Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.
Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,
объём не менее 2000 символов без пробелов,
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),
рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)
Классическая рецензия включает следующие важные пункты:
1) Краткие библиографические сведения о книге;
2) Смысл названия книги;
3) Краткая информация о содержании и о сюжете;
4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;
5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);
6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).
Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.
Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.
Дэвид Митчелл в своем репертуаре: если первые три его книги («Литературный призрак», «Сон №9», «Облачный атлас») были то ли сборниками повестей, которые прикидываются романами, то ли романами, которые прикидываются сборниками повестей, то на этот раз перед нами то ли сборник из тринадцати рассказов, который делает вид, что он роман, то ли роман, маскирующийся под сборник из тринадцати рассказов. Действительно, каждую главу «Лужка Чёрного Лебедя» можно читать отдельно, все смыслы останутся на месте, словно именно для этого автор постоянно уточняет и повторяет некоторые детали, которые и так ясны, если читать книгу по порядку. Исключение составляет только последняя глава, она является отражением первой и подводит итог многим событиям из остальных, но на то он и эпилог, пусть Митчелл и не даёт этой главе такого подзаголовка.
«Лужок Чёрного Лебедя» — это хроника одного года из жизни тринадцатилетнего подростка Джейсона Тейлора, одна глава – один месяц.
Кстати, хочется высказаться по поводу названия. Понятно, конечно, что оригинальное название «Black Swan Green» является для любого переводчика серьезным затруднением. Это название деревни, в которой происходит действие книги. Поэтому кажется логичным, что его надо не переводить дословно, а оставить в транслитерации (тем более что все остальные топонимы в книги именно так и представлены, переводчица в этом вопросе непоследовательна). Но легко представить, насколько неинтересно, тускло, непривлекательно на русском будет звучать название «Блэк Свон Грин». Сколько читателей, еще не знакомых с творчеством Дэвида Митчелла, обратит внимание на книгу с таким заголовком? Правильный ответ: очень мало. Но говорящий перевод названия тоже не лучший выход из положения. «Лужок Чёрного Лебедя» — звучит нелепо и странно. Пожалуй, это единственный заметный промах данной работы Татьяны Боровиковой. (Чтобы сличить перевод и оригинал, автор этих строк английским на должном уровне не владеет и базируется в этом суждении только на общим впечатлении от чтения, насколько хорошо текст воспринимается на русском.) Но промах этот существенный, ибо как корабль назовёшь, так он и поплывет. Кто знает, может быть именно неудачный выбор названия и привёл к тому, что «Лужок Чёрного Лебедя» в нашей стране издавался всего один раз. Выходом из положения кажется единственно следующее: придумать альтернативное название для романа. Издатели так часто делают, их, конечно, ругают и всё такое, но народ как-то нормально пережил, например, то, что шестой роман Дэвида Митчелла «The Bone Clocks» превратился в «Простых смертных», а не остался «Костяными часами». Легко можно было бы назвать «Black Swan Green», скажем, «Историей Джейсона Тейлора». Или ещё как-нибудь. Тем не менее, мы получили «Лужок Чёрного Лебедя». Чудное, конечно, название для деревни, в окрестностях которой никогда не видели ни единого лебедя, тем более чёрного.
Джейсон Тейлор страдает запинанием, пишет стихи под претенциозным псевдонимом Элиот Боливар и изо всех сил пытается выжить в средней школе. Герою сложно вписаться в систему условностей, которая составляет жизнь не только школьников, но и всей деревни, где все друг про друга всё знают и сплетничают так, что если бы слова могли убивать, то от жителей Лужка Чёрного Лебедя никого не осталось бы. Балансируя на позиции середнячка в школьной иерархии, Джейсон каждый день вынужден решать сложнейшие задачи выживания среди сверстников. Если кто-то забыл, что школьная жизнь напоминает ад, то книга Митчелла ему это живо напомнит.
В январе Джейсон Тейлор идёт кататься на безлюдное замёрзшее лесное озеро. В феврале ему предстоит читать вслух перед классом отрывок из «Простых молитв для сложного мира» (а с его запинанием это полная катастрофа). В марте он общается с двоюродными братьями. В апреле Джейсону Тейлору приходит в голову совершить пешую прогулку по верховой тропе, чтобы найти некий старый туннель, по которому можно попасть аж в Хирфордшир. В мае все жители Лужка Чёрного Лебедя следят за войной на Фолклендских островах. В июне Джейсон Тейлор проходит посвящение в тайное общество «Призраков». В июле у парня завязывается дружба с чудаковатой и манерной пожилой леди Евой ван Утрив де Кроммелинк. В августе Джейсон Тейлор все никак не может попасть на показ фильма «Огненные колесницы». В сентябре один из секретов Джейсона Тейлора становится достоянием всех его одноклассников. В октябре он случайно оказывается на стоянке цыган. В ноябре находит набитый деньгами кошелек злейшего врага. В декабре Джейсон Тейлор ломает калькулятор другого злейшего врага. А в январе ему придётся подвести промежуточные итоги по сути всей своей жизни.
Уже из этого короткого дайджеста понятно, что на страницах «Лужка Чёрного Лебедя» читатель не найдёт невероятных и поразительных событий, вместо них бытовуха и всякие школьные заурядности. Но это не делает повествование менее увлекательным, чем в других романах Митчелла. Автор удивительным образом, ни разу не меняя темп и интонации рассказчика (а книга написана от лица Джейсона Тейлора), умудряется создать вокруг всех этих простых вещей и событий невероятное напряжение. Митчелл это напряжение каждый раз выдувает будто бы из ничего, из пустоты, из зазора между событиями. Собственно, всё как в жизни, когда описка в каком-нибудь ничтожным документе может стать катализатором мощнейшего конфликта в самом обычном офисе.
«Лужок Чёрного Лебедя» ладно скроен и крепко сшит. Не смотря на то, что в этот раз Митчелл не отправляет читателя в путешествие по временам и странам, и события книги сфокусированы всего лишь на одном годе жизни главного героя, который практически не покидает свою деревню, весь диапазон авторских умений и возможностей идёт в ход. Книжка просто напичкана всякими постмодернистскими прибаутками. Нам то предлагают усомниться в искренности рассказчика: «На самом деле я всё это написал вчера ночью. Не то чтобы это неправда или что-то такое, это всё правда, просто придуманная». То происходит деконструкция и высмеивание ранее написанного. Майская глава, суть которой состоит в параллельном описании Фолклендской войны и ссоры родителей Джейсона, кажется довольно топорно сделанной, так и хочется сказать «Митчелл, ты же можешь лучше», но уже в июльской главе она опосредованным образом препарируется и становится объектом жёсткой критики. В тексте мелькают названия множества фильмов и книг, одни являются просто приметой времени, иные же нужны, чтобы выстроить контекстуальные связи с мировой литературой. Когда в одной главе упоминаются и «Повелитель мух» Уильяма Голдинга и «История глаза» Жоржа Батая, это должно подтолкнуть читателя к ряду выводов и ассоциаций. Всех этих ужимок не сосчитать, автор этих строк уверен, что многое не углядел, тут, конечно, необходимо повторное чтение. В конце концов, в «Лужок Чёрного Лебедя» забредают герои предыдущих книг Митчелла. Читатель узнает о судьбе дочери Вивиана Эйрса, того самого композитора, секретарем которого стал Роберт Фробишер («Облачный атлас»). Если говорить о связях «Лужка Чёрного Лебедя» с «Облачным атласом», то на этом они не заканчиваются. Одна из второстепенных героинь – жена священника Гвендолин Бендинкс – уже встречалась нам в истории Тимоти Кавендиша, когда тот попал в похожий на тюрьму дом престарелых. Одноклассник Джейсона Тейлора – Нил Броз – является одним из главных героев «Литературного призрака», этот тот самый незадачливый финансист, который отмывал деньги русской мафии. После того, что читатель узнает о нём из «Лужка Чёрного Лебедя», этого персонажа уже вовсе и не жалко, по делам он получил в «Литературном призраке». Джейсон Тейлор слушает сикстет Роберта Фробишера «Облачный атлас» и песню Джона Леннона «Сон №9» в важные моменты своей жизни. Митчелл протягивает все эти ниточки не просто так, он старательно связывает свои романы в один, мало ли вдруг через двадцать лет мы поймём, что всё это большой единый текст, который всего лишь прикидывается циклом романов.
Давайте отведем взгляд от всех этих завитков и складок, хотя, безусловно, детальный разбор «Лужка Чёрного Лебедя» — это отдельное удовольствие. Но если всё это отбросить в сторону (даже мотив того, что занятие литературном творчеством у главного героя проистекло из недуга, который вынудил его, дабы избегать конфузных ситуаций, столь тщательно работать со словами в обыденной речи; а это выглядит тем более интересно, учитывая то, что «Лужок Чёрного Лебедя» считается автобиографической книгой), то окажется, что Митчелл написал чрезвычайно важную и эмоциональную книгу. Он говорит о непростых вещах, о которых не так уж и часто решаются говорить: о физическом и психологическом насилии в школе, о том, как тяжело жить в семье на грани развода, о том, как ещё тяжелей быть самим собой, когда от тебя требуют изобрести комфортную не для тебя, а для других маску. Джейсон Тейлор в начале книги вряд ли может вызывать симпатию. Он предстаёт перед читателем трусом, который подслушивает и подглядывает, а еще позволяет творить с собой всё, что угодно. Но не спешите закрывать книгу, трусу еще предстоит стать уверенным в себе человеком, а это не так уж просто, ибо мы такими не рождаемся, а лишь становимся. И в этом отношении «Лужок Чёрного Лебедя» оптимистичная книга, в которой говорится, что возможно всё, что ты хочешь, главное не сидеть сложа руки. И в этом же отношении «Лужок Чёрного Лебедя» страшная книга, в которой говорится, что за всё надо платить, и никто не сказал, что плата эта несущественная. Вообще, в «Лужке Чёрного Лебедя» много страшного. Книга только прикидывается реалистическим романом, то тут, то там проскальзывает инфернальный ужас. А пугать Митчелл умеет.
И напоследок немного личного. Читая книги Митчелла в той последовательности, в которой он их писал, невозможно избавиться от мысли, что каждая новая книга лучше предыдущей. Так вот, мне сложно представить, как можно написать лучше, чем это вышло у Митчелла с «Лужком Черного Лебедя». До каких высот еще доберётся автор? И возможно ли до них добраться? В этом смысле финальная фраза «Лужка Чёрного Лебедя» звучит для Постоянного Читателя радостным обещанием. Мистер Митчелл, пожалуйста, не останавливайтесь, ведь есть ещё так много историй, которые вы можете мне рассказать.
Прием работ на конкурс рецензий и литературно-критических статей "Фанткритик" продлен до 19 апреля!
Напоминаем, что прием конкурсных работ объявлен с 5 февраля. Подведение итогов пройдет в рамках Санкт-Петербургского Книжного салона 20 мая.
Обращаем ваше внимание, что призовой фонд в 2018 году увеличен до 50 000 руб. и перераспределен. По многочисленным просьбам сделано три призовых места в номинации "Литературно-критическая статья". Теперь за первое место в обеих номинациях победители получат по 13000 руб., за вторые места — по 7000 руб. и за третьи места — по 5000 рублей. Таким образом, всего предполагается 6 призовых мест, по три в каждой номинации.
Конкурсные работы, как и прежде, присылайте на адрес piterbookplus@yandex.ru, с обязательной пометкой "Фанткритик".
Добавлю, что рецензии участников конкурса, не ставших победителями, имеют шанс быть разобранными Галиной Юзефович на отдельном мероприятии в рамках Петербургской фантастической ассамблеи в августе этого года. Лучшей возможности узнать "что со мной не так" не придумаешь.
«Виртуалка» портив реальности: неравный бой? или Настольная книга геймера
2045 год. Дела на старушке Земле не очень. Жесточайший энергетический кризис. Повальная безработица. Климатические катастрофы. Войны и катаклизмы. Голод, болезни и нищета. Все как сегодня, тока круче.
Есть у наших недалеких потомков одна единственная отрада. OASIS. Виртуальная реальность, состоящая из сотен и сотен полноценных миров. Средиземье. Азерот. Перн. Мир Реки. Планеты из Звездных войн и Звездного пути. Реальность, где возможно все. Там учатся в школах, колледжах и университетах. Летают на звездолетах и ездят на кабриолетах. Сражаются с монстрами, бросают файерболлы, играют в квиддич.
К сожалению, в настоящую реальность все же приходится иногда возвращаться. А там, как вы уже поняли, не сахар.
Посему когда создатель OASIS Холлидэй перед смертью оставил все свое состояние и преуспевающую компанию тому, кто отыщет в его виртуальном мире некое «пасхальное яйцо», за дело взялись миллионы. Шли годы и большинство из них «спиймало жирного облизня». Но был один парень, которому повезло. Ну как повезло, в первую очередь сработало его знание «гиковской» культуры 80-х. Того периода по которому фанател покойный Холлидэй.
Однако, как оказалось, отыскать первый ключ, ведущий к кладу это еще не все. Ведь за ним охотятся не только одиночки и кланы таких же гиков как наш герой. Но и вполне серьезные структуры и организации, которые остановятся ни перед чем, чтобы прикарманить приз себе.
Я не фанат литРПГ, да и к культуре 80-х отношусь спокойно. Даже после отличного сериала «Очень странные дела» и свеженького «Оно», играющих на этом поле, браться за роман Клайна не собирался. Однако потом подоспела информация о грядущей экранизации книги, причем не кем-нибудь, а самим Спилбергом. Не почитать литературную первооснову будущего шедевра было как-то неудобно.
Перед нами милая подростковая история, пронизанная ностальгией по 80-м, и пониманием недорослей, с головой уходящих в виртуальность.
Да и как их не понять, когда автор предлагает как данность настолько паршивую реальность, что от нее и убежать не грех. Фактически за бортом OASIS царит преддверие апокалипсиса и угасание человечества. По крайней мере, в привычном нам понимании. Тамошнее человечество лицом к лицу стало перед глобальным кризисом. Кризисом всего. Очень похоже на то, что начинается нынче у нас, но в версии Клайна к 2045 году этот самый кризис достигнет своей пиковой формы. И вот тут этому миру не свезло во второй раз. Нашелся гений, разработавший полноценную виртуальность. Причем фактически бесплатную. Отныне на настоящем мире можно было ставить крест. Вся та молодая шпана, которая могла приложить свои мозги для исправления ситуации на Земле и поисков путей решения реальных проблем, «ломанулась» в игру. С концами. И то верно. Там ты как хочешь, так и выглядишь, без прыщей и заикания. Кем хочешь тем и представляешься. Куда хочешь туда и едешь (это правда, уже за денежку). Благодать.
Человечество было обречено.
Реальной жизни автор нам отсыплет без фанатизма. Максимум процентов 10-15 от всего текста, причем совмещает Эрнест переходы от реальности к виртуалке вполне толково. Остальное действие будет происходить в OASIS, где как вы уже поняли, царит полное благолепие. Миллиарды аватаров каждый день расползаются по этой вселенной. Поползать, благо есть где. Практически каждый мир, описанный в фантастической литературе, показанный в фильме и имевший поклонников воссоздан в Оазисе во всей своей красе. М-да, будем честными, я бы тоже не устоял – побродить по Имладрису, или степям Рохиррима, сплавиться Андуином. Или пройти Лабиринт, а то и Логрус. Или схлестнуться с имперскими истребителями. Или… Причем такие миры мало того, что воссозданы до малейшей травинки, так еще и населены «неписями» – неигровыми персонажами, работающими на антураж, взаимодействующими с игроком, создающими ощущение полноценного мира. А если вдруг чем-то не нравиться существующий вариант любимого мира, можно накопить денжат и построить свое Средиземье. И все это в полном погружении. Плюс квесты, дающие возможность «подкачаться» и пополнить инвентарь. Плюс взаимодействие и противостояние с прочими игроками. Плюс... Такие опасные путешествия, понятное дело для прокачанных персонажей. А неофиты могут пока в виртуальности закончить школу, вместо того чтобы реальными ножками топать в опостылевший храм знаний у себя на родине. Тем более что школы находятся в небоевых зонах, где невозможно никакое воздействие на твой аватар, кроме словесного. А школы тут доложу я вам знатные. Виртуальные уроки биологии, астрономии, географии, истории, культуры. С визитами на Марс и Юпитер. С прогулками по Лувру. С путешествиями в прошлое. Сам бы от таких не отказался. Потом можно поступать в виртуальный колледж, а там и в университет. Потихоньку зарабатывать монетки на телепорт и очки опыта. А там глядишь и в Средиземье путь открыт.
Все это при полнейшей конфиденциальности. Ведь анонимность один из основополагающих принципов Оазиса. А как вам возможность отлавливать и устранять «шестерок» — аватаров членов IOI, мощнейшей организации занимающейся телекоммуникациями и интернет-провайдингом. Организации давно точившей зуб на контору Холлидэйя. Организации затеявшей охоту за его пасхальным яйцом. Причем отлавливать одиночных «шестерок» это половина удовольствия. А можно собраться всем миром и «навалять» целой армии вражеских агентов. Согласен, натуральная сублимация, в реальном то мире, такие организации сотрут вас с лица земли и не заметят, хоть сотней собирайся, хоть тысячей. Так хоть в Оазисе душу отвести можно.
Да, конечно, все это натуральный эскапизм для прыщавых несоциализированных недорослей, причем это понимает и сам автор. Но так же он (и мы с вами) понимаем, что бегство от реальности все равно неизбежно, будь за окном хоть 20 век (книги и аркадные автоматы), хоть 21-й (интернет). Так давайте же, говорит Клайн, убегать от этого неприглядного мира весело и приобретая параллельно багаж знаний. Пускай огромная часть из них в реальном мире неприменима нигде, кроме как в музее, или во время викторины по 80-м. Все равно получаем информацию, которая останется с тобой навсегда.
Благо Эрнест Клайн похоже действительно испытывает нешуточное уважение и искреннюю любовь к старым аркадным играм и виртуальности.
Да, конечно, подростки в игре «тучи разводящие руками», в реальности частенько не имеют друзей, не могут сказать девушке адекватное «ква», и заработать на хлеб насущный. А охота за пасхалкой в Оазисе с одной стороны — откровенный расчет на удачу и шару, мол, был я сопливым учеником старших классов, а потом раз! и миллиардер. С другой – требует, как минимум добыть игрового «баблишка» и раскачать персонаж в самой игре. Вдобавок пошевелить мозгами и хорошенько покопаться в поп-культуре 80-х.
При всем этом: достоинствах суперкрутой «виртуалки», при упоении Оазисом и самой идей виртуальной реальности полного погружения, автор и его герои, тонко намекают юным и не очень геймерам, по уши увязшим в нарисованных мирах, о том, что реальной жизни все же стоит дать шанс. Реальной жизни и реальным друзьям, независимо от их пола, возраста, внешности, сексуальных и политических предпочтений.
На эту сверхидею работает изложение от первого лица Уэйда, в конце концов пришедшего к тем же выводам, и нашедшего свои настоящие якоря именно в реальности (не забывая конечно и об Оазисе).
И драматургическая структура большинства событий, тех же боев в виртуалке и спецэффектов Оазиса, прописанных пунктирно, будто в пьесе, в основном оставленных на домысливание и моделирование читателю.
На эту же мельницу льют воду и приколы периодически встречающиеся по тексту. Как вам жуткий лич (мертвый король-чародей), предлагающий аватару вместо магического поединка или боя на колдовских мечах сыграть с ним в старую аркадную игру на древнем автомате.
Или фраза протагониста сокрушающегося по поводу своих бесконечных патронов: ведь счет за них, выставленный компанией-устроителем Оазиса в конце месяце будет просто грабительским.
Язык романа, кстати, сложно назвать идеальным, но вполне съедобным очень даже можно. Действие развивается неторопливо, особенно поначалу, вводя нас в окружающую героев реальность, погружая во внутренний мир и переживания протагониста, в последней трети наоборот приобретая изрядную динамику и напряжение.
Да, ничего нового вы тут не увидите, и штампов о гиках Клайн насовал в свою книгу от души. Да, персонажи изрядно стереотипны, и аж никак не являются объектами для подражания. Да, отношения между ними показаны слишком пунктирно — порой создается впечатление, что автор действительно писал пьесу, ожидающую своего постановщика. Но у Эрнеста получилось, возможно, за счет своего уважения к играм, создать книгу, читающуюся легко и ставшую своеобразным оммажем детству игровой индустрии.
В завершение — о киношном потенциале книги. Он весьма и весьма неплох. Сцен, на большом экране способных из пары строк развернутся в зрелище, от которого будет не отвести глаз, хватает. Танцы в невесомости. Битвы звездолетов и панорамы различных планет. Практически любой описанный в литературе и кинематографе мир (и его жители), на который хватит фантазии режиссера (и будут отсутствовать проблемы с правами). Магические поединки и перестрелки из бластеров. Коварные вражины, неутомимо преследующие протагонистов. Антураж ностальгических 80-х. И поистине эпичное финальное сражение с использованием одновременно космических кораблей, магов, крайне живописной пехоты, техники типа танков, и гигантских роботов-трансформеров (!) Это может быть бомба. Дяденька Спилберг, не подведи!
Эрго. Вполне съедобное, хотя изрядно штампованое подростковое «игровое» приключение-пьеса, пронизанное любовью к виртуальности и культуре 80-х.
"Библиотека на Обугленной горе" — дебютный роман американского писателя Скотта Хокинса.
До того как взяться за перо он трудился в нескольких IT-компаниях, работая с операционной системой Linux и периодически участвуя в разработке Windows (в 1991-м году Хокинс получил степень Бакалавра компьютерных наук Университета Южной Каролины, а два года спустя — Магистра компьютерных наук).
Согласно информации на официальном сайте автора, он любит читать, смотреть кино, готовить, столярничать, а также заниматься созданием аудиокниг.
Приняв во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, что Скотт — не глупый и разносторонний человек, имеющий тягу к творчеству.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что его первая книга получилась очень яркой и разнообразной.
Но обо всем по порядку.
Начать, пожалуй, стоит с краткого содержания романа, хотя сделать это будет не просто из-за его весьма нестандартного сюжета.
Дабы не спойлерить (чем грешит издательская аннотация, которую я советовал бы не читать) скажу лишь следующее:
"Библиотека на Обугленной горе" рассказывает о группе из двенадцати человек, живущих в одном доме в глуши под опекой некоего Отца, строго следящего за тем, чтобы каждый из дюжины изучал определенный каталог знаний.
Эти знания, собранные вместе, дают ключ к управлению всем миром.
Дают возможность изменять его в соответствии с собственными желаниями.
И только Отцу доступны все каталоги.
Правда, однажды он внезапно исчезает, а вход в дом оказывается заблокирован невидимым силовым полем.
Данное происшествие запускает целую цепь разрушительных событий, охватывающих не только США, но и всю планету.
А все потому, что могущественные Библиотекари не остановятся ни перед чем, чтобы найти своего наставника, попутно защищая его наследие, хранящееся в тысячах старых изъеденных временем книг.
Собственно, такова завязка романа, который очень сложно отнести к какому-то одному жанру.
В нем смешались элементы и фэнтези, и хоррора, и научной фантастики.
Причем, Хокинсу почти идеально удалось увязать их между собой, создав произведение с отличной интригой, колоритными персонажами и бодрым кинематографичным экшеном.
Однако есть у книги и несколько минусов.
Первый заключается в том, что не все идеи, озвученные автором, получили внятное объяснение (сиквел напрашивается сам собой, тем более что финал романа это позволяет).
А второй — в том, что основная развязка истории происходит примерно за сотню страниц до ее фактического конца.
Поэтому приходится прилагать определенные усилия, чтобы дочитать слишком раздутый "эпилог".
Хотя все это не критично, ведь Скотт Хокинс написал по-настоящему необычную и запоминающуюся книгу.
И определенно одно из лучших дебютных произведений, которые когда-либо попадали мне в руки.
Скоро выходит в свет дебютный роман Ольги Паволги и Михаила Перловского"Стеклобой". Книгу опуликует издательство "Livebook". Анонс был здесь.
Магический реализм, абсурд, фантастика, сюрреализм – всё смешалось и получился пёстрый калейдоскоп, лоскутное одеяло, сотканное из десятков ярких нитей, переплетённых между собой самым причудливым образом. Это совершенно не мой жанр, но стиль авторов затягивает, хотя в моём случае и не с первых страниц. Поначалу абсурдность и сумбурность повествования отталкивают, читатель не понимает, что за фантасмагорическое действо разворачивается перед ним, но интерес узнать, а что же дальше, не ослабевает.
Сюжет тревожен, как тревожно ожидание неизвестного, – нагнетение и ощущение, что вот-вот произойдет нечто, создаёт эту тревогу, которая словно пронизывает сюжет. Один, чужак в незнакомом городе, полном странных персонажей, каждый из которых словно сошёл со страниц Кафки, Камю или Эдварда Лира, взирает на эту фантасмагорическую картину, нет, не с недоумением, скорее с лёгким налётом любопытства. Герой воплощает идеи разорванного сознания, отчуждения, замкнутости и надвигающегося хаоса. Абсурд – это другая сторона реальности, где некоторые черты, присущие социуму, возведены в абсолют и показаны гипертрофированными. Мир в романе словно вывернут наизнанку. И в этом мире оказывается главный герой. Поиски информации о писателе приводят его в маленький городок, где люди, на первый взгляд, ведут себя странно, а по прошествии времени становится ясно, что это вовсе не так – всё взаимообусловено и связано незримыми нитями, создающими единство этой пёстрой картины. Герой подспудно чувствует, что в воздухе витает тайна, пока сокрытая от него. Эту тайну и предстоит разгадать читателю.
Идея романа не нова, но и вторичным произведение не назовешь. Роман самобытен, это своего рода самородок, который пока не достаточно отшлифован, но потенциал есть. Идея исполнения желания путём заключения договора с некой силой тоже не нова, но удачно обыграна. Роман ставит главный вопрос – какую цену человек готов заплатить за исполнение своего заветного желания, а также насколько это желание оказывается заветным в контексте заплаченной цены. И с этой точки зрения роман интересен. Он не совершит переворота в сознании, но задуматься заставит. Но копнём глубже. Это не просто желание, это поиски себя, самоидентификация, если хотите. Через призму потаённых желаний человек познаёт саму суть себя. И поначалу кажется, что герой знает, чего хочет, но это только на первый взгляд.
Стиль и язык произведения на достаточно неплохом уровне, пестрит образными выражениями – хоть порой и несколько неуместными. Символика названия также присутствует. Стёкла и зеркала всегда отождествлялись с чем-то мифическим, колдовским, загадочным. Сюжет не однороден – повествования о прошлом героя прерывают основную линию, что иногда сильно выбивается из общей канвы повествования. Для дебютного произведения книга весьма неплоха. Определить жанр сложно, ибо роман вобрал черты нескольких, чем и интересен. Могу рекомендовать это произведения любителям необычных сюжетов, литературы абсурда и магического реализма в его неканонической форме.