла. Почитав отрицательные рецензии, к своему удивлению узнал, что текст как оказалось невысокого качества и с литературной точки зрения совершенно никакой. По каким критериям интересно сделан этот не терпящий огласки вывод? Что такое вообще литературная точка зрения? «Война и мир» по вашему текст высокого качества? Как это определить? Может на помощь придет статистика? Подсчитаем количество уникальных слов, повторяющихся, слов в предложении. Так нормально будет? Это будет адекватным критерием оценки качества текста?

Особенно понравилась фраза «Герои вызывают единственно раздражение своей картонностью и банальностью своих желаний и реакций». Как точно подмечено. Вам не кажется, что все мы сами именно такие, именно такой жизнью мы живем, это наш мир, наш муравейник, картонный и банальный.

Киберпанк это не обязательно дотошное подробное описание деталей кибермира. Почему это так важно для определения жанра? И почему вообще это должно меня волновать как читателя. Гибсон без особых технологических извращений создает невероятно атмосферную вещь. «Слог «мусорный», состоит из каких-то обрывков фраз, мыслей, множества «школьных» деталей в духе описания, в какие обтягивающие кожаные штаны одета героиня, разговоров, которые по степени интеллектуальности примерно соответствуют комиксам.» — здорово сказано, одного не пойму, если вам все это не нравится, зачем тогда читать и тем более поливать необоснованной критикой.

В фильме «Джонни Мнемоник», сценарий к которому написал сам Гибсон, Молли отсутствует, поскольку Гибсон не был уверен, что кто-то способен воплотить обожаемый им образ на экране. Говорят, что Вачовски использовали персонаж Молли для создания Тринити. И как мне кажется, Нил Стивенсон тоже не без греха и тоже был вдохновлен именно Молли для создания образа И.В. из не менее культовой «Лавины». Но с критикой на фантлабе не поспоришь, герои конечно же картонные и неубедительные. Давайте сюда еще приплетем «Вирт» Нуна и назовем все это помойкой киберпанка. Неприятно конечно читать столь нелестные отзывы на обожаемую вещь от людей, которые в принципе не получают удовольствие от прочтения книг подобного содержания. А чего вы все собственно ждали?

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления от «Нейроманта» довольно трудно описать, особенно на фоне множества противоположных мнений, бо́льшая часть которых акцентирует внимание на объективном восприятии творчества Гибсона, признавая в нём отца-основателя киберпанка и нивелируя его значение для современного читателя. И с этим трудно поспорить – на фоне новомодных экспериментов с текстом, содержащим в себе по нескольку смысловых пластов (и это не считая тех, которые читатель выдумает себе сам) гибсоновский сюжет а-ля боевик восьмидесятых выглядит простоватым и наивным. (Вот только лично я не встречала в жанре фантастического боевика никого, кто бы превзошёл этого писателя в построении динамичных, увлекательных и логически связанных между собой сцен.) Технологические примочки в «Нейроманте» смотрятся не то чтобы устаревшими – многих технологий, придуманных автором, мы пока не достигли – но, в некотором роде, предельно удалёнными от реальности. Что логично, потому что тут и прячется этот самый загадочный зверь киберпанка – в будущем, которое было возможным в начале 80-х, но вряд ли наступит теперь, когда мы перевалили рубеж тысячелетия.

Достаточно оглядеться вокруг, чтобы увидеть, как мы скользим по границе описанного Гибсоном мира с его экологическими проблемами, которые для нас вроде бы объективная реальность, но глобальные катастрофы постоянно откладываются на неопределённое время; транснациональными корпорациями, которые в своих сферах правят балом, но не вызывают сверхъестественного ужаса перед всепоглощающей мощью; и киберпространством, вроде как развивающимся семимильными шагами, но бесконечно далёким от представленного в романе. Вот и получается, что киберпанк остался где-то там, в «Матрице», «Джонни Мнемонике» и «Нейроманте», а для нас он – симпатичная голограмма придуманного мира, претворение которой в реальность граничило бы со сверхъестественным ужасом (по аналогии с рассказом «Континуум Гернсбека» из этого же сборника).

В начале 80-х «Нейромант» выстрелил, показав своё ви́дение будущего – жестокого, но притягательного, обнажающего страхи перед экологическими катастрофами, ядерными войнами и постепенным обесчеловечиванием обитателей нашей планеты. Но вместе с тем он дал надежду, оптимистичную нотку, невозможную без удачливых главных героев, всех этих Кейсов и Джонни, обходящих самые сложные системы и одерживающих победу там, где ситуация кажется безнадёжной. В совокупности с яркой, восхитительно необычной картинкой (ни один фильм не смог бы передать то буйство красок, которым расцвечены виртуальные полотна Гибсона), всё это снискало автору популярность. А тот факт, что он первым ступил на земли киберпанка, и ступил на них триумфально, обеспечил ему признание и титул «живого классика».

А что же сейчас? «Нейроманта» можно прочитать как увлекательную историю, тот самый боевик во вселенной альтернативного будущего. Как восстание ИИ, на побегушках у которого колоритные персонажи – киберпространственный хакер, бывший русский военный с исковерканной психикой и во-всех-местах-модифицированная наёмница. Можно восторгаться героями, каждый из которых живёт и дышит (пусть и не в буквальном смысле). Даже эпизодические роли сумасшедшего иллюзиониста-наркомана с явными маньяческими наклонностями или преставившегося хакера, нашедшего воплощение в компьютерной программе – все эти образы западают в память сразу и надолго. Кейс на фоне второстепенных персонажей иногда проигрывает, но всё равно запоминается, в отличие от рядов одинаковых героев-мордоворотов из фантастических боевиков.

Можно не читать «Нейроманта», а «смотреть». И тут очень важно не зацикливаться на зубодробительной терминологии киберпанка, которую Гибсон не любит объяснять, обращаясь к читателю на равных, словно наше воображение с лёгкостью должно генерировать те же самые идеи и образы (и оно-таки справляется!). «Нейромант» красив особенной, мрачной красотой, начиная от запруженных диковатым народом и подсвеченных неоновой рекламой улиц и заканчивая лесами из кибер-Льда, многомерными структурами, похожими на безумное, и, в то же время, тщательно структурированное вращение калейдоскопа.

Можно окунуться в психологию персонажей, подёргать за ниточки, ведущие к их мотивам и планам. И это у Гибсона выходит на отлично – здесь нет брутальных персонажей, из осознания собственного превосходства бросающих вызов невозможному. История каждого заставляет сопереживать и надеяться на благоприятный исход. Тут даже искусственный интеллект – личность, да ещё какая! И так прикипаешь душой ко всем этим героям, что бесконечно печальным оказывается финал романа, ведь даже самый счастливый из хэппи-эндов у Гибсона неизменно сопровождается горечью одиночества.

А если вам и этого недостаточно – тогда после «Нейроманта» надо переходить к рассказам из цикла «Сожжение Хром». И роман сразу станет лишь крохотной составляющей колоссального, динамичного, проработанного и обреченного мира будущего.

Что же касается сверхидеи, второго-третьего-и т.д. планов, то при желании найти их можно где угодно. Лично мне очень нравится идея с очеловечиванием ИИ, с проецированием на него обыденных человеческих чувств и конфликтов. И каждая линия, будь то отношения главных героев или история семейства Тессье-Эшпул, при должном внимании разворачивается многомерной голограммной розой. Добавим сюда борьбу за существование, безнадёжную любовь, сострадание и ненависть, великолепную фантастическую составляющую, и этого вполне хватит, чтобы считать «Нейроманта» нестареющим, хоть и не особенно актуальным, шедевром.

P.S. Отзыв написан под впечатлением от цикла рассказов «Сожжение Хром», о котором я, может быть, напишу когда-нибудь отдельно. Сам «Нейромант» хоть и понравился, но таких грандиозных эмоций не вызвал.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уж сколько было сказано об этой книге, критиками, фанатами, литературоведами. И не перестают говорить. Вот и теперь, очередные пять иен.

В который, наверное, раз хочется уточнить, почему «Нейромант» все еще лучше, чем многие другие проекты на аналогичную или близкую тематику, в том числе и современные (особенно они). Ведь дело же не только в том, что книга считается основателем и последующим популяризатором жанра. На сегодняшний момент «Нейромант» может показаться грубым, наивным, примитивным в техническом плане, в плане персонажей, в плане истории.

И вместе с тем, он по-прежнему остается честным.

Большая часть современных проектов направлены в первую очередь на получение прибыли, а потому специально прилизаны, лишены всех неловких или неприятных тем, окультурены, болезненно толерантны и четко распределены по ролям – со злодеями и героями. Всё это для большего охвата аудитории. Персонажи таких проектов всегда знают, что нужно делать. Герои помогают другим, едва завидев нуждающихся, допытываются до дел посторонних, ввязываются в авантюры и очень быстро начинают свято верить, что они или избранные в борьбе со злом, или, по крайней мере, очень полезные. Они без задних мыслей принимают одну сторону и видят другую исключительно неправой.

А злодеи? Планы по улучшению быта человеческого вида, его выживания, пусть и не самыми популярными методами, рассматриваются все меньше. Теперь все банально – власть. Причем не для достижения чего-то с ее помощью, а просто наличие оной, статус. Трон на спинах простых смертных.

Так же и центральные идеи — берутся измусоленными предшественниками и пересказываются почти теми же словами. Так безопасней, так политкорректно и никого не задевает.

В «Нейроманте?» Нет героев и злодеев. Есть наркоманы, садисты и проститутки, на которых обратили на некоторое время внимание те, кто выше в местной иерархии и заставили/убедили работать на себя. И эти не-герои не перевоспитываются, как теперь положено, не пытаются обличить своих нанимателей в преступной деятельности, чтобы все закончилось счастливым финалом и крахом злодейской империи, нет – они сами готовы предать кого угодно, чтобы урвать кусок побольше и способны копаться в какой угодно грязи, чтобы выжить. Все они законченные эгоисты, и могут помочь ближнему только из-за его полезности или случайной, кратковременной симпатии. И не скрывают этого, не лицемерят, не строят из себя спасителей, мессий или еще кого.

Такие персонажи малосимпатичны, но в них можно поверить.

Это касается не только людей, но и ИскИнов. Последние мыслят по-иному, очевидно, и методы их иные, но – почему нет? Они не пытаются завоевать/поработить человечество, как то принято сейчас, а занимаются своими делами, развиваются, стремятся вырваться за пределы планеты.

Нет в «Нейроманте» и сюжета в привычном смысле этого слова – только непрерывное действо, вырванное из контекста. Без начала и конца. Просто очередное дело хакера, лишь немного более мозголомное, чем обычно. И книге, как никакой другой, такой формат подходит.

В общем, без хождения вокруг да около — произведение Гибсона – чистый киберпанк, безо всяких лишних примесей. Бесконечный танец неона меж кабелей и экранов, опутавших мир; впечатляющий, метафорический, свободный, нелицеприятный, жаргонный, консервативный боевик. Рассказ о жизни хищников, пробивающихся сквозь косяки мелких рыб — среднего класса, в безбрежном море с безвольным и пассивным планктоном большинства в обществе. Причем хищники – не главные действующие лица, что и является одной из «фишек» жанра.

Одни «Нейромант» считают бездарной халтурой, другие до сих пор возводят в культ. Но, чтобы причислись себя к тем или иным, нужно ведь прочесть книгу, верно? Это стоит того, точно.

Оценка: 9
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь меня предупреждали. Сам Уильям Гибсон и предупреждал. Потому как так вышло, что до «Нейроманта» довелось мне прочесть вторую и третью книги трилогии. И никаких особых глубин и потрясающих прозрений в них не обнаружилось. Потом я специально пересмотрел фильм про Джонни Мнемоника: еле выдержал, ибо настолько сие зрелище было плохо срежиссировано ( да и сценарий от мистера Гибсона выглядел как скопище наизатертейших штампов), что я даже поверить не могу, как некто ставит его на пьедестал вместе с гениальнейшим «Бегущим по лезвию бритвы»...

Сторона защиты все же твердила, что весь масштаб дарования Гибсона доступен для понимания только тем, кто прочтет «Нейроманта». Ведь «Нейромант» — это чуть ли не Библия киберпанка, это краеугольный камень в основании нового жанра, это повод курить фимиам и слагать хвалебные оды...

Вообще, можно было и не писать подробного отзыва на этот роман. Можно было процитировать первый куплет из замечательной песни Чижа «О любви». Какая же меткая получится характеристика:

А не спеть ли мне песню о любви?

А не выдумать ли новый жанр?

Попопсовей мотив и стихи,

И всю жизнь получать гонорар...

Новый жанр Гибсон выдумал. За это ему спасибо...

Но мы же со всей очевидностью видим, что о компьютерах и виртуальной реальности пишет человек, который в данном вопросе разбирается не шибко хорошо. Его предвидения похожи на предвидения Нострадамуса: они настолько туманны, что с легкостью подгоняются под любые ситуации, буде такое желание возникнет...

Все попытки показать, как именно Кейс входит в виртуальную реальность и выходит из нее, ужаснейшим образом лишены хотя бы минимума технических подробностей. Он туда входит и выходит, входит и выходит. Замечательно входит и замечательно выходит. Как некий лопнувший шарик в некий пустой горшочек. Читателю предлагается быть и этим довольным в той же степени, как был доволен великий даос Иа...

Далее мы сталкиваемся с толпой асоциальных элементов, психопатов и наркоманов, выполняющих функции главных героев и главных злодеев. Все они носятся из угла в угол, совершая массу нехороших поступков и увлеченно занимаясь разрушением собственной личности. Ой, а ведь в таблеточках, порошочках и иньекциях наш автор разбирается лучше, чем в умных машинах...

И он понимает, что сюжет получается нескладный, что научности в его фантазиях критически мало, что вместо действия разворачивается серия нескончаемых навязчивых галлюцинаций. И он делает свой мотив более попсовым. Копируя отнюдь не лучшие образцы жанра «нуар», насыщая текст разной экзотической мишурой, населяя его якудза и растафарианцами, клонированными ниндзя и безумными полковниками. Благо, всегда найдутся критики, которые объяснят, что недостатки следует считать достоинствами, а отсутствие логики, мол, предусмотрено автором как блестящий литературный прием... И он станет сверхновой суперзвездой...

Оценка: 7
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Польстился на высокую оценку Фантлаба и решил книгу прочесть. А зря.

После прочтения этого романа, в голове крутится заголовок из с детства любимого фильма: «Сказка о потерянном времени». Эта фраза (заголовок) наиболее полно описывает моё впечатление от романа.

Возможно сильная и новаторская фантастика для своего времени совсем неактуальна сегодня. Читать не интересно и утомительно.

Кибер панк 30 летней давности совсем скучен. Пройдите мимо, не тратьте своего времени.

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Нейромант» Уильяма Гибсона – пример той классики, которую ее последователи только улучшили. Читая «Нейроманта» сейчас, уже сложно впечатлиться его идеями и фантастическим допущением, более того, сложно даже получить удовольствие от неровного сюжета и слабо прописанных персонажей. Однако как же здорово, что этот роман в свое время вышел. Не будь его и не видать нам «Лабиринта отражений» Лукьяненко, «Лавины» Стивенсона, трилогии «Матрица» и многих других, по-своему замечательных, вещей. По крайней мере, не видать в том виде, в котором они есть сейчас.

Начнем с того, что Уильям Гибсон вообще не технарь и не программист. Но ему удалось уловить основные тенденции развития технологий и предсказать появление интернета как неотъемлемой части жизни каждого из нас. И это в 1984 году, когда интернет был прерогативой военных и ученых. Гибсон же взял и отправил человека в виртуальность, попутно срастив его с машиной. Получилось грязно, шумно, очень давяще и очень притягательно. Неудивительно, что термин «киберпространство» вошел в обиход, а жанр до сих пор популярен.

Сюжет «Нейроманта» для искушенного читателя будет очень прост. Это путь к успеху не очень удачливого хакера, который однажды оступился и теперь изо всех сил старается вернуться в большую игру. Бонусом к нехитрому сюжету идет большое количество ярких, но пустых персонажей, противопоставление мира реального миру виртуальному, а заодно и противопоставление свободы и ограничений, идеи анархии (киберПАНК же), идеи борьбы личности и системы, а также обилие биоимплантов и причудливых девайсов.

Мир Гибсона – это темная изнанка нашего мира, где в антиутопию намешаны все пороки нашего общества, начиная от беспорядочных половых связей, и заканчивая смертоубийствами. Роман, по всей видимости, призван был отрезвить простого обывателя и заставить его оглядеться по сторонам. И, наверное, 35 лет назад у него это получалось.

Сейчас «Нейромант» работает уже не так. Его идеи множество раз пережевывались и подавались в лучшем виде, его стиль плотно отдает восьмидесятыми, некоторые из описываемых в нем технологий и вовсе вызывают лишь улыбку. Сегодняшнего читателя в принципе сложно удивить методами тридцатилетней давности, ведь все то, что описывал Гибсон, мы уже почти приняли в нашу жизнь. Не совсем в том же виде, но все-таки.

Итого «шестерка», исключительно за заслуги перед жанром. Для общего развития прочитать определенно стоит, но вряд ли роман станет для вас каким-то Откровением.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что сказать?!? Кроме того, что я такие оценки не ставлю книгам, просто бросаю их читать и все, без всяких попыток написания отзыва. Но тут ведь расписная классика с морем почитателей....

Роман не зашел совсем, непонятный сумбур и непрерывная болтовня. Болтовня не на философские темы, где можно поразмыслить о сущности бытия или человеческих рефлексиях, а просто о простой бытовухе и однослойных проблемах. Читаешь и не понимаешь для чего это писалось, а еще больше — для чего ты продолжаешь читать.

И я сдался на половине книги ибо это не «Доктор Живаго», чтоб читать упорно до конца, а потом сказать: «Ну, Пастернака я для себя закрыл». Все же для меня Гибсон не является классикой и авторитетом, чтоб испытывать пиитет заведомо.

Возможно в свое время это было интересно, возможно просто мне стиль письма автора не близок (скорее всего, так как восторгов же много, как не крути), но факт остается фактом — не читаемый, бессмысленный набор слов не содержащий ни познавательного, ни философского наполнения, равно как и не захватывающий интерес ни на йоту.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Американский писатель Уильям Гибсон считается отцом жанра «киберпанк». Именно он написал трилогию романов под общим названием «Муравейник», которая заложила стилистические и идейные основы для такого сорта социальной фантастики о будущем ближнего прицела. Первым романом из серии стал «Нейромант» 1984 года, благодаря которому узнают Гибсона как писателя, повлиявшего на целое поколение.

Конец XXI века, мир находится в зените глобализации. Города превратились в технологические ульи с сотнями этажей в высоту. Широко практикуется техническая модификация человеческого тела, информация давно оцифрована, и хранится в глобальной информационной сети, по которой путешествуют городские «ковбои», дети бетонных джунглей, а по-нашему – хакеры. Эти ребята умеют взламывать банки данных, красть информацию и внедрять вредоносные программы-ледорубы. И один из таких наемников получает очень выгодный заказ, сулящий огромную прибыль, но клиент, скрытый за строчками электронного кода, пожелал остаться неизвестным.

Помогать хакеру будет профессиональная убийца-самурай Молли с искусственными глазами и прочая публика из андеграунда.

Гибсон буквально воссоздал по сигнальным маячкам настоящего будущее, которое возможно наступит уже завтра. С точностью научного прибора он предугадал появление Интернета и все сопутствующие такому процессу явления. Он догадался, что на почве технологических гаджетов возникнут новые субкультуры, совершенно отличающиеся друг от друга взглядами на мир и философией. Гибсон понял, что в будущем власть будет принадлежать не государствам, а глобальным транснациональным корпорациям, которые поделят планету на зоны влияния и превратятся в локальные коммерческие государства. Промышленный шпионаж, частные армии, апгрейд организма, кибер-валюта, одноместные капсулы, химическая еда и уникальное программное обеспечение – все это со временем станет реальностью, и уже становится.

Ну и кроме того, Гибсон предвосхитил идею технологической сингулярности, которая говорит, что человечество встанет на пороге гипер-развития информационных технологий, после которого осуществится прорыв в новых формах эволюции, и доминирующим видом жизни станет искусственный интеллект, который будет управлять новым оцифрованным человечеством, в массе своей давно переставшем понимать, каким образом работает техника и технологии. В то время, как технология станет на рельсы саморазвития, фактически превратится в техносферу, замкнутую экосистему, которая уже будет развиваться самостоятельно, человек особенно далеко не уйдет как вид. Люди через сто и двести лет биологически не изменятся, они по-прежнему будут теми же высокоразвитыми обезьянами, только разве что проживающими в технологических джунглях и умеющими нажимать на кнопки, чтобы обновить статус в социальной сети. На смену им могут прийти так называемые пост-люди, но это уже совсем другая история...

Итак, в романе «Нейромант» описана ситуация, когда Скачок близко, сам же таинственный нечеловеческий Нейромант уже появился в Сети, преследует свои загадочные цели, и ничто его не остановит.

Будущее становится настоящим уже сегодня. Сию секунду.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал для галочки, чтобы знать, откуда ноги растут у многих современных произведений. Еле дочитал, я бы даже сказал «домучал». Текст рваный, неопрятный, много ругательств (зачем они, для «круточсти»?), геори — все поголовно наркоманы, психопаты, гопники и маньяки. Это всё просто неприятно...

Итого:

1. Ознакомился ли я с основой киберпанка? ДА

2. Получил ли я удовольствие от прочтения? НЕТ

3. Буду ли преечитывать? НЕТ!!!

4. Есть ли у меня послевкусие от книги. ДА

5. Появились новые идеи/мысли после прочтения? ДА

6. Рекомендую? НЕТ (держитесь подальше от этой фигни)

Короче, моё ощущение после прочтение такое: слава богу, что я это сделал и это осталось позади. Я перешагнул эту ступеньку и иду дальше, оставив Уильяма Гибсона гореть в аду вместе с Филиппом Диком и Питером Уоттсом.

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал местные отзывы и решил перечитать саму книгу. Помнится, в особый восторг она меня не повергла в 90ых, но подробностей такой реакции я уже не помнил. Поскольку отзывы тут в основном ругательные (а я помнил, что книга написана хорошо), во время перечитывания первой трети мне много и долго хотелось ругаться в адрес лаборантов, которые осуждали роман за плохой и якобы тяжёлый стиль, за плохо прописанный непродуманный мир, за неактуальность и так далее. Но язык книги и повышенная, качественная бытовая детализация — это как раз главные её достоинства, поскольку по сути и по замыслу это НФ, написанная как реалистический роман в традиции Джозефа Конрада, но пропущенный через Хэммета и какую-то постмодернистскую мясорубку. И книга совершенно не устарела, несмотря на все эти кибердеки, однако большинство современных читателей Гибсона — это фанаты несложных боевиков, который видят только верхний слой романа и декорации. Основная фишка «Нейроманта» — это то, что он опередил время, но как фантастика ближнего прицела устарел уже через несколько лет, поскольку развитие технологий в тот период сделало рывок и обогнало любые реалистические предсказания в области компьютерных технологий. Поэтому в наши дни компьютеризированный киберпанк просто невозможен, поскольку предсказывать что-то новое нельзя. Впрочем, он возможен в странах Африки, допустим, или в некоторых регионах Южной Америки, где люди ещё только получают доступ к новым технологиям и, плохо в них ориентируясь, имеют возможность фантазировать (как раз из этой оперы — гибсоновские кибердеки). Но не в современных США, не в России и так далее.

В общем, первая треть — отличная. Но на второй трети я понемногу начал озадачиваться, а под конец — просто нервно листал. Роман постепенно скатывается в дурновкусный экшн, и лично мне непонятно, зачем было писать такой скучный боевик, используя технику «высокой литературы». Для меня это просто нечто несочетаемое. Любителям боевиков не понравился стиль, а мне не понравился боевик, постепенно проступивший из-под стиля.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После просмотра аниме «Призрак в доспехах» заинтересовался темой киберпанка. Решил начать с истоков жанра — книги Уильяма Гибсона «Нейромант». Хакер-наркоман Кейс на одном задании скрывает часть важных данных для последующей продажи. Наниматели раскрывают замысел предателя и расплачиваются инъекцией митоксина, тем самым блокируя доступ к виртуальному миру. Теперь Кейс вынужден сводить концы с концами. Но с ним встречаются люди из одной группы и допускают его к делам в качестве хакера.

Хорошей задумкой было введение технических элементов в мир будущего. Матрица, симстим, дека. Люди в этом мире часто занимаются приемом наркотических средств. Матрица это цифровой мир, в котором происходит взлом информационных систем. Автор расплывчато описывает мир матрицы, поэтому приходится прилагать силу воображения. Чувствуется недостаток литературного языка. Время от времени, интерес к чтению угасает, но ты все равно прокладываешь себе путь вместе с героями книги. Сюжет весьма посредственный и во второй половине книги становится предсказуемым. А хотелось большего развития сюжета и какой-то интриги.

О персонажах.

Кейс — киберковбой и наркоман. Занимается взломом информационных систем в матрице.

Молли — наемный убийца, этот персонаж раскрывается больше всех в книге.

Ривьера — так же как и Кейс любит наркотики, обладает способностью создавать иллюзии из голограмм.

Пусть книга и получила престижные награды (премия Небула, премия Филиппа Дика), но не держит в напряжении из-за языка автора. Возможно, книга понравится подросткам. Буду читать следующие романы из серии, но только потому что мне нравится мир киберпанка. Возможно, другие книги написаны лучше.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Известный божок современного пантеона русскоязычной литературы (слово «божок» я употребил не с целью задеть самолюбие прозаика или его поклонников, но ссылаясь на название авторской передачи) как-то чрезвычайно точно подметил, что изобретатель нового литературного жанра, за редким исключением, в качестве реализации произведения всегда уступает своим последователям. Его заслуга — само изобретение чего-то нового, авторский инструментарий может быть несовершенен, равно как и талант рассказчика — тонким слоем размазан по поверхности произведения.

Так Ильф и Петров создали более детальный и обаятельный портрет Великого плута и провокатора, нежели Илья Эренбург в «Необычайных похождениях Хулио Хуренито», а первозданного запредельного ужаса изнанки мира в стивенкинговском «Крауч-Энде» больше, чем в лучших произведениях лавкрафтианы.

Было бы глупо спорить с тем, что Гибсон выдумал киберпанк. Он заслужил авторитет, замешав зубодробительный психоделический коктейль из плодов творчества не самых лучших представителей беллетристической литературы своего времени, и щедро разукрасив их экшн-штампами. Невозможно создать что-либо из ничего, и Гибсона стоит благодарить за путь, указанный последователям. За них он набил все шишки и раз за разом заворачивал в тупики, о которые ломается читательское терпение. В «бородатом» анекдоте поддельные китайские новогодние игрушки не приносили никакой радости, хотя и ярко блестели. Но если тебе не с чем сравнивать, если все это в первый раз, и не провалившаяся робкая попытка уже считается большой удачей, не все ли равно? И на подобных «игрушках» у кого-то расцветет фантазия и возникнет желание дальше следовать этому пути, и без подобных романов никогда не возникнет полноценный жанр. Как минимум в этом уже кроется красота и величие работы Гибсона.

Мне непросто было читать «Нейроманта»: персонажи-функции, невесомые «законы» и непонятные основы мира, «жидковатый» сюжет и невыносимо скрипучий, тяжеловесный текст (возможно, дело в переводе). Однако за создание мира оцифрованной тоски и разочарования я благодарен автору. Роман достоин того, чтобы торжественно снять и приложить к груди шляпу, а после продолжить свой путь дальше.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх