FantLab ru

Джек Финней «О пропавших без вести»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
496
Моя оценка:
-

подробнее

О пропавших без вести

Of Missing Persons

Другие названия: Хочу исчезнуть

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 98
Аннотация:

В Нью-Йорке, на 42 улице, в двухсотом квартале находится обычное туристическое бюро «Акме». И клиентам там предлагают такие же заурядные путешествия: на Багамы, в Мэн или Буэнос-Айрес. Есть лишь одно отличие: здесь вам могут предложить навсегда уйти из этого мира на романтическую Верну, «где жизнь такова, какой она должна бы быть»

© Ank

Входит в:

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  Антологии, примыкающие к серии  >  антологию «Бесконечная игра», 1992 г.  >  Золотой век

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 2», 1965 г.  >  Зарубежная фантастика

— условный цикл «Фантастика года»  >  антологию «Фантастика, 83», 1983 г.  >  Гости фантастики

— условный цикл «Альфред Хичкок представляет»  >  Отечественные подборки на основе оригинальных антологий  >  антологию «Истории для любопытных. Из коллекции Альфреда Хичкока», 2004 г.

— условный цикл «Альфред Хичкок представляет»  >  антологию «Alfred Hitchcock Presents: My Favorites in Suspense», 1959 г.

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires d'extraterrestres», 1974 г.

— сборник «The Third Level», 1957 г.

— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Выпуск 2», 1991 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— журнал «Мираж: Детектив, приключения, фантастика 1991 № 1», 1991 г.


Экранизации:

«Спасение в Верне» / «Escape to Verna» 2008, США, реж: Joe Collesano, Дж.Д. Марлоу



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Альманах научной фантастики. Выпуск  2
1965 г.
Фантастика 83
1983 г.
Продаётся планета
1986 г.
Продаётся планета
1988 г.
Ключи к декабрю
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Избранное
1990 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Бесконечная игра
1992 г.
Истории для любопытных. Из коллекции Альфреда Хичкока
2004 г.
Меж двух времен
2016 г.

Периодика:

Мираж: Детектив, приключения, фантастика 1991 № 1
1991 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Third Level
1957 г.
(английский)
Histoires d'extraterrestres
1974 г.
(французский)
Histoires d'extraterrestres
1984 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2012 г.

Пожалуй, это единственный рассказ, который читать и слушать было по-настоящему больно, и несмотря на то, что я возвращался к нему уже раз пятнадцать за последний год, ощущения с каждым прочтением нисколько не утрачивают свою силу. В первый раз я его прослушал в сборнике «Просто фантастика» на работе, и по счастливой случайности был тогда один — если бы кто-то зашел, то увидел бы, как я практически безуспешно пытаюсь сдержать слезы. Да и сейчас, когда я пишу этот отзыв и попутно слушаю «О пропавших без вести», впечатления и эмоции снова захлестывают меня. Как можно было написать вещь настолько про меня? Про МЕНЯ! И как же трудно мне было настолько отождествляя себя с главным героем переживать происходящее. Идея не нова, сюжет прост, но написано... Даже слова подобрать не могу — сказать великолепно, значит не сказать ничего, но то, что мне было трудно дышать, это точно. Поначалу во мне жила надежда, что все закончится хорошо, и герой, а я вместе с ним, отправится на Верну, избавится наконец от всей этой грязи и суеты, от нужды постоянно пытаться уйти от действительности, но атмосфера рассказа сразу же заставляет спустится обратно на землю, намекая, что хорошо все закончится просто не может. Наверное это и правильно, для рассказа — иначе не прочувствуешь. Но прочувствовать это было очень тяжело, особенно из-за того, что все катится в тартарары по причине какого-то секундного сомнения, единственной глупой мысли забравшейся в голову в самый неподходящий для этого момент. Образ мышления, навеянный этим прогнившим обществом, вот что всему виной. Нас с детства учат — либо ты, либо тебя . И вот я уже стою за порогом сарая, глядя на закрывающиеся ворота, вдыхая в первый и последний раз ароматный воздух самой желанной мечты уходящей прямо из под носа, и не хочется больше жить. Это рассказ из разряда тех, перечитывая которые все еще надеешься, что на этот раз все закончится по-другому, снова и снова пропуская все через себя. Долго ли прожил главный герой после этого? Не думаю. Я бы не прожил.

»...Войдите туда, как будто это действительно обычное туристское бюро, — каким оно и кажется, — вы можете найти его в каком угодно городе. Задайте несколько обычных вопросов, говорите о задуманной вами поездке, об отпуске, о чем угодно. Потом слегка намекните на проспект, но не говорите о нем прямо. Дайте ему возможность оценить вас и предложить его самому. И если он предложит, если вы годитесь, ЕСЛИ ВЫ СПОСОБНЫ ВЕРИТЬ, — тогда решайтесь и стойте на своем! Потому что второго такого случая у вас никогда не будет. Я знаю это, потому что пробовал. Снова. И снова. И снова.»

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2013 г.

Эх, куда же делся джеклондоновский герой из рассказа «Любовь к жизни» (1903) ?! Тот, который нёс свою мечту о счастье в мешочке из оленьей кожи, и был вынужден бросить этот груз — фокус всех его чаяний — когда понял, что только Жизнь сама по себе является билетом в мечту. Неужели герой Финнея забыл об этом в 1955? Странный человек и отношение автора к нему не совсем ясно для меня. Он молод, здоров, свободен. Что же мешает уже сейчас жить так, как хочется? Его ничто не удерживает от перемен — ни семья, ни работа, ни долг перед близкими. Сядь на поезд в один конец, завербуйся в армию, устройся лесником или пожарным. Перед тобой открыты все дороги, а ты ищешь счастья за стойкой бара! Лежачий камень.

Мне всегда будет ближе тот рисковый малый, выдуманный Шекли («Особый старательский», 1959), — да, сто раз буржуй, мещанин и жадина, но бьющийся за свою мечту до последнего! Он не знает, хватит ли сил пойти до конца и будет ли в конце награда, но он готов пойти, а герой Финнея — нет. И как страшно был обманут персонаж Грина («Сердце пустыни», 1923), но не дрогнул, смог устремиться дальше, став выше горестей мира, построил мечту собственными руками. Для подобных людей на пути к мечте нет поражения, ибо они веруют не отрекаясь, работают без отдыха. Даже смерть оказалась не властна над персонажем из рассказа «Мираж» Саймака (1950). Он дошёл.

Нужно не ждать и просить — нужно отправляться в путь и добиваться своего. Кто ничего не делает — получает ничто.

И так ли благородны цели раздающих халяву? Стоит ли та вера доверия? Старый сарай сразу напомнил никуда не летящий барак из повести Шоу «Стой, кто идёт?» (1977) и подлый обман вербовки дураков в армию из «Билл — герой Галактики» Гаррисона (1965). Идею произведения Финнея в этом отношении совершенно нокаутирует рассказ Варшавского «Побег» (1968). Здесь герой тоже рвётся к мечте. Трудности и проблемы жизни персонажей вообще не сопоставимы; прикосновение к мечте, на первый взгляд, на самом деле достойно усилий; финал, в контрасте с мечтательностью «Пропавших», страшен приземлённым реализмом.

Поэтому, я разочарован в рассказе. Эта вещь Финнея подкупает лишь хорошо взятым тоном и правдивой подробностью событий, так удачно прописанных автором. Но в смысловом плане рассказанная история сильно не дотянула до классической «Двери в стене» Уэллса (1906) и подобных произведений, упомянутых выше.

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2008 г.

«Мораль сей басни такова, коль веришь в чудо — верь до конца». Пусть не складно, зато по смыслу. Мне этого товарища не жаль, равно как и его собрата по несчастью, если я правильно понял, того, что в баре ему историю с проспектом поведал. (Хотя, может быть это и не так, ведь если тот человек в баре такой же неверующий лузер, то почему он не сказал, что в сарае нужно ждать до последнего и не метаться?). Но мужик хорош! В ситуации, когда не нужно было быть семи пядей во лбу, или суперспециалистом в какой-либо области, чтобы попасть на удивительную планету-рай, а всего лишь верить, верить до последнего — он не смог сделать этой малости. Впрочем, неудивительно, зачастую человек умен задним числом, а не в нужный момент. Несколько удивило лишь, что фактически-то он пожалел свои жалкие десять баксов. Обманули, облапошили, обвели вокруг пальца! — так в том и задумка была по-моему, что все сказанные в офисе конторы слова и обещания это пшик, не суть важное, а важен тот последний тест, так сказать, «испытание сараем». Он определяет, насколько глубока вера в мечту, в чудо; насколько она чиста, искренна и откровенна. Так давайте верить в неё так, чтобы она непременно исполнялась! Ах да, и ещё! Чудная вставка в рассказе про Амброза Бирса, бесследно исчезнувшего в Мексике в 1913 году (-реальный факт!) — что это? Вы что-то знаете, мистер Финней?..

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2011 г.

Рассказ вовсе не пессимистичный, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, вполне оптимистичный. Если ты веришь в чудо и стремишься к нему- оно обязательно будет. Герой отказался от своей мечты и вот к чему это привело. Не надо опускать руки, что и показывает автор в завуалированной форме. Настоящий оптимизм проявляется не тогда, когда всё хорошо, а ты себе говоришь «вот сейчас всё отлично, а потом будет лучше», а когда всё отвратительно, а ты не отступаешься от мечтаний и веришь в лучшее.

Спасибо автору за столь бодрящую вещь! Встряхивает и направляет мысли в положительное русло.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2010 г.

Еще одна попытка заглянуть в сумерки «расы людей». Поверхностно воспринимается как грёза об идеальном государстве, в котором проживает идеальное общество. Подкупает то, что живут они не иначе как с соседствующими инопланетными сообществами, и что переход в лучший мир возможен и взаимовыгоден. Но так ли это на самом деле? Главный герой, похоже, в этом усомнился, и был отвергнут именно из-за сомнения. И за это ему симпатизирует Финней. Чувство внутреннего превосходства от отказа находиться там, где еще никто не бывал — это намного больше, чем любые выгоды и любое освобождение от разных забот. Именно для таких случаев у пришельцев, о которых я всегда думала с почтением, есть одно правило: не хочешь — не будет. Еще рядом с заповедями писали: да — да, нет — нет. Многим это «да» и не надо. А некоторым бывает достаточно признать, что и ты тоже чужак.

«Посетите прелестную Верну» — конечно же, просто реклама. Но когда пришельцы предлагают свое общение людям, сразу же начинаешь думать и об опасностях такого общения. О том, что, может, и Верны-то никакой нет: так, метеорит какой-нибудь.

Но вот вопрос: а куда уходит каждый человек с воображением, когда пишет «об этом»? Разве не в изобилующий испытаниями мир, уже давно не земной; а, скорее, в мир фэнтези — обособленный, где все налажено и все по-другому? Разве не чувствуют люди все большую потребность выхода — на альтернативный мир, который уже нельзя заменить никакой фильмографией? Кому теперь интересна «история людей»: войны, разрушение, насилие, гибель, борьба за выживание, гнёт, унижение, страдания, философия смерти?

Скорее, Финней хотел сказать, что путь «туда» — это обязательное, в положительном смысле, столкновение с Хаосом. Но не в обычной жизни, а скорее, в архаике нашей многострадальной исторической памяти. И нужен ли этот путь, а если да, то каким он будет, и будет ли это путь добра, каждый решает для себя сам.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2011 г.

Первый раз прочла 15 лет назад . Тогда просто приняла за качественную фантастику . На днях перечитала и была просто ошеломлена этой безнадежностью. Абсолютный слепок с нашего сегодня.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2010 г.

Человек, как правило, уподобляется Фоме неверующему. Чтобы поверить в чудо рядовому человеку надо подтверждение: свидетельства, реальные примеры; потрогать, конкретно увидеть, ощутить, оценить доказательства. Иначе окружающая действительность «убеждает» его, что это не чудо, а обман. «Сарай» как средство перемещения скорее ассоциируется с мошенничеством, что нормально для среднего человека, которому не свойственно яркое воображение, позволяющее искренне верить в чудо.

Хотя, возможно, обладай герой рассказа развитым воображением, может, ему и не понадобится рай, предложенный АКМЕ. Ведь силой воображения можно преобразить и подстроить «под себя» свой реальный мир.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 сентября 2011 г.

Трогательный рассказ, живо написан, атмосфера в высшей степени реальна, герою сопереживаешь. «О пропавших...» возбудил у меня почти что такие же эмоции как и «Калейдоскоп» Рея Бредбери из того же сборника.

Главная фишка в произведении — на пол пути к окончанию, становится очевидным факт, что концовка не сможет порадовать нас хепи-эндом. Это здесь нисколько не портит повествование, а наоборот придаёт некий смак, и держит в напряжении.

Ну и утопающий в дожде город — потрясающе:dont:

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2011 г.

Один из самых удачных рассказов про параллельный мир, в котором царит утопия. Настолько точно подобраны слова и образы, что словно сам на минуту побывал в этом Раю. Искренне сопереживал герою и надеялся до самого конца, что он таки попадёт в Верну...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2010 г.

А я вместе с героем тоже сомневаюсь в этом «эдеме». И почему сомнения — это однозначно плохо?

Вы не думаете, что те кто ушли (уходят) — они просто БЕГУТ. если уж совсем жестко, бегут как крысы с тонущего корабля. Они просто трусы и слабаки. Кто им мешает здесь на Земле быть счастливыми и улыбаться? И где гарантия, что они тот «рай» в скором времени не превратят в такую же ненавистную им Землю. Сознание определяет бытие (ИМХО).

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2009 г.

Конечно же у рассказа выигышная тема: кто из нас не мечтал оказаться в мире, где все счастливы, где на лицах людей добрые улыбки, в небе — ласковое солнышко, а вокруг — нетронутая природа. Только вот почему-то не очень писатели пишут на зту тему, а кто пишет, у того опять же не очень и получается.

У Финнея получилось, недаром многие десятилетия рассказ регулярно включают в различные сборники. Сам рассказ читается с неослабевающим интересом, причем, чем дальше, тем интереснее. А финал... — его просто надо прочитать самому, чтобы ощутить всю прелесть рассказа.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 мая 2016 г.

Великолепный рассказ, можно сказать — идеальный. Чем-то схож с Брэдбери или Саймаком, однако на самом деле — совершенно самобытен. У Саймака, кстати, всё закончилось бы хорошо, а вот Брэдбери... Впрочем, чего уж тут гадать. Моё первое знакомство с Финнеем — и вероятно, очень удачное.

Если ты во что-то веришь или на что-то искренне надеешься, не оглядывайся. Не оглядывайся на горящий мост, особенно если ты сам же его и поджёг.

Герой прописан идеально — достаточно и без излишеств. Обстановка безысходности передана во всей своей серости и дождливости. Тоска, владеющая героем, его бесконечные попытки обрести так и не испробованный, но вожделенный рай — сполна передаётся читателю.

Отличный рассказ! Однако не стоит читать, если у вас плохое настроение — станет ещё хуже.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2016 г.

Бесподобная вещь, впервые прочитанная более 30 лет назад... Более 30-ти.... Ачуметь, как бежит время! Сегодня вновь вернулся в свою молодость и вновь испытал те же ощущения. Как будто это я выбежал из того сарая и навсегда упустил свой шанс. К сожалению, немного вещей оставляют такую память о себе, память навсегда. Надеюсь, дети мои свой шанс не проморгают...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2011 г.

Характерный для твочества Финнея рассказ. Произведения, которые прочитаны мною обычно пронизаны сожалениям по прошедшим временам и неудовлетворением своей настоящей жизнью. В этом рассказе автор в последний момент усомнился в чудесном и заэто наказан на всю оставшуюся жизнь. В юности рассказ меня не впечатлил, но перечитав его позже понял всю глубину сюжета.:dont:

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2010 г.

Один из лучших читанных рассказов. Что говорится на все времена. Сюжет сопоставим и с нашей действительностью, с той лишь разницей, что вместо чудесной страны нам подсовывают секты, курсы по повышению качества жизни, рекламу навязывающую ненужные ценности. Но от действительности не уйдешь...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх