fantlab ru

Хорхе Луис Борхес «Тлён, Укбар, Орбис Терциус»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.56
Оценок:
478
Моя оценка:
-

подробнее

Тлён, Укбар, Орбис Терциус

Tlön, Uqbar, Orbis Tertius

Другие названия: Тлен, Укбар, Orbis Tertius

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 86
Аннотация:

Укбар. Неведомая страна, упоминание о которой можно найти только в отдельных экземплярах XXVI тома “Anglo-American Cyclopedia”. Страна, литература которой имеет фантастический характер и легенды которой посвящены Тлёну.

Тлён. Планета, порождённая воображением, но описанная настолько полно, что кажется реальной...


Входит в:

— антологию «Antología de la literatura fantástica», 1940 г.

— сборник «Сад расходящихся тропок», 1941 г.

— антологию «Антология фантастической литературы», 1965 г.

— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.

— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.

— антологию «El cuento argentino de ciencia ficción», 1995 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.

— антологию «Книга вымышленных миров», 2003 г.

— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Рассказ (перевод с испанского)

Похожие произведения:

 

 


Проза разных лет
1984 г.
Коллекция
1992 г.
Оправдание вечности
1994 г.
Том 1
1994 г.
Том 1
1997 г.
Антология фантастической литературы
1999 г.
Вавилонская библиотека. Рассказы
1999 г.
Хорхе Луис Борхес. Рассказы
1999 г.
Вымышленные истории
1999 г.
Алеф
2000 г.
Том 2. Новые расследования
2000 г.
Антология фантастической литературы
2001 г.
Смерть и буссоль
2001 г.
Том 1. Вымыслы
2001 г.
Сокровенное чудо
2002 г.
Книга вымышленных миров
2003 г.
Алеф
2003 г.
Стихотворения. Новеллы. Эссе
2003 г.
Сокровенное чудо
2004 г.
Антология фантастической литературы
2005 г.
Библиотека Вавилонская. Новеллы. Эссе. Миниатюры
2005 г.
Том II
2005 г.
Вымыслы
2009 г.
Книга книг. Том загадок
2009 г.
Том II
2011 г.
История вечности
2014 г.
История вечности
2015 г.
Хвала тьме
2015 г.
Лабиринты
2016 г.
Сад расходящихся тропок
2022 г.
Сад расходящихся тропок
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Antología de la literatura fantástica
1940 г.
(испанский)
Antología de la literatura fantástica
1971 г.
(испанский)
Obras Completas
1974 г.
(испанский)
Obras Completas. 1923-1972
1984 г.
(испанский)
Obras Completas. 1923-1972
1989 г.
(испанский)
The World Treasury of Science Fiction
1989 г.
(английский)
Ficciones
1997 г.
(испанский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
Вигадані історії
2016 г.
(украинский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)
Borges esencial
2017 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом коротком рассказе философских идей, научных гипотез, острых сюжетов, поэтических метафор и ярких персонажей хватает не на один, а на несколько романов — они даны в максимально концентрированном виде, сжаты до плотности бриллианта. «Тлен, Укбар, Орбис Терциус» сконцентрировал в себе целую библиотеку и в этом смысле выглядит экстравагантно даже на фоне других, тоже очень плотных, текстов Борхеса.

Великолепна поэтичность этого рассказа, незабываема постепенно нарастающая мрачность повествования, в финале выворачивающая к безоговорочному приговору современной культуре, к констатации краха человеческой цивилизации. Да, рассказ написан в 1940 году, но с течением времени он становится всё актуальней и актуальней — выдуманный мир в самом деле постепенно сжирает реальность, оставляя после себя пустые скорлупки.

Надежда только в одном — если мы читаем и понимаем Борхеса, возможно, мы сможет противостоять постепенной трансформации нашего мира в гротескную выдумку безответственных умников, возомнивших себя богами.

Оценка: 10
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я процитирую слова из одного ЖЖ:

«Хорхе Луис Бохес — великий аргентинский писатель. Как все представители элиты этой страны он получил иезуитское воспитание и был масоном. Масоном, недовольным уровнем посвящения и всей системой, но знающим ее изнутри. В одном из своих рассказов он хорошо описал метод, которым пользуются масоны для уничтожения реальности и навязывания мифологических представлений о мире. Это — рассказ «Тлен, Укбар, Орбис Терциус», посвященный технологии подмены реальности мифом.»

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самое серьезное и самое несерьезное художественное произведение, которое мне доводилось прочесть. Исключительная игра ума, сродни таким играм, как го, в которых сочетаются изысканное развлечение с глубочайшей философией и миросозерцанием.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В технике есть такое понятие: энерговооруженность — это количество энергии, которой обладает машина, приходящейся на единицу вещества (объем, масса) при его преобразовании. В отношении творчества Борхеса можно ввести понятие «мыслевооруженность» текста — это количество мыслей (смысла), заключенных в слове, предложении, абзаце. Так вот, по этому показателю рассказы Борхеса я отношу к высокой степени мыслевооруженности, а «Тлен, Укбар, Орбис Терциус» — к наивысшей степени.

Такое ощущение, будто автор собрал мысли как плоды некоего древа познания, промыл их, тщательно перебрал и приготовил для нас эликсир, употреблять который следует медленно, вдумчиво, смакуя каждую каплю. Великолепный рассказ.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Борхес создатель миров, как никто понимающий, что мы и мир нас окружающий выведен по тем же законом, что и книга-лабиринт!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых удивительных и необычных рассказов, когда-либо созданных в мировой литературе. Хорхе Луис Борхес и его друг Адольфо Бьей Касарес занимаются поисками сведений о необычной азиатской стране Укбар, о которой есть упоминание в Энциклопедии, но лишь в одном из ее изданий, случайно купленном Касаресом на книжной распродаже. Оказывается, почти вся литература Укбара посвящена изучению далекой планеты Тлен, на которой существуют необычные, совершенно фантастические правила устройства жизни, науки, литературы.

При чтении этого необычного рассказа у меня то и дело возникала мысль о том, что планета Тлен не существует реально, а лишь создана умом землян. Постепенно информация о планете и ее фантастических законах нарастает, и вот уже она начинает влиять на земную жизнь. Таким образом, земная цивилизация постепенно поглощается придуманным землянами Тленом...

Удивительная фантазия у Борхеса! А быть может и сама наша земная цивилизация — часть грандиозного проэкта, выдумка каких-то неизвестных демиургов из потустороннего мира?

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Борхеса много отличных рассказов, как их автор он вообще входит, вероятно, в первую пятерку 20-го века. Но даже среди них «Тлен» стоит особняком.

В первой своей части это интереснейший детектив, искусно завлекающий читателя в тайны Тлена, намеками, «найденными листами», обрывками разжигающий к нему невероятный интерес.

Очень многим бы этого хватило — есть много столь же увлекательно начавшихся книг, которые только этим первоначальным увлечением и ограничиваются. Но тут не так — нам явлена Тайна, раскрытие которой отнюдь не разочаровывает. Наоборот, она просто невероятна по концентрации мысли. Вспоминая лемовского Голема и его «упаковки» можно сказать, что едва ли не каждый абзац описания Тлена содержит такую. А то и несколько. И разворачивать их, смотреть, где и как одна пересекается с другой, что получается при их сочетании, что имел в виду автор, о чем он сказал, о чем — умолчал... это практически совершенное интеллектуальное удовольствие. Над этим этим сравнительно коротким рассказом можно провести и день, и два — просто смакуя его и бродя по «закоулкам» текста. Коих там больше, чем в ином романе.

Отдельно стоит отметить стилистическое мастерство автора, котрый это все соединил в одно.

Просто великолепный рассказ.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жанр этого произведения с трудом поддается определению... Я не специалист в архитектуре, но наверняка знатоки подскажут, как можно назвать пронизывающий и скрепляющий сложную многоярусную конструкцию стержень. Если речь может идти о твочестве писателя как о такой хитрой конструкции, то «Тлён» — один из тех самых стержней... Вчитываешься в строки — и то здесь, то там находишь своеобразные «мостики» то к одному, то к другому произведению автора. То в уста Укбарского ересиарха вкладываются слова Хакима из Мерва, то Тлёнские критики анализирут «1001 ночь» и «Дао Дэ Дзин» как вышедшие из-под одного пера, что советует нам сам автор в «Пьере Менаре»... Да и сама фабула расследования — чем не «Поиски...» и «Приближение к Альмутасиму.»

Но все описанное выше — лишь фон, истинный же жанр произведения — практическое пособие по построению и овеществлению абстракций. И это, пожалуй, самое ценное для fantlab-а, как лаборатории, занимающейся, по сути, теми же проблемами. Автор показывает, что и как надо строить для удачного «brave new world» — язык и топографию, метафизику и мифологию, «алгебру и огонь» — чтобы этот мир оказался не менее изящен и интересен, чем Хакслиевский (Kalkin +1!). Он показывает, как сделать этот мир жизнеспособным, связывая все это воедино психологией и Энциклопедией, как это осуществит чуть позже любимый многими Айзек А. в Foundation.

Так что (рекомендация, в первую очередь, для «творцов») читайте, учитесь — и, возможно, у вас когда-нибудь получится не хуже, чем у указанного отличника этой школы. Как говорится, если он и не читал «Orbis Tertius», этот миф следовало бы придумать... Хотя Борхес идет дальше по этому пути, он дает рекомендации, как «загрузить» файлы страны фантазий в реальный мир — но это уж вы сами читайте и удивляйтесь...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Открытию Укбара я обязан сочетанию зеркал и энциклопедии...» Это не только мастерский комментарий и примечания к воображаемым книгам: сама новелла — и множество зеркал и великолепная энциклопедия (вернее вступление в энциклопедию — завораживающая аннотация, обещающая такое, что «дух захватывает».

Композиция новеллы (вернее, или скорее, её совершенство) завораживает (что поделаешь — магический реализм), содержание — настораживает (магический-то он магический, но всё же реализм: с неопровержимой, как нам, здесь на Земле, кажется, логикой построения мыслей и вложенных в них автором смыслов) и предупреждает (ведь выводы — они на поверхности): то это попытка мистификации, то это пособие (практически практическое :)) по построению «Третьего Мира», то ...

Рецепт «перестройки» в Третий Мир? Пожалуйста! И нет числа зеркал: то это ересиарх Укбара: «зеркала и совокупления отвратительны», то это литература Укбара: «имела фантастический характер... никогда не отображала действительность, но описывала воображаемые страны Млехнас и Тлён...» (а что это как не отражение действительности в зеркале воображения?), то это Иоганн Валентин Андрее, описавший вымышленную общину розенкрейцеров, впоследствии основанную другими...

«Всё прочее казалось весьма достоверным...» — первый принцип дезинформации — «было по стилю вполне в духе издания и (что естественно) скучновато» — это продолжается камуфляж.

Но, — «перечитывая, мы обнаружили за этой строгостью слога существенную неопределенность» — начало дешифровки. Борхеса вообще рекомендуется перечитывать! Такого обнаружишь....

Об обещанном предупреждении: «...достаточно было любого симметричного построения с видимостью порядка — диалектического материализма, антисемитизма, нацизма, — что бы заворожить людей. Как же не поддаться обаянию Тлёна, подробной и очевидной картине упорядоченной планеты?»

«Контакты с Тлёном и привычка к нему разложили наш мир».

Много написано и об антиутопиях, и самих антиутопий, но вклад Борхеса, этой самой новеллой, — фундаментальный.

Предоставим слово самому Борхесу: «труд составителя толстых книг, труд того, кто должен растянуть на пятьсот страниц мысль, полное устное изложение которой занимает считанные минуты, тяжкий и изматывающий, сродни безумному бреду. Лучше поступить следующим образом: сделать вид, что эти толстые книги уже написаны и предложить читателю из резюме, какой-то комментарий к этим текстам.»

Комментарий блестящий. И не только.

Да, о «толстой книге» «про это»: Умберто Эко «Маятник Фуко».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

О, музыка названия! Это то, что привлечет к прочтению. Взрыв смысла — то, что привлечет к перепрочтению. Детализация мира в его кратком изложении, Борхес рисует глубокий мир в воображении идеей, отображенной рассказом. Поток мыслей автора «спрессован», концентрат чужих мыслей бередит твои собственные. Несравненно.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Воссоздать льва по когтю».

Перед нами потрясающий пример того, как Борхес может создать из ничего целый мир. Предельно, даже излишне организованный мир, систематизированный и логичный. И при том абсолютно нереальный. И делает это, не скатываясь в абсурд. Одновременно успев снисходительно усмехнуться над прочими «творцами» вымышленных вселенных. Этот игровой подход потрясающе притягателен. И сам факт того, что людям интересно следить за развитием таких виртуальных, нарочито искусственных конструкций — сам по себе является показательным моментом, способным заинтересовать исследователей.

Аргентинский писатель относится к той категории авторов, читая которых, поражаешься их расточительности в плане уникальных идей и метафор, каждая из которых могла бы вырасти во что-то большее.

Многие его новеллы, как и «Тлён» вызывают неодолимое желание сесть и выписывать по строчке мысли и отдельные обороты. Потому что очень жалко будет их забыть, упустить, а потом не вспомнить. А это очень характерный, самый значимый показатель качества.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличных рассказов у Борхеса много, да что там — даже лучших из лучших десятки. Этот рассказ для меня входит в число самых-самых. Невероятная энциклопедия невероятного мира — фантазия автора просто поражает воображение. И это ведь только начало... Второе потрясение приходит тогда, когда ты понимаешь, насколько все продумано, насколько тщательно описан мир, и кажется, что если будут найдены еще тома этой энциклопедии, то найденному тому они не будут противоречить... В этом рассказе Борхесом создан целый мир, создан кратко, емко и точно. Я преклоняюсь перед мастерством автора.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается с интересом, но порой и со скукой. Но автор сам предупредил об этом: это присуще любой энциклопедии. Работа авторов многих поколений (от учителя к ученику) призвана дать представление о мироздании Тлёна; суть работы Борхеса — дать представление о работе авторов, призванных дать представление... Книга в книге, книга и антикнига, мыслительный процесс, неопределённость настоящего, прошлое — не менее гибкое, чем будущее, и, обязательно, появление 100 томов Новой энциклопедии вслед за 40 Первой: это надо только представить.

Предложенный Борхесом процесс (не могу назвать материальным текст) цепляет одну мысль за другой, множит их и «хроникёры», но равнозначный не есть идентичный... И т.д. и т.п.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир, затерянный на страницах книги. Несуществующий мир, проработанный до мелочей, и потому реальный! И фантастичный... Парадокс на парадоксе, но всё чётко и логично...

В этот рассказ погрузиться сложно. Но, погрузившись, выбраться очень сложно. Да и стоит ли это делать? ;)

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наукообразная фантастика. Не зацепило, хотя очень достойная вещь.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх