Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 26 января 2018 г. 11:00

После шикарного романа "Судные дни" в моем списке любимых хоррор-писателей появилось еще одно имя — Адам Нэвилл.

Поэтому я никак не мог пройти мимо другой книги этого талантливого англичанина, получившей название "Ритуал" и не так давно выпущенной на русском языке в полной версии (если я ничего не путаю, то ранее по сети гулял перевод только первой половины романа).

И раз уж я коснулся структуры произведения, то стоит отметить, что оно разбито на две практически равные по объему части.

Первая повествует о компании четырех друзей, отправившихся в поход на севере Швеции и решивших отклониться от туристической тропы, дабы срезать путь через чащу темного труднопроходимого леса (по вполне благовидной причине, а не прихоти ради).

Излишняя самонадеянность героев приводит к печальным последствиям, которые в свою очередь "открывают" вторую главу истории, посвященную выживанию одного из членов группы.

Как я уже отметил, обе части романа вышли почти одинаковыми по количеству страниц, но вот по качеству исполнения — все же разными.

Поначалу было весьма любопытно читать о злоключениях горстки людей, вынужденных скитаться по необъятным дремучим просторам.

Особенно когда их стала преследовать неведомая тварь, чье незримое присутствие изматывало персонажей не хуже окружавшей их непогоды.

Однако когда внимание переключилось на, скажем так, последователей культа монстра, интерес к происходящему слегка уменьшился.

Вроде бы и событий меньше не стало, и атмосфера отчаяния никуда не делась, и градус насилия не снизился... но сюжет перестал цеплять так же сильно как раньше.

И это при том, что вторая половина книги абсолютно органично "вытекает" из первой.

Ну, т.е. лично у меня при чтении вопроса об ее уместности ни разу не возникло.

Тем не менее, под конец я успел устать от романа, который в целом оказался очень даже хорош.

В нем есть все элементы, необходимые для того, чтобы увлекательно провести несколько вечеров с книгой в руках: интригующая история, живые персонажи, натуралистичный экшен и зубодробительный саспенс.

А если вы являетесь поклонником таких фильмов как "Ведьма из Блэр" (The Blair Witch Project, 1999) и "Спуск" (The Descent, 2005), то "Ритуал" доставит вам еще больше удовольствия.

Оценка: 8/10.


Статья написана 22 января 2018 г. 11:16

Контрабандистка, изменившая судьбы селенитов, или Луна – жестокая хозяйка

artemida

Джаз Башара, одна из двух тысяч жителей единственного города на Луне, как, пожалуй, и все остальные, мечтала разбогатеть. А заодно она была далеко не самым законопослушным жителем Селены.

Потому, когда Тронд Ландвик, один из влиятельнейших местных бизнесменов, предложил ей мутное дельце, связанное со сменой владельца алюминиевой компанией «Санчез», она согласилась. Уж очень вкусным показался куш, предложенный за выполнение этой работы.

Однако кроме того что само дело выглядит невероятно сложным и опасным, похоже что Тронд чего-то не договаривает. А значит нужно быть готовым к любым неприятностям.

Вторую книгу Энди Вейера, прогремевшего в 2014 году вкусным «Марсианином», ждали с огромным нетерпением. Удержит ли автор свой следующий роман на высоком заданном им самим уровне, или сломается?

Энди не подвел, Artemis получилась хороша. Причем со всеми фирменными вейеровскими «фишками».

Главной из них остается трепетное отношение к науке. Автор с увлеченным интересом описывает разные ученые мелочи, типа нюансов процесса сварки или изготовления алюминия. Его герои постоянно пользуются различными научными достижениями, причем не как банальные потребители, знающие лишь как включить свет, а как полноправные участники процесса и непременно мастера какого-нибудь дела. Они фактически живут в этой самой науке. Купаются в ней. Не представляют существования без ее использования и улучшения. И, самое главное, по сравнению с «Марсианином» Вейер отказался от длительных лекций на несколько страниц, а также излишнего использования научной терминологии. Теперь информация подается более порционно и дозировано, а заумных слов на единицу текста стало поменьше. Прогресс.

Еще одной особенностью книг Энди похоже становится подробное, доскональное описание локации, где происходит действие. В данном случае лунного города. Автор с первых страниц погружает нас в быт Артемиды. Вы будто пробираетесь по лабиринтам узеньких алюминиевых коридоров жилых сфер Армстронга или Олдрина. Изучаете их конструкцию, вникаете в местные фобии и страхи. Приноравливаетесь к силе тяжести всего 1/6 от земной. Пытаетесь умоститься в тесных жилых капсулах для бедняков. С сожалением отмечаете социальное неравенство, перебравшееся на Луну с матушки Земли. Скривившись, пробуете «месиво» – здешнюю еду из сушеных водорослей, или восстановленное пиво. Сдаете экзамен на полноправного работника гильдии Безвоздушного Пространства (неудачно). Знакомитесь с поверхностью Селены. Вникаете в экономическую систему поселения.




Статья написана 14 января 2018 г. 17:07


Илья Боровиков. Забвения. – Екатеринбург: Гонзо, 2018.

«Забвения», названная в издательской аннотации повестью, а в предисловии именуемая романом, состоящая из небольших главок с задорными заголовками, совсем не такая весёлая книга, как может показаться по этим заголовкам. Четыре сотни страниц обычного шрифта, по объёму – вполне себе роман, поэтому так и буду её называть. Однозначной трактовке произведение не поддаётся. Истолкование этой необычной вещи, понимание её содержания во многом зависит от внутреннего содержания читателя, которому, боюсь, придётся поломать над романом голову. А вот издательству «ГОНZО» к сложностям не привыкать, ведь именно оно в своё время познакомило российского читателя с многомерным «Домом листьев» Марка Данилевского.


Автор «Забвении» Илья Боровиков ещё десять лет назад на редкость удачным дебютом – детским романом-сказкой «Горожане солнца» – доказал, что фантазия у него работает превосходно. «Горожане солнца» получили тогда премию «Заветная мечта» и запомнились читателю специфической, изощрённой странностью и усложнённым языком. Новая книга Боровикова странна не менее, хотя описанная в «Забвении» ситуация многими фантастами и нефантастами обыгрывалась неоднократно: человек из замечательно обустроенного мира всеобщего благоденствия и счастья попадает в суровые объятия мира природного, натурального. Конечно же, автор наделил Гармонию (государство, в котором живёт с женой Мартой и трудится локоть-менеджером правой руки герой романа Прокоп) особенными, только ей присущими чертами. Граждане Гармонии носят сЕртуки, снабжены индикаторами совести, ездят на фаФэтонах, на дух не переносят ничего металлического и периодически освобождаются от досадных и неприятных мыслей в специальных уборных-исповедальнях с помощью «отомницелей». Благодаря регулярной «гигиене памяти» гармонцы с годами не мрачнеют, не покрываются морщинами, не горбятся, а округляются в розовато-пухловатых младенцев, не помнящих ничего плохого о своей жизни. Правда, случаются издержки, когда беспамятность поражает навылет. «Является "невдомёк", улыбчивое существо с ясными, кроткими глазами, словно разбуженное в незнакомом месте и теперь вечно ждущее разъяснений, доверчиво идущее за каждым, кто эти разъяснения готов предложить, но уже не способное не осознать их, ни толком запомнить».

Уютно-стерильную вселенную своего комфортного обитания герой покидает не по собственной воле, не по заранее разработанному плану, не из-за того, что воспылал роковой любовью к продвинутой незнакомке-революционерке, как часто бывает в антиутопиях. Происходит всё вроде бы случайно. Хотя… Я сильно сомневаюсь, что у Боровикова в романе вообще есть что-то случайное. Закономерен закольцованный квест Прокопа, закономерна внутренняя логика постепенного прозрения героя и постижения истины. Конечно, надо эти закономерности уметь увидеть, выделить и понять. Собственно, имеется в романе Боровикова и та самая почти обязательная для антиутопий роковая незнакомка, из-за которой Прокоп пересекает ров-границу, отделяющую страну Гармонию от страны Забвении. Но эта девушка-девочка очень уж призрачная, да и влечёт Прокопа совсем к другой героине романа, бесхитростной и энергичной дикарке Ябеде… Далее по сюжету (упрощаю его суть максимально) Прокоп попадает в плен к лесным жителям-древлянам, использующими героя как Живой Щуп, ведь жители Гармонии болезненно чувствительны к железу, наводящему на них физиологический ужас.


Полностью рецензию читать здесь:
https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/ret...


Статья написана 13 января 2018 г. 17:55

Дэвид Митчелл "Сон №9"

В конце седьмой главы Эидзи Миякэ – двадцатилетний главный герой, от лица которого ведется повествование – так характеризует свое состояние: «Я так устал, что все кажется нереальным». Так и хочется сказать: «Молодой человек, вы только сейчас это заметили? Вас уже 630 страниц не по-детски колбасит».

Эидзи Миякэ – тот еще ненадежный рассказчик. В первой главе он сидит в кафешке напротив небоскреба «Пан-Оптикон», в который он должен зайти и задать одному из служащих, работающих в этом здании, очень важный вопрос (вопрос важен, конечно, для главного героя, всему остальному миру пока на этот вопрос плевать с высоты «Пан-Оптикона»), и проигрывает в голове различные сценарии проникновения в здание и задавания вопроса. У молодого героя явно очень развитое воображение: тут вам и сценарий из шпионского боевика, тут вам и сценарий из нуарного детектива, тут вам и сценарий из фильма-катастрофы. Никто не спешит предупреждать читателя, что все это выдумки главного героя. И сперва несколько недоумеваешь от происходящего. Но привыкаешь очень быстро. Вспоминается мимоходом роман Ричарда Бротигана «Грезы о Вавилоне», полностью построенный на эффекте неконтролируемых фантазий рассказчика. В этот момент опытный читатель должен содрогнуться: у Бротигана короткая книжка, а тут 700 страниц, в таком режиме они должны стать воистину невыносимы. Дэвид Митчелл к нам милосерден: бротигановское безумие займет всего лишь первую главу. Дальше будет забористей. Из первой же главы читатель должен уяснить только одно: главный герой – мечтательный юноша, врун и фантазер, на протяжении всего романа вы никогда не будете уверены в том, что он рассказывает правду, не преувеличивает и не додумывает. Наверное, читатель получит отдельное удовольствием от чтения «Сна №9», если будет на всем его протяжении стараться отделить реальность от фантазии. Но дело это сложное и трудное, тем более, что в финале нам никто не объяснит, где была правда, а где была ложь. В общем, можно легко пройти мимо этого слоя повествования и просто отдаться потоку сюжета. А он бурный и неконтролируемый, на пути читателя встретится всякое, даже старые знакомые (если вы читали предыдущий роман Дэвида Митчелла «Литературный призрак», то, несомненно, узнаете одного из его персонажей, зловещего монгольского киллера, который, выполнив, по всей видимости, задание в Санкт-Петербурге, поехал куролесить в Токио).




Статья написана 9 января 2018 г. 11:33

Нисхождение с цифрового Олимпа, или О судьбе аватар в электронной Греции

byk_iz_mashyny

В городе Кекрополь начинают гибнуть аватары богов цифрала. Причем не в результате болезни (здоровье у аватар завидное), или несчастного случая, а явно насильственной смертью. Девять убийств за два года.

Обычно хозяева цифрала беспощадно карают за такие злодеяния. Но в этом случае реакции нет никакой. Ни от полиции, ни от прессы, ни от самих повелителей цифрового Олимпа.

И лишь Питфей, аватар Слепой, богини правосудия, да его внук Тезей стараются разобраться в том, что же все-таки происходит на благословенных и проклятых улицах Кекрополя.

До старой доброй фентези. До космических эпопей. До якутского эпоса и зеркального хоррора Генри Лайон Олди уделили прилично внимания колыбели европейской цивилизации. Восхитительный «Герой должен быть один». Медитативный «Одиссей, сын Лаэрта». Неожиданный «Внук Персея». На этом Ахейский цикл харьковские авторы завершили. Однако, как говорили сами Олди, им «давно хотелось рассказать историю про Тесея и Минотавра».

И вот она перед нами.

Но, как всегда у Олдей — одного из лучших русскоязычных фантастов современности, эта история изрядно нас удивит, несмотря на то, что мы отлично знаем ее с детства.

Дело происходит отнюдь не в древней Греции, а вполне в наше время (плюс-минус лапоть). От Эллады в наследство городу и миру Кекрополя достались в основном имена да названия. Коринф. Трезены. Спарта. Антиопа. Эпаминонд. Прокруст. Полифем. Икар. Синид. До боли знакомые, только наполнение изрядно отличается. Эпаминонд – предводитель шайки байкеров. Прокруст — доктор и благотворитель. Синид – инспектор полиции. Икар – его младший подчиненный.

Этот мир изрядно похож на наш. Тут, так же как и у нас, есть конфликты, сословное деление, коррупция, террористы и запущенные кварталы, есть преступники и копы, есть граждане и есть люди низшего сорта – переселенцы и беженцы. Есть хакеры, вай-фай, бои без правил, наркота и военные.

Однако вай-фай мира «Быка из машины» покрывает всю землю. Связь бесплатна. Практически все гаджеты заменил универсальный вайфер. А главное – глобальная информационная сеть, окутавшая планету, породила цифрал, а также переходные мембранные зоны между тварным миром и цифралом. И собственно «богов цифрала». Искусственный интеллект самозародившийся из нулей и единиц. Чудовищ, возникших в пучинах электронного океана, созданного людьми. Информацию сходную по содержанию и характеру, перешедшую из количества в качество.

Теория о том, что слишком быстрое, экспоненциальное или даже гиперболическое развитие информационных технологий рано или поздно вызовет к жизни скайнет, богов из машины, развивающийся интеллект или механического черта в ступе, бытует давно. Причем эти создания будут кардинально иными, чем боги, созданные гомо сапиенс на заре своего существования. Олимпийцы, асы, обитатели египетского или славянского пантеона являлись теми же людьми, только с изрядным могуществом, трубой повыше и дымом погуще. Они руководствовались теми же побудительными мотивами и эмоциями, что и мы: любовью, дружбой, завистью, ненавистью, ревностью. Их можно было понять и просчитать.







  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх