Рецензии на фантастические ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии на фантастические книги


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. рецензия должна быть на профильное (фантастическое) произведение,

  2. объём не менее 2000 символов без пробелов,

  3. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится (это должна быть рецензия, а не отзыв),

  4. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком,

  5. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)

Классическая рецензия включает следующие важные пункты:

    1) Краткие библиографические сведения о книге;

    2) Смысл названия книги;

    3) Краткая информация о содержании и о сюжете;

    4) Критическая оценка произведения по филологическим параметрам, таким как: особенности сюжета и композиции; индивидуальный язык и стиль писателя, др.;

    5) Основной посыл рецензии (оценка книги по внефилологическим, общественно значимым параметрам, к примеру — актуальность, достоверность, историчность и т. д.; увязывание частных проблем с общекультурными);

    6) Определение места рецензируемого произведения в общем литературном ряду (в ближайшей жанровой подгруппе, и т. д.).

Три кита, на которых стоит рецензия: о чем, как, для кого. Она информирует, она оценивает, она вводит отдельный текст в контекст общества в целом.

Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: Aleks_MacLeod, Ny

Авторы рубрики: Лoki, PanTata, RebeccaPopova, rast22, Double Black, iRbos, Viktor_Rodon, Gourmand, be_nt_all, St_Kathe, Нариман, tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, fox_mulder, Нопэрапон, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx, Клован, Кел-кор, doloew, PiterGirl, Алекс Громов, vrochek, amlobin, ДмитрийВладимиро, Haik, danihnoff, Igor_k, kerigma, ХельгиИнгварссон, Толкователь, astashonok, sergu, Lilit_Fon_Sirius, Олег Игоревич, Виктор Red, Грешник, Лилия в шоколаде, Phelan, jacob.burns, creator, leola, ami568, jelounov, OldKot, dramaturg-g, Анна Гурова, Deliann, klf2012, kirborisov, tiwerz, holodny_writer, Nikonorov, volodihin, =Д=Евгений, А. Н. И. Петров, Valentin_86, kvadratic, Farit, Alexey Zyryanoff, Zangezi, MadRIB, BroonCard, Paul Atreides, Angvat, smith.each, Evgenii2019, mif1959, SergeyProjektPo, imra, NIKItoS1989, Frd981, neo smile, cheri_72, artem-sailer, intuicia, Vadimnet, Злобный Мышалет, bydloman, Алексей121, Mishel78, shawshin, skravec679



Статья написана 15 апреля 2018 г. 10:47

Дэвид Митчелл "Лужок Чёрного Лебедя"

Дэвид Митчелл в своем репертуаре: если первые три его книги («Литературный призрак», «Сон №9», «Облачный атлас») были то ли сборниками повестей, которые прикидываются романами, то ли романами, которые прикидываются сборниками повестей, то на этот раз перед нами то ли сборник из тринадцати рассказов, который делает вид, что он роман, то ли роман, маскирующийся под сборник из тринадцати рассказов. Действительно, каждую главу «Лужка Чёрного Лебедя» можно читать отдельно, все смыслы останутся на месте, словно именно для этого автор постоянно уточняет и повторяет некоторые детали, которые и так ясны, если читать книгу по порядку. Исключение составляет только последняя глава, она является отражением первой и подводит итог многим событиям из остальных, но на то он и эпилог, пусть Митчелл и не даёт этой главе такого подзаголовка.

«Лужок Чёрного Лебедя» — это хроника одного года из жизни тринадцатилетнего подростка Джейсона Тейлора, одна глава – один месяц.

Кстати, хочется высказаться по поводу названия. Понятно, конечно, что оригинальное название «Black Swan Green» является для любого переводчика серьезным затруднением. Это название деревни, в которой происходит действие книги. Поэтому кажется логичным, что его надо не переводить дословно, а оставить в транслитерации (тем более что все остальные топонимы в книги именно так и представлены, переводчица в этом вопросе непоследовательна). Но легко представить, насколько неинтересно, тускло, непривлекательно на русском будет звучать название «Блэк Свон Грин». Сколько читателей, еще не знакомых с творчеством Дэвида Митчелла, обратит внимание на книгу с таким заголовком? Правильный ответ: очень мало. Но говорящий перевод названия тоже не лучший выход из положения. «Лужок Чёрного Лебедя» — звучит нелепо и странно. Пожалуй, это единственный заметный промах данной работы Татьяны Боровиковой. (Чтобы сличить перевод и оригинал, автор этих строк английским на должном уровне не владеет и базируется в этом суждении только на общим впечатлении от чтения, насколько хорошо текст воспринимается на русском.) Но промах этот существенный, ибо как корабль назовёшь, так он и поплывет. Кто знает, может быть именно неудачный выбор названия и привёл к тому, что «Лужок Чёрного Лебедя» в нашей стране издавался всего один раз. Выходом из положения кажется единственно следующее: придумать альтернативное название для романа. Издатели так часто делают, их, конечно, ругают и всё такое, но народ как-то нормально пережил, например, то, что шестой роман Дэвида Митчелла «The Bone Clocks» превратился в «Простых смертных», а не остался «Костяными часами». Легко можно было бы назвать «Black Swan Green», скажем, «Историей Джейсона Тейлора». Или ещё как-нибудь. Тем не менее, мы получили «Лужок Чёрного Лебедя». Чудное, конечно, название для деревни, в окрестностях которой никогда не видели ни единого лебедя, тем более чёрного.




Статья написана 9 апреля 2018 г. 09:52

Прием работ на конкурс рецензий и литературно-критических статей "Фанткритик" продлен до 19 апреля!

Напоминаем, что прием конкурсных работ объявлен с 5 февраля. Подведение итогов пройдет в рамках Санкт-Петербургского Книжного салона 20 мая.

Обращаем ваше внимание, что призовой фонд в 2018 году увеличен до 50 000 руб. и перераспределен. По многочисленным просьбам сделано три призовых места в номинации "Литературно-критическая статья". Теперь за первое место в обеих номинациях победители получат по 13000 руб., за вторые места — по 7000 руб. и за третьи места — по 5000 рублей. Таким образом, всего предполагается 6 призовых мест, по три в каждой номинации.

Конкурсные работы, как и прежде, присылайте на адрес piterbookplus@yandex.ru, с обязательной пометкой "Фанткритик".

С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте: https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/fen...

Добавлю, что рецензии участников конкурса, не ставших победителями, имеют шанс быть разобранными Галиной Юзефович на отдельном мероприятии в рамках Петербургской фантастической ассамблеи в августе этого года. Лучшей возможности узнать "что со мной не так" не придумаешь.

Репост категорически приветствуется!


Статья написана 29 марта 2018 г. 09:56

«Виртуалка» портив реальности: неравный бой? или Настольная книга геймера

pervomu_igroky

2045 год. Дела на старушке Земле не очень. Жесточайший энергетический кризис. Повальная безработица. Климатические катастрофы. Войны и катаклизмы. Голод, болезни и нищета. Все как сегодня, тока круче.

Есть у наших недалеких потомков одна единственная отрада. OASIS. Виртуальная реальность, состоящая из сотен и сотен полноценных миров. Средиземье. Азерот. Перн. Мир Реки. Планеты из Звездных войн и Звездного пути. Реальность, где возможно все. Там учатся в школах, колледжах и университетах. Летают на звездолетах и ездят на кабриолетах. Сражаются с монстрами, бросают файерболлы, играют в квиддич.

К сожалению, в настоящую реальность все же приходится иногда возвращаться. А там, как вы уже поняли, не сахар.

Посему когда создатель OASIS Холлидэй перед смертью оставил все свое состояние и преуспевающую компанию тому, кто отыщет в его виртуальном мире некое «пасхальное яйцо», за дело взялись миллионы. Шли годы и большинство из них «спиймало жирного облизня». Но был один парень, которому повезло. Ну как повезло, в первую очередь сработало его знание «гиковской» культуры 80-х. Того периода по которому фанател покойный Холлидэй.

Однако, как оказалось, отыскать первый ключ, ведущий к кладу это еще не все. Ведь за ним охотятся не только одиночки и кланы таких же гиков как наш герой. Но и вполне серьезные структуры и организации, которые остановятся ни перед чем, чтобы прикарманить приз себе.

Я не фанат литРПГ, да и к культуре 80-х отношусь спокойно. Даже после отличного сериала «Очень странные дела» и свеженького «Оно», играющих на этом поле, браться за роман Клайна не собирался. Однако потом подоспела информация о грядущей экранизации книги, причем не кем-нибудь, а самим Спилбергом. Не почитать литературную первооснову будущего шедевра было как-то неудобно.

Перед нами милая подростковая история, пронизанная ностальгией по 80-м, и пониманием недорослей, с головой уходящих в виртуальность.

Да и как их не понять, когда автор предлагает как данность настолько паршивую реальность, что от нее и убежать не грех. Фактически за бортом OASIS царит преддверие апокалипсиса и угасание человечества. По крайней мере, в привычном нам понимании. Тамошнее человечество лицом к лицу стало перед глобальным кризисом. Кризисом всего. Очень похоже на то, что начинается нынче у нас, но в версии Клайна к 2045 году этот самый кризис достигнет своей пиковой формы. И вот тут этому миру не свезло во второй раз. Нашелся гений, разработавший полноценную виртуальность. Причем фактически бесплатную. Отныне на настоящем мире можно было ставить крест. Вся та молодая шпана, которая могла приложить свои мозги для исправления ситуации на Земле и поисков путей решения реальных проблем, «ломанулась» в игру. С концами. И то верно. Там ты как хочешь, так и выглядишь, без прыщей и заикания. Кем хочешь тем и представляешься. Куда хочешь туда и едешь (это правда, уже за денежку). Благодать.

Человечество было обречено.




Статья написана 23 марта 2018 г. 15:00

"Библиотека на Обугленной горе" — дебютный роман американского писателя Скотта Хокинса.

До того как взяться за перо он трудился в нескольких IT-компаниях, работая с операционной системой Linux и периодически участвуя в разработке Windows (в 1991-м году Хокинс получил степень Бакалавра компьютерных наук Университета Южной Каролины, а два года спустя — Магистра компьютерных наук).

Согласно информации на официальном сайте автора, он любит читать, смотреть кино, готовить, столярничать, а также заниматься созданием аудиокниг.

Приняв во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, что Скотт — не глупый и разносторонний человек, имеющий тягу к творчеству.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что его первая книга получилась очень яркой и разнообразной.

Но обо всем по порядку.

Начать, пожалуй, стоит с краткого содержания романа, хотя сделать это будет не просто из-за его весьма нестандартного сюжета.

Дабы не спойлерить (чем грешит издательская аннотация, которую я советовал бы не читать) скажу лишь следующее:

"Библиотека на Обугленной горе" рассказывает о группе из двенадцати человек, живущих в одном доме в глуши под опекой некоего Отца, строго следящего за тем, чтобы каждый из дюжины изучал определенный каталог знаний.

Эти знания, собранные вместе, дают ключ к управлению всем миром.

Дают возможность изменять его в соответствии с собственными желаниями.

И только Отцу доступны все каталоги.

Правда, однажды он внезапно исчезает, а вход в дом оказывается заблокирован невидимым силовым полем.

Данное происшествие запускает целую цепь разрушительных событий, охватывающих не только США, но и всю планету.

А все потому, что могущественные Библиотекари не остановятся ни перед чем, чтобы найти своего наставника, попутно защищая его наследие, хранящееся в тысячах старых изъеденных временем книг.

Собственно, такова завязка романа, который очень сложно отнести к какому-то одному жанру.

В нем смешались элементы и фэнтези, и хоррора, и научной фантастики.

Причем, Хокинсу почти идеально удалось увязать их между собой, создав произведение с отличной интригой, колоритными персонажами и бодрым кинематографичным экшеном.

Однако есть у книги и несколько минусов.

Первый заключается в том, что не все идеи, озвученные автором, получили внятное объяснение (сиквел напрашивается сам собой, тем более что финал романа это позволяет).

А второй — в том, что основная развязка истории происходит примерно за сотню страниц до ее фактического конца.

Поэтому приходится прилагать определенные усилия, чтобы дочитать слишком раздутый "эпилог".

Хотя все это не критично, ведь Скотт Хокинс написал по-настоящему необычную и запоминающуюся книгу.

И определенно одно из лучших дебютных произведений, которые когда-либо попадали мне в руки.

Оценка: 9/10.


Статья написана 23 марта 2018 г. 13:43

Скоро выходит в свет дебютный роман Ольги Паволги и Михаила Перловского "Стеклобой". Книгу опуликует издательство "Livebook". Анонс был здесь.


Магический реализм, абсурд, фантастика, сюрреализм – всё смешалось и получился пёстрый калейдоскоп, лоскутное одеяло, сотканное из десятков ярких нитей, переплетённых между собой самым причудливым образом. Это совершенно не мой жанр, но стиль авторов затягивает, хотя в моём случае и не с первых страниц. Поначалу абсурдность и сумбурность повествования отталкивают, читатель не понимает, что за фантасмагорическое действо разворачивается перед ним, но интерес узнать, а что же дальше, не ослабевает.

Сюжет тревожен, как тревожно ожидание неизвестного, – нагнетение и ощущение, что вот-вот произойдет нечто, создаёт эту тревогу, которая словно пронизывает сюжет. Один, чужак в незнакомом городе, полном странных персонажей, каждый из которых словно сошёл со страниц Кафки, Камю или Эдварда Лира, взирает на эту фантасмагорическую картину, нет, не с недоумением, скорее с лёгким налётом любопытства. Герой воплощает идеи разорванного сознания, отчуждения, замкнутости и надвигающегося хаоса. Абсурд – это другая сторона реальности, где некоторые черты, присущие социуму, возведены в абсолют и показаны гипертрофированными. Мир в романе словно вывернут наизнанку. И в этом мире оказывается главный герой. Поиски информации о писателе приводят его в маленький городок, где люди, на первый взгляд, ведут себя странно, а по прошествии времени становится ясно, что это вовсе не так – всё взаимообусловено и связано незримыми нитями, создающими единство этой пёстрой картины. Герой подспудно чувствует, что в воздухе витает тайна, пока сокрытая от него. Эту тайну и предстоит разгадать читателю.

Идея романа не нова, но и вторичным произведение не назовешь. Роман самобытен, это своего рода самородок, который пока не достаточно отшлифован, но потенциал есть. Идея исполнения желания путём заключения договора с некой силой тоже не нова, но удачно обыграна. Роман ставит главный вопрос – какую цену человек готов заплатить за исполнение своего заветного желания, а также насколько это желание оказывается заветным в контексте заплаченной цены. И с этой точки зрения роман интересен. Он не совершит переворота в сознании, но задуматься заставит. Но копнём глубже. Это не просто желание, это поиски себя, самоидентификация, если хотите. Через призму потаённых желаний человек познаёт саму суть себя. И поначалу кажется, что герой знает, чего хочет, но это только на первый взгляд.

Стиль и язык произведения на достаточно неплохом уровне, пестрит образными выражениями – хоть порой и несколько неуместными. Символика названия также присутствует. Стёкла и зеркала всегда отождествлялись с чем-то мифическим, колдовским, загадочным. Сюжет не однороден – повествования о прошлом героя прерывают основную линию, что иногда сильно выбивается из общей канвы повествования. Для дебютного произведения книга весьма неплоха. Определить жанр сложно, ибо роман вобрал черты нескольких, чем и интересен. Могу рекомендовать это произведения любителям необычных сюжетов, литературы абсурда и магического реализма в его неканонической форме.





  Подписка

Количество подписчиков: 893

⇑ Наверх