FantLab ru

Джек Финней «О пропавших без вести»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Голосов:
510
Моя оценка:
-

подробнее

О пропавших без вести

Of Missing Persons

Другие названия: Хочу исчезнуть

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 99
Аннотация:

В Нью-Йорке, на 42 улице, в двухсотом квартале находится обычное туристическое бюро «Акме». И клиентам там предлагают такие же заурядные путешествия: на Багамы, в Мэн или Буэнос-Айрес. Есть лишь одно отличие: здесь вам могут предложить навсегда уйти из этого мира на романтическую Верну, «где жизнь такова, какой она должна бы быть»

© Ank

Входит в:

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  Антологии, примыкающие к серии  >  антологию «Бесконечная игра», 1992 г.  >  Золотой век

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 2», 1965 г.  >  Зарубежная фантастика

— условный цикл «Фантастика года»  >  антологию «Фантастика, 83», 1983 г.  >  Гости фантастики

— условный цикл «Альфред Хичкок представляет»  >  Отечественные подборки на основе оригинальных антологий  >  антологию «Истории для любопытных. Из коллекции Альфреда Хичкока», 2004 г.

— условный цикл «Альфред Хичкок представляет»  >  антологию «Alfred Hitchcock Presents: My Favorites in Suspense», 1959 г.

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires d'extraterrestres», 1974 г.

— сборник «The Third Level», 1957 г.

— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Выпуск 2», 1991 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— журнал «Мираж: Детектив, приключения, фантастика 1991 № 1», 1991 г.


Экранизации:

«Спасение в Верне» / «Escape to Verna» 2008, США, реж: Joe Collesano, Дж.Д. Марлоу



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Альманах научной фантастики. Выпуск  2
1965 г.
Фантастика 83
1983 г.
Продаётся планета
1986 г.
Продаётся планета
1988 г.
Ключи к декабрю
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Избранное
1990 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Бесконечная игра
1992 г.
Истории для любопытных. Из коллекции Альфреда Хичкока
2004 г.

Периодика:

Мираж: Детектив, приключения, фантастика 1991 № 1
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Меж двух времен
2016 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Third Level
1957 г.
(английский)
Histoires d'extraterrestres
1974 г.
(французский)
Histoires d'extraterrestres
1984 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2012 г.

Пожалуй, это единственный рассказ, который читать и слушать было по-настоящему больно, и несмотря на то, что я возвращался к нему уже раз пятнадцать за последний год, ощущения с каждым прочтением нисколько не утрачивают свою силу. В первый раз я его прослушал в сборнике «Просто фантастика» на работе, и по счастливой случайности был тогда один — если бы кто-то зашел, то увидел бы, как я практически безуспешно пытаюсь сдержать слезы. Да и сейчас, когда я пишу этот отзыв и попутно слушаю «О пропавших без вести», впечатления и эмоции снова захлестывают меня. Как можно было написать вещь настолько про меня? Про МЕНЯ! И как же трудно мне было настолько отождествляя себя с главным героем переживать происходящее. Идея не нова, сюжет прост, но написано... Даже слова подобрать не могу — сказать великолепно, значит не сказать ничего, но то, что мне было трудно дышать, это точно. Поначалу во мне жила надежда, что все закончится хорошо, и герой, а я вместе с ним, отправится на Верну, избавится наконец от всей этой грязи и суеты, от нужды постоянно пытаться уйти от действительности, но атмосфера рассказа сразу же заставляет спустится обратно на землю, намекая, что хорошо все закончится просто не может. Наверное это и правильно, для рассказа — иначе не прочувствуешь. Но прочувствовать это было очень тяжело, особенно из-за того, что все катится в тартарары по причине какого-то секундного сомнения, единственной глупой мысли забравшейся в голову в самый неподходящий для этого момент. Образ мышления, навеянный этим прогнившим обществом, вот что всему виной. Нас с детства учат — либо ты, либо тебя . И вот я уже стою за порогом сарая, глядя на закрывающиеся ворота, вдыхая в первый и последний раз ароматный воздух самой желанной мечты уходящей прямо из под носа, и не хочется больше жить. Это рассказ из разряда тех, перечитывая которые все еще надеешься, что на этот раз все закончится по-другому, снова и снова пропуская все через себя. Долго ли прожил главный герой после этого? Не думаю. Я бы не прожил.

»...Войдите туда, как будто это действительно обычное туристское бюро, — каким оно и кажется, — вы можете найти его в каком угодно городе. Задайте несколько обычных вопросов, говорите о задуманной вами поездке, об отпуске, о чем угодно. Потом слегка намекните на проспект, но не говорите о нем прямо. Дайте ему возможность оценить вас и предложить его самому. И если он предложит, если вы годитесь, ЕСЛИ ВЫ СПОСОБНЫ ВЕРИТЬ, — тогда решайтесь и стойте на своем! Потому что второго такого случая у вас никогда не будет. Я знаю это, потому что пробовал. Снова. И снова. И снова.»

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2013 г.

Эх, куда же делся джеклондоновский герой из рассказа «Любовь к жизни» (1903) ?! Тот, который нёс свою мечту о счастье в мешочке из оленьей кожи, и был вынужден бросить этот груз — фокус всех его чаяний — когда понял, что только Жизнь сама по себе является билетом в мечту. Неужели герой Финнея забыл об этом в 1955? Странный человек и отношение автора к нему не совсем ясно для меня. Он молод, здоров, свободен. Что же мешает уже сейчас жить так, как хочется? Его ничто не удерживает от перемен — ни семья, ни работа, ни долг перед близкими. Сядь на поезд в один конец, завербуйся в армию, устройся лесником или пожарным. Перед тобой открыты все дороги, а ты ищешь счастья за стойкой бара! Лежачий камень.

Мне всегда будет ближе тот рисковый малый, выдуманный Шекли («Особый старательский», 1959), — да, сто раз буржуй, мещанин и жадина, но бьющийся за свою мечту до последнего! Он не знает, хватит ли сил пойти до конца и будет ли в конце награда, но он готов пойти, а герой Финнея — нет. И как страшно был обманут персонаж Грина («Сердце пустыни», 1923), но не дрогнул, смог устремиться дальше, став выше горестей мира, построил мечту собственными руками. Для подобных людей на пути к мечте нет поражения, ибо они веруют не отрекаясь, работают без отдыха. Даже смерть оказалась не властна над персонажем из рассказа «Мираж» Саймака (1950). Он дошёл.

Нужно не ждать и просить — нужно отправляться в путь и добиваться своего. Кто ничего не делает — получает ничто.

И так ли благородны цели раздающих халяву? Стоит ли та вера доверия? Старый сарай сразу напомнил никуда не летящий барак из повести Шоу «Стой, кто идёт?» (1977) и подлый обман вербовки дураков в армию из «Билл — герой Галактики» Гаррисона (1965). Идею произведения Финнея в этом отношении совершенно нокаутирует рассказ Варшавского «Побег» (1968). Здесь герой тоже рвётся к мечте. Трудности и проблемы жизни персонажей вообще не сопоставимы; прикосновение к мечте, на первый взгляд, на самом деле достойно усилий; финал, в контрасте с мечтательностью «Пропавших», страшен приземлённым реализмом.

Поэтому, я разочарован в рассказе. Эта вещь Финнея подкупает лишь хорошо взятым тоном и правдивой подробностью событий, так удачно прописанных автором. Но в смысловом плане рассказанная история сильно не дотянула до классической «Двери в стене» Уэллса (1906) и подобных произведений, упомянутых выше.

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2008 г.

«Мораль сей басни такова, коль веришь в чудо — верь до конца». Пусть не складно, зато по смыслу. Мне этого товарища не жаль, равно как и его собрата по несчастью, если я правильно понял, того, что в баре ему историю с проспектом поведал. (Хотя, может быть это и не так, ведь если тот человек в баре такой же неверующий лузер, то почему он не сказал, что в сарае нужно ждать до последнего и не метаться?). Но мужик хорош! В ситуации, когда не нужно было быть семи пядей во лбу, или суперспециалистом в какой-либо области, чтобы попасть на удивительную планету-рай, а всего лишь верить, верить до последнего — он не смог сделать этой малости. Впрочем, неудивительно, зачастую человек умен задним числом, а не в нужный момент. Несколько удивило лишь, что фактически-то он пожалел свои жалкие десять баксов. Обманули, облапошили, обвели вокруг пальца! — так в том и задумка была по-моему, что все сказанные в офисе конторы слова и обещания это пшик, не суть важное, а важен тот последний тест, так сказать, «испытание сараем». Он определяет, насколько глубока вера в мечту, в чудо; насколько она чиста, искренна и откровенна. Так давайте верить в неё так, чтобы она непременно исполнялась! Ах да, и ещё! Чудная вставка в рассказе про Амброза Бирса, бесследно исчезнувшего в Мексике в 1913 году (-реальный факт!) — что это? Вы что-то знаете, мистер Финней?..

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2011 г.

Рассказ вовсе не пессимистичный, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, вполне оптимистичный. Если ты веришь в чудо и стремишься к нему- оно обязательно будет. Герой отказался от своей мечты и вот к чему это привело. Не надо опускать руки, что и показывает автор в завуалированной форме. Настоящий оптимизм проявляется не тогда, когда всё хорошо, а ты себе говоришь «вот сейчас всё отлично, а потом будет лучше», а когда всё отвратительно, а ты не отступаешься от мечтаний и веришь в лучшее.

Спасибо автору за столь бодрящую вещь! Встряхивает и направляет мысли в положительное русло.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 сентября 2010 г.

Еще одна попытка заглянуть в сумерки «расы людей». Поверхностно воспринимается как грёза об идеальном государстве, в котором проживает идеальное общество. Подкупает то, что живут они не иначе как с соседствующими инопланетными сообществами, и что переход в лучший мир возможен и взаимовыгоден. Но так ли это на самом деле? Главный герой, похоже, в этом усомнился, и был отвергнут именно из-за сомнения. И за это ему симпатизирует Финней. Чувство внутреннего превосходства от отказа находиться там, где еще никто не бывал — это намного больше, чем любые выгоды и любое освобождение от разных забот. Именно для таких случаев у пришельцев, о которых я всегда думала с почтением, есть одно правило: не хочешь — не будет. Еще рядом с заповедями писали: да — да, нет — нет. Многим это «да» и не надо. А некоторым бывает достаточно признать, что и ты тоже чужак.

«Посетите прелестную Верну» — конечно же, просто реклама. Но когда пришельцы предлагают свое общение людям, сразу же начинаешь думать и об опасностях такого общения. О том, что, может, и Верны-то никакой нет: так, метеорит какой-нибудь.

Но вот вопрос: а куда уходит каждый человек с воображением, когда пишет «об этом»? Разве не в изобилующий испытаниями мир, уже давно не земной; а, скорее, в мир фэнтези — обособленный, где все налажено и все по-другому? Разве не чувствуют люди все большую потребность выхода — на альтернативный мир, который уже нельзя заменить никакой фильмографией? Кому теперь интересна «история людей»: войны, разрушение, насилие, гибель, борьба за выживание, гнёт, унижение, страдания, философия смерти?

Скорее, Финней хотел сказать, что путь «туда» — это обязательное, в положительном смысле, столкновение с Хаосом. Но не в обычной жизни, а скорее, в архаике нашей многострадальной исторической памяти. И нужен ли этот путь, а если да, то каким он будет, и будет ли это путь добра, каждый решает для себя сам.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2011 г.

Первый раз прочла 15 лет назад . Тогда просто приняла за качественную фантастику . На днях перечитала и была просто ошеломлена этой безнадежностью. Абсолютный слепок с нашего сегодня.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2010 г.

Человек, как правило, уподобляется Фоме неверующему. Чтобы поверить в чудо рядовому человеку надо подтверждение: свидетельства, реальные примеры; потрогать, конкретно увидеть, ощутить, оценить доказательства. Иначе окружающая действительность «убеждает» его, что это не чудо, а обман. «Сарай» как средство перемещения скорее ассоциируется с мошенничеством, что нормально для среднего человека, которому не свойственно яркое воображение, позволяющее искренне верить в чудо.

Хотя, возможно, обладай герой рассказа развитым воображением, может, ему и не понадобится рай, предложенный АКМЕ. Ведь силой воображения можно преобразить и подстроить «под себя» свой реальный мир.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 сентября 2011 г.

Трогательный рассказ, живо написан, атмосфера в высшей степени реальна, герою сопереживаешь. «О пропавших...» возбудил у меня почти что такие же эмоции как и «Калейдоскоп» Рея Бредбери из того же сборника.

Главная фишка в произведении — на пол пути к окончанию, становится очевидным факт, что концовка не сможет порадовать нас хепи-эндом. Это здесь нисколько не портит повествование, а наоборот придаёт некий смак, и держит в напряжении.

Ну и утопающий в дожде город — потрясающе:dont:

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2011 г.

Один из самых удачных рассказов про параллельный мир, в котором царит утопия. Настолько точно подобраны слова и образы, что словно сам на минуту побывал в этом Раю. Искренне сопереживал герою и надеялся до самого конца, что он таки попадёт в Верну...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2010 г.

А я вместе с героем тоже сомневаюсь в этом «эдеме». И почему сомнения — это однозначно плохо?

Вы не думаете, что те кто ушли (уходят) — они просто БЕГУТ. если уж совсем жестко, бегут как крысы с тонущего корабля. Они просто трусы и слабаки. Кто им мешает здесь на Земле быть счастливыми и улыбаться? И где гарантия, что они тот «рай» в скором времени не превратят в такую же ненавистную им Землю. Сознание определяет бытие (ИМХО).

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2009 г.

Конечно же у рассказа выигышная тема: кто из нас не мечтал оказаться в мире, где все счастливы, где на лицах людей добрые улыбки, в небе — ласковое солнышко, а вокруг — нетронутая природа. Только вот почему-то не очень писатели пишут на зту тему, а кто пишет, у того опять же не очень и получается.

У Финнея получилось, недаром многие десятилетия рассказ регулярно включают в различные сборники. Сам рассказ читается с неослабевающим интересом, причем, чем дальше, тем интереснее. А финал... — его просто надо прочитать самому, чтобы ощутить всю прелесть рассказа.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 мая 2016 г.

Великолепный рассказ, можно сказать — идеальный. Чем-то схож с Брэдбери или Саймаком, однако на самом деле — совершенно самобытен. У Саймака, кстати, всё закончилось бы хорошо, а вот Брэдбери... Впрочем, чего уж тут гадать. Моё первое знакомство с Финнеем — и вероятно, очень удачное.

Если ты во что-то веришь или на что-то искренне надеешься, не оглядывайся. Не оглядывайся на горящий мост, особенно если ты сам же его и поджёг.

Герой прописан идеально — достаточно и без излишеств. Обстановка безысходности передана во всей своей серости и дождливости. Тоска, владеющая героем, его бесконечные попытки обрести так и не испробованный, но вожделенный рай — сполна передаётся читателю.

Отличный рассказ! Однако не стоит читать, если у вас плохое настроение — станет ещё хуже.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2016 г.

Бесподобная вещь, впервые прочитанная более 30 лет назад... Более 30-ти.... Ачуметь, как бежит время! Сегодня вновь вернулся в свою молодость и вновь испытал те же ощущения. Как будто это я выбежал из того сарая и навсегда упустил свой шанс. К сожалению, немного вещей оставляют такую память о себе, память навсегда. Надеюсь, дети мои свой шанс не проморгают...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 апреля 2014 г.

Какая бы ни была мечта, пусть даже маленькая, пусть приземленная, пусть некрасивая... Но это мечта, которой хочется достичь любым способом. И там, где человек начинает перебирать, раздумывать, оценивать, выбирать... Это уже не мечта, это просто способ убить время... И мне их трудно понять, вернее не трудно, ибо сам имею мечту, вернее много мечт, но ничего не делаю, чтобы их достичь, мне так приятно, что они у меня есть. Ведь, когда они исполнятся, на их месте может появится сквозняк оттого, что это место свободно. А так спокойнее. А рассказ написан очень талантливо, читается с придыханием. Автор все же владеет словом, заставляющим читать.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2011 г.

Характерный для твочества Финнея рассказ. Произведения, которые прочитаны мною обычно пронизаны сожалениям по прошедшим временам и неудовлетворением своей настоящей жизнью. В этом рассказе автор в последний момент усомнился в чудесном и заэто наказан на всю оставшуюся жизнь. В юности рассказ меня не впечатлил, но перечитав его позже понял всю глубину сюжета.:dont:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх