FantLab ru

Том Светерлич «Исчезнувший мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Голосов:
388
Моя оценка:
-

подробнее

Исчезнувший мир

The Gone World

Роман, год

Аннотация:

Смесь «Начала» и «Настоящего детектива», сплав научной фантастики и триллера. Напряженное расследование жестокого убийства приводит специального агента к ошеломляющему открытию…

Шеннон Мосс – специальный агент Следственного управления ВМС. Управление использует секретную космическую программу «Глубокие воды» не только для путешествий к звездам через «червоточины», но и для путешествий во времени. В 1997 году Мосс получает дело об убийстве семьи «морского котика» и похищении его дочери-подростка. Она обнаруживает, что «котик» был в экипаже одного из исчезнувших космических кораблей — «Либры».

Встревоженная совпадениями с ее собственным прошлым, Мосс отправляется в вероятное будущее, чтобы найти улики для раскрытия дела в настоящем. Простое убийство оказывается частью террористического заговора против программы по изучению и предотвращению Рубежа — апокалипсиса, возникающего в каждом варианте будущего. С каждым путешествием Мосс видит, что Рубеж наступает все раньше и он все ближе к ее реальному настоящему. Что связывает Рубеж и экипаж пропавшей «Либры»?

Номинации на премии:


номинант
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2019 // Лучшая книга года (США)

номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Научная фантастика (820 голосов)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2019 // Зарубежная книга года (США)

Похожие произведения:

 

 


Исчезнувший мир
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Gone World
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Исчезнувший мир» Тома Светерлича можно смело назвать научной фантастикой самой новой волны. Это очень глубокая, самобытная и насыщенная событиями книга, которую справедливо сравнивают одновременно и с «Интерстелларом», и с «Началом», и с «Настоящим детективом». Экранизацию романа уже готовит Нил Бломкамп, хотя этим вполне мог бы заняться и Кристофер Нолан — его стиль.

С одной стороны, в «Исчезнувшем мире» вроде бы педалируются известные жанровые темы — перемещения во времени, параллельные миры, космические приключения, первый контакт с неизведанным. С другой — весомая часть сюжета разворачивается в виде детектива или триллера, с распутывание головоломок и разгадками преступлений. Впрочем, навешивать жанровые ярлыки на книгу бессмысленно — на первое место здесь встает сама история, с кучей интриг и неожиданных поворотов, раз за разом меняющих восприятие реальности.

Роман получился объемным, хотя при желании Светерлич мог сделать его еще толще — если бы разжевывал многие моменты, которые могут быть интерпретированы читателем по-разному. Вообще, «Исчезнувший мир» можно было бы растянуть и на большой цикл (чем сегодня многие фантасты и промышляют), но автор акцентируется на главном и опускает все несущественное — иногда события долгих месяцев укладываются в пару абзацев.

Главной героиней стала Шеннон Мосс, особый агент, который для расследования преступлений порой отправляется в будущее — но лишь в проекции, вероятности будущего, а затем возвращается, чтобы скорректировать упущенные детали на основе того, что стало известным в будущем. Так называемый КК ВМФ — большая организация, которая давно владеет технологиями перемещениями во времени и пространстве, но находится под большим секретом. И в проекциях будущего все чаще — и все ближе — маячит Рубеж, этакая кончина Земли.

В целом, «Исчезнувший мир» — захватывающий, умный и виртуозно написанный роман. Даже тот факт, что главной героиней стала женщина, не портит книгу и не делает ее «женской». Это действительно смесь «Интерстеллара» с «Настоящим детективом», но такие аналогии приходят лишь потому, что роман больше не с чем сравнить. Единственное, что может отбить желание от чтения — приличное количество смертей и детальные описания изуродованных трупов, а также несколько откровенных сцен. Но на общем фоне глобальности истории эти недостатки меркнут.

Об «Исчезнувшем мире» наверняка будут говорить долго. Он производит примерно такой же эффект, как впервые просмотренная «Матрица».

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, я немного в шоке. Причём, это чувство вызвано большим количеством негативных отзывов, которых данный роман не заслуживает.

Издательство «Фанзон» наконец-то взялось за последние новинки в жанре фантастики, которые ещё даже не вышли в других странах. В Германии релиз состоялся в начале марта, во Франции только состоится в начале мая. То есть, «Фанзон» решил порадовать своих читателей абсолютно новой фантастикой и сделал это качественно. Такой скорости в издании книг, в принципе, никому неизвестного автора, я лично не вспомню.

На мой взгляд, выбор редакции оказался оправданным. «Исчезнувший мир» — яркая и безумно интересная фантастическая история. Все авансы и сравнения, особенно с известными кинолентами, полностью соответствуют наполнению книги.

Эта история представляет собой самый настоящий коктейль из жанров. Путешествия во времени, расследование жестокого убийства семьи с детьми, контакт с иной цивилизацией, близкий и дальний космос, всё органично смешано между собой и составляет цельное полотно.

Главный герой или скорее героиня, это девушка и не стоит думать, что читателя ждёт лёгкая, романтичная прогулка. Наоборот, это довольно жёсткая и откровенная история, в которой много жестоких и кровавых сцен. Того, что ей придётся пережить и какое упорство она проявляет в своей борьбе за будущее, редко встретишь. И самое важное, что ей ничего не даётся легко, все её достижения, это результат титанического труда.

Такую фантастику хочется читать и читать. Увлекательный сюжет, пронизанный тайнами и загадками. Автор старается не отпускать внимание читателей ни на секунду, постоянно добавляет какие-то новые, интригующие подробности.

«Исчезнувший мир» — настоящая фантастика, которая обязательно понравится широкому кругу читателей. Если по этой книге будет снят сериал, это станет событием в мире любителей кинофантастики. Тим Светерлич написал книгу, которая великолепно читается и прекрасно будет выглядеть на большом экране.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я- чистый гуманитарий, считаю, что люди с самой богатой фантазией- это физики и математики. Каждый дурак может представить себе в уме картинку на любую тему, надергав сюжетов из фильмов, книг и компьютерных игр. А тут, вдумайтесь, люди только на основании набора каких-то закорючек-символов, знаков и чисел рассказывают нам, как это непонятное выглядит в реальной жизни и где это непонятное нужно искать. И, что еще более поразительно, это непонятное часто оказывается вполне знакомым и обыденным, что ежедневно попадается на наши гуманитарные глаза. И это рождение реальности из символов и знаков, с моей точки зрения, более похоже на волшебство, чем сотни придуманных писателями миров.

Но еще больше- до замирания сердца, до священного ужаса, меня поражает квантовая физика. Когда я начинаю задумываться над этими вопросами, то мой мир, такой ясный и понятный, начинает терять четкость, и через туман неопределенности проступает Страна Небывальщина, где возможно все. И кажется, что усилия физиков дают просто неограниченное количество сюжетов для писателей. И так горько от того, что огромные по запасам месторождения сюжетов едва-едва разрабатываются старателями-одиночками в лице отдельных авторов.

Этот сюжет, редкий для наших дней, одновременно о времени, черных дырах, квантовых эффектах и ... людях, несмотря на некоторые претензии к детективной части, мне показался удачным. В основном.

Главная удача- это, несомненно, идея зыбкого будущего, которое мы творим своими настоящими поступками. Существующего только для тебя, такого, как ты есть в настоящий момент — со всем опытом, поступками, произнесенными словами, намерениями и даже молчанием. Сама идея, что все, что мы совершаем и даже не совершаем, определяет не просто то, какими мы становимся, а, как взмахи крыльев знаменитой бабочки, взаимосвязано со всем происходящим в мире, и даже малое слово или поступок отзываются в будущем большими потрясениями.

И хотя идея эта не нова, здесь, через жизнь специального агента Шеннон Мосс — со всеми ее терзаниями, неудачами, опустошенностью, виной и беспросветным одиночеством- история о времени и пространстве приобретает эмоциональность и трагизм. Действительно проникаешься атмосферой безнадежности и беспомощности перед лицом неизбежной катастрофы, переживаешь за героиню, которая раз за разом, вопреки фактам и логике, пытается противостоять самой Вселенной, сочувствуешь ее упорному стремлению исправить пусть малую на фоне всей жестокости реальности несправедливость, восхищаешься ее мужеством и решимостью, ее готовностью к самопожертвованию, ее печалью по всем сгинувшим в квантовой пене теням людей.

Добавляет искренней печали и то, как в целом неплохие люди, движимые благородными целями, порой выбирают для этого неправильные методы, которые запускают цепочку роковых событий, вовлекая в них других людей. Как вполне понятные человеческие слабости могут в совокупности полностью исказить окружающую действительность, превращая цветущий сад в погребальный костер для многих и многих душ. Т.е я хочу сказать, что эта часть повествования получилась трогательной, печальной, очень человечной и запоминающейся. Немного обыденной, да, но именно это придает фантастической истории реализм: люди всегда люди, в какой бы ситуации не оказывались.

Но и одновременно это выводит книгу в разряд «не для всех». Поскольку те, кто ожидал головокружительных приключений во времени, с инопланетянами-чужими, маньяками-учеными, стрельбой и погонями, или те, кто ждал детектива с тщательным поиском доказательств и обязательным изобличением/наказанием преступников- все они будут разочарованы. Но те, кого привлекают рассказы о людях- об их мотивациях, чаще противоречивых, об их странных, нелогичных решениях, которые иногда оказываются верными, несмотря на все законы Вселенной- это как раз для них.

В этом плане- это очень крепкий психологический сюжет в фантастическом обрамлении. Меня, не особого любителя любых детективов, но почитателя произведений о людях в необычных обстоятельствах и интерьерах, не устроил только финал. Нужно было поставить точку на самой трагической ноте принятия решения, с открытым финалом, позволяющим каждому читателю самому, на основании своего опыта, понимания жизни, надежд на справедливость Вселенной, понимания людей и любви/нелюбви к ним додумать, как должна завершиться история. Все, что дальше этой точки, показалось приторно-фальшивым, рассчитанным на скорое появление на экране, чтобы наевшийся попкорна зритель, успокоенный и удовлетворенный, отправился домой, не особо задумываясь над тем, какую пену порождают его поступки, слова и мысли.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Буду честным, я не помню, откуда у меня эта книга. Она «висела» в «Избранном» в телеграме, и не давала мне покоя. Обычно я помню, кто посоветовал мне книгу, или по чьей рекомендации я ее скачал. Но не в этот раз. Начал читать, и понял — не прогадал.

Немного про автора. Том Светерлич — писатель и сценарист, постоянно работающий с режиссером Нилом Бломкампом («Район №9», «Элизиум», «Ракка», «Зигота», «Опорный пункт», «Адам»). По книге «Исчезнувший мир» планируется выпустить фильм, начат кастинг актеров, все остальное держится в секрете.

О чем?

Спецагент Шэннон Мосс (Военно-космический флот США) расследует жестокое убийство семьи и ищет девочку, которая пропала в результате этого инцидента. Для того, чтобы понять, кто совершил убийство, ей приходится отправляться в несколько вариантов будущего Земли (петли времени ага), увидеть жуткий конец человечества и приближение таинственного Рубежа, который, с каждым ее «прыжком в будущее», подступает все ближе и ближе к Земле во времени.

Роман напоминает средневековый витраж, собранный из осколков разноцветного стекла, который собирается воедино в совершенно невероятное будущее и настоящее Шэннон и человечества из многочисленных кусочков вероятного будущего, которое может произойти (а может и не произойти). Начинается книга как «твердая» НФ, постепенно уходя в убойный детектив с поиском то ли маньяка, то ли нескольких маньяков, жуткими убийствами женщин и детей, но во второй части опять «возвращается» в лоно твердой НФ.

Пожалуй это единственный автор, которого я могу навскидку вспомнить, у которого ВСЕ сюжетные линии и арки объяснены и связаны между собой. Нет того, что критики называют «провисающим сюжетом». Каждому явлению, поступку, человеку в романе Светерлич даст объяснение, намек на объяснение или ответ.

Не знаю как, но описания конца света, приближающегося Рубежа или убийства даются Светерличу очень «хорошо».

«Мы полетели в далёкое будущее, через тысячи лет, в надежде, что нам поможет цивилизация с превосходящими технологиями, но когда мы приземлились, то появился белый свет, став вторым солнцем. Мы видели уничтожение человечества. Видели, как люди бегут в море и тонут, а другие висят в воздухе. Мы видели людей, чьи рты наполнены серебром…. Я представила огонь, пожирающий небеса бесконечных вариантов Земли. Представила сияющую, как глаз мертвеца, Белую дыру.»© Том Светерлич, «Исчезнувший мир».

Для людей с хорошим воображением этот роман — находка.

В итоге получилась отличная твердая научная фантастика, с петлями во времени, возможной (или нет) гибелью человечества и убийством семьи.

Некоторые обозреватели пишут об «Исчезнувшем мире», что это смесь «Inception» и «True detective». Могу лишь подтвердить это и дополнить, на мой взгляд, это совершенно безумная смесь «Настоящего детектива», «Начала», «Фортитьюда», «Звездных врат», «Соляриса», «Интерстеллара» и «Твин Пикса».

Для меня этот роман стоит на одном уровне с «Ложной слепотой» и «Эхопраксией» Питера Уоттса.

10/10. Must read

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Исчезнувший мир» привлекает к себе внимание любителей фантастики громкой цитатой на обложке от The New Yorker: «Жестокий триллер с путешествиями во времени одновременно пугает и интригует. «Начало» сталкивается с «Настоящим детективом», но также содержит толику «Соляриса», «Интерстеллара», «Твин Пикса», «Особого мнения» и даже «Звездных врат». И даже если человек, взявший в руки книгу, не особо наивен и знает, что рекламе доверять нельзя, надежда нет-нет, да робко затеплится: вдруг хотя бы часть сравнений окажется правдивой. В данном случае правдивыми окажутся все сравнения, но… Впрочем, об этом чуть позже.

Люди обнаружили способ бороздить глубины пространства и глубины времени. В какой-то момент обнаруживается, что в будущем начнется апокалипсис, причем дата этого события сдвигается все ближе и ближе к нашему настоящему. Между тем, спецагент, военный, астронавт и детектив в одном флаконе, Шэннон Мосс расследует таинственное зверское убийство, для чего несколько раз перемещается на двадцать лет вперед, чтобы посмотреть, не выяснится ли чего полезного для ее дела в дальнейшем.

Это все звучит и выглядит неплохо, читается так вообще бойко и с интересом, но если начать задумываться, то сюжет слегка разваливается. Ну какой серьезный детектив можно построить на идее перемещения на двадцать лет вперед с целью посмотреть на результаты расследования? А вдруг в будущем дело вообще закрыли? Или пошли по ложному следу? Или слепая случайность уничтожила важные улики? Не говоря уже о том, что это попахивает жульничеством. Все равно что застрять на каком-то уровне в компьютерной игре и подсмотреть прохождение. Хотя, если говорить честно, из Шэннон довольно посредственный детектив в любом случае, потому что все расследование проводится благодаря благосклонности и воле автора, который помогает главной героине всеми роялями, очевидными и не очень. Сама мисс Мосс обычно просто плывет по течению, слегка корректируя курс, и делая неплохие выводы на основе всего увиденного.

При этом фантастическая часть получилась вполне сносной, пусть и пестрящей обилием клише (финал в этом плане вызывает особо печальный вздох). Но книга представляет собой, как и обещала обложка, синтез «Начала», «Настоящего детектива» и «Интерстеллара», написанный кинематографичным языком так, что роман просто напрашивается на экранизацию. И это как раз случай, когда фильм может стать лучше оригинала. Правда киношникам придется разобраться с еще одной проблемой. На логику и логические неувязки можно закрыть глаза при отличном визуале, а вот с персонажами и их взаимодействиями придется что-то делать.

А вся проблема в том, что автор просто пока не умеет выписывать персонажей так, чтоб в них можно было увидеть живых людей. Второстепенные герои у него картонные и строго функциональные, Шэннон очень несбалансированная и то реагирует как нормальный человек, то ведет себя как инопланетянин. Диалоги выглядят слабыми и уж слишком наигранными, временами повторяя одну и ту же мысль дважды, разжевывая ее для читателя.

В итоге роман можно поругать за вторичный сюжет и плоских персонажей, но стоит похвалить за интересные идеи, хороший язык и неплохо выстроенную атмосферу. «Исчезнувший мир» сыроват, временами невнятен, но увлекателен и видно, что у автора есть потенциал.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скучный научфан и никакущий детектив

Удивительно, как от смеси «Настоящего детектива» и «Начала» может разрываться рот в зевке. Факт, я не могу дочитать эту книгу уже два месяца. Осталось страниц 30, там вовсю финальная развязка, а мне невероятно скучно и наплевать чем там дело закончится. Светерлич все же визионер, он рисует картинки, потому все эти кишки, кровь, ногти и прочие мясные штуки стройными ромбами и другими фигурами укладываются в голове. С другой стороны кишки, кровь, ногти вовсе необоснованны и нужны только для взрослости рейтинга и нарочной приземленности, хотя можно было обойтись без всех этих «жутких» моментов.

А ещё Светерлич не женщина. Примите это. Приняли? Отлично! Теперь не удивляйтесь почему его героиня ведёт себя так, а не иначе. А ещё в книге самое ужасное описание сцены секса, из-за чего кажется, что Мосс испытывает такой же диапазон чувств, как её протез. И ещё. Я считаю, что нет хуже оценки для автора, когда читатель придумывает развязку, которая лучше, логичнее и соответствует не только духу книги, но и жанру в целом. Так получилось и с этой книгой. Том сделал несколько удачных «вбросов», но интересные идеи либо не получили развития, либо Том сам их опроверг в следующем же абзаце.

Радует, что Том сейчас работает с Нилом Бломкампом в OATS, есть надежда на крутую экранизацию, где можно будет расслабиться, выключить голову и посмотреть на картинки. Верю, что Нил разберёшься во всех этих повторяющихся деревьях и путях, а то у Тома под конец уже перестало получаться. Заблудился в трёх Вардогерах.

Оценка: 2
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время мне всё чаще стали попадаться нарочито претенциозные и перехайпленные книги, которые сами из себя не представляют ровно ничего стоящего в плане писательского мастерства, но весьма годные как первоисточник для экранизаций. Особенно если за дело возьмётся человек, собаку съевший на подобных вещах, обладающий хорошим авторским видением и умеющий грамотно вычленить интересную историю из посредственного слога и мишуры.

Вот и «Исчезнувший мир» ровно такой же претенциозный до одури середняк, из которого может выйти замечательнейший фильм. В книжном варианте же – это целая сборная солянка жанров, когда один наползает на другой, но при этом каждый из них страдает либо от перегруженности и ненужности для повествования, либо от недостатка авторского мастерства. Взять хотя бы самое основное: когда путешествия во времени туда-обратно подаются настолько невразумительно, впору за голову хвататься. А детектив? Вот серьёзно, это детектив? Когда для того, чтобы узнать, нашли ли тело жертвы (а может, уже даже и само убийство раскрыто!), героиня летит в будущее на пару десятилетий вперёд, тем самым откровенно признавая собственную некомпетентность, да ещё и изменяя ход событий в настоящем – это, простите, что угодно, только не детектив. Она бы ещё к привокзальной цыганке-гадалке пошла.

За социалку здесь отвечает тоже героиня-инвалид, потерявшая ногу в одном из вариантов будущего. Но чёрт подери, почему это так скучно, однобоко и неумело подаётся? Вспомните, каким прекрасно выписанным героем-инвалидом был тот же Корморан Страйк от Роулинг! Как его потерянная нога, заменённая протезом, вечно натирающим культю, регулярно добавляла ему проблем в детективной работе, но ей не тыкали в лицо постоянно, а наоборот, вспоминали в нужных местах и изредка в домашней обстановке. А в «Исчезнувшем мире» инвалидность гг либо откровенно выпячивается, либо регулярно забывается. Акцентуация на этом аспекте порой неслабо так раздражала, когда вдруг ни с того ни с сего автор «вспоминал» о случившемся.

Научная фантастика здесь тоже очень-очень слабо подана именно в писательском аспекте. Описание Рубежа, ядрёным апокалипсисом выжигающего все варианты будущего и постепенно приближающегося к настоящему, автора, похоже, совсем не волнует, как и то, чем вызвана эта катастрофа. Различные версии будущего, какие-то стрёмноватые временные линии, идущие в обход местных событий и остающиеся на второплановых ролях… Да ёлки зелёные, объясни ты нормальным (да хотя бы учёным) языком, как у тебя это всё работает, каким образом тот самый Рубеж регулярно скачет через десятки лет, ничего не оставляя после себя! Нет же, Светерлич всеми силами и уловками этого избегает, а почти все попытки дать хоть какие-то объяснения тут же забиваются информационным мусором и терминологической тарабарщиной.

В общем, единственное, что автору из этой солянки жанров удалось – это триллер, наполненный жуткой колючей атмосферой, регулярно подпитываемой кровавыми деталями и на удивление редко тихими «ааа, мы все умрём!!!». Особенно интересной оказалась мотивация убийств, после узнавания которой начинаешь по-новому смотреть на все деяния. Да, всё равно жестокость порой чрезмерная, но если цель в глазах преступника оправдывает такие средства, то, может быть, они и покажутся разумными хоть на мгновение.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведение по стилю и духу очень напоминает Стивена Кинга. Динамичное, почти не провисает (несколько неважных для сюжета жизнеописаний вполне можно пролистать). Триллер, обильно сдобренный хоррором. На модную нынче тему квантовой суперпозиции. Роман написан профессиональным писателем, что очень чувствуется. Невозможно было отложить не дочитав до конца — для меня это главная оценка качества книги.

PS Аннотация на Фантлабе (просто бездумный перевод с сайта Goodreаds) отвратительная, спойлер из спойлеров.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, прочел в оригинале. Конечно сюжет закручен. Конечно много гуро, крови и грязи. Хотя разумеется самым страшным там является Терминус (в переводе он будет называться Рубеж — почему?) при том, что...гм...его физическая природа остается таинственной. Почему мороз охватывает Землю? И чем является Белая Дыра, прибывающая в Солнечную Систему? Собственно интереснейшие для меня вопросы остались без ответа. Ну, а сюжет конечно закручен и еще как! Как триллер этот роман бесподобен и движущие мотивы там тоже примитивны и «такие как всегда»: страх и жажда власти/денег/славы. А ведь слава просто как первооткрывателей. Она конечно не хуже любой другой, но в данном случае цена вопроса...В общем НФ часть там оказывается не на первом месте. И это при том, что расписана она довольно неплохо. И да, там тоже асимметрия технологий — есть квантовая гравитация и ее (практически!) промышленное использование и есть остающееся загадкой сознание. Ставлю 8 потому, что вижу неправдоподобность. Но это мое придирчивое мнение.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смесь псевдонаучной фантастики, псевдодетектива и запутанного сюжета. Почему псевдо-? Так как в фантастике нет никакой научности, кроме бессмысленных фраз понадерганных автором из научпопа по квантовой механике, а в детективе нет никаких загадок, которые может пытаться разгадывать любитель жанра.

Так на чем же держится книга? Главная основа таких книг – запутанный сюжет и действие (вроде уже собираются экранизировать). Логика происходящего уже не так важна, так как средний читатель (или зритель) все равно не оценит. По этой причине можно выдумывать любую «фантастическую» фигню. Главное, чтобы эта фигня была способна продвигать сюжет и была достаточно запутанной (наличие логики не обязательно) для среднего читателя (зрителя), что позволит автору прослыть создателем произведений с «глубоким философским смыслом» (привет от Нолана). Далее я разбираю творческий метод писателей такого типа на примере сюжета данной книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Основная концепция книги – существует бесконечное количество «будущих», которые в равной степени «существуют». У этой концепции есть один существенный изъян, который, как я понимаю, автор и сам понял. Изъян следующий: На кой черт мне следить за перипетиями сюжета, если это одно из бесконечного количества «будущих»? От того что героя убьют в этом будущем ничего не поменяется в остальных, там он жив, здоров и вполне упитан. Из этого рождается вторая концепция книги. Существует только одно прошлое и настоящие. Должно же быть что-то единственное, что-то, за что реально можно переживать. Он придумывает, что «будущие» существуют только пока в этом «будущем» находится путешественник из настоящего. Как только он покидает это «будущие», то оно сразу исчезает. Так себе концепция, она была бы еще более менее ничего, если бы автор придерживался этой концепции на протяжении всей книги, но после использования ее в некоторых сюжетных «вот это поворотах» он про нее забывает и книга начинает противоречить своим же концепциям. Последняя концепция путешествий в будущее – ты можешь из этого будущего привозить в настоящее людей, например, свои «будущие» копии. Думаю, что это автор придумал также для «вот это поворотов» в сюжете. В книге их называют дубли. И вот тут-то автор сел в лужу. Он так заигрался, что предыдущая концепция вступила в противоречие с последней. По ходу сюжета оказывается, что главная героиня – дубль (вот это поворот). Она не из «настоящего», да и сама их реальность не «настоящая», а один из вариантов «будущего» (вот это поворот). Возникает вопрос: Кто «стабилизирует» их «будущее»? И как она сама может «стабилизировать» «будущее», в которое летает, если не является «настоящей»? И отсюда вытекает проблема, о которой я говорил в самом начале. «Будущие» существуют сами по себе и их не нужно спасать? И они не исчезают после покидания их путешественником из прошлого? Вот так автор начал противоречить своим же концепциям. Интересно, заметил ли это автор? Если заметил, то решил плюнуть на логику происходящего и растереть? Я вижу несколько возможных объяснений происходящего, которые могут придумать читатели и автор, но ни одна из них не приводит к решению проблемы (для тех, кто уже читал книгу, экипаж «Либры» и саму «Либру» в качестве «стабилизаторов» не предлагать, там есть свои проблемы).

Автор придумывает душещипательную концовку, где героиня «героически» погибает в «героическом» антураже. После чего автор задумывается о том, а за что героиня «героически» отдаст жизнь? Нужно что-то эпохальное. Ага, она спасает все человечество. От чего или от кого? От злобных пришельцев, которые решили уничтожить все человечество. И тут читатель тянет дрожащую руку и задает вопрос автору: а почему они решили уничтожить все человечество? Потому что гладиолус. Да какая нафиг разница. Потому что злобные очень. Из-за ваших глупых вопросов может исчезнуть такая красивая концовка. Так что заткнись читатель. Ты что самый умный?

Итак, у нас появилась концепция конца света (для отдельно взятого человечества). Вдумчивый читатель может задать вполне резонный вопрос: Если будущих бесконечно много, то откуда мы узнаем какое будущее реально реализуется? И зачем нам беспокоится о «будущем» с концом света, если не факт, что реализуется именно это «будущее», и даже не знаем какие наши действия могут привести к реализации этого «будущего»? Думаю, что автор и сам додумался до этого. И у него возникло «гениальное» решение этой проблемы: во всех «будущих» будет появляться конец света. У этой «гениальной» идеи есть несколько изъянов. Во-первых, если «будущих» бесконечно много, то как мы, слетав в 1-2 таких «будущих» и увидев там конец света, можем быть уверены, что во всех «будущих» происходит тоже самое? Во-вторых, предположим, что действительно во всех «будущих» происходит конец света, тогда возникают другие вопросы. В чем тогда вариативность этих «будущих», если они все так сильно похожи друг на друга? И как вообще можно тогда избежать конца света? Если во всех «будущих» происходит конец света, то получается, что любые действия в «настоящем» приведут к концу света, так как если бы это было не так, то существовали бы «будущие» без конца света. А если признать, как я уже писал раньше, что действие книги, судя по всему, происходит только в одном из возможных «будущих», то вся книга превращается в еще большую ерунду, так как все жертвы героини полностью обесцениваются. Она никого и ничего не спасла, так как в принципе не могла этого сделать, она вообще никогда не существовала «по-настоящему».

И не зря данную книгу сравнивают с «Началами» Нолана. Там тоже такой же бредовый и нелогичный сюжет. Просто мало кто это замечает.

Единственная интересная концепция в книге, да и то промелькнувшая на паре страниц, что интеллект и сознание – это разные вещи. В книге появляется персонаж ИИ, который, судя по разговору с главной героиней, может легко пройти тест Тьюринга. Этот ИИ прямо говорит, что не обладает сознанием. Эта концепция интересна тем, что большинство фантастов не видят разницы между интеллектом и сознанием. Часто пишут о копировании людей в цифровую форму и т.д. При этом даже не задумываются, а обладает ли цифровая копия сознанием или нет? И если цифровая копия не обладает сознанием, то можно ли говорить в этом случае о копировании человека и о бессмертии?

Если говорить о психологической правдоподобности, то персонажи тоже не блещут в этом плане. Экипаж «Либры» состоит из каких-то маньяков. Это экспериментальный космический корабль! Как набирали этот экипаж? По объявлению в газете? Почему всех этих больных на всю голову людей не «отсекли» еще на стадии психологического тестирования (Сразу возникает аналогия с экипажами кораблей из последних фильмов франшизы «Чужих»)? Хильдекрюгер, когда отказывается погибать ради спасения человечества, показывает себя эгоистом, а потом неожиданно пытается человечество спасти? Эгоист бы купил себе «домик в деревне» и жил бы до старости там. Нафига ему беспокоится за человечество и конец света через 1000 лет? Опять у автора его задумка важнее правдоподобия. Автору нужно было убийство для того, чтобы героиня вышла на экипаж «Либры», а также для экшена, вот и все объяснения поведения Хильдекрюгера.

Там еще множество сюжетных дыр, но основной посыл заключается в том, что книга ничего собой не представляет. В угоду красивой картинке и экшену приносится в жертву логика происходящего. Когда-то писатели удивлялись, что персонажи их книг «не хотят» делать и говорить то, что авторы изначально придумывали для них. Из всей логики книги и получившегося характера персонажа следовали его поступки, которые не всегда совпадали с первоначальной задумкой писателя. В этой книге такого произойти не может, если характер персонажа и логика происходящего мешает красивой картинке, то нафиг такой характер и логику.

«Не верю!»

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывают ситуации, когда ты прекрасно понимаешь, что книга «не твоя», однако все равно дочитываешь до конца из чувства долга или банального желания узнать развязку. Здесь же был крайне редкий случай, когда чтиво было заброшено буквально за 40 страниц до финала. Ибо задолбало.

- Когда же современные горе-писаки детективного жанра поймут, что наличие маньяков и смакования многочисленных эпизодов зверств не делают детективную историю интересней. Тот же 1 сезон «Американского вандала», где герои расследовали случай пошлого хулиганства в школе, в плане увлекательности для вашего покорного легко уделывает «Настоящего детектива», «Девушку с татуировкой дракона» и прочие.

- Чернуха ради чернухи — еще полбеды. Автор не постеснялся использовать один из главных моветонов детективного жанра

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
фактически все расследование за героиню проводит свидетель

- Не срослось с детективом, так может здесь качественная фантастическая линия?. К сожалению, здесь все опять в лучших традициях отдельной лажовой современной фантастики. Есть рациональное предположение, что наше будущее зависит от многих случайных факторов, поэтому временная линия может поменяться, даже если ничего не предпринимать в прошлом. Однако

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
какой тогда смысл путешествовать в будущее, чтобы узнать исход дела в нынешнем, если в нем человечество может уничтожить мир ядерной войной? Также нет никаких гарантий, что в нынешнем преступники поступят также
И на счет инопланетных экспедиций
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ваш покорный не верит, что командование ВМФ не предположило вероятности нахождения исследователями на чужих планетах какой-то жуткой заразы, которая может навредить на Земле и не разработали контрмеры. Например, систему автоматического самоуничтожения, подчиненную ИИ

- Если в книге нет интересного детектива и хорошей фантастики, то что же есть? Есть много рефлексии и постоянного ухода от главной сюжетной линии. Словно, первоначально был написать рассказ, но поступил заказ на полный роман.

Эрго: «Исчезнувший мир» категорически настоятельно не рекомендован к прочтению. Пускай вас не вводит в заблуждение маркетинговая кампания и упоминание Нила Блокампа — южноафриканское дарование после «Района №9» не сняло ни одного толкового фильма. Ну разве что умеренно милого «Чаппи».

Остальные книги сего автора в дальнейшем буду обходить десятой дорогой.

Оценка: 2
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такое чувство, что люди, присваивающие жанры книгам на Фантлабе, делают это закрыв глаза и хаотично тыкая мышкой. Каким боком этот текст относится к твердой научной фантастике – совершенная загадка. Что до самой книги... есть подозрение, что автор имеет расстройство психики. Аутизм или что-то более специфическое. Сосредоточенность на второстепенных деталях, подробные описания сцен (неплохие), перманентное блуждание по «обочинам» сюжета. И при этом просто физиологическое какое-то неумение дать цельную картину происходящего. Представьте, что вы в полной темноте висите в толще густой вязкой жижи и голос из ниоткуда дает вам невнятные, многословные инструкции куда вам плыть. Вот такое чувство вызывает прочтение. С трудом дотянув до трети книги я почти бросил. Но Фантлаб сказал – твердая научная. Бломкамп сказал, что в восторге и будет снимать кино. Лелея слабую надежду, что вот со следующей страницы станет захватывающе и научно-фантастично, решил все же добить. Нет. Я слабак, я сдаюсь на 70%. Вот что я узнал в процессе, просто чтобы продемонстрировать весь абсурд и «научность»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1997 год. Существует суперсекретная структура в ВМФ США, которая имеет постоянную базу на обратной стороне Луны. При помощи генераторов квантовой пены, космические корабли этой спецслужбы имеют возможность путешествовать либо к звездам, либо в будущее. Но не в прошлое, оно «фиксировано». Технических деталей автор не предоставил. Конструкция кораблей получена из будущего, отстоящего веков на шесть от описываемого времени. Корабль, включив эти свои генераторы, летит сквозь квантовую пену. Поболтавшись так три месяца он попадает на двадцать лет в будущее. Квантово неопределенное будущее. Один из БЕСКОНЕЧНОГО множества вариантов развития будущего, которое материализуется самим фактом присутствия в нем путешественника. При покидании путешественником этого будущего оно исчезает. Если у вас родился вопрос, каким образом путешественник возвращается назад, в «родное» время, которое для него теперь вроде как прошлое – ответа вы не получите. Спецагентка ВМФ Мосс, инвалид на протезе с моторчиком, мотается в это будущее, в расчете, что там уже будут известны детали преступлений и останется только вернуться и доложить о раскрытии и предотвратить. Понимаете? В одном из БЕСКОНЕЧНОГО множества вариантов развития. И никакого способа выбрать нужный вариант не существует. Какова вероятность, что вариант будущего через двадцать лет будет «актуален» в поиске доказательств – тайна сия велика есть. Можно ведь с тем же успехом прилететь на Землю, захваченную рептилоидами какими. Остается добавить, что в будущее летают где то в районе Луны, а не с Земли, потому что есть неиллюзорная вероятность возникновения черной дыры от включения этих ихних генераторов квантовой пены. Но это никого не останавливает. Там еще форма жизни есть инопланетная, распинающая людей в воздухе и препарирующая их... ужос, ага. Правда это все, что я об этом знаю, вероятно, в оставшихся 30% текста это более подробно освещается, но я пас. Ну и конец света, куда ж без него, который постоянно перемещается во времени, грозя анальными карами всему человечеству. Впрочем, агент Мосс это не особо волнует, она без ума пытается выяснить – а жива ли еще пропавшая девочка или уже панихиду можно заказывать

Не представляю, как из этого можно сделать фильм не хуже Район №9, но Бломкампу виднее. При таком исходнике, что ни сними, хуже книги не будет.

Оценка: 3
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одинокая, искалеченная, неоднократно избитая до полусмерти женщина. Несмотря на помощь/предательство друзей/врагов, она сражается как может с мельницами грядущего ужаса и гибели. Она не может плюнуть на все и на всех и сказать:«Я уже попробовала, что такое смерть, теперь попробуйте и вы». В процессе чтения я поймал себя на мысли о том, что мне бесконечно жаль эту несчастную Мосс, несмотря на натужный хэппи-энд. Сама же книга оставила ощущение чего-то свежего, так что рекомендую к прочтению.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Посмотрел на аннотацию, прочитал рекламу — купил электронную версию. Прочёл. Остался в недоумении.

Стойкое впечатление что, это не роман, а сценарий детективно-фантастического сериала. Из этого предположения и следуют все недостатки книжки: главные герои ходят туда сюда, путешествуют из времени во время, пытаясь понять кто, зачем совершил убийства а к концу главы дают затравку для прочтения следующей главы и так на протяжении всего романа. А к концу ..... пшик — кончилось всё ожидаемым хеппи-эндом.

Вопросов по прочтению осталось много, но искать ответы (т.е. читать вполне ожидаемое продолжение) совершенно не хочется.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставил впечатление стандартного процедурала, в котором на более-менее интересную идею навешивается костяк из штампов и клише. Обо всем по порядку.

1. Стиль романа максимально безликий и пресный, в нем нет ни единой метафоры или эпитета, все написано сухим публицистическим языком.

Называть подобное художественной литературой несколько преждевременно, это скорее просто текст с неким сюжетом и героями.

2. Сама по себе идея достаточно интересная, видно, что автор пару научных статей все-таки прочел.

3. Автор переборщил с рефлексией практически всех героев своего романа. Это стандартная проблема дебютантов, в данном случае сведшаяся к постоянному обмусоливанию инвалидности главной героини и тяжелой болезни её матери.

4. Сюжет представляет собой стандартный детектив, явно навеянный любимым многим сериалом True Detective. Вот только здесь нет ни великолепного Макконахи, ни тягучей атмосферы американского юга. Герои малоинтересны, раскрываются слабо, сюжет сильно разбавлен бытовыми разговорами, проблемами и той самой рефлексией, из-за которой постоянно провисает.

Ситуация несколько улучшается ближе к финалу, но в плюс записывать это можно со скрипом.

В итоге имеем стандартный проходной роман ремесленника-дебютанта, чьего таланта банально не хватило не реализацию достаточно интересной идеи.

Светерлич обошелся смесью стандартного детектива со стандартным же боевиком, добавив к этому неминуемый Конец света.

6 из 10

Р.S. Бломкампу стоит тщательнее подходить к выбору сценариев, иначе из болота самоповторов он не выберется никогда.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх